Проектные и исследовательские технологии на уроках биологии с учетом дифференцированного подхода.
статья на тему
Из опыта работы по проектной деятельности школьников во внеурочное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Система подготовки к ГИА по биологии в школе
Лепко Ольга Валерьевна
учитель биологии МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 имени Героя Советского Союза В.П.Трубаченко
г.Вольска Саратовской области»
Государственная итоговая аттестация (ГИА) заняла прочное место в сфере образования. Задача учителя – помочь ученику достойно подготовиться к этому важному жизненному этапу.
Я считаю, что для подготовки к ГИА возникает необходимость организации подготовительных курсов. С чего начать? Как готовиться самому учителю? Как готовить учеников? Такие вопросы, наверное, возникают у многих в начале «пути».
На первом занятии имеет смысл определить примерный уровень обученности. Для этого можно использовать тесты, составленные по принципу контрольно-измерительных материалов (КИМов) ГИА, которые в достаточном количестве есть в продаже. Идеальный вариант – объединение в группу учащихся примерно одного уровня, оптимальное количество – 7-8 человек, время – 2 часа в неделю (лучше, если одно занятие длится 1 час, таким образом дети не переутомляются) . Тестирование «на входе» можно использовать для наглядной демонстрации результатов обучения, то есть этот же тест можно предложить учащимся по окончании курсов.
Большая часть вопросов на экзамене – тестовые, с готовыми вариантами ответов. По одной и той же теме много вопросов, которые просто по-разному формулируются, поэтому строить подготовку на основе «натаскивания» по тестам не имеет смысла. Серьезную помощь здесь оказывают интернет-ресурсы (официальные сайты с тренировочными тестами) и печатные издания.
После того, как Вы определились с объемом теоретической базы, возникает вопрос о порядке изучения основных блоков. Рекомендую начинать с ботаники и зоологии (дети хуже всего помнят эти разделы, и преподавались они с учетом возрастных особенностей).
Оптимальным будет после 3-4 теоретических занятий давать учащимся проверочные работы (лучше на дом), состоящие из вопросов, аналогичных таковым ГИА, но только по изученной теме и с обязательным последующим анализом ошибок.
После завершения изучения ботаники перейти к зоологии. Соблюдаем тот же порядок: теория, проверка знаний, анализ ошибок. Затем повторяем анатомию и физиологию человека, практика показывает, что этот блок дети помнят лучше всего и изучают с большим интересом. На этом этапе можно вместо тематического закрепления чередовать теоретические занятия с практикой, на которой учащиеся проверяют свои знания с помощью тестов, аналогичных КИМам ГИА. К этому времени у слушателей курсов уже будет достаточная теоретическая база.
Педагогу биологии при подготовке школьников к ГИА следует рассматривать содержательный компонент в комплексе, включающем в себя помимо стандарта биологического образования: дополнительный биологический материал, учебник по биологии и учебную программу.
Для эффективной подготовки выпускников основной школы к государственной итоговой аттестации следует использовать: проведение мониторинга качества обученности, тестирование как метод оценки достижений учащихся, промежуточную итоговую диагностику.
Учителю необходимо выработать умения в создании оценочного инструментария и разработке контрольно-измерительных материалов по биологии для оценки уровня подготовки выпускников основной школы.
При подготовке учеников к государственной итоговой аттестации по биологии педагогам необходимо:
- Включать в проверочные задания вопросы, которые по своей структуре приближены к заданиям государственной итоговой аттестации.
- Тематическое повторение на индивидуальных консультациях.
- Проработка рисунков, таблиц, схем, тестов, терминов.
- Оформить в кабинете биологии стенд по размещению информации ГИА.
- Разработать системный контроль подготовки учащихся, который построен на принципах и материалах ГИА, и позволяющий учащимся не только проверить собственный уровень усвоения знаний, но иметь возможность тренироваться при решении типичных заданий.
- Рассмотреть методические и теоретические проблемы подготовки к ГИА по биологии, оказать необходимую помощь в подготовке школьников.
