Методическая система работы учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №1 г.о.Люберцы Пронкиной Ирины Борисовны «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»
методическая разработка
Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос об образовательных технологиях.
Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русскому языку, с использованием нетрадиционных форм организации учебной деятельности учащихся. Образовательные технологии должны научить детей самостоятельно добывать информацию, создать учебную среду для развития, самопознания и самовыражения личности, сформировать у учащихся навыки самообразования в атмосфере партнёрства, то есть обеспечить становление личности, сформировать у учащихся навыки самообразования в атмосфере партнёрства, то есть обеспечить становление личности. Поэтому считаю возможным использование различных методик преподавания на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_sistema_raboty_uchitelya_russkogo_yazyka_i_literatury.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая система работы учителя русского языка и литературы
МОУ гимназии №1 Пронкиной Ирины Борисовны
«Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»
Актуальность создания методической системы.
Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков, а, напротив, должно быть органично включено в него. Современный мир диктует современные требования. Информационные и коммуникативные технологии все настойчивее проникают в различные сферы жизни современного общества: бизнес, финансы, средства массовой информации, науку и образование. Современный выпускник должен быть социально адаптирован и мобилен. Следовательно, образовательный процесс должен стать для ученика личностно значимым. Выпускником школы должны быть в полной мере освоены информационные, проектно-исследовательские и коммуникативные умения, но в центре внимания остаётся и формирование его внутреннего мира, нравственное воспитание.
Условия возникновения становления опыта.
Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос об образовательных технологиях.
Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русскому языку, с использованием нетрадиционных форм организации учебной деятельности учащихся. Образовательные технологии должны научить детей самостоятельно добывать информацию, создать учебную среду для развития, самопознания и самовыражения личности, сформировать у учащихся навыки самообразования в атмосфере партнёрства, то есть обеспечить становление личности, сформировать у учащихся навыки самообразования в атмосфере партнёрства, то есть обеспечить становление личности. Поэтому считаю возможным использование различных методик преподавания на практике.
Цель педагогического опыта: обеспечение условий для активизации познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности с целью повышения качества обученности, а также выявления одаренных детей через использование современных педагогических технологий
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Образовательные:
-способствовать овладению учащимися прочными и глубокими знаниями по предмету;
-обучать умению получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях.
Развивающие:
- развивать познавательную активность, интеллектуальный и творческий потенциал учащихся через организацию индивидуальной, коллективной и творческой деятельности в рамках современных педагогических технологий.
- содействовать творческому развитию каждого ученика.
Воспитательные:
- способствовать нравственному воспитанию социально – активной личности.
Данные задачи могут быть решены путём введения в учебный процесс проблемного обучения, которое обладает широкими возможностями развития логического мышления, творческих способностей, формирования познавательного интереса у современного школьника, игровых технологий ,а также с помощью компьютерных и мультимедийных технологий, которые предоставляют широчайшие возможности для решения как повседневных задач обучения, так и основной цели педагогического процесса. Интерес к учению формирует устойчивую учебно-познавательную мотивацию, способность к самообразованию и самовоспитанию, развитие творческих сторон личности.
Основные направления работы:
- Использование инновационных технологий, методов, приемов, позволяющих разнообразить процесс обучения;
- Повышение познавательной и учебной мотивации учащихся к предметам гуманитарного цикла.
- Развитие мышления, внимания, творческих способностей обучающихся
- Формирование всесторонне развитой личности с активной жизненной позицией
Потенциальная полезность: формирование творчески активной личности повышает эффективность образования, оказывает более прочное усвоение знаний учащимися, их самостоятельное движение в изучаемой области. Получая опыт исследования и решения проблемных вопросов, учащиеся достигают высокого уровня сформированности универсальных учебных действий и ключевых компетентностей, необходимых для успешной самореализации; становятся призерами и победителями в различных творческих конкурсах , олимпиадах, формируется социально адаптированная личность.
Перспективность представляемого опыта заключается в том, что в его основе лежит системно-деятельностный подход, что соответствует идеологии нового федерального государственного образовательного стандарта. Освоение опыта не требует особых материально-технических и организационно-методических затрат.
Технология проблемного обучения
Это организация учебных занятий, предполагающая создание под руководством
учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их
разрешению. Методы, основанные на создании проблемных ситуаций, способствуют
развитию активной познавательной деятельности учащихся, которая состоит в поиске и
решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за
отдельными фактами явление, закон, помогают учащимся в творческом овладении
профессиональными знаниями, навыками, умениями и развивают мыслительные
способности.
