Rонспекта занятия по МДК 01.05 Естествознание с методикой преподавания на тему "Характеристика практических методов обучения"
план-конспект занятия
Данный конспект разработан в соответствии с требованиями к проведению открытого урока. Конспект участвовал в конкурсе "Лучший преподаватель 2021"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material.docx | 432.05 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ПО МДК 01.05 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 44.02.02 «ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»
Преподавателя ГБПОУ АО «Котласский педагогический колледж имени А.М. Меркушева»
Грибовой Дианы Викторовны
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Характеристика практических методов обучения.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: формирование представлений о практических методах преподавания начального естествознания.
ЗАДАЧИ:
- образовательные: познакомить с новыми методами, такими как метод распознавания и определения признаков предметов и явлений, метод эксперимента; формировать умение систематизировать и анализировать учебный материал;
- развивающие: развивать навыки коллективной работы, умение четко и ясно излагать свои мысли; развивать интеллектуальные качества, такие как самостоятельность, гибкость мышления, умение обобщать и систематизировать;
- воспитательные: способствовать воспитанию уважительного отношения к участникам диалога, организовать ситуации, в ходе которых акцентируется развитие коммуникативной культуры на основе уважения к собеседникам; способствовать развитию рефлексивной деятельности; способствовать развитию личностных качеств и умений как будущего учителя на основе самоанализа, целеполагания, обобщения педагогического опыта.
ТИП ЗАНЯТИЯ: лекционное занятие с элементами практической работы в группах.
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ:
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ | реализация на занятии | ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ | реализация на занятии |
ПК 1.1 Определять цели и задачи, планировать уроки | Студенты самостоятельно ставят цель и задачи урока. | ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | Использование в уроке конкретных примеров заданий из программы начальной школы. Целеполагание и мотивация для поддержания интереса к выбранной специальности |
ПК 1.2 Проводить уроки | Усваивать практический опыт наблюдения и анализа фрагментов уроков, обсуждения фрагментов уроков в диалоге с сокурсниками. | ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | Принимать задачи учебной и коммуникативной деятельности, осуществлять поиск средств решения задачи. Развивать умение планировать свое речевое и неречевое поведение. Осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе своей деятельности. |
ПК 1.3 Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения | В процессе групповой работы ответственный оценивает вклад каждого участника при выполнении задания. Заполняют рефлексивную карту в начале и в конце урока. | ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | Выполнение анализа педагогических ситуаций, выбор наиболее эффективных методов. |
ПК 1.4Анализировать уроки | Формируется умение анализировать педагогические ситуации, фрагменты уроков, определять используемые методы, оценивать выбор методов обучения и определять самый эффективный. | ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности | Включать в свою работу ИКТ-технологии, знать правила безопасности при использовании ИКТ. |
ПК 4.3 Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов | Обобщать и фиксировать информацию. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами | Развитие навыков сотрудничества со сверстниками. Договариваться о распределении ролей в процессе совместной деятельности при работе в парах и группах. Слушать и слышать собеседника, вести диалог на основе прочитанного. Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. |
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса | Постановка темы, цели и задач урока осуществляется через наводящие вопросы, организация и контроль работы в группе. | ||
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | Использование дополнительных литературных источников для самообразования; ориентирование на профессиональный рост. |
ФОРМА РАБОТЫ: групповая.
