«Информационная безопасность детей и подростков в цифровом пространстве»
статья

Авдеева Светлана Александровна

С каждым днем меняется мир, в котором мы живем, и, переходя в стадию информационного общества, изменяется жизнь людей, независимо ребенок это или взрослый. В современном мире достаточно трудно представить свою жизнь без гаджета с использованием сети интернет. Практически любой человек имеет доступ к сети. Это самое простое средство связи с внешним миром. Педагоги и родители уже давно задаются вопросом о влиянии информационных технологий на подрастающее поколение. Не отрицая положительного влияния IT-технологий на развитие детей и подростков, выделяют и множество негативных моментов, таких как: изменения качества высших психических функций (памяти, внимания, мышления), аддикция (зависимость) от гаджетов, риски влияния отрицательного по содержанию контента на психику и социализацию ребенка, а также нежелательные контакты, появляющиеся с помощью коммуникационных технологий сети Интернет. В связи с этим встает вопрос об обеспечении информационной безопасности детей и подростков в цифровом пространстве. Актуальность проблемы очень значима в современном мире. Как же оградить школьника от агрессивного, небезопасного влияния информации, которой в настоящее время становится очень много? Именно психологический аспект информационной безопасности поможет разобраться в этом вопросе. Что же такое информационная безопасность детей?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_informatsionnoy_bezopasnosti.docx24.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

г. Мичуринска Тамбовской области

Статья на тему:

«Информационная безопасность детей и подростков в цифровом пространстве»

Автор:

педагог-психолог

Авдеева Светлана Александровна

г. Мичуринск

«Информационная безопасность детей и подростков в цифровом пространстве»

С каждым днем меняется мир, в котором мы живем, и, переходя в стадию информационного общества, изменяется жизнь людей, независимо ребенок это или взрослый. В современном мире достаточно трудно представить свою жизнь без гаджета с использованием сети интернет. Практически любой человек имеет доступ к сети. Это самое простое средство связи с внешним миром. Педагоги и родители уже давно задаются вопросом о влиянии информационных технологий на подрастающее поколение. Не отрицая положительного влияния IT-технологий на развитие детей и подростков, выделяют и множество негативных моментов, таких как: изменения качества высших психических функций (памяти, внимания, мышления), аддикция (зависимость) от гаджетов, риски влияния отрицательного по содержанию контента на психику и социализацию ребенка, а также нежелательные контакты, появляющиеся с помощью коммуникационных технологий сети Интернет. В связи с этим встает вопрос об обеспечении информационной безопасности детей и подростков в цифровом пространстве. Актуальность проблемы очень значима в современном мире. Как же оградить школьника от агрессивного, небезопасного влияния информации, которой в настоящее время становится очень много? Именно психологический аспект информационной безопасности поможет разобраться в этом вопросе. Что же такое информационная безопасность детей?

Информационная безопасность детей и подростков в цифровом пространстве – это состояние защищенности детей, в котором минимизирован риск причинения психологического вреда здоровью детей, их духовному, нравственному, физическому и психическому развитию. Психолого-педагогическое сопровождение информационной безопасности — школьников- это система личностно- ориентированных методов, приемов и психолого-педагогических технологий, направленных на достижение состояния защищенности психики, сознания и физического здоровья обучающихся от опасных информационных воздействий и в целом на обеспечение определенного уровня информационной безопасности для дальнейшей самореализации и саморазвития личности обучающегося. Целью психолого-педагогического сопровождения информационной безопасности школьников является создание системы социально-педагогических и психологических условий для развития личности обучающихся на основе построения безопасного информационного пространства школьников, формирование личностных характеристик, отвечающих запросам современного информационного общества на основе выстраивания индивидуальной образовательной траектории и формирования устойчивой мотивации познания вопросов информационной безопасности. Для развития личности подростков, необходимо создание безопасного информационного пространства, где будут формироваться личностные характеристики, которые смогут отвечать запросам информационного общества и сформируется устойчивая мотивация познания вопросов об информационной безопасности. Психологическое развитие, обусловленное применением информационных технологий, может пойти по позитивному, нейтральному и негативному пути, хотя компьютеры, информационные системы и сеть Интернет не определяют направления развития субъекта и общества в целом. С психологической точки зрения, человеческая активность в Интернете подчинена удовлетворению трех основных видов потребностей: коммуникативной, познавательной и игровой. При этом процесс обеспечения информационной безопасности основывается на умениях подростка увидеть и нейтрализовать угрозу, исходящую от информационного пространства.

