Доклад "Реализация педагогических условий в формировании электротехнического мышления у выпускников колледжей "
статья
Основными педагогическими условиями для эффективного формирования электротехнического мышления у обучающихся являются:
- реализация внутрипредметных и межпредметных связей, направленных на интеграцию и понимание логики естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных знаний и на формирование системы базовых электротехнических понятий;
- наличие материально-технической базы для формирования профессионального электротехнического мышления на уроках спецдисциплин и производственной практики;
- создание личностно значимых мотивов у студентов для формирования электротехнического мышления в процессе выполнения практических работ на уроках общепрофессиональных и специальных дисциплин;
- привитие студентам привычки самостоятельного анализа практических работ;
- осознание студентами достижения высококачественных результатов практической работы в зависимости от рациональной подготовки (продумывание, планирование, оптимальная организация процесса) и от качества владения приёмами самостоятельной деятельности;
- профессиональное творчество и творческое мышление педагогов спецдисициплин;
- компетентность педагогов в управлении развития электротехнического мышления студентов.
Для эффективного формирования электротехнического мышления необходимо использовать три базовые формы учебной деятельности:
- учебная деятельность с ведущей ролью лекций, семинаров и практических занятий;
- квазипрофессиональная деятельность (конкурсы «Лучший электрик», деловые игры, конкурсы знаний);
- производственное обучение (практические работы, анализ конкретных производственных ситуаций).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
для преподавателей спецдисциплин | 25.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
Многопрофильный колледж
ТЕМА: РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ У ВЫПУСКНИКОВ КОЛЛЕДЖЕЙ
Выполнила:
Людмила Петровна Яхина ,
преподаватель профессионального модуля
2018г.
Актуальность проблемы формирования электротехнического мышления у выпускников колледжей специальности 13.02.11 ”Техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования” обусловлена непрерывным изменением характера труда электромонтера , при котором становится особенно важным не только овладение суммой электротехнических знаний, умений, навыков, сколько развитие профессионального электротехнического мышления студентов достаточно высокого уровня. Поэтому наблюдается противоречие между потребностью общества в высоком уровне профессиональной подготовки выпускников колледжа, способных решать сложные профессиональные задачи в качестве электромонтеров по эксплуатации и обслуживанию электрооборудования, готовых к постоянному саморазвитию и недостаточности создания педагогических условий для формирования у студентов электротехнического мышления.
Анализ проблемы формирования электротехнического мышления в психолого–педагогической литературе позволяет сделать следующие выводы:
- Электротехническое мышление – это форма более широкого технического мышления, направленного на развитие электротехнических понятий и умений и на преобразование электротехнических объектов, явлений, процессов и действий.
- Электротехническое мышление будущих электромонтеров составляет ядро их технического мышления. Оно является частью их технологической культуры и влияет на их профессиональную компетентность.
В практической деятельности и в жизни электромонтера по эксплуатации и обслуживанию электрооборудования электротехническое мышление развивается, достигая некоторых относительно устойчивых уровней, которые изменяются в соответствии с условиями жизнедеятельности.
Электротехническое мышление студентов в своем развитии проходит следующие уровни:
- уровень общих представлений и элементарных понятий (элементарный эмпирический (нулевой), ученический),
- понятийный уровень (методический),
- уровень овладения понятиями в контексте профессиональной деятельности (поисковый, методологический (организационно – исследовательский).
Переход электротехнического мышления студентов от одного уровня к другому мы связываем с переходами в интеллектуальном развитии от электротехнической грамотности – к образованности – к профессиональной компетентности, а затем – к соответствующей электротехнической и технологической культуре, а также с изменением соответствующих стилей мышления и мировоззрения.
Требования знаний электротехнических понятий общепрофессиональных дисциплин способствуют формированию следующих составляющих технологической культуры личности:
- знание исторических аспектов развития техники и технологии;
- знание технических и технологических аспектов использования физических, химических процессов;
- умение графически представить изучаемые материальные объекты и технологические процессы;
- знание о современных технологиях в различных сферах преобразующей деятельности;
- представление о ценностных основах энергосбережения;
- трудолюбие, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца;
- культура человеческих взаимоотношений;
- знание профессиональных и психофизиологических требований, предъявляемых к человеку условиями труда в различных сферах профессиональной деятельности, и умение осуществлять сознательных выбор сферы деятельности;
- способность к самоопределению, самопознанию, самообразованию и социальной реализации.
Формирование у студентов электротехнического мышления протекает в учебном процессе. Компоненты учебного процесса: цели, содержание, принципы и методы, формы, средства и результат – это целостная обучающая система. Она есть сложный и динамический процесс, зависящий от органического единства взаимосвязанной деятельности преподавателя специальных дисциплин и студента, от специфики самой профессиональной деятельности будущего специалиста.
Электротехническое мышление – это форма технического мышления, направленная на развитие соответствующих понятий и умений и на преобразование электротехнических объектов, явлений, процессов и действий. Оно «движется в пирамиде» соответствующих электротехнических понятий и развивается с использованием соответствующих методов.
