Рабочая программа МДК 01.05 Естествознание с методикой преподавания
рабочая программа
Программа профессионального модуля (далее - программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО 050146 Преподавание в начальных классах, укрупненной группы специальностей СПО 050100 «Педагогическое образование», группы специальностей 050000 «Образование и педагогика», в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Преподавание по программам начального общего образования и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.
ПК 1.2. Проводить уроки
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения
ПК 1.4. Анализировать уроки
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования
Программа профессионального модуля может быть использована:
-в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области образования при наличии среднего (полного) общего образования;
- для проведения индивидуальных консультаций учителей начальных классов базовых школ при подготовке к аттестации педагогических работников;
- для проведения методических семинаров работников образовательных учреждений;
- при подготовке студентов к участию в региональных семинарах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, в конкурсах профессионального мастерства;
- для презентаций образовательного учреждения, организованных центрами занятости районов, области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_estestvoznanie_s_metodikoy_prepodavaniya._vypiska_iz_rab._programmy.docx | 67.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«Карасукский педагогический колледж»
Выписка из рабочей программы
по модулю ПМ.01 Преподавание по программам
начального общего образования:
МДК 01.05. «Естествознание с методикой преподавания»
2018 г.
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Организация – разработчик: ГАПОУ НСО «Карасукский педагогический колледж»
Разработчики:
Трихно Г.В., преподаватель педагогики.
Панова Н.Е. , преподаватель русского языка с методикой преподавания.
Радушкина В.М. , преподаватель детской литературы с практикумом по ВЧТ.
Лобанова Л.А., преподаватель ТОНКМ с методикой преподавания.
Ларченко О. А., преподаватель естествознания с методикой преподавания.
Светличная И.Н. , преподаватель ИЗО.
Плотникова А.Д. ., преподаватель технологии.
Толстых А.Г.. , преподаватель методики физического воспитания.
Шулер Н.Н. , преподаватель методики музыкального воспитания.
Кизилова Е.А. , преподаватель информатики.
Педченко Л.И.. , преподаватель методики обществознания.
Рекомендована Экспертным советом Министерства науки и образования НСО.
Заключение Экспертного совета № ___ от «___» ________ 20___ г.
номер
СОДЕРЖАНИЕ
СТР.
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4
- РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 8
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ 10
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 23
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 25
I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Преподавание по программам начального общего образования
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля (далее - программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО 050146 Преподавание в начальных классах, укрупненной группы специальностей СПО 050100 «Педагогическое образование», группы специальностей 050000 «Образование и педагогика», в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Преподавание по программам начального общего образования и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.
ПК 1.2. Проводить уроки
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения
ПК 1.4. Анализировать уроки
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования
Программа профессионального модуля может быть использована:
-в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области образования при наличии среднего (полного) общего образования;
- для проведения индивидуальных консультаций учителей начальных классов базовых школ при подготовке к аттестации педагогических работников;
- для проведения методических семинаров работников образовательных учреждений;
- при подготовке студентов к участию в региональных семинарах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, в конкурсах профессионального мастерства;
- для презентаций образовательного учреждения, организованных центрами занятости районов, области.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студент в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- анализа учебно-тематических планов и процесса обучения по всем учебным предметам начальной школы, разработке предложений по его совершенствованию;
- определения цели и задач, планирования и проведения уроков по всем учебным предметам начальной школы;
- проведения диагностики и оценки учебных достижений младших школьников с учетом особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся;
- составления педагогической характеристики обучающихся;
- применения приемов страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений;
- наблюдения, анализа и самоанализа уроков, обсуждения отдельных уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
- ведения учебной документации;
уметь:
- находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимой для подготовки к урокам;
- определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
- использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;
- применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений, соблюдать технику безопасности на занятиях;
- планировать и проводить работу с одаренными детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями;
- планировать и проводить коррекционно-развивающую работу с обучающимися, имеющими трудности в обучении;
-использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;
- проводить педагогический контроль на уроках по всем учебным предметам, осуществлять отбор контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения;
