Дифференцированный подход при изучении математики
статья по теме

В данной статье  рассматриваются возможности учёта  индивидуальных психологических  особенностей (внимания, восприятия ,памяти, мышления) обучающихся при дифференцорованном подходе  к изучению математики в учреждениях  уровня среднего профессионального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_savinoy_e.v.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

     «Дифференцированный подход  при изучении математики».

                                                                                         Савина Елена Васильевна

                                                                                       преподаватель математики

                                      ГБПОУ  КО «Калужский многопрофильный техникум»

                                                                                                                     Г. Калуга

В основе дифференциации обучения лежат индивидуальные психологические   особенности обучающихся, которые порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями  между наследственностью человека и средой.

Существуют различные классификации индивидуальных различий. Например, все особенности делят на группы в зависимости от значимости их для восприятия, хранения, воспроизведения, переноса знаний. Другая классификация делит все особенности на 2 группы: когнитивные (познавательные) и  мотивационные.

Так как процесс усвоения знаний начинается с этапа восприятия, то в качестве  первой особенности  рассматривается внимание, от которого  в большей степени  зависит понимание того  материала, который изучается. Наиболее существенными показателями внимания являются устойчивость, переключение, динамика концентрации и объём.

Обучающимся  с низкой степенью устойчивости надо давать задания не длительные по времени, а с высокой могут выполнять однообразные  задания. При низкой степени переключаемости не должна быть резкая смена заданий, видов  деятельности. Например, на уроках решения задач  нужно актуализировать знания, а затем выходить на новый вид задач.

При работе с обучающимися, обладающими высокой степенью распределения можно одновременно  выполнять несколько видов  деятельности. Например, оформлять доказательство теоремы, проведённое раннее устно и слушать информацию преподавателя из истории математики, связанную с теоремой.

Для того, чтобы учитывать такую особенность как объём внимания одним детям нужно укрупнять блоки информации, представлять их в комплексе, другим нужно сосредоточить  внимание на отдельных объектах.

В организации учебного процесса особую роль имеет тип восприятия, которым обладает обучающийся.

Психологи выделяют 4 типа восприятия:

1) аналитический: обучающийся выделяет отдельные детали

2) синтетический: обучающийся охватывает в целом весь материал

3) смешанный: обучающийся не устойчив в восприятии, то воспринимает детали, то отношения между ними

4) аналитико – синтетический: обучающийся воспринимает изучаемый объект в целом со всеми его связями и отношениями.

Обучающимся  первого типа полезно предлагать задания, где требуется выписать  все изучаемые по теме понятия и  определить связь между ними.

Пример:                                                 Призма

                                               прямые                 наклонные

                   правильные                неправильные

 Обучающимся  второго типа нужно предлагать задания, при выполнении которых используется не общая формула, а её частный случай; вопросы, связанные с рассмотрением частных случаев.

Пример: почему y = log3x возрастает?

При третьем типе восприятия  нужно учитывать недостатки первых двух типов.

К характеристикам памяти, в которых проявляется индивидуальность человека в процессе обучения, относятся: тип памяти, объём, прочность запоминания, соотношение между логической и механической памятью и скорость запоминания.

Если преобладает зрительная память, то процесс изучения можно строить следующим образом: чтение текста учебника, выделение в нём главного, составление плана, составление контрольных вопросов.

Если преобладает слуховая память, то используются устные методы: беседа, рассказ, лекция, семинар.

Если комбинированный тип, то словесная форма должна сопровождаться зрительными образами (чертежи, схемы).

При высоком объёме памяти материал изучается крупными блоками. При низком показателе объёма памяти идёт порционное изучение материала с последующем закреплением.

При среднем – сочетание лекционно – семинарской системы с традиционным обучением.

Обучающимся с низкой прочностью запоминания спрашивать при обосновании шагов решения задач, формулировании правил, использованных в задаче; давать задания не только на вновь  изученный материал, а на совместное использование нового и раннее изученного.

Обучение математике  должно быть направлено на развитие логической  памяти (систематизация материала, классификация изучаемых объектов).

Лабильность нервной системы характеризует скорость протекания нервных процессов. Все обучающиеся делятся на инертных и подвижных.

При работе с инертными учениками:

1) нельзя требовать немедленного включения в работу;

2) они не могут проявлять высокую активность;

3) с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации, поэтому опрос в начале урока проводить не стоит.

