Исследование уровня социальной адаптации детей-сирот
опыты и эксперименты
Работа позволит скоординировать усилия по организации процесса социальной адаптации воспитанников детского дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_1.docx | 50.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Емельяновский детский дом»
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
РАБОТА
по теме:
«Исследование социальной адаптации детей детского дома»
Выполнила: Панурская Н.И.
Ни для кого не секрет, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. О чём свидетельствуют статистические данные, представленные в ежегодных государственных докладах «О положении детей в Российской Федерации». Причём лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти их родителей. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях, и число их растёт катастрофически. Это вызвано продолжающимся ухудшением жизни российской семьи, её нравственных устоев и, как следствие, изменением отношения к детям.
Неутешительна статистика о тех, кто вырастает и покидает детские дома и интернаты. Ежегодно десятки тысяч сирот выходят из сиротских учреждений в самостоятельную жизнь, и большинство из них плохо адаптируются к такой жизни. В результате – безработица, нищета, преступность, становятся алкоголиками или наркоманами, кончают жизнь самоубийством. И только 10% удаётся адаптироваться в обществе. Общество в их лице теряет полноценную смену поколений и «испытывает» проблемы с их поведением.
Ведущими причинами «социального сиротства» являются: лишение родительских прав (до 70%);
отказ от воспитания ребёнка (до 20%);
пребывание родителей в местах заключения (до 10%).
Следовательно, в наших учреждениях не созданы условия для полноценного формирования личности, нет основы для оптимального включения воспитанника в обычную жизнь страны.
Дети не ориентированы на достижение более высоких профессиональных перспектив: более 80% детей-сирот ожидают направлений в ПТУ, лишь 10% мечтают о среднем специальном и высшем образовании. Трудности и просчёты социальной адаптации очевидны при сопоставлении ответов воспитанников и выпускников, поживших самостоятельно. Внутри учреждения воспитанники не ощущают особых проблем, их ожидания радужны и рассчитаны на дальнейшую помощь и опеку государства. Жизнь выпускников вне воспитательного учреждения выдвигает перед ними проблемы, которые они не всегда могут преодолеть самостоятельно. Это касается не только стороны их быта, отношение к работе, но и сохранения своего здоровья, организации свободного времени, опыта создания семьи и воспитания детей.
У воспитанников детских домов масса проблем. Одна из основных – успешно влиться в общество и самостоятельно строить свою жизнь достойную Человека. Основная миссия детского дома – помочь в социальной адаптации воспитанников.
Цель исследования заключается в выявлении особенностей социальной адаптации детей в детском доме.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие
задачи:
Проанализировать особенности социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- Измерить уровень социальной адаптации воспитанников КГКУ «Емельяновский детский дом» и их сверстников, живущих в полных семьях.
- Диагностирование эмоциональных связей, то есть взаимных симпатий между воспитанниками групп-семей.
Объект исследования: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (воспитанники детского дома), дети проживающие в семьях.
Предмет исследования: особенности социальной адаптация детей в детском доме.
Гипотеза: имеется взаимосвязь между социальной адаптацией и социометрическим статусом детей проживающих в детском доме, у детей с низким уровнем социальной адаптации социометрический статус также низкий, характер взаимосвязи не зависит от пола ребёнка.
Методы исследовательской работы:
- Теоретические: анализ литературы по данной теме, изучение документации специалистов детского дома.
- Эмпирические: для измерения уровня социальной адаптации используется опросник социально-психологической адаптации Карла Роджера и Ричарда Даймонда; методы математической обработки информации; для диагностики эмоциональных связей, то есть взаимных симпатий между членами группы используется социометрический тест Джекоба Морено.
Практическая значимость: работа позволит скоординировать усилия по организации процесса социальной адаптации воспитанников детского дома.
Общая характеристика места проведения исследования
Я проводила научно – исследовательскую работу на базе КГКУ «Емельяновский детский дом». Данное учреждение создано с целью создания благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности, обеспечения социальной защиты, охраны и укрепления здоровья воспитанников, их прав и законных интересов. В детском доме 60 воспитанников: 8 групп-семей, в которых проживают разнополые дети от 8 до 16 лет.
