Формирование лингвистической культуры на уроках русского языка и литературы как средство развития коммуникативной компетентности студентов .
статья

В статье обсуждается важность самостоятельной реферативно-исследовательской работы студентов в формировании коммуникативной компетентности при изучении дисциплины "Русский язык и культура речи" в процессе выбора темы, работы с литературными источниками, написания, защиты, обобщения результатов исследования, соединения усилий преподавателя и студента.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование лингвистической культуры на уроках русского языка и литературы как средство развития коммуникативной компетентности студентов .

В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи. Но речь выпускников школы и студентов СПО  не соответствует этому требованию. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний как в устной, так и в письменной форме. Обучение студентов устному и письменному речевому общению (коммуникативной компетентности) приобретает особую значимость в современной ситуации, когда неуклонно снижается уровень национальной языковой культуры в целом: в средствах массовой информации, в художественной литературе, в публицистике и в повседневном общении носителей языка. Мы все чаще сталкиваемся в обыденной жизни с небрежным обращением с русским языком. Коммуникативная направленность в изучении русского языка не только служит практической цели – формированию навыков общения и речистудентов , но и развивает общую образовательную культуру личности через «великий, могучий и прекрасный русский язык».

Как бы ни был значителен прогресс  в области высоких технологий, он не вызывает «автоматического» роста человеческого сознания и не влияет напрямую на развитие мышления и речи. Специально организованный процесс формирования коммуникативной компетентности гарантирует не только формирование и развитие базовых личностных образований, напрямую зависящих от мышления и речи, но и становление высших уровней социализации индивида.

Обращение к тексту позволяет в комплексе решать обучающие, развивающие и воспитывающие задачи урока, а студентам  даёт возможность реализовать свои творческие способности.

Коммуникативная компетентность  – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Роль владения своей речью трудно переоценить.

Дисциплина «Русский язык и культура речи» обладает уникальными возможностями по ее формированию. «При этом особое значение, применительно к высшей школе, имеет организация самостоятельной познавательной деятельности студентов, которая бы, придавая личностный смысл получаемому образованию, стимулировала творческие силы и способности обучающегося, актуализировала внутренне познавательные мотивы учения, способствовала развитию навыков самообразования, стремления к саморазвитию, способности к рефлексии»

