Программа коррекции самооценки подростков
материал

Парулина Светлана Валериевна

Личностный тренинг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_korrektsii.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Программа коррекции самооценки подростков

Коррекционная работа по формированию адекватной самооценки подростков проводилась в форме тренинговых занятий. Поскольку именно в тренинге, на наш взгляд, создаются максимально эффективные условия для работы над личностными качествами. Участвуя в работе тренинга коррекции самооценки, подросток постепенно понимает, что главное – принять себя таким, какой ты есть сегодня. Только принимая себя со всеми своими слабостями и недостатками, только откровенно признав их и одновременно поняв свои сильные стороны, можно двигаться вперёд.

     Цель тренинга – создать условия для формирования адекватного представления участников о себе.

     Задачи:

  1. развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению;
  2. осознание сильных сторон своей личности, т.е. таких качеств, навыков, умений, которые человек принимает и ценит, которые  дают чувство внутренней устойчивости и доверия к самому себе;
  3. помочь глубоко и всесторонне проанализировать свои слабые стороны личности и наметить  план конкретных действий по их устранению  для каждого участника.
  4. сформировать установку на восприятие себя в единстве физического и духовного начала.

     Принципы:

  1. Общение по принципу  «здесь и теперь» - групповая дискуссия в данный момент времени; исключение общих, абстрактных рассуждений.
  2. Принцип персонификации высказываний-отказ от безличных речевых форм, помогающих в повседневном общении скрывать собственную позицию.
  3. Принцип акцентирования языка чувств-избегание оценочных суждений, их замена описанием собственных эмоциональных достояний.
  4. Принцип активности - включенность в интенсивное межличностное взаимодействие каждого из членов группы, исследовательская позиция участников.
  5. Принцип доверительного общения - искренность, открытое выражение эмоций и чувств.
  6. Принцип конфиденциальности – рекомендация не выносить содержание общения, развивающегося в процессе тренинга, за пределы группы.
  7. Принцип постоянной обратной связи, т.е. непрерывное получение участником информации от других членов группы о результатах его действий в ходе тренинга.
  8. Принцип добровольного участия, как во всем тренинге, так и в его отдельных занятиях и упражнениях.
  9. Принцип постоянного состава группы.
  10. Принцип погружения - наибольший эффект достигается при работе крупными временными блоками-погружениями на 3-4 часа за одно занятие или даже более.

      Предлагаемая программа разработана для учащихся 9-11 классов. Занятия проводятся во внеучебное время  один раз в неделю по 3 часа.

Численность тренинговой группы – 10-15 человек. Формировать группу можно как из учащихся одной учебной группы, так и из разных.     Весь цикл коррекционной работы состоит из 6 занятий.

Темы занятий:

  1. Вводное. Мое физическое «Я».
  2. Мои сильные стороны.
  3. Мои слабые стороны.
  4. Мои отрицательные стороны.
  5. Я идеальный.
  6. Итоговое. Я в будущем.

      Схема занятия:

  • анализ анкеты «Откровенно говоря»;
  • психологическая разминка - этюды, включающие участников в активную работу над собой;
  • анализ домашнего задания;
  • основное упражнение по теме занятия;
  • тестирование и осознание психотехнических упражнений;
  • рефлексия по поводу занятия и анкетирование
  • ритуал прощания

         Основные методы работы:

  1. игра
  2. групповая дискуссия
  3. психодиагностические (наблюдение, тесты, интервью, биографический метод)
  4. информирование

    Вспомогательные методы:

  1. проективное рисование
  2. психогимнастика
  3. домашняя работа
  4. медитативные техники

Формы работы, используемые в тренинге:

За основу классификации предложенных форм взят принцип расширения социальных контактов.

