Методические разработки
материал


Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовский медицинский колледж»

Использование кейс-метода в подготовке специалистов медицинского профиля

Составил:

преподаватель Адыева

Валентина Викторовна

2020 г.

Кейс – метод - метод получения нового знания (компетенции) путем организации индивидуального и группового анализа конкретной ситуации, через определение проблем, скрытых в ситуациях, поиск критериев эффективного решения и выработку плана действий по решению проблемы.

Метод «кейс-стади», или метод реальных ситуаций, рассматривается как перспективный метод обучения в медицинских учебных заведениях. На примере конкретных кейсов рассматриваются два сценария обучения: индивидуальный и групповой. В зависимости от поставленных задач кейсы могут применяться как элемент промежуточной аттестации и как неигровой имитационный активный метод обучения.

Цель обучения с помощью кейс-методов заключается в формировании специалиста – человека, который правильно анализирует ситуацию, т.е. выявляет проблемы, выявляет возможные причины их появления, устанавливает истинную причину (ставит диагноз), анализирует возможные варианты решения, выбирает наиболее оптимальный из них, приводит его в действие и параллельно осуществляет контроль. Для этого ему нужны задания, владение определенной методологией и опыт.

   В медицинском образовании метод «кейс-стади» издавна применяется под названием «ситуационная клиническая задача». Обучающийся изучает реальную или учебную историю болезни, проводит анализ документации и выносит экспертную оценку. Кейсы, обычно подготовлены в письменной форме и составлены исходя из опыта реальных людей, работающих в данной сфере. Кейсы читаются, изучаются и обсуждаются обучающимися. Эти кейсы составляют основы беседы обучающихся под руководством преподавателя. Поэтому метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе. Задача преподавателя состоит в подборе соответствующего реального материала, а студенты должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других обучающихся и преподавателя) на свои действия. При этом нужно понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому преподаватель должен помочь обучающимся рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение. Обучающиеся должны понимать с самого начала, что риск принятия решений лежит на них, преподаватель только поясняет последствия риска принятия необдуманных решений.

Весь процесс подготовки кейса основан на навыках и умениях работы с информационными технологиями, что позволяет актуализировать имеющиеся знания.

Кейс включает:

1. Подробное описание конкретной ситуации.

2. Вспомогательную информацию, необходимую для анализа кейса.

3. Задание к кейсу.

Виды кейсов в зависимости от специфических целей обучения: обучающие анализу, обучающие принятию решений, иллюстрирующие проблемы в целом.

Технология работы по данной методике включает следующие этапы:

1. Подготовка конкретных ситуаций преподавателем или самостоятельная (индивидуальная или групповая) работа обучающихся по поиску информации из реальной практики.

2. Презентация (устная или письменная) конкретной ситуации в группе, формулирование проблемы и возможных альтернатив ее решения.

3. Организация обсуждения.

Участникам предоставляется время для ознакомления с изучаемыми материалами.

4. Выводы

    Преподаватель может играть активную или пассивную роль,     ограничиваясь подведением итогов. Но обучающиеся всегда в активной позиции, благодаря вовлеченности в анализ и обсуждение конкретной жизненной ситуации (реальной или смоделированной). В этой методике большое значение имеет групповая работа. Обсуждение можно начать в малых группах, а потом объединить всех в общегрупповую дискуссию.

Пример использования кейс метода на занятиях по профессиональному модулю ПМ. 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. Раздел 2. Проведение сестринского ухода в педиатрии. Тема занятия: Сестринский уход при пневмониях.

Кейс состоит из трех заданий. Рассматривается и анализируется история болезни на трех этапах:1) догоспитальный этап 2) этап нахождения ребенка в стационаре 3) этап реабилитации.

 Пример задания 1 этапа.

Ребенок Петр 8 месяцев, поступил в стационар на четвертый день заболевания с диагнозом: ОРВИ. Пневмония? Жалобы при поступлении на температуру 38,5 градусов, вялость, снижение интереса к игрушкам и окружающим, снижение аппетита, снижение массы тела, затрудненное дыхание, одышку, влажный непродуктивный  кашель.

Из анамнеза болезни: ребенок заболел 4 дня назад. Заболевание началось с повышения температуры до 38 градусов, появилась вялость,  насморк, сухой кашель, ухудшилось общее состояние. В течение дня лечились самостоятельно, принимал жаропонижающие средства - нурофен, капли в нос, отхаркивающую микстуру. После приема жаропонижающих средств температура снижалась до 37.5 градусов, состояние ребенка улучшалось незначительно. За медицинской помощью не обращались.

 Вечером состояние ребенка ухудшилось, повысилась температура до 39,5 гр., на этом фоне появились судороги. Была вызвана скорая помощь. После проведенного лечения судороги купировались, температура снизилась до 37,8 гр. От госпитализации мама отказалась.

На следующий день ребенок осмотрен участковым педиатром, назначено лечение - амоксиклав, нурофен в сиропе, капли в нос, обильное питье. Мама проводила только симптоматическое лечение, антибиотики не принимались из-за боязни осложнений.

Пришедшая на следующий день на актив медицинская сестра провела осмотр ребенка и получила следующие данные: кожные покровы бледные, небольшой цианоз носогубного треугольник, отмечается втяжение эпигастрия, ребенок вялый, из носа слизистое отделяемое, зев гиперемирован, температура 38,5 гр., ЧДД - 60 в мин., ЧСС - 140 мин. Было рекомендовано продолжить назначенное лечение.

 На фоне проводимого лечения состояние улучшилось незначительно и на 4 день болезни вновь повысилась температура до 39 гр., ухудшилось общее состояние – усилилась вялость, ребенок отказался от приема пищи, появилась одышка, затрудненное дыхание. Температура после приема жаропонижающего средства снижалась незначительно и вновь повышалась. Был вызван участковый педиатр и после осмотра  ребенок был направлен на стационарное лечение.

Из анамнеза жизни: Ребенок родился от II беременности II срочных родов  в сроке 37 недель гестации с весом 2800гр, ростом 50см, оценкой по шкале Апгар 5/6баллов. До 1 месяца находился на лечении в ОПН. На грудном вскармливании до 2 месяцев, затем получал адаптированные смеси. Отмечались срыгивания до 4 месяцев. Физическое и нервно-психическое развитие по возрасту.

Беременность протекала с гестозом во II половине, мама лежала на сохранении.

Состоит на диспансерном учете у невролога с диагнозом: Ишемическая гипоксия ЦНС I степени.

Перенес ОРВИ с явлениями стеноза гортани в 6 месяцев

Вопросы и задания:

Проанализируйте причины развития пневмонии у ребенка и поздней госпитализации его в стационар. Для этого:

  1. Сформулируйте причины развития пневмонии у ребенка.
  2. Назовите причины развития судорог у ребенка.

Проведите анализ действий сотрудников скорой помощи.

  1. Проведите анализ действий медицинской сестры при проведении патронажа.
  2. Определите тактику медицинской сестры при проведении патронажей к больным детям с патологией дыхательных путей.

