Рабочая программа по русскому языку 5 класс
рабочая программа

Садовникова Юлия Анатольевна

Рабочая программа по русскому языку 5 класс 136 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_rus.yazyk_5a_klass.docx369.62 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Садовниковы\Pictures\Мои сканированные изображения\сканирование0033.jpg

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные

У обучающегося будут сформированы:

мотивационная основа учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Обучающийсяполучит возможность для формирования:

основы для развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей.

Метапредметные

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

определять цели выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя;

организовывать свое рабочее место.

Обучающийсяполучит возможность научиться:

вырабатывать план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

находить нужную информацию в учебнике;

активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

формулировать ответы на вопросы учителя.

Обучающийся получит возможность научиться:

владеть логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, классификации; извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

подробно пересказывать прочитанный или прослушанный текст.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

слушать собеседника и вести диалог;

владению навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

Обучающийся получит возможность научиться:

осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации:

а) участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;

б) отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

в) соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

участвовать в работе пары, группы; отвечать за свои результаты и результаты команды.

Предметные

Обучающиеся научатся:

1) представлению об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка вжизни человека и общества;

2) пониманию места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоению основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоению базовых понятий лингвистики:лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанрынаучного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

Обучающиесяполучат возможность научиться:

1) овладению основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использованию их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

2) опознаванию и анализу основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместному употреблению языковых единиц адекватно ситуации речевогообщения;

3) проведению различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

4) пониманию коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование ихв собственной речевой практике;

5) осознанию эстетической функции родного языка, способности оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Содержание учебного предмета

Язык и общение (3 часа)

Язык и человек. Общение устное и письменное. Стили речи.

Вспоминаем, повторяем, изучаем (24 часов)

Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица.

Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и П спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тсяи -ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление).

Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

Развитие речи (далее Р.Р.). Текст. Тема текста. Стили.

Контрольная работа (далее К.Р.). Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах».

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (22 часа)

Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

Р.Р. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

К.Р. Контрольное сочинение-описание. Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием по теме «Синтаксис простого предложения». Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация».

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (15 часов)

Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

Р.Р. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

К.Р. Контрольный тест № 1 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».

Лексикология. Культура речи (11 часов)

Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка.

Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

Р.Р. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

К.Р. Контрольное сочинение-описание. Контрольный тест № 2 по теме «Лексика. Культура речи».

Морфемика. Орфография. Культура речи (17часов)

Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка, их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы 3 и С на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-, -лаг-, -рос-, -раст-, Буквы ё и о после шипящих в корне. Буквы ы и ипосле ц.

Р.Р. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

К.Р. Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием по теме «Морфемика».

Морфология. Орфография. Культура речи (40 часов)

Имя существительное (18 часов)

Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками.

Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

Р.Р. Доказательства и объяснения в рассуждении.

К.Р. Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием по теме «Имя существительное».

Имя прилагательное (6 часов)

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

Р.Р. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

К.Р. Контрольное изложение. Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».

Глагол (16 часов)

Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-mься), -ти (-mись), -чь (-чься). Правописание -тьсяи -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и ив корнях глаголов -бер-, -бир-, -дер-, -дир-, -мер-; -мир-, -nер-, -nир-, -тер-, -тир-, -стел-,

 -стил-.

Правописание не с глаголами.

Р.Р. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

К.Р. Контрольное изложение. Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием по теме «Глагол».

Повторение и систематизация изученного в 5 классе ( 4 часа )

К.Р. Комплексный анализ текста как итоговый контроль за год.

Календарно-тематическое планирование

Русский язык 5 класс

136 часов

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Язык и человек. Общение устное и письменное.

02.09

Читаем учебник. Слушаем на уроке.

03.09

Р.р. Композиционные и языковые признаки стилей речи.

04.09

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

05.09

Орфограмма.

09.09

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных  гласных в корне слова.

10.09

Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова.

11.09

Правописание непроизносимых согласных в корне.

12.09

Буквы и, у, а после шипящих.

16.09

Разделительные ъ и ь.

17.09

Раздельное написание предлогов с другими словами.

18.09

Р.р. Текст.

19.09

Р.р. Обучающее изложение (по Г.А.Скребицкому, упр. 69).

23.09

Части речи.

24.-9

Глагол.

25.09

Правописание –тся и –ться в глаголах.

26.09

Личные окончания глаголов.

30.09

Р.р. Тема текста.

01.10

Имя существительное как часть речи.

02.10

Падежные окончания существительных.

03.10

Имя прилагательное как часть речи.

07.10

Местоимение как часть речи.

08.10

Р.р. Основная мысль текста.

09.10

Р.р. Обучающее сочинение-описание по картине А.А.Пластова «Летом».

10.10

Повторение изученного в начальных классах.

14.10

Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах».

15.10

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

16.10

Синтаксис. Пунктуация.

17.10

Словосочетание.

21.10

Разбор словосочетания.

22.10

Предложение. Виды предложений по цели высказывания.

23.10

Р.р. Сжатое изложение (упр. 149).

24.10

Восклицательные предложения.

05.11

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое.

06.11

Тире между подлежащим и сказуемым.

07.11

Нераспространенные и распространенные предложения.

11.11

Дополнение.

12.11

Определение.

13.11

Обстоятельство.

14.11

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

18.11

Предложения с обращениями.

19.11

Р.р. Письмо.

