СТАТЬЯ "Формы и методы вовлечения детей и несовершеннолетних в досуговую деятельность".
статья
Статья для воспитателей училища интернатного типа (воспитательная деятельность со старшими школьниками и учащимися СПО).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья для воспитателей старшей школы и СПО | 31.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и методы вовлечения детей и несовершеннолетних
в досуговую деятельность.
Каждый человек, живущий в обществе, хочет чувствовать себя в безопасности. Каждый хочет, чтобы его права никто не нарушал. Но, к сожалению, в мире постоянно совершаются различные преступления и правонарушения.
Преступность несовершеннолетних называют одной из наиболее важных проблем современного общества.
Поведение несовершеннолетних (подростков) отличается рядом особенностей. Физиологическая перестройка организма подростка, двигательная и вербальная активность, обостренность чувства независимости, несформированность устойчивых нравственных позиций, высокая подверженность групповым воздействиям, импульсивность – все эти особенности подросткового возраста, при неблагоприятных социальных условиях, "катализируются" в отрицательную направленность.
Правильно организованный досуг учащихся это возможность профилактики девиантного поведения подростков.
Задача любого государства – воспитать подрастающее поколение таким образом, чтобы получить достойных членов общества.
В Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано:
Воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и, принятых в обществе, правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте определены целевые ориентиры развития учащихся.
- любящий и уважающий свой народ, свой край и свою Родину - Россию;
- уважающий и осваивающий в деятельности традиционные духовно-нравственные и социокультурные ценности семьи, общества и народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
- владеющий основами умения учиться, способного к организации собственной учебной деятельности;
- выполняющий правила и нормы поведения, принятые в обществе;
- способный понимать последствия своих действий, оценивать поступки свои и других людей;
- доброжелательный по отношению к окружающим, способный сопереживать;
- умеющий слушать собеседника, готовый высказывать и пояснять свое мнение;
- уважительно относящийся к труду;
- любознательный, заинтересованно познающий мир, знающий различные профессии и виды деятельности;
- проявляющий интерес к произведениям отечественной и мировой литературы и искусства;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни, в том числе и в информационном пространстве.
На реализацию этих ориентиров направлена воспитательная работа.
Одной из эффективных форм воспитательной работы является организация досуговой деятельности.
Досуг - это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору.
Не секрет, что потому, как человек проводит свой досуг, можно судить, насколько высок его интеллектуальный уровень, какое место он занимает в обществе, каков его доход. Кроме того, можно сказать и о том, какое у него воспитание, чем он увлекается и какие у него интересы.
Естественно, что многое зависит от воспитания человека, окружающей социокультурной среды, а, следовательно, оттого, что воспринял ребенок от окружающих его взрослых. Это значит, что и проводить досуг человек будет так, как проводили родители и окружающие его взрослые.
Умелый досуг формирует вкусы, удовлетворяет интересы, реализует физические силы и духовные запросы. Качественный досуг ободряет, реабилитирует подростка, концентрирует его внимание на социальном значении происходящего и содеянного, высвечивает социально-культурную ценность во всей его общечеловеческой значимости, наконец, в деятельности группы легко и незаметно формируется умение взаимодействовать с людьми.
Поэтому досугу уделяют большое внимание, отечественные и зарубежные педагоги со времен Я.А.Каменского, Ж.Ж.Руссо и И.Г.Песталоцци. Анализ научно-методической литературы показал, что данной проблемой занимались Жарков А.Д., Григорьева Е.И., Киселева Т.Г., Туев В.В., Шмаков С.А., Байкова В., Суртаев В.Я., Фролова Г.И., Махов Ф.С., Чижикова В.М., Соколов Э.В., Титов Б.А. и другие. Во множестве работ они дают свои рекомендации, как нужно организовать деятельность ребенка, чтобы он раскрыл свои природные задатки, приобщился к культуре своего народа, используя для этого свободное время от занятий и труда.
Признаки культурно досуговой деятельнгости:
- всякая досуговая деятельность протекает в свободное от обязательного труда время;
- продукты досуговой деятельности не могут иметь коммерческого характера;
- носит не профессиональный, а любительский характер;
- носит самоуправляемый характер, свободна от какого бы то ни было внешнего вмешательства в виде социального, педагогического или иного руководства и контроля.
Целостность и стабильность отдыха в воспитательном и образовательном процессах определяются рядом элементов: формой, методами, ценностью идей и т. д.