                   

Методические указания преподавателю

                             (Примерные ответы на вопросы

1. Причины развития пневмонии:

- развилась как осложнение ОРВИ, в результате активизации микробной флоры у ребенка со сниженным иммунитетом (недоношенный, раннее искусственное вскармливание, повреждения ЦНС гипоксического генеза), при отсутствии адекватного лечения (антибиотики не принимались, а состояние ребенка требовало этого);

   - позднее обращение за медицинской помощью, отказ от госпитализации (обратились на 2 день заболевания, несмотря на высокую t° у ребенка. Дети до 1 года при наличии высокой t° должны быть осмотрены врачом в первый день заболевания);

- ребенок имеет сниженный иммунитет, т.к ребенок из группы риска (повреждения ЦНС гипоксического генеза, находится на искусственном вскармливании с 2 месяцев, недоношенный), следовательно требовал пристального наблюдения медицинских работников.

- Неправильная тактика медицинских работников при оказании медицинской помощи (необходимо было убедить родителей в необходимости госпитализации ребенка).

2.Причины развития судорог: - судороги фебрильные, развившиеся у ребенка на фоне повреждения ЦНС. Медицинские работки скорой помощи должны были убедить родителей в необходимости госпитализации, т.к на фоне t°судороги могли повториться вновь (ребенок находится в группе риска по развитию фебрильных судорог). Объяснить родителям о недопустимости повышения t°выше 38°, т.к. возможно повторение судорог. При отказе от госпитализации, медицинские работники скорой помощи обязаны провести активное посещение ребенка через 2 часа, чего не было сделано.

3.Медицинская сестра не смогла правильно оценить состояние ребенка, несмотря на то, что функциональные показатели находились в стадии декомпенсации ЧДД- 60 в минуту при норме 35-40 в минуту, ЧСС- 140 в минуту, при норме 110 в минуту, наличие выраженных симптомов интоксикации, t°- 38,5° наличие цианоза. Данные симптомы указывали на то, что у ребенка развилось осложнение ОРВИ, предположительно пневмония.

Медицинская сестра не проконтролировала лечение назначенное врачом.

4.Тактика медицинской сестры при проведении патронажа к больному ребенку с патологией дыхательных путей:

- Оценить состояние ребенка по основным параметрам- чдд, чсс, цвет кожных покровов, наличие цианоза, динамику катаральных явлений, аппетит ребенка, эмоциональный статус;

- оценить степень тяжести пациента;

- динамику улучшения состояния;

 - проконтролировала лечение, назначенное врачом, оценить эффективность лечения.

Выводы: Кейс – метод носит интегративный характер, соединяя многие элементы других технологий (деловых игр, проблемного обучения, коммуникативных технологий), что важно при подготовке обучающихся медиков.

Литература

1.Виневская А.В Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. Справочник для студентов/ Под редакцией И.А. Стеценко - Ростов на –Дону «Феникс» 2014год стр.73-81.

2. Федорова Ю.В. Возможности применения метода «кейс-стади» при подготовке бакалавров по направлению «менеджмент» -[Электронный ресурс]-Режим доступа: www.movn.ru.(Дата обращения 25.11.2013)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Преподаватель Адыева Валентина Викторовна БУ « Нижневартовский медицинский колледж» г. Нижневартовск Использование кейс-метода в подготовке специалистов медицинского профиля

Слайд 2

Кейс – метод - метод получения нового знания (компетенции) путем организации индивидуального и группового анализа конкретной ситуации, через определение проблем, скрытых в ситуациях, поиск критериев эффективного решения и выработку плана действий по решению проблемы.

Слайд 3

Цель обучения с помощью кейс - методов заключается в формировании специалиста – человека, который правильно анализирует ситуацию, т.е. выявляет проблемы, выявляет возможные причины их появления, устанавливает истинную причину (ставит диагноз), анализирует возможные варианты решения, выбирает наиболее оптимальный из них, приводит его в действие и параллельно осуществляет контроль.

Слайд 4

В медицинском образовании метод «кейс- стади » издавна применяется под названием «ситуационная клиническая задача». Обучающийся изучает реальную или учебную историю болезни, проводит анализ документации и выносит экспертную оценку. Кейсы читаются, изучаются и обсуждаются обучающимися под руководством преподавателя.

Слайд 5

Задача преподавателя состоит в подборе соответствующего реального материала, а обучающиеся должны разрешить поставленную проблему, понимая с самого начала, что риск принятия решений лежит на них. Преподаватель только поясняет последствия риска принятия необдуманных решений.

Слайд 6

Весь процесс подготовки кейса основан на навыках и умениях работы с информационными технологиями, что позволяет актуализировать имеющиеся знания. Кейс включает: Подробное описание конкретной ситуации. Вспомогательную информацию, необходимую для анализа кейса. Задание к кейсу.

Слайд 7

Виды кейсов в зависимости от специфических целей обучения: обучающие анализу, обучающие принятию решений, иллюстрирующие проблемы в целом.

Слайд 8

Технология работы по данной методике включает следующие этапы: Подготовка конкретных ситуаций преподавателем или самостоятельная (индивидуальная или групповая) работа обучающихся по поиску информации из реальной практики. Презентация (устная или письменная) конкретной ситуации в группе, формулирование проблемы и возможных альтернатив ее решения. Организация обсуждения. Участникам предоставляется время для ознакомления с изучаемыми материалами Выводы

Слайд 9

Преподаватель может играть активную или пассивную роль, ограничиваясь подведением итогов. Но обучающиеся всегда в активной позиции, благодаря вовлеченности в анализ и обсуждение конкретной жизненной ситуации (реальной или смоделированной). Обсуждение можно начать в малых группах, а потом объединить всех в общегрупповую дискуссию.

Слайд 10

Выводы Кейс – метод носит интегративный характер, соединяя многие элементы других технологий (деловых игр, проблемного обучения, коммуникативных технологий), что важно при подготовке медицинских работников.

Слайд 11

Литература Виневская А.В Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. Справочник для студентов/ Под редакцией И.А. Стеценко - Ростов на –Дону «Феникс» 2014 год, стр.73-81. Федорова Ю.В. Возможности применения метода «кейс- стади » при подготовке бакалавров по направлению «менеджмент» -[ Электронный ресурс]-Режим доступа: www.movn.ru. (Дата обращения 25.11.2013)



Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

 «Нижневартовский медицинский колледж»

Методическое обеспечение

темы 3.5. Средства, влияющие на функции органов дыхания

УД Фармакология

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

        

                Автор: Адыева В.В.

                2021 г.

Тема Средства, влияющие на функции органов дыхания

Дисциплина: Фармакология

Специальность: Сестринское дело

Преподаватель: Адыева В.В.

С целью освоения данной темы студент должен:

Уметь:

Знать:

Находить сведения о лекарственных препаратах, влияющих на функции органов дыхания,  в доступных базах данных

Ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств

- лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, влияющих на функции органов дыхания, виды их действия и противодействия;

- основные лекарственные группы и фармакологические действия лекарств, влияющих на функции органов дыхания;

Применять лекарственные средства по назначению врача.

Давать рекомендации пациенту по применению лекарственных средств, влияющих на функции органов дыхания

- основные показания к назначению лекарственных препаратов, влияющих на функции органов дыхания;

- побочные эффекты, виды реакций и осложнения лекарственной терапии.

Выписывать лекарственные формы в виде рецепта с использованием справочной литературы.

