РАБОЧАЯ ПРОГРАММА: Трудоустройство и карьера
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины является частью Основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ОПОП) в соответствии с ФГОС СПО по профессии 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при всех формах профессиональной подготовки квалифицированных рабочих по профессии 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства
образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_trudoustroystvo_i_karera.docx | 39.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московской области «Электростальский колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
____________О.В. Мосейчук
«31» августа 2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 12 Трудоустройство и карьера
Профессия среднего профессионального
образования
08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства
базовой подготовки
Форма обучения очная
г.о. Электросталь, 2021 г
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.12 «Трудоустройство и карьера» относится к адаптационным учебным дисциплинам общепрофессионального цикла и разработана в соответствии с:
1. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии Профессия 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства,
утв. приказом Минобрнауки от 2 августа 2013 г. № 688
2. На основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 апреля 2015г. № 389 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования», зарегистрировано в Минюсте России 8 мая 2015 г. , № 37216.
3. На основании Примерной программы учебной дисциплины «Трудоустройство и карьера» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего полного образования.
4. Учебного плана по профессии среднего профессионального образования 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства,
утвержденного приказом ГБПОУ МО «Электростальский колледж» от «14» мая 2019 г., №
Автор программы: Кузнецова Наталья Борисовна, преподаватель ____________
Фамилия И.О., должность, подпись
Рабочая программа рассмотрена на заседании предметно-цикловой методической
комиссии общеобразовательных дисциплин (корпус №1)
Протокол заседания № 1 от «02» сентября 2021 г.
Председатель предметно-цикловой методической комиссии общеобразовательных дисциплин
________________________
Фамилия И.О., подпись
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4-5 |
| 6-9 |
| 10 |
| 11-12 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.12 Трудоустройство и карьера
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью Основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ОПОП) в соответствии с ФГОС СПО по профессии 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при всех формах профессиональной подготовки квалифицированных рабочих по профессии 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства
образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина ОП.12 «Трудоустройство и карьера» входит в состав адаптационных дисциплин общепрофессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
Цель преподавания данной дисциплины - формирование готовности к активным действиям на рынке труда в процессе профессионального становления.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- давать аргументированную оценку степени востребованности специальности на рынке труда;
- анализировать изменения, происходящие на рынке труда, и учитывать их в своей профессиональной деятельности;
- составлять резюме с учетом специфики работодателя;
- применять основные правила ведения диалога с работодателем в модельных условиях;
- оперировать понятиями «горизонтальная карьера», «вертикальная карьера»;
- корректно отвечать на «неудобные вопросы» потенциального работодателя;
- задавать критерии для сравнительного анализа информации для принятия решения о поступлении на работу;
- объяснять причины, побуждающие работника к построению карьеры;
- составлять план собственного эффективного поведения в различных ситуациях.
- давать оценку в соответствии с трудовым законодательством законности действий работодателя и работника в произвольно заданной ситуации, пользуясь Трудовым кодексом РФ и подзаконными нормативными правовыми актами РФ.
Знать:
- ситуацию на рынке труда;
- технологии трудоустройства для планирования собственных активных действий на рынке труда;
- понятия «профессиональная компетентность», «профессиональная квалификация», «профессиональная пригодность», «профессиограмма»;
- источники информации о работе и их особенности;
- продуктивные приёмы и способы эффективной коммуникации в процессе трудоустройства;
- понятие «профессиональной карьеры», основные этапы карьеры;
- типы и виды профессиональных карьер;
- понятие «профессиональная адаптация» и правила адаптации на рабочем месте;
- правила поведения в организации;
- способы преодоления тревоги и беспокойства;
- основы правового регулирования отношений работодателя и работника.
