Метод дифференцированного подхода
методическая разработка
рекомендации на тему: метод дифференцированного подхода для развития физических умений и навыков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsirovannyy_podhod.docx | 30.01 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»
Гордиенко Наталья Дмитриевна
Рекомендации на тему:
«Метод дифференцированного подхода для развития
физических умений и навыков»
Для воспитания устойчивого интереса к занятиям физической культурой важно, чтобы обучающиеся понимали смысл и значение выполняемых заданий, нацеленных на улучшение их здоровья и физического развития, достижение высокого уровня физической подготовки и личных показателей. К примеру, обучая акробатическим упражнениям, педагог не ограничивается показом техники их выполнения, но и рассказывает о значении их для развития ловкости, смелости, устойчивости организма к «укачиванию», для формирования умения ориентироваться при различных положениях тела и т.д.
Для того чтобы обучающиеся по-настоящему полюбили физическую культуру, уроки должны быть увлекательными, эмоциональными, динамичными, содержать в себе игровые и соревновательные элементы. Важно, чтобы обучающиеся видели плоды учебного труда, чувствовали своё продвижение от урока к уроку, утверждение своей личности и совершенствование своих физических возможностей. Преподаватель не должен упускать из виду тех учеников, у которых заметно субъективное ощущение физической не полноценности. Наоборот, им он обязан уделить особое внимание.
Воспитанию устойчивого интереса к урокам способствует также нешаблонное проведение занятий, использование таких методических приёмов, которые позволяют учащимся проявить инициативу, творчество, активность, самостоятельность.
Воспитательный эффект уроков достигает своего максимума при одном непременном условии: преподаватель служит для своих учеников образцом во всех отношениях, примером, достойным подражания. Поэтому важно, чтобы образцовыми были и уровень его идейно-политического сознания и моральный облик, и культура – общая и педагогическая. Он должен обладать всесторонними методическими знаниями, умением претворять их в практику обучения и воспитания учащихся. Кроме того, помня о восприимчивости и наблюдательности детей, педагог всегда обязан следить за собой, уделяя внимание деталям одежды, причёске, позам, жестикуляции, манерам, формам общения в кругу коллективов, языку – устной и письменной речи. Обучающиеся должны видеть в учителе энтузиаста своей профессии, чувствовать свою любовь к ним.
2. Особенности формирования
двигательных навыков и умений
Эффективность формирования двигательных навыков и умений достигается, как правило, комплексным применением различных, но всегда опирающихся на дидактические принципы средств (включая технические), пособий (в том числе наглядных), методических приёмов. Это позволяет учащимся не только лучше понять предстоящее дело, но и точнее воспроизвести упражнение и закрепить его.
В процессе формирования двигательных умений используется наряду с системой подводящих упражнений метод расчленённого выполнения, что способствует лучшему освоению сложных по структуре двигательных навыков. Сущность этого приёма заключается в том, что при освоении целостного действия из него вычленяются для предварительной проработки некоторые основные элементы. Например, при изучении техники прыжка в длину вначале ученики знакомятся с особенностями отталкивания с одного, двух, трёх шагов, затем в сочетании разбега с отталкиванием, далее с фазой полёта и, наконец, с приземлением. Освоив эти элементы на нескольких уроках, ученики приступают к выполнению прыжка в целом.
К числу подводящих упражнений относятся и вспомогательные движения типа много скоков, бега с высоким подниманием бёдер, бега с доставлением высоких предметов. Наряду с ними целесообразно пользоваться и такими, которые служили бы одновременно общеразвивающими и содействовали развитию основных двигательных качеств.
Навыки и умения формируются быстрее, когда педагог придерживается правила «от простого к сложному», используя при этом вспомогательные средства. Например, при разучивании кувырка назад можно подложить под гимнастический мат прыжковый мостик, при совершенствовании в технике бега провести линии, указывающие место постановки стоп, при метании обозначить коридор и т.д.
