Программа коррекции самооценки подростков
материал
Предварительный просмотр:
Программа коррекции самооценки подростков
Коррекционная работа по формированию адекватной самооценки подростков проводилась в форме тренинговых занятий. Поскольку именно в тренинге, на наш взгляд, создаются максимально эффективные условия для работы над личностными качествами. Участвуя в работе тренинга коррекции самооценки, подросток постепенно понимает, что главное – принять себя таким, какой ты есть сегодня. Только принимая себя со всеми своими слабостями и недостатками, только откровенно признав их и одновременно поняв свои сильные стороны, можно двигаться вперёд.
Цель тренинга – создать условия для формирования адекватного представления участников о себе.
Задачи:
- развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению;
- осознание сильных сторон своей личности, т.е. таких качеств, навыков, умений, которые человек принимает и ценит, которые дают чувство внутренней устойчивости и доверия к самому себе;
- помочь глубоко и всесторонне проанализировать свои слабые стороны личности и наметить план конкретных действий по их устранению для каждого участника.
- сформировать установку на восприятие себя в единстве физического и духовного начала.
Принципы:
- Общение по принципу «здесь и теперь» - групповая дискуссия в данный момент времени; исключение общих, абстрактных рассуждений.
- Принцип персонификации высказываний-отказ от безличных речевых форм, помогающих в повседневном общении скрывать собственную позицию.
- Принцип акцентирования языка чувств-избегание оценочных суждений, их замена описанием собственных эмоциональных достояний.
- Принцип активности - включенность в интенсивное межличностное взаимодействие каждого из членов группы, исследовательская позиция участников.
- Принцип доверительного общения - искренность, открытое выражение эмоций и чувств.
- Принцип конфиденциальности – рекомендация не выносить содержание общения, развивающегося в процессе тренинга, за пределы группы.
- Принцип постоянной обратной связи, т.е. непрерывное получение участником информации от других членов группы о результатах его действий в ходе тренинга.
- Принцип добровольного участия, как во всем тренинге, так и в его отдельных занятиях и упражнениях.
- Принцип постоянного состава группы.
- Принцип погружения - наибольший эффект достигается при работе крупными временными блоками-погружениями на 3-4 часа за одно занятие или даже более.
Предлагаемая программа разработана для учащихся 9-11 классов. Занятия проводятся во внеучебное время один раз в неделю по 3 часа.
Численность тренинговой группы – 10-15 человек. Формировать группу можно как из учащихся одной учебной группы, так и из разных. Весь цикл коррекционной работы состоит из 6 занятий.
Темы занятий:
- Вводное. Мое физическое «Я».
- Мои сильные стороны.
- Мои слабые стороны.
- Мои отрицательные стороны.
- Я идеальный.
- Итоговое. Я в будущем.
Схема занятия:
- анализ анкеты «Откровенно говоря»;
- психологическая разминка - этюды, включающие участников в активную работу над собой;
- анализ домашнего задания;
- основное упражнение по теме занятия;
- тестирование и осознание психотехнических упражнений;
- рефлексия по поводу занятия и анкетирование
- ритуал прощания
Основные методы работы:
- игра
- групповая дискуссия
- психодиагностические (наблюдение, тесты, интервью, биографический метод)
- информирование
Вспомогательные методы:
- проективное рисование
- психогимнастика
- домашняя работа
- медитативные техники
Формы работы, используемые в тренинге:
За основу классификации предложенных форм взят принцип расширения социальных контактов.
- индивидуальная
- парная
- малая группа (3-4 человека)
- большой тренинговый круг
- массовая свободная деятельность (одновременно работает вся группа)
Параметры | Личностный тренинг |
Цель | Создание условий для личностного совершенствования (необходимых, но недостаточных) |
Принцип отбора участников | Добровольность |
Основная метафора | Личность – личность |
Особенности позиции руководителя | Демократичность, принципиальная «неисключаемость» тренера из условий личностного роста |
Критерий успешности | Субъективен, неоднозначен, отсрочен, происходит вне пространства и времени тренинга, успех в личностном росте клиента тренер не приписывает себе |
Интенсивность занятий невелика – один раз в неделю. Это обусловлено тем, что с учащимися психолог видится ежедневно, когда они приходят на учебу и коррекционный эффект поддерживается на протяжении всей недели.
Содержание тренинга
1 занятие
Цель занятия - создать благоприятные условия для работы группы, ознакомить участников с основными принципами социально-психологического тренинга, принять правила работы тренинговой группы, начать освоение приёмов самодиагностики и способов самораскрытия, приступить к освоению активного стиля общения и способов передачи и приёма обратной связи.
1.Упражнение «Пересядьте те, кто…»
Цель разминки: снять напряжённость, поднять настроение, активизировать внимание и мышление.
2. Упражнение «Презентация товарища»
Цель: познакомить участников друг с другом; активизировать проявление отношений между участниками группы.
3. Принятие правил группы.
