Открытый урок по окружающему миру, 3 класс
план-конспект урока на тему

Алевтина Владимировна Иванова

"Невидимые нити в живой природе."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_3_klass_uchitel.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

                         Окружающий мир 3 класс                                        

 Тема урока: «Невидимые нити в живой природе»

                                                                                 

Цели и задачи урока:

Образовательные:

1.Ознакомить с классификацией животных по типу пищи; рассмотреть цепи питания животных; изучить приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов.

Воспитательные:

1. Прививать умение школьников работать в группах.
2. Воспитывать бережное и уважительное отношение к природе.

Развивающие:

Развивать наблюдательность, внимание, память.

Планируемые результаты: учащиеся научатся делить животных на группы в зависимости от питания, разбирать цепи питания, понимать, что нарушение в цепи питания ведет к ее исчезновению.

Ход урока

  1. Орг. момент.

Копи клэп.

( Учитель хлопает в ладоши в определённой манере.  Ученики прекращают все, что они делали до этого момента, поворачиваются лицом к учителю и повторяют ритм хлопка все вместе. )

– Ребята, кому из вас интересно изучать окружающий мир? Почему?
– Желаю вам сегодня на уроке глубже познать тайны окружающего мира!

2.Актуализация знаний

– Вспомните, что было на предыдущем уроке?

На какие группы мы делим всех животных?

С какими группами животных вы познакомились на прошлом уроке?

3.Самоопределение к деятельности.

-Чем питается растение?  (Из воды с растворенными в ней солями и углекислого газа она «готовит» сахар и крахмал.)

-Чем питаются разные животные?

Всех  животных перечислить и сказать, чем они питаются, невозможно. Ученые разделили их на группы в зависимости от того, чем они питаются. Сегодня мы рассмотрим группы животных по особенностям питания.

4.Работа по теме урока.

Беседа.

-Растение запасает питательные вещества и энергию. Никто и ничто не может больше этого делать. Как же животные получают энергию и питательные вещества? (Животные едят растения и получают из них все необходимое).

-Как называются животные, которые питаются растениями? (Растительноядные).

-Приведите примеры.

-Растительноядные животные для кого послужат пищей? (Для хищников)

-Каких животных называют хищниками? (Тех, которые питаются другими животными.)

-А как будут называться животные, которые питаются насекомыми? (Насекомоядные)

А насекомых, которые поедают других насекомых, называют хищниками. А ещё есть животные, которых называют всеядными.

Работа по учебнику.

Стр.94.

-Рассмотрите таблицу. Скажите, к каким группам по особенности питания можно отнести этих животных. Структура  Микс – Пэа –Шэа. (Два участника делятся развёрнутыми ответами в течение определённого количества времени, используя  Релли Робин. Поочерёдное сообщение друг другу.)  

- Молодцы, ребята давайте поаплодируем друг другу. Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания. Сегодня мы научимся видеть и составлять цепи питания.

5. Работа над новым материалом.

-  Я предлагаю вам прослушать сказку «Старик и сова».

- Был у старика луг с клевером. Там паслась корова. Шмели опыляли клевер, и тот хорошо рос. Корова ела сочный клевер и угощала старика вкусным молоком. Иногда гнезда шмелей разоряли мыши. Но вредных мышей ночью ловила сова. Однажды старик прогнал сову, чтоб она не шумела по ночам. Обиделась сова и улетела. Стало на лугу много мышей и мало шмелей. Зачах клевер. Перестала корова давать молоко. Стал он просить сову вернуться.

-Ребята, что произошло в сказке?

 Как вы думаете почему старик стал просить сову вернуться?

Понял старик, что все в природе связано. -

- Например. В лесу растут осины. Их корой питаются зайцы. Зайца может поймать и съесть волк. Получается цепь питания: осина- заяц- волк.

-С чего начинается любая цепь питания ?  (Цепи питания начинаются с растения. Это первое звено в цепи питания.)

-Кто будет вторым звеном цепи питания ? (Растительноядные животные.)

