Методическая разработка внеурочного мероприятия "Твой выбор (обеспечение информационной безопасности)"
методическая разработка

Мероприятие разработано для обеспечения информационной безопасности учащихся путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-коммуникационной среде, а также обучения учащихся личной и информационной безопасности в Интернете, развития самоконтроля учащихся и воспитания внимательного отношения к информационным ресурсам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ  ВНУТРЕННЕЙ  И  КАДРОВОЙ  ПОЛИТИКИ  БЕЛГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕННИЕ

«ЯКОВЛЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Методическая разработка внеурочного мероприятия

(построенного с позиции компетентностного подхода)

Тема: «Твой выбор (обеспечение информационной безопасности)»

Преподаватель: Бухтияров Ю.Н.

г. Строитель, 2019

Цели:

  • Обеспечение информационной безопасности учащихся путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-коммуникационной среде. Обучение детей личной и информационной безопасности в Интернете; развитие самоконтроля учащихся и воспитание внимательного отношения к информационным ресурсам.
  • Формирование навыков поведения в информационном обществе с целью обеспечения личной и информационной безопасности.

Задачи:

  • Научить учащихся критически относиться к информационной продукции, распространяемой в сети Интернет;
  • Уметь отличать достоверные сведения от недостоверных, вредную информацию от безопасной;
  • Избегать навязывания информации, способной причинить вред здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации учащихся;
  • Распознавать признаки злоупотребления неопытностью и доверчивостью учащихся, попытки вовлечения их в противоправную деятельность;
  • Разработка норм и правил поведения детей в сети Интернет.
  • Приобретение опыта по организации безопасной работы дома в Интернете.
  • Формирование представления об угрозах безопасности при работе в Интернете.

Ожидаемые результаты:

  • повышение уровня осведомленности учащихся о проблемах безопасности при использовании сети Интернет, потенциальных рисках при использовании Интернета, путях защиты от сетевых угроз.
  • формирование культуры ответственного, этичного и безопасного использования Интернета.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

Ход мероприятия

Мы живем в эпоху, когда время течет в десятки раз быстрее, чем к этому привыкли наши родители. Нельзя однозначно сказать, плохо это или хорошо, но то, что, благодаря современным технологиям, объемы информации и скорость ее потребления выросли на порядки, – бесспорно. Еще двадцать лет назад основным источником новостей была пресса, десять лет назад – телевизор, а сегодня их с успехом заменяет интернет. Почему? Ответ прост – он удобней. Неудивительно, что информационные технологии все шире проникают даже в традиционно консервативные отрасли и сферы – госуправление, медицину или образование.

Даже если не углубляться в технические тонкости, можно с легкостью назвать примеры такого проникновения, сделавшие нашу жизнь намного удобней, – портал «Госуслуги», например, или «электронная очередь» в поликлинику. Что же касается образования, то, с одной стороны, далеко за примерами ходить не надо (скажем, «электронные дневники» в школах), а с другой – тема эта обширная, охватывающая людей всех возрастов и требующая обстоятельного рассказа. Я не буду пытаться полностью раскрыть ее, но об основных элементах цифрового образования, а также о его преимуществах и подводных камнях расскажу.

Просмотр видеоролика о ЦОС https://youtu.be/qp8pN0L-f3M

«Цифровизация» – это средство получения желаемого результата, а именно гибкости образовательного процесса, приносящего обучающимся отличный результат, а будущим работодателям – высококлассных мобильных специалистов.

Термин «цифровизация» сегодня имеет тенденцию использования для описания трансформации, которая идет дальше, чем просто замена аналогового или физического ресурса на цифровой. К примеру, книги не просто превращаются в электронные книги, а предоставляют целый спектр интерактивных и мультимедийных ресурсов. Соответственно, процессы могут стать уже онлайн-диалогами между различными сторонами образовательного процесса.

Из нормативно-определяющих документов целью цифровизации профессионального образования должно являться - обеспечение широкой доступности к информационно-цифровым ресурсам и использование цифровых технологий в образовательном процессе.

Сформулируем задачи цифровизации:

1) обучение и повышение квалификации самих педагогических работников по использованию цифровых технологий в образовательной деятельности;

2) реализация цифровых технологий в образовательном процессе;

3) предоставление для коллективного пользования цифровых ресурсов и доступа к ним в облачных ресурсах;

4) обеспечение повышения уровня мотивации к профессиональному использованию цифровых технологий ИПР и обучающимися;

5) создание инновационных условий развития через внедрение цифровых технологий.

6) оказание информационных и консультационных услуг по использованию цифровых и облачных технологий с не ограниченными ресурсами;

7) накопление, систематизация и распространение информации по использованию цифровых и облачных технологий.

Современная информационная, а в перспективе цифровая, среда образовательной деятельности формируется:

  1. обучающимся (по их образовательным запросам в соответствии с программами подготовки);
  2. «педагогами (они определяют содержание программ курса, выбор учебной литературы, методы преподавания, стили общения и т.д.);
  3. педагогическим коллективом (он определяет через локальные акты – положения, регламенты и порядки, общие требования к обучающимся, сохраняемые традиции, формы взаимоотношений педагогического и ученического коллективов и пр.);
  4. государством как общественным институтом (оно определяет материальное обеспечение образования в целом, социальный заказ на формирование той или иной системы знаний и взглядов).

