Исследование уровня социальной адаптации детей-сирот
опыты и эксперименты

Панурская Наталья Ивановна

Работа позволит скоординировать усилия по организации процесса социальной адаптации воспитанников детского дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_1.docx50.96 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Емельяновский детский дом»

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

РАБОТА

по теме:

«Исследование социальной адаптации детей  детского дома»

Выполнила: Панурская Н.И.

Ни для кого не секрет, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. О чём свидетельствуют статистические данные, представленные в ежегодных государственных докладах «О положении детей в Российской Федерации». Причём лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти их родителей. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях, и число их растёт катастрофически. Это вызвано продолжающимся ухудшением жизни российской семьи, её нравственных устоев и, как следствие, изменением отношения к детям.

Неутешительна статистика о тех, кто вырастает и покидает детские дома и интернаты. Ежегодно десятки тысяч сирот выходят из сиротских учреждений в самостоятельную жизнь, и большинство из них плохо адаптируются к такой жизни. В результате – безработица, нищета, преступность, становятся алкоголиками или наркоманами, кончают жизнь самоубийством. И только 10% удаётся адаптироваться в обществе. Общество в их лице теряет полноценную смену поколений и «испытывает» проблемы с их поведением.

Ведущими причинами «социального сиротства» являются: лишение родительских прав (до 70%);

отказ от воспитания ребёнка (до 20%);

пребывание родителей в местах заключения (до 10%).

Следовательно, в наших учреждениях не созданы условия для полноценного формирования личности, нет основы для оптимального включения воспитанника в обычную жизнь страны.

Дети не ориентированы на достижение более высоких профессиональных перспектив: более 80% детей-сирот ожидают направлений в ПТУ, лишь 10% мечтают о среднем специальном и высшем образовании. Трудности и просчёты социальной адаптации очевидны при сопоставлении ответов воспитанников и выпускников, поживших самостоятельно. Внутри учреждения воспитанники не ощущают особых проблем, их ожидания радужны и рассчитаны на дальнейшую помощь и опеку государства. Жизнь выпускников вне воспитательного учреждения выдвигает перед ними проблемы, которые они не всегда могут преодолеть самостоятельно. Это касается не только стороны их быта, отношение к работе, но и сохранения своего здоровья, организации свободного времени, опыта создания семьи и воспитания детей.

У воспитанников детских домов масса проблем. Одна из основных – успешно влиться в общество и самостоятельно строить свою жизнь достойную Человека. Основная миссия детского дома – помочь в социальной адаптации воспитанников.

Цель исследования заключается в выявлении особенностей социальной адаптации детей в детском доме.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие

задачи:

  1. Проанализировать особенности социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

  2. Измерить уровень социальной адаптации воспитанников КГКУ «Емельяновский детский дом» и их сверстников, живущих в полных семьях.
  3. Диагностирование эмоциональных связей, то есть взаимных симпатий между воспитанниками групп-семей.

Объект исследования: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (воспитанники детского дома), дети проживающие в семьях.

Предмет исследования: особенности социальной адаптация детей в детском доме.

Гипотеза: имеется взаимосвязь между социальной адаптацией и социометрическим статусом детей проживающих в детском доме, у детей с низким уровнем социальной адаптации социометрический статус также низкий, характер взаимосвязи не зависит от пола ребёнка.

Методы исследовательской работы:

  1. Теоретические: анализ литературы по данной теме, изучение документации специалистов детского дома.
  2. Эмпирические: для измерения уровня социальной адаптации используется опросник социально-психологической адаптации Карла Роджера и Ричарда Даймонда; методы математической обработки информации; для диагностики эмоциональных связей, то есть взаимных симпатий между членами группы используется социометрический тест Джекоба Морено.

Практическая значимость: работа позволит скоординировать усилия по организации процесса социальной адаптации воспитанников детского дома.

  1. Общая характеристика места проведения исследования

Я проводила научно – исследовательскую работу на базе КГКУ «Емельяновский детский дом». Данное учреждение создано с целью создания благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности, обеспечения социальной защиты, охраны и укрепления здоровья воспитанников, их прав и законных интересов. В детском доме 60 воспитанников: 8 групп-семей, в которых проживают разнополые дети от 8 до 16 лет.

