Экологический проект «Что нам осень принесла» для детей подготовительной группы
проект
Вид проекта: информационный, творческий, групповой.
Продолжительность: среднесрочный.
Участники: воспитатель, музыкальный руководитель, дети подготовительной группы, родители.
Возраст детей: 6-7 лет.
Актуальность: Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в значительной степени зависит от природного окружения. А воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, научатся наблюдать природу, видеть её красоту.
В современном мире обучение и развитие дошкольников построено на индивидуальном развитии творческой личности. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем. Иногда самостоятельно он не может найти ответы на интересующие его вопросы. Чтобы помочь ребёнку, организовывается проектная деятельность.
Цель проекта:
Расширение представлений детей об осени как времени года, развивать умение самостоятельно находить первые признаки осени, помочь детям увидеть всю красоту осенней природы и богатство осенних даров, познакомить с осенними праздниками, создать условия для художественно-эстетического воспитания детей, развития их познавательных и творческих способностей.
Задачи проекта:
1. Расширить и систематизировать знания детей об осени, изменениях в природе, учить видеть и выделять отдельные объекты осенней природы, развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;.
2. Совершенствовать изобразительные навыки и умения, развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм.
3. Активизировать речь детей, пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Птицы», «Животные;
4. Расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созревающих в осенний период;
5. Воспитывать чуткость к художественному слову, любовь и бережное отношение к природе.
6. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
7. Сформировать активность и заинтересованность родителей в педагогическом процессе.
Предполагаемый результат:
После завершения проекта дети приобретут следующие знания:
- Расширение представлений об осени, как времени года (сезонные изменения в природе, признаки осени, ее дары).
- Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем.
- Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
- Отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).
- Воспитание чувства любви к родной земле и желание бережно относиться к дарам природы.
- Формирование активности и заинтересованности в образовательном процессе детей у родителей.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап
- составление плана совместной работы с детьми, родителями;
- разработка конспектов НОД;
- подбор материала и оборудования для НОД, бесед, игр с детьми;
- подбор художественного материала;
- оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта;
- беседа с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу в МДОУ;
- Изучение методической литературы.
Практический этап.
Образовательные области. Виды детской деятельности.
Познавательное развитие
Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.
Ознакомление с окружающим:
- «Приметы осени»
- «В гости к осени»
Беседы:
«Почему деревья сбрасывают листья», «Что нам осень принесла»;
«Осень. Что ты о ней знаешь?»
«Могут ли овощи принести вред нашему здоровью?»
Ситуативная беседа:
«Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»
«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»
«Почему я люблю (не люблю) осень?»
Цикл наблюдений:
«Что было сначала, что будет потом?» (красота и богатство осенних красок на примере деревьев, растущих на территории детского сада),
«Соберем семена садовых цветов»,
«Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?»,
«Чем отличается ель от других деревьев осенью?»,
«Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?»,
«Куда летят перелётные птицы?»,
«Почему исчезли насекомые?»
Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сада»,
«Ищем приметы осени»
экскурсия по территории ДОУ;
экспериментальная деятельность с осенними листьями;
Викторина:
«Сбережём удивительный мир растений и животных».
Д/и «Возвратим осени память», «С какого дерева листок?», «Кто больше знает примет осени?».
Речевое развитие.
Чтение художественной литературы:
- Пословицы, поговорки, загадки об осени.
- Басня И. Крылова «Стрекоза и муравей».
- И. Соколов - Микитов «Листопадничек».
- М. Пришвин «Птицы и листья».
- К. Чашева «Деревья спят».
- Ю. Тувим "Овощи".
- А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
- А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…»
- Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной».
- Н. Егорова «Листопад».
Пересказ, рассказывание:
- Пересказ произведения К. Ушинского «Четыре желания»
- Пересказ произведения Н. Павловой «Опенки»
- Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.
- Творческое рассказывание по темам «Мы гуляли на участке», «Что я видел в парке?»
- Составление описательного рассказа на тему «Моя картина»
- Пересказ произведения Н. Сладкова «Почему ноябрь пегий»
- Пересказ произведения В. Чаплиной «Лес осенью»
Заучивание наизусть:
- А. Фет «Ласточки пропали».
