статья Технологии духовно-нравственного воспитания студентов
статья на тему

Леготкина Светлана Владимировна

Современные технологии духовно-нравственного воспитания студентов Из опыта работы преподавателя колледжа - на примере Центра развития ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_duh-nravstv_vospit.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

Современные технологии духовно-нравственного воспитания студентов (на примере Центра развития ребенка).

Статья преподавателя ГАПОУ КК ЛСПК

Леготкиной С.В.

Достижение целей духовно-нравственного воспитания предполагает осуществление особым образом организованной педагогической деятельности, направленной на развитие личностной сферы подростков. Сегодня при обучении студентов актуален воспитательный процесс,  особенно для педагогических специальностей. Обращаясь к педагогической литературе по данной проблеме, находим разработки не столько методической стороны воспитательного процесса, сколько технологии его осуществления, что придает педагогической теории прикладной характер. Технологии – это содержательная техника реализации учебно-воспитательного процесса при эффективном подборе форм, методов, приемов и средств для решения поставленных задач. В структуру педагогической технологии входят: организация образовательного процесса; методы и формы деятельности; деятельность педагога по управлению процессом освоения передаваемых знаний и умений; диагностика образовательно-воспитательного  процесса.

Для выбора технологии духовно-нравственного воспитания студентов необходимо:

  • определить ожидаемый результат от использования технологий;
  • внутреннюю мотивацию педагога к подбору и освоению технологии, диктуемую пониманием профессиональных дефицитов и осознанием проблемы духовно-нравственного воспитания:
  • ресурсное обеспечение или соответствующие условия для реализации образовательно-воспитательных технологий.

Воспитание личности будущего педагога – сложный и противоречивый процесс вхождения в жизнь общества, становления развитой личности, формирования производительных сил общества. Важно заложить навыки и желание учиться на протяжении всей жизни; сформировать коммуникативные навыки, умение  понимать себя и других; создать условия для развития инициативы, самостоятельности, ответственности, положительных личностных качеств учащихся и творческих потребностей. Для этого выбирают инновационные технологии, где учащиеся  систематически включаются педагогом в процесс поиска решения новых для них проблем, самостоятельно добывать и применять знания на практике. В структуру педагогической технологии входят:

организация образовательного процесса;

 методы и формы деятельности;

 деятельность педагога по управлению процессом освоения передаваемых знаний и умений;

 диагностика образовательно-воспитательного  процесса.

Остановимся на технологиях, которые используются педагогами в работе со студентами на базе Центре развития ребенка «Планета детства», который был открыт в рамках Ресурсного центра ЛСПК. В Центре развития ребенка: технология сотрудничества; деятельностного подхода; индивидуализированного обучения; проблемного обучения; здоровьесберегающие; игровые; педагогическая технология проектов

Технология сотрудничества. Сотрудничество – это выбор формы учебно-познавательной деятельности: индивидуальной, парной, в малой группе. Ученик имеет право обращаться за помощью к кому угодно: к учащимся, родителям, учителю.

При взаимодействии со студентами используются личностно-ориентированную технологию, понимая насколько важными в процессе обучения являются установление и поддержание взаимопонимания, положительного психологического контакта, учет индивидуальных особенностей и возможностей каждой личности.

Деятельностная технология - это одна из основных обучающих, развивающих и воспитывающих форм. Педагогическая мастерская - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учеников и учителя. Студенты систематически включаются в процесс поиска доказательного решения новых для них проблем, благодаря чему они научаются самостоятельно добывать знания, применять ранее усвоенные и овладевают опытом творческой деятельности. Методически правильно созданная проблемная ситуация обеспечивает возникновение у студентов познавательного интереса, развивает мыслительные способности, вызывает интерес к учению, пробуждает творческие силы.

Индивидуализация обучения – форма, модель организации учебного процесса, при которой: педагог взаимодействует лишь с одним учеником; а один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения.

Индивидуальный подход позволяет ориентироваться на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним и в процессе обучения.

Проблемное обучение - это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

Результат  проблемного обучения: творческое овладение  знаниями, навыками, умениями  и  развитие мыслительных способностей.

Использую технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения, направленные на развитие культуры здоровья студентов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни, профилактике эмоционального выгорания через воспитательные беседы со студентами, через проведение релаксационных упражнений, методами убеждения и собственным примером. Это системный подход к обучению и воспитанию, направленный на сохранение здоровья учащихся; создание благоприятного психологического климата на уроке; охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни

Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

Педагогическая технология проектов позволяет повышать мотивацию изучения предметов школьной программы, способствует восприятию учебных предметов в комплексе, во взаимосвязи друг с другом даёт опыт принятия решений, заставляет самостоятельно делать выбор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

по классному руководству на тему: Мировоззренческие и духовно-нравственные основы воспитания во взаимосвязи с прикладной этикой

Обращение к названной теме  обусловлено рядом причин:необходимостью преподавания педагогики, в том числе и проблемы духовно-нравственного воспитания с различных мировоззренческих пози...

Методические разработки: "Технология организации исследовательской работы студентов по дисциплине "История", "Технология гражданско-патриотического воспитания студентов во внеклассной работе"

В разработке "Технология организации исследвательской работы студентов по дисциплине "История" раскрывается задачи, м етоды, цели организации исследовательской работы студентов.В разработке «Техн...

Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание подростков». (Статью подготовила мастер производственного обучения Михейчик Елена Михайловна, КПК им. Л.Б. Васильева).

Что бы раскрыть такой важный и сложный вопрос «Духовно-нравственное воспитание подростков», надо понять, что такое духовно-нравственное воспитание....

статья Формирование духовно-нравственных качеств будущего педагога при взаимодействии с детьми с ОВЗ

статья Формирование духовно-нравственных качеств будущего педагога при взаимодействии с детьми с ОВЗ - из опыта работы студентов социально-педагогического колледжа специальности Дошкольное образование...

Становление и развитие духовно-нравственных потенциалов у студентов

В работе отражены основные  приемы и методы для формирования  духовно-нравственных  потенциалов у студентов СПО...

Развитие духовно-нравственных ценностей у студентов колледжа

Проблемы духовно-нравственного воспитания в  рамках СПО, вопросы морали, принципы духовно-нравственного воспитания – являются самыми актуальными на сегодняшний день. Актуальность проблемы с...

Статья «Духовно-нравственное воспитание молодежи в ПОО СПО. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося СПО»

Аннотация в данной статье раскрывается вопрос о возможностях образовательной организации среднего профессионального образования помогающих обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обуча...