Дополнительная общеобразовательная программа спортивно-оздоровительной направленности «Пионербол»
методическая разработка
Дополнительная общеобразовательная программа спортивно-оздоровительной направленности «Пионербол» ориентирована на реализацию двигательной потребности ребенка с учетом его конституционных особенностей и физических возможностей.
Программа «Пионербол» для детей 10-11 лет рассчитана на один год, 68 часов, при 2-х разовых занятиях в неделю по 2 часа. Включает в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики игры в пионербол.В практической части изучаются технические приемы и тактические комбинации, а также упражнения специальной физической подготовки детей. На занятиях с учащимися целесообразно акцентировать внимание на комбинированные упражнения и учебно-тренировочные игры, поэтому на эти разделы программы отводится большее количество часов. Формой подведения итогов реализации программы является участие учащихся в соревнованиях по пионерболу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_pionerbolu.doc | 201 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 155 ИМЕНИ
ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА МАРТЫНОВА Д.Д.»
ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА ГОРОДА КРАСНОЯРСКА
660043, Красноярск, ул. Дмитрия Мартынова, 26,
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
общеобразовательная программа
спортивно-оздоровительной направленности
«Пионербол»
2019-2020 учебный год
Красноярск 2019 год
Оглавление
- Пояснительная записка____________________________________________________2
- Планируемые результаты__________________________________________________5
- Учебно-тематический план ________________________________________________7
- Содержание программы ___________________________________________________9
- Календарно-тематическое планирование _____________________________________11
- Методическое обеспечение программы_______________________________________16
- Оборудование____________________________________________________________16
- Список литературы_______________________________________________________ 17
Пояснительная записка
Образовательная программа «Пионербол» является модифицированной, разработана на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта(II) основного общего образования, Примерной программы общего образования, в соответствии с требованиями к программам дополнительного образования (Пр. к письму МО № 06-1844 от 11.12.2006 г).
На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование здоровой, социально активной, гармонически развитой личности. Программа секции «Пионербол» относится к спортивно-оздоровительной направленности.
Основными направлениями деятельности учебно-спортивной работы являются:
• укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта;
• воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности;
• развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;
• воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и спортивной деятельности;
• участие в соревнованиях.
Программа направлена не только на физическое развитие ребенка, но и на психо-эмоциональное и социальное развитие личности.
Актуальность программы заключается в том, что она ориентирована, прежде всего, на реализацию двигательной потребности ребенка с учетом его конституционных особенностей и физических возможностей.
Пионербол – это увлекательная и массовая подвижная игра. Она проста, эмоциональна и отличается высоким оздоровительным эффектом. Чтобы играть в пионербол, нужно быстро бегать, мгновенно изменять движения по направлению и скорости, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью, выносливостью. Выполнение движений с мячом сопровождается эмоциональным напряжением, выявляет активизацию деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем. Игра развивает мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство, способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мышц.
Цель – обучение техническим и тактическим приемам игры в пионербол с дальнейшим применением их в игровой деятельности.
Задачи:
- Сформировать общие представления о технике и тактике игры в пионербол, начальные навыки судейства;
- Приучать детей к игровой и соревновательной деятельности;
- Содействовать укреплению здоровья, развитию физических качеств;
- Воспитывать моральные и волевые качества занимающихся, умение взаимодействовать в команде.
Программа курса «Пионербол» для детей 10-11 лет рассчитана на один год, 68 часов, при 2-х разовых занятиях в неделю по 2 часа.
Включает в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики игры в пионербол.
В практической части изучаются технические приемы и тактические комбинации, а также упражнения специальной физической подготовки детей. На занятиях
с учащимися целесообразно акцентировать внимание на комбинированные упражнения и учебно-тренировочные игры, поэтому на эти разделы программы отводится большее количество часов. Формой подведения итогов реализации программы является участие учащихся в соревнованиях по пионерболу.
В объединение принимаются все желающие дети, прошедшие медицинский осмотр. Медицинский контроль состояния здоровья детей осуществляется каждый год.
