Технологическая карта урока русского языка и культуры речи
методическая разработка
Методическая разработка технологической карты урока русского языка и культуры речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._razrabotka.doc | 988 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга»
Разработка технологической карты урока русского языка и культуры речи
Преподаватель: Федорова В.П.
Тема. Понятие о культуре речи
Цель: формирование представлений о культуре речи как речи правильной и речи хорошей
Задачи
Образовательные:
- закрепить понятие о речи правильной и нормах современного русского литературного языка
- познакомить с качествами речи хорошей
Развивающие:
- развивать устную и письменную речь обучающихся
- развивать чувство языка, умение использовать его в различных ситуациях общения
Воспитательные:
- воспитывать внимание к родному языку
Планируемые результаты
Предметные:
- обучающиеся научатся анализировать грамматические и речевые ошибки и речевые недочёты в сочинениях младших школьников
Личностные:
- готовность решать сложные вопросы
- принятие решений, персональная ответственность (самостоятельность мышления, оригинальность, уверенность в себе, самоконтроль)
- способность к совместной работе ради достижения цели; готовность разрешать другим людям принимать самостоятельные решения
Метапредметные:
- выявление, отбор и решение проблемы (развитие навыков анализа и критического мышления;)
- работа с информацией (осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; формулирование предположений и заключений; оценка альтернатив)
- компетентность в общении (умение слушать и понимать других участников общения, вести доказательную полемику; умение принимать различные позиции и точки зрения; способность разрешать конфликты и смягчать разногласия)
Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал
Форма организации деятельности обучающихся: групповая
Педагогическая технология: кейс
План кейса
№ этапа кейса | Этап кейса | Время |
I | Организационный этап | 0,5 мин |
II | Подготовительный этап | 2 мин |
1 | Актуализация знаний о языке как средстве общения и речи как виде деятельности человека | 1 мин |
2 | Формулирование цели и задач кейса | 0,5 мин |
3 | Определение проблемной ситуации | 0,5 мин |
III | Ознакомительный этап | 7 мин |
1. | Ознакомление с классификацией грамматических и речевых ошибок и речевых недочётов | |
IV | Аналитический этап | 20 мин |
1. | Анализ ошибок в ученическом сочинении по серии картинок В. Радлова | 5 мин |
2. | Сравнительный анализ двух текстов сочинений по серии картинок В. Радлова | 15 мин |
3. | Характеристика качеств хорошей речи | |
V | Создание текстов | |
1. | Создание устного текста-рассуждения о взаимосвязи и соотношении речи правильной и хорошей | |
2. | Создание письменного юмористического текста по серии картинок | |
VI | Итоговый этап | 15 мин |
1 | Презентация результатов работы малых групп | 10 мин |
2 | Оценивание результатов | 4 мин |
3 | Подведение итогов | 1 мин |
VII | Организованный конец | 0,5 мин |
Ход занятия
I | Организационный момент Приветствие. Сообщение преподавателя о новом предмете в системе изучения русского языка в колледже | Оборудование |
II | Подготовительный этап | |
1 | Актуализация знаний о языке как средстве общения и речи как виде деятельности человека П: Сегодняшнее занятие потребует от нас знаний, полученных на уроках русского языка на 1-ом курсе. Посмотрите на слайд и скажите, на какие вопросы вы можете ответить? С: Язык – это средство общения. С: Речь – это вид деятельности человека, в ходе которой формируется и реализуется с какой-либо целью речевое высказывание. П: Выскажите предположения, что такое культура речи. С: ………………… П: Сравните свои высказывания с определением культуры речи на слайде. Какое качество речи вам знакомо? С: Правильность речи П: Что такое речь правильная? С: Это речь, в которой соблюдаются все нормы современного русского литературного языка П: Какие нормы мы изучали на уроках русского языка? Какие из них относятся к устной речи? Какие к письменной? Какие и к устной, и к письменной? С: ….. П: Посмотрите на слайд. Все ли нормы современного русского литературного языка мы вспомнили? С: Да, все. П: Можем ли мы сказать, что знакомы с первой частью требований к культуре речи? С: Да, знаем, какая речь называется правильной. | |
