Формирования общих компетенций обучающихся колледжа
статья
Главной целью образования является формирование профессионально и социально компетентной личности, способной к творчеству и социальной активности в условиях высокой конкуренции, физически здоровой и обладающей качествами гражданина-патриота. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования нового поколения (ФГОС СПО) ориентирует осуществлять подготовку профессионалов на основе компетентностного подхода. В качестве одного из методологических решений поставленной задачи в структуре образовательного стандарта профессионального образования были выделены общие компетенции, которые обеспечивают успешную подготовку выпускников различных специальностей.
Общие компетенции относятся к общему (метапредметному) содержанию образования СПО. Их часто называют «ключевыми». Перечень ключевых компетенций был предложен А.В. Хуторским на основе структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности обучающихся, позволяющих овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирования общих компетенций обучающихся колледжа.
Главной целью образования является формирование профессионально и социально компетентной личности, способной к творчеству и социальной активности в условиях высокой конкуренции, физически здоровой и обладающей качествами гражданина-патриота. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования нового поколения (ФГОС СПО) ориентирует осуществлять подготовку профессионалов на основе компетентностного подхода. В качестве одного из методологических решений поставленной задачи в структуре образовательного стандарта профессионального образования были выделены общие компетенции, которые обеспечивают успешную подготовку выпускников различных специальностей.
Общие компетенции относятся к общему (метапредметному) содержанию образования СПО. Их часто называют «ключевыми». Перечень ключевых компетенций был предложен А.В. Хуторским на основе структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности обучающихся, позволяющих овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе [12].
Ключевые компетенции А.В. Хуторского:
Общие компетенции ФГОС СПО:
1. Ценностно-смысловые: ОК-1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК-4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК-8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
2. Учебно-познавательные: ОК-2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК-3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях
3. Информационные: ОК-4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК-5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности
4. Коммуникативные: ОК-6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами
5. Социально-трудовые: ОК-3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК-7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий. ОК-9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ОК-10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требований охраны труда
6. Компетенции личностного самосовершенствования ОК-8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК-4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
- формирование гражданско-патриотической позиции, проявляющейся в заботе о благополучии страны, региона, колледжа [2; 3; 4; 6; 10].
Воспитание в колледжах имеет свои преимущества, которые выражаются в целостности, непрерывности, целенаправленности данного процесса с учётом профессиональной специфики, гражданственности, вариативности воспитательных подходов, нормативно-правовой базы. От всего перечисленного зависит, насколько успешно у студентов будут сформированы общие компетенции, необходимые им в дальнейшей профессиональной деятельности. В связи с этим возникает необходимость изучения всех ресурсов, которые используют для решения этой задачи учреждения СПО.
Рассмотрим эти формы и методы.
Формированию профессионального сознания, интереса к выбранной профессии и понимания её социальной значимости способствуют деловые игры, психологические тренинги, конкурсы профессионального мастерства, конкурсы эрудитов по профессиональным дисциплинам, экскурсии на профильные предприятия, работа с социальными партнёрами, круглые столы, декады по специальности, мастер-классы по профессиям и специальностям, фестиваль «Звездопад» с приглашением студентов-победителей в конкурсах профессионального мастерства, индивидуальное профориентационное тестирование.
В настоящее время колледж всё больше внимания уделяют расширению пространства социального партнёрства, которое является необходимым условием подготовки будущих специалистов, способствует формированию у них интереса к получаемой профессии, развитию профессиональных качеств. Взаимодействие «предприятие-колледж-студент» позволяет работодателям ознакомиться с уровнем подготовки потенциальных специалистов, оценить профессиональную компетентность студентов.
Активно привлекаем своих студентов к конкурсам профессионального мастерства: «Лучший по профессии», "WorldSkills Pussia", "WorldSkills International", "WorldSkills".. Разные этапы конкурса являются своего рода базой формирования общих компетенций:
- на этапе подготовки к конкурсу студенты вникают в сущность своей будущей профессии, проявляют к ней устойчивый интерес, осуществляют поиск информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, анализируют и оценивают её, самостоятельно строят план профессионального и личностного развития;
- на первом этапе происходит понимание социальной значимости выбранной ими профессии. Студенты, осмысливая конкурсные творческие задания, задаются вопросами «Почему я выбрал именно эту профессию?», «Насколько она полезна обществу?» и отвечают на них, творчески подходят к делу, самореализуются в избранной специальности, стремятся к познанию всех её тонкостей, учатся работать в команде, эффективно общаться друг с другом, показывают знание информационно-коммуникативных технологий в своей профессиональной деятельности;
- на втором и третьем этапах проводится проверка теоретических знаний по общим для участников вопросам и выполнения индивидуальных заданий. Здесь важны точность и быстрота ответов на поставленные вопросы. Студенты учатся брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, ориентироваться в условиях частой смены технологий.
