Технологическая карта урока русского языка и культуры речи
методическая разработка

Методическая разработка технологической карты урока русского языка и культуры речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod._razrabotka.doc988 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга»

Разработка технологической карты урока русского языка и культуры речи

Преподаватель: Федорова В.П.

Тема. Понятие о культуре речи

Цель: формирование представлений о культуре речи как речи правильной и речи хорошей

Задачи

Образовательные:

  • закрепить понятие о речи правильной и нормах современного русского литературного языка
  • познакомить с качествами речи хорошей

Развивающие:

  • развивать устную и письменную речь обучающихся
  • развивать чувство языка, умение использовать его в различных ситуациях общения

Воспитательные:

  • воспитывать внимание к родному языку

Планируемые результаты

Предметные:

  • обучающиеся научатся анализировать грамматические и речевые ошибки и речевые недочёты в сочинениях младших школьников

Личностные:

  • готовность решать сложные вопросы
  • принятие решений, персональная ответственность (самостоятельность мышления, оригинальность, уверенность в себе, самоконтроль)
  • способность к совместной работе ради достижения цели; готовность разрешать другим людям принимать самостоятельные решения

 Метапредметные:

  • выявление, отбор и решение проблемы (развитие навыков анализа и критического мышления;)
  • работа с информацией (осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; формулирование предположений и заключений; оценка альтернатив)
  • компетентность в общении (умение слушать и понимать других участников общения, вести доказательную полемику; умение принимать различные позиции и точки зрения; способность разрешать конфликты и смягчать разногласия)

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал

Форма организации деятельности обучающихся: групповая

Педагогическая технология: кейс

План кейса

№ этапа кейса

Этап кейса

Время

I

Организационный этап

0,5 мин

II

Подготовительный этап

2 мин

1

Актуализация знаний о языке как средстве общения и речи как виде деятельности человека

1 мин

2

Формулирование цели и задач кейса

0,5 мин

3

Определение проблемной ситуации

0,5 мин

III

Ознакомительный этап

7 мин

1.

Ознакомление с классификацией грамматических и речевых ошибок и речевых недочётов

IV

Аналитический этап

20 мин

1.

Анализ ошибок в ученическом сочинении по серии картинок В. Радлова

5 мин

2.

Сравнительный анализ двух текстов сочинений по серии картинок В. Радлова

15 мин

3.

Характеристика качеств хорошей речи

V

Создание текстов

1.

Создание устного текста-рассуждения о взаимосвязи и соотношении речи правильной и хорошей

2.

Создание письменного юмористического текста по серии картинок

VI

Итоговый этап

15 мин

1

Презентация результатов работы малых групп

10 мин

2

Оценивание результатов

4 мин

3

Подведение итогов

1 мин

VII

Организованный конец

0,5 мин

Ход занятия

I

Организационный момент

Приветствие. Сообщение преподавателя о новом предмете в системе изучения русского языка в колледже

Оборудование

II

Подготовительный этап

1

Актуализация знаний о языке как средстве общения и речи как виде деятельности человека

П: Сегодняшнее занятие потребует от нас знаний, полученных на уроках русского языка на 1-ом курсе. Посмотрите на слайд и скажите, на какие вопросы вы можете ответить?

С: Язык – это средство общения.

С: Речь – это вид деятельности человека, в ходе которой формируется и реализуется с какой-либо целью речевое высказывание.

П: Выскажите предположения, что такое культура речи.

С: …………………

П: Сравните свои высказывания с определением культуры речи на слайде. Какое качество речи вам знакомо?

С: Правильность речи

П: Что такое речь правильная?

С: Это речь, в которой соблюдаются все нормы современного русского литературного языка

П: Какие нормы мы изучали на уроках русского языка? Какие из них относятся к устной речи? Какие к письменной? Какие и к устной, и к письменной?

С: …..

П: Посмотрите на слайд. Все ли нормы современного русского литературного языка мы вспомнили?

С: Да, все.

П: Можем ли мы сказать, что знакомы с первой частью требований к культуре речи?

С: Да, знаем, какая речь называется правильной.

2.

Формулирование цели и задач занятия

П: Как вы считаете, какова цель нашего занятия?

С: Узнать, что такое речь хорошая.

3.

Определение проблемной ситуации

П: Наша с вами профессия предполагает более глубокие знания о грамматических и речевых ошибках и речевых недочётах. Познакомимся с ученическим сочинением по серии рисунков Николая Радлова. Прочитайте его в группе шёпотом. Попробуем прочитать его вслух. Читает один человек от группы. Посмотрим, кому удастся прочитать выразительнее.

За счёт чего сочинение получилось смешным?

С: Из-за множества ошибок.

П: Какие это ошибки – орфографические? Пунктуационные?

С: Это ошибки грамматические и речевые.

III.

1.

Ознакомительный этап

Ознакомление с классификацией грамматических и речевых ошибок и речевых недочётов

П: Посмотрим, так ли это. Научимся классифицировать ошибки. Вам предлагается раздаточный материал № 1 и № 2: таблица с названиями грамматических и речевых ошибок и речевых недочётов. К таблице прилагаются на карточках примеры. Распределите примеры по соответствующим ячейкам.

С: Раскладывают примеры ошибок и недочётов в таблице.

П: Проверим, как вы справились с заданием. Сравните то, что у вас получилось, с образцом. Отметьте те примеры, которые вы ошибочно поместили не в ту ячейку.

С: Самопроверка

П: Анализ ошибок. Кто нашёл ошибки? Прочитайте пример и скажите, в какую группу вы его поместили. Как вы думаете, почему вы ошиблись?

Вклейте карточки с примерами в нужные ячейки таблицы № 1.

С:….