- правила заполнения рецептурных бланков

Распределение часов по теме занятия

Аудиторные часы

СРС

Теоретические занятия

Практические занятия

лекции

семинары

2

-

4

4

Фонд оценочных средств

  1. Вопросы для индивидуальных ответов студентов (приложение № 1).
  2. Задания по рецептуре с эталонами ответов (приложение №2).
  3. Ситуационные задачи с эталонами ответов (приложение №3).
  4. Банк тестов с эталонами ответов (приложение №4).
  5. Индивидуальное задание (приложение №5).

План СРС по теме занятия

  1. Изучите теоретический материал, используя:

- конспект лекции

     - учебник Виноградов, В.М. Фармакология с рецептурой, стр. 486-508

  1. Устно ответьте на контрольные вопросы по теме (приложение №1).
  2. Используя теоретический материал и знания УД «Основы латинского языка и медицинской терминологии» и УД «Анатомия и физиология человека», объясните значение следующих терминов:
  • Бронхоспазм;
  • Обструкция бронхов;
  • Асфиксия;
  • Ингаляция;
  • Аналептики;
  • Купирование приступа;
  • Муколитики;
  • Бронхолитики;
  • Астма:
  • Удушье;
  • Одышка;
  • Миотропное действие;
  • Привыкание:
  • Лекарственная зависимость.

4. Подготовьте  индивидуальное  сообщение по одной из тем (возможно с использованием мультимедийной презентации):

 «Лекарственные растения, обладающие отхаркивающим действием»

  «Особенности применения лекарственных препаратов для  предупреждения приступов бронхиальной астмы»

 «Лекарственные препараты, применяемые для профилактики приступов  бронхиальной астмы»

Или

Составьте кроссворд, используя термины по теме и названия препаратов

Или

Составьте Таблицу «Противокашлевые средства» с указанием препаратов, вида действия (кроме противокашлевого), противопоказаний к применению.


Оценивание персональных достижений студентов

в рамках освоения дисциплины Фармакология

Тема 3.5. Средства, влияющие на функции органов дыхания

Группа ______      подгруппа ______

ФИО

        студента

ОС 1

Контрольные вопросы по теме

ОС 2

Задание по рецептуре

ОС 3

Ситуационные задачи

ОС 4

Тестирование

ОС 5

Сообщение, кроссворд, таблица

Медиана освоения знаний и умений по теме 3.7. Средства, влияющие на функции органов дыхания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11


Приложение №1

Вопросы для индивидуальных ответов студентов к теме 3.5: «Средства, влияющие на функции органов дыхания»:

  1. Какие группы средств относятся к влияющим на функции органов дыхания?
  2. Что такое аналептики?
  3. Какие группы аналептиков различают по механизму действия?
  4. В каких случаях показано применение стимуляторов дыхания прямого действия?
  5. Назовите препараты стимуляторов дыхания рефлекторного действия,показания к применению.
  6. Какие лекарственные средства относятся к противокашлевым? Каков механизм их действия, показания и противопоказания к назначению?
  7. Каковы нежелательные эффекты противокашлевых средств-опиоидов?
  8. Какие лекарственные средства относятся к отхаркивающим?
  9. Каков механизм действия отхаркивающих средств рефлекторного действия? Назовите препараты.
  10. Каков механизм действия отхаркивающих средств прямого действия? Назовите препараты.
  11. Какие препараты называются муколитическими, механизм их действия? Назовите препараты.
  12. По каким свойствам отхаркивающие отличаются от муколитических средств?
  13. Что такое «бронхолитические средства»?
  14. Назовите фармакологические группы препаратов, обладающих бронхолитическими свойствами.
  15. Назовите фармакологические эффекты лекарственных средств для купирования приступов бронхиальной астмы.
  16. С помощью каких лекарственных средств проводится базисная терапия бронхиальной астмы?
  17. Назовите нежелательные побочные эффекты ингаляционных глюкокортикоидов и меры их профилактики.
  18. Какие лекарственные препараты используются для профилактики приступов бронхиальной астмы?


Приложение №2

Задания по рецептуре к теме 3.5: «Средства, влияющие на функции органов дыхания»

Выписать рецепты, используя справочную литературу:

  1. Противокашлевое средство центрального действия.
  2. Противокашлевое средство периферического действия.
  3. Муколитическое средство.
  4. Бронхолитическое средство группы β2-адреномиметиков длительного действия.
  5. Бронхолитическое средство миотропного действия для купирования приступа бронхиальной астмы.
  6. Средство для профилактики приступов бронхиальной астмы из группы М-холиноблокаторов.
  7. Средство базисной терапии бронхиальной астмы, уменьшающее воспалительные явления в бронхах.
  8. Отхаркивающее средство растительного происхождения в настое.
  9. Стимулятор дыхания для ускорения выхода из наркоза.
  10. Стимулятор дыхания при асфиксии новорожденных.

Укажите показания к назначению каждого препарата, нежелательные (побочные) эффекты, противопоказания.


Эталоны ответов к заданию по рецептуре к теме 3.7: «Средства, влияющие на функции органов дыхания»

1.Rp: Tusuprexi       0,02

           D.t.d. №30 in tab.

           S: По 1 таблетке 3 раза в день

2. Rp: Libexini       0,1

           D.t.d. №20 in tab.

           S: По 1 таблетке 3 раза в день

3. Rp: Bromgexini      0,004

           D.t.d. №50 in tab.

           S: По 1 таблетке 3 раза в день

4. Rp: Aer. Salbutamoli dosum  I

           D.S: По 1 ингаляции 3 раза в день

5. Rp: Sol. Euphyllini 2,4 % - 10 ml

          D.t.d. № 10 in amp.

           S: По 10 мл внутривенно медленно

6.Rp: Aer. Atroventi dosum 1

          D.S: По 1 ингаляции2раза в день

7. Rp: Aer. Fluticasoni  dosum 1

           D. S: По 1 ингаляции2раза в день

8.Rp: Infusi herbae Thermopsidis 6,0 – 180 ml

          D.S: По 2 ст. л. 3 раза в день

9.Rp: Sol. Bemegridi  0,5 % - 10 ml

          D.t.d.№ 6 in amp.

          S: По 10 мл внутривенно медленно

10. Rp: Sol. Lobelini hydrochloridi 1 % - 1 ml

             D.t.d.№10 in amp.

             S: По 0,1 мл внутривенно


Приложение №3

Ситуационные задачи к теме 3.5: «Средства, влияющие на функции органов дыхания»

Задача №1

Во время приступа бронхиальной астмы пациенту был введен лекарственный препарат из группы М-холиноблокаторов. Приступ был купирован, но появилось сердцебиение, сухость во рту и пациенту было трудно отхаркивать мокроту.  Какой препарат был введен? Каковы причины и механизм возникших осложнений?

Задача №2

У пациента во время проведения оперативного вмешательства под наркозом с применением барбитуратов появились признаки нарушения дыхания. Какое средство целесообразно применить в этом случае для восстановления дыхания?

Задача №3

Пациенту с жалобами на периодически возникающие приступы тахикардии и предрасположенностью к бронхиальной астме был назначен препарат. Тахикардия исчезла, но появились приступы удушья. Какой препарат был назначен пациенту?  Какова причина возникновения удушья?

