Доклад «Формирование умений и навыков на занятиях учебной практики по профессии электрогазосварщик.»
методическая разработка по теме

Доклад служит помощью мастеру производственного обучения при ведении методической работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_obobshchenie_opyta_vu.doc50 КБ

Предварительный просмотр:


«Формирование умений и навыков на занятиях учебной практики

 по профессии электрогазосварщик.»

         В современных условиях  гарантом успеха молодежи на рынке труда становится качество профессиональной подготовки, уровень профессионального мастерства. А это еще раз ставит перед профессиональными учебными заведениями задачи по коренному улучшению постановки производственного; обучения учащихся, рабочих и специалистов, повышения эффективности методов его осуществления.

             Основной целью производственного обучения учащихся является формирование у них профессионального мастерства в области определенной

профессии, специальности.            

         Эта генеральная цель конкретизируется в задачах производственного обучения, которые следует рассматривать как пути, этапы, в определенной степени средства достижения этой основной цели. Исходя из такого понимания взаимосвязи целей и задач, выделим следующие  критерии-показатели,   раскрывающие сущность  понятия «профессиональное мастерство»:

— качество выполнения работы — выполнение технических требований (условий) к результатам работы; соответствие ее установленным показателям и нормативам, параметрам; получение устойчивых положительных результатов;

—  производительность труда — выполнение установленных норм времени (выработки); способности и умения ценить фактор времени, что определяет стремление к освоению высокопроизводительной техники и технологии, наиболее экономных и производительных способов выполнения работы и организации труда;

—  профессиональная самостоятельность — умение самостоятельно выбирать способы работы, обеспечивающие высокое качество и производительность труда; способность самостоятельно разбираться в производственной обстановке, принимать правильное решение;  осуществление   самоконтроля и саморегулирования в работе;

—  культура труда — способность и привычка планировать свой труд; умение работать с применением рациональных приемов и способов труда, современной техники и технологии; высокая технологическая дисциплина; умение применять в работе профессиональные знания; рациональная организация труда и рабочего места; соблюдение правил безопасности труда;

— творческое отношение к труду — развитая способность и стремление вносить в процессе труда новое, оригинальное, совершенствовать организацию, способы, орудия труда; стремление и способности к рационализации и изобретательству;

         Реализация этих задач составляет сущность обучающей деятельности мастеров производственного обучения и учебной деятельности  учащихся.

         В ходе  усвоения надо обеспечить не только прочность,  глубину и осознанность, но и действенность знаний, т.е.  умение применять их на практике в различных учебных,  производственных и жизненных ситуациях. Вот почему в акте  усвоения знаний обязательно должен присутствовать элемент их применения. Оно осуществляется в самых разнообразных видах  и во многом зависит от характера учебного предмета, специфики содержания  учебного материала.

        Применение знаний в том или ином виде  происходит в каждом звене учебного процесса и определяется  непосредственной   логикой  усвоения знаний. Применение знаний можно организовать  путем выполнения упражнений,   лабораторных и практических работ и т.д. Основным способом  применения знаний, полученных учащимися  при изучении  специальных и общетехнических предметов, является  производственное обучение учащихся. Применение  знаний способствует  более свободному овладению ими, усиливает мотивацию учения, раскрывает практическую значимость изучаемых вопросов, делает знания более прочными, действенными и оттого реально осмысленными.

       Применяя знания в различных учебных и производственных ситуациях, учащиеся тем самым осваивают способы деятельности,  хотя овладение ими может выступать и самостоятельной   целью обучения. Особенно это характерно для производственного обучения  учащихся.

       Способы деятельности бывают практические и интеллектуальные. Сборка схемы, настройка прибора, обработка детали на станке – практические действия. Выполнение расчетов, сравнение, классификация  – интеллектуальные способы  деятельности. К ним относятся также и способы оперирования различным знаниями в уме, т. е. мышление, осуществляемое на каком- либо  предметном содержании. Среди  интеллектуальных  способов следует различать способы действия учащихся  по усвоению знаний,  по применению усвоенных знаний, получению (самостоятельному добыванию)  знаний,  по организации своей познавательной деятельности.      

         Результатом применения знаний и освоения способов деятельности является формирование у учащихся умений и навыков. Умение – это действие, состоящее из упорядоченного ряда операций, имеющих большую цель. Умение может быть освоено с разной степенью совершенства, но его выполнение всегда контролируется сознанием. Вместе с тем человек никогда не создает всех элементов исполнения, регуляции и контроля своей деятельности.

         Такие умения формируются при проведении упражнений. Одним из типичных творческих упражнений является решение продуктивных задач: на выбор (инструментов, приспособлений, способов обработки, настройки и т.п.); на сравнение и оценку (способов выполнения работ, эффективности применения инструментов, приспособлений, процессов); на объяснение различных технических явлений и процессов.

