РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
статья

Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут обучающимся не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и будут развивать их творческие способности. Важнейшая роль при этом отводится урокам русского языка и литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Бицюк Наталия Алиевна,

преподаватель русского языка и литературы

ОГАПОУ «БМТК»

Порыв к творчеству может так же легко угаснуть,

как и возник, если оставить его без пищи.

К. Паустовский

Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут обучающимся не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и будут развивать их творческие способности. Важнейшая роль при этом отводится урокам русского языка и литературы.

Среди разных видов способностей психологи особо выделяют творческие. Творчество (или креативность) – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Основная задача преподавателя – помочь учащимся актуализировать свои способности, развить их.

Сегодня вряд ли найдется такой педагог, который бы не задумывался над тем, как сделать свои уроки ярче, интереснее, как увлечь студентов своим предметом, выявить творческие способности и реальные интересы студентов.

Каждый год приходят новые группы студентов. Это очень ответственный момент, необходимо определить уровень учебных возможностей обучающихся, чтобы в дальнейшем планировать свою работу с учетом индивидуальных способностей каждого ученика. Обязательно провожу анкетирование, пытаюсь выяснить, что читают, чем интересуются, в каких конкурсах и мероприятиях участвовали в школе, какие кружки посещают… Это дает возможность выявить в каждой группе активных, творческих студентов. Уже в середине сентября при изучении темы: «Публицистический стиль речи» все студенты готовят небольшое выступление на 2-3 минуты на какую-либо актуальную тему (например, «Вредные привычки», «Экологические проблемы», «Наркотики-бич современного общества» и др.). Это очень важный момент. Нужно помочь ученикам побороть свой страх перед аудиторией, создать комфортную атмосферу, поддержать, если что-то не получилось. На этом уроке я сразу отмечаю для себя «интересных» студентов, хорошо подготовленных, творческих.

Первые уроки литературы посвящены творчеству А.С. Пушкина. Здесь также есть возможность послушать чтение стихотворений наизусть, выявить будущих участников конкурсов чтецов, различных внеаудиторных мероприятий.  У каждого предмета своя специфика. Изучение литературы – это, прежде всего, чтение художественных произведений, чтение неторопливое, вдумчивое, осознанное. Немаловажным фактором, влияющим на специфику преподавания русского языка и литературы, является обилие информационных источников. Это и разнообразная справочная литература, и всевозможные «готовые» ответы на вопросы, и сборники «золотых» сочинений и т.д. Сюда же можно отнести и Интернет.

        Функцией преподавателя-словесника становится не столько информировать студента, сколько научить его работать с поступающей информацией, научить анализировать, вычленять главное и второстепенное, отбирать необходимое, сопоставлять разные точки зрения, вырабатывать свою на основе полученной информации и собственных размышлений.

        Главная задача - добиться, прежде всего, чтения текста художественного произведения, ведь без знания текста не может быть изучения литературы.

Все мы пытаемся сделать свои уроки интереснее, помочь студентам раскрыться. Я тоже много работаю в этом направлении: знакомлюсь с опытом коллег, читаю разнообразную методическую литературу, пытаюсь экспериментировать. Многие приёмы нам всем давно знакомы, но стоит им дать новое название – и действовать они начинают иначе. Стараюсь вводить в свои уроки такие формы работы, которые бы не только развивали, но были бы доступны и интересны каждому. Таких форм существует множество, но одной из самых благодатных была и остаётся игра. Игра должна соответствовать возрасту, быть увлекательной и, самое главное, способствовать умственному и духовному развитию.

Игровая форма работы, возможность двигаться и разговаривать в процессе обсуждения заданий, подключение творчества, соревнование команд, азарт, значительная доля самостоятельности на уроке — всё это вызывает интерес и желание учиться.

Вот несколько дидактических приемов, которые я использую на своих уроках для развития творческих способностей и активизации познавательной деятельности обучающихся.

«Личные ассоциации»

Это попытка перевоплощения и преображения литературного героя, его внутреннего мира. Например, задание: найти три ассоциации к образам Наташи Ростовой и Элен Курагиной:
Наташа - доброта, любовь, порыв;
Элен - пустышка, коварство, гордячка.
Ученики объясняют, чем вызваны эти ассоциации.

«Чтение с остановками» - находка для филологов, это один из моих любимых приёмов. Использую его, чтобы научить осмысленному чтению.

«Шкатулка»

Собери в шкатулку все, что необходимо герою с твоей точки зрения, все, что поможет ему в дальнейшем. А что бы ты положил в данной ситуации для себя? (В шкатулку лучше всего складывать что-то абстрактное, например, черты характера, ведь она же волшебная!). Можно положить в шкатулку пожелания герою в дальнейшей жизни.