Задача №4

Пациенту с бронхиальной астмой длительно проводили гормональную терапию перорально. Спустя примерно полгода с момента начала лечения пациент стал отмечать нарушение сна, боли в желудке, увеличение веса. При обследовании обнаружена гипергликемия, глюкозурия, гипертензия. Какой препарат получал пациент? Каким препаратом можно его заменить?

Задача №5

Пациенту с бронхиальной астмой был назначен противоаллергический препарат в капсулах для приема ингаляционно, с помощью которого он мог предупреждать приступы удушья, но не купировать их. Какой препарат был назначен пациенту? Каков механизм его действия?

Задача №6

В связи с изнурительным кашлем пациенту было назначено противокашлевое средство в таблетках. Пациент разжевал таблетку и проглотил. Спустя некоторое время кашель уменьшился, но пациент почувствовал «онемение» во рту. Какой препарат был назначен пациенту? О чем надо было предупредить пациента, чтобы избежать побочного действия препарата?

Задача №7

Пациент с бронхиальной астмой часто пользовался изадрином в ингаляциях. Однако купирование приступа удушья сопровождалось сердцебиением. Каким препаратом, действующим избирательно на бронхи, можно заменить изадрин? Чем объясняется действие изадрина?

Задача № 8

Пациенту с бронхиальной астмой был назначен препарат пульмикорт для базисной терапии. Спустя пять дней применения препарата пациент не отметил улучшения состояния и обратился к врачу с жалобами на отсутствие эффекта и продолжающиеся приступы удушья. В чем причина отсутствия эффекта препарата, что необходимо объяснить пациенту?

Задача № 9

Пациент с бронхиальной астмой длительное время пользовался для купирования приступов препаратом «Беротек». Стал отмечать снижение эффективности препарата: требуется чаще применять, хуже снимает бронхоспазм, 1-2 вдохов бывает недостаточно.  К какой фармакологической группе относится указанный препарат? В чем причина снижения его эффективности?

Задача №10

Пациент с бронхиальной астмой, длительно получающий в качестве базисной терапии ингаляционный препарат «Бекотид», отметил появление охриплости голоса, боли в полости рта при приеме пищи, жжение языка. Обратился к врачу, который при осмотре выявил белые творожистые налеты на слизистой языка, щек на фоне гиперемии. В чем причина появления данных симптомов? Что необходимо предпринять?


Эталоны ответов на ситуационные задачик теме 3.5: «Средства, влияющие на функции органов дыхания»

Задача №1

Пациенту был применен М-холиноблокатор  (атропин), который подавляет секрецию слюнных, бронхиальных желез, вызывают тахикардию, усиливают сердечные сокращения, что привело к возникновению перечисленных симптомов.

Задача №2

Необходимо применить дыхательный аналептик прямого действия, стимулирующий дыхательный центр –бемегрид.

Задача №3

Пациенту был назначен препарат группы β-адреноблокаторов (анаприлин). За счет блокады β1 –адренорецепторов, расположенных в миокарде, препарат вызывает уменьшение силы и частоты сердечных сокращений, а угнетение β2-адренорецепторов может привести к сокращению (спазму) бронхов и вызвать приступ удушья.

Задача №4

Пациент получал глюкокортикоид преднизолон (дексаметазон, полькортолон), которые при пероральном применении могут вызвать вышеназванные системные побочные эффекты. Для их предупреждения необходимо применять глюкокортикоидыингаляционно (бекотид, пульмикорт)

Задача №5

Пациенту назначен препарат группы стабилизаторов мембран тучных клеток – интал (кромогликат натрия), который препятствует высвобождению гистамина из тучных клеток, предупреждает спазм бронхов.

Задача №6

Пациенту был назначен противокашлевой препарат периферического действия либексин, обладающий также местноанестезирующим эффектом. Пациента необходимо было предупредить о недопустимости разжевывания таблетки.

Задача №7

Изадрин является β-адреномиметиком. За счет стимуляции β1 –адренорецепторов, расположенных в миокарде, препарат вызывает усиление силы и частоты сердечных сокращений. Необходимо назначить селективный β2-адреномиметик (сальбутамол).

Задача №8

Пульмикорт является ингаляционной формой глюкокортикоидов, применяется для предупреждения приступов удушья в связи с противовоспалительным и противоаллергическим действием, которое развивается через 5-7 дней от начала лечения. Для купирования приступов удушья препарат использовать нельзя, с этой целью используются бронхолитики.

Задача №9

Беротек относится к β2-адреномиметикам. Длительная терапия бета-адреномиметиками приводит к постепенному снижению чувствительности бета-адренорецепторов и ослаблению лечебного эффекта. Восстановление чувствителньоститребуетспециальных мер: отмены на определенный срок бета-адреномиметиков, применения глюкокортикоидов.

Задача №10

При применении ингаляционных глюкокортикоидов, к которым относится препарат «Бекотид», возможно развитие кандидоза полости рта, что и наблюдается у данного пациента. Ему необходимо пройти курс противогрибкового лечения, назначенного врачом, не прерывая терапию глюкокортикоидами. В дальнейшем для профилактики грибкового поражения рекомендуется щелочные полоскания полости рта после применения ингалятора.


Приложение №4

Тестовые задания к теме 3.5: «Средства, влияющие на функции органов дыхания»

Вариант 1

1. Укажите противокашлевое средство, благодаря местноанестезирующему эффекту, уменьшающее чувствительность бронхиального дерева:

а)        Кодеина фосфат

б)        Бромгексин

в)        Глауцина гидрохлорид

г).        Либексин

2.        Укажите противокашлевое средство центрального действия:

а)        Кодеина фосфат.

б)        Бромгексин.

в)        Натрия гидрокарбонат.

г)        Либексин.

3.        Укажите отхаркивающее средство, вызывающее тошноту:

а)        Настой травы мышатника.

б)        Бромгексин.

в)        Ацетилцистеин.

г)        Глауцина гидрохлорид.

4.        Укажите муколитическое средство:

а)        Кодеина фосфат.

б)        Бромгексин.

в)        Глауцина гидрохлорид.

г)        Либексин.

5.        Бронхолитики – это лекарственные средства:

а)        разжижающие мокроту.

б)        вызывающие спазм бронхов.

в)        снимающие спазм бронхов.

г)        стимулирующие бронхиальные железы.

6.        Укажите бронхолитическое средство миотропного действия.

а)        Кромолин натрия.

б)        Ипратропиум бромид (атровент).

в)        Сальбутамол.

г)        Эуфиллин.

7.        Укажите средство для профилактики приступов бронхиальной астмы из группы м-холиноблокаторов.

а)        Кромолин натрия.

б)        Ипратропиум бромид (атровент).

в)        Сальбутамол.

г)        Эуфиллин.

8.        Укажите средство для профилактики обострения бронхиальной астмы уменьшающее  воспалительные явления в бронхах.

а)        Беклометазон.

б)        Ипратропиум бромид (атровент).

в)        Сальбутамол.

г)        Ацетилсалициловая кислота.

9.        Какие побочные явления характерны для эуфиллина?

а)        Брадикардия.

б)        Повышение потребности миокарда в кислороде.

в)        Угнетение дыхательного центра.

г)        Повышение ОПС и артериального давления.

10.        При астматическом статусе обычную бронхолитическую терапию необходимо дополнить:

а)        Адреналином.

б)        Ацетилсалициловой кислотой.

в)        Гепарином.

г)        Преднизолоном.