Существуют риски при использовании сети Интернет:

– контентные риски, связанные с настройкой браузера и скачивания файлов;

– электронные риски, связанные с вредоносными программами, которые могут быть скачены из сети Интернет;

– коммуникационные риски, связанные с взаимодействием и общением школьника с другими людьми в социальных сетях, с помощью мессенджера (skype, zoom, viber, whatsapp и т.д.);

– потребительские риски, связанные с информацией, музыкой и покупки вещей в сети Интернет.

– психологические риски, связанные с возникновением компьютерной и Интернет - зависимости, а также психологической незащищенности.

Например, дети подросткового возраста неспособны перенести известные им этические нормы в виртуальную среду. Такое поведение может свидетельствовать о неспособности предугадать результаты своих действий, нести ответственность за неэтичные поступки. Непредумышленные правонарушения могут оказаться также следствием халатности, моральной незрелости, равнодушия, недостатка любопытства, а часто – необразованности.

Несформированная система личностных ценностей, отсутствие регулирования доступа к средствам информационного воздействия, индивидуальные психологические особенности ребенка, а также неразвитость информационной культуры обучающихся, может привести к тому, что система нравственных норм и ценностей станет оценочным регулятором жизни и деятельности обучающегося,  и реализуется она в том случае, если эти правила и нормы поведения приняты,  осмыслены ребенком. Таким образом, целесообразно формировать информационную безопасность, применяя категории нравственных ценностей и норм, которые активизируют собственные внутренние силы ребенка по самоусовершенствованию. Следственно, ребенок должен уметь критически мыслить. Данное умение может формироваться в процессе целенаправленного обучения. Для того, чтобы в дальнейшем формировалось самостоятельное критическое мышление, необходимо с начальной школы обучать детей базовым умениям работы с информацией (уметь выделять главную мысль в тексте, делать вывод, дать оценку событию и т.д.)

Важнейшим фактором информационной безопасности детей и подростков является развитие когнитивных процессов: внимания, памяти, мышления. Это вполне возможно и реально:

Во-первых, когнитивное развитие является одной из задач современной психологической службы в школе.

Во-вторых, необходимо развивать способности силами учителей, социальных педагогов и педагогов-психологов, эту задачу, возможно, реализовать в школе.

Когнитивные способности лежат в основе того, насколько человек может обеспечить себе информационно – психологическую безопасность в широком смысле этого слова.

Очевидно, что сейчас невозможно гарантировать стопроцентную защиту подростков от нежелательного контента. Никакие программные фильтры никогда такой гарантии не дадут. Но мы можем сформировать у ребят навык «безопасного» поведения в Интернете. Чтобы сформировать навык "безопасного" поведения в Интернете нужно, чтобы знакомство с основными правилами работы Сети было включено в различные формы образовательной деятельности или в образовательную программу, как системная деятельность по обеспечению безопасности детей. Это важно не только для обучающихся, но и для их родителей и учителей.

Виды психолого-педагогического сопровождения:

-информационной безопасности школьников

-по степени взаимодействия (прямое и опосредованное сопровождение);

-по степени реализации (превентивное, своевременное, предупреждающее последействие);

-по длительности реализации (импульсное, пролонгированное, дискретное)

1. По степени взаимодействия:

- Прямое педагогическое сопровождение информационной безопасности подростков практикуется учителем в процессе его разговора с учеником. Характерной особенностью этого подвида является отсутствие в речи учителя фраз, содержащих подтекст, и его обращенность к конкретному ребенку, а не к классу в целом. Целью такого сопровождения является совместный продуктивный поиск путей выхода из ситуации нарушения информационной безопасности обучающегося. Примером может служить обращение обучающегося к учителю с просьбой помочь разрешить ситуацию, связанную с навязыванием нежелательного знакомства в сети Интернет.