- интерпретировать результаты диагностики учебных достижений обучающихся;
- оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, выставлять отметки;
- осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении уроков по всем учебным предметам;
- анализировать процесс и результаты педагогической деятельности и обучения по всем учебным предметам, корректировать и совершенствовать их;
- каллиграфически писать, соблюдать нормы и правила русского языка в устной и письменной речи;
- выразительно читать литературные тексты;
- петь, играть на детских музыкальных инструментах, танцевать, выполнять физические упражнения;
- изготавливать поделки из различных материалов;
- рисовать, лепить, конструировать;
- анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам;
- осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении уроков;
знать:
- особенности психических познавательных процессов и учебной деятельности младших школьников;
- требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования;
- программы и учебно-методические комплекты для начальной школы;
- вопросы преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
- воспитательные возможности урока в начальной школе;
- методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках по всем предметам;
- особенности одаренных детей младшего школьного возраста и детей с проблемами в развитии и трудностями в обучении;
- основы построения коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении;
- основы обучения и воспитания одаренных детей;
- основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;
- содержание основных учебных предметов начального общего образования в объеме достаточном для осуществления профессиональной деятельности и методику их преподавания: русского языка, детской литературы, начального курса математики, естествознания, физической культуры;
- элементы музыкальной грамоты и музыкальный репертуар по программе начального общего образования, основы изобразительной грамоты, приемы рисования, лепки, аппликации и конструирования, технологии художественной обработки материалов;
- требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников;
- методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности младших школьников (по всем учебным предметам);
- методику составления педагогической характеристики ребенка;
- основы оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления отметок и виды учета успеваемости обучающихся;
- педагогические и гигиенические требования к организации обучения на уроках;
- логику анализа уроков;
- виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению.
1.3. Рекомендуемое количество часов/зачетных единиц на освоение программы профессионального модуля:
всего – 2083 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки студента – 1795 часов/зачетных единиц, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 963 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 472 часов;
учебной и производственной практики – 360 часов/зачетных единиц.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение студентами видом профессиональной деятельности Преподавание по программам начального общего образования, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1 | определять цели и задачи, планировать уроки. |
ПК 1.2 | проводить уроки |
ПК 1.3 | осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения |
ПК 1.4 | анализировать уроки |
ПК 1.5 | вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования |
ОК 1. | Способность: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявляют к ней устойчивый интерес |
ОК 2. | организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3. | оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях |
ОК 4. | осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5. | использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности |
ОК 6. | работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами |
ОК 7. | ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса |
ОК 8. | самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9. | осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий |
ОК 10. | осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей |
ОК 11. | строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих |
ОК 12. | исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля (вариант для СПО)
Коды профессиональ-ных компетенций | Наименование разделов профессионального модуля | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарных курсов | Практика | ||||||||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производст-венная (по профилю специальнос-ти), часов | |||||||||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные и практичес- кие занятия, часов | в т.ч. курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч. курсовая работа (проект), часов | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||
ПК 1.1 – 1.5 | Раздел 1. Планирование и проведение уроков в начальных классах | 88 | 52 | 20 | 6 | 16 | 6 | 20 | ||||||
Раздел 2. Осуществление контроля и анализа уроков, ведение документации в начальных классах | 1707 | 911 | 347 | 54 | 456 | 54 | 20 | 320 | ||||||
Производственная практика (по профилю специальности) часов | 320 | |||||||||||||
Всего: | 1795 | 963 | 367 | 60 | 472 | 60 | 40 | 320 | ||||||
МДК. 01. 05 Естествознание с методикой преподавания | 99 | |||||||||||||
Тема 1.1. Требования образовательного стандарта начального общего образования. Программы и учебно-методические комплекты для начальной школы | Содержание. Программы и учебно-методические комплекты для начальной школы по окружающему миру. Требования образовательного стандарта начального общего образования по предмету. Практические занятия Анализ программ по окружающему миру, выделение частей программы по окружающему миру и установление их взаимосвязей. | 2 2 | 1,2 2 | |||||||||||