Применяя все эти приёмы, педагог не забывает о необходимости повторения упражнения, соблюдая при этом оптимальную дозировку. Так, при обучении гимнастическим упражнениям на снарядах, а также элементам, требующим высокой точности, повторение движения может быть в среднем в пределах 5 -10 раз подряд на одном уроке.
Все методические приёмы, направленные на формирование умений и навыков, следует применять дифференцированно, в зависимости от возраста учащихся. На первом курсе преподаватель чаще использует показ упражнений, сопровождая его пояснениями, требуя точности в выполнении элементарных движений. Внимание учащихся старших курсов акцентируется на закономерностях двигательных действий, причем педагог старается на основе меж предметных связей опираться на знания и умения, полученные учащимися на предыдущих курсах на уроках физической культуры и других предметов.
У обучающихся старших курсов значение приобретают повторение и совершенствования ранее изученных жизненно важных двигательных навыков, формирование умения применять усвоенное навыки в условиях физического и психического напряжения, а также в других усложненных условиях. Это особенно важно для юношей. Именно поэтому уроки у обучающихся старших курсов должны носить отчасти тренировочную направленность и тем самым повышать физическую подготовленность школьников. При этом нельзя забывать о специфике физического воспитания девушек. В уроки для них надо чаще включать упражнения, содействующие формированию изящности, грациозности и пластичности движений, а также укреплению мышц брюшного пресса и тазового дна.
3. Особенности развития физических качеств
Развитие физических качеств является обязательным условием каждого урока и должно способствовать повышению двигательной подготовленности обучающихся. В новой программе нет специального раздела по развитию физических качеств. Это объясняется тем, что способствующих их развитию упражнений беспредельно много. Поместить перечень таких упражнений в специальный раздел не представлялось возможным. Поэтому учителям следует подбирать их самим, исходя из знаний и опыта.
Хотя развитию физических качеств способствует любое упражнение программы, согласно содержанию и задачам данного урока надо включать в него и специальные упражнения, наиболее активно воздействующие на то или иное физическое качество. При выборе таких упражнений можно придерживаться следующих рекомендаций.
Чтобы достигнуть наилучших результатов в развитии у обучающихся быстроты, следует включать в уроки упражнения, связанные с необходимостью мгновенно реагировать на различные сигналы, преодолевать короткие расстояния за минимальное время, а также те виды действий, где можно регулировать скорость движений.
К таким упражнениям относятся старты из различных положений, бег на короткие дистанции, прыжки через скакалку, подвижные и спортивные игры и т.п. все эти упражнения (исключая игры) лучше применять в начале основной части урока, когда организм ещё не утомлён. Разумеется, предварительно они должны быть разучены и в достаточной степени освоены.
Можно создавать и облегченные условия, например бег перед под уклон, метание лёгких по весу снарядов и др. Проявлению максимума скоростных возможностей содействует положительный эмоциональный фон. Поэтому полезно прибегать к игровым и соревновательным приёмам, к поощрительным и одобрительным оценкам.
Типичными для развития силы являются упражнения общеразвивающего характера, упражнения с предметами, с отягощениями, с сопротивлением партнёра, виды единоборства, лазанье, подтягивание, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, упражнения на гимнастических снарядах и т.д.
Педагогу следует подбирать соответствующие упражнения, учитывая возрастные и индивидуальные возможности учащихся, не исключая при этом необходимость использования их в домашних условиях.
При начальной подготовке не следует формировать прирост силы отдельных групп мышц, а надо стремиться к гармоническому развитию детей.
При средней подготовке увеличивается объём упражнений с отягощениями, в лазанье по вертикальному канату, подтягиванию, сгибанию и разгибанию рук в упоре лёжа, в простых и смешанных висах, упорах, в единоборстве. В этом возрасте начнет резко проявляться различие в двигательных функциях мальчиков и девочек. Поэтому нужно дифференцированно подходить при определении для них интенсивности и объема силовых упражнений.
