Дополнительная общеобразовательная программа спортивно-оздоровительной направленности «Пионербол»
методическая разработка

Суслина Светлана Николаевна

Дополнительная общеобразовательная программа спортивно-оздоровительной направленности  «Пионербол» ориентирована на реализацию двигательной потребности ребенка с учетом его конституционных особенностей и физических возможностей.

Программа  «Пионербол»  для детей 10-11 лет рассчитана на один год,  68 часов, при 2-х разовых занятиях в неделю по 2  часа. Включает в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики игры в пионербол.В практической части изучаются технические приемы и тактические комбинации, а также упражнения специальной физической подготовки детей. На занятиях с учащимися целесообразно акцентировать внимание на комбинированные упражнения и учебно-тренировочные игры, поэтому на эти разделы программы отводится большее количество часов. Формой подведения итогов реализации программы является участие учащихся в соревнованиях по пионерболу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_pionerbolu.doc201 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 155 ИМЕНИ
ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА МАРТЫНОВА Д.Д.»

ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА ГОРОДА КРАСНОЯРСКА

660043,  Красноярск, ул. Дмитрия Мартынова, 26,

e-mail/krsk155@yandex.ru

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

общеобразовательная программа

спортивно-оздоровительной направленности

«Пионербол»

2019-2020 учебный год

        

Красноярск 2019 год

        

Оглавление

  1. Пояснительная записка____________________________________________________2
  2. Планируемые результаты__________________________________________________5
  3. Учебно-тематический план ________________________________________________7
  4. Содержание программы ___________________________________________________9
  5. Календарно-тематическое планирование _____________________________________11
  6. Методическое обеспечение программы_______________________________________16
  7. Оборудование____________________________________________________________16
  8. Список литературы_______________________________________________________ 17

    Пояснительная записка

Образовательная программа «Пионербол» является модифицированной, разработана на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта(II) основного общего образования, Примерной программы общего образования, в соответствии с требованиями к программам дополнительного образования (Пр. к письму  МО № 06-1844 от 11.12.2006 г).

На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование здоровой, социально активной, гармонически развитой личности. Программа секции «Пионербол» относится к спортивно-оздоровительной  направленности.

Основными направлениями деятельности учебно-спортивной работы являются:

• укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта;

•   воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности;

•   развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;

• воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и спортивной деятельности;

•   участие в соревнованиях.

Программа направлена не только на физическое развитие ребенка, но и на психо-эмоциональное и социальное развитие личности.

Актуальность программы заключается в том, что она ориентирована, прежде всего, на реализацию двигательной потребности ребенка с учетом его конституционных особенностей и физических возможностей.

Пионербол – это увлекательная и массовая подвижная игра. Она проста, эмоциональна и отличается высоким оздоровительным эффектом. Чтобы играть в пионербол, нужно быстро бегать, мгновенно изменять движения по направлению и скорости, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью, выносливостью. Выполнение движений с мячом сопровождается эмоциональным напряжением, выявляет активизацию деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем. Игра развивает мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство, способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мышц.

Цель – обучение техническим и тактическим приемам игры в пионербол с дальнейшим применением их в игровой деятельности. 

          

Задачи:

  1. Сформировать общие представления о технике и тактике игры в пионербол, начальные навыки судейства;
  2. Приучать детей к игровой и соревновательной деятельности;
  3. Содействовать укреплению здоровья, развитию физических качеств;
  4. Воспитывать моральные и волевые качества занимающихся, умение взаимодействовать в команде.

              Программа курса «Пионербол» для детей 10-11 лет рассчитана на один год,  68 часов, при 2-х разовых занятиях в неделю по 2  часа.

        Включает в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики игры в пионербол.

        В практической части изучаются технические приемы и тактические комбинации, а также упражнения специальной физической подготовки детей. На занятиях

с учащимися целесообразно акцентировать внимание на комбинированные упражнения и учебно-тренировочные игры, поэтому на эти разделы программы отводится большее количество часов. Формой подведения итогов реализации программы является участие учащихся в соревнованиях по пионерболу.

              В объединение принимаются все желающие дети, прошедшие медицинский осмотр. Медицинский контроль состояния здоровья детей осуществляется  каждый год.

