20.12.2021 ТЕМА ДОКЛАДА: ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИК
статья

Федотова Светлана Николаевна

20.12.2021 ТЕМА ДОКЛАДА:  ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИК

Скачать:


Предварительный просмотр:

20.12.2021 ТЕМА ДОКЛАДА:  ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИК

Преподаватель апецдисциплин:  Федотова С.Н.

Подготовка квалифицированного специалиста новой формации, соответствующего современному уровню развития выбранной отрасли – это задача, которая в настоящее время поставлена перед учебными организациями.

-Какими компетентностями должен обладать будущий специалист для гарантированного трудоустройства и быстрой адаптации на рабочем месте?

-как добиться 100% трудоустройства выпускников техникума  по специальности;

какая модель обучения эффективная;

- как поднять престиж учебного заведения на рынке образовательных услуг;

- как подготовить востребованного специалиста новой формации в наших условиях-

на мой взгляд это основные вопросы волнующие преподавателей и администрацию образовательных учреждений    

В последние годы весьма высокую популярность приобрело понятие «практикоориентированное профессиональное образование». Данное словосочетание все чаще и чаще стало встречаться как в научной литературе по профессиональному образованию, так и в нормативных документах. При этом очевидно, что понимание сущности этого явления у различных авторов не всегда совпадает.

Что же такое практикоориентированное профессиональное образование?

Практикоориентированное профессиональное образование – это тип профессионального образования, целью реализации программ которого является подготовка обучающихся к конкретной профессиональной деятельности, в процессе которого практические формы обучения являются первичными, а программы разрабатываются и реализуются при непосредственном участии представителей социальных партнеров – работодателей.

В отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоение знаний, практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков – опыта практической деятельности. Говоря о особенностях образовательных программ практикоориентированного профессионального образования, следует отметить, что их главный элемент – практика - имеет существенные отличия не только по количественным показателям, но и функционально. Для фундаментального образования практика – иллюстрация истинности теории, для практикоориентированного образования теория – средство освоения практики. Подчиненность цели, характерная для всех педагогических подходов, вынуждает при разработке практикоориентированных программ отталкиваться от содержания трудовых функций, описанных в профессиональных стандартах, формировать сначала программы практик, а лишь затем теоретических дисциплин, существенно меняя их привычную классическую структуру, отбирать знания и умения необходимые для практической деятельности.

Это значит, что образовательный процесс нацеленный на практикоориентированное профессиональное образование, должен обеспечивать

- качественную учебную практику;

- доступность производственной практики на реальном предприятии;

- реальную отработку во время практики всех видов работ, необходимых для квалификации;

- создание условий (образовательной среды) для мотивации обучающегося к профессиональной деятельности, приобщение его к корпоративной культуре;

- соответствие качества работы выпускника требованиям работодателя, которое позволяет частично окупить затраты работодателя на обучение, а выпускнику - трудоустроиться по профессии/специальности.

Обучая студентов по профессии и специальностям:

1. Машинист локомотива

2. Техническая эксплуатация подвижного состава

3 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам).

4. Автоматика и телемеханика на транспорте

5 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей,

ребята проходят 3 вида практик: учебную производственную и преддипломную, которая проводится концентрированно на базовых предприятиях  железнодорожного и городского транспорта: пункт технического обслуживания локомотивов, мотор-вагонное депо, локомотивное депо, станция Рузаевка , дистанция сигнализация и связи   - студенты приобретают немалый опыт работы на предприятии, опыт общения,  знакомятся со структурой предприятия.

Но прежде чем говорить о формировании практико- ориентированных  результатах  хотелось бы выделить несколько важных проблем по формированию практикооринтированного формы работы:

1.  предприятия редко сотрудничают с учебным заведением при планировании и разработке учебно-методической документации, где должны быть отражены все нюансы эффективного обучения специалиста.

2. недостаточное материально-техническое оснащение кабинетов спецдисциплин при изучении конкретных профессиональных модулей, на основании изучения которых строятся этапы практического обучения,

3. расхождение содержания учебных программ с реальными условиями применения их на практике в настоящее время тех или иных технических узлов, машин, автоматизированных систем и т.д.

ОТСЮДА  ВЫВОДЫ :

1.ограниченный доступ к сложным техническим средствам и технологиям работы;

2 .невозможность решать ситуационные задачи в реальных условиях и на реальных объеках.

Практика трудоустройства выпускников в последние годы показывает, что работодатели при подборе специалистов заинтересованы в кадрах, уже имеющих помимо специального образования и опыт работы. Профессиональное развитие отнимает еще как минимум 2-3 года после завершения обучения в учреждения профессионального образования и требует ряда дополнительных мер от непосредственно самих молодых выпускников, а также финансовых издержек на переквалификацию от предприятий, в которых они планируют вести трудовую деятельность. Этот факт основывается в первую очередь на быстрых темпах развития железнодорожной отрасли (например)

Чтобы разрешить выявленные проблемы нужно переосмыслить подходы, способы и процедуры разработки программ профессионального образования, при этом соотнести образовательные стандарты подготовки специалистов с профессиональными стандартами конкретной, рассматриваемой сферы деятельности, причем  такую корректировку необходимо вносить ежегодно при рассмотрении и согласовании учебного плана выбранной специальности или профессии или рабочей программы.

 Именно способность ПОО изменять профиль учебного заведения, ориентированного на современные запросы работодателей, организовывать целенаправленное обучения педагогов современным практико-ориентированным технологиям, изменять профиль педагога через дополнительное профессиональное обучение  это и есть залог положительных результатов при формировании практикоориентированного характера деятельности любого учебного учреждения, позволяющая  достичь нового качества СПО, востребованного государством, работодателями, обучающимися.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения практико-ориентированного занятия

План проведения практико-ориентированного занятия...

Доклад «Формирование умений и навыков на занятиях учебной практики по профессии электрогазосварщик.»

Доклад служит помощью мастеру производственного обучения при ведении методической работы....

Практико-ориентированные технологии обучения как средство оценивания образовательных результатов

Характеристики практико-ориентированных педагогических технологийПедагогический контроль и оценка образовательных результатов   с применением современных образовательных технологий...

Доклад на объединенном заседании ЦМК ОГСЭ дисциплин по теме: "Новые подходы к оцениванию образовательных результатов обучающихся в условиях реализации в ФГОС

Сегодня в России в условиях внедрения ФГОСов общего образования идет широкое обсуждение необходимости создания новых подходов к оценке образовательных результатов обучающихся. В докладе  речь иде...

Доклад "Формирование профессиональных и личностных компетенций в реализации образовательной программы по иностранному языку, основанной на модульно-компетентностной основе "Технология оформления международных деловых писем"

Модульное обучение профессии заключается в последовательном усвоении студентом  модульных единиц и модульных элементов. Гибкость и вариативность модульной технологии профессионального обучения ос...