МЕТОДЫ РАБОТЫ:
словесные - проблемное изложение с элементами эвристической беседы;
практические – элементы практической работы.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: проблемно-диалогическая
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: элементы ИКТ- технологий, презентация MicrosoftPowerPoint, раздаточный материал (карточка оценивания работы в группе, карточка №1- классификация методов, карточка №2- педагогические ситуации, карточка №3- рефлексивная таблица, карточка №4 – этапы реализации практических методов обучения, карточка №5- педагогические ситуации с вопросами), материалы для проведения опытов к уроку окружающего мира по теме: «Свойства воды», 3 класс, УМК «Школа России»)
ХОД ЗАНЯТИЯ:
ЭТАП ЗАНЯТИЯ | СОДЕРЖАНИЕ | ПРИМЕЧАНИЯ |
1. Организационный момент | Добрый день. Садитесь. Рада видеть вас. | |
2. Актуализация знаний | Сегодня, я предлагаю вам поработать в группах. Но, сначала давайте вспомним, какие есть правила работы в группе: 1) Выбор ответственного в группе. 2) Активное участие в работе группы. 3) Каждая версия обсуждается в группе и согласуется общее решение. 4) Представитель группы или ответственный защищает согласованное решение перед всеми. Напоминаю, что в каждой группе мной назначены ответственные в группе. Поднимите руки, пожалуйста. Спасибо, опустите. Ваша задача оценивать вклад каждого участника группы и фиксировать работу группы на оценочных листах. На предыдущих занятиях мы с вами начали изучать тему «Методы обучения». Предлагаю вспомнить данный материал. Прошу вас сформулировать понятие «метод обучения». Методы обучения являются важнейшим инструментом в руках учителя по руководству процессом обучения. Ваша задача в группах выполнить следующее задание: дополнить информацию в таблице и дать её название. На выполнение этого задания у вас 2 минуты. Время пошло. Время вышло. Давайте проверять. Обменяйтесь своей карточкой с карточкой другой группы. Посмотрите внимательно на слайд и проверьте таблицу. Поменяйтесь карточками обратно. Ответственные, поднимите руку, если ваша группа не допустила ошибок. Молодцы, спасибо. Ответственные, не забывайте отмечать активность участников группы. В контексте сегодняшнего занятия мы будем использовать классификацию Н.М.Верзилина, как наиболее общепризнанную среди методистов-естественников и применяемую в практике начального образования. | Карточка оценивания работы в группе (см. Приложение 1) Карточка №1 (см. Приложение 2)/ Слайд 1 Слайд 2 |
3. Подведение к теме занятия | Для того, чтобы вы смогли сами сформулировать тему занятия, предлагаю вам проанализировать ситуации на карточке №2 и определить, какие методы обучения использовались на уроке. На выполнение 2 минуты. Какой метод использовал учитель в первой ситуации? (демонстрация опытов) Во второй ситуации? (эксперимент или опыт) Как вы считаете, в какой из ситуаций формирование знаний будет наиболее успешным? Аргументируйте свой ответ? | Карточка №2 (см. Приложение 3)/ Слайд 3 |
4.Постановка темы и цели занятия | Предположите, как будет звучать тема занятия? Тема урока: Характеристика практических методов обучения Сегодня на уроке мы рассмотрим сущность практических методов обучения, таких как распознавание и определение признаков и метод эксперимента на уроках окружающего мира и определим их педагогическую эффективность. А эпиграфом нашего занятия предлагаю взять следующее высказывание: Скажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Дай мне действовать самому — и я научусь. Древнекитайская мудрость Давайте попробуем сформулировать цель занятия. А теперь поставим задачи? Поставленные нами задачи определяют план. Сегодня мы: 1.дадим характеристику практических методов обучения 2.определим особенности метода распознавания и определения признаков 3.определим методические аспекты эксперимента Прежде чем приступить к изучению нового материала я попрошу вас каждого прочитать утверждения в карточке № 3 и согласиться с ними или нет. У вас 1 минута. К этой таблице мы вернемся в конце занятия. | Слайд4 Слайд 5 Слайд 6 Карточка №3(см. Приложение 4) |
