Статья на тему: Психолого-педагогические особенности совершенствования работы педагога по развитию познавательной активности учащихся СПО
статья

Горбушина Диана Ивановна

Педагогическое образование неразрывно связано с подготовкой молодого поколения к жизни в условиях непрерывного образования. Ведущим звеном всегда остаётся педагог – компетентный профессионал-преподаватель: владеющий полным набором знаний и умений в образовании и воспитании учащихся; являющийся творческой личностью, способной к развитию мотивации и познавательных интересов учащихся, в условиях целостного педагогического процесса; стремящийся к совершенствованию своих профессиональных знаний и умений.

Совершенствование работы преподавателя по развитию познавательной активности учащихся СПО предполагает ряд психолого-педагогических особенностей по организации управления учебно-воспитательным процессом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические особенности совершенствования работы педагога по развитию познавательной активности учащихся СПО

Педагогическое образование неразрывно связано с подготовкой молодого поколения к жизни в условиях непрерывного образования. Ведущим звеном всегда остаётся педагог компетентный профессионал-преподаватель: владеющий полным набором знаний и умений в образовании и воспитании учащихся; являющийся творческой личностью, способной к развитию мотивации и познавательных интересов учащихся, в условиях целостного педагогического процесса; стремящийся к совершенствованию своих профессиональных знаний и умений.

Совершенствование работы преподавателя по развитию познавательной активности учащихся СПО предполагает ряд психолого-педагогических особенностей по организации управления учебно-воспитательным процессом.

Первой и самой важной особенностью выступает сама личность педагога. Изменяется его позиция в отношении к студенту, к себе самому. Преподаватель выступает не только как передатчик предметно-дисциплинарных знаний, носитель информации, хранитель норм и традиций, но и как помощник становления и развития личности учащегося, уважающий эту личность независимо от меры приобщения ее к знанию.

Второй особенностью служит изменение функции построения знаний, которые осваиваются в СПО, а также способов организации процесса их усвоения. Процесс усвоения знаний перестает носить характер рутинного заучивания. Он становится инструментом познания и организуется в разных формах.

Третьей особенностью является выдвижение на первый план социальной природы самого студента и развитие его личности. С этим связана ориентация не только на групповые формы учения и совместную деятельность, на многообразие форм взаимодействия межличностных отношений и общения, но и на индивидуальные формы обучения, которые направлены на поиск развития путей индивидуальности студента из коллективного субъекта.

Четвертая особенность связана с отказом от нависающей и постоянно тяготеющей роли оценок.

Это лишь четыре из многих существенных особенностей по развитию познавательной активности учащихся СПО, которые нам представляются как наиболее значимые для современного средне-профессионального обучения и могут способствовать развитию индивидуальных склонностей, интересов и познавательной активности учащихся.

Педагог должен обеспечить такое развитие познавательного интереса, которое поддержало бы эффективную и плодотворную учебную работу каждого студента на протяжении всех лет его пребывания в СПО, и было бы основой для его самообучения и самосовершенствования в будущем. В связи с этим педагогу просто необходимо знать основные пути и методы развития познавательного интереса для успешной профессиональной деятельности в современных условиях. Динамичность педагогического процесса достигается путем взаимодействия трех его структур:

педагогическая, ранее рассмотренная нами;

методическая (для ее создания цель разбивается на ряд задач, в соответствии с которыми определяются последовательные этапы деятельности педагога и учащихся);

психологическая.

Психологическая структура, пожалуй, наиболее сложная. Она включает в себя: процессы восприятия, мышления, осмысления, запоминания информации; степень проявления учащимися интереса, склонностей, мотивации учения, динамику эмоционального настроя; подъемы и спады физического и нервно-психического напряжения, динамику активности, работоспособности и утомления. Но и в психологической структуре урока можно выделить три подструктуры: познавательные процессы; мотивация учения; напряжение. Педагогу необходимо четко представлять себе теоретические основы обучения и уже на этой теоретической основе выстраивать свою педагогическую практику. Знание педагогической и методической структуры занятия позволяет строить его грамотно и методически обоснованно, а психологическая структура дает возможность учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся и сделать обучение доступным и увлекательным.

