РАБОЧАЯ ПРОГРАММА: Трудоустройство и карьера
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины является частью Основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ОПОП) в соответствии с ФГОС СПО по профессии 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при всех формах профессиональной подготовки квалифицированных рабочих по профессии 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства
образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московской области «Электростальский колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
____________О.В. Мосейчук
«31» августа 2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 12 Трудоустройство и карьера
Профессия среднего профессионального
образования
08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства
базовой подготовки
Форма обучения очная
г.о. Электросталь, 2021 г
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.12 «Трудоустройство и карьера» относится к адаптационным учебным дисциплинам общепрофессионального цикла и разработана в соответствии с:
1. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии Профессия 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства,
утв. приказом Минобрнауки от 2 августа 2013 г. № 688
2. На основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 апреля 2015г. № 389 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования», зарегистрировано в Минюсте России 8 мая 2015 г. , № 37216.
3. На основании Примерной программы учебной дисциплины «Трудоустройство и карьера» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего полного образования.
4. Учебного плана по профессии среднего профессионального образования 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства,
утвержденного приказом ГБПОУ МО «Электростальский колледж» от «14» мая 2019 г., №
Автор программы: Кузнецова Наталья Борисовна, преподаватель ____________
Фамилия И.О., должность, подпись
Рабочая программа рассмотрена на заседании предметно-цикловой методической
комиссии общеобразовательных дисциплин (корпус №1)
Протокол заседания № 1 от «02» сентября 2021 г.
Председатель предметно-цикловой методической комиссии общеобразовательных дисциплин
________________________
Фамилия И.О., подпись
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4-5 |
| 6-9 |
| 10 |
| 11-12 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.12 Трудоустройство и карьера
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью Основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ОПОП) в соответствии с ФГОС СПО по профессии 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при всех формах профессиональной подготовки квалифицированных рабочих по профессии 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства
образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина ОП.12 «Трудоустройство и карьера» входит в состав адаптационных дисциплин общепрофессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
Цель преподавания данной дисциплины - формирование готовности к активным действиям на рынке труда в процессе профессионального становления.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- давать аргументированную оценку степени востребованности специальности на рынке труда;
- анализировать изменения, происходящие на рынке труда, и учитывать их в своей профессиональной деятельности;
- составлять резюме с учетом специфики работодателя;
- применять основные правила ведения диалога с работодателем в модельных условиях;
- оперировать понятиями «горизонтальная карьера», «вертикальная карьера»;
- корректно отвечать на «неудобные вопросы» потенциального работодателя;
- задавать критерии для сравнительного анализа информации для принятия решения о поступлении на работу;
- объяснять причины, побуждающие работника к построению карьеры;
- составлять план собственного эффективного поведения в различных ситуациях.
- давать оценку в соответствии с трудовым законодательством законности действий работодателя и работника в произвольно заданной ситуации, пользуясь Трудовым кодексом РФ и подзаконными нормативными правовыми актами РФ.
Знать:
- ситуацию на рынке труда;
- технологии трудоустройства для планирования собственных активных действий на рынке труда;
- понятия «профессиональная компетентность», «профессиональная квалификация», «профессиональная пригодность», «профессиограмма»;
- источники информации о работе и их особенности;
- продуктивные приёмы и способы эффективной коммуникации в процессе трудоустройства;
- понятие «профессиональной карьеры», основные этапы карьеры;
- типы и виды профессиональных карьер;
- понятие «профессиональная адаптация» и правила адаптации на рабочем месте;
- правила поведения в организации;
- способы преодоления тревоги и беспокойства;
- основы правового регулирования отношений работодателя и работника.