  1. индивидуальная
  2. парная
  3. малая группа (3-4 человека)
  4. большой тренинговый круг
  5. массовая свободная деятельность (одновременно работает вся группа)       

Параметры

Личностный тренинг

Цель

Создание условий для личностного совершенствования (необходимых, но недостаточных)

Принцип отбора участников

Добровольность

Основная метафора

Личность – личность

Особенности позиции руководителя

Демократичность, принципиальная «неисключаемость» тренера из условий личностного роста

Критерий успешности

Субъективен, неоднозначен, отсрочен, происходит вне пространства и времени тренинга, успех в личностном росте клиента тренер не приписывает себе

Интенсивность занятий невелика – один раз в неделю. Это обусловлено тем, что с учащимися психолог видится ежедневно, когда они приходят на учебу и коррекционный эффект поддерживается на протяжении всей недели.

Содержание тренинга

1 занятие

Цель занятия - создать благоприятные условия для работы группы, ознакомить участников с основными принципами социально-психологического тренинга, принять правила работы тренинговой группы, начать освоение приёмов самодиагностики и способов самораскрытия, приступить к освоению активного стиля общения и способов передачи и приёма обратной связи.

1.Упражнение «Пересядьте те, кто…»

Цель разминки:  снять напряжённость, поднять настроение, активизировать внимание и мышление.

2. Упражнение «Презентация товарища»

Цель: познакомить участников друг с другом; активизировать проявление отношений между участниками группы.

 3. Принятие правил группы.

Участники знакомятся с правилами тренинга, обсуждают и принимают их.

  1. Доверительный стиль общения.
  2. Общение по принципу «здесь и теперь».
  3. Персонификация высказываний.
  4. Искренность в общении.
  5. Конфиденциальность всего происходящего в группе.
  6. Определение сильных сторон личности.
  7. Недопустимость непосредственных оценок человека.
  8. Разнообразие контактов и общения с различными людьми.
  9. Активное участие в происходящем.

10)Уважение говорящего.

  1. Упражнение. «Зачем я пришёл на тренинг?»                                                                                  

Цель:  активизация участников тренинга на продуктивную работу.

Каждый участник отвечает на этот вопрос в большом круге 1-2 минуты.

  1. Информирование ведущим участников о цели и задачах тренинга личностного роста.                                                                               
  2. Упражнение «Моё физическое Я»

Цель: сформировать установку на восприятие себя в единстве физического и духовного начала; настроиться на внимательное отношение к своему телу, которое во многом определяет наше отношение к жизни.

6. Упражнение «Дерево моего характера»

Цель: осознать свою ценность и значимость; снять мышечное напряжение.

Медитация «Сад моей души» (10 минут)

7.Тест «Знаешь ли ты себя?»

Цель: сформировать у участников устойчивые мотивы, умения и привычку размышлять о себе, о своих особенностях, о манере общения с другими людьми и т.д.

8.Упражнение «Свет мой, зеркальце,  скажи»                                                                      

Цель: задать глубокую личностную установку на постоянный внутренний самоанализ.    

9. Анкета «Откровенно говоря…»

Цель: выработать прочные навыки ответственного поведения к делу, к самому себе.

«Откровенно говоря…»

Дата занятия ________________

Моё тренинговое имя _________________________

  1. Во время занятий я понял, что…
  2. Самым полезным для меня было …
  3. Я был бы более откровенным, если …
  4. Своими основными ошибками  на занятии я считаю …
  5. Мне не понравилось …
  6. Больше всего мне понравилось, как работал(а) …
  7. На следующем занятии я хотел бы …
  8. На месте ведущего тренинг я …

10. Подведение итогов

11. Ритуал завершения занятия

12. Домашнее задание

Заполнить до конца таблицу своих физических показателей.

2 занятие                                                                                 

Цель занятия – закрепить тренинговый стиль общения, продолжить самораскрытие и осознание сильных сторон своей личности, т.е. таких качеств, навыков, умений, которые человек принимает и ценит, которые дают чувство внутренней устойчивости и доверия к самому себе; формирование установки на восприятие себя в единстве физического и духовного начала.