Результатом освоения программы дисциплины являются усвоенные знания и приобретенные обучающимися умения, необходимые для формирования общих компетенций (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
В результате освоения программы учебной дисциплины обучающиеся также должны овладеть общими универсальными технологиями деятельности, позволяющими осуществлять эффективное трудоустройство и планировать профессиональную карьеру.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 40 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 38 час;
самостоятельной работы обучающегося 2 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 40 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 38 |
в том числе: | |
теоретические занятия, в том числе: | 32 |
контрольные работы обязательные | 1 |
Практические занятия: | 6 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 2 |
в том числе: | |
Подготовить презентацию своей профессии | 2 |
Итоговая аттестация в форме контрольной/проверочной работы
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.12 «Трудоустройство и карьера»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||
Введение | Введение в дисциплину. Инструктаж по ОТ. | 1 | ||||||||
Раздел 1. | Конъюнктура рынка труда и профессий | 15 | ||||||||
Тема 1.1 Характеристика современного рынка труда и профессий | Содержание учебного материала | 5 | ||||||||
1 | Понятие и виды рынка труда. Локальные рынки труда. Факторы, влияющие на формирование и развитие рынка труда. Спрос и предложение на рынке труда. Анализ соотношения спроса и предложения на рынке труда. Цена труда. | 2 | ||||||||
2 | Правовое регулирование российского рынка труда. Особенности современного рынка труда. | |||||||||
3 | Понятие занятости и безработицы. Занятость населения как показатель баланса спроса и предложения рабочей силы. Государственная политика в сфере занятости. Высвобождение рабочей силы, её причины в современной России. Безработица, рекрутинговые фирмы. Понятие «вакансия на рынке труда». Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации". | |||||||||
Тема 1.2 Профессиональная деятельность и её субъекты на рынке труда | Содержание учебного материала | 3 | ||||||||
1 | Понятие профессиональной деятельности. «профессии», современный мир профессий. Классификация профессий. Классификация профессий в соответствии с предметами и целями деятельности, предложенная Е.А. Климовым. Основные типы профессий, их характеристика. | 2 | ||||||||
2 | Профессиограмма и её составляющие. | |||||||||
Практические занятия:
| 3 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся
| 2 | |||||||||
Обобщение материала по темам раздела 1 | 1 | |||||||||
Контроль знаний по темам раздела 1 | 1 | |||||||||
Раздел 2 | Технология трудоустройства и профессиональная карьера | 14 | ||||||||
Тема 2.1 Способы и методы трудоустройства | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1 | Технология трудоустройства. Наиболее распространённые пути поиска работы. Методы трудоустройства. План поиска работы и подготовка к его реализации. | 2 | ||||||||
2 | Причины безуспешного поиска работы. Правила эффективного поведения при поиске работы. Недостатки и преимущества молодого специалиста. | |||||||||
Тема 2.2 Процесс трудоустройства | Содержание учебного материала | 5 | ||||||||
1 | Теоретические основы активного поведения соискателя. Формирование коммуникативных и деловых качеств личности. Определение порядка взаимодействия с центром занятости, целесообразности использования элементов инфраструктуры в поиске работы. | 2 | ||||||||
2 | Документальное обеспечение трудоустройства. Резюме и его роль в эффективном трудоустройстве. Сопроводительное письмо. Тестирование и анкетирование при приёме на работу. Коммуникации с потенциальным работодателем. Собеседование. Интервью. Телефонные переговоры. Принятие решения о работе. | |||||||||
Практические занятия:
работодателя. | 1 | |||||||||
Тема 2.3 Адаптация на рабочем месте | Содержание учебного материала | 2 | 3 | |||||||
1 | Понятие «адаптация». Формы и способы адаптации. Умение произвести хорошее впечатление на работодателя и коллектив в первые дни работы. Правила поведения в коллективе. | |||||||||
Тема 2.4 Профессиональная карьера как стратегия трудовой жизни | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1 | Понятие «карьера» в узком и широком смысле. Понятия «горизонтальная карьера» и «вертикальная карьера». Планирование и развитие карьеры. Карьера и личностное самоопределение человека. Типология карьеры. Этапы карьеры. Модели карьеры. Основные направления успешного планирования карьеры. Построение карьерограммы для своей профессии. | |||||||||
Обобщение материала по темам раздела 2 | 1 | |||||||||
Контроль знаний по темам раздела 2 | 1 | |||||||||
Раздел 3 | Правовые нормы трудовой деятельности | 8 | ||||||||
Тема 3.1 Правовое и документационное обеспечение трудоустройства | Содержание учебного материала | |||||||||
1 | Юридические аспекты трудоустройства. Государственные гарантии при заключении трудового договора (контракта). Общие права и обязанности работодателя и работника в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Перечень требований соискателя к работе. Порядок приёма на работу, Заключение трудового договора. Испытательный срок. | 3 | ||||||||
Практические занятия Составление заявления о приёме на работу и заполнение анкеты | 1 | |||||||||
Тема 3.2 Прекращение трудовых отношений с работодателем | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1 | Общие основания расторжения трудового договора. Участие профсоюзов в процедуре расторжения договора. Случаи, когда увольнение не допускается. | 3 | ||||||||
2 | Гарантии при расторжении трудового договора. Выходные пособия. | |||||||||
Практические занятия
| 1 | |||||||||
Обобщение материала по темам раздела 3 | 1 | |||||||||
Итоговая контрольная работа | 1 | |||||||||
Подведение итогов | 1 | |||||||||
Всего: | 40 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Освоение программы учебной дисциплины ОП.12 «Трудоустройство и карьера» предполагает наличие в ГБПОУ МО «Электростальский колледж» учебного кабинета.