11.        Укажите средство для стимуляции дыхательного центра при легких отравлениях снотворными.

а)        Цититон.

б)        Лобелин.

в)        Карбоген.

г)        Бемегрид.

12.        При бронхоспазме противопоказаны:

а)        М-холиноблокаторы.

б)        Бета-адреноблокаторы.

в)        Бета-адреномиметики.

г)        Симпатолитики.

13.        При гипотонии и астении упожилых людей применяют

а)        цититон

б)        кордиамин

в)        кофеин-бензоат натрия

г)        бемегрид

14.        Укажите отхаркивающее средство прямого действия

а)        бромгексин

б)        настой травы термопсиса

в)        мукалтин

г)        амброксол


Приложение №4

Тестовые задания к теме 3.5: «Средства, влияющие на функции органов дыхания»

Вариант 2

1.        Укажите ненаркотическое противокашлевое средство центрального действия:

а)        Кодеина фосфат.

б)        Глауцин.

в)        Бромгексин.

г)        Либексин.

2.        Укажите противокашлевое средство периферического действия:

а)        Либексин

б)        Бромгексин.

в)        Тусупрекс.

г)        Кодтерпин.

3.        Муколитики – это лекарственные средства:

а)        снимающие спазм бронхов.

б)        возбуждающие дыхательный центр.

в)        разжижающие мокроту.

г)        подавляющие кашель.

4.        Укажите бронхолитическое средство группы М-холиноблокаторов.

а)        Теофиллин.

б)        Ипратропиум бромид (атровент).

в)        Сальбутамол.

г)        Астмопент.

5.        Укажите аналептик, применяемый при отравлении угарным газом:

а)        Кордиамин.

б)        Лобелин.

в)        Бемегрид.

г)        Камфора.

6.        Укажите отхаркивающее средство рефлекторного действия:

а)        Мукалтин.

б)        Калия йодид.

в)        Кодеин.

г)        Эуфиллин.

7.        Укажите средство для профилактики приступов бронхиальной астмы из группы аминофиллинов.

а)        Теопэк.

б)        Атропин.

в)        Интал.

г)        Бекотид.

8.        Укажите муколитическоесредство.

а)        Аспирин.

б)        Терпинкод.

в)        Ацетилцистеин.

г)        Либексин.

9.        Укажите средство для купирования приступов бронхиальной астмы из группы β2-адреномиметиков короткого действия.

а)        Салметерол.

б)        Атровент.

в)        Сальбутамол.

г)        Формотерол.

10.        Укажите средство для патогенетической терапии бронхиальной астмы.

а)        Бекломет.

б)        Беротек.

в)        Беродуал.

г)        Теотард.

11.        После применения ингаляционных глюкокортикоидов необходимо:

а)        прополоскать рот.

б)        выпить воды.

в)        задержать дыхание.

г)        покашлять.

12.        При остром приступе бронхиальной астмы можно применить

а)        норадреналин.

б)        промедол.

в)        анальгин.

г)        адреналин.

13.        При асфиксии новорожденных можно применить

а)        этимизол

б)        кофеин-бензоат натрия

в)        кордиамин

г)        камфора.

14.        Какие побочные явления характерны для атровента?

а)        сердцебиение

б)        увеличение отхождения мокроты

в)        сухость во рту

г)        головная боль


Эталоны ответов к тестовым заданиям к теме 3.5: «Средства, влияющие на функции органов дыхания»

Вариант 1

Вариант 2

1.

г

1.

б

2.

а

2.

а

3.

а

3.

в

4.

б

4.

б

5.

в

5.

б

6.

г

6.

б

7.

б

7.

а

8.

а

8.

в

9.

б

9.

в

10.

г

10.

а

11.

г

11.

а

12.

б

12.

г

13.

б

13.

а

14.

в

14.

в

Критерии оценки:

0-2ошибка – 5 «отлично»

3-4 ошибки – 4 «хорошо»

5-6 ошибки – 3 «удовлетворительно»

7 ошибок и > - 2 «неудовлетворительно»


Приложение №5

Таблица «Противокашлевые средства»  

Препарат

Виды действия (кроме противокашлевого)

Противопоказания к применению

Наркотические (опиатные) препараты

Кодеин (метилморфин)

Этилморфин (дионин)

Угнетение дыхания, торможение деятельности желудочно-кишечного тракта, повышение тонуса бронхов, сонливость, лекарственная зависимость (наркомания)

Склонность к бронхоспазму, запорам, гипертрофия предстательной железы

Ненаркотические препараты

Глауцина гидрохлорид (глаувент)

Спазмолитическое, адренолитическое, противовоспалительное

Пониженное артериальное давление, инфаркт миокарда

Окселадин (пакселадин, тусупрекс)

Умеренное бронхорасширяющее действие, местноанестезирующее, противоспалительное

Бронхоспастическое состояние, бронхиальная астма, бронхоэктатическая болезнь, бронхиты с трудноотделяющейся мокротой

Бутамират (синекод, интуссин; в составе препарата «Стоптуссин»)

Умеренное бронхорасширяющее действие, местноанестезирующее, противоспалительное

Повышенная чувствительность к препарату, первый триместр беременности

Либексин (преноксидиазин)

Местноанестезирующее, бронхорасширяющее, противовоспалительное

Патологические состояния с обильным образованием мокроты в дыхательных путях



Предварительный просмотр:

logo_NMK3

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовский медицинский колледж»

Методическая разработка внеаудиторного занятия

Предметная неделя на тему: «Острые респираторно-вирусные инфекции, особенности течения у детей. Методы профилактики ОРВИ»

по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» (углубленная подготовка)

квалификация выпускника

«Медицинская сестра»

очная форма обучения

2020 г.

Организация-разработчик:

Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Нижневартовский медицинский колледж».

Разработчики:

Адыева Валентина Викторовна - преподаватель.

Сахипова Гульнара Адыевна - преподаватель.

Щекочихина Нина Михайловна – преподаватель высшей квалификационной категории.

Настоящее положение определяет цели, задачи, порядок и условия проведения круглого стола.

1. Цели

  1. Углубить знания по данной патологии и сориентировать обучающихся в потоке информации.
               1.2. Обучить методам профилактики ОРВИ перед сезонным повышением заболеваемости.

1.3.Выявить умения организовывать профилактику сахарного диабета.

          1.4. Обучить методам профилактики ОРВИ в детских коллективах.
2. Задачи

2.1. Повышение качества подготовки специалистов по специальности                     34.02.01 «Сестринское дело».
         3.2. Привлечение обучающихся к предметной неделе.
         3.3. Привлечение обучающихся к самостоятельной работе с учебной и научной литературой, медицинскими изданиями.
          3.4. Формировать у обучающихся чувство профессионального долга, уважения и милосердия.
         3.5. Формирование следующих компетенций:
         ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использовании.
         ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей   профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
         ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
         ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
         ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
         ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результаты выполнения заданий.
         ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации.
         ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
4. Условия и время проведения

         

4.1. Предметная неделя проводится   29.10 - 30.10.2020 года.

В проведении принимают участие обучающиеся 2 курса очного отделения по специальности 34.02.01 «Сестринское дело».

