Формирование практико-ориентированных образовательных результатов при проведении занятий на учебной практике в колледже
материал
Предварительный просмотр:
«Формирование практико-ориентированных образовательных результатов при проведении занятий на учебной практике в колледже»
Подготовка квалифицированного специалиста новой формации, соответствующего современному уровню развития выбранной отрасли – это задача, которая в настоящее время поставлена перед всеми учебными организациями.
В последние годы весьма высокую популярность приобрело понятие «практико-ориентированное профессиональное образование». Данное словосочетание все чаще и чаще стало встречаться как в научной литературе по профессиональному образованию, так и в нормативных документах. При этом очевидно, что понимание сущности этого явления у различных авторов не всегда совпадает.
Что же такое практико-ориентированное профессиональное образование?
Практико-ориентированное профессиональное образование – это тип профессионального образования, целью реализации программ которого является подготовка обучающихся к конкретной профессиональной деятельности, в процессе которого практические формы обучения являются первичными, а программы разрабатываются и реализуются при непосредственном участии представителей социальных партнеров – работодателей.
В отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоение знаний, практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков опыта практической деятельности. Говоря о особенностях образовательных программ практико-ориентированного профессионального образования, следует отметить, что их главный элемент – практика - имеет существенные отличия не только по количественным показателям, но и функционально. Для фундаментального образования практика – иллюстрация истинности теории, для практико-ориентированного образования теория – средство освоения практики. Подчиненность цели, характерная для всех педагогических подходов, вынуждает при разработке практико-ориентированных программ отталкиваться от содержания трудовых функций, описанных в профессиональных стандартах, формировать сначала программы практик, а лишь затем теоретических дисциплин, существенно меняя их привычную классическую структуру, отбирать знания и умения необходимые для практической деятельности.
Это значит, что образовательный процесс нацеленный на практико-ориентированное профессиональное образование, должен обеспечивать
- качественную учебную практику;
- доступность производственной практики на реальном предприятии;
- реальную отработку во время практики всех видов работ, необходимых для квалификации;
- создание условий (образовательной среды) для мотивации студента к профессиональной деятельности.
Во время обучения студентов по профессии Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) они проходят 2 вида практик: учебную и производственную, которая проводится концентрированно на предприятиях.
В своем докладе я хочу уделить внимания проведению учебной практики, в сварочной мастерской колледжа.
На первом занятии происходит знакомство студентов с будущей профессией. Урок начинаю с рассказа о значении профессии на производстве, сообщаю основные требования в отношении знаний, умений и навыков, предъявляемых к осваиваемой профессии.
После этого обучающиеся знакомятся с оборудованием учебной мастерской. Во время знакомства рассказываю и лично показываю, как организовать рабочее место, чем его оборудовать и как содержать, довожу правила техники безопасности, внутреннего распорядка и поведения в мастерской. По завершении распределяю обучающихся по рабочим местам.
Процесс обучения и построения занятия, мною организуется в виде вводного, текущего и заключительного инструктажей.
Вводный инструктаж проводится со всей группой, в начале каждого занятия в учебной мастерской. Он имеет целью ввести обучающихся в курс предстоящей на учебный день работы и подготовить их к сознательному освоению материала урока. Провожу знакомство студентов с темой и предстоящим объёмом работ. Объясняю практическое применение при выполнении учебного задания, полученных теоретических знаний по специальным предметам.
При разборе технических требований к работе и учебно-технической документации, которой обучающиеся будут пользоваться, обращаю внимание на соблюдение техники безопасности.
Обычно теоретический курс изучается по времени раньше, чем учебная практика, и вводный инструктаж проходит, как правило, методом беседы.
На вводном инструктаже ставлю целью показать трудовые приёмы и производственные операции, разъяснить возможные ошибки при их выполнении и пути их предупреждения.
Главной задачей текущего инструктажа - считаю не допускать применения обучающимися неправильных приёмов работы, систематически контролировать правильность выполнения производственных приёмов и оказывать своевременную помощь им в процессе выполнения учебно-производственного задания.
