Рабочая программа по МДК Естествознание с методикой преподавания
рабочая программа на тему

Зарипова Танзиля Валиахметовна

Рабочая программа включает пояснительную записку, где определены цели изучения курса и формируемые у студентов компетенции. В разделе "Структура и содержание курса" указана последовательность изучения тем и количество часов, отведенных на каждую тему, приведены темы практических занятий. В программе также определены условия реализации курса, контроль и оценка результатов освоения курса, виды самостоятельной работы студентов и виды работ на учебной и производственной практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Ульяновской области

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Ульяновский педагогический колледж»

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования

МДК 01.05. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВНИЯ

 И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

по специальности СПО

Специальность 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Ульяновск 2015г.

Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) / профессиям начального  профессионального образования (далее – НПО)

        44.02.02.   Преподавание в начальных классах

             код                               наименование специальности (профессии)

Организация-разработчик:____________________________________

Разработчики:

 

_________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,

_________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,

_________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета № ____________  от «____»__________ 20___ г.

                                        номер

©

©

©

©

©

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ МДК

стр.

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МДК

7

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МДК

8

4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  МДК

12

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МДК (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 

15


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа профессионального модуля (далее – примерная программа) – является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО / профессии (профессиям) НПО

44.02.02. Преподавание в начальных классах в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): обучение и воспитание детей в процессе реализации общеобразовательных программ начального общего образования и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.

ПК 1.2. Проводить уроки.

ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.

ПК 1.4. Анализировать уроки.

ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования. 

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована другими образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу в соответствии с ФГОС по специальностям СПО, а также для курсов повышения квалификации и переподготовки в соответствии с ФГОС по специальности СПО Преподавание в начальных классах.

1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения МДК 01.05 должен:

иметь практический опыт:

  • анализа учебно-тематических планов и процесса обучения по естествознанию в начальной школе, разработки предложений по его совершенствованию;
  • определения цели и задач, планирования и проведения уроков по естествознанию в начальной школе;
  • проведения диагностики и оценки учебных достижений младших школьников с учетом особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся;
  • наблюдения, анализа и самоанализа уроков, обсуждения отдельных уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
  • ведения учебной документации;

уметь:

  • находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к урокам;
  • ориентироваться на местности, пользоваться планом и картой;
  • организовывать работу по определению растений и его частей;
  • определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
  • использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по естествознанию, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;
  • соблюдать технику безопасности на занятиях;
  • планировать и проводить работу с одаренными детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями;
  • планировать и проводить коррекционно-развивающую работу с обучающимися, имеющими трудности в обучении;
  • использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;
  • устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;
  • проводить педагогический контроль на уроках естествознания, осуществлять отбор контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения;
  • интерпретировать результаты диагностики учебных достижений оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на уроках, выставлять отметки;
  • осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении уроков;
  • анализировать процесс и результаты педагогической деятельности и обучения естествознанию, корректировать и совершенствовать их;
  • анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам;
  • осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении уроков.

Знать:

  • особенности психических познавательных процессов и учебной деятельности младших школьников;
  • требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования;
  • программы и учебно-методические комплекты для начальной школы;
  • вопросы преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
  • воспитательные возможности урока в начальной школе;
  • методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках по всем предметам;
  • особенности одаренных детей младшего школьного возраста и детей с проблемами в развитии и трудностями в обучении;
  • основы построения коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении;
  • основы обучения и воспитания одаренных детей;
  • основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;
  • содержание естествознания в объеме достаточном для осуществления профессиональной деятельности и методику преподавания естествознания
  • требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников;
  • методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности младших школьников по естествознанию;
  • основы оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления отметок и виды учета успеваемости обучающихся;
  • педагогические и гигиенические требования к организации обучения на уроках естествознания;
  • логику анализа уроков;
  • виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению.        