- Е. Трутнева «Осень».
Художественно-эстетическое развитие.
Рисование: «Осенний натюрморт», «Ветка рябины», «Летят перелетные птицы», «Яблоня с яблоками», «Загадки с грядки».
Лепка: «За грибами в лес осенний», «Осеннее дерево».
Аппликация: «Огурцы и помидоры лежат на тарелке», «Колосок», «Осенний ковер», «Аппликация из осенних листьев».
Прослушивание музыкальных произведений:
П. Чайковский «Времена года»,
А. Вивальди «Времена года»,
С. Прокофьев «Фея Осени».
Физическое развитие.
Пальчиковая гимнастка «Вышел дождик погулять», «Листочки», и др.
Физкультминутки «Мы – осенние листочки», «Мы пойдем в огород», «В землю зернышко попало», «Ветерок»; «Капуста», и др.
дыхательная гимнастика «Ветерок».
Подвижные игры: У медведя во бору», «Совушка», «Перелет птиц», «Раз, два, три, названный лист бери», «Кто быстрее соберёт листья», «Соберем осенний букет», «Поедем в лес», «Вершки и корешки», «Совушка».
Эстафета «Собери осенний букет».
Культурно - досуговая деятельность:
Праздник осени «Осенние приключения».
Осеннее оформление группы.
Взаимодействие с родителями.
Мероприятия по работе с родителями:
- Сбор природного материала.
- Рекомендации родителям о прочтении художественной литературы по теме.
- Рекомендовать экскурсию с детьми на огород, в сад, в лес, парк.
- Проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению поделок
- Консультации: «Витамины в саду и на грядке», «Одежда детей для прогулок осенью».
- Выставка совместных творческих работ с родителями «Осенние фантазии».
- Помощь в подготовке к празднику «Осенняя сказка» (изготовление костюмов, разучивание стихов, песен).
Рекомендации родителям.
Дорогие наши мамы и папы! Просим Вас:
- Прочитать нам произведения об осени Е. Трутневой «Листопад», И. Бунина «Лес, точно терем расписной», К. Бальмонта «Веселая осень»; стихотворения А. Плещеева «Миновало лето» М. Ивенсен «Падают, падают листья» и др;
- выучить стихотворение И. Бунина или А. Толстого об осени;
- рассмотреть картины русских и зарубежных художников об осени;
- погулять по осеннему лесу, понаблюдать листопад;
- составить букет из осенних листьев(для дома)
- посетить музей изобразительных искусств или картинную галерею;
- сходить в лес за грибами;
- заучить приметы и загадки об осени;
- почитать и рассмотреть энциклопедию о грибах;
- собрать семена разных растений;
- прослушать произведения русских и зарубежных композиторов об осени;
- сделать фотографию со своим ребёнком на тему: «Осенние деньки»;
- сделать поделки из природного материала;
Заключительный этап
Продукт проектной деятельности:
- выставка детских работ «Золотая осень»;
- выставка поделок из природного материала, сделанных родителями совместно с детьми.
- оформление раздевалки с использованием работ детей.
Анализ результатов работы.
В ходе работы по проекту «Золотая осень» каждый день мы совершали целевые прогулки к какому-либо объекту (дерево, кустарник, овощное растение, травинка, цветок). На месте проводилась беседа об этом растении. Дети собирали природный материал. Наблюдая с детьми расцветку листьев, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: дни стали короче и холоднее, листьям не хватает солнечного света и тепла. Листочки начинают менять свою окраску и опадать — это явление называется листопад.
Выполняя задуманное, я знакомила детей с правилами сбора природного материала, с важнейшим принципом «Не навреди окружающей природе». Собирая ягоды рябины, мы не должны забывать, что это лакомство для птиц. Поэтому забирая, мы должны что-то оставить взамен. Мы должны следовать правилу: «Забирая восполни». Вспомнили, чем можно подкармливать птиц (несоленое сало, пшено, семечки, крошки белого хлеба, овсяные хлопья, и т д.). Так же, дети знакомились с правилами заготовки природного материала (проблемная ситуация: собранные листочки на следующий день свернулись в трубочки).
