Рабочая программа МДК 01.01 Медико_биологические основы_здоровья
рабочая программа
Рабочая программа МДК 01.01 Медико_биологические основы_здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mdk_01.01_mediko_biologicheskie_osnovy_21.doc | 267.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа | |
Филиал ГБПОУ ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж» в городе Губкинском | |
Рабочая программа учебной дисциплины | |
44.02.01 Дошкольное образование | |
ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития. | |
МДК 01.01 Медико-биологические и социальные основы здоровья |
УТВЕРЖДАЮ:
Директора филиала
____________В.Н. Шемякина
«___» _____________ 2021г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МДК 01.01 Медико-биологические и социальные основы здоровья
Версия 1.0
Дата введения: 01.09.2021
СОГЛАСОВАНО:
Председатель ПЦК
___________Т.А. Павлова
«___» ___________ 2021г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | ||
1 | ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 3 |
2 | СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
3 | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 11 |
4 | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 12 |
5 | ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ | 16 |
1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование укрупненной группы направлений подготовки специальностей укрупненной группы специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл, является общепрофессиональной.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть следующими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;
ОК 4.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами;
ОК 7 ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса;
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий;
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей;
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
Содержание дисциплины ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей и овладению профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом;
ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима;
ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня ;
ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста ;
ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание;
ПК 2.4. Организовывать общение детей;
ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование);
ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста;
ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей;
ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста;
ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста;
ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников;
ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка;
ПК 4.3. Проводить родительские собрания, привлекать родителей (лиц, их заменяющих) к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательной организации;
ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями (лицами их заменяющими), корректировать процесс взаимодействия с ними;
ПК 4.5. Координировать деятельность сотрудников образовательной организации, работающих с группой;
уметь:
- определять цели, задачи, содержание, методы и средства физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста;
- организовывать процесс адаптации детей к условиям образовательного учреждения, определять способы введения ребенка в условия образовательного учреждения;
- создавать педагогические условия проведения умывания, одевания, питания, организации сна в соответствии с возрастом;
- проводить мероприятия двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, празд-ники) с учетом анатомо-физиологических особенностей детей и санитарно-гигиенических норм;
- проводить работу по предупреждению детского травматизма: проверять оборудование, материалы, инвентарь, сооружения на пригодность использования в работе с детьми;
- определять способы контроля состояния здоровья, изменениями в самочувствии каждого ребенка в период пребывания в образователь-ном учреждении;
- определять способы педагогической поддержки воспитанников;
- анализировать проведение режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон), мероприятий двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, праздники) в условиях образовательного учреждения;
знать:
- особенности планирования режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон) и мероприятий двигательного режима (утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливания, физкультурных досугов и праздников);
- теоретические основы режима дня;
- методику организации и проведения умывания, одевания, питания, сна в соответствии с возрастом;
- методы, формы и средства физического воспитания и развития ребенка раннего и дошкольного возраста в процессе выполнения двигательного режима;
- особенности детского травматизма и его профилактику;
- требования к организации безопасной среды в условиях дошкольного образовательного учреждения;
- требования к хранению спортивного инвентаря и оборудования, методику их использования;
- наиболее распространенные детские болезни и их профилактику;
- особенности поведения ребенка при психологическом благополучии или неблагополучии;
- основы педагогического контроля состояния физического здоровья и психического благополучия детей;
- особенности адаптации детского организма к условиям образовательного учреждения;
1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 72 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 48 часов;
самостоятельной работы студента 24 часа.