Тема 1.2 Вопросы преемственности программ дошкольного и начального общего образования | Содержание. Анализ государственного образовательного стандарта дошкольного образования. ФГОС нового поколения для начальных классов. | 1 | 1 | |||||||||||
Тема 1.3. Воспитательные возможности урока окружающего мира в начальной школе | Содержание. Решающие задачи патриотического, экологического, эстетического, нравственного, трудового, санитарно-гигиенического воспитания и их решение на уроках окружающего мира. | 2 | 1 | |||||||||||
Тема 1.4. Методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках окружающего мира. | Содержание. Роль мотивов в формировании учебной деятельности младших школьников. Использование исследовательской деятельности, вариантов форм уроков, занимательного материала для развития мотивации на уроках окружающего мира. | 2 | 1 | |||||||||||
Тема 1.5. Основы построения коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении и одарёнными детьми | Содержание. Учёт на уроке окружающего мира особенностей развития детей «группы риска» ЗПР и других групп. Использование нестандартных форм и методов в построении коррекционно - развивающей работы с детьми. | 2 | 1 | |||||||||||
Содержание учебного предмета естествознание начального общего образования и методика его преподавания. | ||||||||||||||
1.6. Овладение основами топографии и картографии. | Содержание. Ориентирование на местности. Методика работы с прибором компасом. Понятие о горизонте. Ориентирование на местности по солнцу, Полярной звезде, местным признакам, компасу. Методика работы с прибором компасом. Методика работы со знаковыми средствами обучения по теме «План и карта». Чтение плана местности. План. Топографическая карта. Масштаб. Содержание топографических карт. Методика работы со знаковыми средствами обучения по теме «План и карта». Чтение плана местности. Чтение карты. Требования к показу по карте. Работа с картой полушарий, картой России. Географическая карта. Классификация карт. Условные знаки карт. Значение карты и плана в науке и практической деятельности. Методика работы с планом и картой на уроках окружающего мира. Практические занятия Использование различных средств обучения на уроках окружающего мира в ознакомлении с устройством, работой и ориентированием по компасу. 2. Ознакомление с условными знаками, планом местности и его чтением. 3. Ознакомление с языком карты полушария, карты России. Чтение карт. 4. Определение целей и задач, планирование уроков по теме. Контрольная работа. Проверка умений работать с картой полушарий, картой России. | 8 7 | 1,2 2 | |||||||||||
Тема 1.7. Овладение знаниями о природных зонах России. | Содержание. Учение В.В. Докучаева о природных зонах. Природные зоны на территории России. Причины изменения природы нашей страны с севера на юг. Географическое положение каждой зоны. Особенности неживой и живой природы. Значение природной зоны для человека, её использование. Влияние человека на природу зон. Охрана природных зон. Методика изучения темы по программе начальной школы. Практические занятия 1. Использование различных средств обучения в ознакомлении с условными обозначениями карты «Природные зоны России». 2. Развитие умений работать с картой «Природные зоны России» 3. Использование методической литературы и других источников информации, необходимой для подготовки к урокам. Осуществление отбора контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения. Контрольная работа. Проверка знаний по природным зонам России и умений работать с картой «Природные зоны России». | 7 7 | 2,3 2 | |||||||||||
Тема 1.8. Овладение знаниями осоставе, строении и происхождении солнечной системы. | Содержание. Строение и состав Солнечной системы. Две группы планет: планеты земной группы, планеты – гиганты. Малые тела Солнечной системы. Звезды. Галактика. Методика изучения темы в начальных классах. Практические занятия
3. Анализ уроков. | 2 1 | 1,3 2 | |||||||||||
Тема 1.9.Овладение знаниями осфере Земли, почве. | Содержание. 1. Литосфера. Понятие о земной коре, мантии Земли и ядре. Рельеф земной поверхности. Формы рельефа. Минералы и горные породы. 2. Физические свойства минералов. Понятие о полезных ископаемых. Охрана недр России. 3. Почва и её свойства. Методика изучения темы «Почва» в начальной школе. 4.Гидросфера. Значение воды в природе и народном хозяйстве. Мировой океан и воды суши. Круговорот воды в природе. Проблема пресной воды на Земле. Охрана вод. Методика изучения темы в начальной школе. 5. Атмосфера. Состав и строение атмосферы. Солнце – источник света и тепла на Земле. Понятие о погоде и климате. Охрана воздушной среды. Анализ учебников природоведения начальных классов по темам «Сферы Земли». Практические занятия
2. Определение целей и задач урока, планирование разных этапов урока окружающего мира по темам. 3. Планирование работы с одарёнными детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями. 4. Осуществление отбора контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения. Контрольная работа. Проверка умений в определении целей и задач урока, планирование разных этапов урока окружающего мира по темам «Сферы земли. Почва». Работа над курсовым проектом. | 10 4 | 3 2 | |||||||||||
Тема 1.10. Овладение знаниями о ботанике, физиологии, систематике и экологии растений. | Содержание. Основные свойства и признаки живой материи. Значение растений в природе и жизни человека. Основные сведения по морфологии и физиологии растений. Понятие о систематике растений. Растительные сообщества. Растительность леса, луга, водоёма, поля. Сезонные изменения в растительном мире и их причины. Охрана растительного мира. Методика изучения темы «Растения» в начальной школе. Практические занятия
4. Осуществление педагогического контроля, оценивание процесса результатов обучения. Контрольная работа. Проверка знаний по теме «Растения» с использованием информационно-коммуникационных технологий. Проверка умений в планировании разных этапов урока окружающего мира. | 10 2 | 3 2 | |||||||||||
