Преобразование алгебраических, рациональных, иррациональных, степенных выражений
материал

Шейко Наталя Николаевна

Практическое занятие № 2 по математики в профессиональной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инструкционная карта.

(1 курс Профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично-механизированной сварки (наплавки)), 08.01.07 Мастер общестроительных работ)

Практическое занятие №2.

Тема: «Преобразование  алгебраических, рациональных, иррациональных, степенных выражений»

Цель: Закрепить знания и практические умения по преобразованию алгебраических, рациональных, иррациональных, степенных выражений. Развить умения применять полученные знания в типовых условиях.

Оборудование: инструкционные карты.

Вариант __

Изучить теоретический материал и разобрать примеры.

Теоретическая часть.

Корни натуральной степени из числа, их свойства.

Арифметический квадратный корень из числа a — это такое неотрицательное число, квадрат которого равен a.

Запомните это определение.

Арифметический квадратный корень обозначается  .

Корень n – степени:  , n -  показатель корня, а – подкоренное выражение

Если n – нечетное число, то выражение  имеет смысл при  а

Если  n – четное число, то выражение  имеет смысл при  

Согласно определению, .

Корень нечетной степени из отрицательного числа:

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА КОРНЕЙ

  1. Правило извлечения корня из произведения:

Правило извлечения корня из дроби:

  1. Правило извлечения корня из корня:

  1. Правило вынесения множителя из под знака корня:

  1. Внесение множителя под знак корня:

,

  1. Показатель корня и показатель подкоренного выражения можно умножить на одно и тоже число.

  1. Правило возведения корня в степень.

СТЕПЕНЬ С НАТУРАЛЬНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ

=, a – основание степени, n – показатель степени

Свойства:

  1. При умножении степеней с одинаковыми основаниями показатели складываются, а основание остается неизменным. 

  1. При делении степеней с одинаковыми основаниями показатели вычитаются, а основание остается неизменным. 

  1. При возведении степени в степень показатели перемножаются. 

  1. При возведении в степень произведения двух чисел, каждое число возводят в эту степень, а результаты перемножают.

  1. Если в степень возводят частное двух чисел, то в эту степень возводят числитель и знаменатель, а результат делят друг на друга.

  1. Если

СТЕПЕНЬ С ЦЕЛЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ

  1. По определению:

Свойства:

  1. Пусть r рациональное число , тогда

 при r>0                        > при r<0

   7 .Для любого рациональных чисел r и s из неравенства > следует

> при a>1                                при

Формулы сокращённого умножения.

Пример 1. Упростите выражение http://www.e-biblio.ru/xbook/new/xbook311/files/Eqn_primer_01-01.gif.

Решение

Применим свойства степеней (умножение степеней с одинаковым основанием и деление степеней с одинаковым основанием): http://www.e-biblio.ru/xbook/new/xbook311/files/Eqn_primer_01-02.gif.

Ответ: 9m7 .

Пример 2.Сократить дробь: http://free.megacampus.ru/xbookM0005/files/Form_07_011.gif

Решение. Так область определения дроби http://free.megacampus.ru/xbookM0005/files/Form_07_012.gif все числа, кроме х ≠ 1 и х ≠ -2.Вместе с тем http://free.megacampus.ru/xbookM0005/files/Form_07_013.gif.Сократив дробь, получим http://free.megacampus.ru/xbookM0005/files/Form_07_014.gif.Область определения полученной дроби: х ≠ -2, т.е. шире, чем область определения первоначальной дроби. Поэтому дроби http://free.megacampus.ru/xbookM0005/files/Form_07_015.gif и http://free.megacampus.ru/xbookM0005/files/Form_07_016.gif равны при х ≠ 1 и х ≠ -2.

Пример 3.Сократить дробь: http://free.megacampus.ru/xbookM0005/files/Form_07_024.gif 

Пример 4.Упростить: http://free.megacampus.ru/xbookM0005/files/Form_07_025.gif

 Пример 5.Упростить: http://free.megacampus.ru/xbookM0005/files/Form_07_026.gif 

Пример 6. Упростить: http://free.megacampus.ru/xbookM0005/files/Form_07_027.gif 

Пример 7. Упростить: http://free.megacampus.ru/xbookM0005/files/Form_07_028.gif 

Пример 8.Упростить: http://free.megacampus.ru/xbookM0005/files/Form_07_029.gif

Пример 9. Вычислить: http://free.megacampus.ru/xbookM0005/files/Form_08_016.gif.

Решение.http://free.megacampus.ru/xbookM0005/files/Form_08_017.gif

 Пример 10.Упростить выражение: http://free.megacampus.ru/xbookM0005/files/Form_08_018.gif

Решение.http://free.megacampus.ru/xbookM0005/files/Form_08_022.gif 

Пример 11.Сократить дробь http://free.megacampus.ru/xbookM0005/files/Form_08_023.gif, если http://free.megacampus.ru/xbookM0005/files/Form_08_024.gif

Решение.http://free.megacampus.ru/xbookM0005/files/Form_08_028.gif.

Пример 12.Освободиться от иррациональности в знаменателе дроби http://free.megacampus.ru/xbookM0005/files/Form_08_029.gif

Решение.В знаменателе имеем иррациональность 2-й степени, поэтому помножим и числитель, и знаменатель дроби на сопряженное выражение, то есть сумму чисел http://free.megacampus.ru/xbookM0005/files/Form_08_030.gif и http://free.megacampus.ru/xbookM0005/files/Form_08_031.gif, тогда в знаменателе будем иметь разность квадратов, которая и ликвидирует иррациональность.http://free.megacampus.ru/xbookM0005/files/Form_08_032.gif 


Практическая часть.

ВАРИАНТ - I

1. Упростите выражение:

2. Найдите значение выражения:

3. Представьте выражение в виде дроби, знаменатель которой не содержит знака корня

        

4. Сократите дробь                                                                       

5. Выполните действие

ВАРИАНТ - II

1. Упростите выражение:

2. Найдите значение выражения:

3. Представьте выражение в виде дроби, знаменатель которой не содержит знака корня

        

4. Сократите дробь                                             

5. Выполните действие

Сделайте вывод.

Контрольные вопросы:

  1. Дать определение арифметического корня.
  2. Свойства степеней с натуральным показателем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Презентация по теме: "Тождественные преобразования степенных выражений" для студентов 1 курса

Представлены тренажеры, материал для устного счета, самостоятельная работа, формулы...

Методическое пособие: презентация по алгебре студентов 1 курса"Тождественные преобразования степенных выражений"

Презентация по теме "Тождественные преобразования степенных выражений"Содержит теоретический материал, тесты, тренажеры, сам работу....

Методическая разработка к открытому уроку по математике для 1 курса "Преобразование степенных выражений"

Методическая разработка  посвящена к углублению математических знаний и истории колледжа. В процессе изучения темы обращаемся к страницам истории колледжа, потому что необходимо знать историю сво...

Презентация к открытому уроку по теме "Преобразование степенных, логарифмических выражений"

Презентация к открытому уроку по теме "Преобразование степенных, логарифмических выражений"...

Методическая разработка практического занятия по дисциплине Математика,раздел Алгебра и начала математического анализа, тема "Преобразование степенных выражений"

Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по математике  для обучающихся 1 курса специальности 34.02.01 "Сестринское дело" в соответствии с темат...