Рабочая программа «Коррекция нарушения чтения у младших школьников с задержкой психического развития»
рабочая программа на тему
Коррекционно-развивающия программа коррекции дислексии и трудностей формирования навыка чтения разработана в целях оказания логопедической помощи ученикам начальных классов с ЗПР. Программа опирается на понимание сложной психофизиологической структуры процесса чтения, составлена в соответствии с программой по обучению чтению в начальной школе и в соответствии с определением дислексии в современной коррекционной педагогике. В программе отражены современные научные данные по теории и методике коррекционной работы, а также достижения в области логопедии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_korektsii_chteniya.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
КГОКУ «Камчатская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Рабочая программа
«Коррекция нарушения чтения
у младших школьников с ЗПР»
Составила:
учитель-логопед И.В.Неженец
г.Елизово
2014 г.
Пояснительная записка
Чтение является сложным психофизиологическим процессом, который осуществляется деятельностью зрительного, речедвигательного, речеслухового анализаторов, а также различных мозговых систем. А.Р.Лурия, Т.В.Ахутина выделяют следующие компоненты функциональной системы чтения:
- избирательная активация,
- переработка зрительной информации;
- переработка слухоречевой информации;
- переработка кинестетической информации;
- переработка зрительно-пространственной информации;
- серийная организация движений, обслуживающих чтение;
- программирование, регуляция и контроль операций мышления.
Р.И.Лалаева отмечает, что чтение начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв, слогов, слов. От полноценности зрительного восприятия во многом зависит правильность чтения. Среди зрительных операций чтения выделяются: восприятие буквенной символики, процесс ее опознания на основе сличения с имеющимися в памяти эталонами, последовательное сканирование графической информации. Далее происходит соотнесение букв с соответствующими звуками, осуществляется прочтение слова.
Выделяют следующие ступени формирования навыка чтения:
- овладение звукобуквенными обозначениями;
- послоговое чтение;
- ступень становления синтетических приемов чтения;
- ступень синтетического чтения.
Учащиеся младших классов, имеющие в анамнезе задержку психического развития, испытывают значительные затруднения в формировании навыка чтения. В первом классе учащиеся усваивают все буквы, учатся сливать их в слоги. Характерным типом чтения к окончанию 1 класса является слоговое чтение, однако, отдельные учащиеся читают только буквами. Во втором классе учащиеся переходят к слоговому чтению, но чтение отличается отрывистостью, наличием необоснованных пауз, появляется повторное считывание. При чтении малознакомых слов или слов сложной слоговой структуры, ученики возвращаются к буквенному чтению. В третьем классе учащиеся переходят к чтению целым словом, однако при этом развитие темпа чтения останавливается. Побуквенно-слоговой тип чтения, которым школьники овладевают в букварный период, преодолевается очень медленно.
Виды ошибок, преобладающие в чтении детей с ЗПР, указывают на наиболее сложные для усвоения этими детьми операции: выделение смыслоразличительных признаков фонем, артикулем, букв; зрительное восприятие букв и дифференциация оптически сходных, выделение четких звуко-буквенных отношений, установление лексико-грамматических отношений между отдельными словами.
Дети с ЗПР нуждаются в особой поэтапности обучения; освоение каждой новой слоговой структуры является особой задачей.
Коррекционно-развивающия программа коррекции дислексии и трудностей формирования навыка чтения разработана в целях оказания логопедической помощи ученикам начальных классов с ЗПР. Программа опирается на понимание сложной психофизиологической структуры процесса чтения, составлена в соответствии с программой по обучению чтению в начальной школе и в соответствии с определением дислексии в современной коррекционной педагогике. В программе отражены современные научные данные по теории и методике коррекционной работы, а также достижения в области логопедии.
При составлении рабочей программы использованы:
- системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, предложенные в работах И.Н.Садовниковой, Л.Н.Ефименковой;
- система работы со слоговыми таблицами, предложенная А.Н.Корневым;
- система психологических упражнений и заданий, предложенная С.Н.Костроминой и Л.Г.Нагаевой;
- система заданий, направленных на развитие правильности и осознанности чтения, разработанная Е.А.Алифановой, Н.Е.Егоровой;
Использование программы предполагает:
- определение тематики содержания корекционно-развивающих занятий для получения положительной динамики в коррекции процесса чтения;
- отбор и систематизацию материала для разработки коррекционно-развивающих занятий.
Программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста, имеющими следующие особенности процесса чтения:
- временная затянутость ступеней становления навыка чтения и трудность перехода на более высокую ступень;
- наличие ошибок при чтении, характерных для различных видов дислексий;
- замедленный темп чтения.
Рабочая программа включает в себя три блока:
- формирование неречевых психических функций, участвующих в процессе чтения;
- коррекция несовершенного навыка чтения;
- совершенствование навыка чтения.
