ПОО5 ОСНОВЫ АРТ-ДИЗАЙНА КУЛИНАРНОЙ И КОНДИТЕРСКОЙ ПРОДУКЦИИ
рабочая программа

Степанов Андрей Сергеевич

ПОО5 ОСНОВЫ АРТ-ДИЗАЙНА КУЛИНАРНОЙ И КОНДИТЕРСКОЙ ПРОДУКЦИИ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 «Байкальский колледж туризма и сервиса»

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора № _______

от «__»____________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПОО5 ОСНОВЫ АРТ-ДИЗАЙНА КУЛИНАРНОЙ И КОНДИТЕРСКОЙ ПРОДУКЦИИ

Уровень: базовый

Код, профессия: 43.01.09 Повар, кондитер

Профиль: естественнонаучный

Форма обучения: очная

Срок освоения: 3 года 10 месяцев

Улан-Удэ 2019


АРт-001.jpg

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

5

  1. Структура и содержание рабочей программы учебной дисциплины

7

  1. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

12

  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

14


  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

Основы арт-дизайна кулинарной и кондитерской продукции

  1. Область применения программы

Рабочая  программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 43.01.09 Повар, кондитер.

Рабочая  программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной

 образовательной программы

Дисциплина входит в общепрофессиональный учебный цикл, имеет межпредметные связи со всеми профессиональными модулями в области профессиональной терминологии на иностранном языке.

1.3. Цель и задачи дисциплины-требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • Органолептически  оценивать качество сырья для приготовления украшений;
  • Пользоваться нормативной и специальной литературой;
  • Пользоваться инструментами для  карвинга;
  • Создавать стиль в украшении посуды, стола и блюд;
  • Разрабатывать новые виды оформления;
  • Выбирать отделочные полуфабрикаты для оформления кондитерских изделий;
  • Выбирать различные способы и приемы приготовления  отделочных полуфабрикатов  для  оформления кондитерских изделий;
  • Определять режим хранения отделочных полуфабрикатов;
  • Применять практические навыки и умения, развивать наблюдательность, композиционное чувство и художественный вкус;
  • Проявлять свою творческую индивидуальность;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • Характеристику и ассортимент основных продуктов для приготовления украшений;
  • Правила выбора основных продуктов и дополнительных ингредиентов для создания гармоничных блюд и кондитерских изделий;
  • Основные приемы изготовления украшений;
  • Простейшие примеры декоративной вырезки;
  • Основы карвинга;
  • Правила подбора профессионального инструмента для карвинга;
  • Характеристики основных продуктов и дополнительных ингредиентов для приготовления     отделочных полуфабрикатов;
  • Температурный режим и правила приготовления разных типов  отде-лочных полуфабрикатов;
  • Технику и варианты оформления блюд и кондитерских изделий;
  • Требования к безопасности хранения блюд и кондитерских изделий;
  • Актуальные направления в оформлении и декорировании блюд и кондитерских изделий.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины

Количество часов на освоение программы учебной дисциплины

максимальная учебная нагрузка - 68 часов, в том числе:

- внеаудиторная самостоятельная работа – - часов

- консультации – - часов;

- обязательная аудиторная учебная нагрузка – 68 часов, в том числе:

- промежуточная аттестация – - часов;

1.5  Результаты освоения учебной дисциплины

Результатом освоения рабочей программы учебной дисциплины является овладение студентами профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

        

Код

Наименование результата обучения

ПК 2.3.

Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации супов разнообразного ассортимента.

ПК 2.5.

Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих блюд и гарниров из овощей, грибов, круп, бобовых, макаронных изделий разнообразного ассортимента.

ПК 2.6.

Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок из яиц, творога, сыра, муки разнообразного ассортимента.

ПК 2.7.

Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок из рыбы, нерыбного водного сырья разнообразного ассортимента.

ПК  2.8.  

Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок из мяса, домашней птицы, дичи и кролика разнообразного ассортимента.

ПК 3.3.

Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации салатов разнообразного ассортимента.

ПК 3.4.

Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации бутербродов, канапе, холодных закусок разнообразного ассортимента.

ПК 3.5.

Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации холодных блюд из рыбы, нерыбного водного сырья разнообразного ассортимента.

