Дифференцированный подход при изучении математики
статья по теме
В данной статье рассматриваются возможности учёта индивидуальных психологических особенностей (внимания, восприятия ,памяти, мышления) обучающихся при дифференцорованном подходе к изучению математики в учреждениях уровня среднего профессионального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_savinoy_e.v.docx | 20.58 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дифференцированный подход при изучении математики».
Савина Елена Васильевна
преподаватель математики
ГБПОУ КО «Калужский многопрофильный техникум»
Г. Калуга
В основе дифференциации обучения лежат индивидуальные психологические особенности обучающихся, которые порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью человека и средой.
Существуют различные классификации индивидуальных различий. Например, все особенности делят на группы в зависимости от значимости их для восприятия, хранения, воспроизведения, переноса знаний. Другая классификация делит все особенности на 2 группы: когнитивные (познавательные) и мотивационные.
Так как процесс усвоения знаний начинается с этапа восприятия, то в качестве первой особенности рассматривается внимание, от которого в большей степени зависит понимание того материала, который изучается. Наиболее существенными показателями внимания являются устойчивость, переключение, динамика концентрации и объём.
Обучающимся с низкой степенью устойчивости надо давать задания не длительные по времени, а с высокой могут выполнять однообразные задания. При низкой степени переключаемости не должна быть резкая смена заданий, видов деятельности. Например, на уроках решения задач нужно актуализировать знания, а затем выходить на новый вид задач.
При работе с обучающимися, обладающими высокой степенью распределения можно одновременно выполнять несколько видов деятельности. Например, оформлять доказательство теоремы, проведённое раннее устно и слушать информацию преподавателя из истории математики, связанную с теоремой.
Для того, чтобы учитывать такую особенность как объём внимания одним детям нужно укрупнять блоки информации, представлять их в комплексе, другим нужно сосредоточить внимание на отдельных объектах.
В организации учебного процесса особую роль имеет тип восприятия, которым обладает обучающийся.
Психологи выделяют 4 типа восприятия:
1) аналитический: обучающийся выделяет отдельные детали
2) синтетический: обучающийся охватывает в целом весь материал
3) смешанный: обучающийся не устойчив в восприятии, то воспринимает детали, то отношения между ними
4) аналитико – синтетический: обучающийся воспринимает изучаемый объект в целом со всеми его связями и отношениями.
Обучающимся первого типа полезно предлагать задания, где требуется выписать все изучаемые по теме понятия и определить связь между ними.
Пример: Призма
прямые наклонные
правильные неправильные
Обучающимся второго типа нужно предлагать задания, при выполнении которых используется не общая формула, а её частный случай; вопросы, связанные с рассмотрением частных случаев.
Пример: почему y = log3x возрастает?
При третьем типе восприятия нужно учитывать недостатки первых двух типов.
К характеристикам памяти, в которых проявляется индивидуальность человека в процессе обучения, относятся: тип памяти, объём, прочность запоминания, соотношение между логической и механической памятью и скорость запоминания.
Если преобладает зрительная память, то процесс изучения можно строить следующим образом: чтение текста учебника, выделение в нём главного, составление плана, составление контрольных вопросов.
Если преобладает слуховая память, то используются устные методы: беседа, рассказ, лекция, семинар.
Если комбинированный тип, то словесная форма должна сопровождаться зрительными образами (чертежи, схемы).
При высоком объёме памяти материал изучается крупными блоками. При низком показателе объёма памяти идёт порционное изучение материала с последующем закреплением.
При среднем – сочетание лекционно – семинарской системы с традиционным обучением.
Обучающимся с низкой прочностью запоминания спрашивать при обосновании шагов решения задач, формулировании правил, использованных в задаче; давать задания не только на вновь изученный материал, а на совместное использование нового и раннее изученного.
Обучение математике должно быть направлено на развитие логической памяти (систематизация материала, классификация изучаемых объектов).
Лабильность нервной системы характеризует скорость протекания нервных процессов. Все обучающиеся делятся на инертных и подвижных.
При работе с инертными учениками:
1) нельзя требовать немедленного включения в работу;
2) они не могут проявлять высокую активность;
3) с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации, поэтому опрос в начале урока проводить не стоит.