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение МДК 01.05 Естествознание с методикой преподавания и экологическое воспитание:

всего максимальной учебной нагрузки обучающегося –     141   час, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –     94   час, в том числе практических – 30 часов;

самостоятельной работы обучающегося –    47     часов.


2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

        Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности: обучение и воспитание детей в процессе реализации общеобразовательных программ начального общего образования, в том числе профессиональными (ПК):

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1

Определять цели и задачи, планировать уроки.

ПК 1.2

Проводить уроки.

ПК 1.3

Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.

ПК 1.4

Анализировать уроки.

ПК 1.5

Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам естествознания в начальной  школе.


3.2. Содержание обучения по МДК 01.05 Естествознание с методикой преподавания и экологическое воспитание

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел  ПМ 01.05. Организация процесса обучения естествознанию в начальной школе

МДК 01.05. Естествознание с методикой преподавания

ПК

ПК

В результате освоения МДК обучающийся должен

уметь:

  • описывать и сравнивать объекты живой и неживой природы;
  • устанавливать взаимосвязи в природе;
  • объяснять явления природы;
  • вести наблюдения в природе и проводить простейшие опыты;
  • ориентироваться на местности, пользоваться планом и картой;
  • находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к урокам;
  • организовывать процесс формирования основных естествоведчесвких понятий;
  • определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
  • использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по естествознанию, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;
  • соблюдать технику безопасности на занятиях;
  • планировать и проводить работу с одаренными детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями;
  • планировать и проводить коррекционно-развивающую работу с обучающимися, имеющими трудности в обучении;
  • использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;
  • устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;
  • проводить педагогический контроль на уроках естествознания, осуществлять отбор контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения;
  • интерпретировать результаты диагностики учебных достижений оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на уроках, выставлять отметки;
  • осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении уроков;
  • анализировать процесс и результаты педагогической деятельности и обучения естествознанию, корректировать и совершенствовать их;
  • анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам;
  • осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении уроков.

знать:

  • особенности психических познавательных процессов и учебной деятельности младших школьников;
  • требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования;
  • программы и учебно-методические комплекты для начальной школы;
  • вопросы преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
  • воспитательные возможности урока в начальной школе;
  • методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках по всем предметам;
  • особенности одаренных детей младшего школьного возраста и детей с проблемами в развитии и трудностями в обучении;
  • основы построения коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении;
  • основы обучения и воспитания одаренных детей;
  • основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;
  • содержание естествознания в объеме достаточном для осуществления профессиональной деятельности и методику преподавания естествознания
  • требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников;
  • методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности младших школьников по естествознанию;
  • основы оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления отметок и виды учета успеваемости обучающихся;
  • педагогические и гигиенические требования к организации обучения на уроках естествознания;
  • логику анализа уроков;
  • виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению.

94 ч.

1,2

Тема 1.1. Основные вопросы естествознания

В ходе изучения темы обучающийся должен:

уметь:

  • описывать и сравнивать объекты живой и неживой природы;
  • устанавливать взаимосвязи в природе;
  • объяснять явления природы;
  • вести наблюдения в природе и проводить простейшие опыты;
  • ориентироваться на местности, пользоваться планом и картой;

знать:

  • содержание естествознания в объеме достаточном для осуществления профессиональной деятельности и методику преподавания естествознания

17ч.

1,2

Тема 1.1.1 Землеведение и краеведение.

В ходе изучения темы обучающийся должен:

уметь:

  • описывать и сравнивать объекты живой и неживой природы;
  • устанавливать взаимосвязи в природе;
  • объяснять явления природы;
  • вести наблюдения в природе и проводить простейшие опыты;
  • ориентироваться на местности, пользоваться планом и картой;

знать:

  • содержание естествознания в объеме достаточном для осуществления профессиональной деятельности и методику преподавания естествознания

Содержание

Земля как планета Солнечной системы. Форма и размеры Земли. Вращение Земли. Ориентирование на местности. Основы топографии и картографии. Литосфера. Рельеф земной поверхности. Минералы и горные породы. Полезные ископаемые. Почва. Гидросфера. Мировой океан. Воды суши. Круговорот воды в природе. Состав и строение атмосферы. Осадки. Погода. Особенности природы региона.