Участники знакомятся с правилами тренинга, обсуждают и принимают их.
- Доверительный стиль общения.
- Общение по принципу «здесь и теперь».
- Персонификация высказываний.
- Искренность в общении.
- Конфиденциальность всего происходящего в группе.
- Определение сильных сторон личности.
- Недопустимость непосредственных оценок человека.
- Разнообразие контактов и общения с различными людьми.
- Активное участие в происходящем.
10)Уважение говорящего.
- Упражнение. «Зачем я пришёл на тренинг?»
Цель: активизация участников тренинга на продуктивную работу.
Каждый участник отвечает на этот вопрос в большом круге 1-2 минуты.
- Информирование ведущим участников о цели и задачах тренинга личностного роста.
- Упражнение «Моё физическое Я»
Цель: сформировать установку на восприятие себя в единстве физического и духовного начала; настроиться на внимательное отношение к своему телу, которое во многом определяет наше отношение к жизни.
6. Упражнение «Дерево моего характера»
Цель: осознать свою ценность и значимость; снять мышечное напряжение.
Медитация «Сад моей души» (10 минут)
7.Тест «Знаешь ли ты себя?»
Цель: сформировать у участников устойчивые мотивы, умения и привычку размышлять о себе, о своих особенностях, о манере общения с другими людьми и т.д.
8.Упражнение «Свет мой, зеркальце, скажи»
Цель: задать глубокую личностную установку на постоянный внутренний самоанализ.
9. Анкета «Откровенно говоря…»
Цель: выработать прочные навыки ответственного поведения к делу, к самому себе.
«Откровенно говоря…»
Дата занятия ________________
Моё тренинговое имя _________________________
- Во время занятий я понял, что…
- Самым полезным для меня было …
- Я был бы более откровенным, если …
- Своими основными ошибками на занятии я считаю …
- Мне не понравилось …
- Больше всего мне понравилось, как работал(а) …
- На следующем занятии я хотел бы …
- На месте ведущего тренинг я …
10. Подведение итогов
11. Ритуал завершения занятия
12. Домашнее задание
Заполнить до конца таблицу своих физических показателей.
2 занятие
Цель занятия – закрепить тренинговый стиль общения, продолжить самораскрытие и осознание сильных сторон своей личности, т.е. таких качеств, навыков, умений, которые человек принимает и ценит, которые дают чувство внутренней устойчивости и доверия к самому себе; формирование установки на восприятие себя в единстве физического и духовного начала.
- Сообщение о теме и целях занятия
- Анализ анкеты «Откровенно говоря»
- Упражнение «Игрушка»
Цель разминки: поднять настроение, активизировать внимание; работать над групповой сплочённостью.
- Тест «Каков я на самом деле?»
Цель: настроить членов группы на изучение самих себя.
- Упражнение «Интервью»
Цель: продолжить знакомство участников друг с другом.
- Упражнение «Дерево моего характера».
Мои сильные стороны…
Цель: помочь участникам осознать сильные стороны своей личности, формировать привычку думать о себе положительно.
- Работа по домашнему заданию «Мое физическое «Я».
Цель: настроиться на внимательное отношение к своему телу, которое во многом определяет наше отношение к жизни.
- Упражнение «Свет мой, зеркальце, скажи»
Цель: выработка установки на постоянный самоанализ своей личности с разных сторон.
- Упражнение «Мой девиз»
Цель: помочь участникам более чётко осознать цели своей жизни.
- Анкета «Откровенно говоря…»
- Подведение итогов
- Ритуал завершения занятия
- Домашнее задание
«Был в старину обычай – изображать на воротах замка, на щите рыцаря родовой герб, в образе которого выражали руководящую идею или цель деятельности владельца. Дома вам предлагается нарисовать герб и поместить в него ваш девиз. В нём нужно отразить ваше жизненное кредо, отношение к себе, к людям, к миру в целом. Возможно у вас появится желание поменять девиз или сделать его более кратким, емким».
3 занятие
Цель занятия – способствовать дальнейшему сплочению группы и углублению процессов самораскрытия; глубоко и всесторонне проанализировать отрицательные стороны личности каждого участника; продолжить развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению.
- Упражнение «Мигалки»
Цель: поднять настроение, снять напряженность, активизировать внимание.
- Упражнение «Автопортрет»
- Упражнение «Дерево моего характера»
Мои отрицательные стороны
Цель: осознать отрицательных черт характера и наметить пути работы над собой.
- Тест «Моя объективность»
- Работа по домашнему заданию «Мой герб»
Цель: помочь участникам более чётко осознать цели своей жизни.
- Упражнение «Лестница»
Цель: помочь участникам осознать значимые события своей жизни и задуматься о своем будущем, определив сильные стороны личности, которые помогали и будут помогать в жизни.
- Упражнение «Свет мой, зеркальце, скажи»
- Анкета «Откровенно говоря»
- Подведение итогов
- Ритуал завершения занятия
- Домашнее задание
Нарисовать рисунок «Я - реальный».