 Планируемые результаты

Личностные и метапредметные результаты

Результаты освоения рабочей программы по тематическому разделу

Основные виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата

Личностные

Способность ответственно относиться к учению, к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории. 

Выполнение заданий для самостоятельной работы

Способность построения коммуникации  и сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

Работа в парах, группах

Метапредметные

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Выполнение заданий для самостоятельной работы, Рефлексия познавательной деятельности

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: находить общее решение и разрешать конфликты; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

Работа в группах

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

Выполнение  заданий на развитие интеллектуальных умений

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; умение владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Защита проектов, творческих работ, устная коммуникация: монолог, диалог, дискуссия.

Смысловое чтение

Работа с текстом

Умение использовать информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ – компетенции);

Выполнение заданий с использованием ИКТ

Предметные результаты

Тематический раздел

Результаты освоения рабочей программы по тематическому разделу

Основные виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата

Ученик научится (каждый ученик научится)

Ученик получит возможность научиться (мотивированные ученики научатся)

В процессе уроков

Навыки игровых умений;

Понимание правил игры;

Знание и применение правил безопасности при игровых ситуациях;

Взаимодействовать с партнером и командой;

Соблюдение правил игры;

Формулировать высказывание своего мнения;

Разрешение спорных игровых ситуаций;

Характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья;

Слушание учителя, диалог учащихся

  1. Учебно-тематический план

№ п/п

Темы

Количество часов

В том числе

Теория

Практика

I.

Основы знаний

2

.

 Понятие о технике и тактике игры

1

1

-

Правила игры в пионербол

Предупреждение травматизма

1

1

Правила соревнований

II.

Специальная физическая подготовка

10

-

10

III.

Технические и тактические приемы

56

Подача мяча

7

1

6

Передачи

7

1

6

Нападающий бросок

7

1

6

Блокирование

7

1

6

Комбинированные упражнения

7

-

7

Учебно-тренировочные игры

19

1

18

Судейство игр

2

1

1

Итого:

68

8

60

Оценка практической подготовленности по контрольным упражнениям

Технический

прием

Контрольное

упражнение

Возраст, лет

Оценка

Мальчики

Девочки

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Подача мяча

1. Подача мяча  (из 5 попыток)

10

11

3

4

2

3

1

2

3

4

2

3

1

2

2. Подача мяча по зонам (из 3 попыток)

10

11

-

2

-

1

-

-

-

2

-

1

-

-

Прием мяча

1.Прием мяча после подачи (из 5 попыток)

10

11

4

5

3

3

2

2

3

4

2

2

1

1

2.Прием мяча от сетки (из 3 попыток)

10

11

1

2

-

1

-

-

1

2

-

1

-

-

Нападающий

бросок

1.Нападающий бросок с первой линии (из 3 попыток)

10

11

-

2

-

1

-

-

-

2

-

1

-

-

2.Нападающий бросок со второй линии (из 5 попыток)

10

11

1

3

-

2

-

1

1

2

-

1

-

-

Блокирование

Блокирование нападающего  броска (из 5 попыток)

10

11

-

2

-

1

-

-

-

2

-

1

-

-

  1. Содержание программы

                                 

Материал программы разбит на три раздела: основы знаний, специальная физическая подготовка и технико-тактические приемы.

I. Основы знаний – 2 часа

- понятие о технике и тактике игры, предупреждение травматизма.  

- основные положения правил игры в пионербол. Нарушения, жесты судей, правила соревнований

II. Специальная физическая подготовка – 10 часов

Упражнения для развития навыков быстроты ответных действий. По сигналу бег на 5, 10, 15 м из исходного положения: сидя, лежа на спине, на животе. Перемещения приставными шагами. Бег с остановками и изменением направления, челночный бег. Ускорения, повороты в беге. Имитация подачи, нападающих бросков, блока, передачи мяча. Подвижные игры «День и ночь», «Вызов номера», «Попробуй унеси».

Упражнения для развития качеств при приеме и передачи мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые вращения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук. Опираясь о стену пальцами, отталкиваться. Упор лежа «циркуль» на руках, носки ног на месте. Передвижение на руках. Броски набивного мяча. Передачи баскетбольного мяча, волейбольного на дальность в парах, над собой, в стенку.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подачи мяча. Круговые вращения руками в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой. Броски из-за головы с максимальным прогибанием. Броски мяча через сетку на точность зоны.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих бросков. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей, стоя на месте и в прыжке. Метание теннисного мяча правой и левой рукой в цель на стене или на полу. С места, с разбега, в прыжке, после поворота.

Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании. Прыжки с подниманием рук вверх: с места, после перемещения, после поворотов. Упражнения у сетки в парах с нападающим и блокирующим. Блок одиночный, двойной.

Упражнения для развития качеств, необходимых при технике защиты. Перемещения и стойки. Бег, ходьба, приставной шаг вперед, в стороны, остановки, выпады, скачки. Упражнения с мячом. Прием мяча  на месте и после перемещения, в падении.

III. Технико-тактические приемы – 56 часов 

1. Подача мяча – 7 часов

- техника выполнения подачи;

- прием мяча;

- подача мяча по зонам, управление подачей.

2. Передачи – 7 часов

- передачи внутри команды;

- передачи через сетку;

- передачи с места и после 2-х шагов в прыжке.

 3. Нападающий бросок – 7 часов

- техника выполнения нападающего броска;

- нападающие броски с разных зон.

4. Блокирование – 7 часов

- ознакомление с техникой постановки одиночного и группового блока;

5. Комбинированные упражнения – 7 часов

- подача – прием;

- подача – прием – передача;

- передача – нападающий бросок;

- нападающий бросок – блок.

6. Учебно-тренировочные игры – 19 часов

- отработка навыков взаимодействия игроков на площадке;

- отработка индивидуальных действий игроков;

- отработка групповых действий игроков (страховка игрока, слабо принимающего подачу).

7. Судейство игр – 2 часов

- отработка навыков судейства школьных соревнований.

      На каждом занятии осуществляется общая физическая подготовка учащихся, направленная на развитие основных двигательных качеств и координационных способностей обучающихся.

         

Календарно-тематическое планирование

На изучение «Пионербола» учебным планом предусматривается 68 учебных часа – из расчета 2 ч в неделю.

Тематический блок

Кол-во часов на её освоение

Номер  занятия

Тема урока

Планируемые даты освоения темы

1

1

Основные положения правил игры в пионербол. Разметка площадки. Стойка игрока.

02.09-06.09

1

2

Инструктаж по технике безопасности при проведении игры. Предупреждение травматизма. Переход.

1

3

Перемещение по площадке. Переход. Силовые упражнения для рук, ног, туловища.

09.09-13.09

1

4

Броски мяча из-за головы двумя руками в парах, тройках. ОФП. Броски мяча в парах, в стенку, через сетку.        

1

5

Броски и ловля мяча. Перемещение приставным шагом.  Игра «Вызов номеров».

16.09-20.09

1

6

Броски и ловля мяча  на месте и  после перемещения. Бег на 5м, 10м. Обучение подаче мяча, упражнения для рук. Передача в парах.

1

7

Подача мяча. Упражнения с набивным мячом

23.09-27.09

1

8

Подача мяча.  Приём мяча после подачи

1

9

Подача мяча. Приём мяча после подачи на месте.

30.09-04.10

1

10

Подача мяча. Приём мяча после перемещения. Бег с остановками и изменением направления.

1

11

Действия игрока после приема мяча. Упражнения на координацию. Передача мяча в парах, в тройках, двумя руками. ОФП

07.10-11.10

1

12

Передача мяча внутри команды. Упражнения для рук, ног, туловища.

1

13

Передача мяча через сетку с места. Закрепление стойки игрока на месте и в движении.

14.10-18.10

1

14

Перемещение вперёд, назад, правым боком, левым. Силовые упражнения для рук.

1

15

Чередование перемещений. Развитие координации. Игра по упрощённым правилам.

21.10-25.10

1

16

Приём подачи, передача к сетке. Игра по упрощенным правилам, с заданиями. Учебно-тренировочная игра.

1

17

Учебно-тренировочная игра. Упражнения с набивным мячом.

28.10-01.11

1

18

Контроль выполнения подачи мяча.  Обучение нападающему броску. Броски мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей.

1

19

Передача через сетку в прыжке или нападающий бросок.

05.11-08.11

1

20

Нападающий бросок через сетку с места и после двух шагов в прыжке. ОФП.