Российские учёные (А.Ю. Демчук, Ю.С. Ерёмина, И.В. Шевчук и др.) предлагают следующий комплекс разновидностей форм досуговой деятельности:
1) отдых, служащий для восстановления жизненных сил и душевного равновесия. (Он может быть либо пассивным, либо включать в себя различные уровни и степени активности);
2) развлечение, выполняющее роль своеобразной психической разрядки, эмоциональной разгрузки, создающее условия для реализации тех физических и духовных способностей и склонностей личности, которые по каким-либо причинам не могут быть востребованы ни в труде, ни в обучении, ни в отдыхе;
3) праздник, связывающий прошлое и настоящее путем торжественного, художественного преображения действительности, служащий основанием для «смены времен», для обновления ценностных ориентиров; здесь человек, хотя бы на небольшой срок, освобождается от повседневных забот, тревог, погружается в эмоционально насыщенную атмосферу, испытывая подъем, получает возможность открытого выражения личных чувств;
4) созерцание, как освобождение от мелких работ, мелочных волнений, эгоистических желаний, позволяющее человеку возвыситься над «злобой дня», углубиться в сущность вещей, осмыслить прожитые отрезки жизни, оценить их и сделать какие-то жизненно-важные выводы, утвердиться в своих жизненных стратегиях или изменить их;
5) просвещение, служащее средством развития разума, воображения, эстетических и нравственных чувств, открывающее путь к ценностям культуры;
6) творчество, которое, отвечая глубинным и универсальным потребностям человека в самовыражении, преобразовании действительности, поиске, познании и изменении окружающего мира, помогает совершенствовать бытие, отношение к самому себе, создавать новое.
При всем многообразии досуговых форм (некоторые ученые насчитывают до 500 видов досуговой деятельности) любой досуг способен выполнять четыре главные функции:
- отдых,
- развлечение,
- общение,
- саморазвитие.
Очень важно научить детей делать свой досуг содержательным, «работающим» на совершенствование личности. Не случайно этимологически слово «досуг» связано с глаголом «досягнуть», т.е. иметь возможность что-то делать, чего-то достичь.
Между тем, как показывают социологические исследования (Верб Л.Я.), школьники ориентированы преимущественно на развлекательные способы проведения свободного времени, что оборачивается снижением общего уровня культуры детей и подростков, усвоением примитивных способов общения, ростом асоциальных проявлений. Есть и другие проблемные ситуации, характерные для организации досуга детей и подростков:
- Отрицательно на развитии детского досуга сказывается его коммерциализация. Иногда подростки, относящиеся к семьям с низким прожиточным уровнем, оказываются отрезанными от сферы досуга. (Кинотеатры, театры, музеи и т.д.)
- Компьютеризация общества также не могла не отразиться на подростках. Неумение правильно организовать свой досуг приводит современных подростков к компьютерной зависимости.
- Утеряны ориентиры социальной жизни, еще недавно казавшиеся незыблемыми, а новые еще не утвердились. Затруднения в отношениях вызваны и тем, что общество стало сильно меняться уже на протяжении одного поколения. В результате опыт старших, как бы, теряет свою актуальность для новых поколений. Воспитатели сами должны быть способными к изменениям и не относится к своему сложившемуся опыту как единственно ценному; уметь понять позицию сегодняшних подростков.
Свободное время подростка может быть неорганизованным, стихийным, бесполезно проведенным, а может быть и целенаправленно организованным.
Организация досуга старших школьников и учащихся СПО позволяет формировать и развивать в учащихся те качества, которые перечислены в ориентирах развития ФГОС.
Основу воспитательной работы в этом направлении составляют принципы рациональной организации досуга учащихся:
Принцип интереса. Мотивы, побуждающие ребят включиться в досуговую деятельность, существенно отличаются от мотивов, действующих в учебных заведениях. В отличие от регламентированных учебными планами и программами занятий в школе, одинаковых и обязательных для всех, организация досуговой деятельности ведется на основе добровольности и учета интересов детей. Поэтому решающее значение приобретает привлекательность досуговых дел, интерес, вызываемый ими. Воспитательное значение их заключается в том, что они помогают преодолеть трудности познания, облегчают волевое напряжение, делают его более целеустремленным и устойчивым.
Возникновение и развитие интереса у подростков к досуговым делам зависит, с одной стороны, от их содержания, а с другой – от способа проведения. Если организатор досуга хочет заинтересовать предстоящей досуговой деятельностью как можно большее количество школьников, он должен стремиться к тому, чтобы все, что предлагается детям, соотносилось с их основными устремлениями и имело для них познавательное значение. Поэтому реализация принципа интереса требует детального изучения запросов и потребностей детской аудитории, что поможет специалистам правильно осуществить прогнозирование процесса воспитания и получить нужный результат.
Принцип занимательности и развлекательности. В развлекательных досуговых мероприятиях детям предоставляются обширные возможности для тренировки и проявления сообразительности, находчивости, изобретательности. Каждое детское мероприятие требует гибкости ума, творческой активности, остроумия. Соревновательная обстановка, присущая многим детским развлечениям, активизирует их, особенно если состязания носят командный характер. Красочность и эмоциональность мероприятий производит неизгладимое впечатление на детей и подростков, способствует формированию нравственных качеств личности, воспитанию культуры чувств.
