Формирования общих компетенций обучающихся колледжа
статья

Морщакина Татьяна Николаевна

Главной целью образования является формирование профессионально и социально компетентной личности, способной к творчеству и социальной активности в условиях высокой конкуренции, физически здоровой и обладающей качествами гражданина-патриота. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования нового поколения (ФГОС СПО) ориентирует осуществлять подготовку профессионалов на основе компетентностного подхода. В качестве одного из методологических решений поставленной задачи в структуре образовательного стандарта профессионального образования были выделены общие компетенции, которые обеспечивают успешную подготовку выпускников различных специальностей.

Общие компетенции относятся к общему (метапредметному) содержанию образования СПО. Их часто называют «ключевыми». Перечень ключевых компетенций был предложен А.В. Хуторским на основе структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности обучающихся, позволяющих овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Формирования общих компетенций обучающихся колледжа.

Главной целью образования является формирование профессионально и социально компетентной личности, способной к творчеству и социальной активности в условиях высокой конкуренции, физически здоровой и обладающей качествами гражданина-патриота. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования нового поколения (ФГОС СПО) ориентирует осуществлять подготовку профессионалов на основе компетентностного подхода. В качестве одного из методологических решений поставленной задачи в структуре образовательного стандарта профессионального образования были выделены общие компетенции, которые обеспечивают успешную подготовку выпускников различных специальностей.

Общие компетенции относятся к общему (метапредметному) содержанию образования СПО. Их часто называют «ключевыми». Перечень ключевых компетенций был предложен А.В. Хуторским на основе структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности обучающихся, позволяющих овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе [12].

Ключевые компетенции А.В. Хуторского:

Общие компетенции ФГОС СПО:

1. Ценностно-смысловые: ОК-1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК-4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК-8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

2. Учебно-познавательные: ОК-2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК-3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

3. Информационные: ОК-4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК-5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

4. Коммуникативные: ОК-6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами

5. Социально-трудовые: ОК-3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК-7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий. ОК-9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ОК-10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требований охраны труда

6. Компетенции личностного самосовершенствования ОК-8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК-4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

- формирование гражданско-патриотической позиции, проявляющейся в заботе о благополучии страны, региона, колледжа [2; 3; 4; 6; 10].

Воспитание в колледжах имеет свои преимущества, которые выражаются в целостности, непрерывности, целенаправленности данного процесса с учётом профессиональной специфики, гражданственности, вариативности воспитательных подходов, нормативно-правовой базы. От всего перечисленного зависит, насколько успешно у студентов будут сформированы общие компетенции, необходимые им в дальнейшей профессиональной деятельности. В связи с этим возникает необходимость изучения всех ресурсов, которые используют для решения этой задачи учреждения СПО.

Рассмотрим эти формы и методы.

Формированию профессионального сознания, интереса к выбранной профессии и понимания её социальной значимости способствуют деловые игры, психологические тренинги, конкурсы профессионального мастерства, конкурсы эрудитов по профессиональным дисциплинам, экскурсии на профильные предприятия, работа с социальными партнёрами, круглые столы, декады по специальности, мастер-классы по профессиям и специальностям, фестиваль «Звездопад» с приглашением студентов-победителей в конкурсах профессионального мастерства, индивидуальное профориентационное тестирование.

 В настоящее время колледж всё больше внимания уделяют расширению пространства социального партнёрства, которое является необходимым условием подготовки будущих специалистов, способствует формированию у них интереса к получаемой профессии, развитию профессиональных качеств. Взаимодействие «предприятие-колледж-студент» позволяет работодателям ознакомиться с уровнем подготовки потенциальных специалистов, оценить профессиональную компетентность студентов.