ПК 3.6.

Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации холодных блюд из мяса, домашней птицы, дичи разнообразного ассортимента.

ПК 4.2.

Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации холодных сладких блюд, десертов разнообразного ассортимента.

ПК 4.3.

Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих сладких блюд, десертов разнообразного ассортимента.

ПК 4.4.

Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации холодных напитков разнообразного ассортимента.

ПК 4.5.

Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих напитков разнообразного ассортимента.

ПК 5.3.

Осуществлять изготовление, творческое оформление, подготовку к реализации хлебобулочных изделий и хлеба разнообразного ассортимента.

ПК 5.4.

Осуществлять изготовление, творческое оформление, подготовку к реализации мучных кондитерских изделий разнообразного ассортимента.

ПК 5.5.

Осуществлять изготовление, творческое оформление, подготовку к реализации пирожных и тортов разнообразного ассортимента.

ОК 01.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02.

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03.

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04.

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05.

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06.

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

ОК 07.

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 08.

Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 09.

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.

ОК 11.

Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

  1. Структура и содержание рабочей программы учебной дисциплины

Основы арт-дизайна кулинарной и кондитерской продукции

  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

56

- внеаудиторная самостоятельная работа студента (всего)

2

- консультации

-

в том числе:

самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

-

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

54

в том числе:

лабораторные работы

-

практические занятия

28

контрольные работы

-

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

промежуточная аттестация

-

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствуют элементы программы

Уровень освоения

1

2

3

4

5

Раздел 1

 Основы  эстетики

8

 

Тема 1.1

Предмет, задачи эстетики и дизайна

Содержание учебного материала

2

1

1

Предмет, задачи эстетики и дизайна

2

Ключевые понятия дисциплины эстетика и дизайн.  

1

3

Краткая история возникновения эстетики.  Профессиональная значимость дисциплины.

2

Тема 1.2

Основные направления развития эстетики. Цвет  в кулинарии.

Содержание учебного материала

6

2

1

 Категории эстетики. Элементы,  формирующие эстетические свойства  кулинарной  и кондитерской продукции: графика, композиция, миниатюра, геометрическая симметрия, цветовая гамма. Применение каждого из этих эстетических свойств в конкретном случае при производстве  кулинарных  и   кондитерских изделий

2

Что такое цвет. Представление о спектре. Основные виды цветов: ахроматические, хроматические, насыщенность, светлота,  теплохолодность.

2

3

 Цвет в кулинарных  и кондитерских  изделиях. Влияние цвета на аппетит.

Правильное сочетание цвета в современном искусстве украшения блюд  и  кондитерских  изделий.

2

4

Расположение изделия на блюде (тарелке). Цветовая гамма изделий. Индивидуальный почерк мастера, его творчество. Национальный колорит. Взаимосвязь дизайна и стиля.

2

Раздел  2

Эстетика и дизайн в оформлении кулинарных   изделий

Тема 2.1 Продукты  и инструменты

 

Содержание учебного материала

4

1

Характеристику и ассортимент основных продуктов для приготовления украшений. Подготовка  продуктов  для  карвинга.

3

2

Инструменты  для украшения блюд. Характеристика инструментов для карвинга.

3

3

Правила подбора профессионального инструмента для карвинга

3

Тема 2.2

Карвинг. Украшения из овощей.

 

Содержание учебного материала

4

1

Украшения из картофеля и корнеплодов (редис, редька, морковь)

3

2

Украшения из  лука

3

3

Украшения из плодоовощных растений

3

4

Украшения из десертных овощей

3

5

Украшения  из тыквы  и огурцов.

3

Практическая  работа № 1

Выполнение упражнений по технике начертания различных линий, геометрических фигур на плоскости. Выполнение эскизов и набросков с натуры различных предметов.

4

Практическая  работа № 2

Рисование с натуры прямоугольных, квадратных и круглых  пирожных. Рисование с натуры прямоугольных, квадратных и круглых тортов

Самостоятельное рисование круглого торта.

4

Лабораторная работа № 1 Приготовление декоров из овощей, фруктов

6

Тема 2.3

Карвинг. Украшения из фруктов.

 

Содержание учебного материала

2

1

Украшения из цитрусовых плодов.