Планируемые результаты
Личностные и метапредметные результаты
Результаты освоения рабочей программы по тематическому разделу | Основные виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата | |
Личностные | Способность ответственно относиться к учению, к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории. | Выполнение заданий для самостоятельной работы |
Способность построения коммуникации и сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности | Работа в парах, группах | |
Метапредметные | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности | Выполнение заданий для самостоятельной работы, Рефлексия познавательной деятельности |
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: находить общее решение и разрешать конфликты; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение | Работа в группах | |
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; | Выполнение заданий на развитие интеллектуальных умений | |
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; умение владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью. | Защита проектов, творческих работ, устная коммуникация: монолог, диалог, дискуссия. | |
Смысловое чтение | Работа с текстом | |
Умение использовать информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ – компетенции); | Выполнение заданий с использованием ИКТ |
Предметные результаты
Тематический раздел | Результаты освоения рабочей программы по тематическому разделу | Основные виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата | |
Ученик научится (каждый ученик научится) | Ученик получит возможность научиться (мотивированные ученики научатся) | ||
В процессе уроков | Навыки игровых умений; Понимание правил игры; Знание и применение правил безопасности при игровых ситуациях; Взаимодействовать с партнером и командой; Соблюдение правил игры; Формулировать высказывание своего мнения; Разрешение спорных игровых ситуаций; | Характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; | Слушание учителя, диалог учащихся |
- Учебно-тематический план
№ п/п | Темы | Количество часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
I. | Основы знаний | 2 | . | |
Понятие о технике и тактике игры | 1 | 1 | - | |
Правила игры в пионербол | ||||
Предупреждение травматизма | 1 | 1 | ||
Правила соревнований | ||||
II. | Специальная физическая подготовка | 10 | - | 10 |
III. | Технические и тактические приемы | 56 | ||
Подача мяча | 7 | 1 | 6 | |
Передачи | 7 | 1 | 6 | |
Нападающий бросок | 7 | 1 | 6 | |
Блокирование | 7 | 1 | 6 | |
Комбинированные упражнения | 7 | - | 7 | |
Учебно-тренировочные игры | 19 | 1 | 18 | |
Судейство игр | 2 | 1 | 1 | |
Итого: | 68 | 8 | 60 |
Оценка практической подготовленности по контрольным упражнениям
Технический прием | Контрольное упражнение | Возраст, лет | Оценка | |||||
Мальчики | Девочки | |||||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | |||
Подача мяча | 1. Подача мяча (из 5 попыток) | 10 11 | 3 4 | 2 3 | 1 2 | 3 4 | 2 3 | 1 2 |
2. Подача мяча по зонам (из 3 попыток) | 10 11 | - 2 | - 1 | - - | - 2 | - 1 | - - | |
Прием мяча | 1.Прием мяча после подачи (из 5 попыток) | 10 11 | 4 5 | 3 3 | 2 2 | 3 4 | 2 2 | 1 1 |
2.Прием мяча от сетки (из 3 попыток) | 10 11 | 1 2 | - 1 | - - | 1 2 | - 1 | - - | |
Нападающий бросок | 1.Нападающий бросок с первой линии (из 3 попыток) | 10 11 | - 2 | - 1 | - - | - 2 | - 1 | - - |
2.Нападающий бросок со второй линии (из 5 попыток) | 10 11 | 1 3 | - 2 | - 1 | 1 2 | - 1 | - - | |
Блокирование | Блокирование нападающего броска (из 5 попыток) | 10 11 | - 2 | - 1 | - - | - 2 | - 1 | - - |
- Содержание программы
Материал программы разбит на три раздела: основы знаний, специальная физическая подготовка и технико-тактические приемы.
I. Основы знаний – 2 часа
- понятие о технике и тактике игры, предупреждение травматизма.
- основные положения правил игры в пионербол. Нарушения, жесты судей, правила соревнований
II. Специальная физическая подготовка – 10 часов
Упражнения для развития навыков быстроты ответных действий. По сигналу бег на 5, 10, 15 м из исходного положения: сидя, лежа на спине, на животе. Перемещения приставными шагами. Бег с остановками и изменением направления, челночный бег. Ускорения, повороты в беге. Имитация подачи, нападающих бросков, блока, передачи мяча. Подвижные игры «День и ночь», «Вызов номера», «Попробуй унеси».
Упражнения для развития качеств при приеме и передачи мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые вращения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук. Опираясь о стену пальцами, отталкиваться. Упор лежа «циркуль» на руках, носки ног на месте. Передвижение на руках. Броски набивного мяча. Передачи баскетбольного мяча, волейбольного на дальность в парах, над собой, в стенку.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подачи мяча. Круговые вращения руками в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой. Броски из-за головы с максимальным прогибанием. Броски мяча через сетку на точность зоны.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих бросков. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей, стоя на месте и в прыжке. Метание теннисного мяча правой и левой рукой в цель на стене или на полу. С места, с разбега, в прыжке, после поворота.
Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании. Прыжки с подниманием рук вверх: с места, после перемещения, после поворотов. Упражнения у сетки в парах с нападающим и блокирующим. Блок одиночный, двойной.
Упражнения для развития качеств, необходимых при технике защиты. Перемещения и стойки. Бег, ходьба, приставной шаг вперед, в стороны, остановки, выпады, скачки. Упражнения с мячом. Прием мяча на месте и после перемещения, в падении.
III. Технико-тактические приемы – 56 часов
1. Подача мяча – 7 часов
- техника выполнения подачи;
- прием мяча;
- подача мяча по зонам, управление подачей.
2. Передачи – 7 часов
- передачи внутри команды;
- передачи через сетку;
- передачи с места и после 2-х шагов в прыжке.
3. Нападающий бросок – 7 часов
- техника выполнения нападающего броска;
- нападающие броски с разных зон.
4. Блокирование – 7 часов
- ознакомление с техникой постановки одиночного и группового блока;
5. Комбинированные упражнения – 7 часов
- подача – прием;
- подача – прием – передача;
- передача – нападающий бросок;
- нападающий бросок – блок.
6. Учебно-тренировочные игры – 19 часов
- отработка навыков взаимодействия игроков на площадке;
- отработка индивидуальных действий игроков;
- отработка групповых действий игроков (страховка игрока, слабо принимающего подачу).
7. Судейство игр – 2 часов
- отработка навыков судейства школьных соревнований.
На каждом занятии осуществляется общая физическая подготовка учащихся, направленная на развитие основных двигательных качеств и координационных способностей обучающихся.
Календарно-тематическое планирование
На изучение «Пионербола» учебным планом предусматривается 68 учебных часа – из расчета 2 ч в неделю.
Тематический блок | Кол-во часов на её освоение | Номер занятия | Тема урока | Планируемые даты освоения темы |
1 | 1 | Основные положения правил игры в пионербол. Разметка площадки. Стойка игрока. | 02.09-06.09 | |
1 | 2 | Инструктаж по технике безопасности при проведении игры. Предупреждение травматизма. Переход. | ||
1 | 3 | Перемещение по площадке. Переход. Силовые упражнения для рук, ног, туловища. | 09.09-13.09 | |
1 | 4 | Броски мяча из-за головы двумя руками в парах, тройках. ОФП. Броски мяча в парах, в стенку, через сетку. | ||
1 | 5 | Броски и ловля мяча. Перемещение приставным шагом. Игра «Вызов номеров». | 16.09-20.09 | |
1 | 6 | Броски и ловля мяча на месте и после перемещения. Бег на 5м, 10м. Обучение подаче мяча, упражнения для рук. Передача в парах. | ||
1 | 7 | Подача мяча. Упражнения с набивным мячом | 23.09-27.09 | |
1 | 8 | Подача мяча. Приём мяча после подачи | ||
1 | 9 | Подача мяча. Приём мяча после подачи на месте. | 30.09-04.10 | |
1 | 10 | Подача мяча. Приём мяча после перемещения. Бег с остановками и изменением направления. | ||
1 | 11 | Действия игрока после приема мяча. Упражнения на координацию. Передача мяча в парах, в тройках, двумя руками. ОФП | 07.10-11.10 | |
1 | 12 | Передача мяча внутри команды. Упражнения для рук, ног, туловища. | ||
1 | 13 | Передача мяча через сетку с места. Закрепление стойки игрока на месте и в движении. | 14.10-18.10 | |
1 | 14 | Перемещение вперёд, назад, правым боком, левым. Силовые упражнения для рук. | ||
1 | 15 | Чередование перемещений. Развитие координации. Игра по упрощённым правилам. | 21.10-25.10 | |
1 | 16 | Приём подачи, передача к сетке. Игра по упрощенным правилам, с заданиями. Учебно-тренировочная игра. | ||
1 | 17 | Учебно-тренировочная игра. Упражнения с набивным мячом. | 28.10-01.11 | |
1 | 18 | Контроль выполнения подачи мяча. Обучение нападающему броску. Броски мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей. | ||
1 | 19 | Передача через сетку в прыжке или нападающий бросок. | 05.11-08.11 | |
1 | 20 | Нападающий бросок через сетку с места и после двух шагов в прыжке. ОФП. | ||
1 | 21 | Нападающий бросок с первой линии. Развитие скоростно-силовых качеств. | 11.11-15.11 | |
1 | 22 | Нападающий бросок со второй линии. Прыжки. | ||
1 | 23 | Нападающий бросок после передачи. Прыжковые упражнения. | 18.11-22.11 | |
1 | 24 | Обучение блокированию. Блокирование нападающего броска. | ||
1 | 25 | Блокирование нападающего броска. Прыжки с подниманием рук вверх с места. | 25.11-28.11 | |
1 | 26 | Блокирование нападающего броска после перемещения, поворотов. | ||
1 | 27 | Одиночный и двойной блок. Прыжки у сетки. | 02.12-06.12 | |
1 | 28 | Упражнения у сетки в парах с нападающим и блокирующим. Чередование способов перемещения, боком, лицом, спиной вперёд. | ||