Результатом освоения программы дисциплины являются усвоенные знания и приобретенные обучающимися умения, необходимые для формирования общих компетенций (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
В результате освоения программы учебной дисциплины обучающиеся также должны овладеть общими универсальными технологиями деятельности, позволяющими осуществлять эффективное трудоустройство и планировать профессиональную карьеру.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 40 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 38 час;
самостоятельной работы обучающегося 2 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 40 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 38 |
в том числе: | |
теоретические занятия, в том числе: | 32 |
контрольные работы обязательные | 1 |
Практические занятия: | 6 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 2 |
в том числе: | |
Подготовить презентацию своей профессии | 2 |
Итоговая аттестация в форме контрольной/проверочной работы
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.12 «Трудоустройство и карьера»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||
Введение | Введение в дисциплину. Инструктаж по ОТ. | 1 | ||||||||
Раздел 1. | Конъюнктура рынка труда и профессий | 15 | ||||||||
Тема 1.1 Характеристика современного рынка труда и профессий | Содержание учебного материала | 5 | ||||||||
1 | Понятие и виды рынка труда. Локальные рынки труда. Факторы, влияющие на формирование и развитие рынка труда. Спрос и предложение на рынке труда. Анализ соотношения спроса и предложения на рынке труда. Цена труда. | 2 | ||||||||
2 | Правовое регулирование российского рынка труда. Особенности современного рынка труда. | |||||||||
3 | Понятие занятости и безработицы. Занятость населения как показатель баланса спроса и предложения рабочей силы. Государственная политика в сфере занятости. Высвобождение рабочей силы, её причины в современной России. Безработица, рекрутинговые фирмы. Понятие «вакансия на рынке труда». Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации". | |||||||||
Тема 1.2 Профессиональная деятельность и её субъекты на рынке труда | Содержание учебного материала | 3 | ||||||||
1 | Понятие профессиональной деятельности. «профессии», современный мир профессий. Классификация профессий. Классификация профессий в соответствии с предметами и целями деятельности, предложенная Е.А. Климовым. Основные типы профессий, их характеристика. | 2 | ||||||||
2 | Профессиограмма и её составляющие. | |||||||||
Практические занятия:
| 3 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся
| 2 | |||||||||
Обобщение материала по темам раздела 1 | 1 | |||||||||
Контроль знаний по темам раздела 1 | 1 | |||||||||
Раздел 2 | Технология трудоустройства и профессиональная карьера | 14 | ||||||||
Тема 2.1 Способы и методы трудоустройства | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1 | Технология трудоустройства. Наиболее распространённые пути поиска работы. Методы трудоустройства. План поиска работы и подготовка к его реализации. | 2 | ||||||||
2 | Причины безуспешного поиска работы. Правила эффективного поведения при поиске работы. Недостатки и преимущества молодого специалиста. | |||||||||
Тема 2.2 Процесс трудоустройства | Содержание учебного материала | 5 | ||||||||
1 | Теоретические основы активного поведения соискателя. Формирование коммуникативных и деловых качеств личности. Определение порядка взаимодействия с центром занятости, целесообразности использования элементов инфраструктуры в поиске работы. | 2 | ||||||||
2 | Документальное обеспечение трудоустройства. Резюме и его роль в эффективном трудоустройстве. Сопроводительное письмо. Тестирование и анкетирование при приёме на работу. Коммуникации с потенциальным работодателем. Собеседование. Интервью. Телефонные переговоры. Принятие решения о работе. | |||||||||
Практические занятия:
работодателя. | 1 | |||||||||
Тема 2.3 Адаптация на рабочем месте | Содержание учебного материала | 2 | 3 | |||||||
1 | Понятие «адаптация». Формы и способы адаптации. Умение произвести хорошее впечатление на работодателя и коллектив в первые дни работы. Правила поведения в коллективе. | |||||||||
Тема 2.4 Профессиональная карьера как стратегия трудовой жизни | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1 | Понятие «карьера» в узком и широком смысле. Понятия «горизонтальная карьера» и «вертикальная карьера». Планирование и развитие карьеры. Карьера и личностное самоопределение человека. Типология карьеры. Этапы карьеры. Модели карьеры. Основные направления успешного планирования карьеры. Построение карьерограммы для своей профессии. | |||||||||
Обобщение материала по темам раздела 2 | 1 | |||||||||
Контроль знаний по темам раздела 2 | 1 | |||||||||
Раздел 3 | Правовые нормы трудовой деятельности | 8 | ||||||||
Тема 3.1 Правовое и документационное обеспечение трудоустройства | Содержание учебного материала | |||||||||
1 | Юридические аспекты трудоустройства. Государственные гарантии при заключении трудового договора (контракта). Общие права и обязанности работодателя и работника в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Перечень требований соискателя к работе. Порядок приёма на работу, Заключение трудового договора. Испытательный срок. | 3 | ||||||||
Практические занятия Составление заявления о приёме на работу и заполнение анкеты | 1 | |||||||||
Тема 3.2 Прекращение трудовых отношений с работодателем | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1 | Общие основания расторжения трудового договора. Участие профсоюзов в процедуре расторжения договора. Случаи, когда увольнение не допускается. | 3 | ||||||||
2 | Гарантии при расторжении трудового договора. Выходные пособия. | |||||||||
Практические занятия
| 1 | |||||||||
Обобщение материала по темам раздела 3 | 1 | |||||||||
Итоговая контрольная работа | 1 | |||||||||
Подведение итогов | 1 | |||||||||
Всего: | 40 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Освоение программы учебной дисциплины ОП.12 «Трудоустройство и карьера» предполагает наличие в ГБПОУ МО «Электростальский колледж» учебного кабинета.