Решение проблемных вопросов может быть проведено с помощью различных
форм урока: проблемное изложение; эвристическая беседа; частично-поисковый; урок –
исследование.
Данную технологию чаще всего я использую при объяснении новой темы. Постановка проблемы – это этап формулирования темы или вопроса для исследования. Специфика нашего предмета заключается в том, что в художественном произведении всегда уже есть проблема, поставленная автором. И задача учителя – уловить те «сигналы», которые автор и его произведение посылает учителю. На практике одной из важнейших задач учителя является системная подготовительная работа по формированию навыков самостоятельной работы, анализу, синтезу информации, выработке приемов и достижению обратной связи. Большое значение в вопросах активизации имеет формулирование темы. Из опыта знаю, что проблемное и броское название устраняет однообразие стиля урока, повышает интерес учащихся
К формам решения проблемной ситуации относятся: дискуссии; научный спор;
проблемная лекция; проблемные задачи и задания; задачи исследовательского характера;
документы, тексты, материалы с проблемной направленностью.
Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. А ведь ещё известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Ученье, лишённое всякого интереса убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдёт». Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный процесс качественным, на уроках русского языка и литературы активно используются информационные технологии.
Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, повысить интерес к предмету, развивать познавательную активность обучающихся.
В своей работе информационные технологии использую в трёх направлениях:
-Использование готовых ЦОР
-Создание наглядных методических пособий средствами PowerPoint
-Создание тестов (при помощи тестовой оболочки).
Информационные образовательные технологии позволяют формировать культуру умственного труда, развивают внимание, творческую активность, дисциплинированность школьников. А если эта работа сопровождается ярким, эмоционально насыщенным учебным материалом, то она повышает познавательную мотивацию, что способствует прочному усвоению материала.
Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и
литературы позволяет учителю расширить возможности предъявления учебной
информации, вовлечь учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому
раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Информационные
технологии не только помогают разнообразить традиционные формы обучения, но и
решают самые разные задачи:
повысить наглядность обучения,
обеспечить его дифференциацию,
облегчить контроль знаний,
повысить интерес к предмету
Одной из традиционных остаётся игровая технология. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство активизации и интенсификации учебной деятельности. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Игровая технология обладает огромными возможностями. Игра сама организует обучение. Но играть всерьез непросто. Вначале может возникнуть множество проблем: как играть, чтобы не сорвать урок? Как себя вести? Как захотеть играть? Во что играть? Любая игра будет во много раз эффективнее, если играть открыто, то есть обсудить с детьми, зачем проводится игра, почему правила таковы, можно ли игру усложнитъ, изменить, улучшить и т. д. Нередко такое обсуждение приносит больше пользы, чем сама игра, развивая творческие способности и мышление ребенка и, кроме того, закладывая фундамент игровой культуры.
Показателями успешности данной методической системы являются: отсутствие конфликтности между педагогом и учащимися, между детьми класса; повышение степени удовлетворенности учащихся и родителей результатами работы учителя, устойчивость в поведении детей. Повысилась мотивация к учению, к самопознанию и самосовершенствованию, возросла социальная активность и творческое самовыражение. Наблюдается положительная динамика учебных достижений учащихся.
Для успешной реализации опыта необходимы:
* системное использование методов на всех этапах образовательного процесса;
* принятие обучающегося в качестве равноправного субъекта школьных отношений; признание его значений и ответственности за результаты обучения;
*изменение роли учителя: он должен стать для детей консультантом, наставником, старшим партнером; o постоянное движение вперёд как учеников, так и учителя, постановка новых целей и стремление к их достижению;
*выбор оптимальных форм освоения учебного материала с использованием различных технологий.
Ожидаемые результаты:
1) положительная динамика качества знаний по русскому языку и литературе;
2) повышение интереса к чтению, развитие навыков творческой работы с изучаемым материалом;
3) приобщение учащихся к самостоятельному исследованию,
4) умение учащихся работать с различными источниками информации, создание собственных текстов,
5) результативное участие учащихся в конкурсах, исследовательских проектах, научных конференциях разного уровня.
Результаты реализации методической системы.
Результаты государственной (итоговой) аттестации в 9 классе в 2017-2018 учебном году при обученности 100% составило 72,7% (русский язык) При обученности 100% качество знаний по литературе составило 100%
Результаты ЕГЭ по русскому языку
в 2017 году: при 100% преодолении порога успешности всеми учащимися средний балл составил 72.
В 2018 году: при 100% преодолении порога успешности всеми учащимися средний балл составил 73.
