Развитие творческих способностей студентов на занятиях по электротехнике
статья

Юденич Лариса Михайловна

Одна из основных задач преподавателя – развитие творческих способностей обучающихся на основе системы заданий, требующих от студента творческого подхода. Задания должны быть посильны для основной массы обучающихся, чтобы воспитывать в них уверенность в своих возможностях. Очень важно, чтобы каждый студент на уроке работал активно и увлеченно.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx57.9 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему

«Развитие творческих способностей студентов

на занятиях по электротехнике»

Автор работы: Юденич Лариса Михайловна,

                                              преподаватель СОГБПОУ          

 «Рославльский многопрофильный колледж»

Рославль

         «За открытые правде сердца

                                 На нелегкой земной орбите

                                 Будь всегда в бою – до конца,

                                Если имя твое - Учитель!»

Государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к подготовке специалистов среднего профессионального образования. Большие объемы информации и жесткие требования к знаниям, умениям и навыкам студента – вот современные условия образовательного процесса.

Высокие запросы невозможно удовлетворять, основываясь только на традиционных методах и средствах педагогических технологий.

Необходимы новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные и, в частности, на мультимедиа и интерактивные технологии.

Главная цель состоит в грамотном использовании дидактических возможностей применения представления различных видов информации (текста, звука, видео, анимации, графики и т. д.) в ходе учебного процесса.

Только творческий подход к построению урока, его неповторимость, насыщенность многообразием приемов, методов и форм могут обеспечить эффективность. Использование мультимедийных и интерактивных технологий при подготовке и проведении уроков дают возможность:

1) развивать творческие способности студентов на учебных занятиях;

2) индивидуализировать учебный процесс (приспособить его к индивидуальным особенностям студентов);

3) организовать учебный процесс с учетом различных способов деятельности;

4) компактно представить большой объем учебной информации, четко структурированной и последовательно организованной;

5) усилить визуальное восприятие и облегчить усвоение учебного материала;

6) активизировать познавательную деятельность студентов.

Одна из основных задач преподавателя – развитие творческих способностей обучающихся на основе системы заданий, требующих от студента творческого подхода. Задания должны быть посильны для основной массы обучающихся, чтобы воспитывать в них уверенность в своих возможностях. Очень важно, чтобы каждый студент на уроке работал активно и увлеченно.

Поставив перед собой цель развивать творческие способности студентов, я выделила ряд задач: поддерживать и развивать интерес к дисциплине; формировать приемы продуктивной деятельности; прививать навыки исследовательской и проектной работы; развивать логическое мышление, воображение обучающихся; учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (интернет); показывать практическую направленность знаний, получаемых на уроках электротехники; учить мыслить широко, перспективно, видеть роль и место электротехники в общечеловеческой культуре, ее связь с другими науками. Их решение позволит сделать процесс обучения захватывающим, интересным и для студента, и для преподавателя. Этим задачам я стараюсь подчинить каждый урок электротехники, какая бы тема на нем не рассматривалась, учитываю специфику группы, характер учебного материала, возрастные особенности обучающихся. При этом использую различные методы обучения: словесные, которые дают возможность задать высокий уровень теоретических знаний; наглядные (демонстрации, иллюстрации, просмотр видеоматериалов), позволяющие активизировать ребят с наглядно-образным мышлением; практические (лабораторные работы, исследовательские задачи), которые формируют практические навыки, создавая одновременно широкий простор для творчества. Этим же задачам подчинены и различные формы работы на уроке: коллективная, индивидуальная, групповая. Творческую деятельность рассматриваю как деятельность, способствующую развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности, смекалки и изобретательности, стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы, самостоятельность в выборе и решении задачи, трудолюбие, способность видеть главное. Значит, творческая личность – это человек, овладевший подобной деятельностью.

Далее приведу примеры из своей педагогической деятельности:

Сообщения, кроссворды.

Одним из видов заданий, задаваемых на дом, является написание небольших сообщений, куда необходимо «вплести» главную информацию об изучаемом объекте или явлении. При сочинении сообщения происходит развитие творческого воображения, образного видения электрических, магнитных явлениях. Получив задание, обучающиеся анализируют и синтезируют знания по электротехнике, накопленные ими ранее, и в результате возникают образы, отображающие электрические явления. (Примеры тем: «Электротехника важна, электротехника нужна», «Электротехника в моей профессии», «День энергетика. История возникновения», «Мир ищет энергию» и т.д.).