Система контроля качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по биологии:
Виды контроля | Краткая характеристика | Средства диагностики |
Входной | Диагностика начального или исходного уровня качества биологических знаний. Предпосылка для руководства учебным процессом и успешного планирования. | -Заполнение анкет по изучению мотивации, -Выполнение тестовых заданий по биологии, определение биологических понятий. |
Тематический | Проверка прочности усвоения полученных знаний по определенной теме школьного курса. Охватывает значительные по объему темы курса. Выявление: -усвоения знаний темы в целом; - системности знаний темы; - качества, глубины и объема восприятия учебного материала; -стимулирование интереса учащихся к предмету и их активность в познании; - уровня овладения навыками самостоятельной работы, определение путей их развития; -текущее наблюдение за работой каждого ученика в отдельности и класса в целом; - определение имеющихся пробелов в знаниях и нахождение путей их устранения. | -Терминологические тесты с одним ответом. - Тесты с выбором одного ответа, трех ответов. - Тесты на соответствие и на установление последовательности. -Тесты повышенной сложности для самоконтроля. - Задания с использованием текста. - Задания для развернутого ответа. - Задания на нахождение ошибок в тесте. |
Итоговой (за 9 класс) | Выявление качества усвоения содержания всего пройденного материала за 9 класс. | - Тестовые задания по биологии, которые определяют базовый, повышенный, высокий уровень подготовки учащихся за 9 класс; |
Пробный ГИА (прогноз, допуск к ГИА) | Выявление качества усвоения содержания материала за весь учебный курс по биологии основной, основательная подготовка к сдаче государственной итоговой аттестации. | - Контрольно-измерительные материалы ГИА по биологии за предыдущий учебный год; |
Государственная итоговая аттестация – ГИА. | Соответствие государственным стандартам | Контрольно-измерительные материалы ГИА по биологии. |
Список использованной литературы:
1. Асылбекова Г.Е. Основы подготовки школьников к олимпиаде по биологии/ Г.Е.Асылбекова, В.Н.Алиясова, И.В.Болдишор// Альманах. – 2016. - №8 (8). – С. 3-6
2. Семчук Н.М. Методика подготовки к ГИА по биологии/ Н.М.Семчук// Альманах современной науки и образования. – 2013. - №11. – С.102-111
4. Смирнова Л.В. Некоторые методические рекомендации по проведению курсов подготовки к ЕГЭ по биологии/ Л.В.Смирнова, Т.В.Чаплынская// Альманах современной науки и образования. – 2014. – №3 (82). – С.162-16
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование исследовательских навыков на уроках биологии с использованием цифровой лаборатории «Архимед»
Дети по своей природе исследователи, с радостью и увлечением открывающие для себя окружающий мир. им интересно все. поддерживать стремление ребенка к самостоятельной деятельности, способствовать разви...
Исспользование инновационных технологий на уроках биологии; Ресурсы современного урока по организации самостоятельной работы
Исспользование инновационных технологий на уроках биологииРесурсы современного урока по организации самостоятельной работы...
Формирование исследовательской компетенции на уроках биологии
В статье рассматривается исследовательская деятельность на уроках биологии практического характера, а также -какие методы можно использовать на уроках теоретического обучения....
Использование проектной технологии на уроках биологии как средство реализации профессионально направленного обучения
Проектная технология обучения в настоящее время является одной из эффективнейших в процессе подготовки специалистов. Это относится как к методике преподавания специальных и общепрофессиональных дисцип...
Использование компьютерных технологий на уроках биологии, ихтиологии и микробиологии.
Одной из основных задач преподавателя среднего профессионального заведения является развитие учебно-познавательной деятельности учащихся....
Тема выступления: "Информационные технологии в обучении. Применение информационных технологий на уроках биологии."
Содержание 1. Педагогические цели использования ИТ 2. Методические возможности средств ИТ 3. Классификация педагогических программных средств 4. Использование информационных технологий на урока...
Роль проектных и исследовательских технологий в подготовке будущих специалистов в области хранения и переработки зерна
В статье рассмотрены вопросы внедрения исследовательского метода в образовательный процесс и влияние научно-исследовательской и проектной работы студентов на развитие профессионально значимых качеств ...