Отметим, что влияние познавательного интереса на формирование личности обеспечивается рядом условий:

уровнем развития интереса (его силой, глубиной, устойчивостью);

характером (многосторонними, широкими интересами, локально-стержневыми либо многосторонними интересами с выделением стержневого);

местом познавательного интереса среди других мотивов и их взаимодействием;

своеобразием интереса в познавательном процессе (теоретической направленностью или стремлением к использованию знаний прикладного характера);

связью с жизненными планами и перспективами. Указанные условия обеспечивают силу и глубину влияния познавательного интереса на личность студента.

В связи с индивидуализацией учебно-воспитательного процесса при конструировании уроков педагогу необходимо анализировать качество создаваемых условий, их влияние на учебные результаты детей. При этом в расчет необходимо принять психологические особенности обучения студентов. Педагог должен знать, что информация воспринимается посредством органов чувств учащихся, включаются в работу его ощущения и восприятие и только потом уже опознание, запоминание, установление ассоциаций, осмысление. Совершенно необходимым, хотя и недостаточным условием того, чтобы информация была воспринята, является приход к тем органам чувств достаточно интенсивных, четких, неискаженных сигналов, соответствующих характеристикам органов чувств, особенностям человеческого восприятия. К сожалению, педагоги не всегда помнят об этом, пренебрегая контролем громкости своего голоса и дикции, не пользуясь (или мало пользуясь) наглядными пособиями. Комбинированное воздействие визуальной и аудиоинформации дает наилучшие результаты (собственно, на этом и основан принцип наглядности, «золотое правило дидактики»).

Через зрительную систему восприятие идет на трех уровнях: ощущение, восприятие и представление, а через слуховую на одном уровне, уровне представления. Это значит, что при чтении информация воспринимается лучше, чем на слух. 20 % поступающей слуховой информации может потеряться, так как мысли текут в 8-10 раз быстрее, чем речь, есть отвлекающие факторы (реакция на внешние раздражители). К тому же, через каждые 5-10 секунд мозг «отключается» на доли секунды от приема информации. Именно поэтому требуется повторение одной и той же информации разными способами и лексическими средствами.

Для восприятия информации важен тип мыслительной деятельности. По данным нейропсихологов, 48 % людей мыслят логическим путем и 52 % образным. 24 % логически мыслящих людей переходят к образному мышлению и 26 % образно мыслящих к логическому мышлению. Большинство психологов считают, что сохранение того или иного материала в памяти человека тесно связано с характером восприятия мира, с типом мышления. Условно логически мыслящих людей можно разделить на две категории: одни мыслят теоретически, другие эмпирически. Четко характер мышления человека проявляется в том, как сохраняет материал его логическая память.

Эксперименты показали, что «теоретики» лучше всего помнят абстрактный материал, он сохраняется даже через двадцать месяцев. Интересно, что, когда испытуемым задавали наводящие вопросы, «теоретики» даже после столь большого перерыва воспроизводили почти полный объем текста. У «практиков» в памяти остались только конкретные факты и их описания. Сам текст, если и воспроизводился, то отрывочно. После наводящих вопросов «практикам» удается восстановить гораздо меньший объем текста, чем «теоретикам». Такого рода эксперименты демонстрируют заметное преимущество теоретического типа мышления. Психологи считают, что именно такое мышление следует развивать при обучении школьников.

Современная дидактика исходит из того, что обе стороны преподавание и учение составляют единый процесс обучения.

Цели обучения в разных современных подходах к организации процесса обучения предусматривают не только формирование знаний, но и общее развитие учащихся, их интеллектуальных, творческих умений, удовлетворение познавательных и духовных потребностей студентов. Педагог руководит учебно-познавательной деятельностью учащихся, одновременно стимулируя их самостоятельную работу, активность и творческий поиск.