5. Изучение нового материала | Переходим к 1 пункту нашего плана. Почему же возникла необходимость использования в практике преподавания практических методов обучения? Вы правы, урок окружающего мира не будет таким эффективным без использования практических методов. Практические методы были разработаны и стали применяться позднее словесных и наглядных. Одно только словесно-книжное преподавание не может дать правильных, полных представлений о природных объектах и явлениях, без чего процесс осознанного усвоения теории невозможен. Чаще всего применяются практические методы в экскурсиях, предметных уроках, а внутри урока при отдельных практических и лабораторных работах, играх. Практические методы развивают интерес к учению, формируют творческие способности детей, активизируют теоретическую и практическую познавательную деятельность, развивая их мышление, практические умения и навыки, навыки учебного труда. Вместе с тем ряд моментов затрудняют применение этих методов. Они требуют не одного-двух наглядных пособий, а целые наборы раздаточного материала. Часто работа сопровождается применением вспомогательного оборудования. Требуются специальные устройства для хранения этого материала. Применение практических методов требует от учителя особой организации урока, поскольку руководство самостоятельной практической работы учащихся довольно сложно. В практике преподавания практические методы реализуются поэтапно. Посмотрите внимательно на карточку №4. В течение минуты вам необходимо в группах определить последовательность работы при применении практических методов. Одна группа работает у интерактивной доски, остальные на карточках. Давайте проверим, что у вас получилось. Правильная последовательность представлена на слайде. Проверка: 1.Учащиеся получают предмет изучения. 2. Задания, определяющие вид деятельности учащихся с полученными предметами. 3. Самостоятельная исследовательская работа. 4. Обсуждение выводов. 5. Формулировка выводов. Ответственные, не забывайте отмечать активность участников группы. Откройте, пожалуйста, тетрадь, зафиксируйте тему урока: «Характеристика практических методов обучения». Далее тезисно запишите этапы реализации практических методов. Мы с вами дали характеристику практических методов, переходим ко 2 пункту плана. Первый метод, который мы с вами рассмотрим, называется метод распознавания и определения признаков. В группах поработайте с карточкой № 5 и ответьте на вопросы. На задание у вас 2 минуты. Ответьте на вопросы: 1.Какие методы обучения применены в том и в другом случае? 2.При применении какого из этих методов для формирования знаний требуется больше учебного времени? 3.Какой из методов более результативный? Почему? Ответственные, не забывайте отмечать активность участников группы. Действие этого метода основано на анализе внешних морфологических и частично анатомических особенностей предметов и явлений. Применяется метод при работе с раздаточным материалом, когда возникает необходимость составить характеристику предметов, явлений, выделить их признаки, определить место данного предмета, явления в системе сходных, аналогичных. Применение метода распознавания и определения признаков обычно сочетается с использованием инструктажа. Инструктаж может быть написан на доске, роздан написанным на карточках или взят как инструкция к работе из учебника. Примером применения метода распознавания и определения признаков может быть изучение внешнего строения растения; при формировании умения читать карту, при изучении устройства термометра и т.п. Подпишите подзаголовок в тетради метод распознавания и определения признаков. Давайте кратко запишем об этом методе. Под пунктами отмечаем себе информацию со слайда. Сейчас я предлагаю вам выполнить задание в группах. Ответьте, пожалуйста, на вопросы с помощью карточек с QR-кодами. Напоминаю, для того чтобы дать правильный ответ необходимо поднять карточку вверх той стороной, буква ответа которого будет являться правильной. Мы с вами дали характеристику методу распознавания и определения признаков, переходим ко 3 пункту плана. 3.Метод эксперимента. Действие метода эксперимента основано на проведении учащимися исследовательской работы. Эксперимент или опыт, как метод обучения применяют в тех случаях, когда изучить объект или явление в обычных условиях не представляется возможным, требуется искусственное создание специальных условий. Эксперимент применяется и тогда, когда в естественный процесс привносится некоторый искусственный элемент. Существует определенная классификация экспериментов. Прослушайте темы и попробуйте определить, на какие две группы делятся эксперименты. 