4) не следует отвлекать в момент выполнения задания.
5) не рекомендуется спрашивать только что пройденный материал.
У подвижных учеников наблюдается обратное соотношение между характеристиками.
Сила нервной системы оказывает существенное влияние на работоспособность обучающихся, то есть умение в течение длительного времени выдержать нагрузку.
При работе с обучающимися с пониженной работоспособностью нужно:
1) разнообразить виды деятельности
2) не рекомендуется излагать новый материал крупными блоками, полезнее изложение небольшими порциями с последующим закреплением каждой из них
3) в конце урока не рекомендуется выполнение сложных заданий и тем более контролирующего характера.
4) не следует прерывать ответ ученика замечаниями и комментариями.
5) полезна работа в нешумной обстановке.
6) включение занимательных приёмов, позволяющих сделать отдых в работе.
Мышление.
Говоря о различиях обучающихся в мыслительной деятельности, психологи выделяют такое качество как обучаемость, которое включает в себя глубину ума, гибкость мышления, умение самостоятельно работать.
Обучающиеся делятся на группы:
1) с высокой обучаемостью;
2) средней;
3) пониженной.
При работе с подростками первого типа (высокая активность, самостоятельность, гибкость, отсутствие шаблонов) предпочтение должно отдаваться самостоятельным работам при минимальной помощи со стороны преподавателя, предлагать задания высокой степени трудности, требующие применение знаний в новой ситуации.
При работе с подростками третьего типа (действуют по шаблону) лучше использовать объяснительно – иллюстративный метод обучения, работу по выделению существенных признаков, обобщений лучше проводить под руководством преподавателя. Нужно выполнить большое количество однотипных упражнений, причём степень трудности должна повышаться очень медленно.
На уроках математики в силу самого содержания предмета имеется возможность развития мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение, конкретизация, абстрагирование). При работе с обучающимися, у которых высокая степень сформированности этих операций полезно проводить на первом этапе эвристические самостоятельные работы, а в случае низкой степени сформированности целесообразна беседа под руководством преподавателя. При решении задач на этапе анализа условия и поиска решения большое значение имеет сформированность мыслительных операций анализа и сравнения. А на этапе решения ведущая операция синтез. При обучении математике возможно формирование мыслительных операций за счёт специально сконструированной системы заданий. Для этого обучающимся предлагается задача, в которой, либо требуется выполнить отдельные действия, которые входят в алгоритм выполнения мыслительной операции, либо задачи, в которых требуется провести мыслительную операцию с опорой на алгоритм или без опоры.
Учёт индивидуально – психологических особенностей обучающихся позволяет повысить результативность обучения, познавательный интерес к математике, активность обучающихся на уроке. В образовательном процессе для успешного обучения необходимо учитывать индивидуальные различия и возможности не только при изучении математики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации самостоятельной работы студентов в условиях компетентностного подхода к изучению математики.
Представлен опыт организации самостоятельной работы студентов медицинского колледжа в процессе изучения математики. Рассмотрены условия, обеспечивающие эффективность самостоятельной работы...
Дифференцированный подход на уроках математики
Каждый cтудент – уникален, один схватывает материал на лету, другому нужно время. Как правильно организовать учебный процесс?Одним из реальных механизмов, позволяющих делом ответить на этот вопрос, яв...
Особенности организации самостоятельной работы студентов в условиях компетентностного подхода к изучению математики.
статья к выступлению на заседании Цикловой методической комиссии...
Статья по теме: "Индивидуально-дифференцированный подход на уроках математики в обучении детьми с ОВЗ"
Статья посвящена теме индивидуально-дифференцированного подхода на уроках математики в обучении детьми с ОВЗ....
Индивидуально-дифференцированный подход на уроках математики в обучении детьми с ОВЗ.
Статья посвящена обучению математики детей ОВЗ. В статье на перввый план выдвигается вопрос о индивидуально-дифференцированном подходе. Достаточно подробно рассмотрены этапы овладения знани...
Аспекты интегрированного подхода к изучению математики и английского языка учащимися старших классов
В работе обоснована необходимость интегрированного подхода к изучению математики и английского языка, имеет целью понимание учащимися специальной математической терминологии, формирования языковой, ре...