Во время проекта дети вели наблюдения, экспериментировали, устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире, участвовали в конкурсе, принимали участие в празднике «Осенние приключения », рисовали, лепили, играли, слушали музыку, рассматривали картины и иллюстрации, знакомились с литературными произведениями, сочиняли свои рассказы.
У родителей появился интерес к проектной деятельности, они с удовольствием принимали участие в оформлении выставки.
Я надеюсь, что знания, полученные детьми во время проекта, пробудят чувство любви к родному краю. Ибо воспитание любви, бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе родного края возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, научатся наблюдать природу, видеть её красоту.
Литература:
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с. Просвещение.
2. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет. / Под ред. Л.А. Парамоновой. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014.
3. «Неизведанное рядом», занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина, М., ТЦ «Сфера», 2005 г.
4. «Развитие воображения и речи детей 4-7 лет», игровые технологии. - Е.А. Алябьева, М., ТЦ «Сфера», 2006 г.
5. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». – Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова, Волгоград: Учитель, 2013;
6. "Экологические проекты в детском саду" -Масленникова О.Н., Филиппенко А.А.- Волгоград: Учитель, 2013 г.
7. Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия в подготовительной группе» 2008.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_am_osen_prinesla.pptx | 1.74 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Паспорт проекта: Тип проекта : познавательно-исследовательский, творческий, игровой; Продолжительность : краткосрочный с 23.09.19 – 4.10.19 гг. Возрастная группа : подготовительная группа; Участники : дети, воспитатели, родители; Итоговые мероприятия : конкурс чтецов «Осенние стихи», выставка детского рисунка «Золотая осень»
Цель проекта: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Разноцветная осень». Задачи проекта: Обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях; Расширить представления детей о многообразии и пользе осенних даров природы; Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, при рассматривании иллюстраций и картин художников; Расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем; Способствовать развитию памяти, восприятия; Приобщение родителей к участию в жизни детского сада; Воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Продукты проекта: Дети: выставка работ «Золотая осень» Педагоги : презентация проекта Ожидаемые результаты: Для детей: закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах; расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики; отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой) Для педагогов: Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ. Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов Самореализация.
Изобразительная деятельность: Рисование: «Золотая осень» (акварельные краски) (см. Комарова с.36) «Нарядные грибочки» (акварельные краски) «Что растёт в огороде?» (акварельные краски) «Осенний букет» (карандаш) Аппликация: «Осенний ковёр» (см. Комарова с. 37) «Осеннее дерево» Лепка: «Корзина с грибами» (см. Комарова с.34) «Овощи и фрукты» Конструирование: Оригами «Лист клёна»
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Подвижные игры : «Листики, собирайтесь в круг», «У медведя во бору», «Совушка», «Перелет птиц», «Раз, два, три, названный лист бери», «Поймай листок» Физкультминутки: «Мы – осенние листочки», «Ветерок» СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ: «Осенняя ярмарка», «Путешествие в лес», «В овощном магазине» ИКТ: Создание презентации о ходе проекта
ФЭМП «Загадки осени» Игровая ситуация «Поход в лес» ( Помораева , Позина с.25) Игровое упражнение «Наведем порядок» ( Помораева , Позина с.26) «Сбор урожая» ( Помораева , Позина с.27) Дидактические игры: «Посчитай листочки», «Собери листочек» (из геометрических фигур), «Собираемся в поход», «Разноцветные листья», упражнение «Поможем шоферу привезти овощи и фрукты на плодоовощную базу», «Фруктовый пирог» (деление на части)
ФКЦМ «Краски осени» (обобщённое представление об осени, как времени года; характерные признаки осени, изменения в жизни животных, птиц и растений) «Труд людей осенью» Беседы: «Подарки осени» «Почему деревья сбрасывают листья?» «Зачем собирают урожай и пересаживают растения?» «Чем отличается ель от других деревьев осенью?»