         При изучении специальных предметов большое применение находят упражнения в планировании (проектировании) технологических процессов обработки, изготовления, ремонта, сборки, наладки, регулировки и т.п. Основная дидактическая цель таких упражнений — формирование у учащихся, прежде всего, обобщенных умений технологического планирования (подхода, основных принципов, типовых алгоритмов действия, способов самопроверки), используя которые они смогут уверенно разрабатывать конкретные технологические процессы.

         Характерный вид упражнений этого типа — составление принципиальных схем изучаемых машин, механизмов, установок и т.п. Учащиеся при этом должны выделить основное, главное, отвлечься от второстепенного, мысленно представить взаимосвязанные звенья и от пространственных представлений перейти к плоскостному схематическому изображению.

         На уроках производственного обучения по сварочному делу учащимся предоставляется возможность проявить себя. На спецтехнологии они получают теоретические знания по выбранной профессии, а, работая в мастерской, они должны научиться применять эти знания на практике, т.е. у них формируются определенные навыки и умения.

         Реализация поставленных задач, т.е. формирование умений и навыков, обеспечивается системой закрепления. Одним из средств закрепления является их воспроизведение.      Вначале, при изучении приемов и операций — это отработка правильности трудовых действий, далее — достижение точности, скорости, сноровки. Постоянными, сквозными, все более усложняющимися целями является формирование профессиональной самостоятельности, культуры труда, способностей к экономическому анализу выполняемого трудового процесса, творческого отношения к труду, имеющего безграничное множество своих специфических проявлений и уровней.

         Мастер разрабатывает задания, планирует порядок их выполнения, регулирует  сложность и трудность, а во время работы наблюдает за учащимися и в необходимых случаях консультирует их, помогая самостоятельному решению поставленной задачи. В конце каждого года обучения мастер проводит проверочные квалификационные работы – это самостоятельная работа учащихся. Самостоятельная работа – это форма познавательной деятельности учащегося, его памяти, мышления, воображения. Такие работы показывают, как учащиеся научились применять полученные теоретические знания на практике.

         Последним этапом формирования умений и навыков можно считать производственную практику в условиях конкретного предприятия. Здесь ребята в условиях производства укрепляют свои умения и навыки, учатся  производственной дисциплине, ответственности, самостоятельно выбирать способы работы, обеспечивающие высокое качество и производительность труда; способность самостоятельно разбираться в производственной обстановке, принимать правильное решение;  осуществление   самоконтроля и саморегулирования в работе.

         Формирование умений и навыков происходит на следующих уровнях:

         I уровень — репродуктивная, несамостоятельная работа – деятельность выполняется под непосредственным наблюдением и руководством мастера.  Первоначальное освоение трудовых приемов и операции, способов выполнения несложных работ комплексного характера.

         II уровень — репродуктивная, самостоятельная работа – деятельность выполняется самостоятельно на основе типовых алгоритмов (технологической последовательности выполнения работы, чередования этапов, элементов, процедуры), воспроизводимых по памяти.

         III уровень — продуктивная, самостоятельная работа. Выполнение работ комплексного характера средней сложности; освоение новых технологии.

         IV уровень  — самостоятельная, творческая работа. Деятельность выполняется на основе самостоятельно созданных алгоритмов. Учащийся самостоятельно принимает решения в нетипичных условиях и ситуациях деятельности творчески используются усвоенные знания и умения, предлагает и реализует на практике оригинальные решения в области орудии, средств и способов  труда.

 

Литература

  1. Скакун В.А.  Преподавание курса « Организация и методика производственного обучения»: Метод. пособие. – М.:Высш.шк.,2016
  2. Фоминых В.П. Методика практического обучения сварщиков ручной дуговой сварки: Метод. пособие. – М.:Высш.шк.,2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение о проведении открытого урока формирования умений и навыков по дисциплине "Страховое дело" на тему:"Решение задач по страхованию ответственности"

Урок формирования умений и навыков проводится после изучения важной темы "Страхование ответственности" по  дисциплине "Страховое дело"...

Методическая разработка Формирование умений и навыков исследовательской деятельности обучающихся в процессе освоения профессии «Сварщик»

Материалы методической разработки могут быть полезны  как преподавателям, так и мастерам производственного обучения вне зависимости от профессиональной направленности для использования в урочной ...

Методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике

В статье говорится о методах обучения, формирующих навыки общения с природой, о том как можно увеличить воздействие природы и какие существуют методы наблюдения и опыты....

«Методы формирования умений и навыков обучающихся на начальном периоде практического обучения"

Основой, ведущим показателем компетентности квалифицированного рабочего, специалиста является его профессиональное мастерство.Под профессиональным мастерством понимается высокая и постоянно совершенст...