План-конспект урока по окружающему миру по теме "Степь" 4 класс
методическая разработка

Щукина Анастасия Андреевна

Данный материал предназначается для урока в 4 классе, по программе окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_4_a_klass_step.docx15.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Зона степей.

Цель: сформировать у учащихся представление о природной зоне степей.

Задачи:  создание условий для формирования представлений о географическом положении зоны степей, ее особенностями , животным и растительным миром; развивать умения работать с картой , дополнительной литературой, и наблюдать, рассуждать, делать выводы.

Оборудование: карта «Природные зоны», презентация, учебник, кейсы

Ход урока

  • Организация класса

- Здравствуйте!

- Поприветствуем наших гостей

- Улыбнемся и пожелаем друг другу успеха.

  • Мотивация к учебной деятельности

-Сегодня необычный урок. Мы отправляемся в научную экспедицию.

-Выберите слова на карточке, которые помогут нам успешно поработать в экспедиции. Работаем в парах.  (Слайд 2)

(Исследовать, изучать, отвлекаться, болтать, мешать, работать, думать)

(Слайд 3) - Какие слова вы выбрали? ( клик Исследовать клик изучать, клик работать, клик думать)

-Определим цель нашей экспедиции (Слайд 4 клик)

(По классу развешаны карточки с зонами: арктических пустынь, лесов, тундры, степь, субтропическая, пустынь)

- Прочитайте слова на карточках

- Какой общей темой их можно объединить? (природные зоны)

- Что продолжим изучать на уроке?

( Клик) (Продолжаем исследование природных зон)

- Составим план нашей работы:

- С чего начинаем изучение природных зон?  

(Изучение природных зон начинаем с Климата)

(На доску прикрепляются карточки плана)

  • Климат

-Что дальше будем исследовать?

  • Растительный мир

- Следующий пункт нашего плана

  • Животный мир

- Начинаем работу научной экспедиции.  (Слайд5)

- Покажите расположение зон на карте (работа с картой)

- А какие зоны мы уже изучили? (Зона арктических пустынь, Зона тундры, Зона лесов)

Задание «Вопрос-ответ» (Работа в парах)

- Проверим, какие научные знания вы получили.

- Будем работать в парах. У каждой пары вопрос, который вы должны обсудить за 1 минуту и дать ответ. Решите кто из вас будет читать вопрос, а кто будет озвучивать совместный ответ.

(Карточки на каждый вопрос) Зона арктических пустынь

  • Образуется ли почва в зоне Арктики?
  • Как называют гнезда на располагающихся на береговых скалах?

Что предохраняет птиц от потери тепла? (густой перьевой покров и пух)

Зона тундры

  • Почему в тундре много болот и озер, а почва холодная  и влажная?
  • Что препятствует росту больших деревьев?
  • Перечисли растения в тундре? Какие растения приспособлены к суровым условиям тундры.
  • Приведи пример животных тундры, которые отличаются способом питания.

Зона лесов.

  • Как меняется характеристика лесов с севера на юг?
  • Назови основные деревья тайги, смешанного  и широколиственного леса
  • Назови животных зоны лесов

- Назовите зону, которая находится между зоной лесов и зоной пустынь.

(Это зона степей).

- Что называют степью? 2-3 ответа

- Назовите особенности климата этой природной зоны.

- Какие растения мы можем встретить в степи?

- Какие животные обитают в степи?

- А почему не смогли дать точных ответов? (эту тему мы не изучали)

- (Слайд 6) Вернемся к цели урока. Уточним  ее: какую природную зону мы будем исследовать? (будем исследовать природную зону степь) Клик

-Проверим, правильно ли определили тему урока, для этого откроем учебник. Прочитайте тему урока. (Слайд 7)

- Вы определили тему правильно.

-Как мы будем исследовать? (Я начинаю - продолжают предложение.)

Будем изучать….. климат

Будем изучать ……растительный мир?

Будем исследовать…. животный мир

  • Изучение нового

-Как вы себе представляете степь? (2 – 3 ответа)

- А вот как видят степь художники и поэты. (Слайд 8   Клип на фоне клипа читаю стихотворение)

После клипа

-Посмотрите, какая ширь, даль, бескрайные просторы. (Слайд 9)

- Определим с научной точки зрения что такое степь. (ответы детей)

-Послушайте, как дается определение климатической зоны Степь в разных словарях.

-Рома прочитай определение в словаре Ожегова

Степь – безлесное, бедное влагой и обычно ровное пространство с травянистой растительностью в зоне сухого климата.

- Лиза прочитай определение в словаре Даля.

Степь – безлесная, и нередко безводная пустошь на огромном расстоянии, пустыня.

- Егор прочитай определение в учебнике.

- Что общего вы заметили? (безлесная ровная поверхность).

 На доску вывесить Степь это- безлесная, травянистая поверхность.

-Определение природной зоны мы дали, переходим к климату.

Работа в группах (сменный группы) Кейс -  это информация с проблемным вопросом

-Внимание! Будем работать в группах с кейсами.  Читаете проблемный вопрос, изучаете научный текст, даете ответ, предварительно выбрав кто будет отвечать

- У каждого из вас на парте есть цветные квадраты.