Педагогические условия эффективного формирования электротехнического мышления обучающихся колледжа можно подразделить на основные и дополнительные (в первых доминирует преемственность, а во вторых – новизна).
Основными педагогическими условиями для эффективного формирования электротехнического мышления у обучающихся являются:
- реализация внутрипредметных и межпредметных связей, направленных на интеграцию и понимание логики естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных знаний и на формирование системы базовых электротехнических понятий;
- наличие материально-технической базы для формирования профессионального электротехнического мышления на уроках спецдисциплин и производственной практики;
- создание личностно значимых мотивов у студентов для формирования электротехнического мышления в процессе выполнения практических работ на уроках общепрофессиональных и специальных дисциплин;
- привитие студентам привычки самостоятельного анализа практических работ;
- осознание студентами достижения высококачественных результатов практической работы в зависимости от рациональной подготовки (продумывание, планирование, оптимальная организация процесса) и от качества владения приёмами самостоятельной деятельности;
- профессиональное творчество и творческое мышление педагогов спецдисициплин;
- компетентность педагогов в управлении развития электротехнического мышления студентов.
К дополнительным педагогическим условиям, помогающим успешно реализовать формирование электротехнического мышления относятся:
- введение понятия электротехнического мышления и формирование его в контексте развития электротехнических понятий;
- использование в обучении практико-ориентированных работ и упражнений рефлексивно – контекстного плана;
- создание для обучающихся возможностей заниматься в кружке технического творчества во внеурочное время (факультативы по профессиональному циклу);
- учёт индивидуальных особенностей студентов (личностно-ориентированное дифференцированное обучение);
- осуществление через практические работы на уроках теоретического обучения, связь теории с практикой;
- создание благоприятного психологического климата, паритетных отношений с помощью персонифицированного общения;
- обогащение информационной среды, досугово – развивающей среды по профессиональному направлению;
- внедрение технологий развивающего, инновационного обучения с использованием творческих методов и задач.
Формирование у обучающихся электротехнического мышления возможно при реализации принципа преемственности и интегративной связи общеобразовательных, общепрофессиональных и специальных дисциплин.
С помощью преемственности обеспечивается развитие электротехнического мышления путем перехода наиболее существенных элементов на новую ступень для дальнейшего развития.
Интеграция знаний и умений в области электротехники, электроматериаловедения, специальной технологии и производственного обучения – это закономерность устойчивого протекания современного технологического процесса, творческого подхода к деятельности работника электротехнической специальности.
Осуществление межпредметных связей при формировании обобщенных умений по усвоению понятий приводит к образованию в сознании обучающихся межсистемных ассоциаций, а это приводит к серьёзным изменениям в психологии мышления. При этом мышление становится более гибким, подвижным, что важно для усвоения понятий и для оперирования понятиями при решении производственных задач.
Для эффективного формирования электротехнического мышления необходимо использовать три базовые формы учебной деятельности:
- учебная деятельность с ведущей ролью лекций, семинаров и практических занятий;
- квазипрофессиональная деятельность (конкурсы «Лучший электрик», деловые игры, конкурсы знаний);
- производственное обучение (практические работы, анализ конкретных производственных ситуаций).
Опыт участия студентов в семинарах, практических и лабораторных занятиях позволяет им отрабатывать умения задавать вопросы и отвечать на них, варьировать формы общения, выходить из трудных коммуникативных ситуаций, воспитывать в себе качества полемиста, формировать навыки аргументированной доказательности и опровержения, учёта позиции человека, задавшего вопрос.
На уроках производственного обучения в мастерских, осуществляется формирование знаний, умений, навыков. Студенты должны выполнить практические работы в электромонтажной мастерской: сборка электрических схем нереверсивного и реверсивного пуска двигателя, правильность подключения электроизмерительных приборов, эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт силовых трансформаторов, работа с электроосветительными приборами и установками, сборка схем автоматического управления и защит с помощью датчиков.
Использование наглядности и практических работ на уроках теоретического и производственного обучения – электрооборудование до 1000 В и свыше 1000 В, электрические машины постоянного и переменного тока, трансформаторы – позволяет осуществлять операции анализа, синтеза, обобщения, абстракции, конкретизации, свертывании или развертывании информации, то есть проводить лекции с включением активной мыслительной деятельности учащихся.
При проведении деловых игр на уроках теоретического и производственного обучения развиваются следующие умения: видеть профессиональную ситуацию как целое, умение анализировать, выделять в этой ситуации цель, предмет, средства и ожидаемые результаты, выделять систему действий, обеспечивающих достижение цели в данных условиях, проводить оценку и обобщение полученных результатов, доказательство правильности решения. С помощью деловых игр воссоздается предметное, социальное и психологическое содержание профессионального труда электромонтёра по технической эксплуатации и обслуживанию электрооборудования.
Профессиональные умения электромонтера – это умения, проявляющиеся в готовности и способности студентов правильно, точно, быстро выполнять трудовые действия, применяя целесообразные способы и средства выполнения деятельности. Умения связаны со знаниями и опираются на них. Знания являются не только условием осуществления деятельности, но и формируются в ней, совершенствуются, углубляются, конкретизируются.