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины ОП.12 «Трудоустройство и карьера» входят:
- рабочее место преподавателя;
- аудиторная доска;
-комплект учебно-методической документации;
-наглядные пособия (презентации, комплекты учебных таблиц, схем, экранно-звуковые средства обучения);
- технические средства обучения: компьютер с лицензированным программным обеспечением,
телевизор; видеоплеер;
- библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, обеспечивающие освоение учебной дисциплины ОП.12 «Трудоустройство и карьера», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Корягин А.М. Самопрезентация при устройстве на работу, М., Академия, 2016
- Яковлев А. И. «Основы правоведения», М., Академия, 2016
- Гомола А.И. «Экономика», М., Академия, 2016
- Липсиц И.В. «Экономика», Вита Пресс, 2016
Дополнительные источники:
Трудовой кодекс РФ,
Сидоров В.Н. «Трудовой кодекс РФ и практика его применения», издательский дом «Питер», 2014
Интернет-ресурсы:
Федеральный портал «Российское образование»
Реферат http://referats-tv. stars. ru/link/
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: | |
давать аргументированную оценку степени востребованности специальности на рынке труда; | Оценка освоенных умений в ходе выполнения индивидуальных заданий. Практическая работа /анализ результатов выполнения практической работы преподавателем. |
анализировать изменения, происходящие на рынке труда, и учитывать их в своей профессиональной деятельности; | Практическая работа /анализ результатов выполнения практической работы преподавателем Оценка освоенных умений в ходе выполнения индивидуальных заданий. |
составлять резюме с учетом специфики работодателя; | Практическая работа / анализ результатов выполнения практической работы преподавателем. Оценка освоенных умений в ходе выполнения индивидуальных заданий. |
применять основные правила ведения диалога с работодателем в модельных условиях; | Оценка освоенных умений в ходе выполнения индивидуальных заданий. |
оперировать понятиями «горизонтальная карьера», «вертикальная карьера»; | Практическая работа / анализ результатов выполнения практической работы преподавателем. Опрос устный/анализ результатов опроса преподавателем Оценка освоенных умений в ходе выполнения индивидуальных заданий. |
корректно отвечать на «неудобные вопросы» потенциального работодателя; | Оценка освоенных умений в ходе выполнения индивидуальных заданий. |
задавать критерии для сравнительного анализа информации для принятия решения о поступлении на работу; | Практическая работа / анализ результатов выполнения практической работы преподавателем. Оценка освоенных умений в ходе выполнения индивидуальных заданий. |
объяснять причины, побуждающие работника к построению карьеры; | Оценка освоенных умений в ходе выполнения индивидуальных заданий. |
составлять план собственного эффективного поведения в различных ситуациях. | Практическая работа / анализ результатов выполнения практической работы преподавателем. Оценка освоенных умений в ходе выполнения индивидуальных заданий. |
давать оценку в соответствии с трудовым законодательством законности действий работодателя и работника в произвольно заданной ситуации, пользуясь Трудовым кодексом РФ и подзаконными нормативными правовыми актами РФ. | Оценка освоенных умений в ходе выполнения индивидуальных заданий. Контрольная работа/ анализ и оценка результатов контрольной работы преподавателем. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: | |
ситуацию на рынке труда; технологии трудоустройства для планирования собственных активных действий на рынке труда | Фронтальный опрос (письменно, устно) / анализ результатов опроса преподавателем; тестирование /самоконтроль и самооценка обучающихся; контрольная работа /анализ выполненных работ преподавателем; индивидуальный опрос (письменно) /анализ результатов опроса преподавателем; практическая работа / анализ результатов выполнения практической работы преподавателем; |