1- Изучение свойств воды. 2- Развитие растения из семени. Все верно, критерием для классификации эксперимента является временной период, в течение которого протекает этот эксперимент. Эксперимент может быть кратковременным или длительным. Длительный эксперимент выходит за рамки урока, и завершается обычно во внеурочное время. Кратковременный опыт выполняется за короткий промежуток времени и обычно не выходит за рамки урока. Кратковременные опыты могут закладываться на уроке, тогда их результат демонстрируется через какое-то время, что требует предварительного повторения уже пройденного материала. Эксперименты являются важной частью учебного процесса, следовательно, должны применяться учителем, не смотря на сложности в организации. В настоящее время прогресс не стоит на месте, и образование в том числе. Современные разработки повлияли не только на саму организацию обучения, но и такой метод обучения как эксперименты. В следующем году у нас с вами будет возможность познакомиться с таким оборудованием как Лабдиски, которые могут значительно упростить подготовку учителя к современному уроку окружающего мира. Давайте попробуем сами провести фрагмент такого урока: тема урока «Вода» 3 класс УМК «Школа России», на данном уроке дети выявляют значение воды и определяют опытным путем её свойства. - Ребята, сегодня вам предстоит стать исследователями воды, провести опыты и узнать о свойствах воды. А изучать эти свойства вы будете в группах, в своих лабораториях. - Для этого давайте вспомним правила работы в группах и правила работы при проведении опытов. (пояснение: эти правила можно вывесить на доске). - У вас на столах лежат инструкции для проведения опытов, прошу вас четко следовать указаниям в инструкции. Фиксировать полученные результаты вы будете на карточках. 1 группа работает над первым свойством воды-прозрачность. 2 группа работает над вторым свойством воды- цвет. 3 группа работает над третьим свойством воды – запах. 4 группа работает над свойством - вода растворитель. И так далее продолжается урок, дети рассматривают другие свойства воды, такие как запах, текучесть воды и т.п. Таким образом, на практике реализуется метод эксперимента. Проанализируйте представленный фрагмент урока и определите, какие особенности организации урока с применением метода эксперимента вы выявили? Вы правы, урок требует особенной подготовки учителя, наличие материалов и оборудования, а также особой формы организации урока. | Карточка №4/ задание на интерактивной доске (см. Приложение 5) Слайд 7 Карточка №5 (см. Приложение 6)/Слайд 8 Слайд 9 2 вопроса на сайте plickers.com (см. приложение 7)
Приложение 8 (инструкция для 1 группы) Приложение 9 (инструкция для 2 группы) Приложение 10 (инструкция для 3 группы) Приложение 11 (инструкция для 4 группы) |
6.Закрепление | А сейчас предлагаю вам ответить на вопрос с использованием QR-кода. | 1 вопрос на сайте plickers.com (см. приложение 12) |
7.Подведение итогов занятия | Итак, наше с вами занятие подходит к концу. Посмотрите, пожалуйста, еще раз на таблицы, которые вы заполняли в самом начале. Выскажите свои предположения в последнем столбце. А сейчас сравните ваши предположения. У кого точки зрения поменялись? Предлагаю вам выполнить такое домашнее задание: попробовать составить инструктаж к практической работе к уроку по теме «Свойства воздуха» 3 класс УМК «Школа России» с применением метода эксперимента. На следующем занятии мы с вами продолжим изучать практические методы обучения начального естествознания, но для того, чтобы систематизировать знания по данной теме, предлагаю вам использовать следующие информационные источники. Спасибо всем за работу. | Слайд 10 Слайд 11 |
ПЛАН КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ
ПО МДК 01.05 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА
СПЕЦИАЛЬНОСТИ 44.02.02 «ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»
ЭТАП ЗАНЯТИЯ | СОДЕРЖАНИЕ | ПРИМЕЧАНИЯ |
1. Организационный момент | Приветствие | |
2. Актуализация знаний | Повтор правил работы в группе. Объяснение правил работы с карточкой оценивания работы группы. Выполнение задания в группах: необходимо дополнить информацию в таблице и дать её название. На выполнение этого задания у вас 2 минуты. Работа с заданием №1, карточка №1. Проверка выполненного задания. В контексте сегодняшнего урока будет использоваться классификация Н.М.Верзилина. | Слайд 1 с информацией с карточки. Слайд 2 для проверки |
3. Подведение к теме занятия | Работа с карточкой № 2 для постановки темы урока. Вопросы по заданию. Студенты называют наиболее эффективный метод и объясняют почему. | Карточка №2, слайд 3 |
