Статья "Проблемы социальной адаптации детей с РАС"
статья
Дети с расстройством аутистического спектра являются одними из самых тяжело адаптируемых групп. Специалистам, работающими с такими детьми, нужно четко представлять возможности ребенка, особенности его психологического и физического поведения, а также биологические признаки развития отклонения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С РАС" | 21.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С РАС
Андреева Альбина Марсовна
учитель
МБОУ «СОШ № 7»
г. Нефтеюганск
Дети с расстройством аутистического спектра являются одними из самых тяжело адаптируемых групп. Специалистам, работающими с такими детьми, нужно четко представлять возможности ребенка, особенности его психологического и физического поведения, а также биологические признаки развития отклонения.
Главная проблема социальной адаптации заключается в том, что ребенок с РАС не может технически не может социализироваться, поскольку нарушения проявляются на уровне самой связи с окружающим миром. В такой ситуации не помогут приобретенные профессиональные и другие навыки.
Важной особенностью является то, что семья, воспитывающая ребенка с РАС, весьма ограничена в своих действиях. Таких детей практически невозможно отдать в садик, с ними ложно выйти в общественные места, поскольку очень сложно предугадать их поведение. Все это оказывает колоссальное влияние на психику ребенка, а также, по факту, изолирует его от внешнего мира. [1]
В целом, можно выделить несколько основных трудностей социальной адаптации детей с РАС:
- Сложности со взаимодействием с другими людьми.
- Малая эмоциональная активность
- Отклонения в психической и интеллектуальной сферах (нарушение речи, памяти, восприятия и т.д.)
Ребенок не может адекватно воспринимать окружающею среду, а значит нахождение в ней вызывает дискомфорт. Это усугубляется тем, что дети с РАС зачастую имеют гиперчувствительность к свету или громкому шуму.
Особое место занимают проблемы с речью: непосредственные и отставленные во времени эхолалии, неологизмы, вычурное, например, скандированное, произношение, необычная протяжная интонация, рифмование, применение в отношении самих себя местоимений и глаголов во 2-м и 3-м лице. [2]
Как уже было сказано, поведение детей с РАС трудно предугадать. Очень часто, они могут совершать однообразные действия в течении долгого времени, превращая это в своеобразную игру. Нередко проявляется и чрезмерный интерес к некоторым повседневным вещам, которое переходит в одержимость. Ребенок не дает трогать этот предмет, передвигает его с места на места или совершает с ним зацикленные действия. [4]
Для детей с РАС характерно равнодушное отношение к родственникам. Иногда они не видят отличие между живыми и неодушевлёнными предметами. Особое место занимает отношения с матерью. Ребенок может не замечать её или даже относится негативно к её присутствию. Случается и обратная ситуация, когда ребенок не может вынести разлуку с матерью. Вообще, принято считать, что дети с РАС стремятся к одиночеству, поскольку только тогда чувствуют себя более или менее комфортно.
Подведя итог, можно сказать, что создание социальной адаптации детей с РАС протекает в очень сложной форме. Это обусловлено совокупностью проблем, которые должны быть решены специалистам. Очень многое становится на пути взаимодействия таких детей с окружающей средой и общения с другими людьми. Стоит учитывать и некоторые психологические особенности ребенка: социофобия, негативизм, агрессивное непредсказуемое поведение. Часто это является своего рода защитным механизмом ребенка. Даже самые элементарные повседневные навыки могут развиться достаточно поздно. Но даже они не всегда могут применятся в других, отличных от комфортной среды, ситуациях, а порой ребенок может даже их лишится. [3]
В Нефтеюганской школе-интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится комплекс социально-педагогических работ для поддержания и развития детей с РАС, главная цель которого, это преодоление аффективной патологии, а также процесс социализации.
Первый этап работ, то создание зоны комфортна для обучающегося. Сюда входит обстановка школьного класса, в котором ребенок может все обследовать и изучить. Это положительно сказывается на его психологическом состоянии. Комната также должна быть хорошо звукоизолирована, чтобы ничего не отвлекало от процесса обучения. Педагог также должен говорить не громким голосом и не носить одежду в особенно ярких тонах. Если обучающийся по каким-то физическим или психологическим причинам не хочет выполнять поставленную задачу, то на продолжении работы настаивать не следует. В общем, создание комфортной обстановки – это залог продуктивного обучения.