Работа над рефератом по русскому языку и культуре речи оказывается одним из важнейших видов познавательной деятельности студентов. Прежде всего, это самостоятельная работа обучающегося: она начинается с выбора темы из предложенного списка. Особенности рекомендательного списка – в том, что он лишь очерчивает круг вопросов, над которыми можно самостоятельно поработать; студент конкретизирует тему, рассматривает определенный ее аспект, может предложить свою. Темы реферативно-исследовательских работ можно разделить на несколько групп. Первая из них – исследование истории русского литературного языка. Наибольший интерес вызывают темы, связанные с деятельностью создателей славянской азбуки Кирилла и Мефодия. Казалось бы, степень самостоятельности и новизны при написании такой работы крайне малы, но на практике становится очевидным мощное воспитательное и патриотическое значение этой темы и реализация студентами творческих способностей при выдвижении гипотезы о развитии языка. Очень часто студенты проявляют интерес к проблеме формирования лексического состава русского литературного языка, выбирая темы, связанные с исследованием исконно русской и заимствованной лексики, поскольку изучение этой проблемы дает возможность осознать, что развитие народа тесно связано с развитием языка. Студенты изучают два пути развития лексики: возникновение исконных слов и заимствование их из других языков – и приходят к выводу о том, что эти пути тесно связаны. Восстанавливается хронологическая цепочка возникновения в языке исконно русских слов: индоевропейских, общеславянских, восточнославянских (или древнерусских) и собственно русских. Интересно, что при обращении к индоевропейскому пласту лексики обучающиеся четко осознают связь всех языков этой группы и самостоятельно находят примеры слов из тех языков, которые изучают. Таким же интересным становится вычленение в современном русском языке общеславянских, восточнославянских и собственно русских элементов. Студенты приходят к выводу об огромном влиянии других языков на развитие русского языка и к осознанию причин этого: например, влияние старославянского, латинского, греческого языков объясняется принятием христианства, а европейских языков – культурно-экономическими событиями, связанными с преобразованиями Петра. Англицизмы оцениваются студентами как необходимый пласт лексики, без которого невозможно существование человека в современном мире. Исследование заимствований вызывает у обучающихся опасение за судьбу современного русского языка: они приходят к выводу, что иноязычная лексика занимает в нем большое место; многие сравнивают русский с другими © Хан О. Н., 2014 ISSN 1997-2911 Филологические науки. Вопросы теории и практики, № 10 (40) 2014, часть 1 207 славянскими языками, сохранившими значительный слой исконной лексики. Как негативный оценивается обучающимися и тот факт, что русский язык дал миру лишь небольшое количество слов, связанных с политическим устройством, бытом и изучением космоса. Еще одна группа тем рефератов связана с изучением разновидностей лингвистических словарей и обладает большими возможностями в исследовании истории языка и культуры, функциональных стилей, пластов лексики. Особый интерес представляет изучение идеографических и толковых словарей, например, словаря В. И. Даля. Важно, что студенты учатся пользоваться словарями в повседневной жизни, знают, что обозначают пометы в них и к какому виду словаря целесообразно обращаться при решении определенной проблемы; происходит формирование убеждения в том, что культура интеллектуального труда включает в себя необходимость и умение пользоваться словарем. Группа тем, связанных с изучением функциональных стилей русского литературного языка, имеет ярко выраженную связь с жизнью. Это не случайно, ведь функциональные стили выделяются на основе той роли, которую играют в языке. Обучающиеся имеют возможность осознать недопустимость смешения стилей, определить средства каждого из стилей и особенности их применения. Например, студенты с большим интересом исследуют характеристики официально-делового и научного стилей, приходят к пониманию ограниченности использования разговорного стиля. К практически значимым относятся темы, связанные с изучением форм существования русского литературного языка. В ходе работы над ними происходит осознание принадлежности студентов к определенной группе носителей языка. Многие из них начинают осознавать себя как носителей территориального диалекта; социального и профессионального жаргона. Но самое важное – то, что студенты осознают себя как носителей литературного языка и признают недопустимость использования просторечия. Работа над рефератом приобретает особую значимость для авторов при условии, когда они соотносят ее с различными сферами своих интересов. Очень важно, что студенты технического вуза воспринимают работу над рефератом по русскому языку и культуре речи не как бесполезное, отвлеченное занятие, а как род деятельности, связанный с их профессиональной и личностной направленностью. Особый интерес у обучающихся, особенно занимающихся литературным творчеством, вызывает изучение выразительных средств языка (тропов, фигур речи), оценка их возможности в обогащении речи. Начиная исследовать тему «Жаргон», обучающиеся выбирают ее аспекты, совпадающие с родом занятий и кругом интересов: изучают студенческий жаргон, язык работников железнодорожной отрасли, IT-специалистов. Обращаясь к проблеме англоязычных заимствований в русском языке, студенты исследуют этот пласт лексики в интересующей их области: например, изучают англицизмы, использующиеся в спорте; в современных технологических процессах. За этапом выбора темы исследования следует этап подбора и изучения литературы. Очевидно, что на этом этапе формируется умение работать с большими объемами информации, пользоваться библиотечными ресурсами, возможностями сети Интернет. Очень важно сформировать правильный взгляд на проблему использования источников: в ходе работы у студентов появляется понимание того, что научная работа, первым опытом которой становится реферат, предполагает особую степень самостоятельности студента, которая заключается не в том, чтобы сделать научное открытие, а в том, чтобы грамотно обобщить содержащийся в литературных источниках материал и сделать адекватные выводы. При этом необходимо помнить о том, что мы понимаем написание реферата как исследовательскую деятельность студентов. Исследовательская составляющая заключается в работе над практической частью: обычно авторы составляют минисловарь, включающий примеры из речи; делают предложения по применению результатов исследования в повседневной деятельности. Еще одной важной особенностью работы над рефератом является то, что она дает студенту возможность встроиться в цепь научно-исследовательской деятельности, предполагающей постоянное создание научных текстов разного уровня сложности. Реферат – начальный этап этой работы, успешность которой во многом зависит от правильности и своевременности выработки навыков научной деятельности. Об одном из навыков – работе с литературными источниками – мы упомянули выше. Правильная компоновка частей работы и их содержания также формирует культуру обращения с научным текстом. Именно при работе над рефератом студенты знакомятся с классической композицией любой научной работы, предполагающей наличие введения, основной части, заключения, списка литературы. Обязательное требование – выводы по каждой из частей работы, соблюдение особой структуры введения: при этом формируется умение оценивать актуальность избранной темы, обозначать цель, задачи исследования. Наибольшую трудность вызывает работа над языком научно-исследовательского произведения. На этом этапе востребованы знания, полученные в ходе изучения темы «Функциональные стили русского литературного языка». Студенты получают знания о требованиях к языку научного текста: он должен быть информативным, но в то же время кратким; объективным, исключающим употребление 1-го лица, которое заменяется обобщенным; точным, что достигается использованием большого количества терминов. Для синтаксиса научного стиля характерно использование вводных и безличных конструкций, сложных предложений. Строгие требования предъявляются и к элементам содержания, о чем говорилось выше. Оценивая важность работы над рефератом, студенты часто говорят о значимости для них такого этапа, как защита своего произведения. Для большинства это один из первых или один из немногих опытов выступления перед аудиторией. Актуальными становятся знания, полученные при изучении темы «Ораторское искусство». 208 Издательство «Грамота» www.gramota.net Многих привлекает группа тем, связанных с историей становления ораторского искусства, изучение которых помогает при организации публичного выступления. Например, один из студентов рассказал о том, что знакомство с историей жизни великого оратора Демосфена помогло ему пересмотреть свое отношение к проблеме развития ораторских навыков и правильно подготовиться к публичному выступлению. При подготовке к защите реферата обучающиеся приходят к пониманию того, что необходимо строго выдерживать временные рамки выступления: оно не должно быть затянутым. Следовательно, необходимо тщательно отобрать самое главное, составить план выступления, сделать выводы. В ходе защиты студенты понимают, насколько важна связь с аудиторией, которая должна воспринимать слова оратора. Особую важность приобретает проблема внешнего вида, дикции, умения вызывать интерес к выступлению, применения мимики, жестов; проблема использования конспекта. Практика показывает, что защита реферата оказывается серьезным уроком для студентов первого курса, отправной точкой их риторической карьеры; часто после публичного выступления студенты более уважительно относятся к труду преподавателей, осознавая, насколько он сложен. Выше разбирались особенности реферативно-исследовательской работы студентов; остановимся подробнее на участии в этом процессе преподавателя. Необходимо отметить, что все изложенное выше предполагает построение взаимоотношения участников процесса обучения на основе равноправных, субъект-субъектных отношений, исключающих репродуктивный способ усвоения знаний. Для того чтобы реферативноисследовательская деятельность реализовала все свои возможности в формировании коммуникативной компетентности, нужно чтобы преподаватель и студент приложили немалые сонаправленные усилия. Недостаточно, чтобы работа строилась обычным образом: преподаватель предоставляет список тем рефератов; студенты выбирают тему, не обдумывая и не преобразуя; при написании работы лишь излагают точку зрения других, либо используют готовые работы; к защите подходят как к чтению заготовленного заранее текста; преподаватель подходит к оценке формально, не анализируя степень самостоятельности и креативности студента и не создавая обратной связи с обучающимися. Возможности реферативно-исследовательской деятельности реализуются лишь при изменении отношения к процессу получения знаний; «воплощение в практику нового типа взаимоотношений участников требует особой познавательной подвижности, готовности к изменениям, постоянному обучению» [2, с. 189]. Задача преподавателя – направить студента из русла восприятия суммы готовых знаний в русло обобщения, рефлексии, исследования. Опыт показывает, что практически всегда преподаватель может получить новые знания в процессе творческого сотрудничества и использовать их в интересах студентов и своих собственных. Например, бесценны исследования студентов в области профессионального и социального жаргона, диалектов. Работа над рефератом действительно обладает большими возможностями в формировании коммуникативной компетентности студентов. Развиваются способности выбирать тему исследования в соответствии с интересами, профессиональной направленностью; закладываются навыки работы с научным текстом: использование литературных источников, соблюдение композиционной и структурной цельности, правил оформления. Как самое важное осознается умение обобщать, рефлексировать, использовать результаты не только своего исследования, но и творческие находки товарищей; приобретается бесценный опыт публичных выступлений, защиты собственного мнения.