Принцип развития инициативы и самодеятельности ребят был сформулирован и введен в практику основателем детских клубов в России С.Т.Шацким. В современных условиях социальные педагоги стараются заметить первые ростки инициативы, самодеятельности у кружковцев, развивают и закрепляют организаторские умения, навыки у всех групп актива детских досуговых подразделений. Очень важно пробудить у детей и подростков социальную активность, желание приобщиться к общественно полезному труду. Накапливая опыт общественных отношений, ребята быстрее и успешнее приобретают навыки самоуправления. Широкое участие детей и подростков в организации досуговой деятельности делает ее особенно близкой для них, интересной и необходимой.
Принцип опоры на положительные эмоции. Этот принцип основан на высказывании: «Ищи в ребенке лучшее – его больше». Увидеть доброе в ребенке и опираться на это – в этом заключается этот принцип.
Методы досуговой педагогики
- Метод игры и игрового тренинга (форма освоения учащимся социального опыта);
- Метод театрализации (знакомит ребят с разнообразными сюжетами жизни);
- Метод состязательности (стимулирует поиск, победу над собой, развивает творчество);
- Воспитывающие ситуации (специально смоделированные ситуации для самореализации, организованного успеха);
- Импровизации (выводит на практическую и творческую предприимчивость);
- Равноправного духовного контакта (гуманизм и доверие в отношении между детьми и взрослыми).
Требования к организации досуга детей:
- технологичность – форма и метод организации досуга должны обеспечить определённый эффект, который будет повторяться в различных ситуациях;
- социальная направленность – досуг должен способствовать развитию личности, обеспечивать успешное усвоение социального опыта и ценностей общества;
- практичность – при минимальных материальных затратах – максимальный эффект.
В подростковом возрасте формируется чувство идентичности, осознания собственной индивидуальности, стремления выразить себя; происходит определение жизненных целей личности, складывается мировоззрение, осваиваются навыки взаимодействия с противоположным полом. В этом возрасте подросткам интересен взрослый, способный выступить в роли консультанта, советчика, старшего и более опытно товарища. Учитывая эти особенности, старшим подросткам, как и в предыдущем случае, целесообразнее всего предлагать, различные варианты коллективной творческой деятельности, но с учетом запросов и интересов.
Это могут быть:
- вечера современной музыки, авторской песни;
- игры;
- дискуссии;
- тренинги;
- всевозможные формы общественно-полезной деятельности (благотворительные акции; экологические акции; выезды с концертными программами; и т.д.).
А как на практике реализуется то, о чем говорилось выше?
В нашем учебном учреждении, УОР № 1, активно ведётся работа по организации досуга обучающихся воспитанников. Используются следующие формы:
- КТД (коллективно-творческие дела);
- Традиционные общешкольные праздники;
- Воспитательные часы общения, диспуты, занятия, тематические вечера;
- Экскурсии;
- Конкурсы;
- Видео концерты.
Если каждый участник досуговой деятельности почувствовал себя легко и свободно, продемонстрировал свои способности и дарования, включился с видимым желанием в какой-либо вид деятельности, смог ощутить себя частью дружного коллектива, то это поистенне можно считать успехом любой досуговой воспитательной работы.
Использованы электронные ресурсы.
https://jurkom74.ru/ucheba/psichologiya-prestupnosti-nesovershennoletnich
https://studopedia.ru/9_113472_tehnologiya-organizatsii-dosuga-detey-i-podrostkov.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к ВКР «Педагогические условия организации музыкально – досуговой деятельности детей в ДОУ»
Речь для выпускной квалификационной работы (доклад)Уважаемые члены итоговой государственной комисс...
Развитие коммуникативной компетенции у будущих специалистов при организации досуговой деятельности в социуме
Приоритетными задачами образования сегодня являются развитие творческих и коммуникативных компетенций у современных студентов. От успешного решения этих задач будет во многом зависеть результативность...
Методика проведения практического занятия (урока – экскурсии) по предмету «Организации культурно - досуговой деятельности»
Методика подготовки экскурсии учениками...
« Организация досуговой деятельности как фактор профилактики агрессивности у старших дошкольников »
Одной из наиболее острых проблем в отечественной психологии и педагогике является повышенная агрессивность детей. Увеличение численности детской преступности и детей, склон...
Методические указания по выполнению практических работ по МДК 02.02. Методика организация досуговых мероприятий Тема 2.1. Теория содержания и основные направления культурно – досуговой деятельности детей и подростков
Методические указанияпо выполнению практических работ поМДК 02.02. Методика организация досуговых мероприятий Тема 2.1. Теория содержания и основные направления культурно – дос...
Методические рекомендации к проведению контролируемой самостоятельной работы МДК.02.01. «Методика организации досуговых мероприятий» «Методика и технология культурно-досуговой деятельности»
Методические рекомендации к проведению контролируемой самостоятельной работы составлены в соответствии с программой по ПМ.02 «Организация досуговых мероприятий», МДК.02.01. «Методика...