Основными задачами Учреждения являются:

  • создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности, её самореализации и самоопределению;
  • обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников;
  • обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников;
  • обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства воспитанников при осуществлении образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в лицензии воспитание детей различных национальностей в духе толерантности, мира и взаимопомощи;
  • охрана прав и интересов воспитанников.

2.1 Организация и проведение исследования

Для измерения уровня социальной адаптации используется методика К. Роджерса и Р. Даймонда. Д а н н а я м е т о д и к а р а з р а б о т а н а с ц е л ь ю д и а г н о с т и к и неприспособленности, выявления отклонений в психологическом состоянии воспитанников детского дома, анализа и предотвращения проблем на начальном этапе их возникновения. Предназначена для воспитанников 12–17 лет.

Описание методики:

Методика состоит из 101 утверждения, которые испытуемый оценивает по 7-балльной шкале (от 0 до 6 баллов), как свойственные и не свойственные ему (от 0 – совершенно ко мне не относится, до 6 – точно про меня).

Для диагностики эмоциональных связей, то есть взаимных симпатий между членами группы используется социометрия Джекоба Морено.

Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Социометрическая карточка или социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т.д.). Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

107.7

Адаптация

Дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

126

68 -170

Адаптация

Школьники

94

Дезадаптация

80.3

68 – 170

Дезадаптация

34

Принятие себя

42.6

22 – 52

Принятие себя

17.5

Непринятие себя

14

14 – 35

Непринятие себя

20.3

Принятие других

22

12 – 30

Принятие других

18

Неприятие других

14.5

14 – 35

Неприятие других

22.5

т        Эмоциональный

25.2

14 – 35

т        Эмоциональный

19.7

Эмоциональный

15.2

14 – 35

Эмоциональный

42.7

Внутренний контроль

49

25 – 65

Внутренний контроль

25.4

Внешний контроль

18

15 – 45

Внешний контроль

8.2

Доминирование

8.3

6 – 15

Доминирование

17.6

Ведомость

17.3

12 – 30

Ведомость

16.2

Уход от решения проблем

15.6

10 – 25

Уход от решения проблем

Из таблицы 1 мы видим, что дезадаптация детей-сирот (неадекватность поведения нормам, требованиям той системы общественных отношений, в которую включен человек), хоть и находится в пределах нормы, но все же гораздо выше, чем у их сверстников, живущих в семьях. У детей-сирот так же выше уровень непринятия себя (расхождение между «Я – идеальным» и «Я – реальным» представлениями о себе), непринятие других, эмоциональный дискомфорт, внешний контроль. Как дети, живущие в семьях, так и дети- сироты ведомы. Уровень ухода от решения проблем у воспитанников превышает аналогичный показатель учащихся. В целом анализ данных показателей позволяет сделать вывод о том, что социальная адаптация воспитанников детского дома хоть и находится в пределах нормы, но немного ниже, чем у их сверстников, воспитывающихся в семьях.

Таким образом, чрезмерная опека и забота воспитателей лишает детей самостоятельности. Дети, которые с раннего возраста живут в закрытых детских учреждениях, растут в условиях дефицита общения. Казалось бы, что в подобных условиях, следует ожидать у воспитанников детских домов сравнительно высокого уровня умения организовать себя, планировать свое поведение. Как показали исследования, проведенные в детском доме, это далеко не так.

У воспитанников твердый режим дня, постоянные указания взрослых, что следует делать в тот или иной момент времени, контроль со стороны воспитателей – все это лишает детей необходимости самостоятельно планировать и контролировать свое поведение, формирует привычку к

«пошаговому выполнению чужих указаний».

Ребенок, воспитывающийся в семье, оказывается в менее жесткой ситуации требований и контроля, имеет возможность соучаствовать в сложной разнообразной деятельности взрослых (ремонтировать с отцом

телевизор, готовить с мамой обед), учиться выполнять не только отдельные операции, но и усваивает достаточно сложные программы планирования, организации и контроля своей деятельности. В семье усвоение сложных элементов деятельности, развитие внутреннего планирования действий происходит не в ситуации специального обучения, а естественного включения в контекст привлекательных для ребенка видов деятельности.