Практическое занятие №1

Организация работы по изучению плана и карты

Контрольная работа по теме: «Землеведение и краеведение»

9ч.

1,2

Тема 1.1.2 Ботаника, физиология, систематика и экология растений.

В ходе изучения темы обучающийся должен:

уметь:

  • описывать и сравнивать объекты живой и неживой природы;
  • устанавливать взаимосвязи в природе;
  • объяснять явления природы;
  • вести наблюдения в природе и проводить простейшие опыты;

знать:

  • содержание естествознания в объеме достаточном для осуществления профессиональной деятельности и методику преподавания естествознания

Содержание

Вегетативные части растений: корень, стебель и лист. Цветок. Размножение растений. Классификация растений. Растительные сообщества. Охрана растений.

Практическое занятие №2

Организация работы над изучением частей растений.

3ч.

1,2

Тема 1.1.3 Общебиологическая характеристика основных систематических групп животных в их связи с условиями обитания. 

В ходе изучения темы обучающийся должен:

знать:

  • содержание естествознания в объеме достаточном для осуществления профессиональной деятельности и методику преподавания естествознания

Содержание

Систематика животных. Основные классы беспозвоночных животных, их значение в природе и для человека. Морфология, физиология и хозяйственное значение рыб, земноводных,  пресмыкающихся, птиц и млекопитающих. Краткая характеристика отдельных представителей местной фауны. Сезонные изменения в жизни животных. Охрана животных.

3ч.

1,2

Тема 1.1.4 Природные зоны России. 

В ходе изучения темы обучающийся должен:

знать:

  • содержание естествознания в объеме достаточном для осуществления профессиональной деятельности и методику преподавания естествознания

Содержание

Характеристика климатических условий, растительного и животного мира природных зон. Влияние хозяйственной деятельности на природные сообщества. Охрана животных и растений различных природных зон.

2 ч.

1,2

Тема 1.2. Методика преподавания естествознания

 

В ходе изучения темы обучающийся должен:

уметь:

  • находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к урокам;
  • организовывать процесс формирования основных естествоведчесвких понятий;
  • определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
  • использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по естествознанию, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;
  • соблюдать технику безопасности на занятиях;
  • планировать и проводить работу с одаренными детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями;
  • планировать и проводить коррекционно-развивающую работу с обучающимися, имеющими трудности в обучении;
  • использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;
  • устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;
  • проводить педагогический контроль на уроках естествознания, осуществлять отбор контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения;
  • интерпретировать результаты диагностики учебных достижений оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на уроках, выставлять отметки;
  • осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении уроков;
  • анализировать процесс и результаты педагогической деятельности и обучения естествознанию, корректировать и совершенствовать их;
  • анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам;
  • осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении уроков.

знать:

  • особенности психических познавательных процессов и учебной деятельности младших школьников;
  • требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования;
  • программы и учебно-методические комплекты для начальной школы;
  • вопросы преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
  • воспитательные возможности урока в начальной школе;
  • методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной  деятельности на уроках по всем предметам;
  • особенности одаренных детей младшего школьного возраста и детей с проблемами в развитии и трудностями в обучении;
  • основы построения коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении;
  • основы обучения и воспитания одаренных детей;
  • основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;
  • содержание естествознания в объеме достаточном для осуществления профессиональной деятельности и методику преподавания естествознания;
  • требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников;
  • методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности младших школьников по естествознанию;
  • основы оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления отметок и виды учета успеваемости обучающихся;
  • педагогические и гигиенические требования к организации обучения на уроках естествознания;
  • логику анализа уроков;
  • виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению.                                                                                                           

77ч.