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИН
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
В том числе: | - |
Лабораторные работы | - |
Практические занятия | 24 |
Контрольные работы | - |
Курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа студента (всего) | 24 |
в том числе: | - |
Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | - |
конспектирование | 2 |
составление схем | 2 |
составление сравнительных таблиц | 2 |
наблюдение (диагностика) | 2 |
анализ проведенного наблюдения | 6 |
составление тезисов | 2 |
составление рекомендаций | 4 |
разработка и оформление психолого-педагогических средств регуляции эмоций и поведения | 2 |
составление презентаций | 2 |
Итоговая промежуточная аттестация в форме экзамена |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения | № занятия | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
ТРЕТИЙ СЕМЕСТР – 48 ч | |||||
Раздел МДК 01.01 Медико-биологические и социальные основы здоровья | |||||
Тема 1.1 Медико- биологические основы здоровья | Содержание учебного материала: | 28 | |||
1 | Предмет, содержание и задачи дисциплины. | 2 | 1,2 | 1 | |
2 | Инфекционные болезни. | 2 | 2 | 2 | |
3 | Нарушения опорно-двигательного аппарата. | 2 | 2 | 4 | |
4 | Болезни органов кровообращения. | 2 | 2 | 6 | |
5 | Детский травматизм. | 2 | 2 | 8 | |
6 | Первая помощь при несчастных случаях и неотложных состояниях. | 2 | 2 | 9 | |
7 | Требования к организации безопасной среды в условиях дошкольного образовательного учреждения. | 2 | 2 | 14 | |
Лабораторные работы | - | 2 | |||
Практические занятия: | |||||
1 | Эпидемиологические мероприятия в дошкольном учреждении. Роль воспитателя в предупреждении распространения воздушно-капельных инфекций. | 2 | 3 | ||
2 | Первая медицинская помощь при повреждении опорно-двигательного аппарата. | 2 | 5 | ||
3 | Первая медицинская помощь по остановке кровотечения. | 2 | 7 | ||
4 | Искусственное дыхание - первая медицинская помощь при угрожающих жизни состояниях. | 2 | 10 | ||
5 | Первая медицинская помощи при ожогах, отморожениях, тепловом ударе. | 2 | 11 | ||
6 | Организация работы по предупреждению детского травматизма. | 2 | 12 | ||
7 | Состав домашней аптечки. | 2 | 13 | ||
Тема 1.2 Социальные основы здоровья | Содержание учебного материала: | 20 | |||
1 | Педагогический контроль физического благополучия детей. | 2 | 2 | 15 | |
2 | Основы психического благополучия детей. | 2 | 2 | 16 | |
3 | Особенности поведения ребенка в зависимости от социального благополучия. | 2 | 2 | 17 | |
4 | Адаптация. | 2 | 2 | 18 | |
5 | Педагогическая поддержка дошкольников. | 2 | 2 | 19 | |
Лабораторные работы | - | 2 | |||
Практические занятия: | |||||
8 | Рождаемость и социально-экономическое развитие. | 2 | 20 | ||
9 | Механизмы развития социальных болезней. | 2 | 21 | ||
10 | Экспресс-контроль за состоянием здоровья, изменениями в самочувствии ребенка в период пребывания в образовательном учреждении. | 2 | 22 | ||
11 | Способы педагогической поддержки воспитанников при стрессовом состоянии ребенка. | 2 | 23 | ||
12 | Способы педагогической поддержки воспитанников при стрессовом состоянии ребенка. | 2 | 24 | ||
Промежуточная аттестация в форме экзамена | |||||
Самостоятельная работа при изучении раздела | 24 | ||||
Найти информацию для проведения родительского собрания на тему: «Как уберечь ребенка от ОРВИ». Подготовить дидактический материал для игры «Безопасная прогулка». Составить режим питания для ребенка старшей группы с пищевой аллергией (аллерген выбрать самостоятельно). Подготовить презентацию на тему «Расстройства пищеварения и питания у детей дошкольного возраста». Составить комплекс упражнений для проведения зарядки с часто болеющими детьми. Составить конспект на тему «Анализ условий в базовом дошкольном учреждении». Подготовить презентацию на тему «Экспресс-диагностика состояния здоровья и самочувствия дошкольников». Написать сообщение на тему «Расстройства пищеварения и питания у детей грудного возраста». Найти информацию для проведения родительского собрания на тему «Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения». Найти информацию для проведения родительского собрания на тему «Художественно-речевая и игровая среда для введения ребенка в условиях образовательного учреждения». | |||||
ВСЕГО: | 72(48) |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
№ | Темы консультаций | Количество времени |
1 | Инфекционные болезни. Нарушения опорно-двигательного аппарата. | 1 |
2 | Болезни органов кровообращения. Детский травматизм. | 1 |
3 | Первая помощь при несчастных случаях и неотложных состояниях. Педагогический контроль физического благополучия детей. Адаптация. | 1 |
4 | Педагогическая поддержка дошкольников. | 1 |
5 | Адаптация. | 1 |
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству студентов;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением;
телевизор 50'' плазма или мультимедиапроектор с экраном.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники:
1. Кузнецова, М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях [Текст] / М.Н. Кузнецова. – М., 2017.
2. Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребенка [Текст] / М.Д. Маханева. – М., 2020.
3. Овчиникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях [Текст] / Т.С. Овчиникова. – СПб. 2017.
4. Голубев В.В Л.В. Макаров «Медико-биологические и социальные основы здоровья» -учебник-2017г.
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения проверяют у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 1.1 Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие. | -определение целей, задач, содержания физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста; - целесообразность выбора форм физкультурно-оздоровительной работы с детьми с учетом возраста; - составление плана мероприятий двигательного режима с учетом возраста и режимом работы образовательного учреждения; - осуществление взаимосвязи плана работы с контролем (диагностикой); | Текущий контроль: - защита творческого проекта. Зачет: на производственной практике по профессиональному модулю |
ПК 1.2 Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом. | - анализ проведения режимных моментов (умывание, питание, одевание, сон) с детьми дошкольного возраста воспитателем; - создание педагогических условий проведения режимных моментов в соответствии с возрастом детей; - организация режимных моментов в соответствии с возрастом детей; - организация процесса адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения; | Зачетное задание: на производственной практике |
ПК 1.4.Осуществлять педагогическое наблюдении за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии | - выявление первых признаков детских заболеваний; - обоснование мер профилактики детских заболеваний; - осуществление педагогического контроля состояния физического здоровья и психического благополучия; | Наблюдение за деятельностью студента на практи- ческом занятии. |
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников. | - анализ содержания примерных программ, учебно-тематических планов и других учебно-методических материалов в области организации; мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития; - создание комплексов упражнений, сценариев мероприятий и подвижных игр, составление учебно-тематических планов и др. учебно-методических материалов для обеспечения организации и проведения мероприятий, направленных на укрепление здоровья; ребенка и его физического развития; | Наблюдение за деятельностью студента на практи- ческом занятии. |
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду. | - обеспечение соблюдения санитарных требований; - оформление и оснащение кабинета оборудованием, обеспечивающим физическое развитие детей; - владение приемами и методами, обеспечивающими создание благоприятной психоэмоциональной среды; | Наблюдение за деятельностью студента на практи- ческом занятии. |
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. | - анализ передового педагогического опыта на основе изучения литературы; - анализ деятельности других педагогов; | Наблюдение за деятельностью студента на практи- ческом занятии. |
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. | - анализ передового педагогического опыта на основе изучения литературы; - анализ деятельности других педагогов; | Текущий контроль: -защита рефератов, Докладов, статей. |
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования. | - анализ передового педагогического опыта на основе изучения литературы; - анализ деятельности других педагогов; |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК. 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Объяснение сущности и социальной значимости профессии учителя в деле обучения и воспитания детей, проявление интереса к педагогической литературе и педагогическим инновациям | Оценка индивидуальных знаний студентов. Наблюдение, контроль и оценка результатов лабораторных, практических и самостоятельных работ. Оценка анализа роли педагога в устных ответах, по результатам практических и самостоятельных работ. |
ОК. 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Рациональные организация и выбор методов и способов выполнения профессиональных задач. Обоснованность постановки целей, выбора и применения методов и форм решения профессиональных задач в области различных видов деятельности воспитателя | Наблюдение, контроль и оценка результатов решения ситуационных задач при выполнении лабораторных, практических и самостоятельных работ, во время производственной практики. Оценка анализа роли педагога в устных ответах, по результатам практических и самостоятельных работ. |
ОК. 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. | Самооценка возможностей принятия решений в стандартных и нестандартных ситуациях. | Наблюдение, контроль и оценка действий студентов при выполнении практических и самостоятельных работ и в процессе производственной практики. |