-Какие животные будут третьим звеном цепи питания ? (Насекомоядные или хищные животные.)

Бывают и более длинные цепи питания. Например: дуб –мышь –змея –орёл. Как видите в этой цепи 4 звена.

Стр.95.

-Рассмотрите цепи питания. Объясните их. 

Цепи питания – важная часть разнообразных невидимых нитей в живой природе. При составлении схем цепей питания мы будем проводить стрелки от 1 звена к последующим.

6.Выполнение заданий в рабочей тетради.

Задание 3.(стр.66.)

Самостоятельная работа. Проверка.

-Назовите звенья первой цепи питания. (Сосна – жук-короед –дятел)

-К какой группе по особенностям питания принадлежит каждое животное? (Жук-короед –растительноядное, дятел –насекомоядное). 

Назовите звенья второй цепи питания.(Жёлуди –мышь – лиса.) 

-К какой группе по особенностям питания принадлежит каждое животное? (Мышь –растительноядное, лиса –хищники.)

7.Физкультминутка.

8.Продолжение по теме урока. 

Работа по карточкам. Используя текст , необходимо составить схему пищевых связей.

Карточка№1

В старой дубраве стали пасти коров и коз. Вскоре ее покинули птицы, гнездившиеся в кустах и в траве. В результате начал привольно плодиться непарный шелкопряд. Он быстро объел листву на деревьях. И высохли могучие дубы. (дубы-шелкопряд-птицы)

Карточка№2

В крымском заповеднике расправились с волками. Скоро над лесом нависла угроза вымирания: расплодившиеся козы съедали молодые деревца. (молодые деревья-козы-волки)

9.Работа по учебнику.

Стр.96.

-Прочитайте статью «Кто как приспособился» и расскажите, как они приспособились к тому, чтобы добывать себе еду и защищаться.

 Вывод :Цепи питания – важная часть разнообразных невидимых нитей в живой природе. По особенностям питания животных делят на несколько групп: растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные.

10 Итог занятия. Обобщение по теме.

Рефлексия

“Договори фразу”.

Животные и растения связаны между собой в …..(невидимые цепи питания.)

Цепь питания начинается….(.с растений.)

А заканчивают цепь – …(насекомоядное или хищное животное)

11.Выполнение заданий в рабочей тетради. Задание 5.Стр.67.

12.Подведение итогов урока

(Учитель читает стихотворение Б.Заходера «Про всех на свете».)

Все-все на свете,

На свете нужны!

И мошки не меньше

Нужны. Чем слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников,

Злых и свирепых!

Нужны все на свете,

Нужны все подряд-

Кто делает мед

И кто делает яд.

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки.

Да, если мы с кем-то

Не очень дружны –

Мы все - таки очень

Друг другу нужны.

А если нам кто нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется.

13.Домашнее задание.

Прочитать текст на стр.94-97 учебника. Ответить на вопросы на стр.97 в рубрике «Проверим себя».

Выполнить задания  №1,2,4 в РТ.Стр.66-67.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Из книжной сокровищницы Древней Руси" (4 класс)

Данная разработка содержит конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме «Из книжной сокровищницы Древней Руси " УМК "Школа России". В конспекте приводится подробное описание деятельности учителя...

Конспект урока по окружающему миру "На что похожа наша планета?" 1 класс

Тип урока: знакомство с новым материалом.Цель: сформировать представление о том, что планета Земля имеет шарообразную форму и бережном отношении к ней.Формы урока: фронтальная, групповая.Оборудование:...

Конспект урока по Окружающему миру на тему "Если хочешь быть здоров" 2 класс

Конспект урока по Окружающему миру на тему "Если хочешь быть здоров" 2 класс...

Урок по окружающему миру "Хожение за три моря", 3 класс.

План-конспект урока по окружаещему миру на тему "Хожение за три моря", 3 класс. УМК: развивающая система обучения Л. В. Занкова....

План-конспект урока по окружающему миру по теме "Степь" 4 класс

Данный материал предназначается для урока в 4 классе, по программе окружающий мир....