По внедрению цифровизации в условиях СПО ключевыми мероприятиями предусматривается:

1. Повышение квалификации и переподготовка кадров (с освоением цифровых технологий и облачных ресурсов в работе).

2. Внедрение в образовательный и воспитательный процесс цифровых и облачных технологий.

3. Создание ресурсов с открытым доступом по цифровым и облачным ресурсам: введение Электронного журнала и Системы электронного учета посещаемости.

4. Расширение доступности информации в самих корпусах за счет использования Информационных панелей (для расписания, объявлений, информирования о событиях), программных решений).

5. Для использования цифровых технологий существенная потребность в Интерактивных классах с соответствующим оборудованием.

6. Обновление электронной библиотеки актуальными экземплярами изданий.

7. Частичный перевод промежуточного и текущего контроля в электронно-цифровой формат.

Цифровизация образовательной среды в Белгородской области

Внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Белгородской области в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» включает в себя:

  1. улучшение материально-технической базы в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях;
  2. приобретение программных средств и доработка информационных систем Белгородской области для общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций;
  3. повышение квалификации сотрудников и педагогов общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, привлекаемых к реализации внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях.

Я обещал вам рассказать о подводных камнях сети Интернет и сейчас  проверю, нужна ли вам эта информация. Прошу вас ответить для себя (в уме) на несколько вопросов.

  • Какой из паролей в Интернете является надёжным?
  • Что НЕ следует делать, если ты столкнулся с троллем в Сети?
  • Что является признаком достоверности информации в Сети?
  • Когда можно доверять письму от неизвестного отправителя?
  • Как защититься от негативного контента?
  • Какую информацию о себе можно выкладывать в Интернете в открытом доступе?
  • Что делать, если вам пришло письмо о том, что вы выиграли в лотерее?
  • Когда можно полностью доверять новым онлайн-друзьям?
  • Что НЕ поможет защитить свою электронную почту от взлома?
  • В каком случае нарушается авторское право?
  • Когда ответят, сказать - Если вы не смогли ответить на какой либо из вопросов значит, следующая информация для вас будет полезной.

Просмотр видеоролика про риски в сети Интернет https://youtu.be/jatHPv5RSgA

Основные угрозы безопасности в сети Интернет

Фишинг – сообщения электронной почты, отправленные преступниками, чтобы обманом вынудить вас посетить поддельные веб-узлы и предоставить личные сведения.

Мистификация – сообщения электронной почты, отправленные, чтобы обманом вынудить пользователя отдать деньги.

Программы-шпионы – программы, отслеживающие ваши действия в Интернете или отображающие навязчивую рекламу.

Программы-трояны – вирусы, имитирующие полезные программы для уничтожения данных, повреждения компьютера и похищения личных сведений.

Киберхулиганы – и дети, и взрослые могут использовать Интернет, чтобы изводить или запугивать других людей.

Злоупотребление общим доступом к файлам – несанкционированный обмен музыкой, видео или другими файлами может быть незаконным или повлечь загрузку вредоносных программ.

Хищники – эти люди используют Интернет для того, чтобы заманить детей на личную встречу.

Просмотр видеоролика «Правила поведения в сети Интернет» 

https://youtu.be/TSQN-dMehFA

Телефон «горячей линии» по вопросам безопасности детей в сети Интернет «Дети России онлайн» - 8 800 25 000 15

Я надеюсь, проведённое мероприятие было для вас полезным, вы почерпнули новую для себя информацию и теперь знаете, что можно и нельзя делать  в Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практических работ по дисциплине "Информационная безопасность"

Быстрый рост глобальной сети Интернет и стремительное развитие информационных технологий привели к формированию информационной среды, оказывающей влияние на все сферы человеческой деятельности.Интерне...

Методическая разработка практических работ по дисциплине "Информационная безопасность"

Быстрый рост глобальной сети Интернет и стремительное развитие информационных технологий привели к формированию информационной среды, оказывающей влияние на все сферы человеческой деятельности.Интерне...

Методическая разработка по учебной дисциплине ОП.10 «Безопасность жизнедеятельности» для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) Тема «Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации»

Методическая разработка по учебной дисциплине по  учебной дисциплине ОП.10 «Безопасность жизнедеятельности» разработана в соответствии с ФГОС СПО для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтер...

Методические рекомендации по выполнению практических и лабораторных работ для специальности 10.02.03 (090305) Информационная безопасность автоматизированных систем: ПМ.02. Применение программно-аппаратных средств обеспечения информационной безопасности

Методические рекомендации по выполнению практических и лабораторных работ для специальности 10.02.03 (090305)   Информационная безопасность автоматизированных систем: ПМ.02. Применение прогр...

Статья по БЖ - Методическая разработка внеурочного мероприятия по предмету «Безопасность жизнедеятельности»

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности, обучения безопасному образу жизни в сложных условиях, техногенных, социальных, природных и экологических катастроф. Появившийся в нач...

Обеспечение информационной безопасности детей и подростков в информационно-коммуникационных сетях

В настоящее время информационная безопасность является одной из важнейших проблем современного общества. Информационная безопасность, наряду с государственной, экологической, экономической, физической...