1.11. Овладение знаниями о зоологии, общебиологической и анатомо-физиологической характеристике основных систематических групп животных в их связи с условиями обитания. | Содержание. Значение животных в природе и жизни человека. Основные сведения по морфологии и физиологии животных. Понятие о систематике. Характеристика основных систематических групп животных в их связи с условиями обитания. Методика изучения темы «Животные» в начальной школе. Практические занятия
5. Анализ уроков для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам. Контрольная работа. Проверка знаний об основных систематических группах животных в их связи с условиями обитания. Проверка умений в планировании отдельных этапов урока. | 10 3 | 3 2 | |||||||||||
Тема 1.12. Овладение знаниями о землеведении и краеведении, особенностях природы региона. | Содержание. Географическое положение. Поверхность, полезные ископаемые. Климат, реки, озёра, почвы Новосибирской области. Растительный и животный мир. Охрана природы в области. Занятие населения. Экономические и культурные связи с различными областями России. Практические занятия
4. Определение целей и задач, планирование урока по теме «Наш край». | 2 1 | 3 2 | |||||||||||
Тема 1.13. Принципы, формы и методы экологического воспитания на уроках. | Содержание. Значение экологического образования младших школьников. Формирование экологической культуры как культуры единения человека с природой. Формы и методы экологического обучения и воспитания младших школьников. Практические занятия
3. Осуществление отбора контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики, результатов обучения. Контрольная работа. Проверка умений по определению целей и задач урока, составлению контрольно-измерительных материалов по теме «Экологическая безопасность». | 2 1 | 3 2 | |||||||||||
Тема 1.14 Педагогические и гигиенические требования к организации обучения на уроках окружающего мира. | Содержание. Требования к современному уроку. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 01 Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и методической литературы. Подготовка к лабораторно-практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите. Работа над курсовым проектом. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Для овладения знаниями: - работа с основной, дополнительной и справочной литературой, интернет ресурсами по изучаемым темам; - чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); - составление простого, сложного и тезисного плана текста, выписок, библиографических списков, аннотаций, составление презентаций; - конспектирование текста; - работа со словарями и справочниками; - ознакомление с нормативными документами; - учебно-исследовательская работа; - использование аудио и видеозаписей, компьютерной техники, и Интернета. Для закрепления и систематизации знаний: - работа с конспектом лекций (обработка текста); - повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио, видеозаписей); - составление плана и тезисов ответа; - составление таблиц для систематизации учебного материала; - составление ответов на контрольные вопросы; - аналитическая отработка текста; -подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; - подготовка рефератов, докладов; - составление библиографии, тематических кроссвордов, тестов. Для формирования умений: - решение задач и упражнений по образцу; - решение вариативных задач и упражнений; - выполнение схем, чертежей; - решение профессиональных ситуационных задач; - подготовка к деловым играм; - проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; - составление фрагментов уроков и презентаций к ним; - проектирование уроков и их анализ по алгоритму; - подготовка наглядного, дидактического, контролирующего материалов; - упражнения спортивно-оздоровительного характера; - подготовка курсовых и выпускных квалификационных работ; - составление профессионального портфолио; - рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио и видеотехники. | |||
Учебная практика Виды работ: 1. Анализ учебно-тематических планов (на основе ФГОС и примерных программ с учетом особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся). 2. Наблюдение уроков других студентов и педагогов. 3. Наблюдение работы учителя с одаренными детьми. 4. Наблюдение работы учителя с детьми, имеющими трудности в обучении. 5. Определение целей и задач, планирование урока (по всем учебным предметам начальной школы) с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. 6. Выбор различных методов и форм учебной деятельности обучающихся на уроках (по всем учебным предметам) с учетом особенностей предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся. 7. Выбор и наблюдение методически обоснованного использования технических средств обучения (ТСО) на уроках. 8. Планирование работы с одаренными детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями. 9. Планирование коррекционно-развивающей работы с обучающимися, имеющими трудности в обучении. 10. Отбор контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения. 11. Составление комплексов физических упражнений. Изучение методического фонда учителя музыки в школе. 12. Слушание, хоровое пение, пластическое интонирование. 13. Подбор и изготовление дидактического материала, наглядного и слухового материала для уроков музыки. 14. Разработка технологических карт для изготовления различных поделок. Производственная практика (по профилю специальности) Виды работ: 1. Определение цели и задач, планирование и проведение уроков по всем учебным предметам начальной школы. 2. Применение приемов страховки при выполнении физических упражнений. |
- Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Аквилёва Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. – М: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001
2. Петросова Р.А., Голов В.П., Сивоглазов В.И., Страуд Е.К., Естествознание и основы экологии. – М: Издательский центр «Академия», 2001 г.