Раздаточный материал № 1, 2: «Классификация грамматических и речевых ошибок и речевых недочётов» - 2 варианта: 

1 -  таблица с названиями ошибок и недочётов (к ней прилагаются на карточках примеры)

2 -  таблица с названиями и примерами. 

IV.

1.

2.

Аналитический этап

Анализ ошибок в ученическом сочинении по серии картинок В. Радлова

 П: А теперь попробуйте провести работу по классификации ошибок. Для этого используйте раздаточный материал под № 3. В первой  графе таблицы написаны предложения из сочинения. Найдите в них ошибки, подчеркните их. Во вторую графу записывайте их название из таблиц 1 или 2. В третью графу – их условное обозначение на полях тетрадей учеников. Если вы правильно распределили примеры в таблице № 1 и 2, то можете пользоваться обеими таблицами.

С: …

П: Взаимопроверка. Обменяйтесь работами с соседними группами. Сверьте работу с таблицей на слайде. Отметьте ошибки в классификации карандашом.

С: ….

П: Верните работы друг другу. У кого обнаружены ошибки в классификации? Согласны ли вы с мнением проверяющих?

Сравнительный анализ двух текстов сочинений по серии картинок В. Радлова

П: Прочитайте второй вариант сочинения по рисункам Радлова. Выполните задание на слайде: подготовьте устное высказывание по вопросам после текста. Выступать от группы будет один человек.

С:….

П: Какую проблему вы увидели, сравнив два этих ученических сочинения?

С: Во втором сочинении ошибок нет, но оно менее смешное. Улыбку вызывает сама ситуация, когда в результате помощи собак их владелец лишился своей шляпы. Улыбка вызывает неловкость – как будто мы смеёмся над неприятностью, которая произошла с героем рисунков. Первое сочинение смешнее, но смех вызывает множество грамматических и речевых ошибок и речевых недочётов. Речь автора сочинения назвать хорошей нельзя, т. к. неправильная речь не может быть названа хорошей.

Раздаточный материал № 3: макет таблицы для работы над ошибками в ученическом сочинении

3.

Характеристика качеств хорошей речи

П: Рассмотрите на слайде схему культуры речи. На нижней ступени представлены нормы современного русского литературного языка. На верхней ступени вы видите названия качеств хорошей речи.

У вас на столах есть раздаточный материал в файле. Выньте из файла задания, а в него положите отработанный раздаточный материал. Познакомьтесь с определениями качеств хорошей речи и впишите название качества.

С: ….

П: Дайте определения качеств хорошей речи в соответствии с их расположением на схеме.

С: зачитывают только сами определения, без примеров.

Раздаточный материал № 4:

«Качества хорошей речи» (комплект)

IV.

1.

Создание текстов

Создание устного текста-рассуждения о взаимосвязи и соотношении речи правильной и хорошей

П: Прочитайте вопросы на слайде и выполните задание (восстанавливают деформированный вопросный план)

С: устно.

П: Подготовьте  устное выступление  по восстановленному плану. Не забывайте о типе текста. Выступление может быть как коллективным продуктом, так и индивидуальным, если вы не согласны с мнением других членов группы.

С: …..

Проверка: устные выступления от групп / индивидуальные

2.

Создание письменного юмористического текста по серии рисунков Х. Бидструпа

Сегодня мы познакомимся ещё с одним художником и его творчеством. Посмотрите на его портрет. Это датский художник Херлуф Бидструп. Серии его юмористических рисунков известны во всём мире. Прочитайте шёпотом его биографию. Возможно, вы знакомы с некоторыми его картикатурами.

П: Посмотрите клип по рисункам Херлуфа Бидструпа. Попробуйте сочинить короткий  юмористический рассказ по рисункам.

Коллаж.jpg 

Раздаточный материал №5

Ролик

Х. Бидструп.MSWMM

V

Итоговый этап

1

Презентация результатов работы малых групп

П: Послушаем ваши рассказы.

С: один от группы или тот, кто писал индивидуально

2

Оценивание результатов

П: Поменяйтесь работами и проверьте их по показателям результатов. Они даны на слайде.

Оцените рассказы, учитывая критерии оценивания на слайде.

3

Подведение итогов.

П: Верните работы друг другу. Поднимите руки те, чью работу оценили на «отлично». Поздравляю вас, вы молодцы.

Поднимите руки те, чью работу оценили на «хорошо». И вы молодцы. Для тех кто создал рассказ на «5» и «4» зажглась звезда.

Есть ли работы, которые оценили на «удовлетворительно»?

На «неудовлетворительно»? Мы все желаем вам успехов в дальнейших занятиях.

VI

Организованный конец.

П: А сегодня наше занятие закончено. Раздаточный материал я прошу сдать, но вы можете его найти на сайте колледжа в разделе «Для студентов», в рубрике «Федорова В.П.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка и культуры речи Тема: Орфографические нормы. Правописание безударных гласных в корне слова.

Урок русского языка  и культуры речи Тема: Орфографические нормы. Правописание безударных гласных в корне слова. Цели: - обобщить и систематизировать знания по теме «Правописание безуда...

Технологическая карта урока Русского языка во 2 классе

Урок русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО БИНАРНОГО УРОКА «Русский язык и культура речи», ПМ 07 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным» (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода) Тема: «Официально-деловой с

      Изучение курса «Русский язык и культура речи» необходимо на первом году обучения в медицинском колледже, потому что, во-первых, на данном этапе происходит изучение различны...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Существительные с шипящим на конце"

Материал к уроку русского языка по теме "Существительные с шипящим на конце"...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе....

Технологическая карта урока русского языка в 6-м классе. Тема урока - "Повторение по теме Имя числительное".

Тема:  «Повторение по теме «Имя числительное» Тип урока: урок общеметодологической направленностиВид урока: урок-совершенствование...