У учащихся старших курсов это различие еще более увеличивается. Для юношей развитие силы становится одной из главных задач. Наиболее эффективны для этого такие виды упражнений, как единоборство, подтягивание и выход силой из виса в упор на перекладине, поднимание тяжестей. Для девушек используют упражнения, содействующие укреплению мышц живота и спины, малого таза. Силовые упражнения не должны вызывать сильные натуживания, затрудняющие дыхания.
Выносливость, как и другие качества, надо развивать на каждом уроке, тем более что она в большей мере является основой физической подготовленности учащихся, имеет огромное значение для жизнедеятельности человека и, следовательно, для работоспособности организма, для оптимального уровня производительности труда. Повышение выносливости можно достигнуть применением специальных упражнений, а также увеличением плотности и интенсивности занятий. В материале программы предусмотрены средства для выработки выносливости. Особенно эффективны беговые упражнения, передвижение на лыжах и коньках, плавание, кроссы, подвижные и спортивные игры. Наиболее полезное средство-бег с различной скоростью и продолжительностью. Если у учащихся первого курса следует применять бег в медленном и равномерном темпе, то на занятиях с учащимися старших курсов целесообразно чередовать равномерный бег с повторным, переменным, интервальным.
Не останавливаясь подробно на развитии ловкости, гибкости, вестибулярной устойчивости и некоторых других двигательных качеств, скажем, что развивать их нужно в ходе всех занятий, используя материалы урока и специальные упражнения. К примеру, развитию гибкости способствуют общеразвивающие упражнения с широкой, постепенно возрастающей амплитудой движения – махи руками, ногами, вращения туловища. Развитию ловкости хорошо помогают подвижные и спортивные игры, полосы препятствий, эстафеты с набором различных заданий. Учителю нельзя забывать также о развитии на уроках равновесия и вестибулярной устойчивости, поскольку эти качества чрезвычайно важны для овладения многими двигательными действиями профессионально – производственного характера.
Особое внимание следует уделять подбору упражнений для учащихся, имеющих недостаточный уровень развития физических качеств. В этом отношении большую роль для них играют систематические домашние задания.
4. Рекомендации по формированию знаний
теоретического материала программы
Сообщение обучающимся на уроках теоретических сведений по изучаемому курсу правомерно и необходимо уже потому, что без вооружения учащихся такими знаниями невозможно решить задачи физического образования, составляющие сущность общеобразовательного предмета «Физическая культура».
Теоретические сведения в новой программе группируются в зависимости от группы по следующим основным направлениям: значение физической культуры и спорта, правила гигиены занятий физическими упражнениями, влияние образа жизни на состояние здоровья, основы методики самостоятельных занятий, правила безопасности во время занятий, а также некоторые общие сведения о спортивном движении.
Педагог должен пополнять знания учащихся по перечисленным направлениям по ходу уроков, применительно к специфике изучаемого материала. Естественно для этого надо тщательно готовиться, заранее подбирать примеры для иллюстрации, наглядные пособия, использовать публикуемые материалы по соответствующей тематике.
Теоретические сведения, связанные с закономерностями двигательной деятельности, влияние физических упражнений на организм, рекомендуется сообщать при прохождении соответствующего практического материала программы. Иногда можно пользоваться и таким приемом: опираясь на свои знания, полученные на другом уроке, ученики сами находят ответ на вопрос о тех или иных закономерностях выполняемого ими движения. Например, при освоении прыжков в длину можно попросить учащихся установить причину, от которых зависит дальность полета прыгуна. На уроках метания учитель дает учащимся задание: метать мяч под разными углами, сравнивая результаты каждой попытки. Учащиеся лучше осваивают теоретический материал программы, когда при прохождении соответствующих видов движений опираются на знания из области математики, физики, биологии и т.д. Это помогает ученикам понять сущность, значения и структуру изучаемого двигательного действия. В связи с этим важно, чтобы учитель физической культуры поддерживал постоянный контакт с педагогами, преподающими другие предметы, или, иначе говоря, в полной мере использовал принцип межпредметных связей.
5. Домашние задания
В соответствии с Положением о физическом воспитании обучающихся в программу введены домашние задания. Выполнение их является одним из важных условий повышения объема двигательной активности учащихся, улучшения их физической подготовленности, укреплению здоровья и внедрения физической культуры в быт.
