Общение в сестринской деле
презентация к уроку
Презентация ПМ 04 на тему: "Общение в сестринской деле"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchenie_v_sestrinskom_dele.pptx | 910.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Общение как средство сестринской помощи и социальной поддержки Коммуникация имеет большое значение в жизни каждого человека, и тем более в работе медика, поскольку общение в медицине – это контакт человека с человеком, медика с пациентом и его родственниками. Сестринское дело, наряду с доброжелательным, технически грамотным выполнением лечебных процедур и манипуляций подразумевает общение медицинской сестры с пациентом, испытывающим порой физические и психологические трудности, подавленным, испуганным или агрессивным. У пациентов могут быть самые различные потребности в общении, им могут понадобиться совет, утешение, поддержка, консультация и просто возможность поделиться своими переживаниями.
Общение как средство сестринской помощи и социальной поддержки Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку стратегий взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга. Общение медсестры с пациентом – процесс установления и развития контактов с целью достижения оптимального уровня жизнедеятельности пациентов.
Общение как средство сестринской помощи и социальной поддержки Общение – одно из важных умений, необходимое для качественной деятельности медицинской сестры, потому что при эффективном общении происходит психотерапевтическое воздействие на пациента и его результат иногда превосходит все другие методы лечения. Навыки общения необходимы медсестре для завоевания доверия пациента, его семьи, взаимодействия с врачами и другими специалистами, участвующими в лечебном процессе. На собственном опыте многие знают, как часто люди недопонимают друг друга. Навыки эффективного общения помогут устранить эту проблему.
Виды общения
Уровни общения
Функции общения
Функции общения
Функции общения
Типы общения. Вербальное общение. Устная речь — форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме Письменная речь — это речь, зафиксированная, графически оформленная, написанная или напечатанная. Внутренняя речь
Типы общения. Вербальное общение. Вербальная коммуникация предполагает два важных элемента: смысл и форму высказывания. Сообщение должно быть ясным и чётким. Правильно задавая вопросы, можно сделать общение более эффективным. Вопросы могут быть: закрытые, на которые можно ответить односложно «Да» или «Нет». Закрытые вопросы начинаются со слов: «Вы можете…?», «Вы хотите…?», «Вам нужно…?», «У Вас есть...?» и т.п. открытые (специальные), на которые можно получить более или менее подробный ответ. Открытые вопросы начинаются со слов: «Скажите мне…?», «Что…?», «Где...?», «Когда...?», «Почему...?» и т.п.
Типы общения. Вербальное общение. Неправильно заданный вопрос, напротив, может сделать сообщение неэффективным. Так, обучая пациента каким-то необходимым навыкам, на вопрос: «Вы поняли меня?», можно получить ответ: «Да», в то время как человек просто не хочет признаться в том, что он не всё понял. Если сказать: «Я бы хотела убедиться, что вы меня правильно поняли», можно получить подтверждение полученного сообщения.
Типы общения. Вербальное общение. Эффективность сообщения можно повысить, если: 1. привлечь внимание получателя сообщения (если человек чем-то занят, а ваше сообщение не является срочным, лучше всего на некоторое время отложить разговор с ним); 2. говорить медленно, с хорошим произношением, простыми короткими фразами; 3. не злоупотреблять специальной терминологией; 4. менять скорость и темп речи при общении с конкретным пациентом: если медицинская сестра говорит слишком медленно, то пациент может подумать, что она недооценивает его возможности воспринимать информацию. Если медицинская сестра говорит слишком быстро, пациент может подумать, что она торопится, и не захочет дальше слушать;
Типы общения. Вербальное общение. Эффективность сообщения можно повысить, если: 5. правильно выбирать время для общения: тот, кому адресована информация, должен иметь интерес к беседе. Лучшее время для общения - когда пациент сам задаёт вопросы о своем состоянии, плане ухода, сестринских вмешательствах и т.д.; 6. не начинать беседу сразу после информации врача о неблагоприятном исходе или неизлечимом заболевании; 7. следить за интонацией своего голоса, убедиться, что она соответствует тому, что вы собираетесь сказать. Тон может выражать интерес, заботу, безразличие и раздражение, страх, гнев; 8. выбирать нужную громкость: говорить так, чтобы вас слышали, но не кричать;
Типы общения. Вербальное общение. Эффективность сообщения можно повысить, если: 9. юмор способствует эффективному вербальному общению, но он должен быть осторожным, особенно при манипуляциях, связанных с личной гигиеной пациента. При уходе за ним медсёстры могут рассказывать смешные случаи и использовать игру слов, чтобы вызвать улыбку у пациента. Некоторые зарубежные исследователи отмечают, что юмор помогает успокоить пациента, снять напряжение и боль, обеспечивает эмоциональную поддержку и смягчает восприятие болезни; 10. убедиться в том, что вас поняли, задавая человеку открытые, а не закрытые вопросы. Следует задать вопрос: «Как Вы будете готовиться к обследованию?», но не «Вы поняли, как готовиться к обследованию?»
