Обеспечение информационной безопасности детей и подростков в информационно-коммуникационных сетях
проект

Дуброва Светлана Александровна

В настоящее время информационная безопасность является одной из важнейших проблем современного общества. Информационная безопасность, наряду с государственной, экологической, экономической, физической и другими видами безопасности, вследствие влияния объективных факторов становится неотъемлемой составной частью общей системы безопасности любого предприятия, включая библиотеки. Нарушения системы информационной безопасности могут привести к очень серьезным экономическим потерям, создать угрозу жизни и здоровью персонала предприятий и населению.
На этапе ускоренного развития информационных технологий, обеспечение информационной безопасности стоит перед нами как важный вопрос. Сегодня все страны мира ищут пути для обеспечения информационной безопасности, осуществляя продолжительные мероприятия в этой области.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_bezopasnost_v_seti.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы для публикации Дубровой С.А.

«Обеспечение информационной безопасности детей и подростков в информационно-коммуникационных сетях»

В настоящее время информационная безопасность является одной из важнейших проблем современного общества. Информационная безопасность, наряду с государственной, экологической, экономической, физической и другими видами безопасности, вследствие влияния объективных факторов становится неотъемлемой составной частью общей системы безопасности любого предприятия, включая библиотеки. Нарушения системы информационной безопасности могут привести к очень серьезным экономическим потерям, создать угрозу жизни и здоровью персонала предприятий и населению.
На этапе ускоренного развития информационных технологий, обеспечение информационной безопасности стоит перед нами как важный вопрос. Сегодня все страны мира ищут пути для обеспечения информационной безопасности, осуществляя продолжительные мероприятия в этой области.
Говоря об информационной безопасности библиотек, за основу берутся принципы защиты от вредной информации и защиты информационных ресурсов. Мы живем в информационном обществе, где информация считается одним из самым важным ресурсом. Повышение роли информации, информационных ресурсов и технологий в жизни государства, общества и граждан выводит вопросы информационной безопасности на передний план, вследствие чего современное общество  стало практически зависимым от этого. Поэтому защита информации и защита от информации является очень существенным, можно сказать, жизненно важным вопросом. Корнем проблемы является ускоренное развитие интернета, защита систем программного обеспечения, созданных на основании новых веб-технологий. Действенными способами являются усиление защиты, изучение и поддержание нововведений, появляющихся каждый день.
Обеспечение безопасности создаваемых и хранимых в библиотеках страны традиционных, магнитных и электронных информационных ресурсов, применяемых для этого технологий, должно рассматриваться как один из вопросов национальной безопасности РФ и тесно увязываться с утвержденной Концепцией национальной программы сохранения информационных ресурсов.
 К объектам информационной безопасности в библиотечной сфере относятся права и свободы личности, материальные и духовные ценности общества.
Информационная безопасность библиотек, прежде всего, рассматривается с точки зрения доступности информации.
Общедоступная информация свободно предоставляется, передается, тиражируется, распространяется по принципу: что не запрещено законом, то доступно. Именно общедоступная информация является объектом накопления, переработки, анализа, хранения в библиотеках.
Современные библиотеки – это не только источники идей, мыслей, технологий, материализованных в виде книг, журналов, диссертаций, но и автоматизированные информационные центры, имеющие в своей структуре медиатеки, интернет-кафе. Применяя в своей работе аудио и видео-оборудование, спутниковое телевидение, интернет-технологии, библиотеки волей неволей могут стать распространителями приемов и сведений, наносящих вред личности гражданина (порнография, наркомания, бранные выражения, 25-й кадр, расистские высказывания, азартные игры и др.). Здесь же может иметь место манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации).
Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.
За последние годы в результате значительного повышения обеспеченности компьютерами россиян и подключения к Интернет пользовательская активность детей и подростков резко возросла.
По данным Центра Безопасного Интернета в России 10 миллионов детей в возрасте до 14 лет активно пользуется Интернетом, что составляет 18% интернет-аудитории нашей страны.
При этом несовершеннолетние меньше, чем взрослые, подготовлены к проблемам, с которыми могут столкнуться в сети, и нередко остаются беззащитными перед ними. Именно дети и подростки сегодня менее всего защищены от потока негативной информации в Сети.
Распространение запрещенной литературы приравнено к возбуждению межнациональной розни, за которую статья 280 Уголовного Кодекса РФ предполагает лишение свободы до пяти лет.
Ограничение доступа к такого рода информации – следующий этап в обеспечении информационной безопасности личности.
В этой связи следует отметить явное несоответствие: с одной стороны – обеспечение неограниченного доступа к информационным ресурса, с другой – ограничение доступа к информации.
Поскольку библиотеки открывают уникальный доступ к информационным ресурсам, достижениям науки и техники, произведениям литературы, культуры, искусства, предоставляя своим читателям возможность знакомиться с книгами, периодическими изданиями, кинофильмами, видеофильмами, музыкальными произведениями и электронными документами, необходимо уделить внимание информационной безопасности как самих информационных ресурсов, так и содержащейся в них информации.
Информационная безопасность библиотечного фонда
С начала XXI века терроризм как явление стал объектом повышенного внимания. Одна из причин этого явления - вступивший в действие Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» № 114 от 25 июня 2002 г, в котором было определено понятие «экстремистские материалы», а также установлена ответственность за их распространение. В соответствии с этим законом информационные материалы могут быть признаны федеральным судом экстремистскими по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществляющей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве либо уголовного или гражданского дела.
Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2013 года на Министерство
юстиции возложены функции по ведению, опубликованию и размещению в сети Интернет списков экстремистских материалов. Эти материалы пополняются 1 раз в неделю.
Наша задача - регулярный просмотр этих списков и выявление запрещенных материалов у себя в библиотеке, своевременное удаление их из фондов.
Состав материалов, признанных экстремистскими, разнообразен. Это – книги, брошюры, выпуски или отдельные статьи из периодических изданий, листовки, плакаты, лозунги, интернет-сайты, видео. Среди авторов запрещенных произведений - политические и религиозные деятели, журналисты, а также анонимы, пишущие свои обращения.
Материалы, включенные в федеральный список экстремистских материалов, не подлежат распространению на территории Российской Федерации.
Лица, виновные в незаконном изготовлении, распространении и хранении в целях дальнейшего распространения указанных материалов, привлекаются к административной, либо уголовной ответственности, ст. 20.29 кодекса об административных правонарушениях РФ («Производство и распространение экстремистских материалов которая влечет штраф или административный арест на 15 суток.
Даже при неглубоком поиске в сети Интернет легко обнаружить сайты, где положительно оцениваются такие социально опасные явления, как сатанизм, сектантство, расовая и национальная нетерпимость, педофилия, различные виды сексуальных извращений наркотизм и т.п. Отмечается появление сайтов, принадлежащих организованным преступным группировкам и террористическим организациям, через которые они не только обмениваются информацией, но и пытаются пропагандировать свои идеи и образ жизни. Молодые люди с неустойчивой психикой при посещении подобных сайтов могут активно воспринять пропагандируемые здесь взгляды и перенести их в свою повседневную жизнь.
Более того, возможность анонимного участия в сетевом общении нередко формирует у молодых людей представление о вседозволенности и ненаказуемости любых проявлений в сетевой среде
Чаще всего несовершеннолетние пользователи попадают на опасные странички случайно. Многочисленные всплывающие окна, неверно истолкованные поисковиком запросы, ссылки в социальных сетях – все это приводит ребенка на сайты небезопасного содержания.
Угрозы, подстерегающие в локальной сети :
1. Порнография.
2. Депрессивные молодежные течения.
3. Наркотики.
4. Сайты знакомств, социальные сети, блоги и чаты.
5. Секты.
6. Экстремизм, национализм и фашизм.
 Здесь хотелось бы  напомнить о правилах безопасности для детей в интернете, я их зачитывать не буду, с ними вы можете ознакомиться в листовках «Правила безопасности для детей в интернете». (прилагается листовка)
Правила безопасности для детей в интернете.
1. Посещайте сеть вместе с детьми, поощряйте их делиться опытом использования Интернета.
2. Научите детей доверять интуиции - если их в интернете что-то беспокоит, пусть сообщат вам.
3. Помогите ребенку зарегистрироваться в программах, требующих регистрационного имени и заполнения форм, не используя полной информации (имени ребенка, адреса электронной почты, номера телефона, домашний адрес). Для этого можно завести специальный адрес электронной почты.
4. Настаивайте, чтобы дети никогда не давали своего адреса, номера телефона и другой личной информации, например, места учебы или любимого места для прогулки.
5. Объясните детям, что в Интернете и реальной жизни разница между правильным и неправильным одинакова.
6. Детям никогда не следует встречаться с друзьями из Интернета, так как эти люди могут оказаться не теми, за кого себя выдают.
7. Скажите детям, что далеко не все, что они читают и видят в Интернете, - правда, приучите их спрашивать вас, если они не уверены.
8. Контролируйте детей с помощью современных программ, которые отфильтруют вредное содержимое, помогут выяснить, какие сайты посещает ребенок и что он там делает.
9. Настаивайте, чтобы дети уважали чужую собственность, расскажите, что незаконное копирование музыки, компьютерных игр и других программ - кража.
10. Научите детей уважать других, убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего тона действуют везде - даже в виртуальном мире.
11. Установите несколько четких и жестких правил для ребенка, чтобы контролировать расписание, время подключения и способ использования им Интернета. Убедитесь, что установленные правила выполняются. Особенно важно контролировать выход ребенка в Интернет в ночное время.
12. Хороший антивирусник - союзник в защите вашего ребенка от опасностей Интернета.
13. Ребенку не следует давать свой пароль кому - либо, за исключением взрослых членов семьи.
14. Следует объяснить ребенку, что не следует делать того, что может стоить семье денег.
Рекомендации по реализации Федерального закона РФ от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ10
«О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
С 1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее - Закон). Библиотекам, как и всем учреждениям, предоставляющим информацию детям в печатном или любом ином виде, предстоит большая работа по определению ряда мер, необходимых для исполнения данного закона.
Принятие нового закона, построенного на принципе ограничения, а не свободного доступа к информации, вызвало и продолжает вызывать неоднозначную реакцию педагогов, библиотекарей, представителей отрасли информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Но закон есть закон и его выполнение
обязательно.
Несмотря на существующие противоречия в трактовке применения нормативного документа, Закон имеет прямое отношение к библиотекам.
Все поступления в общедоступные библиотеки, выпущенные в оборот с 1 сентября 2012 г., должны иметь знак информационной продукции на самой продукции и в каталогах информационной продукции (п. 4, ст.' 11). Для библиотек имеет значение, что исключение составляют:
• учебники и учебные пособия, рекомендуемые или допускаемые к использованию в образовательном процессе в соответствии с законодательством РФ в области образования;
• периодические печатные издания, специализирующиеся на распространении информации общественно-политического или производственно- практического характера.
Настоящий Закон не распространяется на отношения в сфере: оборота информационной продукции, содержащей научную, научно-техническую, статистическую информацию; оборота информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества.