1,2

Тема 1.2.1 Методика естествознания как педагогическая наука.

В ходе изучения темы обучающийся должен:

уметь:

  • организовывать процесс формирования основных естествоведчесвких понятий;
  • определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
  • использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;

знать:

  • особенности психических познавательных процессов и учебной деятельности младших школьников;
  • требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования;
  • программы и учебно-методические комплекты для начальной школы;
  • вопросы преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
  • основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;
  • требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников;

Содержание

Развитие методики преподавания естествознания в России. Связь методики преподавания с другими науками. Методы естественнонаучного методического исследования.

Естествознание как предмет изучения в начальной школе. Цели и задачи естествознания в начальной школе. Принципы и подходы к построению учебной дисциплины «Естествознания». Принцип интеграции. Экологический, географический и исторические подходы к построению курса «Окружающего мира». Краеведческий принцип в изучении окружающего мира. Принципы экологического образования. Особенности реализации общепедагогических принципов (научности и доступности связи обучения с жизнью, систематичности и последовательности и др.) в дисциплинах «Окружающего мира».

Основные естествоведческие понятия, методика их формирования.

 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса естествознания. Классификация средств обучения. Функции средств обучения в процессе познания, формировании умений, отношений с окружающим миром.

Практическое занятие №3

Составление схемы формирования основных естествоведческих понятий.

Практическое занятие №4

Изучение содержания и методики использования учебников.

Практическое занятие №5

Изучение компонентов пришкольного участка и географической площадки

15ч.

1,2

Тема 1.2.2 Формы, методы и приёмы обучения младшего школьника естествознанию.

В ходе изучения темы обучающийся должен:

уметь:

  • определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
  • использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по естествознанию, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;
  • соблюдать технику безопасности на занятиях;
  • планировать и проводить работу с одаренными детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями;
  • планировать и проводить коррекционно-развивающую работу с обучающимися, имеющими трудности в обучении;
  • использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;
  • проводить педагогический контроль на уроках естествознания, осуществлять отбор контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения;

знать:

  • воспитательные возможности урока в начальной школе;
  • методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной  деятельности на уроках по всем предметам;
  • особенности одаренных детей младшего школьного возраста и детей с проблемами в развитии и трудностями в обучении;
  • основы построения коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении;
  • основы обучения и воспитания одаренных детей;
  • основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;
  • требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников;
  • методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности младших школьников по естествознанию;
  • педагогические и гигиенические требования к организации обучения на уроках естествознания.

Содержание

Методы и приёмы стимулирования познавательного процесса: дидактические игры, занимательные упражнения. Методы и приёмы формирования отношений с окружающим миром: милосердия, субъективных отношений к природе, чувства родства с природой, эстетических отношений.

Методы и приёмы формирования знаний. Словесные методы: рассказ, беседа, работа с текстами книг. Наглядные методы: наблюдения, демонстрации, опыты. Проблемно-поисковые методы. Методы и приёмы формирования умений. Методы обучения технологиям взаимодействия с окружающим миром. Игровые методы в преподавании естествознания, их классификация. Выбор методов. Комплексное использование методов. Методы и приёмы, на которые обращается особое внимание авторами вариативных курсов «Окружающий мир».

Уроки естествознания. Основные функции уроков «Окружающего мира». Требования к уроку. Подготовка к уроку. Планирование уроков. Структура уроков. Типы уроков. Нетрадиционные формы уроков «Окружающего мира». Экскурсии. Особенности и значение экскурсионного изучения окружающего мира. Виды  экскурсий. Подготовка к экскурсии. Приёмы организации деятельности детей на экскурсиях.

Формы внеурочной работы. Систематические наблюдения в природе. Работа с классным календарём природы и труда.

Внеклассная работа. Индивидуальная и групповая (кружковая и клубная работа). Массовые формы: праздники, вечера, пресс-конференции и др.  