Типы общения. Вербальное общение. Письменная вербальная коммуникация является исключительно важной для медицинской сестры. Она может быть эффективной, если учесть следующие рекомендации: пишите аккуратно (если у вас плохой почерк, пишите печатными буквами); выбирайте правильный размер и цвет букв (человеку со слабым зрением пишите синей или чёрной ручкой печатными буквами на белой бумаге); убедитесь, включена ли в записку вся необходимая информация; пишите грамотно. Ошибки подрывают авторитет медсестры; выбирайте понятные и простые слова; обязательно подписывайте ваше сообщение.
Типы общения. Вербальное общение. Эффективность письменной коммуникации зависит от многих факторов: умеет ли человек читать; видит ли написанное; знает ли язык, на котором написано сообщение; понимает ли написанное. В связи с этим сестринскому персоналу для эффективной письменной коммуникации следует придерживаться следующих правил: человеку, не умеющему читать, рисуйте картинки; будьте точны, называя время (утро, вечер); будьте внимательны (проверяйте, включили ли вы всю необходимую информацию).
Типы общения. Невербальное общение. Невербальная коммуникация осуществляется с помощью символов, жестов, мимики, поз, прикосновения. Исследователями установлено, что 55% информации во время беседы воспринимается её участниками через выражение лица, позы и жесты, 38% - через интонации и модуляции голоса. Следовательно, всего 7% информации передаётся устной речью. Причём считается, что с помощью слов (вербальный канал) транслируется только информация, а по невербальному каналу передаётся отношение к собеседнику. Как правило, люди в меньшей степени способны сознательно контролировать канал невербального общения
Типы общения. Невербальное общение. Вербальная и невербальная коммуникации могут существовать одновременно. Например, беседа (вербальное общение) может сопровождаться улыбкой, жестами, плачем и т.д. (невербальная информация). При этом следует отметить, что восприятие сообщения во многом зависит от невербальной информации. Умение «читать» невербальное сообщение поможет медицинской сестре понять истинные чувства, настроение и проблемы пациента.
Типы общения. Невербальное общение. Невербальные средства общения 1. Визуальные Движения ( кинезика ) – перемещение в пространстве всего тела. Жесты – движение различных частей тела – голова, плечи, руки (различают жесты приветствия, прощания, выражающие одобрение, растерянность) Поза – отражает состояние человека и его отношение к происходящему. Позы могут быть открытыми (как знак доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта) и закрытыми (знак недоверия, несогласия, критики).