2. | Формулирование цели и задач занятия П: Как вы считаете, какова цель нашего занятия? С: Узнать, что такое речь хорошая. | |
3. | Определение проблемной ситуации П: Наша с вами профессия предполагает более глубокие знания о грамматических и речевых ошибках и речевых недочётах. Познакомимся с ученическим сочинением по серии рисунков Николая Радлова. Прочитайте его в группе шёпотом. Попробуем прочитать его вслух. Читает один человек от группы. Посмотрим, кому удастся прочитать выразительнее. За счёт чего сочинение получилось смешным? С: Из-за множества ошибок. П: Какие это ошибки – орфографические? Пунктуационные? С: Это ошибки грамматические и речевые. |
III. 1. | Ознакомительный этап Ознакомление с классификацией грамматических и речевых ошибок и речевых недочётов П: Посмотрим, так ли это. Научимся классифицировать ошибки. Вам предлагается раздаточный материал № 1 и № 2: таблица с названиями грамматических и речевых ошибок и речевых недочётов. К таблице прилагаются на карточках примеры. Распределите примеры по соответствующим ячейкам. С: Раскладывают примеры ошибок и недочётов в таблице. П: Проверим, как вы справились с заданием. Сравните то, что у вас получилось, с образцом. Отметьте те примеры, которые вы ошибочно поместили не в ту ячейку. С: Самопроверка П: Анализ ошибок. Кто нашёл ошибки? Прочитайте пример и скажите, в какую группу вы его поместили. Как вы думаете, почему вы ошиблись? Вклейте карточки с примерами в нужные ячейки таблицы № 1. С:…. | Раздаточный материал № 1, 2: «Классификация грамматических и речевых ошибок и речевых недочётов» - 2 варианта: 1 - таблица с названиями ошибок и недочётов (к ней прилагаются на карточках примеры) 2 - таблица с названиями и примерами. |
IV. 1. 2. | Аналитический этап Анализ ошибок в ученическом сочинении по серии картинок В. Радлова П: А теперь попробуйте провести работу по классификации ошибок. Для этого используйте раздаточный материал под № 3. В первой графе таблицы написаны предложения из сочинения. Найдите в них ошибки, подчеркните их. Во вторую графу записывайте их название из таблиц 1 или 2. В третью графу – их условное обозначение на полях тетрадей учеников. Если вы правильно распределили примеры в таблице № 1 и 2, то можете пользоваться обеими таблицами. С: … П: Взаимопроверка. Обменяйтесь работами с соседними группами. Сверьте работу с таблицей на слайде. Отметьте ошибки в классификации карандашом. С: …. П: Верните работы друг другу. У кого обнаружены ошибки в классификации? Согласны ли вы с мнением проверяющих? Сравнительный анализ двух текстов сочинений по серии картинок В. Радлова П: Прочитайте второй вариант сочинения по рисункам Радлова. Выполните задание на слайде: подготовьте устное высказывание по вопросам после текста. Выступать от группы будет один человек. С:…. П: Какую проблему вы увидели, сравнив два этих ученических сочинения? С: Во втором сочинении ошибок нет, но оно менее смешное. Улыбку вызывает сама ситуация, когда в результате помощи собак их владелец лишился своей шляпы. Улыбка вызывает неловкость – как будто мы смеёмся над неприятностью, которая произошла с героем рисунков. Первое сочинение смешнее, но смех вызывает множество грамматических и речевых ошибок и речевых недочётов. Речь автора сочинения назвать хорошей нельзя, т. к. неправильная речь не может быть названа хорошей. | Раздаточный материал № 3: макет таблицы для работы над ошибками в ученическом сочинении |