4.2.Тематика предметной недели  включает следующие направления:

1. Заслушивание докладов на следующие темы: 

1. Понятие ОРВИ, этиология, эпидемиология, механизм развития ОРВИ. Актуальность темы в педиатрической практике.
2. Грипп, особенности течения у детей. Методы специфической профилактики гриппа.
3. Свиной грипп, эпидемиология, особенности течения, методы диагностики, лечение. противоэпидемические мероприятия. 
4. Птичий грипп, особенности течения, методы диагностики, лечение, противоэпидемические мероприятия.
5. Аденовирусная инфекция - этиология, эпидемиология, особенности течения, методы диагностики, лечение.
6. Риновирусная инфекция, эпидемиология, особенности течения, методы диагностики, лечение. 
7. Часто болеющие дети, причины заболеваемости. Социальные аспекты. Реабилитация детей.
8. Профилактика заболеваний органов дыхания, основные направления.

9. Профилактика заболеваний в дошкольных учреждениях. Профилактика заболеваний органов дыхания в школе. 

10. Нетрадиционные методы профилактики ОРВИ. Обучение участников конференции методам профилактического массажа.
11. Дыхательная гимнастика, ее значение в профилактике и лечении ОРВИ.
12. Обучение участников конференции методам дыхательной гимнастики при рините и кашле.
 Регламент выступления 7 минут.

2. Оценка докладов и подведение итогов:

Оценка докладов производится членами жюри из числа обучающихся.
По результатам работы

жюри выдвигают три лучших доклада. 

Критерии оценки докладов: 
- соответствие теме
-свободное изложение материала (рассказывает, а не читает с листа)
-логичность построения доклада
-использование таблиц, слайдов, наглядность презентации
-содержание оригинальных данных
- доступность информации

4.3. Просмотр видеофильмов.
4.3.1. Видеофильм по теме: «Грипп»
4.3.2. Видеофильм по теме: «Грипп»
4.3.3. Видеофильм по теме: «Профилактика ОРВИ»
4.4. Проведение блиц - турнира на тему: «Профилактики ОРВИ у детей» 
(см. приложение №1).
4.4.1. Участвуют три команды, по одному представителю от каждой.
4.5. Проведение конкурса видеороликов на тему: «Профилактики ОРВИ у детей» 
(см. приложение №2).
4.5.1. В конкурсе участвуют три группы.
4.6. Проведение конкурса буклетов. Тема: «Профилактики ОРВИ у детей»
(см. приложение №3).
4.6.1 В конкурсе участвуют три группы, представляют два и более буклетов.
5. Награждение
Награждаются следующие участники предметной недели:
-за лучшие три доклада
-победитель блиц - турнира
-команда победитель конкурса видеороликов.
- команда победитель конкурса буклетов

Программа
студенческой предметной недели на тему: «Острые респираторно-вирусные инфекции, особенности течения у детей. Методы профилактики ОРВИ»

1день.
Круглый стол. Начало в 13.30.
Представляемые доклады: 
Понятие ОРВИ, этиология, эпидемиология, механизм развития ОРВИ. Актуальность темы в педиатрической практике. 
Грипп, особенности течения у детей. Методы специфической профилактики гриппа. 
Видеофильм по теме: «Грипп». 
Свиной грипп. Этиология, эпидемиология, особенности течения, методы диагностики, лечение. противоэпидемические мероприятия. 
Птичий грипп, особенности течения, методы диагностики, лечение, противоэпидемические мероприятия. 
Видеофильм по теме: «Грипп». 
Аденовирусная инфекция, этиология, эпидемиология, особенности течения, методы диагностики, лечение.
Риновирусная инфекция, эпидемиология, особенности течения, методы диагностики, лечение. 
2день. 
Круглый стол. Начало в 13.30.
Представляемые доклады:
Часто болеющие дети, причины заболеваемости. Социальные аспекты. Реабилитация детей. 
Профилактика заболеваний органов дыхания, основные направления. Профилактика заболеваний в дошкольных учреждениях. 
Профилактика заболеваний органов дыхания в школе. 
Видеофильм по теме: «Профилактика ОРВИ» 
Нетрадиционные методы профилактики ОРВИ. Обучение участников конференции методам профилактического массажа. Докладчик 
Дыхательная гимнастика, ее значение в профилактике и лечении ОРВИ.
7. Обучение участников конференции методам дыхательной гимнастики при рините и кашле. 
3 день. Начало в 13.30.
1.Блиц - турнир на тему: «Профилактики ОРВИ у детей» 
(см. приложение №1)
2.Конкурс видеороликов Тема: «Профилактика ОРВИ у детей» (см. приложение №2)
3.Конкурс буклетов. Тема: «Профилактика ОРВИ у детей» (см. приложение №3)



Приложение №1

Блиц-турнир.
Тема: Профилактики ОРВИ.

Обозначьте термин - профилактика заболеваний.
Назовите два вида профилактики ОРВИ.
Является ли соблюдение режима дня, методом неспецифической профилактики ОРВИ.
Назовите местные виды закаливания применяемые у детей для профилактики ОРВИ.
Назовите какой эффект мы получаем при проведении контрастных процедур при закаливании ребенка.
Достаточный сон, физическая активность, управление стрессом являются правилами профилактики гриппа. Обоснуйте.
Всем детям показаны общие виды закаливания для профилактики ОРВИ?
Применение иммуностимулирующих средств является главным в профилактике ОРВИ, почему?
Назовите витамины рекомендуемые для профилактики гриппа?
Прогулки на свежем воздухе используются в качестве мероприятий профилактики ОРВИ, почему?
Необходимо ли проводить санация хронических очагов инфекции у ЧБД для профилактики ОРВИ.
Массаж особых зон на коже, которые связаны с важными регуляторами деятельности внутренних органов, показан для профилактики ОРВИ.
Необходимо ли ставить на «Д» учет часто болеющих детей и почему?
Стоит ли часто болеющим детям посещать дошкольные учреждения и почему?
ЧБД должны вывозиться в летнее время за город для укрепления иммунитета.
Массаж стоп и лечебных точек способствует профилактике заболеваний у ЧБД, почему?
Назовите методы специфической профилактики гриппа.
Назовите месяцы года когда наиболее часто отмечаются вспышки эпидемии гриппа.
Вакцинацию против гриппа желательно проводить за 2 месяца до эпидемии гриппа.
Назовите современные противовирусные препараты.
Необходимо ли применять противовирусные средства во время эпидемии гриппа постоянно?
Назначение анаферона показано для профилактики гриппа, почему?
Можно ли использовать промывание носа в качестве процедуры для профилактики ОРВИ, почему?
Назовите средства для промывания носа.
Следует ли тщательно мыть руки для профилактики ОРВИ.
Назовите мероприятия, направленные на снижение кол-ва вирусов в помещении.
Что необходимо предпринять, если вы сегодня находились в тесном контакте с больным гриппом?
Куда бы вы не пошли во время эпидемии гриппа.
Назовите препараты активные в отношении надвигающегося свиного гриппа.
Изоляция больного является мерой профилактики ОРВИ. Какой вывод из этого должен сделать каждый студент?