Педагогическое сотрудничество это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности студентов и педагогов на основе взаимопонимания, проникновения в духовный мир друг друга, коллективного анализа хода и результатов этой деятельности. Поэтому должны внедряться занятия сотрудничества это длительный процесс перестройки мышления учащихся от схемы «услышал запомнил пересказал» к схеме «познал (путем поиска вместе с учителем и одноклассниками) осмыслил сказал запомнил».

Существующая проблема формирования интереса к обучению у студентов, как и проблема успешного осуществления самого обучения, обращается к личности учителя. Педагог-энтузиаст с должным уровнем подготовки способен сотворить для своих студентов настоящее большое чудо. Если он осуществляет постоянный поиск эффективных форм обучения и воспитания учащихся, развития познавательных интересов студентов, это во многом способно обеспечить успех задуманного. Такое стремление выражается в логике занятий, подборе дидактических материалов, использовании наглядности, технических средств обучения. Изучение опыта работы многих педагогов, программ, направленных на общее развитие учащихся, для педагога обязательный, необходимый компонент педагогического труда. Разносторонняя педагогическая деятельность дает хорошие результаты в обучении и воспитании учащихся. Развитие творческого мышления, речи, гибкости и самостоятельности мыслительной деятельности, решение проблемных ситуаций и доказательство собственного мнения является основой формирования инициативности учащихся.

Следующим наиболее важным этапом является изучение организации учебной деятельности как одного из путей формирования мотивации учащихся. Известно, что содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того, какова эта деятельность, из каких учебных действий она состоит, как эти части между собой соотносятся, т.е. какова структура учебной деятельности, от всего этого во многом зависит результат обучения, его развивающая и воспитывающая роль. Отношение студента к собственной деятельности определяется в значительной степени тем, как педагог организует учебную деятельность и каковы будут её структура и характер.

В настоящее время в обучении и воспитании главное внимание педагогу следует обращать на постепенное усложнение и увеличение разнообразия самостоятельной работы учащихся с целью совершенствования их познавательных навыков и умений. Для этого рекомендуется: беседовать по интересующим вопросам со студентами; побуждать учащихся задавать вопросы из интересующей их области; рекомендовать книги с целью углубления познаний студентов в интересующей их области; помогать ставить опыты; побуждать подростков к творческой работе, интересоваться их успехами в избранной области и т.д.

Таким образом, формирование мотивов познавательного интереса, как формы проявления познавательной потребности, определяет направленность личности учащегося на осознание целей деятельности и тем самым способствует ознакомлению с новыми фактами, познанию явлений и объектов окружающего мира, овладению методами познания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии.

На современном этапе развития школьного образования проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования н...

Дисциплина: Психолого-педагогический практикум. Тема: Психолого-педагогическая характеристика учащегося.

Цель: Учить составлять психолого-педагогическую характеристику на учащегося....

Папка по самообразованию Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Папка по самообразованиюТема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности  дошкольников»           (Подготовительная группа...

Дипломная "Особенности развития познавательной активности младших школьников"

laquo;Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собствен...

Дипломная работа на тему: «Развитие познавательной активности дошкольника с умственной отсталостью средствами дидактической игры»

Выпускная квалификационная работа Тема: «Развитие познавательной активности дошкольника с умственной отсталостью средствами дидактической игры»Современному обществу сегодня необходимы...

Дипломная работа на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ВТОРОГО КЛАССА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ". Содержит теоретическую и практическую части.

Сегодня педагоги ищут способы эффективного обучения детей. Ставятся задачи определить такие методы и технологии, чтобы оно протекало быстро и качественно, с разумными затратами сил учителей и учеников...

Статья. "Цифрование как инструмент для развития познавательной активности на занятиях по анатомии человека"

Цифровое образование – форма образовательной деятельности цифровой эпохи, дополняющая традиционное   образование...