Подготовка к конкурсу и участие в нём полезны для студентов не только в плане углубления знаний по той или иной учебной дисциплине или МДК. Это ещё и возможность укрепиться в выборе специальности, успешно подготовиться к итоговой государственной аттестации, определить и развить свои способности и интересы, сформировать профессиональное мышление, проверить профессиональную подготовку к самостоятельной трудовой деятельности. кроме того, конкурсы профессионального мастерства позволяют показать работодателям, как идёт подготовка квалифицированного специалиста - компетентного, ответственного, свободно владеющего навыками своей специальности, мобильного и готового к профессиональному росту.
При формировании общих компетенций большое значение имеет совместная деятельность преподавателей и обучающихся, принимающая формы сотрудничества, сотворчества. Важной составляющей профессионального воспитания в колледжах является организация научных кружков и секций.
Учитывая индивидуальные особенности и возможности студентов, использую различные методы диагностики для выявления их профессионального уровня и заинтересованности в выбранной профессии. На основе полученных результатов планируют свою деятельность таким образом, чтобы вовлечь в работу секций и кружков максимальное количество обучающихся и дать будущему специалисту возможность раскрыть весь свой потенциал и проявить творческие способности. Стараюсь привлечь студентов к участию в работе научно-практических конференций.
Для того чтобы студенты позитивно относились к выбранной профессии, чтобы процесс формирования общих компетенций был результативным, необходимо постоянно веду поиск эффективных форм и методов воспитания, помогающих студентам овладевать комплексом деловых качеств специалиста и профессиональной культурой. Ведущая роль в этом принадлежит преподавателям и кураторам групп, поскольку в современной жизни воспитание понимается не только как передача опыта от старшего поколения к младшему, но и как сотрудничество всех участников образовательного процесса: студентов, педагогов, кураторов, руководителей предприятий, профессиональных наставников будущих специалистов.
Результаты формирования общих компетенций обучающихся
по итогам мониторингов, проводимых организацией
Наименования общих компетенций | Год обучения | Группа | Количество обучающихся | Результаты стартовой диагностики | Результаты итоговой диагностики | ||
Кол-во чел | Процент | Кол-во чел | Процент | ||||
Ценностно-смысловые: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | 2018-2019 | 31ТК | 23 | 3 15 5 | Высокий – 13,04 % Базовый –65,21 % Начальный -21,74% | 6 13 4 | Высокий – 26,09% Базовый – 56,521 % Начальный– 17,39% |
Учебно-познавательные компетенции: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Информационные: ОК.5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | 2019-2020 | 31 ТК | 25 | 6 15 4 | Высокий - 24 % Базовый – 60 % Начальный –16 % | 9 14 2 | Высокий – 36 % Базовый – 56% Начальный – 8% |
Социально- трудовые: ОК.3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК.7 Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий ОК.9Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. Компетенции личностного самосовершенствования: ОК.4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием,осознанно планировать повышение квалификации. Коммуникативные: ОК.6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК.7 Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий | 2020-21 | 31ТК | 22 | 6 12 4 | Высокий –27.27 % Базовый – 54,55 % Начальный –18,18% | 10 11 1 | Высокий – 45,45 % Базовый – 50% Начальный –4,55 % |
Список литературы
1. Калугина, Н.В. Модель «Саморазвитие человека» в дуальной системе образования // Дуальная система профессионального образования: опыт, проблемы, перспективы: материалы Всерос. науч.-практ. видеоконф. (Димитровград, 25 апр. 2014 г.). Димитровград, 2014. С. 34-36.
2. Концепция воспитательной работы ГАОУ СПО РТ «Набережночелнинский колледж искусств» // Официальный сайт муниципального образования Набережные Челны. URL: http: // www. art-school.nabchelny.ru/s_3025/p_23109/ (дата обращения: 20.04.2016).