РАЗВИТИЕ РЕЧИ Составление описательного рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень» Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…» ( Гербова с.27) Обучение грамоте: составление звукобуквенных схем к словам ОСЕНЬ и ДОЖДЬ ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ К. Бальмонта «Сентябрь» В. Даль «Война грибов с ягодами» М. Пришвин «Грибной лес», «Этажи леса» В.Г.Сутеев «Под грибом» Т. Домаренок «Осень» И. Соколов-Микитов « Листопадничек » Н. М. Грибачев "Рыжие листья" Русская народная сказка "Мужик и медведь" Виталий Бианки "Осень" (из сказки-рассказа "Синичкин календарь") Т. Домаренок «Усталый дождик» М. Пришвин «Осенние листики» А. Пушкин «Унылая пора.», «Уж небо осенью дышало.» И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной…» А. Майков «Осенние листья»; Загадки, пословицы, поговорки
МУЗЫКА Прослушивание музыкальных произведений: «Золотая песенка» слова 3. Петровой, музыка Г. Вихаревой «Дождик» слова Пикулёвой , музыка Попляновой «В золоте берёзонька» слова и музыка Вихаревой . П. Чайковский «Времена года», А. Вивальди «Времена года», С. Прокофьев «Фея Осени», Е. Дога «Осень» и др. Разучивание песен: «Осень, как рыжая кошка», «Осень ждём», «Тучка-барыня» РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Консультация для родителей «Осень - чудная пора» Совместное рисование с детьми на тему проекта Участие в конкурсе «Парад осенних шляп» Фото для родителей «Жизнь группы осенью» Подготовка детей к конкурсу стихов
В ходе реализации проекта: у детей: развивались творческие способности, углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней, совершенствовалось умение осуществлять экспериментальную деятельность, устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире, расширился и активизировался словарный запас у родителей: появился интерес к проектной деятельности, они с удовольствием принимали участие в конкурсах, рисовали, подбирали стихи на тему проекта.
Воспитатель : Ребята, а вы любите получать подарки? А дарить? (Ответы детей) А вы знаете, что сейчас время, когда мы получаем подарки от самой природы, от осени… Как вы думаете, что она нам дарит? (Фрукты, овощи, ягоды)
Посмотрите, какой богатый урожай садоводы собирают к осени…
Раньше на Руси (так называлось наше государство) был праздник под названием « Осенины » ! Отмечался в день равноденствия, 21 сентября (когда день равен ночи).
Женщины выходили с овсяным хлебом к реке, водили хороводы и пели песни.
Это был Праздник Урожая, потому что все кладовые и амбары заполнялись запасами на зиму, а на стол готовили угощения. Провожали лето, с радостью встречали осень и окончание всех полевых работ.
Давайте проверим ваши знания? Вы даете название картинки и говорите к чему относится (овощ, фрукт, ягода, гриб)
Кабачок - овощ
Слива - фрукт
Белый. Гриб.
Баклажан – овощ. Но, с точки зрения науки о растениях, это - ягода
Рябина - ягода
Виноград - ягода
Воспитатель: Ребята, но ведь зима длинная… В холодильниках всё не поместится, а на Руси их, вообще не было! Как же можно продукты сохранить, чтобы они не испортились и в них не завелись микробы? Какие способы хранения продуктов вы знаете? (Ответы детей: закрыть варенье, засолить, засушить…) Давайте сыграем в игру: « Угадайка ». Что же случилось с этими плодами?
Виноград превратился в ….(изюм). Его …(высушили). Первый способ хранения – сушка или высушивание
Огурцы были свежие, а стали - …..(соленые)
А эту капусту? Правильно – заквасили! На Руси огурцы и капусту раньше солили в бочках
А …(малину) законсервировали с сахаром…
А если дома все же есть морозильная камера, некоторые плоды, можно …(заморозить).
Тем не менее, самые полезные овощи и фрукты – свежие! Но не забывайте их хорошо мыть!
Спасибо !