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины ОП.12 «Трудоустройство и карьера» входят:
- рабочее место преподавателя;
- аудиторная доска;
-комплект учебно-методической документации;
-наглядные пособия (презентации, комплекты учебных таблиц, схем, экранно-звуковые средства обучения);
- технические средства обучения: компьютер с лицензированным программным обеспечением,
телевизор; видеоплеер;
- библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, обеспечивающие освоение учебной дисциплины ОП.12 «Трудоустройство и карьера», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Корягин А.М. Самопрезентация при устройстве на работу, М., Академия, 2016
- Яковлев А. И. «Основы правоведения», М., Академия, 2016
- Гомола А.И. «Экономика», М., Академия, 2016
- Липсиц И.В. «Экономика», Вита Пресс, 2016
Дополнительные источники:
Трудовой кодекс РФ,
Сидоров В.Н. «Трудовой кодекс РФ и практика его применения», издательский дом «Питер», 2014
Интернет-ресурсы:
Федеральный портал «Российское образование»
Реферат http://referats-tv. stars. ru/link/
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: | |
давать аргументированную оценку степени востребованности специальности на рынке труда; | Оценка освоенных умений в ходе выполнения индивидуальных заданий. Практическая работа /анализ результатов выполнения практической работы преподавателем. |
анализировать изменения, происходящие на рынке труда, и учитывать их в своей профессиональной деятельности; | Практическая работа /анализ результатов выполнения практической работы преподавателем Оценка освоенных умений в ходе выполнения индивидуальных заданий. |
составлять резюме с учетом специфики работодателя; | Практическая работа / анализ результатов выполнения практической работы преподавателем. Оценка освоенных умений в ходе выполнения индивидуальных заданий. |
применять основные правила ведения диалога с работодателем в модельных условиях; | Оценка освоенных умений в ходе выполнения индивидуальных заданий. |
оперировать понятиями «горизонтальная карьера», «вертикальная карьера»; | Практическая работа / анализ результатов выполнения практической работы преподавателем. Опрос устный/анализ результатов опроса преподавателем Оценка освоенных умений в ходе выполнения индивидуальных заданий. |
корректно отвечать на «неудобные вопросы» потенциального работодателя; | Оценка освоенных умений в ходе выполнения индивидуальных заданий. |
задавать критерии для сравнительного анализа информации для принятия решения о поступлении на работу; | Практическая работа / анализ результатов выполнения практической работы преподавателем. Оценка освоенных умений в ходе выполнения индивидуальных заданий. |
объяснять причины, побуждающие работника к построению карьеры; | Оценка освоенных умений в ходе выполнения индивидуальных заданий. |
составлять план собственного эффективного поведения в различных ситуациях. | Практическая работа / анализ результатов выполнения практической работы преподавателем. Оценка освоенных умений в ходе выполнения индивидуальных заданий. |
давать оценку в соответствии с трудовым законодательством законности действий работодателя и работника в произвольно заданной ситуации, пользуясь Трудовым кодексом РФ и подзаконными нормативными правовыми актами РФ. | Оценка освоенных умений в ходе выполнения индивидуальных заданий. Контрольная работа/ анализ и оценка результатов контрольной работы преподавателем. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: | |
ситуацию на рынке труда; технологии трудоустройства для планирования собственных активных действий на рынке труда | Фронтальный опрос (письменно, устно) / анализ результатов опроса преподавателем; тестирование /самоконтроль и самооценка обучающихся; контрольная работа /анализ выполненных работ преподавателем; индивидуальный опрос (письменно) /анализ результатов опроса преподавателем; практическая работа / анализ результатов выполнения практической работы преподавателем; |