3. Концепция воспитательной работы ГБОУ СПО «Уральский государственный колледж им. И.И. Ползунова» на период 2013-2016 гг. // [Электронный ресурс]. URL: http://www.ugkp.ru/node/912 (дата обращения: 26.04.2016).
4. Концепция организации воспитательной деятельности в ГБОУ СПО «Курганский базовый медицинский колледж» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kbmk45.ru/vs/kon-vs.html (дата обращения: 26.04.2016).
5. Малыгина, И.О. Значение конкурсов профессионального мастерства в формировании профессиональной компетентности техника по специальности «Технология машиностроения» в ГБОУ СПО «Анжеро-Судженский горныш техникум» [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/npo-spo/ metallurgiya-mashinostroenie-i-materialoobrabotka/ library/2016/04/14/znachenie-konkursov (дата обращения: 25.04.2016).
6. О воспитательной деятельности ГБОу СПО «Колледж городской инфраструктуры и строительства № 1» (город Москва) [Электронный ресурс]. URL: http://sc1.ucoz.ru/index/uchebno_vospitatelnaja_ rabota/0-8 (дата обращения: 20.04.2016).
7. Пазухина, С.А. Аспекты воспитательной работы в условиях реализации ФГОС СПО в ФГОУ СПО «Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники» [Электронный ресурс]. URL: http://www.fcoit.ru/internet_ conference/innovative_approaches_and_technologies_ in_the_educational_system_of_the_college/aspects_ of_educational_work_in_the_implementation_of_the_ gef_spo.php (дата обращения: 20.04.2016).
8. Современный воспитательный процесс в образовательной организации: в 2 ч. / под ред. Л.В. Алиевой, И.В. Руденко. Ч. 1: Научный доклад. Тольятти: Кассандра, 2015.
9. Терещенкова, Е.В. Дуальная система образования как основа подготовки специалистов // Концепт. 2014. № 4 (апр.). ART 14087. URL: http:// ekoncept.ru/2014/14087.htm.
10. Трегубова, Е.С. Оптимизация процесса профессионального воспитания студентов технического колледжа: целевая педагогическая программа. Красногорск: Красногор. гос. колледж, 2013.
11. Фролова, С.Л. Преемственность в профессиональном воспитании студентов колледжа и вуза // Вопросы воспитания. 2008. № 7. С. 17-20.
12. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: докл. на отд-нии филос. образования и теории педагогики РАО [Электронный ресурс]. URL: http://eidos. ru/journal/2002/0423-1.htm (дата обращения: 20.04.2016).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/29/picture-488917-1411986185.jpg)
Формирование общих компетенций обучающихся СПО в рамках учебной дисциплины "Математика" по теме "Правильные многогранники"
Рассматривается формирование общих компетенций при изучении темы "Правильные многогранники"....
Формирование общих компетенций обучающихся на занятиях в спортивных секциях.
Компетенция – это общая способность человека к продуктивной деятельности, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены самостоятельно или в результате обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/11/picture-1115380-1549864547.jpg)
Доклад на тему: "Роль дисциплины Иностранный язык в профессиональной деятельности в формировании общих компетенций студентов колледжа в условиях компетентностного подхода"
Текст доклада и презентация...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/31/picture-1152947-1564601692.jpg)
Результаты формирования общих компетенций обучающихся по итогам мониторингов, проводимых организацией
Содержит результаты стартовой и итоговой диагностик по каждому виду компетенции....
Учебно – методическое пособие Использование ИКТ и видеоматериалов на учебных занятиях как способ формирования общих компетенций обучающихся
Учебно - методическое пособие поможет преподавателям истории и обществознания более эффективно использовать ИКТ и видеоматериалы на учебных занятиях с целью формирования общих компетенций студентов...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/08/picture-970624-1510154921.jpg)
ПРОГРАММА мониторинга уровня сформированности общих компетенций, обучающихся колледжа
Программа мониторинга уровня общих компетенций студентов по дисциплинам циклов ЕН.00 и П.00 направлена на диагностику и оценку уровня сформированности данных компетенций. Разработана на основе ФГОС СП...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/21/picture-799102-1466528187.jpg)
Формирование общих компетенций студентов колледжа через развитие универсальных учебных действий познавательной направленности
Формирование общих компетенций студентов колледжа через развитие универсальных учебных действий познавательной направленности...