-  Желтый цвет работает с кейсом  1

-  Красный цвет работает с кейсом  2

- Синий цвет работает с кейсом   3

Слайд 9 клик (Во время работы включить музыку). 

-Внимание! Работу в группах закончили (не слышат то похлопать в ладоши)

-Отвечает группа номер 1(Читаю вопрос)  (Слайд10)

 - Назовите главную особенность зоны степей?  (вывешиваю на доску:

зима  весна  лето  осень)

(Слайд 11) -Отвечает вторая группа.  В чем особенности зимы и лета в зоне степей? (Ставлю карточки под временами года.  Малоснежная , лето сухое жаркое).

Слайд  12

 -3 группа. Особенности, какого времени года вы исследовали?

 (мы исследовали особенности природы весенний и осенний период)

- Что вы выяснили в результате исследования?

(Мы выяснили, что Осень в степях продолжительная, дождливая Весна короткая стремительная)

Слайд 13

- Мы определили климат.  Переходим к изучению растительного мира.

- Работаем с учебником на странице 98 второй и третий  абзац.

- Читаем текст. Определяем растения, встречающиеся в зоне степей.

- Начинаем работу, Настя читает.

- Текст изучили, перечислите растения зоны степей. Кирилл будет помогать у доски.

-А теперь поработаем в группах (раздаю гербарий, называя растения, слежу, как поворачиваются).

-Исследование растения проводим по плану (Слайд 14) и ответим на вопрос: В чем особенность этих растений? (дети исследуют 1 мин) 

-Расскажите, что вы выяснили?  (дети рассказывают о своем растении, мы исследовали растение…)

-Что же общего у данных растений?

(Вывод: травянистые растения с узкими, или мелкими листьями, корни длинные или в виде луковицы). Слайд 15

-А вы знаете, почему растения имеют такой вид? Я вам подскажу. Обратите внимание, что у растений степей листья не ярко зеленые, покрыты маленькими серенькими волосками, они защищают от горячего ветра и  сберегают влагу. Светлый цвет тоже не случаен, он не дает сильно нагревается листу, отражая лишние лучи.

3.Загадки – описание животных

- Переходим к изучению животного мира. Изучаем текст учебника на странице 99-100 самостоятельно.

- Назовите животных, которые обитают в этой природной зоне.

- Вы такие молодцы!  А попробуйте определить животного по описанию. (детям раздала листочки заранее)

Дети читают описания животных, определяют карточку на доску, на слайде фото животного.

- И первый подготовил описание Дима

(Крупнее крысы этот пестрый грызун, толстый, короткохвостый и щекастый. Свои защечные мешки он набивает тем, что растет на полях и огородах. На зиму делает припасы и хранит их в своей глубокой норе.)  (хомяк)

- Следующее описание у Лизы.

 (Одна из крупных птиц, размером с индюка. Окраска оперения сверху рыжая с черными пестринками, снизу белая. Эта птица хорошо бегает и неплохо летает. Занесена в Красную книгу).  (дрофа)

- Следующее описание подготовил Полина.

(Серый родственник домашнего животного, на охоту отправляется вместе со своей стаей. Идут при этом след в след, как будто прошел один зверь. О найденной добыче или о приближении опасности сообщает протяжной песней).   (волк)

-Следующее описание подготовил Илья.

(Животное имеет хвост, длинную мордочку и черные глаза. Округлое тело покрыто густой шерстью, окрас от светло-коричневого до черного . Вдоль спины проходит полоса темной шерсти. Питается растительной пищей. В зимнее время активно). (мышь полевка)

  • Закрепление. 

- Вам уже известно, что в природе всё взаимосвязано.

 - Подумайте, какие цепи питания можно составить из данных растений и животных?

Слайд16  Домашнее задание:

- Вы можете подготовить сообщение о любом растении  или животном, о котором сегодня не говорили. Или уточнить свои знания в учебнике на страницах 95-100.

  • Рефлексия  

- План экспедиции выполнен.

- Какую зону мы исследовали?

- Вернемся к вопросам, на которые мы не смогли ответить в начале нашей экспедиции.

- Что называют степью?

- Назовите особенности климата этой природной зоны.

- Какие растения мы можем встретить в степи?

- Какие животные обитают в степи?

-Мы с вами составили отчет нашей экспедиции.  А в награду от географического общества « Ключ и заря» вы получаете блокноты для записи будущих исследований .

Зачитываю слова.

-Белых пятен на карте практически нет, но вы еще можете совершить свои открытия! Изучайте, исследуйте, познавайте тайны природы! В добрый путь!

- Урок окончен, всем спасибо.