понятия «профессиональная компетентность», «профессиональная квалификация», «профессиональная пригодность», «профессиограмма»; | Фронтальный опрос (письменно, устно) / анализ результатов опроса преподавателем; тестирование /самоконтроль и самооценка обучающихся; контрольная работа /анализ выполненных работ преподавателем; индивидуальный опрос (письменно) /анализ результатов опроса преподавателем; практическая работа / анализ результатов выполнения практической работы преподавателем; самостоятельная работа внеаудиторная/анализ выполненной работы преподавателем |
источники информации о работе и их особенности; | Фронтальный опрос (письменно, устно) / анализ результатов опроса преподавателем; тестирование /самоконтроль и самооценка обучающихся; контрольная работа /анализ выполненных работ преподавателем; индивидуальный опрос (письменно) /анализ результатов опроса преподавателем |
продуктивные приёмы и способы эффективной коммуникации в процессе трудоустройства; | Фронтальный опрос (письменно, устно) / анализ результатов опроса преподавателем; индивидуальный опрос (письменно) /анализ результатов опроса преподавателем контрольная работа /анализ выполненных работ преподавателем; |
понятие «профессиональной карьеры», основные этапы карьеры; типы и виды профессиональных карьер; понятие «профессиональная адаптация» и правила адаптации на рабочем месте; | Фронтальный опрос (письменно, устно) / анализ результатов опроса преподавателем; тестирование /самоконтроль и самооценка обучающихся; контрольная работа /анализ выполненных работ преподавателем; индивидуальный опрос (письменно) /анализ результатов опроса преподавателем; практическая работа / анализ результатов выполнения практической работы преподавателем; |
правила поведения в организации; | Фронтальный опрос (письменно, устно) / анализ результатов опроса преподавателем; контрольная работа /анализ выполненных работ преподавателем; индивидуальный опрос (письменно) /анализ результатов опроса преподавателем; |
способы преодоления тревоги и беспокойства; | Фронтальный опрос (письменно, устно) / анализ результатов опроса преподавателем; контрольная работа /анализ выполненных работ преподавателем; индивидуальный опрос (письменно) /анализ результатов опроса преподавателем; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа факультатива "Основы трудоустройства" для лиц с ОВЗ
Адаптированная рабочая программа факультатива "Основы трудоустройства" для лиц с ОВЗ...
Рабочая программа по курсу "Твоя профессиональная карьера" 8-9 класс
Программа составлена на основе программы курса «Твоя профессиональная карьера» автора С.Н. Чистяковой, рекомендована Департаментом общего среднего образования Министерства образования Росс...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования
Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...
рабочая программа дисциплины Технология карьеры. Эффективное поведение на рынке труда .
Рабочая программа учебной дисциплины для специальности Технология пролдукции общественного питания....
Рабочая программа по дисциплине "Профессиональная карьера"
Дисциплина «Профессиональная карьера» относится к вариативной части профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих ( ПКРиС ) в соответствии...
ОГСЭ.06 Рабочая программа Основы предпринимательской деятельности и построение карьеры
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) для специальностей среднего ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПв.09 ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ, СПОСОБЫ ПОИСКА РАБОТЫ И ТРУДОУСТРОЙСТВА
Рабочая программа учебной дисциплины ОПв.09 Планирование карьеры, способы поиска работы и трудоустройства разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станд...