Для того чтобы кроссворды стали учебно-дидактическим средством, способствующим повышению эффективности обучения, я составляю их на базе основного программного материала, а зашифрованы в них физические понятия, явления, законы, названия приборов, фамилии ученых, практические применения научных знаний. На уроках кроссворды применяю для проверки лишь усвоения фактического материала обучающимися, а не общей эрудиции. Загадывание электротехнических терминов провожу так, чтобы ответ требовал не только знаний определений понятий, но и понимания физического смысла, а также знаний практических применений в быту, технике; это позволит шире и глубже охватить изучаемый материал. Разумеется, я не ограничиваюсь кроссвордами, заимствованными из литературы или составленными мной. Полезно привлекать к их придумыванию студентов. Кроссворды из 10-20 слов обучающимися составляются дома после прохождения темы. На уроке студенты защищают свои кроссворды: я им задаю 50% вопросов из их кроссворда и по результатам защиты выставляю оценки.

Внеклассная деятельность.

Развитию творческих способностей обучающихся, умению самостоятельно добывать знания, применять их в незнакомых или нестандартных ситуациях подчинена и внеклассная работа по дисциплине. Это разовые мероприятия, проводимые в рамках предметного дня или недели: электроетехнические вечера, викторины, конкурсы, различные игры: «Удивительное электричество», конкурс "Знатоки электричества"  и другие. В подготовке к этим мероприятиям принимают участие как «сильные», так и слабоуспевающие ученики. Здесь в полной мере проявляются их способности, развиваются смекалка, логическое мышление.

Олимпиады.

Особое место во внеклассной работе по электротехнике занимает подготовка к олимпиаде и ее проведение. Ей предшествует длительная и кропотливая работа. Участие в олимпиаде требует от студента знания различных разделов электротехники. Эти знания студент может получить как на уроках, так и на индивидуальных консультациях, а так же при самостоятельном изучении специальной литературы, рекомендованной преподавателем. Ежегодно в стенах нашего колледжа проводится Олимпиада, посвященная дню энергетика. В этом году была проведена такая олимпиада на областном уровне, где принимали участие студенты Смоленской области. 

Задачи.

 Самую большую роль в развитии творческих способностей обучающихся на уроках электротехники я отвожу решению задач. При этом подбираю для каждой изучаемой темы систему задач таким образом, чтобы ребята имели широкий простор для творчества. Это могут быть, например, задачи с продолжением, с усложнением условия; очень эффективно решение одной и той же задачи различными способами, выбор наиболее рационального из них. Стараюсь придерживаться принципа: на каждый урок – интересную задачу. Для развития творческих способностей предлагаю систему качественных задач исследовательского типа. Суть каждой задачи заключается в том, что необходимо предсказать, как будет протекать то или иное явление и ответить на вопрос: почему так произошло?  

Например:

1. В древних архивах сохранились записи, свидетельствующие о том, что грозного императора Нерона, страдавшего ревматизмом, придворные врачи лечили электрованнами. Для этого в небольшую деревянную кадку с водой пускали рыб, способных испускать электрические разряды. Находясь в такой ванне, император в течение предписанного врачами времени подвергался действию электрических разрядов и полей.

2. Электрические рыбы известны человечеству с древнейших времен. Еще Аристотель рассказывал своим ученикам, что электрический скат, обитающий в Средиземном море, "заставляет цепенеть животных, которых он хочет поймать, побеждая их силой удара, живущего в его теле". А древнеримский врач Скрибоний небезуспешно излечивал подагру стареющих римских патрициев с помощью "освежающего удара электрического угря".

Объясните происходящие явления, используя теорию? В процессе решения таких задач прививается навык наблюдательности и умение различать электрические явления в природе, быту, технике, а не только в кабинете электротехники. В задачах такого типа хорошо показано применение изучаемого материала.

Уроки творческого развития провожу после изучения раздела. Задачи и их количество выбираются мною в зависимости от уровня подготовленности группы и времени, отводимого для данного типа урока. Для повышения мотивации задачи выбираю разнотипные: качественные, практико-ориенти-рованные, изобретательские, экспериментальные и т.д., но не типичные, расчётные (часто нелюбимые студентами). Главное требование к задачам – быть привлекательными для обучающихся, творческими, позволяющими применить знания в новых условиях. На таком уроке студенты работают на высоком эмоциональном подъёме, с азартом, увлечением, нет равнодушных, нет принуждения. Атмосфера творчества, групповая деятельность создают комфортную психологическую обстановку для каждого обучающегося.

Презентации-проекты.