Домашние задания должны являться логическим продолжением учебной работы. Содержание их составляют упражнения, направленные на развитие основных двигательных качеств, в отдельных случаях повторение простейших элементов техники движения. Запрещается давать задания по теоретическим сведениям, а также по выполнению сложных упражнений, требующих специальных условий и страховки.
При заданиях на дом учителю необходимо тщательно ориентировать учащихся на обязательное соблюдение санитарно – гигиенических условий для их выполнения, обращать особое внимание на обеспечение ими безопасности во время упражнений, имея в виду подготовленность, место занятий: отсутствие лишних предметов, выпусков и т.п.
Важно также, чтобы учитель наглядно показывал задаваемые упражнения, уточнял строгую нагрузку, соответствующую состоянию здоровья, физического развития и физической подготовленностью учащихся. Объем упражнений ,задаваемых на дом ,должен быть таким чтобы на их выполнение затрачивалось не более 15-20 мин. Польза от домашних заданий будет больше ,если учитель добьется не только их систематичности ,но и постоянного в разных формах контроля .Такой контроль осуществляется ,прежде всего, на уроках. Он может состоять в проверке правильности выполнения упражнений, сдвигов количественных показателей, а также в выявлении степени повышения уровня физической подготовленности данного учащегося.
Определенный вклад во внедрение домашних заданий и в контроль над их выполнением могут внести и родители. Для этого учителю следует постоянно использовать контакты с родителями (беседы, собрания, посещения), настоятельно советуя им наблюдать, стимулировать и поощрять выполнение детьми заданных упражнений.
6. Особенности методики обучения учащихся к
самостоятельным занятиям физическими упражнениями
В программу включен раздел по самостоятельным занятиям физическими упражнениями. На реализацию этого раздела учителю следует обратить особое внимание, поскольку оно - действенное средство, способствующее развитию массовости физической культуры, ее внедрению в быт семьи.
Особенность обучения на уроках самостоятельным занятиям заключается в том, что для этого не выделяется специальное время. Обучение осуществляется в процессе выполнения запланированных на данный урок упражнений. В связи с этим учителю необходимо предвидеть, в какие моменты и какой ситуации он может акцентировать внимание учащихся на соответствующих упражнениях, избранных для самостоятельного выполнения учащимися в домашних условиях. А главное – кратко инструктировать их о том, что достигается тем или иным упражнением, какие качества оно развивает, какую дозировку можно допускать. При этом следует учитывать подготовленность учащихся, их возрастные возможности и знания.
Важно, чтобы учитель ставил перед собой такую цель в процессе всех уроков, творчески находил любую возможность обогатить учащихся умениями самостоятельно выбирать и правильно выполнять то или иное упражнение для повышения своей физической подготовки. А таких упражнений мало. Например, из легкоатлетических – прыжки в длину и в высоту, низкий старт, бег, как на короткие, так и на доступно длинные дистанции; из элементов баскетбола – ведение мяча, броски в корзину из разных точек площадки (с места и в движении); доступные для самостоятельного выполнения элементов волейбола, футбола ручного мяча. Весьма целесообразно рекомендовать учащимся самостоятельно совершенствоваться лыжной и конькобежной подготовке. На самостоятельных занятиях большое место занимает упражнения на развитие мышечной силы, выносливости, прыгучести, гибкости, другие общеразвивающие упражнения.
Чтобы наиболее эффективно обеспечивалось обучение учащихся самостоятельным занятиям, учителю надо также сообщать дополнительные сведения о выборе инвентаря, подготовки места для занятий, самоконтроле, само страховке и страховке (если упражнение выполняется с товарищем).
7.Основные положения оценки успеваемости
Оценка успеваемости по физической культуре основывается на общих педагогических принципах и положениях, но имеет свою специфику. Она в большей степени должна отвечать индивидуальности каждого ученика.