Основными задачами Учреждения являются:
- создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности, её самореализации и самоопределению;
- обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников;
- обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников;
- обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства воспитанников при осуществлении образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в лицензии воспитание детей различных национальностей в духе толерантности, мира и взаимопомощи;
- охрана прав и интересов воспитанников.
2.1 Организация и проведение исследования
Для измерения уровня социальной адаптации используется методика К. Роджерса и Р. Даймонда. Д а н н а я м е т о д и к а р а з р а б о т а н а с ц е л ь ю д и а г н о с т и к и неприспособленности, выявления отклонений в психологическом состоянии воспитанников детского дома, анализа и предотвращения проблем на начальном этапе их возникновения. Предназначена для воспитанников 12–17 лет.
Описание методики:
Методика состоит из 101 утверждения, которые испытуемый оценивает по 7-балльной шкале (от 0 до 6 баллов), как свойственные и не свойственные ему (от 0 – совершенно ко мне не относится, до 6 – точно про меня).
Для диагностики эмоциональных связей, то есть взаимных симпатий между членами группы используется социометрия Джекоба Морено.
Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Социометрическая карточка или социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т.д.). Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.
107.7 | Адаптация | Дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей | 126 | 68 -170 | Адаптация | Школьники |
94 | Дезадаптация | 80.3 | 68 – 170 | Дезадаптация | ||
34 | Принятие себя | 42.6 | 22 – 52 | Принятие себя | ||
17.5 | Непринятие себя | 14 | 14 – 35 | Непринятие себя | ||
20.3 | Принятие других | 22 | 12 – 30 | Принятие других | ||
18 | Неприятие других | 14.5 | 14 – 35 | Неприятие других | ||
22.5 | т Эмоциональный | 25.2 | 14 – 35 | т Эмоциональный | ||
19.7 | Эмоциональный | 15.2 | 14 – 35 | Эмоциональный | ||
42.7 | Внутренний контроль | 49 | 25 – 65 | Внутренний контроль | ||
25.4 | Внешний контроль | 18 | 15 – 45 | Внешний контроль | ||
8.2 | Доминирование | 8.3 | 6 – 15 | Доминирование | ||
17.6 | Ведомость | 17.3 | 12 – 30 | Ведомость | ||
16.2 | Уход от решения проблем | 15.6 | 10 – 25 | Уход от решения проблем |
Из таблицы 1 мы видим, что дезадаптация детей-сирот (неадекватность поведения нормам, требованиям той системы общественных отношений, в которую включен человек), хоть и находится в пределах нормы, но все же гораздо выше, чем у их сверстников, живущих в семьях. У детей-сирот так же выше уровень непринятия себя (расхождение между «Я – идеальным» и «Я – реальным» представлениями о себе), непринятие других, эмоциональный дискомфорт, внешний контроль. Как дети, живущие в семьях, так и дети- сироты ведомы. Уровень ухода от решения проблем у воспитанников превышает аналогичный показатель учащихся. В целом анализ данных показателей позволяет сделать вывод о том, что социальная адаптация воспитанников детского дома хоть и находится в пределах нормы, но немного ниже, чем у их сверстников, воспитывающихся в семьях.
Таким образом, чрезмерная опека и забота воспитателей лишает детей самостоятельности. Дети, которые с раннего возраста живут в закрытых детских учреждениях, растут в условиях дефицита общения. Казалось бы, что в подобных условиях, следует ожидать у воспитанников детских домов сравнительно высокого уровня умения организовать себя, планировать свое поведение. Как показали исследования, проведенные в детском доме, это далеко не так.
У воспитанников твердый режим дня, постоянные указания взрослых, что следует делать в тот или иной момент времени, контроль со стороны воспитателей – все это лишает детей необходимости самостоятельно планировать и контролировать свое поведение, формирует привычку к
«пошаговому выполнению чужих указаний».
Ребенок, воспитывающийся в семье, оказывается в менее жесткой ситуации требований и контроля, имеет возможность соучаствовать в сложной разнообразной деятельности взрослых (ремонтировать с отцом
телевизор, готовить с мамой обед), учиться выполнять не только отдельные операции, но и усваивает достаточно сложные программы планирования, организации и контроля своей деятельности. В семье усвоение сложных элементов деятельности, развитие внутреннего планирования действий происходит не в ситуации специального обучения, а естественного включения в контекст привлекательных для ребенка видов деятельности.