1 | 29 | Закрепление способов перемещения. Учебная игра по упрощенным правилам. | 09.12-13.12 | |
1 | 30 | Подача мяча по зонам. Упражнения с метанием мяча в цель. | ||
1 | 31 | Закрепление подачи мяча. ОФП. Закрепление приема мяча после подачи. | 16.12-20.12 | |
1 | 32 | Игра в пионербол с двумя мячами. Упражнения с двумя мячами. | ||
1 | 33 | Учебно-тренировочная игра. Прыжки со скакалкой | 23.12-27.12 | |
1 | 34 | Учебно-тренировочная игра с заданиями. Контроль приема мяча после подачи. | ||
1 | 68-69 | Приём подачи, передача к сетке. Взаимодействие игроков. | 31.12-09.01 | |
1 | 35 | Передача через сетку в прыжке или нападающий бросок. Развитие силовой выносливости. | ||
1 | 36 | Блокирование нападающего броска с передачи. Эстафеты. | 13.01-17.01 | |
1 | 37 | Обучение приему мяча от сетки.Учебно-тренировочная игра. Круговая тренировка. | ||
1 | 38 | Прием мяча после передачи в сетку. | 20.01-24.01 | |
1 | 39 | Закрепление нападающего броска. Закрепление нападающего броска со второй линии. | ||
1 | 40 | Закрепление приема мяча от сетки. Учебные игры с заданиями. | 27.01-31.01 | |
1 | 41 | Учебно-тренировочная игра. Контроль техники нападающего броска со второй линии. | ||
1 | 42 | Прием мяча в падении. Передача мяча. Закрепление приёма передачи. Взаимодействие игроков. | 03.02-07.02 | |
1 | 43 | Приём мяча с подачи. Развитие силовых способностей | ||
1 | 44 | Приём мяча на месте и после перемещения. | 10.02-14.02 | |
1 | 45 | Подача мяча по зонам и приём мяча. Упражнения на развитие выносливости. | ||
1 | 46 | Закрепление точной подачи мяча по зонам. Учебная игра с заданиями. | 17.02-21.02 | |
1 | 47 | Учебно-тренировочная игра. Упражнения с набивными мячами. | ||
1 | 48 | Контроль выполнения подачи мяча по зонам. Учебно-тренировочная игра. | 25.02-28.02 | |
1 | 49 | Участие в школьных соревнованиях по пионерболу. | ||
1 | 50 | Приём мяча с подачи. Закрепление технических приёмов. Формирование навыков командных действий. | 02.03-06.03 | |
1 | 51 | Обучение действиям игрока в защите. Закрепление приема мяча с подачи, от сетки. | ||
1 | 52 | Учебно-тренировочная игра. Упражнения на координацию | 10.03-13.03 | |
1 | 53 | Контроль выполнения приема мяча от сетки. Закрепление технических приёмов в защите. ОРУ для рук, ног, туловища. | ||
1 | 54 | Обучение тактическим действиям при выполнении подач.Закрепление технических приемов в нападении | 16.03-20.03 | |
1 | 55 | Обучение тактическим действиям при выполнении передач. | ||
1 | 56 | Групповые тактические действия. Страховка игрока слабо принимающего подачу. | 23.03-27.03 | |
1 | 57 | Обучение командным тактическим действиям. Упражнения на координацию. Закрепление нападающего броска. Прыжковые упражнения. | ||
1 | 58 | Закрепление нападающего броска с первой и второй линии. Учебно-тренировочная игра. Круговая тренировка. | 30.03-03.04 | |
1 | 58 | Контроль техники нападающего броска с первой линии. | ||
1 | 60 | Закрепление блокирования нападающего броска. Закрепление одиночного и двойного блока. | 06.04-10.04 | |
1 | 61 | Учебно-тренировочная игра. Челночный бег. Контроль блокирования нападающего броска. | ||
1 | 62 | Игра с индивидуальными заданиями. Правила проведения соревнований. Нарушения. Жесты судьи. | 13.04-17.04 | |
1 | 63 | Учебно-тренировочная игра. Упражнения на координацию. Закрепление тактических действий при выполнении подач. | ||
1 | 64 | Закрепление тактических действий при выполнении передач. Учебная игра с самостоятельным судейством. | 20.04-24.04 | |
1 | 65 | Закрепление групповых тактических действий в игре. | ||
1 | 66 | Закрепление командных тактических действий в игре. Учебная игра с самостоятельным судейством | 27.04-30.04 | |
1 | 67 | Учебная игра с самостоятельным применением технико-тактических приемов. Учебная игра с заданиями. Учебная игра по правилам соревнований. | ||
1 | 68 | Учебная игра с самостоятельным судейством. Учебная игра по правилам соревнований | 05.05-07.05 |
Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий
В рамках содержания первого раздела занимающиеся получают теоретические знания о технике и тактике игры пионербол. Знакомятся с гигиеническими требованиями к местам занятий и инвентарем, спортивной одежде и обуви. В ходе бесед и лекций занимающиеся знакомятся с основными правилами игры в пионербол. Изучая наглядные пособия, дополнительную литературу, учащиеся получают представления о судействе игры, о жестах судьи. На занятиях используется беседа с детьми, рассказ преподавателя, работа с дополнительной литературой.