3. | Характеристика качеств хорошей речи П: Рассмотрите на слайде схему культуры речи. На нижней ступени представлены нормы современного русского литературного языка. На верхней ступени вы видите названия качеств хорошей речи. У вас на столах есть раздаточный материал в файле. Выньте из файла задания, а в него положите отработанный раздаточный материал. Познакомьтесь с определениями качеств хорошей речи и впишите название качества. С: …. П: Дайте определения качеств хорошей речи в соответствии с их расположением на схеме. С: зачитывают только сами определения, без примеров. | Раздаточный материал № 4: «Качества хорошей речи» (комплект) |
IV. 1. | Создание текстов Создание устного текста-рассуждения о взаимосвязи и соотношении речи правильной и хорошей П: Прочитайте вопросы на слайде и выполните задание (восстанавливают деформированный вопросный план) С: устно. П: Подготовьте устное выступление по восстановленному плану. Не забывайте о типе текста. Выступление может быть как коллективным продуктом, так и индивидуальным, если вы не согласны с мнением других членов группы. С: ….. Проверка: устные выступления от групп / индивидуальные | |
2. | Создание письменного юмористического текста по серии рисунков Х. Бидструпа Сегодня мы познакомимся ещё с одним художником и его творчеством. Посмотрите на его портрет. Это датский художник Херлуф Бидструп. Серии его юмористических рисунков известны во всём мире. Прочитайте шёпотом его биографию. Возможно, вы знакомы с некоторыми его картикатурами. П: Посмотрите клип по рисункам Херлуфа Бидструпа. Попробуйте сочинить короткий юмористический рассказ по рисункам. |
Раздаточный материал №5 Ролик Х. Бидструп.MSWMM |
V | Итоговый этап | |
1 | Презентация результатов работы малых групп П: Послушаем ваши рассказы. С: один от группы или тот, кто писал индивидуально | |
2 | Оценивание результатов П: Поменяйтесь работами и проверьте их по показателям результатов. Они даны на слайде. Оцените рассказы, учитывая критерии оценивания на слайде. | |
3 | Подведение итогов. П: Верните работы друг другу. Поднимите руки те, чью работу оценили на «отлично». Поздравляю вас, вы молодцы. Поднимите руки те, чью работу оценили на «хорошо». И вы молодцы. Для тех кто создал рассказ на «5» и «4» зажглась звезда. Есть ли работы, которые оценили на «удовлетворительно»? На «неудовлетворительно»? Мы все желаем вам успехов в дальнейших занятиях. | |
VI | Организованный конец. П: А сегодня наше занятие закончено. Раздаточный материал я прошу сдать, но вы можете его найти на сайте колледжа в разделе «Для студентов», в рубрике «Федорова В.П.» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка и культуры речи Тема: Орфографические нормы. Правописание безударных гласных в корне слова.
Урок русского языка и культуры речи Тема: Орфографические нормы. Правописание безударных гласных в корне слова. Цели: - обобщить и систематизировать знания по теме «Правописание безуда...
Технологическая карта урока Русского языка во 2 классе
Урок русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО БИНАРНОГО УРОКА «Русский язык и культура речи», ПМ 07 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным» (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода) Тема: «Официально-деловой с
Изучение курса «Русский язык и культура речи» необходимо на первом году обучения в медицинском колледже, потому что, во-первых, на данном этапе происходит изучение различны...
Технологическая карта урока русского языка "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением". 2 класс. Программа "Школа 2100"
Технологическая карта урока русского языка составлена на основе ФГОС....
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Существительные с шипящим на конце"
Материал к уроку русского языка по теме "Существительные с шипящим на конце"...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе....
Технологическая карта урока русского языка в 6-м классе. Тема урока - "Повторение по теме Имя числительное".
Тема: «Повторение по теме «Имя числительное» Тип урока: урок общеметодологической направленностиВид урока: урок-совершенствование...