Активно привлекаем  своих студентов к конкурсам профессионального мастерства: «Лучший по профессии», "WorldSkills Pussia", "WorldSkills International", "WorldSkills".. Разные этапы конкурса являются своего рода базой формирования общих компетенций:

- на этапе подготовки к конкурсу студенты вникают в сущность своей будущей профессии, проявляют к ней устойчивый интерес, осуществляют поиск информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, анализируют и оценивают её, самостоятельно строят план профессионального и личностного развития;

- на первом этапе происходит понимание социальной значимости выбранной ими профессии. Студенты, осмысливая конкурсные творческие задания, задаются вопросами «Почему я выбрал именно эту профессию?», «Насколько она полезна обществу?» и отвечают на них, творчески подходят к делу, самореализуются в избранной специальности, стремятся к познанию всех её тонкостей, учатся работать в команде, эффективно общаться друг с другом, показывают знание информационно-коммуникативных технологий в своей профессиональной деятельности;

- на втором и третьем этапах проводится проверка теоретических знаний по общим для участников вопросам и выполнения индивидуальных заданий. Здесь важны точность и быстрота ответов на поставленные вопросы. Студенты учатся брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, ориентироваться в условиях частой смены технологий.

Подготовка к конкурсу и участие в нём полезны для студентов не только в плане углубления знаний по той или иной учебной дисциплине или МДК. Это ещё и возможность укрепиться в выборе специальности, успешно подготовиться к итоговой государственной аттестации, определить и развить свои способности и интересы, сформировать профессиональное мышление, проверить профессиональную подготовку к самостоятельной трудовой деятельности. кроме того, конкурсы профессионального мастерства позволяют показать работодателям, как идёт подготовка квалифицированного специалиста - компетентного, ответственного, свободно владеющего навыками своей специальности, мобильного и готового к профессиональному росту.

При формировании общих компетенций большое значение имеет совместная деятельность преподавателей и обучающихся, принимающая формы сотрудничества, сотворчества. Важной составляющей профессионального воспитания в колледжах является организация научных кружков и секций.  

Учитывая индивидуальные особенности и возможности студентов, использую различные методы диагностики для выявления их профессионального уровня и заинтересованности в выбранной профессии. На основе полученных результатов  планируют свою деятельность таким образом, чтобы вовлечь в работу секций и кружков максимальное количество обучающихся и дать будущему специалисту возможность раскрыть весь свой потенциал и проявить творческие способности. Стараюсь привлечь  студентов к  участию в работе научно-практических конференций.

Для того чтобы студенты позитивно относились к выбранной профессии, чтобы процесс формирования общих компетенций был результативным, необходимо постоянно веду  поиск эффективных форм и методов воспитания, помогающих студентам овладевать комплексом деловых качеств специалиста и профессиональной культурой. Ведущая роль в этом принадлежит преподавателям и кураторам групп, поскольку в современной жизни воспитание понимается не только как передача опыта от старшего поколения к младшему, но и как сотрудничество всех участников образовательного процесса: студентов, педагогов, кураторов, руководителей предприятий, профессиональных наставников будущих специалистов.

Результаты формирования общих компетенций обучающихся
по итогам мониторингов, проводимых организацией

Наименования общих компетенций

Год обучения

Группа

Количество

обучающихся

Результаты стартовой диагностики

Результаты итоговой диагностики

Кол-во

чел

Процент

Кол-во

чел

    Процент

Ценностно-смысловые:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

2018-2019

31ТК

23

      3

     15

      5

Высокий – 13,04 %

Базовый –65,21  %

Начальный -21,74%

    6

   13

    4

Высокий – 26,09%

Базовый – 56,521 %

Начальный– 17,39%

Учебно-познавательные компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Информационные:
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК.5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

2019-2020

  31 ТК

        25

    6

   15

    4

Высокий - 24  %

Базовый – 60 %

Начальный –16 %

    9

  14

    2

Высокий – 36 %

Базовый – 56%

Начальный – 8%

Социально- трудовые:

ОК.3 Принимать решения в  стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК.7 Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу  с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий

ОК.9Быть готовым к смене технологий в профессиональной   деятельности.

  Компетенции личностного самосовершенствования:

ОК.4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

 ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием,осознанно планировать повышение квалификации.

Коммуникативные:

ОК.6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК.7 Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу  с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий

2020-21

31ТК

22

6

12

4

Высокий –27.27  %

Базовый – 54,55 %

Начальный –18,18%

10

11

1

Высокий – 45,45 %

Базовый –  50%

Начальный –4,55 %

Список литературы

1. Калугина, Н.В. Модель «Саморазвитие человека» в дуальной системе образования // Дуальная система профессионального образования: опыт, проблемы, перспективы: материалы Всерос. науч.-практ. видеоконф. (Димитровград, 25 апр. 2014 г.). Димитровград, 2014. С. 34-36.