  1. Сообщение о теме и целях занятия
  2. Анализ анкеты «Откровенно говоря»
  3. Упражнение «Игрушка»

Цель разминки:  поднять настроение, активизировать внимание; работать над групповой сплочённостью.

  1. Тест «Каков я на самом деле?»

Цель: настроить членов группы на изучение самих себя.          

  1. Упражнение «Интервью»

Цель: продолжить знакомство участников друг с другом.

  1. Упражнение «Дерево моего характера».

     Мои сильные стороны…                                                     

Цель: помочь участникам осознать сильные стороны своей личности, формировать привычку думать о себе положительно.  

  1. Работа по домашнему заданию «Мое физическое «Я».

Цель: настроиться на внимательное отношение к своему телу, которое во многом определяет наше отношение к жизни.

  1. Упражнение «Свет мой, зеркальце, скажи»

Цель:  выработка установки на постоянный самоанализ своей личности с разных сторон.

  1. Упражнение «Мой девиз»

Цель: помочь участникам более чётко осознать цели своей жизни.          

  1. Анкета «Откровенно говоря…»
  2. Подведение итогов
  3. Ритуал завершения занятия
  4. Домашнее задание

         «Был в старину обычай – изображать на воротах замка, на щите рыцаря родовой герб, в образе которого выражали руководящую идею или цель деятельности владельца. Дома вам предлагается нарисовать герб и поместить в него ваш девиз. В нём  нужно отразить ваше жизненное кредо, отношение к себе, к людям, к миру в целом. Возможно у вас появится желание поменять девиз или сделать его более кратким, емким».

3 занятие

Цель занятия – способствовать дальнейшему сплочению группы и углублению процессов самораскрытия; глубоко и всесторонне проанализировать отрицательные стороны личности каждого участника; продолжить развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению.

  1. Упражнение «Мигалки»

Цель:  поднять настроение, снять напряженность, активизировать внимание.

  1. Упражнение «Автопортрет»
  2. Упражнение «Дерево моего характера»

Мои отрицательные стороны

Цель: осознать отрицательных черт характера и наметить пути работы над собой.

  1. Тест «Моя объективность»          
  2. Работа по домашнему заданию «Мой герб»

Цель: помочь участникам более чётко осознать цели своей жизни.

  1. Упражнение «Лестница»                                                      

Цель: помочь участникам осознать значимые события своей жизни и задуматься о своем будущем, определив сильные стороны личности, которые помогали и будут помогать в жизни.

  1. Упражнение «Свет мой, зеркальце, скажи»
  2. Анкета «Откровенно говоря»
  3. Подведение итогов
  4.  Ритуал завершения занятия
  5.  Домашнее задание

Нарисовать рисунок «Я - реальный».

4 занятие

Цель занятия – закрепить навыки самоанализа и самовыражения, глубоко и всесторонне проанализировать слабые стороны личности каждого участника.

  1. Упражнение «Позы»

Цель: позволяет участникам обратить внимание друг на друга, что создаёт чувство группы, объединяет её для дальнейшей работы.

  1. Упражнение «Без маски»

 Цель: укрепить доверие участников к группе, снять внутренние страхи, учиться быть более откровенным.

  1.         Работа по домашнему заданию «Я - реальный»

Организуется выставка рисунков. Участники пытаются отгадать авторов рисунков и объяснить,  какие признаки помогли им это сделать. Члены группы делятся своими ощущениями после выполнения задания.

  1. Упражнение «Дерево моего характера»

Мои слабые стороны

Цель: определить слабые стороны личности, формировать привычку анализировать свои недостатки.

  1. Тест «Моя благоразумность»                     
  2. Релаксация. Сеанс «Самовоспитания»

Цель: сформировать состояние полного телесного покоя при активном сознании; определить роль и значение этого состояния в процессе сапопознания и саморегуляции.

  1. Упражнение «Свет мой, зеркальце, скажи»

Ответ на вопрос «Я умственное».

