Сообщение для педагогов МДОУ по теме: «Роль танца в художественно – эстетическом развитии детей»
статья
Выступление на Педагогическом совете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_rol_tantsa_v_hudozhestvenno-esteticheskom_razvitii_detey.doc | 218 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДВ №!11 «УЛЫБКА»
141612, Московская область, г. Клин, ул. 60 лет Комсомола, 10 тел.8(49624) 9-00-70
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ПО ТЕМЕ:
«Танцевальное творчество в детском саду»
Подготовила музыкальный руководитель: Рыжова О.В.
Искусство танца – великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребёнку раскрыться как личность. Соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребёнка, делают его поведение естественным и красивым.
ТАНЕЦ – это музыкально-пластическое искусство. Как всякий вид искусства, танец отражает окружающую жизнь в художественных образах.
Танцевальное искусство имеет свои особенности. В нём в качестве главного
средства создания художественных образов используются движения и
положения человеческого тела, которые составляют уникальный
выразительный язык.
Музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие
Большое место в культурно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста отводится музыкальному воспитанию в совокупности его средств: слушания музыки, пения и музыкально – ритмического движения.
Музыка, как самое эмоциональное из искусств, близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается сила ее воспитательного воздействия. Под влиянием музыки развивается художественное восприятие ребенка, богаче становятся переживания.
С раннего детство ребенок движениями выражает свои чувства, рожденные музыкой (ритмично прихлопывает, приплясывает). Играя, танцуя, ребенок упражняется в движении, осваивает его.
Одним из видов музыкальной деятельности, который в большей степени способствует развитию детского творчества являются музыкально-ритмические движения. .
Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка.
Овладевая навыками ритмичного, выразительного движения ребенок учится владеть своим телом, у него формируется правильная осанка, выразительная легкая походка. Говоря о развитии музыкальных способностей в музыкально-ритмической деятельности имеют в виду, прежде всего способность ощущать ритмическое своеобразие в музыке и передавать это в своих движениях. Поэтому перед педагогом стоит задача учить воспринимать развитие музыкальных образов и согласовывать с ними свои движения.
Отечественные и зарубежные ученые, музыканты, учителя музыки накопили большой опыт по применению выразительных движений в процессе музыкального воспитания.
К.Орф — выдающийся немецкий педагог-музыкант, композитор создал систему музыкального воспитания под названием "Шульверк". В ней огромная роль отводится ритмическому воспитанию детей. Карл Орф считает первичную основу музыки сплавом звучащего слова, жеста и движения, а фундаментом музыкальности — музыкально-ритмическое чувство и музыкальный слух, позволяющие пережить, понять музыку. Он отмечал, что музыка не существует сама по себе. Она связана с движением, танцем, словом. В процессе восприятия музыки ребенок должен не только слушать ее, но и быть ее исполнителем. Он может ее спеть, станцевать или сопроводить ритмическими движениями.
Исследования психологов, педагогов, музыковедов выразительные движения способствуют развитию восприятия музыки детьми с раннего детства.
Сегодня в музыкальной педагогике все вопросы, связанные с развитием тех или иных музыкальных способностей детей, навыками исполнения музыки, рассматриваются в неразрывной связи с восприятием музыки. Музыкальное искусство, воздействуя на психику человека, побуждает его не только к внутренним, но и внешним действиям.
Работа педагога по развитию музыкальных способностей ребенка в музыкально-ритмической деятельности строится по двум направлениям — развитие музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения. Музыкально-ритмические навыки — это навыки передачи в движении наиболее ярких средств музыкальной выразительности (формы, темпа, динамики, метроритма).
Музыкально-ритмические навыки осваиваются детьми в процессе разучивания танцев, народных плясок и хороводов, упражнений, музыкальных игр, требования же в работе над этими навыками последовательно усложняются.
Навыки выразительного движения — это определенный запас движений, которые заимствованы из физической культуры (гимнастические упражнения, различные виды ходьбы, бега, перестроений), из области сюжетной драматизации (изображение птиц, зверей, человек и его деятельность), из области танца (элементы народных плясок, бальных танцев), а также движения детской пляски, существующие, пожалуй, только в детском саду.
