Этапы реализации педагогических условий к реазизации изобразительной деятельности с детьми разновозрастной группы
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie_metodika.docx | 28.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Сызранский колледж искусств и культуры им. О.Н.Носцовой»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ: К ОРГАНИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ
МДК.03.01 Педагогические основы преподавания творческих дисциплин (Раздел Методика преподавания творческих дисциплин)
Специальность 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»
по виду «Художественная роспись по дереву»
составитель преподаватель СКИК
А.Г. Смирнова
Сызрань, 2019г.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ: К ОРГАНИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ
В методическом пособии собраны материалы по вопросу этапов реализации педагогических условий к организации изобразительной деятельности с детьми разновозрастной группы.
Актуальность исследования обусловлена реформированием образования, уменьшением количества учебных заведений, появлением частных студий и кружков, что явилось причиной возникновения разновозрастных групп, как в сельских учебных заведениях, так и в городских.
Сегодня каждый шестой ребенок воспитывается в группе, которая объединяет детей двух-трёх возрастных периодов (смешанная группа), потому как, именно возрастные особенности детей в смешанных группах определяют специфику педагогической деятельности в данных учебных заведениях[1,с.5 ]. Работа в смешанных возрастных группах достаточно сложна, что требует от педагога профессионального мастерства, знаний специфики одновременной работы с детьми разного возраста, умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников, способности понимать и видеть каждого воспитанника, а также всю группу в целом
Цель нашего исследования: разработать этапы подготовки к организации изобразительной деятельности с детьми разновозрастной группы.
Этапы подготовки к организации изобразительной деятельности в разновозрастной группе учебного учреждения включают разработанные педагогические условия:
- интеграцию гуманитарных учебных дисциплин с дисциплинами методикопрактической подготовки, необходимых в последующей, организационно-творческой, педагогической деятельности;
- моделирование учебных ситуаций, направленных на усвоение студентами методики руководства изобразительной деятельности в работе с детьми разновозрастной группы;
- практическую реализацию полученных знаний, умений и навыков в среде учебного заведения.
Этапы реализации педагогических условий предусматривают следующие формы учебнопедагогической деятельности студентов:
- лекции и практические занятия психологопедагогического, искусствоведческого и художественного направления,
- выполнение контрольных работ,
- прохождение учебно-педагогической практики, в процессе которой студенты имеют возможность работать педагогом разновозрастной группы и проявлять накопленные знания, умения и навыки.
В формирующем эксперименте принимали участие студенты 3 и 4 курсов. Выбор именно этих курсов для проведения экспериментальной работы был обусловлен наличием у студентов определенной базы теоретической подготовки и практического опыта. На протяжении первого и второго курсов они уже прошли теоретическую подготовку по курсам «Вступление в специальность», «Дошкольная педагогика», «История педагогики», «Основы педагогического мастерства», и, с другой стороны, получили определенный опыт практической профессиональной деятельности в процессе выполнения программы педагогической практики, что позволяет в полном объеме реализовать определенные нами педагогические условия подготовки будущих воспитателей к организации изобразительной деятельности в разновозрастных группах дошкольного учебного заведения.
Разновозрастные группы характерны для малокомплектных детских садов (2-3 группы).
Группы могут формироваться:
1)смежный возраст (мл.-ср., ср.-ст., ст.-подг.)
2)контрастный возраст (мл.-ст., ср.-подг.)
Не рекомендуют группы 3 возрастов (мл., ср., ст.), целесообразней группы смежного возраста.
Группа называется по тому, какого возраста детей больше (младшая-средняя, средняя-младшая). Это помогает планированию занятий на год.
Длительность занятий у младших и старших детей разная.
Оборудование в группе должно быть 3-4 размеров, промаркировано и подобрано каждому ребенку.
За основу берется режим старших детей, с младшими все режимные моменты начинаются раньше.
На занятиях по изо решаются задачи эстетического воспитания, умственног воспитания, и положительного отношения к окружающему.