20.11

Контрольное сочинение-описание по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки»( упр.236.)

21.11

Синтаксический разбор простого предложения.

25.11

Простые и сложные предложения.

26.11

Синтаксический разбор сложного предложения.

27.11

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

28.11

Диалог.

02.12

Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация».

03.12

Фонетика. Гласные звуки.

04.12

Согласные звуки. Согласные твёрдые и мягкие.

05.12

Изменение звуков в потоке речи.

09.12

Р.р. Повествование.

10.12

Р.р. Обучающее изложение с элементами описания К.Г.Паустовский «Шкатулка». Упр. 291

11.12

Согласные звонкие и глухие.

12.12

Графика. Алфавит.

16.12

Р.р. Подготовка к сочинению-описанию предметов, изображённых на картине Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица».

17.12

Сочинение. Описание предметов, изображённых на картине Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица».

18.12

Диктант.

19.12

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

23.12

Двойная роль букв е, ё, ю, я.

24.12

Слог. Ударение.Орфоэпия.

25.12

Фонетический разбор слова.

26.12

Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».

13.01

Слово и его значение.

14.01

Однозначные и многозначные слова.

15.01

Прямое и переносное значение слова.

16.11

Омонимы.

17.01

Синонимы.

20.01

Р.р. Подготовка к сочинению по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».

21.01

Антонимы.

22.01

Паронимы.

23.01

Р.р. Подготовка к подробному изложению (К.Г.Паустовский «Первый снег»).

27.01

Р.р. Написание подробного изложения (К.Г.Паустовский «Первый снег»).

28.01

Контрольный тест по теме «Лексика. Культура речи».

29.01

Морфема. Изменение и образование слов.

30.01

Окончание. Основа слова.

03.02

Корень слова.

04.02

Р.р. Сочинение-рассуждение.

05.02

Суффикс.

06.02

Приставка.

10.02

Чередование звуков. Беглые гласные.

11.02

Варианты морфем.Морфемный разбор слова.

12.02

Правописание гласных и согласных в приставках.

13.02

Буквы з и сна конце приставок.

17.02

Буквы а-о в корне –лаг---лож-.

18.02

Буквы а-о в корне –раст---рос-.

19.02

Буквы ё-о после шипящих.

20.02

Буквы и-ы после ц.

24.02

Повторение по теме «Морфемика».

25.02

Контрольный диктант  с грамматическим заданием по теме «Морфемика».

26.02

Р.р. Сочинение-описание по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине».

27.02

Имя существительное как часть речи.

02.03

Р.р. Доказательства в рассуждении.

03.03

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

04.03

Имена существительные собственные и нарицательные.

05.03

Род имён существительных.

10.03

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

10.03

Р.р. Сжатое изложение упр.553

11.03

Итоговый диктант.

12.03

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

16.03

Три склонения имён существительных.

17.03

Падеж имён существительных.

18.03

Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных в единственном числе.

19.03

Множественное число имён существительных.

30.03

Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

31.03

Морфологический разбор имени существительного.

01.04

Р.р. Подготовка к написанию сочинения по картине Г.Г.Нисского «На лодке.Вечер.».

02.04

Р.р. Сочинение-описание по картине Г.Г.Нисского «На лодке.вечер.».

06.04

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное».

07.04

Имя прилагательное как часть речи. Особенности употребления имени прилагательного в речи.

08.04

Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных.

09.04

Р.р. Описание животного.

13.04

Р.р. Подробное изложение

(А.И.Куприн «Ю-ю»).

14.04

Прилагательные полные и краткие.

15.04

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».

16.04

Глагол как часть речи.

20.04

Не с глаголами.

21.04

Р.Р.Рассказ

22.04

Неопределённая форма глагола.

23.04

Виды глагола.

27.04

Буквы е-и в корнях с чередованием.

28.04

Р.р. Невыдуманный рассказ о себе с последующей самопроверкой.

29.04

Время глагола. Прошедшее время глагола.

30.04

Настоящее время.

05.05

Будущее время.

06.05

Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глагола.

07.05

Морфологический разбор глагола.

12.05

Р.р. Сжатое изложение с изменением формы лица (упр. 739).

13.05

Мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа.

14.05

Употребление времён.

18.05

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

19.05

Резерв. Орфограмма в приставках и корнях слов.

20.05

Резерв. Орфограммы в окончаниях слов. Употребление Ь и Ъ.

20.05

Резерв. Знаки препинания в простом и сложном предложениях и в предложениях с прямой речью.

21.05

Резерв. Повторение изученного в 5 классе.

21.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку, 5 класс: предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования  (ФГОС: основное общее образование// Ф...

Рабочая программа по русскому языку. 4 класс система Занкова

Рабочая программа по русскому языку. Система Занкова 4 класс 204 часа...

рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России"

рабчая  программа : пояснительная записка, календарно- тематическое планирование (письмо, русский язык)...

Рабочая программа по русскому языку (10 класс)

Материал содержит рабочую программу по русскому языку и календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе. Программа адаптирована на основе ФК ГОС основного общего образования с у...

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса Л.Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной ,УМК «Перспектива», 2014 год

Пояснительная записка, рабочая программа по русскому языку для 2 класса Л.Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной ,УМК «Перспектива», 2014 год ...

рабочая программа по русскому языку для 4 класса

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по программе "Гармония"....

Рабочая программа по русскому языку 3 класс

Рабочая программа по русскому языку 3 класс " Школа России"...