Каждое занятие учебной практики заканчивается заключительным инструктажем с целью подвести итоги учебно-производственной работы студентов за учебный день. В нём я сообщаю, что сделано и что не выполнено группой и отдельными обучающимися, отмечаю лучшие и худшие работы. Разбираем характерные ошибки, имевшие место на занятиях, их причины и способы предупреждения в дальнейшем.
В конце занятий сообщаю тему следующего занятия и даю задание на дом в зависимости от материала программы и периода обучения.
Организация учебно-производственного процесса с учетом практико-ориентированной направленности в полной мере воссоздаёт процесс будущей производственной практики.
Студенты, обучающиеся по профессии Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)), во время учебной практики в сварочной мастерской колледжа, отрабатывают профессиональные модули.
ПМ 01. Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки, в который входят профессиональные компетенции: перечень которых обозначен на слайде:
ПК 1.1. Читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций.
ПК 1.2. Использовать конструкторскую, нормативно-техническую и производственно-технологическую документацию по сварке.
ПК 1.3. Проверять оснащенность, работоспособность, исправность и осуществлять настройку оборудования поста для различных способов сварки.
ПК 1.4. Подготавливать и проверять сварочные материалы для различных способов сварки.
ПК 1.5. Выполнять сборку и подготовку элементов конструкции под сварку.
ПК 1.6. Проводить контроль подготовки и сборки элементов конструкции под сварку.
ПК 1.7. Выполнять предварительный, сопутствующий (межслойный) подогрева металла.
ПК 1.8. Зачищать и удалять поверхностные дефекты сварных швов после сварки.
ПК 1.9. Проводить контроль сварных соединений на соответствие геометрическим размерам, требуемым конструкторской и производственно-технологической документации по сварке.
В соответствии с учебным планом, рабочей программой профессионального модуля ПМ 01 и рабочей программой учебной практики предусматриваются практические задания, которые разработаны на основе ПК ПМ 01, т.е каждой профессиональной компетенции соответствует определенная практическая работа. Перечень практических работ обозначен на слайде.
В формировании профессиональных компетенций главную роль играют упражнения и самостоятельная работа студентов.
В настоящее время я провожу учебную практику УП01 в Сварочной мастерской колледжа, с группой СВ-21, где мы отрабатываем ПМ 01.
Хочу привести пример учебно - производственной работы по УП ПМ.01:
«Выполнение разделки кромок пластин толщиной 8мм под сварку под углом 30 градусов», данная работа выполняется в соответствии с профессиональными компетенциями ПК 1.1-ПК 1.8:
- определяем угол скоса, угол разделки, величины притупления
длины скоса в соответствии с чертежом;
- проверяем оснащенность, работоспособность, производим настройку оборудования по снятию кромок УШМ (угловая шлифовальная машинка);
- подготавливаем пластину толщиной 8мм к разделке кромок;
- проводим контроль подготовки и сборки элементов пластин под разделку кромок под углом 30 градусов;
- зачищаем и удаляем поверхностные дефекты после разделки кромок на пластине.
После учебной практики по ПМ01 начнется учебная практика в мастерской по ПМ 02 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом и соответствующие профессиональные компетенции, обозначенные на слайде:
ПК 2.1. Выполнять ручную дуговую сварку различных деталей из углеродистых и конструкционных сталей во всех пространственных положениях сварного шва.
ПК 2.2. Выполнять ручную дуговую сварку различных деталей из цветных металлов и сплавов во всех пространственных положениях сварного шва.
ПК 2.3. Выполнять ручную дуговую наплавку покрытыми электродами различных деталей.
ПК 2.4. Выполнять дуговую резку различных деталей.
Например учебно - производственной работы в соответствии с профессиональной компетенцией ПК 2.1
«Выполнение стыковых соединений при наклоне пластин размером 250 X 150 X 8 мм под углом15к нижней плоскости без скоса кромок односторонним швом.
Порядок выполнения работы:
- настройка сварочного трансформатора ВД-306,
- выбор режимов сварки, силы тока, использовать диметр электрода d=4мм, выбрать метод зажигания дуги.