 Эталон ответов
Профилактика-комплекс медицинских и немедицинских мероприятий направленных на укрепление здоровья населения, предотвращения факторов риска, устранения причин заболевания.
Специфическая и неспецифическая.
ДА.
Обливание ног, контрастное обливание ног,
Закаливание тренирует реакцию сосудов, при этом температура в полости носа падает всего на 0,3о-0,5о ,тогда как у нетренированных она падает на 2о.
Да. Данные факторы приводят к снижению иммунитета, следовательно, возникает риск заболеваний в т.ч. ОРВИ.
Нет. Определенной группе детей показаны только местные виды закаливания.
Нет. В настоящее время очень осторожно подходят к назначению этих средств. Необоснованное внедрение в иммунную систему приводит к изменению иммунитета и его снижению.
Витамин D. B-каротин.
Прогулки на свежем воздухе являются лучшим способом повышения иммунитета.
Да. Хронические очаги инфекции при снижении иммунитета приводят к заболеваниям.
Да.
Данные дети имеют вторичное иммунодефицитное состояние, оздоровительные мероприятия нужны им для повышения иммунитета.
Нет. Дети имеют иммунодефицитное состояние и будут часто болеть.
Да.
Да.
Вакцинация, прием противовирусных средств.
Декабрь-февраль.
Да.
Осельтамивир, занамивир.
Нет, Только во время за заболевания или после тесного контакта с больным.
После его назначения дети болеют в 2-3 раза реже, нет осложнений.
Да. Промывание носа смывает вирусы со слизистой, увлажняет её, тем самым препятствует проникновению вирусов в организм.
Долфин, аквамарис, квинекс, изотонический раствор.
Да. Мытье рук помогает в защите от микробов.
Проветривание, кварцевание, влажная уборка, увлажнение помещения.
Промыть нос, прополаскать горло, начать прием противовирусных препаратов.
В общественные места, в места скопления людей.
Осельтамивир, занамивир.
При появлении признаков болезни необходимо остаться дома, не ходить на занятия, не выполнять социальных поручений.

Приложение №1

Проведение конкурса видеороликов.
Тема: «Профилактики ОРВИ у детей»
Группа представляет один видеоролик по данной теме, продолжительностью 5 минут.
Жюри, из числа обучающихся, оценивает ролики и выбирает лучший.
Критерии оценки:
-соответствие теме
-информативность и значимость содержания видеоролика
-оригинальность представленного материала
-соблюдение авторских прав на использование материала






Приложение№2

Проведение конкурса буклетов. 
Тема: «Профилактики ОРВИ у детей»
Группа представляет два буклета по предлагаемой теме. 
Жюри, из числа обучающихся, оценивает буклеты и выбирает лучший.
Критерии оценки:
-грамотность
-законченность
-может использоваться на уроке
-точность информации оформления работы
-эстетика
-дизайн (текст, цвет, фон)




Предварительный просмотр:

Адыева Валентина Викторовна

Разработка учебно-практических и учебно-познавательных задач для реализации общеобразовательных программ

Одной из существенных проблем реализации ФГОС и в соответствии с ним необходимости реализации системно-деятельностного подхода в обучении является отсутствие или недостаточное обеспечение учебно-дидактическими материалами для инициирования самостоятельной деятельности обучающихся с целью формирования метапредметных результатов обучения. В современной школе к числу наиболее актуальных учебно-дидактических материалов относятся пакеты (картотека) учебных заданий, содержащие в себе разнообразные учебные задачи. В «идеале» такими учебными заданиями должен быть обеспечен не только каждый раздел программы/учебника, но и каждая тема раздела. Самое трудное, по мнению педагогов - это «придумать» задания, да еще и в условиях предложенной классификации учебных задач на учебно-познавательные и учебно-практические. Облегчить данную задачу можно, используя при разработке учебных заданий различные универсальные формулировки, так называемые «клише», которые помогут педагогу разработать учебные задания. Примеры таких формулировок представлены в таблице ниже.

Таблица 1.

Примеры универсальных формулировок для разработки учебно-познавательных и учебно-практических задач

Классы

УПЗ  и УПрЗ

Характеристика

УПЗ и УПрЗ

Освоение систематических знаний (УПЗ)

Первичное ознакомление, отработка и осознание теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;

выявление и осознание сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, создание и использование моделей изучаемых объектов и процессов, схем;

выявление и анализ существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами

-нарисуйте схему….

- создайте модель ….

- нанесите на рисунок ….

- заштрихуйте части, которые….

- вычеркните лишнее….

- объясните взаимосвязь между….

- внесите недостающее в таблицу ….заполните пустые клетки….

- запишите алгоритм…..

- укажите/проставьте последовательность …….

- выберите правильное определение…….

- установите соответствие….

- дорисуйте схему…

- восстановите текст….

-впишите недостающее слово….

- продолжите предложение….

- найдите общее и отличия…

- объясните…

- назовите признаки….

- опишите по схеме….

- назовите причины…..

Самостоятельное приобретение, перенос и интеграция знаний

(УПЗ)

Результат использования знако-символических средств и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родовидовым признакам,

 установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известным; требующие от обучающихся более глубокого понимания изученного и/или выдвижения новых для них идей, иной точки зрения, создания или исследования новой информации,

 преобразования известной информации, представления её в новой форме, переноса в иной контекст и т.п.

- заполните недостающие звенья процесса, явления, событий…..

- нарисуйте схему….

-создайте модель….

- определите назначение…

- составьте тезисы из текста….

- сформулируйте обратное решение….

- составьте перечень вопросов…

- распределите по группам….

- опишите виды….

- назовите формы…..

- составьте из понятий кроссворд….

- найдите, откуда фрагмент/

куда следует поместить текст.

- напиши инструкцию….

- начертите маршрут…..

- сформулируйте критерии для отбора…..

- сравните/опишите сходство и различия…..

- подберите пару….

- назовите различные способы…

- отметьте верные высказывания и неверные….

- перечислите известные названия….

- объясните взаимосвязь продукта с процессом….

- запиши кратко…../дайте развернутый ответ….

Разрешение проблем (УПрЗ)

Требуется  принятия решения в ситуации неопределённости, например, выбора или разработки оптимального либо наиболее эффективного решения,

создания объекта с заданными свойствами, установления закономерностей или «устранения неполадок» и т. п.;

- проанализируйте ситуацию…/объясните ее….

- назовите обстоятельства, предшествующие….

- назовите действия, необходимые….

-  предложите различные варианты….

- составьте план/программу действий…..

Формирование и оценка навыка сотрудничества

(УПрЗ)

Требуется совместная работа в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат

- составьте лист продвижения по заданию с назначением ответственных….

- запишите общий ответ/решение…..

Формирование и оценка навыка коммуникации (УПрЗ)

Требуется создание письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом

(например, сообщения, комментария, пояснения, призыва, инструкции, текста-описания или текста-рассуждения, формулировки и обоснования гипотезы, устного или письменного заключения, отчёта, оценочного суждения, аргументированного мнения и т. п.)

-напишите эссе….

- составьте отчет ……

- сформулируйте новое

/подчерки в тексте новое…..

- выпишите из текста…….

- прокомментируйте ситуацию….

- напишите объявление/пресс-релиз…..

- составьте программу учебного исследования…..

- напишите аннотацию к проекту…

Формирование и оценка навыка самоорганизации и саморегуляции

(УПЗ, УПрЗ)

Наделяются обучающиеся функциями организации выполнения задания: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания,

соблюдения графика подготовки и предоставления материалов,

поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей

и контроля качества выполнения работы

-сформулируйте критерии…

-составьте план/алгоритм….