Типы общения. Невербальное общение. Невербальные средства общения Выражение лица, глаз – мимика – определенный имидж человека, в мимическом выражении – эмоциональное состояние (гнев, радость, страх, страдание, удивление, отвращение, презрение). Различают мимику верхней и нижней части лица. Верхняя часть лица контролируется нами больше, чем нижняя, поэтому смотреть необходимо больше на рот, крылья носа, подбородок. Уголки рта – показатель жизненного тонуса личности. Направление взгляда , визуальный контакт. Кожные реакции – покраснение, побледнение. Вспомогательные средства общения: особенности телосложения
Типы общения. Невербальное общение. Невербальные средства общения Проксемика – расстояние до собеседника (зоны комфорта) Менее 15 см 15-45 см 0,46-1,2 м 1,2-3,6 м Более 3,6 м сверхинтимная интимная личная социальная общественная
Типы общения. Невербальное общение. Зоны комфорта Интимная зона (15-46см.) - в нее разрешается проникнуть только тем лицам, кто находится в тесном эмоциональном, контакте с человеком (близкие, друзья, родственники). В этой зоне имеется еще подзона радиусом в 15см., в которую можно проникнуть только посредством физического контакта - это сверхинтимная зона. Личная зона (46см.-1,2м) - в ней допускаются только знакомые, если пытается проникнуть незнакомец, то появляется чувство дискомфорта и человек бессознательно или отодвигается от собеседника или использует руки в качестве барьера. 3. Социальная зона (1,2-3,6м) - в нее допускаются незнакомые люди, человек при этом не испытывает чувство дискомфорте, но доверительного общения ожидать нельзя. 4. Общественная зона (более 3,6м) - используется для публичных выступлений, но для того чтобы быть услышанным часто надо использовать специальные средства коммуникации (микрофон).
Типы общения. Невербальное общение. Невербальные средства общения 2. Акустические Связанные с речью – интонация, паузы, тембр голоса, скорость речи Не связанные с речью – одышка, удушье, кашель, плач, стон, восклицание и т.д. 3. Тактильные (связанные с прикосновением) физическое воздействие – сопровождение за руку, пальпация пульса, живота, перкуссия легких, сердца. 4. Ольфакторные (связанные с запахом) Естественные – приятные, неприятные Искусственные – духи, косметика.
Правила профессионального общения с пациентом
Элементы активного слушания 1.Невербальные компоненты активного слушания: Зрительный контакт Поза, сигнализирующая внимание и готовность слушать Сестра стоит или сидит, повернувшись лицом к пациенту Расстояние между собеседником Кивки головой Выражение лица 2.Вербальные компоненты Восклицания по ходу беседы с пациентом Вопросы, показывающие заинтересованность медсестры 3.Использование молчания: сестра должна правильно использовать этот аспект. С одной стороны, молчание может тяготить пациента, с другой позволяет человеку собраться с мыслями. Не следует спешить заполнять паузу, когда пациент умолкает.
Элементы эффективного общения
Терапевтическое общение Общение должно оказывать на пациента психотерапевтическое действие. Принципы терапевтического общения: поддержка; активное слушание; отражение чувств партнера; сопереживание; понимание поведения и эмоционального состояния собеседника. Важными компонентами общения являются эмпатия и рефлексия.
Терапевтическое общение Эмпатия — это способность понимать психическое состояние других людей, сопереживать им. Рефлексия рассматривается как самоуглубление, обращенность познания на свой внутренний мир, видение своей позиции со стороны. В результате общения у больного должно появиться чувство, что его понимают, правильно оценивают его состояние. Должна возникать уверенность в том, что он находится под наблюдением и ему вовремя окажут помощь в случае необходимости.
Терапевтическое общение Для достижения положительного терапевтического эффекта общения необходимо придерживаться следующих правил: больше слушать и меньше говорить; не начинать общение с обсуждения личных, интимных для больного вопросов; реагировать прежде всего на информацию, связанную с интересами, потребностями и проблемами больного; реагировать на чувства и эмоциональное состояние больного.
Терапевтическое общение Рекомендуется использовать следующие приемы понимающего реагирования для достижения целей терапевтического общения: использование простых фраз, подтверждающих наличие контакта с больным и его понимание; перефразирование открыто высказанных больным мыслей и чувств; выяснение скрытых мыслей и чувств; молчание как вид реакции на поступившую информацию; бессловесные реакции (жесты, мимика); резюмирование (краткий пересказ с выделением основного и проблем); подбадривание и заверение; вопросы, проясняющие позицию больного, его отношение к цели, плану ухода, своим перспективам.