В процессе составления планов учебных занятий по программе необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности и уровень речевого развития каждого ребенка, более глубоко рассматривать индивидуальное планирование занятий.
Время освоения содержания каждого раздела программы сугубо индивидуально. В связи с этим допускается выборочное использование разделов программы. Каждый раздел можно использовать автономно, варьируя количество занятий на его усвоение. Общая продолжительность занятий по программе может составлять от 34 до 68 часов в зависимости от сложности нарушения.
Прием на занятия осуществляется по результатам проведенного логопедического обследования с проверкой навыка чтения или заключения КПМПК.
Принципы, заложенные в программу:
- единство диагностики, коррекции и развития;
- онтогенетический подход;
- деятельностный характер занятий;
- доступность;
- дифференцированный индивидуальный подход.
Результативность работы определяется по итогам сравнительного анализа данных первичного логопедического обследования и состояния навыка чтения на заключительном тестировании. Всякое положительное изменение в состоянии сформированности навыка чтения у ребенка, замеченное педагогом, фиксируется как успешность в обучении.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
БЛОК I
Формирование неречевых психических функций, необходимых для совершенствования навыка чтения
Совершенствование восприятия
Содержание работы:
- развитие избирательности восприятия;
- обучение восприятию текста с учетом отдельных элементов на фоне целого;
- расширение поля зрения;
- развитие зрительно-пространственной ориентировки и зрительно-моторной координации.
Виды работы:
- цветовая маркировка букв, слогов, слов;
- вычеркивание заданных букв из текста;
- деление на слоги;
- числовые и буквенные пирамиды, таблицы;
- складывание узоров;
- дорисовывание рисунков, шнуровка, лабиринты, дорожки.
Оборудование:
- карточки со словами и предложениями с выделенными черным и красным цветом слогами;
- тексты;
- таблицы;
- карточки «Пирамиды»;
- кубики Никитина.
Совершенствование внимания
Содержание работы:
- развитие зрительного и слухового внимания;
- развитие концентрации и устойчивости внимания;
- расширение объема внимания;
- развитие распределения, переключения внимания.
Виды работы:
- путешествие по лабиринтам;
- переписывание квазислов;
- запоминание и рисование по памяти предметов с деталями;
- произнесение слов в разном темпе, с разной громкостью;
- отыскивание в таблицах букв и слов по заданию;
- нахождение в рядах букв целых слов;
- вычисление из числовых таблиц отсутствующих чисел;
- чтение слов с одновременным слуховым зашумлением.
Оборудование:
- лабиринты;
- карточки с квазисловами;
- таблицы Шульте;
- буквенные тексты.
Совершенствование памяти
Содержание работы:
- тренировка зрительной памяти;
- тренировка оперативной памяти.
Виды работы:
- составление фигур из палочек;
- запоминание изображенных предметов;
- запоминание слов и предложений различной длины.
Оборудование:
- палочки;
- картинки;
- произвольные изображения;
- тексты слов и предложений.
Совершенствование мышления
Содержание работы:
- тренировка способности создавать мыслительный образ;
-тренировка способности устанавливать причинно-следственные связи.
Виды работы:
- представление текстов зрительными образами;
- анализ и установление логичных ассоциаций.
Оборудование:
- слова и словосочетания;
- ряды картинок;
- тексты.
Совершенствование эмоционально-волевой сферы
Содержание работы:
- создание положительной самооценки при совершенствовании навыка
чтения;
- оценивание ребенком собственной скорости чтения;
- оценивание достигнутых на занятии результатов
Виды работы:
- рисование эмоциональных состояний;
- самооценка по шкале.
Оборудование:
- шкалы оценок;
- экран результатов.
БЛОК II
Коррекция несовершенного навыка чтения
Развитие языкового анализа и синтеза
Содержание работы:
- развитие анализа структуры предложения;
- развитие слогового анализа и синтеза;
- развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза.
Виды работы:
- определение границ предложения в тексте без точек;
- составление предложений по картинке, с заданным словом;
- составление предложений по опорным словам;
- работа с деформированным предложением;
- составление графических схем предложений и предложений по схеме;
- определение места заданного слова в предложении;
- выделение гласных из слова, слога;
- составление слов из слогов и звуков других слов;
- определение количества, последовательности звуков в словах,
с опорой и без опоры на вспомогательные средства.
Оборудование:
- тексты без точек;
- предметные и сюжетные картинки;
- карточки со словами;
- схемы предложений;
- тексты предложений;
- карточки и схемы слов различной слоговой и звуковой структуры.
Развитие морфологической системы языка
Содержание работы:
- дифференциация грамматических значений;
- совершенствование навыков словоизменения существительных,
прилагательных, глаголов;
- дифференциация единственного и множественного числа;
- закрепление беспредложных конструкций;
- закрепление предложно-падежных конструкций;
- согласование прилагательных с существительными в единственном и
множественном числе в различных падежах;
- согласование глаголов с существительными в числе и роде;
- дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида;
- совершенствование навыков словообразования уменьшительно-
ласкательных форм существительных, прилагательных
от существительных, глаголов с приставками.