         Болотнова, И.С. Филологический анализ текста. Часть I [Текст]: пособие для                      филологов/ И.С. Болотнова. – Томск, 2001. – С. 31-51

           Будагов, Р.А. Как мы говорим и пишем [Текст]/ Р.А. Будагов - М., 1977. – 102 с.

        Виноградов, В.В. Стилистика. Теория поэтической речи [Текст]/ В.В. Виноградов. – М., 1963. – 178 с.

       Головин, Как говорить правильно [Текст]/ Б. П. Головин - М., 1988. – 208 с.

Голуб, И.Б. Стилистика современного русского языка [Текст]/ И.Б. Голуб - М., 1986. – 208 с.

Горшков, А.И. Русская словесность. От слова к словесности [Текст]/ А.И. Горшков – С-Пб., 2000. – 184 с.

Хан О. Н. Роль изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» в совершенствовании когнитивной мобильности студентов вуза // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 8 (26). Ч. II. C. 189-191.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по упр.290, 291"

Данный урок развития речи дает представление о сочинении-рассуждении на лингвистическую тему на примере предложенного шаблона и дополнительного материала.Дети смогут написать сочинение-рассуждение о з...

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка и литературы как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать...

Развитие речевой культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы

Исследование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы....

Формирование эмоционального интеллекта на уроках русского языка и литературы

В последние годы назрела необходимость в конструировании нового понятия - «Эмоциональный интеллект». В 1990 году американские психологи Питер Саловэй и Джон Майер выпустили стать...

Методическая система работы учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №1 г.о.Люберцы Пронкиной Ирины Борисовны «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос об образовательных технологиях.Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русск...

Изобразительно-выразительные средства на уроках русского языка и литературы как способ развития речи

Использование изобразительно-выразительных средств на уроках русского языка и литературы способствует развитию речи обучающихся.На уроках ученики анализируют тексты, составляют предложения, подбирают ...