3. Петросова Р.А., Голов В.П., Сивоглазов В.И., Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. – М: Издательский центр «Академия», 2000 г.
Дополнительные источники:
1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе. Учебное пособие. – М: Издательский центр «Академия», 2000.
2.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Методика обучения. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2002 .
3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Методические беседы. 1-2 классы, - М.: «Вентана-Граф», 2003.
4. Плешаков А.А. Зелёный дом. Методическое пособие для учителей начальных классов. – М.: Просвещение, 2003.
Периодические издания
Отечественные журналы:
1. «Специалист».
2. «Народное образование».
3. «Начальная школа».
4. «Воспитание школьников».
5. «Педагогика».
6. «Вопросы психологии».
7. «Сибирский учитель».
8. Газета Издательский дом «Первое сентября», «Биология».
9. «Среднее профессиональное образование».
Информационные ресурсы сети Интернет:
1. Федеральный портал «Российское образование».
2. Федеральный портал « Информационные коммуникационные технологии в образовании».
3. Федеральный портал «Российский портал открытого образования».
4. Сетевая энциклопедия Википедия.
Профессиональные информационные сайты:
www.bse.sci-lib.com.
www.psylist.net/pedagogika/com.
www.superperemenka.narod.ru.
www. 1september. ru
www. chpk. ru.
http: // www.openworld. ru/school
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки. | - соответствие цели и задач учебного занятия ФГОС, Примерной образовательной программы образовательного учреждения, планируемым результатам обучающихся (личностным, предметным, метапредметным), основным положениям педагогической науки, теме занятия, возрастным и индивидуальным особенностям учащихся; - соответствие структуры, содержания учебного занятия ФГОС, поставленной цели и задачам, учет особенностей учащихся; - оформление плана учебного занятия в соответствии с требованиями. | Входной контроль: - письменный контроль; - устная проверка; - собеседование; - тестовый контроль Периодический контроль в форме:
Фронтальный контроль: - устная проверка – фронтальный опрос; - письменная проверка – тесты; Тематический контроль: - собеседование; - рейтинговый контроль; - практическая проверка (практические работы); - наблюдение; - экспертная оценка; - карточки-задания; - тестовый контроль; - программированный контроль. Итоговый контроль: - устная проверка; - собеседование; - тестовый контроль; программированный контроль; - защита рефератов, проектов; - зачеты по педагогической практике и по каждому из разделов профессионального модуля; - экзамен |
ПК 1.2. Проводить уроки. | - готовность к проведению учебного занятия: правильно разработанный план, конспект. Методически грамотное проведение учебного занятия выбор рациональных методов, форм, средств обучения и воспитания при проведении учебного занятия, реализация проблемного обучения, использование современных образовательных технологий, ИКТ; активное участие обучающихся в различных видах деятельности; создание педагогических условий для развития детей, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе в соответствии с требованиями; -результативность проделанной работы. | |
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения. | - учет требований к контролю и оцениванию процесса и результата проведения учебного занятия в школе; - соответствие оценивания процесса подготовки и проведения учебного занятия требованиям ФГОС; - осуществление оценки достижений младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС к уровню подготовки обучающихся, определенными показателями и уровнями (базовый и повышенный); -использование дифференцированного подхода. | |
ПК 1.4. Анализировать уроки | - педагогический анализ процесса и результатов проведения учебных занятий в соответствии с требованиями ФГОС; - самоанализ и самоконтроль при проведении учебных занятий в соответствии с требованиями. | |
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования. | - ведение документации в соответствии с требованиями, предъявляемыми к документам, обеспечивающим организацию учебных занятий. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | демонстрация интереса к будущей профессии | Наблюдение за деятельностью обучающихся на педагогической практике |
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их результативность и качество | Обоснованность выбора методов решения профессиональных задач и оценивания их результативности и качества в соответствии с требованиями ФГОС. Организация собственной деятельности в соответствии с требованиями: рациональность планирования и организации деятельности по проведению учебных занятий на практике; обоснованность постановки цели, выбора и применения методов и способов проведения учебного занятия; своевременность сдачи заданий, отчетов. | Наблюдение за деятельностью обучающихся на педагогической практике; анализ конспектов учебных занятий, ведение рефлексивных дневников. |
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях | Самостоятельное принятие рациональных решений в нестандартных ситуациях, оценивание рисков. | Наблюдение за деятельностью обучающихся на педагогической практике. |