То, что в семье дается ребенку стихийно, без специально обозначенных усилий родителей, воспитанник детского дома может получить лишь ценой огромной целенаправленной работы педагогического коллектива.
Мы исследовали уровень социальной адаптации у мальчиков и девочек, воспитывающихся в детском доме с целью выявления отклонений в психологическом состоянии, анализа и предотвращения проблем на начальном этапе их возникновения.
Таблица 2. Первичные показатели уровня социальной адаптации воспитанников детского дома
Мальчики | ||||||||||||
Адаптация | Дезадаптация | Принятие себя | Непринятие себя | Принятие других | Неприятие других | т Эмоциональный | Эмоциональный | Внутренний контроль | Внешний контроль | Доминирование | Ведомость | Уход от решения проблем |
68–170 | 68–170 | 22–52 | 14–35 | 12–30 | 14–35 | 14–35 | 14–35 | 26–25 | 18–45 | 6–15 | 10–25 | 10–25 |
106.2 | 90.2 | 32 | 16.7 | 20.5 | 18.8 | 24.2 | 18.3 | 39.7 | 25 | 8.8 | 17.5 | 17 |
Девочки | ||||||||||||
Адаптация | Дезадаптация | Принятие себя | Непринятие себя | Принятие других | Неприятие других | т Эмоциональный | Эмоциональный | Внутренний контроль | Внешний контроль | Доминирование | Ведомость | Уход от решения проблем |
109.2 | 97.8 | 36 | 18.2 | 20 | 17 | 20.8 | 21.2 | 45.7 | 25.8 | 7.5 | 17.7 | 15.3 |
Из таблицы 2 мы видим, что дезадаптация девочек хоть и находится в пределах нормы, но немного выше, чем у мальчиков, таким образом, девочки склонны к неадекватному поведению норм и требований в обществе. Как мальчики, так и девочки принимают себя, принимают других, ведомы. У мальчиков выше эмоциональный комфорт, а у девочек выше эмоциональный дискомфорт. Уровень эскапизма у мальчиков в пределах нормы, но немного выше, поэтому они стремятся в ситуациях кризиса, бессилия, отчуждения уйти от действительности в мир иллюзий и фантазий.
В целом, анализ данных позволяет сделать вывод о том, что социальная адаптация мальчиков детского дома немного выше, чем у девочек, мальчики лучше приспосабливаются к условиям социальной среды.
120
100
80
60 Адаптация
Дезадаптация
40
20
0
Мальчики
Девочки
Рекомендации:
- включать воспитанников в разнообразные виды деятельности для полноценного развития;
- в воспитательной работе сделать акцент не на формальное дисциплинирование, воспитание послушания, а на развитие личностного потенциала каждого ребенка;
- одна из важнейших проблем в детском доме – потребность детей- сирот в любви. Депривация этой потребности влечет множество нарушений в развитии личности воспитанников. Учитывая это, а так же эмоциональную перегрузку воспитателей, рекомендуем уделять каждому ребенку персонально 15–20 минут в день, но в эти минуты сосредоточить свое внимание исключительно на нем;
- учитывая потребность у воспитанников детского дома в неформальном общении с взрослыми, искажением его форм, а так же то, что общение – ведущая деятельность для подростков, неумение конструктивно общаться, ведет к значительным трудностям в социальной адаптации воспитанников, в повседневном общении с детьми воспитателям необходимо использовать технологии развивающего общения;
- использовать полученные нами данные для реструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности, чтобы социальная адаптация имела положительную динамику.
Поскольку мы проводили одноактную социометрию, мы не можем говорить о динамике взаимоотношений в группе, а только о срезе, одномоментной «фотографии» социометрической структуры группы.
Требуется дальнейшее наблюдение и изучение причин низкого статуса у некоторых детей.
