Дифференцированный подход в обучении
статья
В процессе обучения необходимо также обеспечить всестороннее развитие учащихся, успешно формировать у них технологическое мышление, профессиональное мастерство, воспитывать самостоятельность в работе, стремление к творческому восприятию нового в технике, технологии, экономике и организации производства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsirovannyy_podhod_v_obuchenii.docx | 19.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание педагогического опыта
мастера производственного обучения по профессии «Швея»
ФКП образовательного учреждения № 57 филиала № 1
Савельевой Татьяны Петровны
«Дифференцированный подход в обучении»
Требования, предъявляемые к мастеру производственного обучения современным обществом, послужили условием становления моего педагогического опыта. Необходимость совершенствования системы образования, внедрение в практику профессиональных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому учащемуся адекватных условий для его развития, формирования полноценной личности, получения образования.
Современное производство требует повышения качества подготовки квалифицированных рабочих в училищах системы профессионально-технического образования и вызывает необходимость применения таких средств и методических приёмов, которые позволили бы, во-первых, интенсифицировать учебный процесс (без чего учащиеся не смогут справиться с увеличившимся объёмом и усложнившимся содержанием учебного материала), во-вторых целенаправленно формировать умственные компоненты трудовой деятельности, воспитывать творческую активность, инициативу и другие качества, характерные для производства.
В процессе обучения необходимо также обеспечить всестороннее развитие учащихся, успешно формировать у них технологическое мышление, профессиональное мастерство, воспитывать самостоятельность в работе, стремление к творческому восприятию нового в технике, технологии, экономике и организации производства.
Для решения этой задачи необходимо внедрять в учебный процесс интерактивные технологии с целью активизировать у учащихся познавательную и творческую деятельность. Результатом работы должно быть повышение качества знаний и умений, повышение социальной адаптации и профессиональной адекватности учащихся. Формирование этих черт обеспечит осознанное восприятие обучающимися учебного материала, способность ориентироваться в изменяющихся условиях производства, оперативно находить решения в разнообразных производственных ситуациях.
В процессе производственного обучения стараюсь формировать у обучающихся профессиональные знания, умения и навыки, приемы и способы выполнения работ передовыми формами организации труда, бережное расходование материальных и энергетических ресурсов. Для возрастания интереса у обучающихся к овладению и освоению выбранной профессии, как мастер производственного обучения внедряю в свой образовательный процесс инновационные методы обучения. На своих уроках производственного обучения наряду с практическими занятиями применяю элементы мультимедийных технологий. Мультимедийные технологии позволяют в несколько раз увеличить усвоение пройденного материала, закрепив это практическими навыками.
Использую в своей работе дифференцированный подход в обучении. Так как уровень подготовки студентов неодинаков и восприятие у всех разное, есть более слабые студенты, то работа организуется так, чтобы со временем степень самостоятельности слабых учащихся возрастала, а доза помощи снижалась. Для подобной дифференциации в своей практике использую карточки –задания и технологические карты. Создание положительной мотивации способствует формированию навыков самообразования, развивает познавательную активность и самостоятельность. Считаю, что основная цель урока - повышение качества знаний обучающихся. Поэтому применяю разные формы организации учебной деятельности: индивидуальную, групповую, фронтальную. Применение таких уроков на практике способствует заинтересованности в предмете, они дают возможность проявить способности, быть активным участником учебного процесса, не бояться высказать свое мнение. Использование инновационных методов и приемов приводит к хорошим результатам: отсутствие неуспевающих по предмету, повышается мотивация, качество знаний по предмету стабильно.
Универсальных методов обучения не существует. Однако при прочих равных условиях предпочтение следует отдавать привлечению учащихся к активной творческой самостоятельной деятельности при личностном подходе к ним.
Цель личностно-ориентированного подхода – создание условий для познавательной активности учащихся. Признание учащихся главной действующей фигурой всего образовательного процесса. Это одна из центральных проблем современного профессионального образования, формирование у учащихся приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности, без внутренней мотивации, без пробуждений интереса освоения знаний не произойдет. Исходя из этого положения, определены принципы педагогической деятельности, необходимые условия развития и совершенствования личности обучающегося, а именно:
1. Использование субъектного опыта учащегося.
2.Актуализация имеющегося опыта и знания как важное условие, способствующее пониманию и введению нового знания.
3. Вариативность заданий, предоставление студенту свободу выбора при их выполнении и решении задач, использование наиболее значимых для него способов проработки учебного материала.
4, Обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта мастера и студента на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.
5, Создание ситуации успеха (на каждом уроке учащийся должен почувствовать радость от успешно проделанной работы).
Задачи, которые я решаю как мастер производственного обучения в процессе обучения профессии «Швея» заключаются в том, чтобы:
- Создавать атмосферу заинтересованности каждого обучающего в работе.
- Уметь рационально планировать и организовывать работу.
- Оценивать деятельность обучающего не только по конечному результату, но и по процессу его достижения.
