«Этический диалог как форма нравственного воспитания»
материал
Предварительный просмотр:
Доклад
по теме самообразования на тему:
«Этический диалог как форма нравственного воспитания»
Подготовил:
мастер п/о Батуро Е. А.
2019
Учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения - системообразующий фактор организации жизнедеятельности обучающихся, и их воспитание должно стать его органичной составной частью. В настоящее время важное значение в педагогической практике воспитания приобретает духовно-нравственное направление, поскольку в нем сосредоточены глубинные истоки и основания морального совершенствования личности.
Главной задачей в воспитательном процессе является создание педагогических условий для включения обучающихся в осознание и переживание нравственных ценностей как важнейшей потребности личности, как субъективно значимых, устойчивых жизненных ориентиров. В связи с этим технология этического диалога является важным компонентом в учебно-воспитательном процессе.
Диалогические отношения в воспитательной палитре средств предполагают готовность педагога слушать и адекватно понимать ученика-собеседника, выражать эмоционально позитивное восприятие обучающегося и быть искренним в этом. Организация диалогового пространства требует от педагога коммуникативного опыта и культуры постановки вопросов, предвидения обратной связи, где востребованы интуиция и импровизация.
При этом главное в диалоге – организация дискуссии, пробуждающей мысль и обучающей мыслить.
Подбор и использование методических средств, обеспечивающих развитие воспитательной канвы диалога на уроке, определяется следующими принципами его построения:
• педагогические приемы, средства и методы построения диалога ориентированы на возрастные особенности обучающихся;
• процесс диалогического взаимодействия педагога с обучающимися построен на восприятии студента как субъекта воспитания;
• воспитательное действие организуется средствами опосредованного влияния на обучающихся;
• сюжетная канва диалога предполагает включение диагностических методик, направленных на изучение педагогом нравственного развития обучающихся, а также на осмысление обучающимися собственных нравственных оценок и самооценок.
Конструирование диалога имеет следующие составляющие:
1.завязка, выявляющая этическую проблему.
Это может быть сделано с помощью разных средств: интригующего вопроса, дилеммы, суждения, предложенной для анализа ситуации, реплики вкрапленных в сюжет урока героев, игры, незаконченного сюжета, адресованного ребятам письма и т.д.
2.процесс диалогического общения по выявленной проблеме в логике развивающего взаимодействия;
Обозначенная тема разворачивается, требует построения логической цепочки развития мысли. Основным побудителем данного развития служат вопросы "почему?", "как вы думаете?" и т.д. Последовательные, углубляющие проблему вопросы цементируют логику смысловой цепочки, выстраивают ее пошаговую структуру. Это наиболее сложный для педагога конструкт построения диалога, поскольку все время должна пульсировать пробуждающая общие размышления мысль. А чтобы она не увядала необходимо очень точно ставить вопросы и отбирать в развитии сюжета диалога только те формы, методы и средства стимулирования мысли, которые наиболее точно связывают звенья цепочки и обеспечивают ее эмоциональное насыщение.
Нить рассуждений обучающихся приводит их с помощью педагога к осмыслению собственной личности, своего опыта. И проблема становится личностно значимой, требующей ответа на свои вопросы, разрешения конкретных жизненных ситуаций. Обращение к личности обучающегося в соответствии с этим служит непременной смысловой составляющей диалога с ребятами по этическим проблемам.
Поворот "на себя" обязателен в этическом диалоге, так как он создает условия для углубления и осмысления обучающимися своего личностного Я в контексте данной проблемы, высвечивает перед ними пути нравственного решения непростых вопросов личной жизни, стимулирует самоанализ, самооценку и в связи с этим самосовершенствование. Такой поворот ведет к необходимой в дискуссионных суждениях точке наивысшего напряжения, сопряженной с обращением к личности обучающегося, его жизненному и нравственному опыту.
3.Обозначение выхода на нравственный выбор как внутренний диалог ученика с собой, как самоопределение ,есть еще одна смысловая составляющая этического диалога.
4. Кульминационный момент ведущегося диалога с ребятами предопределяет его сюжетную развязку, завершающим аккордом которой служит так называемый "открытый финал", который не ставит точку по обсуждаемой проблеме, а как бы оставляет размышление на потом для индивидуального раздумья учеников.