понятия «профессиональная компетентность», «профессиональная квалификация», «профессиональная пригодность», «профессиограмма»; | Фронтальный опрос (письменно, устно) / анализ результатов опроса преподавателем; тестирование /самоконтроль и самооценка обучающихся; контрольная работа /анализ выполненных работ преподавателем; индивидуальный опрос (письменно) /анализ результатов опроса преподавателем; практическая работа / анализ результатов выполнения практической работы преподавателем; самостоятельная работа внеаудиторная/анализ выполненной работы преподавателем |
источники информации о работе и их особенности; | Фронтальный опрос (письменно, устно) / анализ результатов опроса преподавателем; тестирование /самоконтроль и самооценка обучающихся; контрольная работа /анализ выполненных работ преподавателем; индивидуальный опрос (письменно) /анализ результатов опроса преподавателем |
продуктивные приёмы и способы эффективной коммуникации в процессе трудоустройства; | Фронтальный опрос (письменно, устно) / анализ результатов опроса преподавателем; индивидуальный опрос (письменно) /анализ результатов опроса преподавателем контрольная работа /анализ выполненных работ преподавателем; |
понятие «профессиональной карьеры», основные этапы карьеры; типы и виды профессиональных карьер; понятие «профессиональная адаптация» и правила адаптации на рабочем месте; | Фронтальный опрос (письменно, устно) / анализ результатов опроса преподавателем; тестирование /самоконтроль и самооценка обучающихся; контрольная работа /анализ выполненных работ преподавателем; индивидуальный опрос (письменно) /анализ результатов опроса преподавателем; практическая работа / анализ результатов выполнения практической работы преподавателем; |
правила поведения в организации; | Фронтальный опрос (письменно, устно) / анализ результатов опроса преподавателем; контрольная работа /анализ выполненных работ преподавателем; индивидуальный опрос (письменно) /анализ результатов опроса преподавателем; |
способы преодоления тревоги и беспокойства; | Фронтальный опрос (письменно, устно) / анализ результатов опроса преподавателем; контрольная работа /анализ выполненных работ преподавателем; индивидуальный опрос (письменно) /анализ результатов опроса преподавателем; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/28/picture-717015-1448719594.jpg)
Адаптированная рабочая программа факультатива "Основы трудоустройства" для лиц с ОВЗ
Адаптированная рабочая программа факультатива "Основы трудоустройства" для лиц с ОВЗ...
Рабочая программа по курсу "Твоя профессиональная карьера" 8-9 класс
Программа составлена на основе программы курса «Твоя профессиональная карьера» автора С.Н. Чистяковой, рекомендована Департаментом общего среднего образования Министерства образования Росс...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/21/picture-942847-1571609199.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования
Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...
рабочая программа дисциплины Технология карьеры. Эффективное поведение на рынке труда .
Рабочая программа учебной дисциплины для специальности Технология пролдукции общественного питания....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/19/picture-127617-1350665942.jpg)
Рабочая программа по дисциплине "Профессиональная карьера"
Дисциплина «Профессиональная карьера» относится к вариативной части профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих ( ПКРиС ) в соответствии...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/06/picture-1027812-1680772305.jpg)
ОГСЭ.06 Рабочая программа Основы предпринимательской деятельности и построение карьеры
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) для специальностей среднего ...