Консультация «Тревожат ли Вас речевые проблемы ребёнка?»
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Тревожат ли вас речевые проблемы ребенка?
Составила учитель-логопед Нуштаева Ю.С.
Речевая коммуникация, если учесть все виды речи (говорение, слушание, письмо), является постоянным состоянием человека. Естественно, что нарушения речи приводят к перестройке личности. В некоторых случаях у детей с нарушениями речевого развития возникает чувство неполноценности. На отношение ребенка к своему речевому дефекту огромное влияние имеет отношение к нему со стороны родителей. И то, как они настраивают ребенка по отношению к своему дефекту, какие установки ему дают, является основным формирующим компонентом отношения ребенка к своему речевому дефекту.
Установка может быть попустительской: «Не обращай внимания, твой папа всю жизнь так говорит, и ничего страшного», «Много детей говорят значительно хуже, чем ты, а учатся на четверки и пятерки», «Посмотри, сколько знаменитых людей не выговаривают какие-то звуки: певцы, писатели, телеведущие, и их дефект им не мешает».
Ребенок внушаем, и очень скоро, при отсутствии насмешек со стороны других детей, он придет к выводу, что его собственная речь нормальна, а небольшой дефект – это проявление индивидуальности.
Возможна другая установка: «Ты уже такой большой, а говоришь, словно тебе два года. Ты слышал, чтобы у нас в семье кто-нибудь так говорил? С такой речью тебя не возьмут в школу, с тобой не будут общаться дети. Над тобой все будут смеяться. Неужели трудно произнести нормально, как все?!»
Комплекс неполноценности, внушаемый родителями, усилится еще больше, если ребенок слышит насмешки со стороны сверстников. Ребенок может замкнуться или приобрести еще один речевой дефект (например, заикание).
В начале обучения ребенок с нарушениями речи очень неуверен в себе, остро переживает все критические этапы в обучении. Неуверенность в себе порой сочетается с болезненной чувствительностью, ослабляет волю ребенка и стремление к преодолению дефекта.
Неполноценность речи и связанная с этим неуспешность в обучении приводят к ряду характерологических изменений и снижению самооценки ребенка. При правильном подходе семьи к воспитанию ребенка с проблемами в речевом развитии, правильном педагогическом воздействии можно избежать подобных проблем. Необходимо сформировать у ребенка осознанное отношение к работе над речью, стремление преодолеть свой дефект.
Могут ли родители сами определить, нужен ли ребенку логопед?
Речь ребенка формируется постепенно, вместе с его ростом и развитием, и проходит ряд качественно различных ступеней развития. Для каждого возраста существует своя норма.
Первые попытки артикуляции звуков отмечаются в 2-3 месяца – это гуление.
Начиная с 6 месяцев, ребенок уже довольно четко произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба и др.) и постепенно начинает перенимать от взрослых не только все элементы речи, но и интонации, ритм, темп речи.
Как правило, к году ребенок произносит простые слова: мама, папа, баба, дай.
К 2-м годам активный словарь значительно увеличивается. В этот период у ребенка возрастает способность к подражанию речи взрослых. Фразы становятся все более длинными и сложными, улучшается и произношение слов.
На 3-м году жизни ребенок начинает шире пользоваться глаголами, прилагательными, также увеличивается словарный запас. Речь детей характеризуется появлением сложных предложений. Детям становится доступным отгадывание простых загадок, заучивание стихов.
На 4-м году жизни словарь детей составляет 1500-2000 слов различных частей речи. Дети могут высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей их действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения.
Увеличение активного словаря (2500-3000 слов к 5-ти годам) дает возможность ребенку полнее строить высказывания, точнее излагать свои мысли. Но увеличение словаря и развитие связной речи нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки, например, неправильно изменяют глаголы, не согласовывают слова в роде, в числе. У детей этого возраста значительно улучшается звукопроизношение.
Приведу примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.
0 - 1 года | 1 - 2 года | 2 - 3 года | 3 - 4 года | 5 - 6 лет | |
А, У, И, П, Б М | О, Н, Т', Д', Т, Д, К, Г, Х, В, Ф | Й, Л', Э, С' | Ы, С, З, Ц |
| |
Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Р, Р' | |||||
Таковы этапы развития речи ребенка в норме. Если речь детей значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду.