«Встреча с героем»

Представьте, что вам предстоит встретиться с героем изучаемого произведения. У вас всего два вопроса, чтобы что-то узнать про него, про вас самих. Что вы спросите? Что, как вы думаете, ответит герой?

«Телеграмма»

Кратко написать самое важное, что уяснил на уроке с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться).

 «Светофор»

Обучающиеся выбирают карточку того цвета, который, по их мнению, отражает их оценку урока: зеленый – позитивно, желтый – нейтрально, красный – негативно.

Конечно же, обязательно использую традиционные формы работы, которые мы с вами помним со школьной скамьи:

- устное словесное рисование;

- инсценирование;

- чтение по ролям;

- выразительное чтение;

- творческие пересказы и др.

Предлагаю студентам вообразить себя в роли персонажа и попросить рассказать о себе, написать другую концовку рассказа, составить монолог от лица героя и т.д. Вопросы, задания содержат такие формулировки:

- представьте, что…;

- сочините;

- порассуждайте.

Использование на уроках русского языка и литературы игровых элементов – решение кроссвордов, составление тестовых заданий – также помогает активизировать творческие способности студентов.

Наверное, многим из преподавателей приходилось наблюдать ситуацию, когда посредственный студент вдруг преображался, удивлял своими творческими работами, когда он мог «раскрыться», проявить свою индивидуальность.

У каждого человека есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех студентов есть литературные способности, умение сочинять, воображать, придумывать. Но таланты каждого человека можно и нужно развивать.

Творческий потенциал обучающихся необходимо развивать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Литературно-музыкальные композиции, конкурсы чтецов, викторины, конференции, квесты, литературные гостиные – это мероприятия, в которых с удовольствием участвуют многие студенты. Хочется отметить такие мероприятия, как: «Фразеологическая викторина», лингвистическая викторина «Что в имени тебе моем…», конкурсы чтецов «Цветаевские чтения» и «Край Белгородский», региональный конкурс чтецов «Время, как звезды, сердца зажигать…», внеклассное мероприятие «Широкая Масленица» и другие.

Студенты заинтересованы в проведении таких праздников, так как появляется шанс показать свои способности: музыкальные, актерские, ораторские, танцевальные. В таких мероприятиях часто активны те, кто не всегда может проявить себя на уроках. Очень ценно то, что студенты старших курсов, закончив изучать предметы «Русский язык» и «Литература», по-прежнему хотят участвовать в различных мероприятиях, пишут стихи, сочинения, участвуют в конкурсах.

Задача педагога – вовремя увидеть в ученике творческие способности, развивать их, предлагая участвовать в конкурсах, помогать при подготовке материалов, направлять в нужное русло, вдохновлять.

Современный этап развития общества выдвигает особые требования к образованию студентов в колледже – это воспитание активной, творческой личности, способной к саморазвитию, умеющей самостоятельно добывать и применять знания, умеющей контролировать и оценивать самостоятельную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ

Наше время-это время информационного бума, высокими темпами происходит усвоение увеличенного объёма знаний ребёнка. Продуктивность мыслительной и особенно творческой деятельности школьников оказ...

Развитие творческих способностей студентов на уроках по освоению МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей

В статье транслируется опыт формирования творческих способностей студентов дошкольного отделения на уроках по развитию речи, раскрываются виды деятельности творческого характера, приемы мотивации твор...

Методическая система работы учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №1 г.о.Люберцы Пронкиной Ирины Борисовны «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос об образовательных технологиях.Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русск...

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы

Развитие творческих способностей обучающихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность п...

Формирование лингвистической культуры на уроках русского языка и литературы как средство развития коммуникативной компетентности студентов .

В статье обсуждается важность самостоятельной реферативно-исследовательской работы студентов в формировании коммуникативной компетентности при изучении дисциплины "Русский язык и культура речи&qu...

"Использование интерактивного метода обучения для развития интеллектуальных и творческих способностей студентов на занятиях по английскому языку"

При формировании ППССЗ образовательная организация  должна предусматривать в целях реализации компетентностного подхода, использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм про...

КОМПЛЕКТ ЗАДАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА ОСНОВЕ УМК ПО РОДНОМУ (РУССКОМУ) ЯЗЫКУ Методический продукт проблемно-творческой группы городского профессионального объединения учителей русского языка и литературы

Актуальность данного методического продукта заключается в разработке диагностических работ и комплектов заданий по читательской грамотности с учётом требований ФГОС ООО, что является одним из важных у...