1

21

Нападающий бросок с первой линии. Развитие скоростно-силовых   качеств.

11.11-15.11

1

22

Нападающий бросок со второй линии. Прыжки.

1

23

Нападающий бросок после передачи. Прыжковые упражнения.

18.11-22.11

1

24

Обучение блокированию.  Блокирование нападающего броска.

1

25

Блокирование нападающего броска. Прыжки с подниманием рук вверх с места.

25.11-28.11

1

26

Блокирование нападающего броска после перемещения, поворотов.

1

27

Одиночный и двойной блок. Прыжки у сетки.

02.12-06.12

1

28

Упражнения у сетки в парах с нападающим и блокирующим. Чередование способов перемещения, боком, лицом, спиной вперёд.

1

29

Закрепление способов перемещения. Учебная игра по упрощенным правилам.

09.12-13.12

1

30

Подача мяча по зонам. Упражнения с метанием мяча в цель.

1

31

Закрепление подачи мяча. ОФП. Закрепление приема мяча после подачи.

16.12-20.12

1

32

Игра в пионербол с двумя мячами. Упражнения с двумя мячами.

1

33

Учебно-тренировочная игра. Прыжки со скакалкой

23.12-27.12

1

34

Учебно-тренировочная игра с заданиями. Контроль приема мяча после подачи.

1

68-69

Приём подачи, передача к сетке. Взаимодействие игроков.

31.12-09.01

1

35

Передача через сетку в прыжке или нападающий бросок. Развитие силовой выносливости.

1

36

Блокирование нападающего броска с передачи. Эстафеты.

13.01-17.01

1

37

Обучение приему мяча от сетки.Учебно-тренировочная игра. Круговая тренировка.

1

38

Прием мяча после передачи в сетку.

20.01-24.01

1

39

Закрепление нападающего броска. Закрепление нападающего броска со второй линии.

1

40

Закрепление приема мяча от сетки. Учебные игры с заданиями.

27.01-31.01

1

41

Учебно-тренировочная игра. Контроль техники нападающего броска со второй линии.

1

42

Прием мяча в падении. Передача мяча. Закрепление приёма передачи. Взаимодействие игроков.

03.02-07.02

1

43

Приём мяча с подачи. Развитие силовых способностей

1

44

Приём мяча  на месте и  после перемещения.

10.02-14.02

1

45

Подача мяча по зонам и  приём мяча.  Упражнения на развитие выносливости.

1

46

Закрепление точной подачи мяча по зонам. Учебная игра с заданиями.

17.02-21.02

1

47

Учебно-тренировочная игра. Упражнения с набивными мячами.

1

48

Контроль выполнения  подачи мяча по зонам. Учебно-тренировочная игра.

25.02-28.02

1

49

Участие в школьных соревнованиях по пионерболу.

1

50

Приём мяча с подачи. Закрепление технических приёмов. Формирование навыков командных действий.

02.03-06.03

1

51

Обучение действиям игрока в защите. Закрепление приема мяча с подачи, от сетки.

1

52

Учебно-тренировочная игра. Упражнения на координацию

10.03-13.03

1

53

Контроль выполнения приема мяча от сетки. Закрепление технических приёмов в защите. ОРУ для рук, ног, туловища.

1

54

Обучение тактическим действиям при выполнении подач.Закрепление технических приемов в нападении

16.03-20.03

1

55

Обучение тактическим действиям при выполнении передач.

1

56

Групповые тактические действия. Страховка игрока слабо принимающего подачу.

23.03-27.03

1

57

Обучение командным тактическим действиям. Упражнения на координацию. Закрепление нападающего броска. Прыжковые упражнения.

1

58

Закрепление нападающего броска с первой и второй линии.  Учебно-тренировочная игра. Круговая тренировка.

30.03-03.04

1

58

Контроль техники нападающего броска с первой линии.

1

60

Закрепление блокирования нападающего броска. Закрепление одиночного и двойного блока.

06.04-10.04

1

61

Учебно-тренировочная игра. Челночный бег. Контроль блокирования нападающего броска.

1

62

Игра с индивидуальными заданиями. Правила проведения соревнований. Нарушения. Жесты судьи.

13.04-17.04

1

63

Учебно-тренировочная игра. Упражнения на координацию. Закрепление тактических действий при выполнении подач.