4. Постановка темы и цели занятия | Предположите тему нашего урока. Поставьте цель урока. Предположите, какие будут задачи урока. План нашего урока вы можете видеть на слайде. Прежде чем приступить к изучению нового материала, я попрошу каждого прочитать утверждения в карточке № 3 и согласиться с ними или нет. К этой таблице мы вернемся в конце урока. | Слайд 4- тема урока Слайд 5 тема и эпиграф урока Слайд 6 План урока Карточка №3 |
5. Изучение нового материала | Студенты отвечают на поставленные вопросы и приходят к мысли о том, что практические методы являются важной часть образовательного процесса. Студенты слушают материал по практическим методам обучения, их достоинства и недостатки. В течение минуты студентам необходимо в группах определить последовательность работы при применении практических методов. Одна группа работает у интерактивной доски, остальные на карточках. Проверка правильности выполнения задания. Фиксируют тему урока в тетрадях. Ниже тезисно записывают этапы реализации практических методов. Выполнили первый пункт плана, переходим к следующему. Первый метод называется метод распознавания и определения признаков. В группах работают с карточкой № 5 и отвечают на вопросы. Студенты слушают материал о методе распознавания и определения признаков. Подписывают подзаголовок в тетради. Под пунктами отмечают себе информацию со слайда о данном методе обучения. Студенты отвечают на вопросы с использованием QR-кода Студенты слушают материал по методу эксперимента. Проведение фрагмента урока с применением метода эксперимента и определение особенностей организации данного урока. | Карточка №4/ задание на интерактивной доске Слайд 7 Карточка №5/ Слайд 8 Слайд 9 Вопросы с сайта plickers.com |
6.Закрепление | Предлагаю ответить на вопрос с использованием QR-кода. | Вопрос с сайта plickers.com |
7. Подведение итогов занятия | Предлагаю обратиться к карточке №3 и высказать мнение по предположениям. Студенты должны сравнить свои точки зрения и сделать выводы. Объясняю домашнее задание. Даю список литературных источников по теме занятия. | Слайд 10. Слайд 11 |
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Вопрос №1
ФИО | Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 | Задание №4 | Задание №5 | Задание №6 | Задание №7 |
1. | |||||||
2. | |||||||
3. | |||||||
4. | |||||||
5. |
Вопрос №2
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Приложение 11
Приложение 12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по МДК Естествознание с методикой преподавания
Рабочая программа включает пояснительную записку, где определены цели изучения курса и формируемые у студентов компетенции. В разделе "Структура и содержание курса" указана последовательност...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ МДК.01.05 Естествознание с методикой преподавания. по специальности: 44.02.02 Преподавание в начальных классах. ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Учебно-методический комплекс по дисциплине Естествознание с методикой преподавания создан обучающимся в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итогов...
Рабочая программа МДК 01.05 Естествознание с методикой преподавания
Программа профессионального модуля (далее - программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО...
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине Естествознание с методикой преподавания
Методические рекомендации по планированию и организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов разработаны в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности Преподавание в начальных клас...
Сборник лабораторных и практических работ по МДК 01.05 Естествознание с методикой преподавания/Теория и методика обучения предмету "Окружающий мир"
В сборнике приведен перечень лабораторных и практических работ с использованием цифрового оборудования (цифрового микроскопа и цифровой лаборатории) по МДК 01.05 «Естествознание с методикой преп...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по МДК 01.05 Естествознание с методикой преподавания
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов направлены на реализацию программы МДК01.05 Естествознание с методикой преподавания ПМ01 Преподавание по программам начального...
Методические указания по выполнению практических занятий студентов по МДК 01.05 Естествознание с методикой преподавания
Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий направлены на реализацию программы МДК 01.05. Естествознание с методикой преподавания ПМ 01 преподавание по программам началь...