3 типа занятий по изо:
1)Занятие со всеми детьми по одному разделу обучения, но с разным программным содержанием для возрастных групп (все рисуют или все лепят)
2)Занятие со всеми детьми, но по разным разделам обучения для подгрупп (одна рисует, а другая занимается математикой)
3)Занятие с одной возрастной подгруппой (вторая подгруппа в это время или играет или собирается на прогулку)
1 тип занятий:
одна подгруппа рисует фрукты на основе круга, другая на основе овала
разный выбор материала, главное передать характерные особенности предмета (карандаши, краски)
одновременное начало занятия (малыши рисуют, средняя группа беседуют)
важно обеспечить активность всех детей, указания краткие, четкие
иногда можно проводить занятия с разным содержанием (старшая рисует осень, а средняя - автомобиль) - со старшими начинаем раньше, со средней позже.
дети рисуют разным материалом, одни рисуют по памяти, другие с натуры, одни наклеивают из готовых форм, другие вырезают
При составлении конспекта важно отразить следующие моменты:
1) Название занятия
отмечается наличие разных возрастных подгрупп
дается наименование раздела обучения
дается тема и если есть отмечается отличия для каждой возрастной группы
2) Программное содержание
1)Какую часть программного содержания должны усвоить дети
2)что нового и в чем упражняются дети
3)программное содержание может быть сформулировано от ребенка и может быть сформулировано от взрослого (упражнять, учить)
4)на группу в целом, на возрастные подгруппы и к отдельным детям.
5)Вопросы разной степени сложности и различные варианты показа
3) Подготовка к занятию
1)воспитателя
2)детей
4) Ход занятия
1)одновременное начало или возрастным подгруппам
2)какая группа привлекается первой
3)общее объяснение темы
4)конкретные указания, как приступить к работе
5)приемы руководства процессом занятия и подведение итогов работы
2 тип занятий:
1)данные занятия называются комбинированными
2)проводится с детьми на 2 подгруппы (даже если 3 возраста)
3)продумывать так занятие, чтобы деятельность одной подгруппы не отвлекая внимание других
4)продумывать участие педагога, он не может одновременно вести 2 занятия.
На первом, подготовительном этапе формирующего эксперимента, мы установили интегративные курсы дисциплин гуманитарной, научной, профессиональной и практической подготовки и предусматривали наличие психолого-педагогических, искусствоведческих, исторических знаний студентов в их взаимосвязи, которые студенты получали при изучении смежных дисциплин. Изложение теоретического и практического материала проводили с опорой на уже полученные знания и умения студентов. Так, например, на занятиях по «Дошкольной педагогике» уделяли внимание профессиональным и личностным качествам будущего воспитателя. Студентам ставили проблемные вопросы: «Воспитатель современного дошкольного учебного заведения - кто он?», «Что наиболее важно: его профессиональные или личностные качества?», «Важно ли будущему воспитателю избирать свой стиль в работе и почему?» На занятиях курса «Детская психология» обращали внимание студентов на закономерности психологического развития детей дошкольного возраста, факторы формирования личности, методы и принципы диагностической работы. Перед студентами ставили такие вопросы: «Воспитатель современного дошкольного учебного заведения обязан знать особенности психики детей дошкольного возраста?», «В чем особенность работы воспитателя с детьми разновозрастной группы?», «Важна ли хорошая психологическая атмосфера в группе?», «Дайте свои рекомендации, относительно создания здоровой психологической атмосферы в группе с разновозрастным составом». На занятиях курса «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей» внимание педагогов было направлено на обучение будущих воспитателей методике организации занятий по изобразительному искусству, приобретению студентами практических навыков. Студенты посещали музеи Одессы: художественный музей Западного и Восточного искусства и выставки известных художников (Анатолий Козельский, Сергей Горбачев, Никас Сафронов), на практических занятиях проводили обсуждение. Например, на авторской выставке Юрия Горбачева, студенты были поражены картинами с изображением декоративных цветов, сказочных образов, фантастическими сюжетами. Для углубления профессиональных знаний и умений студентов, нами была разработана обучающая компьютерная программа «Дошкольное образование» (в электронном варианте), которая состояла из таких блоков: «История