 

Практическое занятие №6

Изучение методов обучения естествознанию в начальных классах

Практическое занятие №7

Организация и методика проведения комбинированных уроков.

Практическое занятие №8

Организация и методика проведения предметных уроков.

Практическое занятие №9

Организация и методика проведения обобщающих уроков.

Практическое занятие №10

Организация контроля на уроках естествознания

Практическое занятие №11

Организация и методика проведения экскурсий.

Практическое занятие №12

Организация внеурочной работы по естествознанию

Практическое занятие №13

Разработка проекта внеклассного мероприятия  по естествознанию в начальных классах

Практическое занятие №14

Организация работы с одаренными детьми и с обучающимися, имеющими трудности в обучении

44ч.

1,2

Тема 1.2.3 Анализ типовых и альтернативных программ и учебников по естествознанию в начальной школе.

В ходе изучения темы обучающийся должен:

знать:

  • требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования;
  • программы и учебно-методические комплекты для начальной школы;
  • вопросы преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
  • требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников.

Содержание

 Особенности содержания методов, организации уроков, учебно-методических комплексов вариативных курсов «окружающего мира». «Природа и люди» (автор З.А. Клепинина), «Зелёный дом (автор А.А. Плешаков), «Окружающий мир» (автор Н.Ф. Виноградова), «Мир и человек» в образовательной системе «Школа 2100». «Окружающий мир» (автор О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин) УМК «Планета знаний. Курсы по обществознанию и истории в системе «Окружающего мира». «Окружающий мир» в системах развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина-Давыдова.

6ч.

1

Тема 1.2.4 Принципы, формы и методы экологического воспитания на уроке и во внеурочное время.

В ходе изучения темы обучающийся должен:

уметь:

  • находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к урокам;
  • определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
  • использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по естествознанию, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;

знать:

  • воспитательные возможности урока в начальной школе;
  • методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной  деятельности на уроках по всем предметам;
  • основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе.

Содержание

Суть термина «экологическое образование» и его соотношение с понятиями «экологическое воспитание», «экологическое просвещение» и «экологическая деятельность». Экскурс в историю экологического воспитания учащихся. Методика ознакомления учащихся с законодательством Российской Федерации об охране природы. Формирование экологической культуры младших школьников. Становление у детей целостной научной картины мира как основы экологической культуры. Наиболее приемлемые формы и методы экологической урочной и внеклассной работы. Детские экологические движения как массовая форма экологического образования. Экологическая работа с младшими школьниками в кругу семьи.

Практическое занятие №15

1. Разработка внеклассного мероприятия по экологическому воспитанию учащихся

12ч.

1,2

Самостоятельная работа при изучении МДК 01.05. Естествознание с методикой преподавания                                     47ч.                                                                                                         

Виды самостоятельной работы

1. Составление конспектов уроков

2. Составление фрагментов уроков.

3. Подготовка и защита рефератов.

4. Подготовка презентаций, методических разработок, проектов.

5. Составление библиографических списков.

6. Подбор рабочих материалов к урокам.

7. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических материалов, рекомендаций преподавателя.

8. Составление дидактических игр.

9. Изготовление наглядных пособий.

10. Подбор материалов познавательного характера.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Подготовить сообщение о возникновении календаря.

Подготовить сообщение «Водоёмы нашего края»

Обозначить на контурной карте России крупные реки и озёра страны.

Проведение фенологических наблюдений в течение месяца.

Составьте список лекарственных растений Ульяновской области.

Составьте таблицу съедобных и несъедобных грибов, которые встречаются в Ульяновской области.

Оформить альбом «Домашние животные» и «Дикие животные нашей области».

Нанесите на контурную карту России природные зоны.

Оформить альбом «Комнатные растения».

Изготовление дидактических карточек для урока естествознания.

Подготовить материал для организации уголка охраны природы.