Мои ученики становятся победителями или призёрами различных этапов Всероссийской и региональной олимпиады школьников по русскому языку, литературе
Участие учащихся в предметных олимпиадах
Год | Название олимпиады | Уровень | Кол-во учащихся | Результат |
2016 | Этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе | Муниципальный | 1 | Победитель -1 |
2016 | Этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому яз | Муниципальный | 2 | Призеры - 2 |
2017 | Дистанционный конкурс «Старт» по русской литературе | Международный | 5 | Победитель -2 Призер -2 участие -1 |
2018 | «Кириллица» (русский язык) | Международный | 1 | Победитель -1 |
2018 | V1 всероссийская дистанционная олимпиада по литературе | Всероссийский | 3 | Призеры - 3 |
2019 | Олимпиада «Инфоурок» зимний сезон 2019 по русскому языку | Международный | 4 | Победитель 1 Участие 3 |
Участие учеников в различных творческих конкурсах также показывает результативность моей работы. Они принимают активное участие в творческих конкурсах и добиваются высоких результатов.
Участие учащихся в конкурсах
Год | Название конкурса | Уровень | Кол-во учащихся | Результат |
2017 | Конкурс очерков, эссе «История родного края», посвященный празднику труда в Московской области | Муниципальный | 1 | Победитель |
2017 | Конкурс сочинений, посвященный 100-летию со дня рождения Солженицына | Муниципальный | 1 | Призер |
2018 | Конкурс «Каламбур» от проекта «Уроки русского языка» (Русский язык) | Международный | 10 | Победитель -1 Призеры- 3 Участник- 6 |
2018 | Конкурс «Каламбур» от проекта «Уроки русского языка» (Литература) | Международный | 6 | Победитель- 2 Призер – 2 Участники- 2 |
2018 | Конкурс научно- исследовательских работ и творческих работ учащихся «Старт в науке» (литература) | Международный | 1 | Призер 1 |
Используя здоровьесберегающие технологии, я добилась по сравнению с предыдущим учебным годом снижения утомляемости и перегрузки учащихся на 5%, улучшения посещаемости учащимися занятий на 3%. Показатель о социально-психологическом здоровье моего класса также улучшился по сравнению с предыдущим годом: «состояние здоровья» в 2016-2017 учебном году – 0,93, в 2017-2018 учебном году – 1,01
В завершение подчеркну, что стратегия учителя, создающего воспитывающую и развивающую атмосферу на уроке, заключается не только в использовании новых методик и технологий обучения, но и в переориентации сознания учащихся: учение из каждодневной принудительной обязанности становится частью общего знакомства с удивительным окружающим миром. Именно тогда интеллектуальное напряжение и любая деятельность, связанная с ним, вырастают в человеческую потребность в постоянном самообразовании и самосовершенствовании, а жизнь окрашивается радостью познания. Но эта цель достижима только при условии активной творческой деятельности самого учителя. Он сам должен придумывать, открывать, изобретать. Любой учитель ищет свои пути, с годами вырабатывает и использует приемы активизации мыслительной деятельности на уроках. Я тоже постоянно ищу эти формы, методы, приемы, а иногда даже одно слово, вопрос, без которого не состоится диалог. У каждого учителя есть право на творчество, есть своя методическая копилка.
Таким образом, можно говорить о перспективности данной методической разработки и её необходимости в работе с детьми, поскольку она развивает инициативу, самостоятельность и творческие способности учащихся. Соединение в работе технологий проблемного, игрового и информационного обучения позволяет обеспечить в последующем социальную и профессиональную адаптацию детей в обществе, развить их исследовательские навыки, повысить качество образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт педагогического сотрудничества с одарёнными детьми: проблемы творческой личности и попытка их решения на уроках русского языка и литературы
Статья описывает основные коммуникативные и психологические проблемы одаренных детей, актуальные для уроков русского языка и литературы, и предлагает пути их разрешения....
Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся на уроках русского языка и литературы.
Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации обучения. В последнее время наблюдается тенденция к реализации личностно-ориентированной парадигмы обр...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ
Наше время-это время информационного бума, высокими темпами происходит усвоение увеличенного объёма знаний ребёнка. Продуктивность мыслительной и особенно творческой деятельности школьников оказ...
Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы
Развитие творческих способностей обучающихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность п...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут обучающимся не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в...
"Эффективные приёмы развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы" Мастер-класс на объединённом заседании учителей-словесников г.Кыштыма
Функциональная грамотность – это совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем. Функциональная грамотность включает в себя: общую гр...