Методика проведения практического занятия (урока – экскурсии) по предмету «Организации культурно - досуговой деятельности»
методическая разработка на тему

Глибина Екатерина Сергеевна

Методика подготовки экскурсии учениками

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_provedeniya_prakticheskogo_zanyatiya.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методика проведения практического занятия (урока – экскурсии)   по предмету «Организации культурно - досуговой деятельности»

Методика проведения практических занятий отвечает на следующие вопросы:

1.Для чего подготовлена и проводится экскурсия (цель, задачи)?

2.Какие вопросы освещаются на экскурсии (чему посвящено ее содержание)?

3.Как проводить экскурсию (методические приемы)?

4.Как возбудить и сохранить внимание экскурсантов?

Методика подготовки экскурсии учениками

Экскурсия — это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения. Они связаны между собой и взаимообусловлены.

Первое направление — процесс создания новой темы экскурсии.

Подготовка новой темы экскурсии поручается творческой группе. В ее состав включается от 3 до 7 человек в зависимости от сложности темы. Обычно каждому из участников творческой группы поручается разработка одного из разделов или нескольких вопросов подтемы. В целях контроля за работой творческой группы выбирается руководитель из числа студентов.

Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать следующие критерии:

Познавательная ценность — связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, художественные достоинства памятника, возможность их использования в эстетическом воспитании участников экскурсии.

Известность объекта, его популярность среди населения (например, такие объекты, как Дворцовая площадь, Эрмитаж и др.).

Необычность (экзотичность) объекта. Имеется в виду особенность, неповторимость памятника истории и культуры, здания, сооружения. Необычность объекта может быть также связана с каким-то историческим событием, которое произошло в данном здании, на месте установки данного памятника, с легендой или историческим событием. Экзотичность может быть природного характера.

Местонахождение объекта. При отборе объектов должны учитываться расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения.

Отбор объектов  заканчивается  составлением  карточки    на каждый из них.

В карточку объектов вносятся следующие данные:

1)  наименование объекта  (первоначальное  и  современное), а также название, под которым памятник известен у населения;

2)  историческое событие,  с которым связан  памятник, дата события;

3)  местонахождение объекта, его почтовый адрес;

4)  дата составления карточки, фамилия составителя.

К карточке прикрепляется фотография объекта, воспроизводящая его нынешний и прежние виды.

СОСТАВЛЕНИЕ МАРШРУТА ЭКСКУРСИИ

Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов.

Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута, — организация показа объектов в логической последовательности.

ПОДГОТОВКА КОНТРОЛЬНОГО ТЕКСТА ЭКСКУРСИИ  

Основу контрольного текста даёт преподаватель. Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литературный язык.

Текст экскурсии составляется творческой группой студентов при разработке темы и выполняет контрольные функции. Это означает, что каждый студент должен строить свой рассказ с учетом требований данного текста (контрольного текста).

Помимо материалов для рассказа экскурсовода (студента) в контрольный текст включают материалы, которые должны составить содержание вступительного слова и заключения экскурсии, а также логических переходов. Он должен быть удобен для пользования. Цитаты, цифры и примеры сопровождаются ссылками на источники.

СОСТАВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТЕКСТА

Экскурсионная практика исходит из того, что основой рассказа экскурсовода является индивидуальный текст, который определяет последовательность и полноту изложения мыслей, помогает экскурсоводу (студенту) логически строить свой рассказ. Такой текст каждый экскурсовод (студент) составляет самостоятельно. Основой для индивидуального текста является контрольный текст, который выдал преподаватель.

Индивидуальный текст содержит полное изложение того, что следует рассказать на экскурсии. При изложении сущности исторических событий не должно быть сокращений, оценки их значения.

Не допускается также упоминание фактов без их датировки, ссылок на источники.

Продолжительность рассказа не должна превышать времени, на какое памятник способен приковать к себе внимание экскурсантов. Чаще всего это пять-семь минут. Если это время не соблюдается, то никакая живость рассказа, никакие методические приемы не способны восстановить внимание экскурсантов. Экскурсовод так же, как лектор, может во время экскурсии пользоваться своим индивидуальным текстом. Для удобства пользования им рекомендуется перенести содержание рассказа на специальные карточки, где записываются краткие данные об объекте, основные мысли рассказа, отдельные цитаты, исторические даты. Карточки имеют порядковые номера и складываются перед экскурсией с учетом последовательности раскрываемых  подтем.

КОМПЛЕКТОВАНИЕ «ПОРТФЕЛЯ ЭКСКУРСОВОДА»

«Портфель экскурсовода» — условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Эти пособия обычно помещаются в папке или небольшом портфеле.

В «портфель экскурсовода» включаются контрольный текст, индивидуальный текст, карточки объектов, фотографии, географические карты – схемы, презентация экскурсии и т д.

СОСТАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

Методическая разработка — документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно. Оформление методической разработки происходит следующим образом:

—  на титульном листе располагаются данные: наименование колледжа, название темы экскурсии, вид  экскурсии,   протяженность   маршрута,   продолжительность в академических часах, состав экскурсантов, фамилии и должности составителей, дата утверждения экскурсии руководителем;

—  на следующей странице излагаются цель и задачи экскурсии, схема маршрута с указанием объектов и остановок во время экскурсии.

Методическая разработка состоит их трех разделов: вступления, основной части и заключения. Размер разработки — 6—12 страниц машинописного текста.

ПРИЕМ ЭКСКУРСИИ

При положительной оценке методической разработки экскурсии, а также при наличии укомплектованного   «портфеля экскурсовода»   назначается дата приема (сдачи) новой экскурсии. Сдача экскурсии поручается одному из членов творческой группы.

Прием (сдача) экскурсии носит деловой характер, проводится в форме творческой дискуссии, обмена мнениями, выявления недочетов.

УТВЕРЖДЕНИЕ ЭКСКУРСИИ

Работа считается завершенной, когда подготовленными будут все необходимые документы:

  1. Список литературы по теме
  2. Карточки объектов включенных в маршрут
  3. Контрольный текст экскурсии
  4. Индивидуальные тексты экскурсоводов
  5. Схема маршрута
  6. «Портфель экскурсовода»
  7. Методическая разработка на тему
  8. Материалы экскурсии
  9. Список студентов (экскурсоводов), которые проводят экскурсии по теме

Пример Методической разработки экскурсии (……)

маршрут

Объекты показа

время

Наименование подтем и перечень основных вопросов

Методические указания

  1. Музей–   заповедник

(……)

  1. Передние ворота Музея-заповедника Храм
  2. Макет деревянного дворца
  3. Реликтовая дубрава и тд

45 минут

История возникновения.

Памятники русского деревянного зодчества XVII в. и тд

1.Рассказать историю возникновения

и создания  храма, его характеристика. 2.Рассказать о русском деревянном зодчестве, обратить внимание на массивность бревен      и тд

2.

30 минут

3.

Целью преподавания данного курса является  формирование у студентов знаний, умений и  навыков в области   культурно - досуговой деятельности.

Учебная дисциплина «Организация культурно - досуговой деятельности» является спецдисциплиной. Программа  направлена на формирование представления об основах культурно - досуговой деятельности, что позволит студенту получить знания, необходимые специалисту в сфере индустрии гостеприимства.

Студенты, завершившие изучение курса «Организация культурно - досуговой деятельности» должны:

знать:

  • Организацию культурно - досуговой деятельности
  • психологию обслуживания;
  • виды отдыха и развлечений;
  • формы проведения досуга;
  • индустрию развлечений;
  • методику проведения экскурсии;
  • методические приёмы показа;
  • методические приёмы рассказа;
  • технологию подготовки новой экскурсии;
  • особенности городской обзорной экскурсии;
  • особенности тематических экскурсий. 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Совершенствование методики проведения практических занятий по учебной дисциплине «Гражданское право и гражданский процесс»"

Статья "Совершенствование методики проведения  практических занятий по учебной дисциплине «Гражданское право и гражданский процесс»" Опубликована на сайте БПОУ ОО «СПК...

Методические указания для проведения практического занятия № 1-2 по предмету «Информатика»

Практическое занятие предназначено для студентов 1 курса по предмету "Информатика"Тема:   Нахождение информационного объема текстового сообщения. Кодирование информации.Цель:...

Методические указания для проведения практического занятия № 3-4 по предмету «Информатика»

Методические указания для проведения практического занятия № 3-4 по предмету «Информатика»Тема: Представление данных в различных системах счисления. Арифметические действия с числами в раз...

Методика проведения практического занятия по судовождению во время дистанционного обучения.

Данная методика позволит проводить практическое занятие - Тема: Навигационная прокладка с учетом дрейфа.во время дистанционного обучения при отсутствии карт и прокладочного инструмента, с помощью...

Методические указания для проведения практического занятия № 5-6 по предмету «Информатика»

Методические указания для проведения практического занятия № 5-6  по предмету «Информатика»Тема:   Преобразование и упрощение логических выражений. Построение таблицы и...

Методические указания для проведения практического занятия № 7-8 по предмету «Информатика»

Практическое занятие №7-8. "Алгоритмические модели" для студентов 1 курса...

Методическая разработка «Методика проведения практического занятия по теме «Решение генетических задач»»

Данная методическая разработка представляет собой полный урок по биологии, включающий в себя основные этапы урока закрепления и развития знаний, умений и навыков. Материал может быть использован как п...