- Стимулировать обучающихся к использованию выполнения задания без боязни ошибиться, получить неправильный ответ или просто высказаться и т.д.
- Создавать проблемные ситуации, которые позволяют обучающимся проявлять инициативу, самостоятельность.
- Поощрять обучающихся находить рациональные или новаторские способы работы.
Для реализации этих задач нужно использовать разнообразные формы и методы производственного обучения. Считаю, что в основе обучения лежит признание индивидуальности, самобытности и самоценности каждого обучающегося. Исходя из этого, поэтапно планирую уроки производственного обучения. На первых урока у обучающихся складываются общие представления об избранной профессии.
На первом этапе производственного обучения основной формой производственного обучения является фронтальная работа. Она заключается в том, что все обучающиеся выполняют одинаковые задания. При такой форме мастер проводит единый вводный инструктаж, объясняя особенности работы, предупреждает о типичных ошибках; коллективно обсуждаются причины неудач и ошибок, выполненные изделия сравниваются с образцами. Такая коллективная работа обучающихся способствует восприятию одними учащимися удачных приемов у других и поиску выхода из затруднения за счет обмена опытом. Здесь необходимо дать обучающимся возможность высказаться, пусть даже неправильно, а при выполнении задания стараться стимулировать первые удачи. Это создает ситуацию успеха, развивает у учащихся познавательный интерес, чувство удовлетворенности своей работой. И здесь мастер уделяет особое внимание налаживанию психологической совместимости, созданию в группе атмосферы товарищества и взаимного уважения. Проявляя наблюдательность и педагогический такт, мастер ровно и одинаково доброжелательно относится ко всем студентам.
На втором этапе производственного обучения организую работу в бригадах. Комплектуются бригады с учетом пожеланий и способностей (сильный и слабый). Работая в бригаде, обучающиеся могут помогать и обсуждать задания, проверять и оценивать работу. Это развивает у них взаимопомощь, поддержку и терпимость. Работой группы на занятии руководит обучающийся (бригадир), эти функции выполняются поочерёдно, что соответствует реалиям трудовой жизни, когда необходимо и руководить, и подчиняться. Все работают под контролем мастера, который помогает разрешить тупиковые или проблемные ситуации. Это создаёт атмосферу сотрудничества и духа взаимопомощи. При этом мастер контролирует работу в бригадах и отмечает индивидуальные результаты каждого.
Для активизации мыслительной и познавательной деятельности использую метод создания проблемной производственной ситуации и предлагаю учащимся найти пути решения ее. Проблемная задача требует не только поиска и нахождения ответа, но и его обоснования, доказательства его правильности.
Использование разнообразных методов активизации обучающихся на уроках производственного обучения положительно сказывается на результатах обучения.
Активизация мыслительной деятельности обучающихся – не самоцель. Это педагогический «инструмент», средство повышения эффективности производственного обучения и качества подготовки рабочих кадров для швейных предприятий.
Литература
1. Кругликов Г.И. Настольная книга мастера производственного обучения – М.: Академия, 2009. – 272 с.
2. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Институт практической психологии,1996. – 157 с.
3. Сазонов А.Д., Симоненко В.Д., Аванесов В.С., Бухалов Б.И. Профессиональная ориентация учащихся – М.: Просвещение, 2008. – 98 с.
4. Семенова В.А. Личностно-ориентированный подход в обучении и учащихся как помощь в дальнейшем профессиональном самоопределении групп портных. http://rudocs.exdat.com/docs/index-59420.html (дата обращения 21.05.2012)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектные и исследовательские технологии на уроках биологии с учетом дифференцированного подхода.
Из опыта работы по проектной деятельности школьников во внеурочное время....
« Методика применения дифференцированного подхода к обучающимся на уроках производственного обучения»
Цель: Повышение качества профессиональной подготовки обучающихся ПУ при использовании дифференцированного подхода.Задачи:изучить основные понятия дифференцированного подхода в теории профессиональной ...
Дифференцированный подход при изучении математики
В данной статье рассматриваются возможности учёта индивидуальных психологических особенностей (внимания, восприятия ,памяти, мышления) обучающихся при дифференцорованном подходе...
Дифференцированный подход на уроках делового английского языка в системе НПО
Дифференцированный подход на уроках делового английского языка в системе НПО...
Выступление на педагогической конференции "Дифференцированный подход в организации самостоятельной работы студентов на занятиях по математике"
Студент и выпускник колледжа должен не только получать знания по предметам программы, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, но также владеть методами исследовательской работы и уме...
Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся на уроках русского языка и литературы.
Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации обучения. В последнее время наблюдается тенденция к реализации личностно-ориентированной парадигмы обр...
Дифференцированный подход на уроках математики
Каждый cтудент – уникален, один схватывает материал на лету, другому нужно время. Как правильно организовать учебный процесс?Одним из реальных механизмов, позволяющих делом ответить на этот вопрос, яв...