Уважаемые родители! К школьному возрасту ребенок должен правильно произносить все звуки, владеть звуковым анализом и синтезом, грамматически правильно строить связные высказывания.
Начиная с 3-х лет, необходимо 1 раз в год проходить профилактический осмотр у логопеда. Но если же у родителей есть хоть малейшие сомнения или подозрения, то к логопеду лучше обратиться в любое время, не дожидаясь трех лет.
К логопеду нужно обратиться обязательно:
Если ребенок в младенчестве не гулит и не лепечет;
Если ребенок к 1 году не может выполнить простейшие просьбы (покажи мишку, принеси зайку и т.д.);
Если в 2-2,5 года малыш практически не имеет понятных слов, а говорит на «своем» языке, не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы (принеси зайку из комнаты и дай папе);
Если ребенок в 1,5–3 года все понимает, а говорить «не хочет», общается жестами;
Если в 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки и не может рассказать ни одного стихотворения;
Если ребенок 4-5-ти лет смягчает все звуки – это может быть серьезное речевое нарушение;
Если ребенок «картавит», «гнусавит», «шепелявит», искажает звуки – обращайтесь к логопеду в любом возрасте, не обращая внимания на возрастные нормативы появления звуков (искажение звуков – это всегда речевое нарушение);
Если ребенку больше 6-ти лет, а он не запоминает стихи и не может пересказать текст, а также нарушает структуру слов;
Если ребенок заикается (повторяет первые звуки, слоги, слова; разрывает слова паузой на слоги, звуки);
Если у ребенка возникли проблемы с письмом и чтением текста.
Кроме того, к логопеду стоит обратиться также в следующих случаях:
Если ребенок нечётко говорит и плохо ест твердую пищу: ребенку трудно жевать мясо, хлебные корочки, морковь, твёрдое яблоко. Это может быть одним из проявлений стертой формы дизартрии.
Трудно воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребёнок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щёк и языка. Он или сразу проглатывает воду, или выливает её обратно.
Ребенок не любит и не хочет застёгивать самостоятельно пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Также испытывает затруднения и на занятиях по изобразительной деятельности: не умеет правильно держать карандаш, регулировать силу нажима на карандаш, кисточку.
Затрудняется при выполнении различных упражнений на музыкальных и физкультурных занятиях.
Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут чётко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге.
Могут ли родители сами исправить речь ребенка?
Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребенка. В настоящее время появилось много литературы, помогающей родителям развивать речь ребенка.
Иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему – например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься.
Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей – это образец для подражания и основа последующего речевого развития. Важно придерживаться следующих правил:
– нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка;
– желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;
– общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать на практике;
– следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;
– ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Очень важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы речевого этикета в английском языке и проблемы его применения в быту и профессиональной деятельности
Английский речевой этикет - это совокупность специальных слов и выражений, придающих вежливую форму английской речи, а также правила, согласно которым эти слова и выражения употребляются на практике в...
Проблема формирования речевого имиджа молодого специалиста как один из аспектов развития профессиональных компетенций
Преподавание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» выявило острую проблему, с которой сталкиваются будущие молодые специалисты: формирование речевого имиджа. Речевой имидж – особое речевое...
Доклад "Морально-правовые проблемы, связанные с эвтаназией" на конференции "Проблемы современного общества" в Институте гуманитарного образования и информационных технологий 22.10.2015 года учащихся Сергова Егора и Слесаревского Егора
Доклад "Морально-правовые проблемы, связанные с эвтаназией" на конференции "Проблемы современного общества" в Институте гуманитарного образования и информационных технологий 22.10.2015 года учащихся С...
План - конспект учебного занятия по теме «Глобальные проблемы человечества, пути их решения. Проблема отсталости развивающихся стран.»
План - конспект учебного занятия по теме «Глобальные проблемы человечества, пути их решения. Проблема отсталости развивающихся стран.»...
Рекомендации по работе с детьми ОВЗ (речевые проблемы)
СОВЕТЫ ПЕДА При планировании и проведении занятий необходимо учитывать специфические особенности детей с ТНР. Организуя работу с ними, целесообразно:-...
Практический речевой материал для детей старшей и подготовительной группы «Речевые пятиминутки»
Пояснительная записка. Речевые пятиминутки – это одна из технологий преодоления речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций. Речевые пятиминутки способствую...
Проблема речевой компетентности у обучающихся
О проблемах речевой компетентности у обучающихся...