4) не следует отвлекать в момент выполнения задания.

5) не рекомендуется спрашивать только что пройденный материал.

У подвижных учеников наблюдается обратное соотношение между характеристиками.

Сила нервной системы оказывает существенное влияние на работоспособность обучающихся, то есть умение в течение  длительного времени выдержать нагрузку.

При работе с обучающимися с пониженной  работоспособностью нужно:

1) разнообразить виды деятельности

2) не рекомендуется излагать новый материал крупными блоками, полезнее изложение небольшими порциями с последующим закреплением каждой из них

3) в конце урока не рекомендуется выполнение сложных заданий и тем более контролирующего характера.

4) не следует прерывать ответ ученика замечаниями и комментариями.

5) полезна работа в нешумной обстановке.

6) включение занимательных приёмов, позволяющих сделать отдых в работе.

Мышление.

Говоря о различиях обучающихся в мыслительной деятельности, психологи выделяют такое качество как обучаемость, которое включает в себя глубину ума, гибкость  мышления, умение  самостоятельно работать.

Обучающиеся  делятся на группы:

1) с высокой обучаемостью;

2) средней;

3) пониженной.

При работе с подростками  первого типа (высокая активность, самостоятельность, гибкость, отсутствие шаблонов) предпочтение должно отдаваться самостоятельным работам при минимальной помощи со стороны преподавателя, предлагать задания высокой степени трудности, требующие применение знаний в новой ситуации.

При работе с подростками  третьего типа (действуют по шаблону) лучше использовать объяснительно – иллюстративный  метод обучения, работу по выделению существенных признаков, обобщений лучше проводить под руководством преподавателя. Нужно выполнить большое  количество однотипных упражнений, причём степень трудности должна повышаться очень медленно.

На уроках математики в силу самого содержания предмета имеется возможность развития мыслительных операций  (анализ, синтез,  обобщение, аналогия, сравнение, конкретизация, абстрагирование). При работе  с обучающимися,  у которых высокая степень сформированности  этих операций полезно проводить на первом этапе эвристические самостоятельные работы, а в случае низкой степени сформированности целесообразна беседа под руководством преподавателя. При решении задач на этапе анализа условия и поиска решения большое значение имеет сформированность  мыслительных операций анализа и сравнения. А на этапе решения ведущая операция синтез. При обучении математике возможно формирование  мыслительных операций  за счёт специально сконструированной системы  заданий. Для этого обучающимся  предлагается задача, в которой,  либо  требуется выполнить  отдельные действия,  которые входят в алгоритм выполнения мыслительной операции,  либо  задачи, в которых требуется провести мыслительную  операцию с опорой на алгоритм или без опоры.

Учёт индивидуально – психологических особенностей обучающихся  позволяет повысить результативность обучения, познавательный интерес  к математике, активность  обучающихся на уроке. В образовательном процессе для успешного обучения необходимо учитывать индивидуальные различия и возможности не только при изучении математики.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации самостоятельной работы студентов в условиях компетентностного подхода к изучению математики.

Представлен опыт организации самостоятельной работы студентов медицинского колледжа  в процессе изучения математики. Рассмотрены условия, обеспечивающие эффективность самостоятельной работы...

Дифференцированный подход на уроках математики

Каждый cтудент – уникален, один схватывает материал на лету, другому нужно время. Как правильно организовать учебный процесс?Одним из реальных механизмов, позволяющих делом ответить на этот вопрос, яв...

Статья по теме: "Индивидуально-дифференцированный подход на уроках математики в обучении детьми с ОВЗ"

Статья посвящена теме индивидуально-дифференцированного подхода на уроках математики в обучении детьми с ОВЗ....

Индивидуально-дифференцированный подход на уроках математики в обучении детьми с ОВЗ.

Статья посвящена обучению математики  детей ОВЗ. В статье на перввый план выдвигается вопрос о индивидуально-дифференцированном подходе. Достаточно подробно рассмотрены этапы овладения знани...

Аспекты интегрированного подхода к изучению математики и английского языка учащимися старших классов

В работе обоснована необходимость интегрированного подхода к изучению математики и английского языка, имеет целью понимание учащимися специальной математической терминологии, формирования языковой, ре...