- производим сборку пластин с использованием прихваток ,высота прихваток должна быть 1/3 высоты основного шва ;
- после сборки пластин размером 250 X 150 X 8 мм, наклоненных под углом 15, выполняют ниточный шов электродом, расположенным углом вперед, следя за равномерным расплавлением кромок обеих пластин .
- затем ниточный шов зачистить и наложить широкий шов, при этом электрод перемещать либо по прямоугольной траектории или по спирали.
И последняя учебная практика по ПМ. 03 Частично механизированная сварка (наплавка) плавлением и соответствующие профессиональные компетенции (ПК) также обозначенные на слайде:
ПК 3.1. Выполнять частично механизированную сварку плавлением различных деталей из углеродистых и конструкционных сталей во всех пространственных положениях сварного шва и соответствующие профессиональные компетенции, обозначенные на слайде:
ПК 3.2. Выполнять частично механизированную сварку плавлением различных деталей и конструкций из цветных металлов и сплавов во всех пространственных положениях сварного шва .
ПК 3.3. Выполнять частично механизированную наплавку различных деталей.
Например, учебно - производственной работы в соответствии с профессиональной компетенцией ПК 3.1:
«Выполнение частично-механизированной сварки пластин t=2 3мм из углеродистой стали в нижнем положении сварного шва»
Порядок выполнения работы:
- выполнение работ по очистке свариваемых поверхностей от грязи, ржавчины, масла;
- настройка сварочного оборудования полуавтомата AURORA PRO OVERMAN 400; настройка параметров режимов сварки,
- выполнение сварки пластин в нижнем положении,
- зачистка шва от окалины.
Таким образом, формируются практико-ориентированные образовательные результаты при проведении занятий на учебной практике в колледже по профессии Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки). Организация учебно-производственного процесса с учетом практико-ориентированной направленности в полной мере воссоздаёт процесс будущей производственной практики.
Практико-ориентированное обучение дает возможность поэтапного введения студентов с 1 курса в профессиональный образовательный процесс, начиная с адаптации к обучению в колледже (знакомство с будущей профессией), затем изучение общепрофессиональных и специальных дисциплин (практический этап – освоение профессиональных модулей и прохождение учебной практики, оценка своего профессионального уровня, исследовательская деятельность, дипломная работа, решение профессиональных задач).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование общих и профессиональных компетенций на практических занятиях профессионального модуля в медицинском колледже
В статье рассматриваются игровые методы обучения, их практическое применение на профессиональном модуле «Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными», с целью р...
Результаты усвоения профессиональных дисциплин и учебной практики обучающимися (группа 2П1517 "Повар" 2016-2017 учебные годы)
Результаты усвоения профессиональных дисциплин и учебной практики обучающимися по программам профессионального обучения (из числа обучающихся-выпускников коррекционных школ 8 вида) группа 2П1517...
Разработка учебного занятия Урок учебной практики ПМ.02 по теме: Приготовление и подача блюд из творога, бракераж готовых блюд
План-конспект урока учебной практики по профессии Повар, кондитер ТОП-50...
Занятие по учебной практике: Работа на весоизмерительном оборудовании. Тема занятия: Взвешивание на торговых весах МК-ТН
Прилагаемый материал содержит план занятия учебной практики по обозначенной теме, Правила эксплуатации весоизмерительного оборудования, контрольные вопросы по безопасным условиям работы на весах, отве...
Методическая разработка на тему: «Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов для проведения занятий по профессии 43.01.09 повар, кондитер»
Описание использования сетевых и дистанционных технологий в учебном процессе....
Методика проведения занятия на учебной практике по МДК 01.01 Зоогигиена для студентов 2 курса специальности "Ветеринария"
Занятие по Учебной практике по теме: "Оценка питательности кормов по химическому составу и переваримым питательным веществам"...
20.12.2021 ТЕМА ДОКЛАДА: ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИК
20.12.2021 ТЕМА ДОКЛАДА: ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИК...