Статья на тему: «Воспитание сказкой. Роль сказки в воспитании и развитии детей»
статья

Пискунова Светлана Юрьевна

Статья на тему: «Воспитание сказкой. Роль сказки в воспитании и развитии детей»

 

Сказки – древнейшее средство нравственного, этического воспитания, они формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Житейская мудрость, познанные истины, меткие характеристики, наблюдения, что переходят из поколения в поколение в виде сказаний, стихотворных строк, сказок, пословиц, присказок и поговорок, имеют величайшую силу и смысл. Сказка – один из самых любимых детьми жанров фольклора. Она развивает воображение, эту очень важную черту творца в любой сфере жизни. А выразительный язык сказки очень близок уму и сердцу ребенка и запоминается на всю жизнь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vosp_rabota.docx17.37 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Воспитание сказкой. Роль сказки в воспитании и развитии детей»

Сказки – древнейшее средство нравственного, этического воспитания, они формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Житейская мудрость, познанные истины, меткие характеристики, наблюдения, что переходят из поколения в поколение в виде сказаний, стихотворных строк, сказок, пословиц, присказок и поговорок, имеют величайшую силу и смысл. Сказка – один из самых любимых детьми жанров фольклора. Она развивает воображение, эту очень важную черту творца в любой сфере жизни. А выразительный язык сказки очень близок уму и сердцу ребенка и запоминается на всю жизнь.

Человек – сначала маленький, потом большой только тогда твердо стоит на ногах, когда чувствует и понимает родную землю, ее традиции и историю. Сказка – не обман, а тайна, удивительный мир Волшебства. Погружаясь в этот мир, ребенок соприкасается с частичкой себя непознанного. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как только начинает говорить.

Сказочный язык понятен и любим детьми любого возраста, это их стихия. Непосредственное восприятие в момент прочтения сказки позволяет ему заглянуть в его собственное сердце, на поверхности окажутся глубинные подсознательные моменты. Через сказку малыш получает опыт старшего поколения. Она способствует расширению восприятия мира ребёнком, обогащает духовно, дает знания о жизни и ее законах, способствует развитию фантазии и закладывает творческое начало.

Воображение помогает ему входить в роли персонажей из сказки, проживать будто на собственном опыте сюжеты реалий сказки, что делает его мышление более гибким и развивает интуитивное восприятие мира. Выводы, сделанные после прочтения сказки можно назвать первыми жизненными знаниями, опытом. Сказка помогает ребенку укрепиться в самых важных понятиях о том, как жить, на чем основывать отношение к своим и чужим поступкам, они не только развлекают и радуют детей, но и закладывают основы нравственности. Важно, что ребенок может идентифицировать и отождествить себя с героем и, прожив на страницах сказки все его поступки, оценить их результаты и последствия.

       В настоящее время потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенок переутомляется, становится капризным и нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему всё происходит так, а не иначе. Сказки помогут преодолеть переживания, трудности у ребёнка. Например: расставание с мамой, различные страхи (одиночества, самостоятельности и др.), неуверенность в себе. А также скорректируют поведение ребёнка - убирать за собой игрушки, меньше смотреть телевизор, не капризничать по пустякам и др.

           Сказка вводит детей в воображаемый мир и заставляет пережить с героями чувства, которые запоминаются на всю последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказочной истории встает на сторону положительного героя. Это заставляет детей мыслить творчески и делать выводы, которые недоступны при иных обстоятельствах. В сказках, есть четкое разделение героев на положительные и отрицательные, что дает возможность ребенку понять, что такое плохо, что такое хорошо и сформировать правильную систему ценностей. Главный герой сказки на своем примере учит малыша активно действовать в любой жизненной ситуации, не опускать руки. Ему приписываются самые лучшие качества человека: храбрость, смелость, находчивость и, конечно же, доброта.

    Семейное чтение - это залог благополучия, способ общения между родителями и детьми, метод воспитания и хороший досуг. Именно поэтому у мамы и папы всегда должно находиться время, чтобы почитать детям. Психологи считают, что дети, которым читают книги родители, эмоционально уравновешены и уверенны в себе. Ведь дети, которым часто читают, чувствуют близость, защищённость, безопасность. Таким детям гораздо комфортнее жить, нежели тем, кто лишён радости чтения.

Герои книг совершают разнообразные поступки, попадают в сложные ситуации, принимают решения – всё это ребёнок может обсудить с родителем, формируя при этом понимание добра и зла, дружбы и предательства, сочувствия, долга, чести. Любовь к чтению, привитая с детства родителями, сопровождает человека на протяжении всей жизни. И время, потраченное на чтение, непременно окупится. Ведь развитие речи напрямую зависит от живого общения родителей с детьми, в том числе и от чтения ими книг.

Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. Сказки для дошкольников – это особый воспитательный прием. Включение сказки во все виды детской деятельности, использование традиционных и нетрадиционных методов и приёмов работы существенно влияют на всестороннее развитие речи детей.

Русская народная сказка содержит множество языковых приемов. Художественная речь полна эпитетов, сравнений и синонимов, что побуждает детей творить и совершенствоваться в общении. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное — новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.

Особенно велика  роль сказки  в воспитании детей младшего дошкольного возраста. Из первых книжек самые маленькие узнают о правилах вежливости и основах здоровья, а также о самых простых правилах жизни. Малышам часто читают короткие фольклорные произведения, незатейливые стихи, народная мудрость в которых представлена в доступных крохам формах. Старшие дошкольники проявляют большой интерес к волшебным сказкам, осмысленно воспринимают их. Они очень любят слушать невероятные истории и сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывая, что помимо реального существует и волшебный мир приключений и побед. Вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха, чувство облегчения, радости при победе справедливости. Воспринимая произведение, старшие дошкольники могут дать мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в нашем обществе.

В качестве основного приёма ознакомления детей со сказкой выделяется рассказывание. Сказочный жанр изначально допускал свободное обращение рассказчика с сюжетом и был рассчитан на устное исполнение. Чтобы помочь маленьким детям глубже воспринять произведение, после его рассказывания проводятся беседы. В них включаются разные группы вопросов. Для большего эффекта восприятия, рассказывание сказки сопровождается предметными и сюжетными картинками.

Дети лучше усваивают знания при многократном повторении. В тоже время они не любят однообразной деятельности, от которой быстро устают, поэтому при повторном рассказывании сказки используются: настольный и кукольный театр, моделирование, запись и т.д.

Завершающим этапом формирования связной речи у дошкольников является умение рассказывать и одновременно показывать сказку. В этом помогает различные театры, игры-инсценировки, игры-драматизации, мини — спектакли. Проводя коллективные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Это дает возможность развиваться творческим способностям маленьких артистов. Кроме того, показывая сказку, малыши учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают речевое дыхание, интонационную выразительность речи.

В группе должен быть уголок речевой деятельности, в котором находится библиотека сказок. Каждый ребёнок сможет взять понравившуюся книжку, рассмотреть иллюстрации. В уголке рисования должны находиться книжки- раскраски, пластилин и бумага. Уголок «ряженья» обладает особой популярностью у детей. Здесь ребята могут реализовать свои фантазии, творческие замыслы и устроить небольшое представление по произведению. А также в группе обязательно должны быть разные виды театров: настольный, пальчиковый, кукольный, где можно обыграть прочитанные сказки.

Роль сказки в развитии и воспитании ребенка настолько велика, что без нее трудно представить себе взросление современного дошкольника. Сказка пробуждает все доброе, что есть в душе малыша, формирует нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь. Сказки пронизаны волшебством, окутаны таинственностью. Написаны поэтическим, образным и метафоричным языком. Они дают ребенку новые ощущения и впечатления. Добрые и злые, щедрые и скупые, хитрые и простодушные герои сказочного произведения всегда должны быть рядом с малышом. Именно они дают ему необходимую опору в жизни, учат отличать добро от зла, развивают фантазию и интеллект. 

Сказка в жизни ребенка становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни крохи и сопровождает его вплоть до подросткового возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная Методическая разработка «Роль детской книги в речевом развитии детей»

Детские книги играют большую роль в речевом развитии детей. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления развития всех сторон речи: фонетической, л...

Статья по теме: "Индивидуальный образовательный маршрут, как способ организации инклюзивного обучения детей с особыми образовательными потребностями "

Инклюзивное образование (фр.Inclusif- включающий в себя лат. Include-  заключаю ,включаю). -  процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех....

Статья на тему: "Использование метода проектов на занятиях информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса обучающихся".

Статья на тему: "Использование метода проектов на занятиях информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса обучающихся"....

Статья на тему: Психолого-педагогические особенности совершенствования работы педагога по развитию познавательной активности учащихся СПО

Педагогическое образование неразрывно связано с подготовкой молодого поколения к жизни в условиях непрерывного образования. Ведущим звеном всегда остаётся педагог – компетентный профессионал-пре...

«Роль подвижных игр в речевом развитии детей младшего возраста»

laquo;Роль подвижных игр в речевом развитии детей младшего возраста»...