Размещают знак информационной продукции, в соответствии с Законом, производитель и распространитель информационной продукции, согласно п. 1 ст. 12

  • для детей, не достигших возраста шести лет, - в виде цифры «О» и знака «плюс» - 0+
  • для детей, достигших возраста шести лет, - в виде цифры «6» и знака«плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше шести лет» -  6+
  •  для детей, достигших возраста двенадцати лет, - в виде цифры «12» и знака «плюс» и (или) тестового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 12 лет» -  12+
  •  для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - в виде цифры «16» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 16 лет» -16+
  • запрещённой для детей, - в виде цифры «18» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «запрещено для детей» -18+

На практике видно – издательства явно завышают планку, идет несоответствие возраста, таким образом издательства снимают с себя ответственность.
Так в целом звучат нормы Закона, о которых следует помнить.
Уважаемые коллеги, отмечу, что в дополнение к Закону вышли рекомендации по применению Федерального закона РФ от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в отношении печатной  (книжной) продукции, утверждённые Министерством связи и массовых коммуникаций РФ- 22 января 2013 года. Они подготовлены с учётом обсуждений, прошедших в Роспечати с участием представителей отраслевых общественных организаций, ведущих издательских домов, библиотечного сообщества.

Зачитаю некоторые из рекомендаций, которые ранее не были прописаны в Законе:

  • Знак информационной продукции и (или) текстовое предупреждение об ограничении распространения информационной продукции среди детей указываются на полосе издания, содержащей выходные сведения.
  • Знак информационной продукции по размеру не должен быть меньше шрифтов, используемых на полосе издания. Знак информационной продукции дополнительно

может указываться на обложке издания.
В отношении информационной продукции, запрещённой для детей, знак информационной продукции в обязательном порядке размещается на первой стороне обложки издания. Знак информационной продукции по размеру должен быть не меньше шрифтов, используемых на обложке, должен быть хорошо виден и учитывать дизайн книжной обложки.

Знаком информационной продукции не маркируются:

  • издания, содержащие нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающие правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
  • издания, содержащие информацию о состоянии окружающей среды;
  • издания, содержащие информацию о деятельности государственных органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных
  • средств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению практических и лабораторных работ для специальности 10.02.03 (090305) Информационная безопасность автоматизированных систем: ПМ.02. Применение программно-аппаратных средств обеспечения информационной безопасности

Методические рекомендации по выполнению практических и лабораторных работ для специальности 10.02.03 (090305)   Информационная безопасность автоматизированных систем: ПМ.02. Применение прогр...

Личная безопасность детей и подростков.

Никто из нас и тем более наших детей не гарантирован от вероятности физического или сексуального нападения. И все-таки: что мы можем и должны сделать. Первое: научить ребенка соблюдать необходимые ме...

Рабочая программа ПМ.02.01 Обеспечение информационной безопасности КС

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02.01 Обеспечение информационной безопасности компьютерных сетей по профессии 09.01.02 Наладчик КС...

Рабочая программа ПМ.03.01 Обеспечение информационной безопасности компьютерных сетей

Рабочая программа профессионального модуля по профессии 09.01.02 Наладчик компьютерных сетей...

Методическая разработка внеурочного мероприятия "Твой выбор (обеспечение информационной безопасности)"

Мероприятие разработано для обеспечения информационной безопасности учащихся путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-коммуникационной среде, а такж...

Рабочая программа по дисциплине "Французский язык" 10.02.04. Обеспечение информационной безопасности телекоммуникационных систем

Программа учебной дисциплины "Французский язык" по специальности СПО 10.02.04. Обеспечение информационной безопасности телекоммуникационных систем....