- Опосредованное сопровождение осуществляется педагогом с помощью демонстрации примеров борьбы с негативными проявлениями в сети Интернет. Этот способ может натолкнуть обучающегося на самостоятельное разрешение проблемы, не обидев его при этом нравоучениями и не навязывая свое мнение. Для данного вида характерно обращение к группе учеников в целом.

2. По степени реализации:

-При превентивном сопровождении обучающиеся получают от учителя некоторый набор «информации к размышлению», информационный повод для наблюдения раньше, чем может возникнуть сама проблема. И в тот момент, когда в его реальности возникает проблемная ситуация, обучающийся успешно ее разрешает на основе имеющегося набора методов и приемов.

-своевременное сопровождение состоит в поддержке обучающегося именно тогда, когда возникает такого рода потребность, когда по внешним признакам можно разглядеть надвигающуюся на ребенка опасность физического или психологического плана, также по его запросу, например, у обучающегося педагог замечает симптомы интернет-зависимости.

 -предупреждающее последействие, применимо в случае, если в жизни подростка произошло некоторое событие, которое способно создать информационную проблему. Цель такого вида сопровождения заключается в снятии первоначального стресса и напряженности для того, чтобы ребенок смог адекватно рассмотреть создавшуюся ситуацию информационной проблемы и предупредить возникновение и развитие возможных последствий, например, запугивание и унижение ребенка при общении в социальной сети.

3. По длительности реализации.

- Импульсное сопровождение актуально в случае, если педагог имеет уверенность, что обучающийся сам может справиться с проблемой информационных угроз и рисков и ему нужен только первоначальный педагогический импульс. Характерной его особенностью является использование педагогом не только вербальных способов общения, но и невербальных (мимика, жесты). Целью общения со стороны педагога является пробуждение внутренних резервов ребенка, вселение в него уверенности в собственных силах.

-пролонгированное сопровождение применяется педагогом в ситуациях, если подросток не может самостоятельно длительное время справиться с проблемой, связанной с информационной безопасностью, несмотря на его регулярные обращения к педагогу, или же, если этот процесс носит длительный характер, требует наблюдения со стороны педагога или педагога-психолога. Характерной особенностью такого вида ППС является серия встреч педагога и учащегося (или группы детей со сходными проблемами). Основная цель - вселить в ребенка уверенность, что в любое время он может найти поддержку и помочь сформировать позитивное отношение к действительности.

-дискретное сопровождение уместно применять эпизодически, тогда, когда педагог видит возникающую необходимость вмешаться для того, чтобы предотвратить негативное развитие ситуации. В этом случае педагогом используются разнообразные типы педагогической деятельности и их сочетания, определяемые характером затруднений, испытываемых обучающимся при встрече негативного контента. Вариативность, многообразие форм и методов педагогического сопровождения для обеспечения информационной безопасности школьников зависят от профессионализма педагога, его искренней заинтересованности в судьбе каждого ребенка.

Таким образом, в современной педагогической практике психолого-педагогическое сопровождение информационной безопасности подростков рассматривается в первую очередь как система профессиональной деятельности педагогов и педагогов-психологов, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях информационного воздействия, в том числе негативного.

Например, в нашем образовательном учреждении в целях поддержки и сопровождения, обучающихся от негативной информации, поступающей из сети Интернет, педагогами-психологами, социальным педагогом были разработаны рекомендации для обучающихся, педагогов и родителей, буклеты с целью повышения знаний и уровня компетентности по проблеме «Информационной безопасности». В работе используется методика «Психологическая безопасность образовательной среды школы» И. А. Баевой, анкеты и опросники для отслеживания динамики по формированию у обучающихся информационной культуры личности.

К сожалению, но дети часами готовы сидеть у компьютера, занимаясь не только образовательными задачами, они решают все свои проблемы онлайн самостоятельно или с друзьями (реальными или виртуальными), ждут с замиранием сердца ответы на свои вопросы от чужих людей, раскрываются перед всем миром, ожидая помощи или поддержки. Почему? Да потому, что в реальности некому довериться, посоветоваться. А там тебя принимают, готовы выслушать, а дома всем некогда, неинтересно, твои проблемы так малозначимы или даже смешны, да и тайну доверить страшно, кто знает, как отреагируют близкие. Голова подростков занята ответами на вопросы:

– почему равнодушны родители, почему неинтересен, неужели так плохо, что можно не любить?