То, что в семье дается ребенку стихийно, без специально обозначенных усилий родителей, воспитанник детского дома может получить лишь ценой огромной целенаправленной работы педагогического коллектива.

Мы исследовали уровень социальной адаптации у мальчиков и девочек, воспитывающихся в детском доме с целью выявления отклонений в психологическом состоянии, анализа и предотвращения проблем на начальном этапе их возникновения.

Таблица 2. Первичные показатели уровня социальной адаптации воспитанников детского дома

Мальчики

Адаптация

Дезадаптация

Принятие себя

Непринятие себя

Принятие других

Неприятие других

т        Эмоциональный

Эмоциональный

Внутренний контроль

Внешний контроль

Доминирование

Ведомость

Уход от решения проблем

68–170

68–170

22–52

14–35

12–30

14–35

14–35

14–35

26–25

18–45

6–15

10–25

10–25

106.2

90.2

32

16.7

20.5

18.8

24.2

18.3

39.7

25

8.8

17.5

17

Девочки

Адаптация

Дезадаптация

Принятие себя

Непринятие себя

Принятие других

Неприятие других

т        Эмоциональный

Эмоциональный

Внутренний контроль

Внешний контроль

Доминирование

Ведомость

Уход от решения проблем

109.2

97.8

36

18.2

20

17

20.8

21.2

45.7

25.8

7.5

17.7

15.3

Из таблицы 2 мы видим, что дезадаптация девочек хоть и находится в пределах нормы, но немного выше, чем у мальчиков, таким образом, девочки склонны к неадекватному поведению норм и требований в обществе. Как мальчики, так и девочки принимают себя, принимают других, ведомы. У мальчиков выше эмоциональный комфорт, а у девочек выше эмоциональный дискомфорт. Уровень эскапизма у мальчиков в пределах нормы, но немного выше, поэтому они стремятся в ситуациях кризиса, бессилия, отчуждения уйти от действительности в мир иллюзий и фантазий.

В целом, анализ данных позволяет сделать вывод о том, что социальная адаптация мальчиков детского дома немного выше, чем у девочек, мальчики лучше приспосабливаются к условиям социальной среды.

120

100

80

60        Адаптация

Дезадаптация

40

20

0

Мальчики


Девочки

Рекомендации:

  • включать воспитанников в разнообразные виды деятельности для полноценного развития;
  • в воспитательной работе сделать акцент не на формальное дисциплинирование, воспитание послушания, а на развитие личностного потенциала каждого ребенка;
  • одна из важнейших проблем в детском доме – потребность детей- сирот в любви. Депривация этой потребности влечет множество нарушений в развитии личности воспитанников. Учитывая это, а так же эмоциональную перегрузку воспитателей, рекомендуем уделять каждому ребенку персонально 15–20 минут в день, но в эти минуты сосредоточить свое внимание исключительно на нем;
  • учитывая потребность у воспитанников детского дома в неформальном общении с взрослыми, искажением его форм, а так же то, что общение – ведущая деятельность для подростков, неумение конструктивно общаться, ведет к значительным трудностям в социальной адаптации воспитанников, в повседневном общении с детьми воспитателям необходимо использовать технологии развивающего общения;
  • использовать полученные нами данные для реструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности, чтобы социальная адаптация имела положительную динамику.

Поскольку мы проводили одноактную социометрию, мы не можем говорить о динамике взаимоотношений в группе, а только о срезе, одномоментной «фотографии» социометрической структуры группы.

Требуется дальнейшее наблюдение и изучение причин низкого статуса у некоторых детей.

Сводная по взаимной симпатии между члена групп, девочек и мальчиков (Таблица № 3)

70

60

50

40

30                 


зона звездный зона предпочтения

зона пренебрежения зона отвергнутых

20

10

0

Мальчики


Девочка

Заключение

В процессе теоретического изучения данной проблемы мы рассмотрели понятия «адаптация» и «эмоциональные связи». Выяснили, что целью социальной адаптации является воспитание у ребенка чувства долга, социальной защищенности и подготовка к будущей взрослой жизни. Основной миссией детского дома является подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в современном обществе, но в настоящее время уровень этой подготовки нельзя признать достаточным. От того, насколько сумеет подготовить детский дом воспитанников к этой самостоятельной жизни, и будет зависеть успешность их дальнейшего жизненного пути.