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | Осуществление поиска, анализа и оценки информации и использование ее для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития: обоснованность выбора и оптимальность состава источников, необходимых для решения поставленной задачи; рациональное распределение времени. | Наблюдение за деятельностью обучающихся на педагогической практике; анализ конспектов учебных занятий. |
ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности | Использование информационно-коммуникационных технологий в соответствии с требованиями ФГОС и должностными обязанностями учителя для совершенствования профессиональной деятельности | Наблюдение за деятельностью обучающихся во время практических занятий, практики; экспертная оценка. |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами | Умение работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами в соответствии с нормами делового общения. Умение взаимодействовать с участниками образовательного процесса: обучающимися, преподавателями и учителями школ. | Наблюдение за деятельностью обучающихся во время учебных, практических занятий, педагогической практики. |
ОК 7.Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственность за качество образовательного процесса | Постановка целей, мотивирование деятельности обучающихся, организация и контроль их работы с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС. | Анализ конспектов учебных занятий; наблюдение за деятельностью обучающихся на педагогической практике; оценка работодателя |
ОК 8. Умеют самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | Определение задач профессионального развития в соответствии с требованиями ФГОС и должностными обязанностями учителя, составление плана самообразования, участие в методической работе, исследовательской деятельности. | Наблюдение за деятельностью обучающихся во время педагогической практики. Анализ плана самообразования, соответствие содержания задачам профессионального развития. |
ОК 9. Умеют осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий | Использование современных образовательных и информационных технологий в образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС. | Наблюдение за деятельностью обучающихся во время практических занятий, практики, экспертная оценка. |
ОК 10. Умеют осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей | Проведение инструктажей по технике безопасности и осуществление профилактики травматизма в образовательном процессе в соответствии с требованиями. | Наблюдение за деятельностью обучающихся во время педагогической практики. |
ОК 11. Умеют строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих | Организация образовательного процесса в соответствии с требованиями правовых норм. | Наблюдение за деятельностью обучающихся во время практических занятий, практики, экспертная оценка. |
ОК 12. Умеют исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) | Осознание важности и необходимости исполнения воинской обязанности и психологическая готовность к ней. | Тестирование (проверка ценностных ориентаций обучающихся) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по МДК Естествознание с методикой преподавания
Рабочая программа включает пояснительную записку, где определены цели изучения курса и формируемые у студентов компетенции. В разделе "Структура и содержание курса" указана последовательност...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ МДК.01.05 Естествознание с методикой преподавания. по специальности: 44.02.02 Преподавание в начальных классах. ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Учебно-методический комплекс по дисциплине Естествознание с методикой преподавания создан обучающимся в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итогов...
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине Естествознание с методикой преподавания
Методические рекомендации по планированию и организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов разработаны в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности Преподавание в начальных клас...
Сборник лабораторных и практических работ по МДК 01.05 Естествознание с методикой преподавания/Теория и методика обучения предмету "Окружающий мир"
В сборнике приведен перечень лабораторных и практических работ с использованием цифрового оборудования (цифрового микроскопа и цифровой лаборатории) по МДК 01.05 «Естествознание с методикой преп...
Rонспекта занятия по МДК 01.05 Естествознание с методикой преподавания на тему "Характеристика практических методов обучения"
Данный конспект разработан в соответствии с требованиями к проведению открытого урока. Конспект участвовал в конкурсе "Лучший преподаватель 2021"...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по МДК 01.05 Естествознание с методикой преподавания
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов направлены на реализацию программы МДК01.05 Естествознание с методикой преподавания ПМ01 Преподавание по программам начального...
Методические указания по выполнению практических занятий студентов по МДК 01.05 Естествознание с методикой преподавания
Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий направлены на реализацию программы МДК 01.05. Естествознание с методикой преподавания ПМ 01 преподавание по программам началь...