Учебная практика

Виды работ

- Наблюдение, анализ уроков, обсуждение отдельных уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработка предложений по их совершенствованию и коррекции.

- Ведение учебной документации.

- Анализ Закона РФ об охране природы.

- Составление плана местности (ориентирование).

- Характеристика рельефа местности.

 - Рекомендации по мерам борьбы с оврагами.

- Организация метеорологических наблюдений. Работа с классным календарём природы.

- Наблюдение разнообразия растительного и животного мира различных природных сообществ (водоёмы, древесно-кустарниковая растительность, травянистые растительные сообщества, водная растительность, культурная растительность, животный мир леса, животный мир открытых пространств, животный мир водоёмов, своеобразие искусственной экосистемы поля и огорода).  

- Проектирование массовых форм экологической работы с младшими школьниками (праздники, вечера, пресс-конференции и др.).

- Проектирование форм экологической работы с младшими школьниками в кругу семьи.

Производственная практика

Виды работ

- Планирование и проведение уроков по окружающему миру (естествознание)  в начальных классах.

- Наблюдение, анализ и самоанализ уроков, обсуждение отдельных уроков в диалоге с сокурсниками, руководителями педагогической практики, учителями, разработка предложений по их совершенствованию и коррекции.

- Диагностика и оценка учебных достижений младших школьников с учётом возраста, класса и отдельных обучающихся.

- Знакомство с организацией, содержанием и методикой проведения уроков по программам начального общего образования в первые дни обучения в школе, с организацией учебной деятельности детей, с методами и приёмами формирования отношений «учитель-ученик».

- Знакомство с организацией первого учебного дня в школе.

- Планирование «Дня знаний» для учащихся первого класса.

- Ведение учебной документации.


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  МДК

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов естествознания с методикой преподавания, библиотеку, читальный зал с выходом  в сеть Интернет.

Оборудование учебных кабинетов и рабочих мест кабинетов:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- систематизированные по типам наглядные пособия; раздаточный материал, видео - и аудиозаписи, CD, DVD;

-методические рекомендации по выполнению практических,  и самостоятельных работ обучающихся;

- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Е.Ф.Козина, Е.Н.Степанян. – М.: Академия, 2012.    
  2. Козина Е. Ф. Практикум по методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир» : учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Козина. − М.: Академия, 2012.
  3. Петросова Р.А. Естествознание и основы экологии: Учебное пособие. –М.: Академия, 2011.
  4. Петросова Р.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: Учебное пособие для студ. ср. спец. уч. заведений. –М.: Академия, 2011.

Дополнительные источники:

  1. Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учебное пособие. –М.: ВЛАДОС, 2013.
  2. Виноградова Н. Ф. «Окружающий мир» в начальной школе: Беседы с будущим учителем: Учебное пособие. –М.: Академия, 2012.
  3. Бровкина Е.Т., Козлова Т.А., Герасимов В.А. Ознакомление с окружающим миром. Природоведение: Учебное пособие. -М.: Академия, 2011.
  4. Пакулова В.М. Методика преподавания природоведения: Учебник. –М.: Просвещение, 2009.
  5. Я иду на урок в начальную школу. Природоведение: Книга для учителя. –М.: Первое сентября, 2010.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умение использовать материал учебного предмета для формирования у младших школьников целостного представления об окружающем мире

Устная проверка в форме индивидуального опроса

Умение находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимые для подготовки к урокам

Практическое занятие

Умение определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно – гигиеническими нормами

Индивидуальная работа

Умение устанавливать межпредметные связи методики с экологией, естествознанием, педагогикой и другими науками, анализировать статьи в педагогических журналах, посвященные общим проблемам преподавания естествознания в начальной школе

Устная проверка в форме индивидуального опроса

 Умение использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по учебному предмету, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся

Практическое занятие

Умение проводить демонстрационные опыты, организовывать детей во время проведения наблюдений и опытов, методически правильно составлять вопросы к беседе, тексты для рассказов, владеть приемами сравнения, противопоставления