Список источников https://ic.pics.livejournal.com/clinicarhangel/83312819/4442/4442_800.jpg http://kpmgallery.com/Content/img/Pictures/PictureImage_000693.jpg https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/08fc/00174e03-e566c569/2/img3.jpg https://i.pinimg.com/736x/91/b9/3f/91b93fb03c64f470944a382c9a90849f--youtube-lens.jpg https://oldfarmer.ru/wp-content/uploads/2019/12/kabachki-6.jpg https://i.artfile.ru/2500x1850_759568_%5Bwww.ArtFile.ru%5D.jpg https://i.artfile.ru/3918x2602_1452883_%5Bwww.ArtFile.ru%5D.jpg https://proroslo.ru/wp-content/uploads/2018/07/krasiv-bakl.jpg https://i.artfile.ru/1800x1272_667800_%5Bwww.ArtFile.ru%5D.jpg https://cstor.nn2.ru/userfiles/data/ufiles/2015-11/e5/df/3e/564c9acb1a33b_amurskiy_vinograd_250r.jpg https://pbs.twimg.com/media/Do-y6TLXUAAphAZ.jpg:large https://istrafood.ru/wp-content/uploads/2020/06/738172_fullimage.jpg https://bestwom.ru/assets/images/dela/solenie-ogurci-blagotvorno-vliyayut-na-psihiku.jpg https://goferma.ru/wp-content/uploads/2019/11/urozhay-kapusty-agressor.jpg https://kulinar-city.ru/wp-content/uploads/2018/11/Kvashenaya-kapusta-chem-opasna.jpg https://polza-vred.su/wp-content/uploads/2019/12/screenshot_1-17.jpg http://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkwK5cauLpGHKGu6kr_0SdZKaKTM5SRkZCeTgDn6uOyic https://www.bagira.guru/images/joomgallery/originals/raznoe_2/goroskopi_magiya_nepoznannoe_16/foto_malina__-_magiya_rasteniya_20190611_1346279551.jpg https://s1.1zoom.ru/b5050/308/378814-svetik_1024x768.jpg https://cdn.clipart.email/3578419cba9b860a02ac1779032fee0e_pin-on-picmix-mornings_500-600.png
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы с использованием здоровьесберегающих технологий, исследовательской деятельности «Блокада Ленинграда»
Как сформировать у старших дошкольников гражданскую позицию, патриотические чувства, любовь к городу на основе ознакомления с городом-героем Ленинградом, с ленинградцами, жившими и защищавшими город в...
Презентация Празднование Великой Победы для детей подготовительной группы
Презентация предназначена для демонстрации детям 6-7 лет с целью воспитания в них патриотических чувств и уважительного отношения к истории своей страны. К презентации прилагается сценарий-комментарии...
Экологическая викторина для детей подготовительной группы «Знатоки природы»
Цель: Закрепить и уточнить знания детей о природе.Задачи:1. Углубить знания детей о лесе и его обитателях, воспитывать бережное отношение и любовь к ним;2. Закрепить умение детей вести себя в природе...
Конспект Непрерывной образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Тема: «Золотая осень, плодородная» Для детей подготовительной группы
Программное содержание:закрепить знания об основных признаках осени; активизировать словарь детей по теме занятия; систематизировать, закреплять представления детей об изменениях в природе осенью...
Экологический проект "Путешествие в весенний лес "для детей 2 младшей группы с использованием электронных образовательных ресурсов
Проект краткосрочный «Путешествие в весенний лес» для детей второй младшей группы 2017 г Актуальность проекта Общение с природой, познание...
Нравственно-патриотический проект "Люблю я свой осенний край "для детей старшей группы с использованием электронных образовательных ресурсов
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"25345156","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"448","width":"675"}}]]Беседа на прогулке.Программное содержание: формировать...
Экологический проект "Зимние забавы "для детей подготовительной группы с использованием электронных образовательных ресурсов
Название проекта: «Зимние забавы»(для детей подготовительной к школе группы)Тип проекта: познавательный, практико-информационный.Вид проекта: краткосрочный, групповой.Срок реализации: с 01...