1

64

Закрепление тактических действий при выполнении передач. Учебная игра с самостоятельным судейством.

20.04-24.04

1

65

Закрепление групповых тактических действий в игре.

1

66

Закрепление командных тактических действий в игре. Учебная игра с самостоятельным судейством

27.04-30.04

1

67

Учебная игра с самостоятельным применением технико-тактических приемов. Учебная игра с заданиями. Учебная игра по правилам соревнований.

1

68

Учебная игра с самостоятельным судейством. Учебная игра по правилам соревнований

05.05-07.05

Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий

        

В рамках содержания первого раздела занимающиеся получают теоретические знания о технике и тактике игры пионербол. Знакомятся с гигиеническими требованиями к местам занятий и инвентарем, спортивной одежде и обуви. В ходе бесед и лекций занимающиеся знакомятся с основными правилами игры в пионербол. Изучая наглядные пособия, дополнительную литературу, учащиеся получают представления о судействе игры, о жестах судьи. На занятиях используется беседа с детьми, рассказ преподавателя, работа с дополнительной литературой.

При изучении 2 и 3 разделов программы применяются как общеобразовательные методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности: метод регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы, словесные и сенсорные методы, а также различные средства: подготовительные упражнения, подвижные игры, игровые упражнения, учебные игры, соревнования. При занятии с учащимися данной возрастной группы большое значение имеет наглядность в обучении. Поэтому при изучении техники выполнения отдельных элементов необходимо использовать рассказ-показ, демонстрацию таблиц и рисунков изучаемого двигательного действия. Закрепление правильных способов выполнения изученных движений до стадии навыка, их дальнейшее совершенствование проводится посредством самостоятельных упражнений занимающихся.

Оборудование

  1. Мячи волейбольные
  2. Табло игровое (электронное)
  3. Насос для накачивания мячей с иглой
  4. Жилетки игровые
  5. Сетка для хранения мячей
  6. Конус игровой
  7. Стенка гимнастическая
  8. Скамейка гимнастическая
  9. Комплект матов гимнастических
  10. Коврик гимнастический
  11. Палка гимнастическая
  12. Обруч гимнастический
  13. Скакалка гимнастическая
  14. Перекладина навесная универсальная
  15. Зспандер универсальный
  16. Комплект медболов №3
  17. Набор для подвижных игр в контейнере
  18. Сумка для подвижных игр
  19. Комплект для соревнований
  20. Персональный компьютер (ведение мониторингов и иных документов)
  21. Аптечка медицинская

Список литературы

1. Игры на воздухе/ Составитель Т. Барышникова: Кристалл, КОРОНА, 1998г. – 288стр.

2.  В часы досуга. Составитель И. Н. Крайнева – СПб: «Кристалл», 1996. – 544 стр.

3. Пионербол - игра для всех возрастов: Методика обучения / Симонова О.В.  // Спорт в школе. - 2000. - N 41-42. - С. 5,17.

4. Спортивные игры; Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физ. воспитание» / В.Д. Ковалева. – М.: Просвещение, 1988

5. «Спортивные игры. Учебное пособие для вузов» ред. Ю. Н. Клещёв – М., 1980


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "Клавишный синтезатор"

Внедрение инновационных технологий в традиционный процесс обучения – занятие очень увлекательное и интересное, требующее от педагога-музыканта информационной грамотности, стремления к самообразованию,...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «МАТЕМАТИКА»

Программа для дополнительного образования студентов 1 курса  технических специальностей . Рассчитана на 72 часа....

Дополнительная общеобразовательная программа – - дополнительная общеразвивающая программа «Измерение физических величин»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа кружка «Физические величины и их измерения»  разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее – ...

Программа дополнительного образования по спортивно-оздоровительному направлению секции Страна Баскетболия

Учебная программа обобщает и систематизирует теоретические и практические сведения, позволяющие рационально строить учебно-тренировочный процесс (в рамках массового спорта), получать положительные сдв...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Размещенная методическая разработка "Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительной общеобразовательной программы" будет полезна студентам,педагогам и спецалистам в обла...

Рабочая программа дополнительной общеобразовательной программе объединение " Вокал"

Программа второго уровня  имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, а так же индивидуальное обучение вокалу, формирует...