Результаты проведенного исследования подтвердили существующую гипотезу что у детей с низким уровнем социальной адаптации социометрический статус тоже низкий, и характер взаимосвязи не зависит от пола ребенка.

Для нормального развития личности необходимо удовлетворение не только биологических, но и социальных, духовных потребностей.

Если удалось воспитать личность с осознанным отношением к себе, другим, обществу, Родине и т.д., личность с активной жизненной позицией, умеющую строить жизненную перспективу, конструктивно решать конфликты, умеющую взаимодействовать с окружающими, – то можно смело прогнозировать успешную социальную адаптацию такой личности

Социальная адаптация является одной из важнейшей сторон процесса социализации. Но если социализация представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает активное освоение человеком или группой новой социальной среды в относительно короткий промежуток времени.

Воспитанник становится полноценным членом общества, усваивающим социальные нормы и культурные ценности.

Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и в то же время – способность противостоять ему в тех жизненных коллизиях, которые препятствуют саморазвитию, самоопределению, самореализации.

Литература

  1. ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 1996 год.
  2. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» 1998 год.
  3. Альманах психологических тестов. – М.: «КСП», 1995, 400 с.

  1. Астониц М. «Дети – сироты в России: социокультурная обусловленность личностных характеристик ребёнка в условиях депривации» // Вестник Евразии, 2004. №3
  2. Беличева С.А. Социально – педагогические методики оценки социального развития дезадаптированных подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы: 1995, №1
  3. Владимирова Л. Дети и общество // Грани общества. – 1999. – август. – с. 8–9
  4. Гологузова М.Н. Социальная педагогика. М., 1999

  1. Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
  2. Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот. Совремённые проблемы и перспективы в условиях рынка. // Социальные проблемы сиротства. – М., 1992
  3. Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков. Под редакцией С.А. Беличевой и И.А. Коробейникова. – М., 1995
  4. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. – М., 1998 – 110 с.
  5. Ежов И.В. Введение        в        психологию        духовного        развития        личности ребёнка // психологические основы духовной педагогики. М, 1997 – 56 с.

1 3 .        Ж м ы р и к о в А. Н.        Диагностика        социально- психологической адаптированности в новых условиях деятельности и общения.

  1. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989

  1. Кондратьев М.Ю. социальная психология закрытых образовательных учреждений. – СПб.: Питер, 2005. – 304 с.
  2. Кривцова С.В. Подросток на перепутье эпох. Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. М., 1997
  3. Кулаков С.А. на приеме у психолога – подросток. – СПб. Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, издательство «Союз», 2001

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа по социальной педагогике. Адаптация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в учреждениях социальной защиты детства

Адаптация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в учереждениях социальной защиты детства. Выполнила Савкова Светлана Алексеевна ученица Вешенского педагогического колледжа имини М.А Ш...

Особенности социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся ьез попечения родителей

Что такое социальная адапртация. Типы и показатели социальной адаптации. Алгоритм работы по социальной адаптации в учебном заведении. Трудовая и профессиональная адаптация....

Социальная и профессиональная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ГБПОУ МО «ИПТ»

    Доклад адресован руководителям, преподавателям, мастерам производственного обучения профессиональных  образовательных учреждений. Также особый интерес доклад может представля...

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в студенческом общежитии.

Данная меиодическая разработка вводит в актуальные темы воспитательной деятельности, в частности, в процесс профессионального обучения в колледже и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без поп...

Социальная адаптация детей-сирот

Программа содержит рекомендации по подготовке выпускников детских домов и лиц, оставшихся  без  попечения  родителей к самостоятельной  жизни....

«Социальная адаптация детей-сирот при временной передачи в семьи»

laquo;Социальная адаптация детей-сирот при временной передачи в семьи»Проблема благополучия детей в полных семьях является основной задачей для всех родителей, которая имеет особую значимость и...