Виды работы:
- упражнения на дифференциацию частей речи;
- практические упражнения по определению рода, числа, падежа существительного, прилагательного; времени, вида глагола;
- упражнения, игры на согласование различных частей речи;
- подбор родственных слов;
- игра «Назови ласково»;
- работа с деформированным словом;
- работа с изографами;
- игра «Составь слово».
Оборудование:
- карточки с различными видами упражнений;
- перфокарты с пропущенными окончаниями существительных, прилагательных;
- карточки с однокоренными словами;
- изографы;
- карточки с деформированными словами;
- карточки с квазисловами, квазитекстами.
Развитие синтаксической структуры речи
Содержание работы:
- совершенствование умений составлять двусоставные
распространенные предложения; сложные предложения.
Виды работы:
- составление двусоставных предложений по опорным словам,
картинкам;
- упражнения на распространение предложений;
- упражнения на составление сложных предложений при помощи
сочинительных и подчинительных союзов;
- работа со схемами.
Оборудование:
- карточки с опорными словами;
- картинки;
- схемы.
Совершенствование лексической стороны речи
Содержание работы:
- работа над расширением, уточнением и систематизацией словаря.
Виды работы:
- упражнения на подбор слов по лексическим темам, антонимов, синонимов, глаголов и прилагательных к существительным;
- упражнения на подбор названий к тексту и наоборот.
Оборудование:
- картинки по лексическим темам;
- тексты без названий;
- словари.
Совершенствование семантической стороны речи
Содержание работы:
- работа над пониманием прочитанных слов, предложений, текстов.
Виды работы:
- ответы на вопросы по прочитанному тексту;
- подбор картинок к текстам, предложениям;
- работа с деформированными текстами
- придумывание начала и конца к тексту.
Оборудование:
- картинки (предметные и сюжетные) по лексическим темам;
- тексты (неоконченные, деформированные);
- карточки со словами, предложениями.
БЛОК III
Совершенствование навыка чтения
Обучение технике чтения (способ, темп, четкая дикция, правильность, выразительность)
Содержание работы:
- поэтапное обучение технике чтения (послоговое, целыми словами,
синтаксического);
- чтение слогов, слов и предложений с использованием различных
методических приемов для увеличения скорости чтения;
- работа над дикцией, артикуляцией и орфографической правильностью
чтения;
- развитие навыка правильной расстановки логического ударения;
- выработка правильной интонации, соблюдение логических пауз;
- использование различных приемов при чтении с целью
- борьбы с регрессиями,
- борьбы с неправильной антиципацией,
- совершенствования правильной антиципации..
Виды работы:
- чтение слогов различной структуры;
- чтение предложений, текстов;
- упражнения «Буксир», «Молния»;
- чтение «лесенок» и «пирамидок»;
- чтение чистоговорок, скороговорок;
- исправление ударения в словах;
- чтение с «окошечком», «решеткой»;
- чтение несуразиц.
Оборудование:
- слоговые и словесные таблицы;
- предложения и тексты;
- «лесенки» и «пирамидки» слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Дети с задержкой психического раз вития, так же как все другие дети с ОВЗ, реализовывают свой потенциал социального развития. При условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и в...
Адаптированная рабочая программа по химиия. 9 класс. Для обучающихся с задержкой психического развития
Адаптированная рабочая программа линии УМК «Химия» (8-9 классы) О.С. Габриелян составлена на основе нормативно-правовых документов и методических материалов: 1....
Рабочая программа логопедических коррекционных занятий обучающихся с задержкой психического развития (2 классы)
Рабочая программа составлена на основе авторских работ по коррекции нарушений письма и речевых нарушений, указанных в учебно-методическом обеспечении. Данная программа предназначена для логопедических...
Адаптированная рабочая программа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития) по литературе для 9 класса.
Адаптированная рабочая программа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития) по литературе для 9 класса. Программа по литературе для 9 ...
Развитие и коррекция фонематических процессов детей 3–4 лет с задержкой психического развития
Вашему вниманию предлагается логопедическая работа по развитию фонематических процессов у детей с задержкой психического развития четвертого года жизни....
Адаптированная рабочая программа основного общего образования учебного предмета"Физическая культура" для обучающихся 6 класса с задержкой психического развития
Рабочая программа для обучающихся 6 класса с ЗПР разработана с учетом особенностей психофизического развития обучающихся, их индивидуальных возможностей, обеспечивающие коррекцию нарушений развития и ...
Курсовая работа по теме: "Формирование коммуникативных навыков у младших школьников с задержанным психическим развитием"
Курсовая работа по теме: "Формирование коммуникативных навыков у младших школьников с задержанным психическим развитием"...