3

2

Украшения из  косточковых  и семечковых  плодов.

3

3

Украшения  из  экзотических  плодов

3

Тема 2.4 Украшение бутербродов

 

Содержание учебного материала

2

1

Классификация бутербродов. Характеристика продуктов, используемых для украшения бутербродов.

3

2

Современные  тенденции  в украшении   бутербродов.

3

Раздел 3

Эстетика и дизайн в оформлении   кондитерских  изделий

Тема 3.1

Основы  рисования  и лепки

8

Содержание учебного материала

1

Материалы и принадлежности для рисунка. Техника рисунка и ее многообразие. Простейшие упражнения по рисованию.

4

3

2

Колорит, цветовая гамма.  Виды орнаментов. Рисование орнаментов

3

3

Виды смешения цвета. Техника работы акварелью и гуашью

3

4

Понятие о пропорциях. Определение размеров и соотношений частей

предмета

3

5

Содержание и задачи лепки. Инструменты и материалы для лепки. Приемы и техника лепных изображений

3

Тема 3.2.

Технология приготовления  и  использование в оформлении сложных отделочных полуфабрикатов

Содержание учебного материала

2

1

Правила выбора  и  варианты сочетания  основных продуктов и дополнительных ингредиентов к ним для создания  отделочных полуфабрикатов.

3

2

Инструменты и инвентарь, используемые для украшения  кондитерских изделий.

3

3

Технология  приготовления основных отделочных  полуфабрикатов:  мастики, марципана, карамели,  глазури.

3

4

Техника и варианты оформления  и декорирования   кондитерских изделий   отделочными полуфабрикатами.

3

5

Актуальные современные направления в оформлении и декорировании   кондитерских изделий.

3

Практическая работа № 3

Упражнения по лепке животных, птиц, фруктов, цветов. Изготовление украшений из   мастики

6

Практическая работа № 4

Выполнения украшений (фигур) из овощей и фруктов.

Приготовление овощных (фруктовых) чипсов

4

Лабораторная работа № 2

Выполнения украшений из карамели

Выполнение цветов из сахарной пасты

4

Дифференцированный зачет

-

Всего:

54

 

3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

-доска учебная;

-рабочее место для преподавателя;

-столы, стулья для студентов на 25-30 обучающихся.

Технические средства обучения:

-компьютер;

-телевизор;

-принтер;

-сканер.

Реализация программы дисциплины требует наличия  кулинарной  лаборатории.

Оборудование лаборатории и рабочих мест  в учебной  кулинарной  лаборатории:  

  • рабочие места на 12  обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • технологическое оснащение:   весоизмерительное   оборудование,  миксер, блендер, слайсер,   пароконвектомат,   электрофритюрница, индукционная плита,     холодильные и морозильные  шкафы
  • инструменты (поварская тройка, столовая ложка), инвентарь (гастрономические емкости, сотейники, сито - конус,  терки, различные формы, горшочки для томления, венчик для взбивания, порционные сковороды, противни, кастрюли, разделочные доски),   столовая посуда, посуда для подачи блюд.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.        Российская Федерация. Законы. О качестве и безопасности пищевых продуктов [Электронный ресурс]: федер. закон: [принят Гос. думой 1 дек. 1999 г.: одобр. Советом Федерации 23 дек. 1999 г.: по состоянию на 26 дек. 2009 г.]. — http://docs.kodeks.ru/document/901751351

2.        ГОСТ Р 53105 — 2008. Услуги общественного питания. Технологические документы на продукцию общественного питания. Общие требования к оформлению, построению и содержанию. — М. : Стандартинформ, 2009.

3.        Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий: для предприятий обществ. Питания / Авт.-ост.: А. И. Здобнов, В.А. Цыганенко – М.: «ИКТЦ «Лада»,  К.: «Издательство «Арий», 2017г.