изобразительного искусства», «Занятия по изобразительной деятельности в дошкольном учебном заведении», «Современный воспитатель дошкольного учебного заведения». Также студентам был предложен спецкурс “Организация изобразительной деятельности с детьми разновозрастных групп”, который читался в экспериментальной группе на четвёртом курсе. Спецкурс состоял из лекционных и практических занятий (20 часов), практические задания(16 часов) были построены на базе лекционного материала и предназначены для усвоения основных положений курса, установлению логических связей между отдельными частями лекционного материала и закреплению полученных знаний. Спецкурс состоял из следующих тем лекций: «Особенности организации изобразительной работы детей в разновозрастной группе», «Формы и методы организации изобразительной деятельности детей разновозрастной группы в дошкольном учебном заведении», «Методика обучения рисованию, аппликации, лепке». На практических занятиях студенты обсуждали содержание лекционного материала, как например: «Назовите основные особенности детского рисунка по С.Смирнову», «Обоснуйте понятия «художественный образ» и «зрительный образ»; «Назовите основные изобразительные задачи и методы обучения на занятиях по аппликации, лепке, рисованию»: «В чем проявляются трудности у воспитателя разновозрастной группы при проведении занятий по изобразительной деятельности?». Студенты готовили рефераты на такие темы: «Создание разновозрастных групп на современном этапе», «Организация учебной деятельности в группах с разновозрастным составом», «Требования к личности воспитателя». На занятиях студенты анализировали программы по разделам «Сюжетное рисование», «Предметное рисование», «Декоративное рисование», «Сюжетная аппликация», «Предметная аппликация», «Декоративная аппликация», «Предметная лепка», «Сюжетная лепка», «Декоративная лепка» для каждого разновозрастного периода; анализировали детские работы, по рисункам определяли возраст ребенка, называли тему, цель, средства выразительности (цвет, форма, композиция). Обращали внимание на индивидуальность, выразительность образов, цветовое решение. Готовили образцы с использованием нетрадиционных техник рисования для детей разновозрастной группы (4-6 лет). На занятиях мы также осуществляли моделирование учебных ситуаций, направленных на усвоение студентами методики руководства изобразительной деятельностью в работе с детьми разновозрастной группы, учили студентов определять пути и этапы развития изобразительной деятельности детей разновозрастной группы; использовать на практике разные методы, формы и приемы организации изобразительной деятельности детей дошкольного возраста, планировать работу во всех возрастных группах в соответствии с требованиями программы воспитания детей дошкольного возраста; учили понимать и анализировать произведения изобразительного искусства, понимать и анализировать результаты детского творчества. Для решения этих заданий использовали следующие формы работы: составление студентами конспектов занятий по методике изобразительного искусства с учетом разновозрастного состава группы; проведение деловых игр, где они выступали в роли воспитателя. В основу игры была положена имитация деятельности воспитателя при организации изобразительной деятельности с детьми разновозрастной группы. На практических занятиях по спецкурсу студенты по очереди проводили занятия по методике руководства изобразительной деятельностью детей разновозрастной группы. Студент выбирал тему по учебной программе, готовил материал, план, вопросы, список литературных источников. Так, например, были предложены следующие вопросы для модульного зачета: «Кто занимался исследованием детского рисунка?», «В чем особенности разновозрастной группы?», «Назовите ученых, которые занимались исследованиями организации изобразительной деятельности детей разновозрастной группы», «Какие требования следует учитывать при планировании работы в разновозрастной группе?», «Основные задачи по изобразительному искусству для детей дошкольного возраста (4,5,6 лет)». В конце занятий студенты анализировали фрагменты, указывали на то, что, по их мнению, было сложным и требовало особого внимания и обсуждения. На третьем, завершающем этапе, студенты реализовывали полученные знания, умения и навыки в среде дошкольного учебного заведения в период прохождения педагогической практики, где они выступали в роли воспитателя и проводили занятия по изобразительной деятельности с детьми разновозрастной