Этим финалом педагог побуждает растущего человека к процессу рефлексии и самоосмысления, что и ведет к нравственному развитию обучающихся.
Таким образом, этический диалог – это сюжет, развитие которого опосредованно влияет на обучающихся через эмоциональное насыщение разнообразными методическими формами включения их в размышление, через альтернативные суждения, погружение в исследовательский поиск, через игру, творчество, деятельность, упражнения, педагогические задачи, тесты, эксперименты, диагностические методики, раскрывающие личностный опыт, пробуждающие чувства и собственные суждения.
Нравственное воспитание конструктивно в вопросно-ответной логике взаимодействия педагога и обучающихся. Она стимулирует конкретное действие ученика, создает индивидуальный нравственный опыт поведения и отношений формирующейся личности.
В этом контексте диалог следует рассматривать в качестве педагогического принципа и условия эффективного взаимодействия воспитателя с воспитуемыми, ориентируясь на то, что "жизнь по природе своей диалогична" (М.М. Бахтин). В этом значении диалог имеет многоаспектное звучание в интегративных процессах педагогического взаимодействия взрослых и ребят, а именно:
-диалог реализуется как метод мышления, проникающий в ценностное содержание жизнедеятельности человека.
Процесс этического воспитания в этом ракурсе предусматривает диалогическое взаимодействие педагога с учениками как совместное проникновение в сущностные, смысловые вопросы человеческого бытия, реализуя субъектную основу и личностное начало каждого участника.
-диалог выступает и как педагогический принцип и средство гуманистического воспитания, в основе которого заложено уважение и доброжелательное отношение к каждому человеку, как способ построения равноправного взаимодействия педагога и учащихся по смысложизненным вопросам.
- диалог выступает и как психологический механизм актуализации самосознания обучающихся, выстраивания Я-концепции, развития рефлексивных способностей. В соответствии с этим диалогическое взаимодействие педагога и учащихся рождает эмоционально прочувствованную мысль, определяющую последующие действия, что проясняет и оттачивает индивидуальную позицию ученика, рождает рационально осмысленную аргументацию.
-в методическом ключе диалог представляет воспитательную технологию, позволяющую выстроить поэтапный процесс мышления педагога и учеников по совместному поиску нравственной истины.
- социальная природа диалога реализует фундаментальную потребность человека в общении, взаимодействии, сотрудничестве, сотворчестве, т.к. мысль не рождается и не находится в голове отдельного человека. Она рождается между людьми, совместно ищущими истину (М.М. Бахтин), в данном случае между педагогом и обучающимися.
Таким образом, этический диалог позволяет педагогу быть мыслящим воспитателем. А «мыслящий воспитатель не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает» (Я. Корчак).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол по вопросам гражданско – патриотического и духовно – нравственного воспитания Формы и методы гражданского воспитания
Уважаемые гости, студенты! Всем нам понятно, что ключевым качеством в стандартах нового поколения названы гражданственность и патриотизм, любовь к своей малой и большой Родине. И для нас с вами, для т...
От диалога по форме , к диалогу по содержанию
Диалог – это духовно – ориентированное направление в психологии и знания здесь получаются не только из книжек, а ещё из внутреннего опыта человека. Это обширная тема, которую м...
Использование активных форм преподавания в духовно-нравственном воспитании студентов на уроках литературы
Преобразования последних лет привнесли в наш мир не только рыночные отношения, но и ломку нравственных ориентиров. Девальвируется духовность, в прошлое уходят доброта и порядочность, человечность и ве...
ВКР: Этические рассказы В.А Сухомлинского как средство духовно - нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста
Дипломная работа Палёной Ирины Павловны по теме «Этические рассказы, как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста»...
"Современные формы работы по духовно - нравственному воспитанию в условиях надомного обучения".
quot;Современные формы работы по духовно - нравственному воспитанию в условиях надомного обучения"....
Статья «Духовно-нравственное воспитание молодежи в ПОО СПО. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося СПО»
Аннотация в данной статье раскрывается вопрос о возможностях образовательной организации среднего профессионального образования помогающих обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обуча...
Работа библиотеки в организации духовно-нравственного воспитания в рамках ГБОУ "Гимназия"Диалог"
Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.Духовно-нравственное воспитание начинается с рожден...