Дополнительные источники:

Интернет-ресурсы:

1.        www.pitportal.ru

2.        www.restoranoff.ru

3.        www.technormativ.ru

4.        www.supercook.ru

5.        www.gastronom.rи

6.        www. mir-restoratora.ru

7.        www.4ugunok.ru

8.        http://www.art-eda.info/category/eda-v-zhivopisi

9.        http://www.cakery.ru/sovety/osnovy-i-varianty-oformlenija-tortov.html

4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований

Результаты обучения

Критерии оценки

Формы и методы оценки

Знать:

  • Характеристику и ассортимент основных продуктов для приготовления украшений;
  • Правила выбора основных продуктов и дополнительных ингредиентов для создания гармоничных блюд и кондитерских изделий;
  • Основные приемы изготовления украшений;
  • Простейшие примеры декоративной вырезки;
  • Основы карвинга;
  • Правила подбора профессионального инструмента для карвинга;
  • Характеристики основных продуктов и дополнительных ингредиентов для приготовления     отделочных полуфабрикатов;
  • Температурный режим и правила приготовления разных типов  отделочных полуфабрикатов;
  • Технику и варианты оформления блюд и кондитерских изделий;
  • Требования к безопасности хранения блюд и кондитерских изделий;

Актуальные направления в оформлении и декорировании блюд и кондитерских изделий.

Текущий контроль
при проведении:

-письменного/устного
опроса;
-тестирования;
-оценки результатов
внеаудиторной
(самостоятельной) работы
(докладов, рефератов,
теоретической части
проектов, учебных
исследований и т.д.)
Промежуточная
аттестация
в форме дифференцированного
зачета

-тестирования.
Итоговый контроль:
Тестирование на
демонстрационном экзамене

Полнота ответов, точность
формулировок, не менее 70%
правильных ответов.
Не менее 75% правильных
ответов.
Актуальность темы,
адекватность результатов
поставленным целям,
полнота ответов, точность
формулировок, адекватность
применения профессиональной
терминологии
Полнота ответов, точность
формулировок, не менее 70%
правильных ответов.
Не менее 75% правильных ответов

Уметь:

  • Органолептически  оценивать качество сырья для приготовления украшений;
  • Пользоваться нормативной и специальной литературой;
  • Пользоваться инструментами для  карвинга;
  • Создавать стиль в украшении посуды, стола и блюд;
  • Разрабатывать новые виды оформления;
  • Выбирать отделочные полуфабрикаты для оформления кондитерских изделий;
  • Выбирать различные способы и приемы приготовления  отделочных полуфабрикатов  для  оформления кондитерских изделий;
  • Определять режим хранения отделочных полуфабрикатов;
  • Применять практические навыки и умения, развивать наблюдательность, композиционное чувство и художественный вкус;
  • Проявлять свою творческую индивидуальность;

Текущий контроль:
- защита отчетов по
практическим/ лабораторным
занятиям;
- оценка заданий для
внеаудиторной
(самостоятельной) работы

- экспертная оценка
демонстрируемых умений,
выполняемых действий в
процессе
практических/лабораторных
занятий,
учебной и производственной
практики

Промежуточная
аттестация:
- экспертная оценка
выполнения практических
заданий на дифференцированном зачете/;

Итоговый контроль:
- экспертная оценка
сформированности ПК и ОК на дифференцированном зачете


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине "Современный дизайн блюд и кондитерских изделий"

Рабочая программа  учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО) ...

2017 год Учебно-методический комплекс ОП.10 Эстетика и дизайн в оформлении кулинарной и кондитерской продукции.

Учебно-методический комплекс ОП.10 Эстетика и дизайн в оформлении кулинарной и кондитерской продукции», является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 43.01.09 по...

ПРОГРАММА ПРАКТИКИ ПМ 06. Приготовление, оформление и подготовка к реализации кулинарной и кондитерской продукции национальной кухни по профессии СПО 43.01.09. Повар, кондитер

Программа  профессионального модуля (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 43.01.09 Повар, кондитер, ...

МДК 06.01. Организация приготовления, подготовки к реализации кулинарной и кондитерской продукции национальной кухни по профессии СПО 43.01.09. Повар, кондитер

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина МДК 06.01. Организация приготовления,  подготовки к реализации кулинарной и кондитерской продукции нац...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МДК 06.02. Процессы приготовления, подготовки к реализации кулинарной и кондитерской продукции национальной кухни по профессии СПО 43.01.09. Повар, кондитер

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина МДК 06.02. Процессы приготовления,  подготовки к реализации кулинарной и кондитерской продукции национ...