При изучении 2 и 3 разделов программы применяются как общеобразовательные методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности: метод регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы, словесные и сенсорные методы, а также различные средства: подготовительные упражнения, подвижные игры, игровые упражнения, учебные игры, соревнования. При занятии с учащимися данной возрастной группы большое значение имеет наглядность в обучении. Поэтому при изучении техники выполнения отдельных элементов необходимо использовать рассказ-показ, демонстрацию таблиц и рисунков изучаемого двигательного действия. Закрепление правильных способов выполнения изученных движений до стадии навыка, их дальнейшее совершенствование проводится посредством самостоятельных упражнений занимающихся.
Оборудование
- Мячи волейбольные
- Табло игровое (электронное)
- Насос для накачивания мячей с иглой
- Жилетки игровые
- Сетка для хранения мячей
- Конус игровой
- Стенка гимнастическая
- Скамейка гимнастическая
- Комплект матов гимнастических
- Коврик гимнастический
- Палка гимнастическая
- Обруч гимнастический
- Скакалка гимнастическая
- Перекладина навесная универсальная
- Зспандер универсальный
- Комплект медболов №3
- Набор для подвижных игр в контейнере
- Сумка для подвижных игр
- Комплект для соревнований
- Персональный компьютер (ведение мониторингов и иных документов)
- Аптечка медицинская
Список литературы
1. Игры на воздухе/ Составитель Т. Барышникова: Кристалл, КОРОНА, 1998г. – 288стр.
2. В часы досуга. Составитель И. Н. Крайнева – СПб: «Кристалл», 1996. – 544 стр.
3. Пионербол - игра для всех возрастов: Методика обучения / Симонова О.В. // Спорт в школе. - 2000. - N 41-42. - С. 5,17.
4. Спортивные игры; Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физ. воспитание» / В.Д. Ковалева. – М.: Просвещение, 1988
5. «Спортивные игры. Учебное пособие для вузов» ред. Ю. Н. Клещёв – М., 1980
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа "Клавишный синтезатор"
Внедрение инновационных технологий в традиционный процесс обучения – занятие очень увлекательное и интересное, требующее от педагога-музыканта информационной грамотности, стремления к самообразованию,...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «МАТЕМАТИКА»
Программа для дополнительного образования студентов 1 курса технических специальностей . Рассчитана на 72 часа....
Дополнительная общеобразовательная программа – - дополнительная общеразвивающая программа «Измерение физических величин»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа кружка «Физические величины и их измерения» разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее – ...
Дополнительная общеобразовательная программа подготовительных Английский язык (разговорный курс) по методике New Headway Pre-Intermediate (уровень ниже среднего) для дополнительного образования
РП для подготовительных курсов...
Программа дополнительного образования по спортивно-оздоровительному направлению секции Страна Баскетболия
Учебная программа обобщает и систематизирует теоретические и практические сведения, позволяющие рационально строить учебно-тренировочный процесс (в рамках массового спорта), получать положительные сдв...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Размещенная методическая разработка "Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительной общеобразовательной программы" будет полезна студентам,педагогам и спецалистам в обла...
Рабочая программа дополнительной общеобразовательной программе объединение " Вокал"
Программа второго уровня имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, а так же индивидуальное обучение вокалу, формирует...