Терапевтическое общение Во время беседы с больным не следует: давать ложные обещания; задавать вопросы, которые затрагивают болезненные для пациента темы; обманывать пациента даже с целью достижения эффекта лечения; обсуждать диагноз; хвалить пациента и льстить ему; спорить с больным, умалять значение его суждения; «играть» на переменах состояния пациента; поощрять недоброжелательное отношение больного к окружающим людям и родственникам; критиковать врача и персонал.
Терапевтическое общение На эффективность общения влияют следующие личные качества медицинской сестры: голос, его громкость, дикция, интонация; наличие излишне сложного словаря (оборотов и терминов, непонятных больному); если используется термин, без которого нельзя обойтись, необходимо разъяснить его смысл и, убедившись в том, что он понят, продолжить общение; наличие коммуникативных ошибок (слишком быстрой или слишком медленной речи, слов-«паразитов»). Необходимо смотреть на больного, а не разглядывать его (пижаму, предметы на прикроватной тумбочке и др.);
Терапевтическое общение внешний вид и соблюдение правил личной гигиены (грязный халат, непродуманные прическа и макияж, запахи лосьонов и духов, «шумная» обувь, холодные руки, запах изо рта могут помешать общению и получению достоверной информации); наличие плохих привычек (звенеть ключами в кармане халата, играть с завитками волос, покачивать и трясти ногой и др.); наличие нарушений профессиональной этики, принципов деонтологии, а также фамильярного отношения к больным, негативных высказываний в адрес коллег; недостаточное знание больного: беседу следует начинать, если возможно, предварительно ознакомившись с историей болезни, узнав из нее о заболеваниях и профессии пациента, собрав информацию от коллег.
Терапевтическое общение Факторы, затрудняющие общение: пожилой возраст, тяжелое физическое и психологическое состояние участников общения, нарушения со стороны органов слуха, речи и опорно-двигательного аппарата. Общение с тяжелобольным, страдающим от тягостных симптомов, труднее, чем общение с человеком выздоравливающим, поверившим в свое выздоровление. Больные с пониженным зрением и слепые не могут видеть мимику, жесты, выражение глаз говорящего. Они оценивают отношение медицинской сестры, персонала по интонации речи, ее содержанию. Для больного с пониженным слухом или его отсутствием более значимыми для общения являются мимика, жесты медицинской сестры. Для человека с полной потерей слуха и речи (глухонемого) очень важна информация, получаемая при письменном общении;
Терапевтическое общение Факторы, затрудняющие общение: ослабление интеллекта и памяти больного; разница в культурном и социальном уровнях участников общения; различия в чертах характера: скромность — самоуверенность, нерешительность — настойчивость; разница в языке общения и диалектах; различные политические и религиозные убеждения, представления о ценностях жизни и добродетелях. Медицинская сестра при общении с больным не должна демонстрировать и навязывать ему свои религиозные и политические убеждения;
Терапевтическое общение Факторы, затрудняющие общение: неблагоприятное окружение: шум, плохое освещение, неприятные запахи, неудобная мебель, присутствие посторонних лиц, отвлекающие телефонные звонки и просьбы и другие факторы; предшествующий отрицательный опыт медицинской сестры, предвзятое мнение, например, что слабый, старый, внешне беззащитный человек должен быть обязательно человеком со слабой памятью, без чувства собственного достоинства и собственного мнения. общение через «фильтр» «он мне симпатичен» или «он мне несимпатичен» может быть причиной того, что абсолютно достоверная информация будет отвергнута, а ложная — принята как правильная.
10 «ДА» ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ: 1. Беседу с пациентом нужно начинать с указания имени и должности, а также сообщения цели беседы. Обращаться к пациенту только по имени-отчеству и на «Вы». 2. Смотреть пациенту в лицо, найти его глаза, улыбаться, одобрительно кивать. Открытое лицо, скрытые мысли. 3. Пользоваться исключительно положительной интонацией голоса. 4. Говорить внятно, доходчиво, неторопливо, с каждым на его языке. 5. Поощрять вопросы пациента. 6. Обеспечить тишину и конфиденциальность беседы. 7. Внимательно слушать. 8. Проявлять сочувствие, искренний интерес и участие, быть естественным. 9. Проявлять непрерывную инициативу в создании психологической атмосферы. 10. Поддерживать пациента поощрительными замечаниями после каждого удачного действия. Очень важно при этом порой прикасаться к пациенту: поглаживать по спине, нежно взять за локоть или за руку, чтобы похвалить.