группы. Например, на первом этапе занятия «Дары осени» работать с воспитателем студентом начали дети старшие (6-й год жизни) и средние дошкольники (5-й год). Младшие дошкольники (4-й год) с помощью помощника воспитателя в это же время выбирают из корзины овощи и фрукты для праздничного стола. В начале занятия воспитатель-студент обратился к опыту старших (6-й год жизни) и детей 5-года жизни, их самостоятельным наблюдениям. Детям предложили вспомнить какой праздник (Дары осени) приближается, и какие фрукты и овощи, главные на нём. Дети вспомнили художественные произведения соответствующей тематики, старшие дошкольники (6-й год жизни) продемонстрировали разные варианты изображения овощей и фруктов. Воспитанники подгруппы (5-й год жизни) вспомнили приём «примакивания» (с помощью ватных палочек) и решили нарисовать корзину, полную яблок круглой формы и груш вытянутой формы. Дети 4-го года жизни рисовали яблоки и груши, используя плоскостные формы. По окончанию работы пригласили всех к сбору урожая. Дети 5-го и 6-го года жизни украсили группу своими работами. Младшие дошкольники (4-й год жизни) присоединились к старшим подгруппам и любовались совместной работой. После проведения занятий было обсуждение: студенты пришли к выводу, что успех организации изобразительной деятельности в разновозрастной группе зависит от четко продуманной структуры и умения владеть детским коллективом. Выводы: разработанные нами педагогические условия, которые были реализованы в формирующем эксперименте исследования и представлены в виде взаимосвязанных структурных элементов каждого задания разработанного нами спецкурса, продемонстрировали процесс успешной подготовки будущих специалистов дошкольного образования к организации изобразительной деятельности с детьми разновозрастной группы.
In article stages of realisation of pedagogical conditions of preparation of the future tutors of preschool education to the organisation of graphic activity with children of uneven-age group are considered. The key words: uneven-age group of a preschool institution, stages of preparation of the future tutors.
Список литературы
1. Арушанова А.Г. Обучение детей в дошкольных учреждениях села (в условиях разновозрастной группы) / Арушанова А.Г., Вавилова Е.М., Гербова В.В. и др. [под ред. А. С. Алексеевой]. М.: «Просвещение», 1990. 174 с.
2.Герасимова Е.Н. Педагогические основы построения образовательного процесса в разновозрастный группах детского сада: дис. … д-ра пед. наук: спец. 13.00.07 – «Теория и методика дошкольного образования» / Е.Н. Герасимова. Санкт-Петербург, 2003. 310 с.
3. Фльорина Е.А. Развитие детского изобразительного творчества под влиянием учебновоспитательного руководства /Е.А.Фльорина// Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию. М., 1949. С.70.
Кавылина А. К.- аспирант Института дошкольного и специального образования при Южноукраинском национальном педагогическом университете имени К.Д.Ушинского, kovalskay_76@rambler.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к ВКР «Педагогические условия организации музыкально – досуговой деятельности детей в ДОУ»
Речь для выпускной квалификационной работы (доклад)Уважаемые члены итоговой государственной комисс...
Организация трудовой деятельности в разновозрастной группе
Участие в посильном труде – значимый фактор в развитии личности ребенка ,формирующий у него уверенность в собственных силах, и дающий возможность интегрироваться в среде сверстников. В. А. Сухомлински...
ПРОЕКТ непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по теме «Космическое путешествие»
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группы по теме "Космическое путешествие"...
" Взаимодействие воспитателя и логопеда в работе с детьми комбинированной группы в условиях реализации ФГОС ДОО"
Совместная работа логопеда и воспитателя с детьми с ОНР среднего возраста...
Доклад "Реализация педагогических условий в формировании электротехнического мышления у выпускников колледжей "
Основными педагогическими условиями для эффективного формирования электротехнического мышления у обучающихся являются:реализация внутрипредметных и межпредметных связей, направленных на интеграцию и п...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи «Осень золотая»
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи «Осень золотая»...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи «Осень золотая»
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи «Осень золотая»...