20.12.2021 ТЕМА ДОКЛАДА: ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИК
статья
20.12.2021 ТЕМА ДОКЛАДА: ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИК
Скачать:
Предварительный просмотр:
20.12.2021 ТЕМА ДОКЛАДА: ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИК
Преподаватель апецдисциплин: Федотова С.Н.
Подготовка квалифицированного специалиста новой формации, соответствующего современному уровню развития выбранной отрасли – это задача, которая в настоящее время поставлена перед учебными организациями.
-Какими компетентностями должен обладать будущий специалист для гарантированного трудоустройства и быстрой адаптации на рабочем месте?
-как добиться 100% трудоустройства выпускников техникума по специальности;
какая модель обучения эффективная;
- как поднять престиж учебного заведения на рынке образовательных услуг;
- как подготовить востребованного специалиста новой формации в наших условиях-
на мой взгляд это основные вопросы волнующие преподавателей и администрацию образовательных учреждений
В последние годы весьма высокую популярность приобрело понятие «практикоориентированное профессиональное образование». Данное словосочетание все чаще и чаще стало встречаться как в научной литературе по профессиональному образованию, так и в нормативных документах. При этом очевидно, что понимание сущности этого явления у различных авторов не всегда совпадает.
Что же такое практикоориентированное профессиональное образование?
Практикоориентированное профессиональное образование – это тип профессионального образования, целью реализации программ которого является подготовка обучающихся к конкретной профессиональной деятельности, в процессе которого практические формы обучения являются первичными, а программы разрабатываются и реализуются при непосредственном участии представителей социальных партнеров – работодателей.
В отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоение знаний, практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков – опыта практической деятельности. Говоря о особенностях образовательных программ практикоориентированного профессионального образования, следует отметить, что их главный элемент – практика - имеет существенные отличия не только по количественным показателям, но и функционально. Для фундаментального образования практика – иллюстрация истинности теории, для практикоориентированного образования теория – средство освоения практики. Подчиненность цели, характерная для всех педагогических подходов, вынуждает при разработке практикоориентированных программ отталкиваться от содержания трудовых функций, описанных в профессиональных стандартах, формировать сначала программы практик, а лишь затем теоретических дисциплин, существенно меняя их привычную классическую структуру, отбирать знания и умения необходимые для практической деятельности.
Это значит, что образовательный процесс нацеленный на практикоориентированное профессиональное образование, должен обеспечивать
- качественную учебную практику;
- доступность производственной практики на реальном предприятии;
- реальную отработку во время практики всех видов работ, необходимых для квалификации;
- создание условий (образовательной среды) для мотивации обучающегося к профессиональной деятельности, приобщение его к корпоративной культуре;
- соответствие качества работы выпускника требованиям работодателя, которое позволяет частично окупить затраты работодателя на обучение, а выпускнику - трудоустроиться по профессии/специальности.
Обучая студентов по профессии и специальностям:
1. Машинист локомотива
2. Техническая эксплуатация подвижного состава
3 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам).
4. Автоматика и телемеханика на транспорте
5 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей,
ребята проходят 3 вида практик: учебную производственную и преддипломную, которая проводится концентрированно на базовых предприятиях железнодорожного и городского транспорта: пункт технического обслуживания локомотивов, мотор-вагонное депо, локомотивное депо, станция Рузаевка , дистанция сигнализация и связи - студенты приобретают немалый опыт работы на предприятии, опыт общения, знакомятся со структурой предприятия.
Но прежде чем говорить о формировании практико- ориентированных результатах хотелось бы выделить несколько важных проблем по формированию практикооринтированного формы работы:
1. предприятия редко сотрудничают с учебным заведением при планировании и разработке учебно-методической документации, где должны быть отражены все нюансы эффективного обучения специалиста.
2. недостаточное материально-техническое оснащение кабинетов спецдисциплин при изучении конкретных профессиональных модулей, на основании изучения которых строятся этапы практического обучения,
3. расхождение содержания учебных программ с реальными условиями применения их на практике в настоящее время тех или иных технических узлов, машин, автоматизированных систем и т.д.
ОТСЮДА ВЫВОДЫ :
1.ограниченный доступ к сложным техническим средствам и технологиям работы;
2 .невозможность решать ситуационные задачи в реальных условиях и на реальных объеках.
Практика трудоустройства выпускников в последние годы показывает, что работодатели при подборе специалистов заинтересованы в кадрах, уже имеющих помимо специального образования и опыт работы. Профессиональное развитие отнимает еще как минимум 2-3 года после завершения обучения в учреждения профессионального образования и требует ряда дополнительных мер от непосредственно самих молодых выпускников, а также финансовых издержек на переквалификацию от предприятий, в которых они планируют вести трудовую деятельность. Этот факт основывается в первую очередь на быстрых темпах развития железнодорожной отрасли (например)
Чтобы разрешить выявленные проблемы нужно переосмыслить подходы, способы и процедуры разработки программ профессионального образования, при этом соотнести образовательные стандарты подготовки специалистов с профессиональными стандартами конкретной, рассматриваемой сферы деятельности, причем такую корректировку необходимо вносить ежегодно при рассмотрении и согласовании учебного плана выбранной специальности или профессии или рабочей программы.
Именно способность ПОО изменять профиль учебного заведения, ориентированного на современные запросы работодателей, организовывать целенаправленное обучения педагогов современным практико-ориентированным технологиям, изменять профиль педагога через дополнительное профессиональное обучение это и есть залог положительных результатов при формировании практикоориентированного характера деятельности любого учебного учреждения, позволяющая достичь нового качества СПО, востребованного государством, работодателями, обучающимися.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План проведения практико-ориентированного занятия
План проведения практико-ориентированного занятия...
Доклад «Формирование умений и навыков на занятиях учебной практики по профессии электрогазосварщик.»
Доклад служит помощью мастеру производственного обучения при ведении методической работы....
Практико-ориентированные технологии обучения как средство оценивания образовательных результатов
Характеристики практико-ориентированных педагогических технологийПедагогический контроль и оценка образовательных результатов с применением современных образовательных технологий...
Методическая разработка на тему: "Организация и осуществление итогового контроля достижений обучающихся с помощью цифровой образовательной платформы Дневник.ру «Практика проведения on-line уроков»"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21387790","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21387800","attributes":{"alt":"","class"...
Доклад на объединенном заседании ЦМК ОГСЭ дисциплин по теме: "Новые подходы к оцениванию образовательных результатов обучающихся в условиях реализации в ФГОС
Сегодня в России в условиях внедрения ФГОСов общего образования идет широкое обсуждение необходимости создания новых подходов к оценке образовательных результатов обучающихся. В докладе речь иде...
Формирование практико-ориентированных образовательных результатов при проведении занятий на учебной практике в колледже
Методический опыт...
Доклад "Формирование профессиональных и личностных компетенций в реализации образовательной программы по иностранному языку, основанной на модульно-компетентностной основе "Технология оформления международных деловых писем"
Модульное обучение профессии заключается в последовательном усвоении студентом модульных единиц и модульных элементов. Гибкость и вариативность модульной технологии профессионального обучения ос...