Социальная адаптация детей-сирот
рабочая программа
Программа содержит рекомендации по подготовке выпускников детских домов и лиц, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
siroty.docx | 46.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА г. ЕРМОЛИНО»
249027, Калужская область, г. Ермолино, К.Маркса, д. 1 тел. (48438) 6–79-97
РАССМОТРЕНО Педагогическим советом «___» _________ 20___ г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР_________/ Соболева Н.А. / | УТВЕРЖДЕНО Директор МОУ «СОШ г. Ермолино» _____________ /Косарева Н.В. / |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ»
Педагог-психолог: Татьянченко Наталья Петровна, кандидат психологических наук, доцент
г. Ермолино, 2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Система государственного попечения охватывает практически всех детей, нуждающихся в опеке, и создаёт материальные предпосылки для их полноценного развития и подготовки к взрослой жизни. Переход к самостоятельной жизни – важный момент в жизни любого молодого человека, и того, кто покидает учреждение интернатного типа, и, того, кто уходит из родительской семьи во взрослую жизнь. Этот переход к независимой жизни связан с серьёзными стрессами.
Государство берёт на себя обязательство по решению основных проблем ребёнка: обучение, воспитание, обеспечение детей-сирот самым необходимым. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым в реальности они оказываются неготовыми.
Процесс социализации (включение в систему социальных отношений) даже при благоприятном стечении обстоятельств разворачивается неравномерно и может быть чреват рядом сложностей, тупиков, требующих совместных усилий специалистов и сирот. Если сравнить процесс социализации с дорогой, по которой должен пройти ребёнок – сирота из мира детства в мир взрослых, то она не везде выложена ровными плитами и не всегда сопровождается чёткими дорожными указателями.
Сама организация жизнеспособности детей в интернатных учреждениях и детей-сирот устроена таким образом, что у них формируется только одна позиция – позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта роль реализуется человеком в течение всей его жизни и удерживает детей – сирот в инфантильной иждивенческой позиции, блокирует проявление потенциальных возможностей. В связи с трудностями социализации не решаются и задачи адаптации.
Цель программы: подготовка выпускников детских домов и лиц, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни.
Задачи программы:
1. Повышение уровня социальной адаптации (развитие навыков коммуникационной культуры, формирование потребности в общении, интимно – личностных отношений).
2. Информационное обеспечение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, начинающих свою трудовую деятельность по вопросам профессионального самоопределения, трудоустройства, проблемам молодёжного рынка труда с учётом наклонностей, интересов и способностей.
3. Включение в адаптационный процесс интерактивных технологий (имитационных игр: сюжетно–ролевая, дидактическая, аттестационная, рефлексивная), позволяющих выпускникам детских домов и детям, оставшимся без попечения родителей, в игровой форме «проживать» различные ситуации, проектировать способы действия предложенных моделей до встречи с ними в реальной жизни.
Целевая группа: дети, оставшиеся без попечения родителей и дети-сироты.
Формы работы: групповые, индивидуальные.
Методы работы: тренинг, тестирование, профдиагностика, наблюдение.
Материальное обеспечение:
1. Помещение для занятий;
- Техническое оснащение (магнитофон, видеомагнитофон и телевизор);
- Доска, мел, канцелярские товары.
Кадровое обеспечение программы:
1. Ведущий специалист программы – педагог-психолог МОУ «СОШ г. Ермолино».
2. Специалисты образовательного учреждения – социальный педагог, психолог.
3. Наличие у ведущего специалиста программы психологического образования.
4. Для эффективного решения задач программы, необходимо взаимодействие всех специалистов, задействованных в реализации программы.
Реализация программы:
Программа рассчитана на 9 занятий с интервалом 1раз в месяц.
Продолжительность занятия: 1,5 часа.
Количество участников: 10 – 20 человек.
Основные мероприятия, проводимые в рамках программы:
- Разработка основных направлений деятельности (апробирование индивидуальных и групповых форм работы).
- Формирование группы подростков, желающих участвовать в программе из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
- Работа в группах, направленная на поиск внутренних ресурсов – психологическая группа.
- Социально-психологическое сопровождение выпускников детских домов (консультирование специалистами центра, поддержка, работа по запросу).
Этапы программы:
Диагностический этап:
- Изучение научной и методической литературы по проблеме исследования.
- Изучение особенностей социальной среды и социальной ситуации, в которой находятся участники программы.
- Диагностика наиболее типичных трудностей, возникающих в процессе адаптации подростков к самостоятельной жизни.
Комплексная методика оценки социального поведения (компетенции), используемая для обследования состоит из двух основных методик: «Изучение уровня развития социальных навыков», «Изучение социальных сетей». Методика была разработана в Центре социологии образования РАО Д.Н. Хломовым, С.А. Баклушинским и О.Ю. Казьминой. В настоящее время она является базовой для построения тренинговых технологий в работах по социальной адаптации лиц с нарушениями социального поведения.
Организационно-деятельный этап:
1.Корректировка программы с учётом полученных диагностических данных.
2. Реализация системы занятий по программе.
Итоговый этап:
- Совместный анализ занятий со специалистами образовательного
учреждения, принимающими участие в реализации программы.
- Диагностика изменений, произошедших с подростками в ходе реализации программы.
- Психолого-педагогический анализ результативности программы в целом.