Сводная по взаимной симпатии между члена групп, девочек и мальчиков (Таблица № 3)
70
60
50
40
30
зона звездный зона предпочтения
зона пренебрежения зона отвергнутых
20
10
0
Мальчики
Девочка
Заключение
В процессе теоретического изучения данной проблемы мы рассмотрели понятия «адаптация» и «эмоциональные связи». Выяснили, что целью социальной адаптации является воспитание у ребенка чувства долга, социальной защищенности и подготовка к будущей взрослой жизни. Основной миссией детского дома является подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в современном обществе, но в настоящее время уровень этой подготовки нельзя признать достаточным. От того, насколько сумеет подготовить детский дом воспитанников к этой самостоятельной жизни, и будет зависеть успешность их дальнейшего жизненного пути.
Результаты проведенного исследования подтвердили существующую гипотезу что у детей с низким уровнем социальной адаптации социометрический статус тоже низкий, и характер взаимосвязи не зависит от пола ребенка.
Для нормального развития личности необходимо удовлетворение не только биологических, но и социальных, духовных потребностей.
Если удалось воспитать личность с осознанным отношением к себе, другим, обществу, Родине и т.д., личность с активной жизненной позицией, умеющую строить жизненную перспективу, конструктивно решать конфликты, умеющую взаимодействовать с окружающими, – то можно смело прогнозировать успешную социальную адаптацию такой личности
Социальная адаптация является одной из важнейшей сторон процесса социализации. Но если социализация представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает активное освоение человеком или группой новой социальной среды в относительно короткий промежуток времени.
Воспитанник становится полноценным членом общества, усваивающим социальные нормы и культурные ценности.
Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и в то же время – способность противостоять ему в тех жизненных коллизиях, которые препятствуют саморазвитию, самоопределению, самореализации.
Литература
- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 1996 год.
- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» 1998 год.
- Альманах психологических тестов. – М.: «КСП», 1995, 400 с.
- Астониц М. «Дети – сироты в России: социокультурная обусловленность личностных характеристик ребёнка в условиях депривации» // Вестник Евразии, 2004. №3
- Беличева С.А. Социально – педагогические методики оценки социального развития дезадаптированных подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы: 1995, №1
- Владимирова Л. Дети и общество // Грани общества. – 1999. – август. – с. 8–9
- Гологузова М.Н. Социальная педагогика. М., 1999
- Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
- Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот. Совремённые проблемы и перспективы в условиях рынка. // Социальные проблемы сиротства. – М., 1992
- Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков. Под редакцией С.А. Беличевой и И.А. Коробейникова. – М., 1995
- Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. – М., 1998 – 110 с.
- Ежов И.В. Введение в психологию духовного развития личности ребёнка // психологические основы духовной педагогики. М, 1997 – 56 с.
1 3 . Ж м ы р и к о в А. Н. Диагностика социально- психологической адаптированности в новых условиях деятельности и общения.
- Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989
- Кондратьев М.Ю. социальная психология закрытых образовательных учреждений. – СПб.: Питер, 2005. – 304 с.
- Кривцова С.В. Подросток на перепутье эпох. Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. М., 1997
- Кулаков С.А. на приеме у психолога – подросток. – СПб. Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, издательство «Союз», 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа по социальной педагогике. Адаптация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в учреждениях социальной защиты детства
Адаптация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в учереждениях социальной защиты детства. Выполнила Савкова Светлана Алексеевна ученица Вешенского педагогического колледжа имини М.А Ш...
Особенности социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся ьез попечения родителей
Что такое социальная адапртация. Типы и показатели социальной адаптации. Алгоритм работы по социальной адаптации в учебном заведении. Трудовая и профессиональная адаптация....
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
СОДЕРЖАНИЕ Паспорт Программы 1. Пояснительная записка 2. Концептуальная ча...
Социальная и профессиональная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ГБПОУ МО «ИПТ»
Доклад адресован руководителям, преподавателям, мастерам производственного обучения профессиональных образовательных учреждений. Также особый интерес доклад может представля...
Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в студенческом общежитии.
Данная меиодическая разработка вводит в актуальные темы воспитательной деятельности, в частности, в процесс профессионального обучения в колледже и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без поп...
Социальная адаптация детей-сирот
Программа содержит рекомендации по подготовке выпускников детских домов и лиц, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни....
«Социальная адаптация детей-сирот при временной передачи в семьи»
laquo;Социальная адаптация детей-сирот при временной передачи в семьи»Проблема благополучия детей в полных семьях является основной задачей для всех родителей, которая имеет особую значимость и...