Исследовать

Изучать

Отвлекаться

Болтать

Мешать

Работать

 Думать

Исследовать

Изучать

Отвлекаться

 Болтать

 Мешать

 Работать

 Думать

Исследовать

Изучать

Отвлекаться

 Болтать

 Мешать

 Работать

 Думать

Исследовать

Изучать

Отвлекаться

 Болтать

 Мешать

 Работать

 Думать

Исследовать

Изучать

Отвлекаться

 Болтать

 Мешать

 Работать

 Думать

Исследовать

Изучать

Отвлекаться

 Болтать

 Мешать

 Работать

 Думать

Приложение 2

Едешь, едешь, — степь да небо,

Точно нет им края,

И стоит вверху, над степью,

Тишина немая.

Нестерпимою жарою

Воздух так и пышет;

 Как шумит трава густая,

Только ухо слышит.

Едешь, едешь, — как шальные,

 Кони мчатся степью;

Вдаль курганы, зеленея,

Убегают цепью.

Промелькнут перед глазами

Две-три старых ивы,

— И опять в траве волнами

Ветра переливы.

Едешь, едешь, — степь да небо,

 — Степь, все степь, как море;

 И взгрустнется поневоле

На таком просторе.

 

1.        Образуется ли почва в зоне Арктики?

2.        Как называют гнезда, располагающиеся на береговых скалах?

3.Что предохраняет птиц от потери тепла?

4. Почему в тундре много болот и озер, а почва холодная  и влажная?

  • Что препятствует росту больших деревьев?

 6 Перечисли растения в тундре? Какие растения приспособлены к суровым условиям тундры

 

7 Приведи пример животных тундры, которые отличаются способом питания.

 

8 Как меняется характеристика лесов с севера на юг?

9 Назови основные деревья тайги, смешанного  и широколиственного леса

10 Назови животных зоны лесов

Толковый словарь Ожегова

Степь – безлесное, бедное влагой и обычно ровное пространство с травянистой растительностью в зоне сухого климата.

__________________________________________________________________

Толковый словарь Даля

Степь – безлесная, и нередко безводная пустошь на огромном расстоянии, пустыня.

Кейс  1

Назовите главную особенность зоны степей?  

Для степной зоны характерен континентальный климат с резкой выраженностью сезонов: зима, весна, лето, осень.

Кейс  2

В чем особенность климата в зимний и летний период?

Зима в степной зоне суровая, с отрицательными температурами воздуха, частыми и сильными ветрами, метелями. Из-за частых оттепелей снежный покров неустойчив и малоснежен.

Лето в степи солнечное, жаркое и сухое, с горячими сухими ветрами-суховеями и пыльными бурями. Осадки в степях выпадают преимущественно в форме кратковременных ливней. Потоки воды стекают в низины и быстро испаряются.

Кейс  3

Какая особенность климата в осенний и весенний период?

Осень в степях продолжительна. Погода в начале осени теплая и сухая; позже начинаются обложные дожди, распутица. Уже в конце октября на востоке зоны степей появляется снежный покров.

Весна короткая, быстро  тает снег, и просыхает почва. Холодная погода быстро меняется на жаркую. В апреле уже наблюдаются весенние засухи.

1 Дима

Крупнее крысы этот пестрый грызун, толстый, короткохвостый и щекастый. Свои защечные мешки он набивает тем, что растет на полях и огородах. На зиму делает припасы и хранит их в своей глубокой норе.

(хомяк)

_________________________________________________

2 Лиза.

 Одна из крупных птиц, размером с индюка. Окраска оперения сверху рыжая с черными пестринками, снизу белая. Эта птица хорошо бегает и неплохо летает. Занесена в Красную книгу.  

(дрофа)

_________________________________________________

3 Полина.

Серый родственник домашнего животного, на охоту отправляется вместе со своей стаей. Идут при этом след в след, как будто прошел один зверь. О найденной добыче или о приближении опасности сообщает протяжной песней.  

(волк)

___________________________________________________________

4  Илья.

Животное имеет хвост, длинную мордочку и черные глаза. Округлое тело покрыто густой шерстью, окрас от светло-коричневого до черного. Вдоль спины проходит полоса темной шерсти. Питается растительной пищей. В зимнее время активно.

(мышь полевка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Природа и мы" программа "Школа 2100"

Данный урок  помогает  развивать у обучающихся  понимание взаимного влияния взаимозависимости человека и окружающей его природы;знакомит  с правилами поведения в природе;  вос...

Урок окружающего мира в 3 классе по теме;Многообразие животных

Урок окружающего мира в 3 классе по программе "Перспектива"Тема урока; Многообразие животных Урок с презентацией по теме урока...

Открытый урок по окружающему миру, 3 класс

"Невидимые нити в живой природе."...

Конспект урока по окружающему миру "Из книжной сокровищницы Древней Руси" (4 класс)

Данная разработка содержит конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме «Из книжной сокровищницы Древней Руси " УМК "Школа России". В конспекте приводится подробное описание деятельности учителя...

План-конспект открытого урока по родному языку во 2 классе на тему: «Имя прилагательное».

Дарсны темасы: Сыпатлыкъ.Къургъан: Абдурахманова Асият Абдулхаликовна.Дарсны мурады:1. Яшлагъа янгы теманы англатыв.2. «Сыпатлыкъ» деген белюкден яшланы билимлерин тергемек.3. Гьар тюрлю о...