- Определение перспектив реализации данной программы в дальнейшем.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
Направление в работе | Краткое содержание работы |
Формирование Я-концепции | Моё «Я» как внутренний мир. В гармонии ли «Я» с собой. Взаимодействие моего «Я» с окружающим миром. Жизненная позиция. |
Правовая ориентация | Перечень документов, которые необходимы выпускнику. |
Валеологическая ориентация | Факторы, угрожающие здоровью человека. Алкоголь и его влияние на здоровье. Наркомания. Табакокурение. Влияние состояния здоровья на выбор профессии и формирование семьи. |
Социально-бытовая ориентация | Рациональные потребности человека. Потребность в жилье. Особенности поведения человека в различных жизненных ситуациях. |
Профессиональная и трудовая ориентация | Льготы для выпускников детских домов и детей, оставшихся без попечения родителей. Устройство на работу. Безработица. |
Семейная ориентация | Роль семьи в жизни человека. Любовь. |
Финансово-экономическая ориентация | Бюджет. Экономия. Основные экономические понятия. |
Для определения уровня успешности социальной адаптации будут использоваться следующие показатели:
- Уровень развития социальных навыков.
- Уровень развития социального поведения – фактор, определяющий успешность его адаптации в социальной среде и позволяющий успешно реализовывать внутренний потенциал личности или не позволяющий сделать это.
Ожидаемые результаты:
Реализация программы позволит сформировать навыки, необходимые для дальнейшей успешной самостоятельной жизни детей-сирот и лиц из их числа:
- Умение управлять своим эмоциональным состоянием.
- Овладение подростками навыков самопознания и самопринятия.
- Выработка навыков коммуникативной культуры.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
Период | Кол-во часов | Тема занятия | Структура занятия | Задачи занятия |
Сентябрь | 1,5 часа | «Знакомство» |
|
|
Октябрь | 1,5 часа | «Общение и умение слушать» |
|
|
Ноябрь | 1,5 часа | «Будь готов» |
|
|
Декабрь | 1,5 часа | «Сделай выбор» |
|
|
Январь | 1,5 часа | «Поиск работы – это тоже работа» |
|
|
Февраль | 1,5 часа | «У нас будет своя семья» |
|
|
Март | 1,5 часа | «Имитационная игра» |
|
|
Апрель | 1,5 часа | Бизнес-игра «Деловые ребята» |
|
|
Май | 1,5 часа | Итоговое занятие по исследованию социальной компетенции |
|
|
ЛИТЕРАТУРА
- Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003. – 324с.
- Абрамова И.Г. Рискология – наука о поведении человека в ситуации выбора. – Спб: СПбГУП,1999. – 127с.
- Абрамова И.Г. Игротехнические приёмы (Рекомендации для организации игровых занятий в школе). – СПб, 1992. – 113с.
- Аникеева Н.Т. Воспитание игрой. – М., 1987. – 424с.
- Былеева Л.В. и др. Подвижные игры. – М., 1974. – 326с.
- Биндюков М., Соломин И., Ткачёв М. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – М., 1999. – 232с
- Грецов А. Тренинг общения для подростков. – ЗАО Издательский дом Питер, 2006. – 323с.
- Детская психодиагностика и профориентация / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Серия «Учебники, учебные пособия» – Ростов н / Д: « Феникс», 1999. – 328с.
- Куган Б.А. Социально-трудовая адаптация детей группы социального риска. Курган – Челябинск, 1995. – 237с.
- Консультирование детей в психолого-педагогическом Центре – научно-методическое пособие. – М., 1998. – 321с.
- Минкова Э. А. Особенности личности ребёнка, воспитывающегося вне семьи. // Очерки. о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. – М.: ТОО «Симс»,1995. – 127с.
- Преодоление трудностей социализации детей-сирот. / Под редакцией Л.В. Байгородовой. – 270с.
- Рудестан К. Групповая психотерапия. – Спб.,1998. – 463с.
- Сапрыкина Т.Н. Решение проблем социальной адаптации воспитанников (из опыта работы детских домов) //Сиротство России: право ребёнка на семью. Материалы конференции. – 362с.
- Семья Г.В., Левин С.А., Панов А.И., Юдицева Н.Н. Социально-психологические технологии постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей /Под науч. ред. Г.В. Семья. – М.: СИМС, 1999. – 244с.
- Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. – М., 2000. – 217с.
- Кэррэл С. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М., 1998. – 274с.
- Прутченков А. С. Социально- психологический тренинг в школе. – М., 2001. – 327с.
- Психогимнастика в тренинге. / Под редакцией Н.Ю. Хрящевой. – СПб., 1998. – 193с.
- Хейзинг. Человек играющий. В тени завтрашнего дня. – М.,1999. – 281с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа по социальной педагогике. Адаптация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в учреждениях социальной защиты детства
Адаптация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в учереждениях социальной защиты детства. Выполнила Савкова Светлана Алексеевна ученица Вешенского педагогического колледжа имини М.А Ш...
Особенности социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся ьез попечения родителей
Что такое социальная адапртация. Типы и показатели социальной адаптации. Алгоритм работы по социальной адаптации в учебном заведении. Трудовая и профессиональная адаптация....
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
СОДЕРЖАНИЕ Паспорт Программы 1. Пояснительная записка 2. Концептуальная ча...
Социальная и профессиональная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ГБПОУ МО «ИПТ»
Доклад адресован руководителям, преподавателям, мастерам производственного обучения профессиональных образовательных учреждений. Также особый интерес доклад может представля...
Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в студенческом общежитии.
Данная меиодическая разработка вводит в актуальные темы воспитательной деятельности, в частности, в процесс профессионального обучения в колледже и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без поп...
Исследование уровня социальной адаптации детей-сирот
Работа позволит скоординировать усилия по организации процесса социальной адаптации воспитанников детского дома....
«Социальная адаптация детей-сирот при временной передачи в семьи»
laquo;Социальная адаптация детей-сирот при временной передачи в семьи»Проблема благополучия детей в полных семьях является основной задачей для всех родителей, которая имеет особую значимость и...