  1. Анкета «Откровенно говоря»
  2. Подведение итогов
  3.  Ритуал завершения занятия
  4.  Домашнее задание

      Нарисуйте рисунок «Я идеальный».

5 занятие

Цель занятия – отобрать навыки понимания окружающих людей, их внутреннего душевного мира; составить идеальный портрет своей личности; закрепить стиль доверительного общения и умения постоянного самоанализа.

  1. Упражнение «Игрушки»
  2. Упражнение «Я глазами группы»

Цель: коррекция самовосприятия членов группы.

  1. Упражнение «Дерево моего характера»

Игра «Торг»                                                                    

Цель: способствовать личностному самоопределению участников; обеспечить процесс самопознания и работы над собой.

Задачи: помочь участникам поработать над осознанием самого себя.

4. Работа по домашнему заданию. Рисунок «Я - идеальное»

       Выставка рисунков. Угадать авторов рисунков. Объяснить, как догадались.      

          5.Упражнение «Свет мой, зеркальце, скажи»

Ответ на вопрос: «Я социальное».

  1. Анкета «Откровенно говоря»
  2. Подведение итогов

8.Ритуал завершения занятия

          9. Домашнее задание

Нарисуйте рисунок «Я – в будущем».

6 занятие

Цель занятия – закрепить полученные навыки и умения самораскрытия и самоанализа, составить программы работы над собой после тренинга, подвести итоги работы группы, оказать психологическую поддержку участникам, ответить на все возникшие вопросы.

  1. Упражнение «Я тебе нравлюсь»

Цель: Усилить позитивные эмоции в группе и взаимное принятие.

  1. Упражнение «Вы меня узнаёте»

Цель: формулировать участников на активное восприятие других.

  1. Упражнение «Чемодан»

Цель: настроить участников на серьезную работу в будущем.

  1.  Работа по домашнему заданию «Я в будущем»

Участники представляют свои рисунки с комментариями. Делятся своими ощущениями.

  1. Упражнение  «Дерево моего характера»

      «А что дальше?»    

Цель: принятие каждым участником на себе ответственности за своё ближайшее будущее.

  1. Тест «Направленность личности»
  2. Подведение итогов.
  3. Ответ на вопрос «Что мне дал тренинг личностного роста?»
  4. Ритуал завершения занятия

    10. Итоговое слово ведущего

Данная программа позволяет подросткам не только отработать приемы культурного общения, но и погружает участников в такую условную ситуацию, где они приобретают навыки рефлексии, получают возможность развить свои творческие способности, найти сферу для самореализации, самоутверждения в среде сверстников. Всё это, очередной раз, способствует идентефикации себя с референтной группой, которая, в свою очередь влияет на формирование адекватного представления индивида о себе.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ

Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методамиДетская безнадзорность и беспризорность - следствие современной  социально-экономической и духовно-нравственной сит...

Методическая разработка. Программа "Коррекция звукопроизношения для детей 6-12 лет".

Формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи, развитие речевого общения и звукового анализа....

Рабочая программа «Коррекция нарушения чтения у младших школьников с задержкой психического развития»

Коррекционно-развивающия программа коррекции дислексии и трудностей формирования навыка чтения разработана  в целях оказания логопедической помощи ученикам начальных классов с ЗПР. Программа опир...

Статья "Взаимосвязь самооценки подростка и особенностей его межличностных отношений со сверстниками"

Статья "Взаимосвязь самооценки подростка и особенностей его межличностных отношений со сверстниками"...

Профилактическая психолого-педагогическая программа "Гармония" для подростков 15-16 лет

Профилактическая психолого-педагогическая программа "Гармония" для подростков 15-16 лет разработана для студентов 1курса. Целью данной программы является: профилактика и коррекция эмоциональ...

Тренинг коррекция самооценки личности обучающихся колледжа

Тренинг коррекция самооценки личности обучающихся колледжа...