Рекомендации родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения, развития и социальной адаптации детей с ОВЗ
методическая разработка

Никитина Наталья Васильевна

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Лицей сервиса и индустриальных технологий»

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации

родителям (законным представителям)

по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения, развития и социальной адаптации детей с ОВЗ

 

 

 

 

 

Разработала педагог-психолог, преподаватель

Никитина Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2020

 

 

Рекомендации педагога-психолога

Родителям и лицам их заменяющих детей с ОВЗ

 

Как известно, родитель рождается вместе с ребенком. Как ребенок учится всему в этом мире, так и родитель учится своей новой роли. Но если ребенок имеет особые потребности в своем развитии, то и родителю следует получить особые знания.

 

      Ребенок с ограниченными возможностями здоровья во многом не похож на детей с нормальным развитием, не похож на нас с вами. Надо научиться понимать такого ребенка, по капле накапливая опыт общения. Надо быть чувствительным к его нуждам, к тем почти незаметным сигналам, которые он подает, пытаясь достучаться до нашего сознания. Педагог слушать и слышать, слышать и понимать, понимать и действовать. Игры, поступки, поведение детей с ограниченными возможностями, конечно, имеют свои особенности. Но нельзя забывать, что ребенок — это всегда ребенок.

 

      Каждый ребенок имеет повышенный интерес к определенной деятельности. Нужно определить эти участки и сконцентрировать свое внимание на занятиях, которые захватывают ребенка. Именно через это увлечение, через это любопытство, через этот повышенный интерес следует строить игровую деятельность и, в конце концов, реализовывать реабилитационную программу.

      Идите от интереса ребенка через его возможности — к решению его проблем.

 

 

Рекомендации родителям и лицам их заменяющих по коррекции агрессивного поведения у детей с ОВЗ

 

  • Работа с гневом. Обучите агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.
  • Помогите ребенку осваивать конструктивные способы преодоления препятствий, разрешения проблем; покажите, что есть более эффективные и безопасные для всех способы, чем физическое нападение; объясните, что агрессия дает только временный успех.
  • Не заражайте ребенка собственными агрессивными реакциями на какие-то события.
  • Формируйте способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.
  • Помогите ему лучше узнать себя и других людей. Не исключено, что ребенок ведет себя агрессивно, потому что не видит другого способа самоутвердиться или воспринимает мир как враждебный. Не унижайте и не оскорбляйте ребенка; обеспечьте ему чувство защищенности.
  • Объяснения, почему «нельзя», не должны быть долгими, иначе они неэффективны. Такой ребенок вряд ли будет понимать Вашу аргументацию, а, скорее всего, просто не услышит Вас.
  • Агрессивный ребенок нуждается, прежде всего, не в усмирении любой ценой, а в понимании его проблем и в помощи взрослого.

 

 

     

 

 

Рекомендации родителям и лицам их заменяющих по организации жизнедеятельности и воспитанию детей с РАС:

 

  • Самое важное - не маскировать диагноз
  • за якобы «более благозвучным» и «социально приемлемым». Не убегать от проблемы и не фиксировать все внимание на негативных аспектах диагноза, таких, как: инвалидность, непонимание окружающих, конфликты в семье и прочее. Гипертрофированное представление о ребенке, как о гениальном, также вредно, как и подавленное состояние от его не успешности.
  • Как можно раньше адаптировать ребенка к жизни в обществе; научить его справляться с собственными страхами; контролировать эмоции.
  • Необходимо без колебаний отказаться от терзающих иллюзий и выстроенных заранее планов на жизнь. Принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. Действовать исходя из интересов ребенка, создавая вокруг него атмосферу любви и доброжелательности, организовывая его мир до тех пор, пока он не научится делать это самостоятельно.
  • Помните, что аутизм - это расстройство развития ребенка, сохраняющееся на протяжении всей жизни и без Вашей поддержки ребенку будет сложно.

      Родители должны понимать, что жизнь не останавливается с рождением ребенка с ОВЗ, она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребенка, любить его таким, какой он есть, не проявляя излишнюю ненужную жалость. Важно для родителя знать особенности своего ребенка, уметь организовать досуг, помочь адаптироваться в этом сложном мире, научиться воспринимать ребенка с ограниченными возможностями здоровья, как ребенка со скрытыми возможностями.

  • Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой, как все.
  • Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
  • Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
  • Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
  • Предоставьте ребенку самостоятельность в действиях и принятии решений.
  • Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться Вами.
  • Не бойтесь отказать ребенку в чем-либо, если считаете его требования чрезмерными.
  • Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни какие гаджеты не заменят Вас.
  • Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.
  • Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
  • Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
  • Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
  • Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
  • Не изводите себя упреками. В том, что у Вас особый ребенок, Вы не виноваты!
  • Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.

      И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка с ОВЗ будут обязательно вознагражден!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_roditelyam_iz_obshchego_teksta.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Лицей сервиса и индустриальных технологий»

Рекомендации

родителям (законным представителям)

по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения, развития и социальной адаптации детей с ОВЗ

Разработала педагог-психолог

Никитина Н.В.

Санкт-Петербург

2020

Рекомендации педагога-психолога

Родителям и лицам их заменяющих детей с ОВЗ

Как известно, родитель рождается вместе с ребенком. Как ребенок учится всему в этом мире, так и родитель учится своей новой роли. Но если ребенок имеет особые потребности в своем развитии, то и родителю следует получить особые знания.