Устная проверка в форме фронтального опроса

 Умение использовать технические средства обучения (ТСО),  подбирать наглядные пособия, изготавливать самостоятельно гербарии, коллекции и использовать их  в образовательном процессе

Индивидуальная работа

Умение планировать уроки различных типов, составлять планы проведения внеклассных мероприятий, планировать работу кружков, оформлять краеведческий материал, работать индивидуально с каждым учеником

Индивидуальная работа

Умение проводить контроль на уроках по учебному предмету, осуществлять отбор контрольно – измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения

Устная проверка в форме фронтального опроса

Умение оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на уроках по учебному предмету, выставлять оценки

Практическое занятие

Умение анализировать процесс и результаты обучения по предмету, корректировать и совершенствовать их

Умение анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам; осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении уроков

Индивидуальная работа

Умение составлять тематические планы и конспекты уроков разных типов для I-IV классов, проводить внеклассные мероприятия

Практическое занятие

Знание содержания, целей и задач изучения курса  в начальной школе, о возрастании роли экологического подхода к изучению природы

Устная проверка в форме индивидуального опроса

Знание требований образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования

Устная проверка в форме фронтального опроса

Знание методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках по учебному предмету

Устная проверка в форме индивидуального опроса

Знание структуры основных типов уроков, дидактические требования к этапам урока

Индивидуальная работа

Знание основных методов, особенностей каждого метода и требований, предъявляемых к ним, методических приемов

Устная проверка в форме индивидуального опроса

Знание основных видов ТСО и их применение в образовательном процессе

Практическое занятие

Знание требований к содержанию и уровню подготовки младших школьников

Устная проверка в форме фронтального опроса

Знание методов и методики контроля результатов учебной деятельности младших школьников по учебному предмету

Устная проверка в форме индивидуального опроса

Знание воспитательных возможностей урока в начальной школе

Устная проверка в форме индивидуального опроса

Знание основ оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления отметок и виды учета успеваемости обучающихся

Практическое занятие

Знание педагогических и гигиенических требований к организации обучения на уроках

Устная проверка в форме фронтального опроса

Знание логики анализа урока

Устная проверка в форме индивидуального опроса

Знание видов учебной документации, требования к ее ведению и оформлению

Индивидуальная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ МДК.01.05 Естествознание с методикой преподавания. по специальности: 44.02.02 Преподавание в начальных классах. ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Учебно-методический комплекс по дисциплине Естествознание с методикой преподавания создан обучающимся в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итогов...

Рабочая программа МДК 01.05 Естествознание с методикой преподавания

Программа профессионального модуля (далее - программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ФГОС  по специальности СПО...

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине Естествознание с методикой преподавания

Методические рекомендации по планированию и организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов разработаны в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности Преподавание в начальных клас...

Сборник лабораторных и практических работ по МДК 01.05 Естествознание с методикой преподавания/Теория и методика обучения предмету "Окружающий мир"

В сборнике приведен перечень лабораторных и практических работ с использованием цифрового оборудования (цифрового микроскопа и цифровой лаборатории) по МДК 01.05 «Естествознание с методикой преп...

Rонспекта занятия по МДК 01.05 Естествознание с методикой преподавания на тему "Характеристика практических методов обучения"

Данный конспект разработан в соответствии с требованиями к проведению открытого урока. Конспект участвовал в конкурсе "Лучший преподаватель 2021"...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по МДК 01.05 Естествознание с методикой преподавания

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов направлены на реализацию программы МДК01.05 Естествознание с методикой преподавания ПМ01 Преподавание по программам начального...

Методические указания по выполнению практических занятий студентов по МДК 01.05 Естествознание с методикой преподавания

Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий направлены на реализацию программы МДК 01.05. Естествознание с методикой преподавания ПМ 01 преподавание по программам началь...