Итоговая оценка складывается из следующих компонентов: степени овладения техникой двигательных действий, уровня выполнения количественных показателей- требований программы, уровня знания теоретического материала программы. В число компонентов нужно включить и выполнение домашних заданий по физической культуре.
Оценка выводится только за фактически пройденный материал. Чтобы правильно оценить успеваемость учащихся, надо руководствоваться следующими положениями.
В процессе обучения двигательным действиям текущая оценка осуществляется на каждом уроке. Для этого учитель выборочно проверяет несколько учеников, причем оценивает как технику движения, так и знания теоретического материала. При текущей оценке важно, чтобы отметка в первую очередь ставилась тем ученикам, которые успешнее справляются с заданиями педагога.
Итоговая оценка за освоение темы выводится с учётом всех указанных выше компонентов, а в тех видах упражнений, где нет количественных показателей, она определяется по технике движений и знаний соответствующего теоретического материала, включая и выполнения домашних заданий.
Отметка (без учета количественных показателей) выставляется за освоение следующих тем:
- строевые, акробатические упражнения, преодоление препятствий, равновесие;
- способы передвижения на лыжах, подъемы и спуски с гор, повороты;
- технические и тактические действия в спортивных играх.
С учетом количественных показателей оценивается: бег, прыжки в высоту и длину, метание мяча и гранаты, толкание ядра, лазанье по канату, подтягивание, сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа, кроссы, прохождение лыжных дистанций.
Отметка «5» может быть поставлена, если учащийся показывает результат на уровне, соответствующем количественному показателю учебной программы для данного класса.
Невыполнение количественных показателей по независящим от школьника причинам - непропорциональное физическое развитие, длительные пропуски уроков при положительных текущих оценках за технику движений и усвоение знаний - не является основанием для снижения итоговой оценки.
Успеваемость учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, определяется на общих основаниях, однако при этом исключаются те виды упражнений, которые им противопоказаны.
Поведение обучающихся, прилежание, посещаемость уроков, состояние формы одежды не могут служить основанием для снижения оценки успеваемости.
Оценка за полугодие выводится на основании текущих отметок, при этом преимущественное значение имеют оценки за освоение законченных тем программы. Итоговая оценка за год выставляется на основании полугодовых оценок.
В заключение необходимо подчеркнуть, что качество урока физкультуры, его эффективность во многом зависят от хорошей медицинского контроля. Вот почему важно, чтобы учитель поддерживал постоянный контакт с врачом –педиатром, анализировал заполняемые им индивидуальные карточки и другие формы медицинской документации и, сравнивая результаты многолетних наблюдений, делал соответствующие выводы и наблюдения, использовал при этом введенные тесты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектные и исследовательские технологии на уроках биологии с учетом дифференцированного подхода.
Из опыта работы по проектной деятельности школьников во внеурочное время....
« Методика применения дифференцированного подхода к обучающимся на уроках производственного обучения»
Цель: Повышение качества профессиональной подготовки обучающихся ПУ при использовании дифференцированного подхода.Задачи:изучить основные понятия дифференцированного подхода в теории профессиональной ...
Дифференцированный подход при изучении математики
В данной статье рассматриваются возможности учёта индивидуальных психологических особенностей (внимания, восприятия ,памяти, мышления) обучающихся при дифференцорованном подходе...
Дифференцированный подход на уроках делового английского языка в системе НПО
Дифференцированный подход на уроках делового английского языка в системе НПО...
Выступление на педагогической конференции "Дифференцированный подход в организации самостоятельной работы студентов на занятиях по математике"
Студент и выпускник колледжа должен не только получать знания по предметам программы, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, но также владеть методами исследовательской работы и уме...
Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся на уроках русского языка и литературы.
Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации обучения. В последнее время наблюдается тенденция к реализации личностно-ориентированной парадигмы обр...
Дифференцированный подход на уроках математики
Каждый cтудент – уникален, один схватывает материал на лету, другому нужно время. Как правильно организовать учебный процесс?Одним из реальных механизмов, позволяющих делом ответить на этот вопрос, яв...