– если они не любят, тогда, кто сможет полюбить?

– я хоть кому-то в этой жизни нужен? А если нет?

Такое бывает и встречается довольно часто. Поэтому ограждать детей от чего бы то ни было нужно, важно и говорить об этом необходимо, но прежде стоит набраться смелости родителям и задать ребенку вопрос: «Что я делаю не так, почему компьютеру ты доверяешь больше?». И вспомнить о том, что все мы рождаемся для любви и всю жизнь к ней стремимся, потому что это тоже потребность.

Советы родителям по информационной безопасности детей и подростков в цифровом пространстве:

-требуется создать список правил посещения сети Интернет вне стен школы

-необходимо проводить беседу с детьми об их друзьях в виртуальном мире. Спрашивать о людях, с которыми дети общаются в сети Интернет

-нужно использовать программы-фильтры блокирования запрещенного контента; проводить беседу про нежелательные встречи с незнакомцами из сети Интернет; требуется приучить ребенка не выкладывать личную информацию на просторах сети Интернет; приучите ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом, а себя просматривать посещаемые ребенком сайты и социальные сети, мессенджеры.

В настоящее время только комплексное решение данной проблемы как со стороны семьи, так и со стороны школы позволит уменьшить риски негативного воздействия на ребенка.

Список литературы:

1. Астахова Л.В. Информационно-психологическая безопасность в регионе: культурологический аспект // Вестник УрФО. Безопасность в информационной сфере. 2011 № 2 С. 40–47.

2. Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение. Психологическая наука и образование. 2012 № 3 С. 30-40.

3.Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М.: Изд-во РАГС, 1998 С. – 125.

4.Губанихина Е.В. Основы психологической безопасности образовательного процесса как условие сохранения и укрепления психологического здоровья школьников // Молодой ученый. — 2017 — №48. — С. 202-205.

5.Рогов Е.В. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: в 2 ч/ Е. В. Рогов. – М.: Владос, ч. 1 – 2000 – 383 с.

6.Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогическое творчество, 1980 – 298с.

7.Щекотуров А. В. Гендерные саморепрезентации подростков на страницах социальной сети «ВКонтакте» // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2012. — № 4 (110). — С. 80–88. Мурсалиева Г. Группы смерти // Новая Газета, 2016. — Вып. 51.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины профильной «Информационная безопасность» для профессии 230103.02 «Мастер по цифровой обработке информации»

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины профильной «Информационная безопасность»  для профессии 230103.02 «Мастер по цифровой обработке информации»...

Методические рекомендации по выполнению практических и лабораторных работ для специальности 10.02.03 (090305) Информационная безопасность автоматизированных систем: ПМ.02. Применение программно-аппаратных средств обеспечения информационной безопасности

Методические рекомендации по выполнению практических и лабораторных работ для специальности 10.02.03 (090305)   Информационная безопасность автоматизированных систем: ПМ.02. Применение прогр...

Личная безопасность детей и подростков.

Никто из нас и тем более наших детей не гарантирован от вероятности физического или сексуального нападения. И все-таки: что мы можем и должны сделать. Первое: научить ребенка соблюдать необходимые ме...

Проблемы информационной безопасности подростков

Дать понимание проблемы пользования интернетом для подростков....

Мастер-класс «Веб-квест как форма создания цифрового пространства в системе СПО»

19 марта 2020 года преподаватель Кравцова О.И. провела мастер-класс по теме «Веб-квест как форма создания циф рового пространства в системе СПО», на котором на примере созданного ею веб-кв...

Обеспечение информационной безопасности детей и подростков в информационно-коммуникационных сетях

В настоящее время информационная безопасность является одной из важнейших проблем современного общества. Информационная безопасность, наряду с государственной, экологической, экономической, физической...

Цифровое пространство интернета как средство формирования патриотического воспитания обучающихся на уроках литературы

В статье рассказывается о том, как используется интернет-пространство с целью усвоения нового материала на уроках гуманитарного цикла. Приведены примеры использования электронных ресурсов, которые не ...