Часто студенты сами приносят электронные презентации об истории развития электротехники, о жизни и творчестве великих ученых, о великих экспериментах, опытах, о внедрении достижений электротехники в народное хозяйство. Это мини-проекты. Они формируют умение публичного выступления, целеполагание, прогнозирование результатов деятельности, умение работать в группах, аргументированно доказывать свою точку зрения и т.д. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Защита проектов проводится в форме конференций, лекций или презентаций. Такая деятельность способствует глубокому, осознанному усвоению базовых знаний, что обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Рефераты и доклады.

В ходе подготовки реферата или доклада студенты получают возможность самореализации через исследовательскую деятельность, приобретают знания об особенностях работы с различными источниками информации, о структуре творческой, реферативной и исследовательской работы, умение анализировать различную информацию и создавать собственную работу, включая постановку целей и задач, их реализацию, редактирование, рецензирование и защиту.

Нестандартные (интерактивные) уроки.

Они, с одной стороны, позволяют вовлечь студентов в творческую деятельность, а с другой – лучше узнать и понять их, оценить индивидуальные особенности каждого. Я использую различные формы нетрадиционных уроков. Это урок-соревнование, устный журнал, ученый совет, урок-путешествие (заочная экскурсия, прогулки в прошлое) и т.д. Примеры нестандартных уроков: интеллектуально-познавательная игра «Век электрических свершений», викторина «Электрический ток и безопасность человека».

Урок должен повышать любознательность и интерес к предмету, стимулировать работоспособность студентов. Для того чтобы интенсифицировать учебный процесс, возбудить и удержать интерес студентов к учебному труду провожу урок в виде устного журнала «От А до Я» на тему «Принцип действия асинхронного двигателя».

Для обучающихся нестандартный урок – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Это возможность каждому проявить себя, развить свои творческие способности и личные качества. Студенты, как правило, бывают поставлены в ситуацию успеха, что способствует пробуждению их активности и в работе на уроке, и в подготовке творческих домашних заданий. Нестандартный урок не только обучает, но и активно воспитывает человека. При подборе заданий для нестандартного урока я стараюсь, чтобы они отвечали следующим требованиям: задания должны развивать логику, сообразительность, смекалку; иметь практическую направленность, быть поучительными, расширять кругозор учащихся; быть занимательными по форме, содержанию, сюжету или по способу решения; задачи должны быть по возможности просты, доступны для большей части обучающихся.

Нестандартное (интерактивное) обучение предполагает систему способов организации взаимодействия педагога и студента в форме игр, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания студентами ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.

        Применение технологий интерактивного обучения позволяет преподавателю соединить деятельность каждого студента, тем самым развивая творческие способности студентов (схема 1).

 

Схема 1 – Интерактивный метод

Я представила лишь некоторые методы, используемые в своей педагогической работе для развития творческих способностей обучающихся. Но и они дают хорошие результаты. Студенты неплохо выступают на областных олимпиадах по профессии, поступают в ВУЗы. Думаю, это наглядное подтверждение того, что развитие творческого потенциала студентов дает положительные результаты.

Я изложила основные принципы, в соответствии с которыми строится моя работа. Но главное: если преподаватель ставит своей целью развивать творческие возможности студента, он и сам должен работать творчески, постоянно повышая свой научно-методический уровень, совершенствуя формы и методы работы. Преподаватель должен быть личностью, интересной для студентов, тонким психологом, способным понять каждого студента. У каждого обучающегося есть способности и таланты, которые мы, педагоги, должны увидеть, раскрыть и развивать.

Процесс развития творческих способностей студентов сложен и многогранен. Необходимо развивать творческие способности обучающихся, организуя педагогический процесс так, чтобы поставить студента в положение первооткрывателя того, что известно преподавателю, но является новым для студента. Преподаватель постоянно должен искать пути и средства, а так же формы организации творческой деятельности студентов в процессе обучения.

Список литературы

  1. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры, - М.: Новая школа, 1994 г.
  2. Степанова Г.Н. Сборник вопросов и задач по физике (для 7-8 классов),- Санкт-Петербург.: Специальная литература, 1995 г.
  3. Сёмке А.И. Физика. Занимательные материалы к урокам. 7 класс, - М.: НЦ ЭНАС, 2001 г.
  4. Бондарь И.М. Электротехника и электроника. М. : ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.
  5.     Сиднев Ю.Г. Общая электротехника с основами электроники: Учебное пособие для профессиональных училищ и колледжей. Изд-е 3-е. Ростов н/Д. Феникс, 2002.
  6.  В.И Пестриков. Домашний электрик и не только. М. Санкт – Петербург 2005г.
  7. Матвеев А.Н. Электричество и магнетизм. – М.: Высшая школа, 1983. – 265 с.
  8.  Савельев И.В. Курс общей физики. В 3 Т., Электричество и магнетизм. – М.: Наука, 2003. - Т.2. – 387 с.
  9.  Телеснин Р. В., Яковлев В.Ф.  Электричество. В 2 Т., - M.: Высшая школа, 1973. – 327 с.

        

Приложение 1

Пример кроссворда, который может быть использован на уроке.

пример кроссворда

По горизонтали:

  1. Физическая величина, единица измерения которой названа в честь итальянского ученого Вольта.
  2. Фамилия русского ученого, участвовавшего в первых опытных исследованиях атмосферного электричества в России.

По вертикали:

  1. Вещества, хорошо пропускающие электрический ток.
  2. Фамилия русского ученого, построившего первый электрический двигатель.

ОТВЕТЫ:

  1. Напряжение.
  2. Ломоносов.
  3. Проводники.
  4. Якоби.

Приложение 2

Решение задач.

1. Найдите и исправьте ошибки на электрических схемах

2. Нарисуйте схему электрической цепи, состоящую из аккумулятора (гальванического элемента), лампочки, ключа, амперметра, вольтметра, измеряющего напряжение на лампочке.

3. Нарисуйте схему электрической цепи, состоящую из аккумулятора, лампочки, ключа, реостата, амперметра, вольтметра, измеряющего напряжение аккумулятора.

4. Работа по вариантам:

1 вариант

2 вариант

Составить эл. схему из

аккумулятора

ключа

двух лампочек, соединенных последовательно

Составить эл. схему из

аккумулятора

ключа

двух лампочек соединенных параллельно

Вопрос: какая величина I, U, R постоянна при
последовательном и параллельном соединении?

        5. Опыты

– Вырежьте из листа бумаги два одинаковых лепестка и приложите их друг к другу. Слипаются ли они? Повторите опыт, намочив соприкасающиеся стороны лепестков водой. Почему лепестки прилипают друг к другу?

– Возьмите электрическую лампу и новый подвесной патрон. Изучите их устройство. Покажите и нарисуйте токопроводящую часть лампы. Разберите патрон и рассмотрите отдельные части и клеммы, к которым подается электрический ток. Покажите путь тока по патрону и лампе. Соберите патрон.

Приложение 3

Примерные вопросы викторины «Электрический ток и безопасность человека»:

  1. В автомобиле от аккумуляторов к лампочкам проведено только по одному
  2. Почему в сырых помещениях возможно поражение человека электрическим током даже в том случае, если он прикоснется к стеклянному баллону электрической лампочки?
  3. Отчего зависит биологическое действие тока и какой величины ток может вызвать смертельный исход?
  4. Почему молния, проходящая через дерево, может отклониться и пройти через человека, стоящего возле дерева?
  5. 3ачем при перевозке горючих жидкостей к корпусу автоцистерны прикрепляют цепь, которая при движении волочится по земле?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей студентов на уроках по освоению МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей

В статье транслируется опыт формирования творческих способностей студентов дошкольного отделения на уроках по развитию речи, раскрываются виды деятельности творческого характера, приемы мотивации твор...

Метод проектов как средство развития творческих способностей студентов

В данной статье рассматривается практическое применение метода проектов в междисциплинарном курсе  МДК 02.02. Технология разработки и защиты баз данных профессионального модуля 02....

Статья "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА СОВРЕМЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА"

XII (XXVIII) Всероссийская научно-методическая конференция «Совершенствование качества образования» 3  -  5 марта   2015 г., Братск...

Развитие творческих способностей студентов в ходе проведения лабораторно-практических занятий в условиях лабораторного комплекса «Гидравлические приводы и системы»

Выполнение лабораторных работ в условиях лабораторного комплекса «Гидравлические приводы и системы» в ГБОУ СПО Шахунский агропромышленный техникум...

Проект: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей студентов, участников Творческого клуба «Вдохновение»

Данный проект ориентирован на организацию досуговогой занятости. Творческиий клуб "Вдохновение " организован на базе "Камского строительного колледжа" с целью привлечения талантлив...

Программа по развитию творческих способностей обучающихся на занятиях творческого объединения "Батик"

Программа по развитию творческих способностей обучающихся на занятиях творческого объединения "Батик"...

"Использование интерактивного метода обучения для развития интеллектуальных и творческих способностей студентов на занятиях по английскому языку"

При формировании ППССЗ образовательная организация  должна предусматривать в целях реализации компетентностного подхода, использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм про...