Второй этап заключается в постоянном сопровождении обучающегося со стороны взрослого. Цель педагога в данном случае заключается в поддержке и ободрении, поскольку это позволяет выйти на новый уровень во взаимоотношении с миром: ребенок будет чувствовать себя уверенней и с большой охотой начнет постигать новые знания. Очень важно чувствовать настроение обучающегося и стараться предугадать его дальнейшие действия для того, чтобы затем направить его активность в нужную сторону. Ребенок с аутизмом имеет достаточно скудный эмоциональный и интеллектуальный опыт, и поэтому стоит уделить этому особенное внимание, поскольку дальнейший процесс социализации невозможен без определенных навыков и умений.
Следующая стадия состоит из предоставления обучающемуся определенных стимулов к работе. К примеру, если ребенок любит рвать и мять бумагу, то стоит включить в программу занятия с аппликациями. Это позволит привить интерес к обучению, а также положительно повлияет на моторику рук и творческое восприятие. Главное заключается в том, чтобы создать эффективный процесс, который останется в памяти у обучающегося и пригодится ему в дальнейшем. Если у него что-то не получается, то и не нужно уделять этому много времени, поскольку эффективность такого обучения существенно снижается. Нужно быть готовым к тому, что реакция на одно и то же занятие, ситуацию у разных детей с РАС может быть разой: на что один отреагировал вполне нормально, у другого может вызвать резко отрицательную реакцию. Кроме этого, один и тот же ребенок может вести себя не одинаково в похожих ситуациях. Тут нужно не бояться экспериментировать. В случае, если обучающийся принял предложенное, следует развивать ситуацию, если же возникла реакция отторжения, нужно остановить урок. Безусловно, это потребует от педагога или психолога гибкости, позволяющей действовать в зависимости от развития событий. [2]
Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья также сотрудничает с городской библиотекой семейного чтения, проводя совместные внеклассные занятия. Знакомство обучающегося с РАС с книгой приводит к очень позитивным результатам. Ребенку нравится разглядывать яркие и красочные картинки и слушать рассказ учителя. Такие занятия совмещают в себе элементы отдыха, игры и обучения. Прививают любовь к литературе, тренируют усидчивость и внимательность.
Все в совокупности позволяет добиться положительной динамики в преодолении патологии. Стоит заметить, что педагог должен иметь большой запас терпения и быть настроен на долгую кропотливую работу, поскольку какие-то заметные результаты будут не скоро.
С возрастом, проблемы социальной адаптации становятся только острее. А значит, что комплекс психологическо-педагогической помощи в адаптации детей с РАС должен быть нацелен на наиболее раннею социализацию ребенка. При этом стоит сформировать средства взаимодействия с окружающим миром и обеспечить прогресс бытовой адаптации, что позволит ребенку включится в повседневную жизнь наравне со сверстниками.
Литература:
- Гилберт К., Питерс Т. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие. Книга для педагогов-дефектологов. — Пер. с англ. О.В. Деряевой; под науч. ред. Л.М. Шипицыной; Д.Н. Исаева. — М.: Владос, 2005. — 144 с. — (Коррекционная педагогика).
- Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.: Теревинф, 2005.
- Нуриева, Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: Методические разработки / Л.Г. Нуриева. - М.: Теревинф, 2016. - 106 c.
- Питерс К. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. – М.: Владос, 2002. - 241 c.
- Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 176 c.
- Янушко, Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия / Е.А. Янушко. - М.: Теревинф, 2016. - 128 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа по социальной педагогике. Адаптация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в учреждениях социальной защиты детства
Адаптация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в учереждениях социальной защиты детства. Выполнила Савкова Светлана Алексеевна ученица Вешенского педагогического колледжа имини М.А Ш...
Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в студенческом общежитии.
Данная меиодическая разработка вводит в актуальные темы воспитательной деятельности, в частности, в процесс профессионального обучения в колледже и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без поп...
СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»
В современных условиях нестабильности социально-экономической ситуации большое значение приобретает вопрос о социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.Одним из ...
Социальная адаптация детей-сирот
Программа содержит рекомендации по подготовке выпускников детских домов и лиц, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни....
Исследование уровня социальной адаптации детей-сирот
Работа позволит скоординировать усилия по организации процесса социальной адаптации воспитанников детского дома....
Рекомендации родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения, развития и социальной адаптации детей с ОВЗ
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Лицей сервиса и индустриальных технологий» Рекомен...
«Социальная адаптация детей-сирот при временной передачи в семьи»
laquo;Социальная адаптация детей-сирот при временной передачи в семьи»Проблема благополучия детей в полных семьях является основной задачей для всех родителей, которая имеет особую значимость и...