Задачи музыкально-ритмического развития дошкольников можно сформулировать следующим образом:
1) формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям;
2) развивать восприятие музыкальных образов, способность выражать их в движении, согласовывая с характером музыки, средствами музыкальной выразительности;
3) совершенствовать танцевальные движения, используя все виды шага;
4) выразительно и качественно исполнять танцы с различными предметами, давая собственную интерпретацию;
5) учить прочному овладению техническими приемами, мимикой и жестом, выражению своих эмоций в осанке и позах;
7) способствовать развитию творческого потенциала каждого ребенка, поощрять придумывание собственного игрового образа, персонажа; составление "своей" пляски на основе комбинирования различных элементов физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений.
Для музыкального движения на занятии очень важен выбор репертуара.
Ребенок откликается движением на различную музыку, но только, если она понятна его телу. Нужно выбирать музыку, которая будет побуждать ребенка двигаться с радостью и желанием. Это могут быть классические произведения, фольклор, рок, джаз. Музыка может быть любого жанра, главное, чтобы она была мелодичной, красивой, в обработке, понятной детям. Задача педагогов состоит в том, чтобы развить у детей способность к восприятию новизны, умение импровизировать без предварительной подготовки.
Главное – развить в ребенке его потенциальные возможности, чтобы стало больше радости в его жизни. Занятия музыкой являются многосторонним процессом, в котором должны активно участвовать как педагог, так и его воспитанники. Для развития интереса к музыке у детей педагогу необходимо все время искать новые приемы, подходы к занятию, вовлекать в музыкальный процесс. Главное место в занятиях должно занимать развитие творческих способностей детей, а вместе с тем и интереса к музыке и культуре в целом.
Важно, чтобы в творческом музицировании (пении, игре на инструментах, дирижировании, пластическом и речевом интонировании, размышлении и т.д.) ребенок «выплескивал» свое состояние, субъективно «проживал» свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание педагога.
Мудрость творчества заключается в том, что не надо «торопить» чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, он внезапно расцветает в своих творческих проявлениях.
И музыкально-ритмические движения играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Танец невозможен без музыки будь то простой аккомпанемент хлопков
и притопов или сложное симфоническое произведение. Музыка задаёт не только темповые, ритмические динамические характеристики танца, но может стать и основой его образного содержания.
Возможность раннего знакомства детей с танцем и их первого активного
приобщения к этому виду художественной деятельности предоставляется в детском саду. Здесь предусматривается достаточно широкое использование
танца в эстетическом воспитании детей и формировании у них творчества.
ТАНЕЦ- это язык жестов под музыку.
В связи с взаимообусловленностью музыки и движения сформированы основные задача обучения:
Развитие двигательных качеств, умений и развитие способности передавать в пластике музыкальный образ.
В садике в старших и подготовительных группах есть танцевальные коллективы, которые успешно выступают в праздничных программах и достойно представляют наш детский сад на различных конкурсах и фестивалях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция разных видов искусства в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста.
Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших направлений становления современного образования. Интегрированное обучение, по мнению многочисленных исследователей, способствует формированию у детей...
План-конспект интегрированного занятия по речевому, познавательному, художественно-эстетическому развитию. Возраст детей 6-7 лет. Тема: Будка для собаки.
Вниманию преподавателей и студентов предлагается методический материал: план - конспект интегрированого занятия для детей старшего дошкольного возраста (по речевому, познавательному,...
технологическая карта организационной образовательной деятельности художественно-эстетического развития. Тема образовательной деятельности: "Путешествие в волшебную страну музыки"
Конспект музыкального занятия в соответствии с ФГОС....
технологическая карта организационной образовательной деятельности художественно-эстетического развития. Тема образовательной деятельности: "Путешествие в волшебную страну музыки"
открытое занятие с использованием технологии...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (аппликации) в средней группе комбинированной направленности. Тема: Предметная композиция из бумаги «Разноцветные фиалки» (аппликация)
Тема: Предметная композиция из бумаги «Разноцветные фиалки» (аппликация) Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.Цель: Форми...