2. Концепция воспитательной работы ГАОУ СПО РТ «Набережночелнинский колледж искусств» // Официальный сайт муниципального образования Набережные Челны. URL: http: // www. art-school.nabchelny.ru/s_3025/p_23109/ (дата обращения: 20.04.2016).

3. Концепция воспитательной работы ГБОУ СПО «Уральский государственный колледж им. И.И. Ползунова» на период 2013-2016 гг. // [Электронный ресурс]. URL: http://www.ugkp.ru/node/912 (дата обращения: 26.04.2016).

4. Концепция организации воспитательной деятельности в ГБОУ СПО «Курганский базовый медицинский колледж» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kbmk45.ru/vs/kon-vs.html (дата обращения: 26.04.2016).

5. Малыгина, И.О. Значение конкурсов профессионального мастерства в формировании профессиональной компетентности техника по специальности «Технология машиностроения» в ГБОУ СПО «Анжеро-Судженский горныш техникум» [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/npo-spo/ metallurgiya-mashinostroenie-i-materialoobrabotka/ library/2016/04/14/znachenie-konkursov (дата обращения: 25.04.2016).

6. О воспитательной деятельности ГБОу СПО «Колледж городской инфраструктуры и строительства № 1» (город Москва) [Электронный ресурс]. URL: http://sc1.ucoz.ru/index/uchebno_vospitatelnaja_ rabota/0-8 (дата обращения: 20.04.2016).

7. Пазухина, С.А. Аспекты воспитательной работы в условиях реализации ФГОС СПО в ФГОУ СПО «Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники» [Электронный ресурс]. URL: http://www.fcoit.ru/internet_ conference/innovative_approaches_and_technologies_ in_the_educational_system_of_the_college/aspects_ of_educational_work_in_the_implementation_of_the_ gef_spo.php (дата обращения: 20.04.2016).

8. Современный воспитательный процесс в образовательной организации: в 2 ч. / под ред. Л.В. Алиевой, И.В. Руденко. Ч. 1: Научный доклад. Тольятти: Кассандра, 2015.

9. Терещенкова, Е.В. Дуальная система образования как основа подготовки специалистов // Концепт. 2014. № 4 (апр.). ART 14087. URL: http:// ekoncept.ru/2014/14087.htm.

10. Трегубова, Е.С. Оптимизация процесса профессионального воспитания студентов технического колледжа: целевая педагогическая программа. Красногорск: Красногор. гос. колледж, 2013.

11. Фролова, С.Л. Преемственность в профессиональном воспитании студентов колледжа и вуза // Вопросы воспитания. 2008. № 7. С. 17-20.

12. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: докл. на отд-нии филос. образования и теории педагогики РАО [Электронный ресурс]. URL: http://eidos. ru/journal/2002/0423-1.htm (дата обращения: 20.04.2016).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общих компетенций обучающихся СПО в рамках учебной дисциплины "Математика" по теме "Правильные многогранники"

Рассматривается формирование общих компетенций при изучении темы "Правильные многогранники"....

Формирование общих компетенций обучающихся на занятиях в спортивных секциях.

Компетенция – это общая способность человека к продуктивной деятельности, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены самостоятельно или в результате обучения....

Результаты формирования общих компетенций обучающихся по итогам мониторингов, проводимых организацией

Содержит результаты стартовой и итоговой диагностик по каждому виду компетенции....

Учебно – методическое пособие Использование ИКТ и видеоматериалов на учебных занятиях как способ формирования общих компетенций обучающихся

Учебно - методическое пособие поможет преподавателям истории и обществознания более эффективно использовать ИКТ и видеоматериалы на учебных занятиях с целью формирования общих компетенций студентов...

ПРОГРАММА мониторинга уровня сформированности общих компетенций, обучающихся колледжа

Программа мониторинга уровня общих компетенций студентов по дисциплинам циклов ЕН.00 и П.00 направлена на диагностику и оценку уровня сформированности данных компетенций. Разработана на основе ФГОС СП...

Формирование общих компетенций студентов колледжа через развитие универсальных учебных действий познавательной направленности

Формирование общих компетенций студентов колледжа через развитие универсальных учебных действий познавательной направленности...