4 занятие
Цель занятия – закрепить навыки самоанализа и самовыражения, глубоко и всесторонне проанализировать слабые стороны личности каждого участника.
- Упражнение «Позы»
Цель: позволяет участникам обратить внимание друг на друга, что создаёт чувство группы, объединяет её для дальнейшей работы.
- Упражнение «Без маски»
Цель: укрепить доверие участников к группе, снять внутренние страхи, учиться быть более откровенным.
- Работа по домашнему заданию «Я - реальный»
Организуется выставка рисунков. Участники пытаются отгадать авторов рисунков и объяснить, какие признаки помогли им это сделать. Члены группы делятся своими ощущениями после выполнения задания.
- Упражнение «Дерево моего характера»
Мои слабые стороны
Цель: определить слабые стороны личности, формировать привычку анализировать свои недостатки.
- Тест «Моя благоразумность»
- Релаксация. Сеанс «Самовоспитания»
Цель: сформировать состояние полного телесного покоя при активном сознании; определить роль и значение этого состояния в процессе сапопознания и саморегуляции.
- Упражнение «Свет мой, зеркальце, скажи»
Ответ на вопрос «Я умственное».
- Анкета «Откровенно говоря»
- Подведение итогов
- Ритуал завершения занятия
- Домашнее задание
Нарисуйте рисунок «Я идеальный».
5 занятие
Цель занятия – отобрать навыки понимания окружающих людей, их внутреннего душевного мира; составить идеальный портрет своей личности; закрепить стиль доверительного общения и умения постоянного самоанализа.
- Упражнение «Игрушки»
- Упражнение «Я глазами группы»
Цель: коррекция самовосприятия членов группы.
- Упражнение «Дерево моего характера»
Игра «Торг»
Цель: способствовать личностному самоопределению участников; обеспечить процесс самопознания и работы над собой.
Задачи: помочь участникам поработать над осознанием самого себя.
4. Работа по домашнему заданию. Рисунок «Я - идеальное»
Выставка рисунков. Угадать авторов рисунков. Объяснить, как догадались.
5.Упражнение «Свет мой, зеркальце, скажи»
Ответ на вопрос: «Я социальное».
- Анкета «Откровенно говоря»
- Подведение итогов
8.Ритуал завершения занятия
9. Домашнее задание
Нарисуйте рисунок «Я – в будущем».
6 занятие
Цель занятия – закрепить полученные навыки и умения самораскрытия и самоанализа, составить программы работы над собой после тренинга, подвести итоги работы группы, оказать психологическую поддержку участникам, ответить на все возникшие вопросы.
- Упражнение «Я тебе нравлюсь»
Цель: Усилить позитивные эмоции в группе и взаимное принятие.
- Упражнение «Вы меня узнаёте»
Цель: формулировать участников на активное восприятие других.
- Упражнение «Чемодан»
Цель: настроить участников на серьезную работу в будущем.
- Работа по домашнему заданию «Я в будущем»
Участники представляют свои рисунки с комментариями. Делятся своими ощущениями.
- Упражнение «Дерево моего характера»
«А что дальше?»
Цель: принятие каждым участником на себе ответственности за своё ближайшее будущее.
- Тест «Направленность личности»
- Подведение итогов.
- Ответ на вопрос «Что мне дал тренинг личностного роста?»
- Ритуал завершения занятия
10. Итоговое слово ведущего
Данная программа позволяет подросткам не только отработать приемы культурного общения, но и погружает участников в такую условную ситуацию, где они приобретают навыки рефлексии, получают возможность развить свои творческие способности, найти сферу для самореализации, самоутверждения в среде сверстников. Всё это, очередной раз, способствует идентефикации себя с референтной группой, которая, в свою очередь влияет на формирование адекватного представления индивида о себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методамиДетская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной сит...
Методическая разработка. Программа "Коррекция звукопроизношения для детей 6-12 лет".
Формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи, развитие речевого общения и звукового анализа....
Рабочая программа «Коррекция нарушения чтения у младших школьников с задержкой психического развития»
Коррекционно-развивающия программа коррекции дислексии и трудностей формирования навыка чтения разработана в целях оказания логопедической помощи ученикам начальных классов с ЗПР. Программа опир...
Статья "Взаимосвязь самооценки подростка и особенностей его межличностных отношений со сверстниками"
Статья "Взаимосвязь самооценки подростка и особенностей его межличностных отношений со сверстниками"...
Профилактическая психолого-педагогическая программа "Гармония" для подростков 15-16 лет
Профилактическая психолого-педагогическая программа "Гармония" для подростков 15-16 лет разработана для студентов 1курса. Целью данной программы является: профилактика и коррекция эмоциональ...
Тренинг коррекция самооценки личности обучающихся колледжа
Тренинг коррекция самооценки личности обучающихся колледжа...