10 «НЕТ» ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ: 1. Не следует принимать неточные ответы, повторите вопрос. 2. Не раздражаться, если приходится снова и снова задавать один и тот же вопрос. 3. Не всегда можно ожидать блестяще выполненного задания после данных пациенту инструкций. 4. Не нагружать больного слишком большой ответственностью. 5. Не требовать точной идентификации имен медперсонала, названий предметов или лекарств. 6. Не оценивать поведение больного, как личное отношение к медсестре. 7. Не ругаться и не спорить с пациентами. 8. Говорить с пациентами конкретно - не давать им возможность большого выбора. 9. Не показывать своих чувств, особенно если расстроены. 10. Не повышать голоса
ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ЗНАКОМСТВА С ПАЦИЕНТОМ 1. СОЗДАТЬ ПРИЯТНУЮ АТМОСФЕРУ ПРИ РАЗГОВОРЕ. Во-первых, оцените освещение. Слишком много или слишком мало света будет утомлять и напрягать Ваши глаза и глаза пациента. Будет ли мешать шум Вам или больному сконцентрировать внимание на вопросах? Если Вы не можете его устранить, предложите перейти в другое помещение для продолжения разговора. Ваш пациент может вести себя скованно, если почувствует, что разговор кому-нибудь мешает. Если возможно, попробуйте спланировать знакомство так, чтобы соседа по палате в этот момент не было. Попросите посетителей выйти временно в холл, но дайте возможность присутствовать друзьям или членам семьи, если больной этого пожелает. Готов ли пациент к разговору? Если он устал, боится чего-либо, у него что-то болит, он будет слишком удручен и будет неразговорчив. Перенесите знакомство. При наличии у пациента боли, выполните манипуляции, назначенные врачом. Отведите на разговор не меньше 15 минут. Не спешите; для хороших результатов бе¬седа может продлиться и час. Предположим, что у Вас нет времени для непрерывного разговора. Разделите его на несколько частей и объясните больному, почему Вы это делаете.
ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ЗНАКОМСТВА С ПАЦИЕНТОМ 2. ПОЛУЧИТЕ ВСЮ ИМЕЮЩУЮСЯ ИНФОРМАЦИЮ О ВАШЕМ ПАЦИЕНТЕ ДО РАЗГОВОРА С НИМ. Найдите как можно больше информации из доступных источников и предыдущих мест лечения (если они были). Таким образом, Вы сэкономите свое время и не утомите больного. Тем не менее, постарайтесь быстро сделать выводы из полученных сведений, так как больной мог не дать полной информации до этого. Убедитесь, что у Вас есть правильный адрес больного, телефон, возраст, место работы и так далее.
ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ЗНАКОМСТВА С ПАЦИЕНТОМ 3. ПОПРОБУЙТЕ ДОБИТЬСЯ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ С ВАШИМ ПАЦИЕНТОМ. Прежде чем перейти к сути разговора, поговорите с ним минут 5 на отвлеченные темы. Если Вы стоите, пациент может почувствовать себя подавленным и будет обрывать ответы или упускать важную информацию. Проявите неподдельный интерес к тому? что он Вам говорит. Заинтересованный взгляд и периодическое повторение его слов помогут добиться желаемых результатов. Если Вы выглядите резким, недоступным, безразличным - он не доверится Вам. Разъясните цель разговора больному, чтобы он понял, какую пользу он извлечет из этого. Подчеркните необходимость в его честности и открытости. Приведите примеры того, как полученная информация помогла определить правильное лечение и уход.
ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ЗНАКОМСТВА С ПАЦИЕНТОМ 4. ЗАДАЙТЕ ТОН РАЗГОВОРА. Начните разговор с вопроса: "Как Вы себя чувствуете?" или "Что Вас беспокоит больше всего?" Дав ему выговориться о своей болезни, Вы можете выявить симптомы, подлежащие обследованию. Это так же поможет оценить эмоциональное состояние больного и его уровень понимания. Не разглашайте информацию, полученную от больного. Дайте возможность больному отвечать на Ваши вопросы свободно, но если он слишком уклонится от темы - возвратите его к предмету разговора. Чтобы сделать это тактично, задайте ему вопрос, касающийся его болезни: "Расскажите еще о боли в ногах". В ходе разговора контролируйте себя, говорите просто и понятно. Избегайте использования медицинских терминов. Ваш пациент не захочет оставаться в неведении относительно них. Не уверены, что больной понял вопросы? Попросите его повторить своими словами то, что Вы сказали. Обратите особое внимание на то, что он ответит. Осознает ли пациент, что он болен? Таким образом, поняв чувства пациента, Вы поможете себе больше узнать о нем.
ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ЗНАКОМСТВА С ПАЦИЕНТОМ 5. ФОРМУЛИРОВКА ТОЧНЫХ ВОПРОСОВ. Попробуйте задавать вопросы, требующие больших ответов, чем "ДА" или "Нет". "Незаконченные" вопросы концентрируют внимание пациента и заставляют его давать более полные ответы. Если больной просит обратить внимание на одну из его жалоб, попросите подробней рассказать о ней. Детальные описания важны при употреблении больным незнакомой Вам терминологии. Прислушивайтесь к ответам Вашего пациента. Они могут повлечь за собой другие вопросы. Например: "Как Ваше зрение?" Если он ответит: "Иногда в глазах меркнет свет", продолжайте задавать вопросы. Спросите: "Как часто это случается и как долго длится?"
ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ЗНАКОМСТВА С ПАЦИЕНТОМ 6. ДЕЛАЙТЕ ЗАМЕТКИ. Не пытайтесь записать всю информацию, которую Вы получили от больного. Вместо этого кратко запишите даты, время, ключевые слова или фразы и используйте их позже, чтобы дополнить записи.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические материалы к проведению занятия по теме "Общение в сестринском деле"
Материалы к занятию по теме "Общение " позволят преподавателю подготовится к практическому занятию по данной теме.Навыки общения необходимы любому человеку, а медсестре в особенности. Хорошо из...
"Знатоки основ сестринского дела". Мои перве шаги в сестринском деле.
Пояснительная записка Участники конкурса должны повторить следующие темы и манипуляции:«Инфекционный контроль: дезинфекция»,«Инъекционный способ введения лекарственных веществ"«Методы простейшей ...
лекция по теории сестринского дела «Развитие и становление сестринского дела за рубежом. Создание и развитие Красного Креста»
Лекции для раздела МДК 07.01 Теория и практика сестринского дела...
ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ К ЗАНЯТИЯМ НА ДПО Профессиональная переподготовка по специальности «Сестринское дело» (модуль: Основы сестринского дела, Акушерство, Гинекология)
ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ К ЗАНЯТИЯМ НА ДПО Профессиональная переподготовка по специальности «Сестринское дело», срок обучения 252 часа (категория обучающихся: фельдшер, акушерка). ...
Рабочая тетрадь для самостоятельной внеаудиторной работы студентов ПМ. 04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными по МДК 04.01: «Теория и практика сестринского дела» 34.02.01 «Сестринское дело»
Предлагаемая рабочая тетрадь по МДК 04.01: «Теория и практика сестринского дела» разработана для самостоятельной внеаудиторной работы студентов на основании требований ФГОС и ...
Изучение основных методов общения в сестринском деле.
Практическое занятие ОП.12 Паллиативная помощь 34.02.01 Сестринское дело. Содержит учебный материал, ситуационные задачи и диктант с эталонами ответов....
МДК 02.01 «Сестринская уход при различных заболеваниях состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья) «Сестринское дело в терапии» Специальность Сестринское дело Тема: «Профилактика гипертензивной (гипертонической) болезни»
Данная методическая разработка может быть использована преподавателями терапии в качестве вспомогательного материала в работе. Задания, предлагаемые конкурсантам, могут наполняться новым содержанием и...