- выполните по алгоритму….

-осуществите подбор/отбор информации…….

- составьте список литературы/сайтов…, необходимых для….

Формирование и оценка навыка рефлексии

(УПЗ, УПрЗ)

Требуется  от обучающихся самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий,

выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания и/или самостоятельной постановки учебных задач (например, что надо изменить, выполнить по-другому, дополнительно узнать и т. п.)

- оцените по критериям….

- сверьтесь с планом……

- назовите алгоритм по которому…..

- укажите причины…….

-назовите возможности…..

- определите негативные факторы, которые необходимо устранить…./положительные факторы, которые необходимо усилить….

Формирование и оценка 

ИКТ-компетентности обучающихся

(УПЗ, УПрЗ)

Требуется педагогически целесообразное использование ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех перечисленных выше ключевых навыков(самостоятельного приобретения и переноса знаний,

сотрудничества и коммуникации,

решения проблем и самоорганизации, рефлексии и ценностно-смысловых ориентаций),

а также собственные навыки использования ИКТ

- смонтируйте презентацию программе….

- создайте учебный видеофильм/мульт-анимацию…

-создайте интерактивную карту…..

- познакомьтесь с компьютерной программой и выполните с ее использованием….

- посетите вирутальный музей…

- посетите электронную библиотеку….

- поучаствуйте в телекоммуникационном проекте…

- составьте список специализированных сайтов, блогов….

Формирование ценностно-смысловых установок

(УПЗ, УПрЗ)

Требуется от обучающихся выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме 

на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки

- расставьте приоритеты….

- выразите позицию…..

- приведите аргументы «за»/ «против», «да»/ «нет»…..

- обоснуйте…/объясните сфмсл...

- объясните какие события предшествовали сложившейся ситуации…..

- назовите положительные примеры….

- назовите отрицательные примеры….

- расскажите историю….

- сделайте вывод….

- сформулируйте основные правила….

- определите главную проблему….



Предварительный просмотр:

Особенности применения современных образовательных технологий

Образовательная технология

Субъектные позиции

Организация деятельности обучающихся

Необходимое методическое обеспечение

Дискуссия, дебаты

Ведущий, модератор, спикер

Имеет конкретную тему. В каждом конкретном случае проводиться по конкретной модели (по кругу, да-нет, пресс-конференция, письменная дискуссия по кругу и т.д.). Требует от участников предварительной подготовки для «владения темой», для обращения участников друг к другу для углубленного и разностороннего обсуждения идей, точек зрения, проблем. Вопросы для обсуждения определяются заранее в формулировках, на которые невозможен однозначный ответ «да» или «нет». Также требуется пространственная организация аудитории для расположения участников.

Сформулированная тема, основные вопросы, дополнительные вопросы. Информационные материалы для актуализации, выдвижения доводов, аргументов, подтверждения фактов (фактами) (документы, фотографии, статьи из СМИ, видео, книги и т.д.).

Тренинг как командообразующая игра

Тренер, игроки

Имеет конкретную тему или сюжет. Состоит из игровых упражнений (разминочных и основных) с использованием различных предметов. Цель проведения - отработка определенного поведения участников.

Сценарный план. Карточки с описанием игровых упражнений (возможны инструкции).

Ролевая игра

Ведущий, персонажи

Имеет конкретную тему и сюжет. Исполнение участниками определенных ролей с целью решения или проработки определенной ситуации. Основное значение имеет поведение участников в рамках определенной роли, присущей какому-либо персонажу.

Сценарный план. Легенды (краткое описание персонажа: пола, возраста, профессии, биографии и т.д.). Инструкции для участников.

Деловая игра

Ведущий, участники (возможно персонажи)

Имеет конкретную тему или сюжет. Имитация различных аспектов профессиональной деятельности, социального взаимодействия в конкретных условиях. Основное значение имеет принятие конкретного управленческого решения по конкретной проблеме в ограниченных условиях.

Сценарный план. Условия и ограничения. Информационные материалы, конкретизирующие поставленную ситуацию, проблему.

Кейс-технология

Ведущий, участники  

Решение проблемных квазиреальных ситуаций, описанных устно, на карточках, показанных на видео и/или инсценировках. Решение кейса может происходить как индивидуально, так и в составе группы. Основная задача кейса научиться анализировать информацию, выявлять основные проблемы и пути решения, формировать программу действий.

Пакет оформленных на бумажных или электронных носителях квазиреальных ситуаций с пояснительными записками (цель проведения, проверяемые знания, умения). Бланки для ответов (если предусмотрен письменный ответ)

Мастер-класс

Мастер, участники

Имеет тему, основан на актуальном практической опыте в конкретной профессиональной среде. Нередко мастер-классы проводятся сериями. Представляет собой публичную демонстрацию опыта  форме краткосрочного обучения. Основное отличие - возможный перенос участниками мастер-класса используемых мастером форм, методов, средств, приемов в собственную профессиональную деятельность.

Программа мастер-класса.

Портфолио

Владелец, претендент

Информационный ресурс, который отражает рост учебных или профессиональных достижений владельца посредством сбора, систематизации информации о результатах участия владельца в различных мероприятиях; представления индивидуальных образовательных маршрутов, результатов исследований и проектов; выборок из СМИ по интересующим темам и т.д. Может быть в виде папки с бумажными носителями или веб-сайта (электронное портфолио). У одного владельца может быть рабочее и презентационное портфолио.

Папка или веб-сайт.

Учебные проекты

Автор проекта

Имеет тему. Программа действий, продукт для решения (ослабления) какой-либо проблемы. В соответствии с ФГОС общего образования проекты могут подразделяться на информационные, инженерные (конструкторские), игровые, социальные, прикладные, творческие, исследовательские, инновационные.

Предусматривает при необходимости научное консультирование, рецензирование, экспертизу. В рамках учебных заданий возможно использование учебных заданий с элементами проектной деятельности или урок (учебное занятие)- проект. Готовые проекты презентуются авторами в рамках конкурса проектов.

Примерная структура проекта, требования к презентации, список информационных источников, критерии оценки проекта.

Учебные исследования

Исследователь

Имеет тему. Описание какой-либо проблемы, явления, процесса в фактах и цифрах. Учебные исследования не претендуют на какую-либо научную новизну и могут быть теоретическими, основанными на вторичной информации. В исследованиях выдвигаемые автором гипотезы подтвержаются в процессе исслеждования или опровергаются. Проводятся исследования с использованием четырех основных методов исследований (на выбор): опрос (анкетирование), наблюдение, контент-анализ (анализ-информации), эксперимент. Результаты исследований презентуются авторами в рамках различных конференций.

Программа исследования, примерная структура отчета по результатам исследования, требования к презентации, критерии оценки результатов исследования.

ИКТ-технологии

Пользователь

Являются «надстройкой» над образовательными технологиями. Представлены разработкой и использованием электронных учебников, специальных сайтов, компьютерных программ (контролирующих, обучающих, симуляторов, форумов, текстовых и др.). Являются основой для единой информационно-образовательной среды образовательной организации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...

Классный час "Герои Великой Отечественной войны". Методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку.

Моя методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования ,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку....

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ  СМЕНЫ ЛАГЕРЯ...