 

      Ребенок с ограниченными возможностями здоровья во многом не похож на детей с нормальным развитием, не похож на нас с вами. Надо научиться понимать такого ребенка, по капле накапливая опыт общения. Надо быть чувствительным к его нуждам, к тем почти незаметным сигналам, которые он подает, пытаясь достучаться до нашего сознания. Педагог слушать и слышать, слышать и понимать, понимать и действовать. Игры, поступки, поведение детей с ограниченными возможностями, конечно, имеют свои особенности. Но нельзя забывать, что ребенок — это всегда ребенок.

 

      Каждый ребенок имеет повышенный интерес к определенной деятельности. Нужно определить эти участки и сконцентрировать свое внимание на занятиях, которые захватывают ребенка. Именно через это увлечение, через это любопытство, через этот повышенный интерес следует строить игровую деятельность и, в конце концов, реализовывать реабилитационную программу.

      Идите от интереса ребенка через его возможности — к решению его проблем.

 

Рекомендации родителям и лицам их заменяющих по коррекции агрессивного поведения у детей с ОВЗ

 

  • Работа с гневом. Обучите агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.
  • Помогите ребенку осваивать конструктивные способы преодоления препятствий, разрешения проблем; покажите, что есть более эффективные и безопасные для всех способы, чем физическое нападение; объясните, что агрессия дает только временный успех.
  • Не заражайте ребенка собственными агрессивными реакциями на какие-то события.
  • Формируйте способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.
  • Помогите ему лучше узнать себя и других людей. Не исключено, что ребенок ведет себя агрессивно, потому что не видит другого способа самоутвердиться или воспринимает мир как враждебный. Не унижайте и не оскорбляйте ребенка; обеспечьте ему чувство защищенности.
  • Объяснения, почему «нельзя», не должны быть долгими, иначе они неэффективны. Такой ребенок вряд ли будет понимать Вашу аргументацию, а, скорее всего, просто не услышит Вас.
  • Агрессивный ребенок нуждается, прежде всего, не в усмирении любой ценой, а в понимании его проблем и в помощи взрослого.

 

     

Рекомендации родителям и лицам их заменяющих по организации жизнедеятельности и воспитанию детей с РАС:

  • Самое важное - не маскировать диагноз
  • за якобы «более благозвучным» и «социально приемлемым». Не убегать от проблемы и не фиксировать все внимание на негативных аспектах диагноза, таких, как: инвалидность, непонимание окружающих, конфликты в семье и прочее. Гипертрофированное представление о ребенке, как о гениальном, также вредно, как и подавленное состояние от его не успешности.
  • Как можно раньше адаптировать ребенка к жизни в обществе; научить его справляться с собственными страхами; контролировать эмоции.
  • Необходимо без колебаний отказаться от терзающих иллюзий и выстроенных заранее планов на жизнь. Принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. Действовать исходя из интересов ребенка, создавая вокруг него атмосферу любви и доброжелательности, организовывая его мир до тех пор, пока он не научится делать это самостоятельно.
  • Помните, что аутизм - это расстройство развития ребенка, сохраняющееся на протяжении всей жизни и без Вашей поддержки ребенку будет сложно.

      Родители должны понимать, что жизнь не останавливается с рождением ребенка с ОВЗ, она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребенка, любить его таким, какой он есть, не проявляя излишнюю ненужную жалость. Важно для родителя знать особенности своего ребенка, уметь организовать досуг, помочь адаптироваться в этом сложном мире, научиться воспринимать ребенка с ограниченными возможностями здоровья, как ребенка со скрытыми возможностями.

  • Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой, как все.
  • Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
  • Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
  • Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
  • Предоставьте ребенку самостоятельность в действиях и принятии решений.
  • Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться Вами.
  • Не бойтесь отказать ребенку в чем-либо, если считаете его требования чрезмерными.
  • Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни какие гаджеты не заменят Вас.
  • Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.
  • Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
  • Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
  • Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
  • Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
  • Не изводите себя упреками. В том, что у Вас особый ребенок, Вы не виноваты!
  • Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.

      И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка с ОВЗ будут обязательно вознагражден!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в студенческом общежитии.

Данная меиодическая разработка вводит в актуальные темы воспитательной деятельности, в частности, в процесс профессионального обучения в колледже и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без поп...

СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»

В современных условиях нестабильности социально-экономической ситуации большое значение приобретает вопрос  о социализации  обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья.Одним из ...

Статья "Проблемы социальной адаптации детей с РАС"

Дети с расстройством аутистического спектра являются одними из самых тяжело адаптируемых групп. Специалистам, работающими с такими детьми, нужно четко представлять возможности ребенка, особенности его...

Социальная адаптация детей-сирот

Программа содержит рекомендации по подготовке выпускников детских домов и лиц, оставшихся  без  попечения  родителей к самостоятельной  жизни....

Исследование уровня социальной адаптации детей-сирот

Работа позволит скоординировать усилия по организации процесса социальной адаптации воспитанников детского дома....

«Социальная адаптация детей-сирот при временной передачи в семьи»

laquo;Социальная адаптация детей-сирот при временной передачи в семьи»Проблема благополучия детей в полных семьях является основной задачей для всех родителей, которая имеет особую значимость и...