ОК. 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Поиск, отбор и использование необходимой информации для эффективного решения задач преподавателя и личностного развития. | Наблюдение, контроль и оценка самостоятель-ого подбора и использования необходимой информации при выполнении лабораторных, практических и самостоятельных работ в ходе изучения тем МДК. |
ОК.5.Использовать информационно коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. | Использование информационно-коммуникационных технологий в работе преподавателя для получения дополнительной информации в Интернете и для работ со студентами. | Наблюдение, контроль и оценка самостоятельных работ по созданию презентаций по темам МДК. |
ОК. 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. | Умение ставить цели, выбирать методы и формы, направленные на достижение результатов воспитательной и учебной работы; умение планировать организацию и контроль деятельности обучающихся; проявление ответственности за качество образовательного процесса (достижения студентов) | Наблюдение, контроль и оценка результатов практических и самостоятельных работ, и результатов практики. |
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. | Ориентация в современных целях, содержании и технологиях воспитательной работы. | Оценка использования современных подходов выборе форм и методов воспитательной работы, новых технологий диагностики на практических занятиях и в процессе производственной практики. |
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. | Планирование профилактики травматизма, обеспечения охраны жизни и здоровья детей во время учебной деятельности и при проведении внеклассных мероприятий | Оценка анализа подбора методов и форм при планировании, организации и проведении уроков и внеклассных мероприятий |
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих. | Соблюдение правовых норм профессиональной деятельности при выполнении обязанностей преподавателя | Наблюдение, контроль и оценка результатов выполнения лабораторных, практических и самостоятельных работ в ходе изучения МДК модуля с учетом соблюдения правовых норм |
5 ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
Номер | Номера листов | Расшифровка | Дата | ||||||
Основание для внесения изменений | Подпись | Дата | введения | ||||||
изменения | замененных | новых | аннулированных | подписи | |||||
изменения | |||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольно-оценочные средства по МДК.01.01 Медико-биологические и социальные основы здоровья
Контрольно-оценочные средства по МДК.01.01 Медико-биологические и социальные основы здоровья разработаны на основе Федеральных государственных образовательных стандартов по про...
МДК.01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья Тема: «Детские болезни»
Ребенок постоянно растет и развивается. На каждом возрастном этапе своей жизни он предстает в своем морфологическом, физическом и психологическом качестве. В процессе человеческого онтогенеза выделяет...
Методическое пособие для студентов СПО специальности 44.02.01. «Дошкольное образование» по МДК 01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья
Раздел 1. Формирование основ здорового образа жизни ребенка.Тема 1.1 Понятие "здоровый образ жизни". Здоровье как состояние и свойство организма.Образ жизни это система устойчивых...
Методические материалы по учебной дисциплине "Медико-биологические о социальные основы здоровья"
Данные материалы разработаны для учебной дисциплины "Медико-биологические о социальные основы здоровья" специальности 44.02.01 Дошкольное образование...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯИЕЛЬНЫХ РАБОТ МДК. 01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья для студентов, обучающихся по специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование
Методические рекомендации к самостоятельным работам по междисциплинарному курсу МДК. 01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья предназначены для организации эффективной самостоятельной ...
Технологическая карта учебного занятия по МДК 01.01 Медико-биологические и социальные основы здоровья "Режимные процессы 1 половины дня"
Тема занятия: Проведение режимных моментов в первую половину дня в младшем и старшем дошкольном возрасте.Цель:Демонстрация умения проводить режимные моменты в 1 половину дня на ...
Методическая разработка заданий к проведению практики по МДК.01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья
В разработке представлены задания для прохождения учебной и производственной практики: вопросы для анализа проведения режимных процессов в ДОУ, организации оздоровительной работы, формирования культур...