Формирование творческой активности обучающихся при изучении иностранного языка.
статья на тему

Киселева Татьяна Вениаминовна

Одним из направлений совершенствования образовательного процесса является научно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся. В сфере среднего профессионального образования научная деятельность становится важной составляющей учебного процесса, необходимым средством повышения мотивации к обучению и как следствие, хорошей профессиональной подготовки, а  качество профессиональной подготовки будущих специалистов во многом зависит от их мотивационно-творческой активности: познавательной потребности, стремления к творческим достижениям, продуктивности творческой деятельности, умения моделировать различные ее способы в соответствии с изменением условий.                                           

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование творческой активности обучающихся при изучении иностранного языка.

Киселёва Т.В., преподаватель “Межрегиональный центр компетенций – Чебоксарский электромеханический колледж”.

Перед системой профессионального образования ставится цель подготовки специалиста готового к полноценной творческой деятельности в информационном обществе, обладающего не только определенным объемом знаний, и владеющего навыками, позволяющими осуществлять учебную и трудовую деятельность, а также обладать современными ценностям, ориентациями и опытом творческой деятельности, умеющего пользоваться новыми технологиями, готового к межличностному, межкультурному сотрудничеству. Владение иностранным языком это то средство, с помощью которого человек получает возможность не только обогатить свой общекультурный уровень, свою способность мыслить, творить, но и возможность оценить чужую мысль и выражать свое отношение к чужой культуре, чужому творчеству.

С понятием творческой деятельности тесно связано понятие «креативность», которое в настоящее время пользуется особой популярностью. Под творческой активностью понимается способность к реализации собственных креативных усилий в учебной и профессиональной деятельности в соответствии с индивидуальными интересами и целями.

Основные компоненты творческой активности студентов:        

 потребности, интересы, склонности к творческой деятельности;  преобразующее отношение к изучаемым предметам, объектам, явлениям;  готовность к преобразующей деятельности;  эвристический потенциал;  сама преобразующая деятельность.

Мотивами творческой активности студентов выступают различные потребности, интересы, склонности к творческой деятельности. В целях формирования творческой активности обучающихся эффективно использование таких форм организации образовательного процесса, которые способствуют разнообразному (индивидуальному, групповому, коллективному) изучению (усвоению) учебных вопросов (проблем), активному взаимодействию обучаемых и преподавателя, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой темы и способов ее практического использования. На подобных занятиях центр тяжести переносится с информационного обучения на активизацию познавательной деятельности и самостоятельной работы. Использование игровых технологий с применением активных форм обучения являются стимулом активизации самостоятельной работы обучающихся по приобретению знаний, умений, повышению их уровня компетентности. Игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего студента не просто механически припомнить известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать лишнее, сопоставлять, оценивать, ведь в игре обучающиеся сами (или при поддержке преподавателя как партнера) составляют свои реплики, формулируют аргументы, необходимые им для отстаивания своей точки зрения или убеждения речевого партнера. Кроме того, ролевые игры - прекрасная возможность использовать коллективные формы взаимодействия обучающихся при изучении иностранного языка, выявить межпредметные связи и интегрировать их в общие знания, повысить интерес студентов к профессии. 

Одним из направлений совершенствования образовательного процесса является научно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся. В сфере среднего профессионального образования научная деятельность становится важной составляющей учебного процесса, необходимым средством повышения мотивации к обучению и как следствие, хорошей профессиональной подготовки, а  качество профессиональной подготовки будущих специалистов во многом зависит от их мотивационно-творческой активности: познавательной потребности, стремления к творческим достижениям, продуктивности творческой деятельности, умения моделировать различные ее способы в соответствии с изменением условий.                                           

Проект – это метод обучения, который может быть использован в изучении любой темы, он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую и на реальный конечный результат – продукт, изделие. Цель проекта – реалистичность достижения результата, возможность раскрыть индивидуальные возможности обучающихся в освоении новых и применении полученных знаний. 

Цели проектного обучения:

  • Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения;
  • Развивать у учащихся командный дух, коммуникабельность и умение сотрудничать;
  • Обеспечить механизм развития критического мышления обучаемого, умения искать пути решения поставленной задачи;
  • Развивать у обучающихся исследовательские умения;
  • Реализовать проблемное обучение, т.е построить процесс обучения так, чтобы обучающиеся смогли сами исследовать проблему и выработать  свои рекомендации.

Теоретические позиции проектного обучения:

  • Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для  обучающегося;
  • Глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях;
  • Развитие творческого потенциала обучающихся.

Формы представления конечного результата проектной работы:

 Письменный отчет; Доклад;  Статья;  Фильм;  Презентация; Выставка и т. д.

Развитию творческой активности студентов способствуют:

  • поэтапный характер приращения знаний и умений;
  • систематическое применение заданий, создающих психическую установку на успешное усвоение и самостоятельное применение знаний и умений, позволяющих обучающимся добиваться творческих решений;
  • использование современных интерактивных технологий;
  • обеспечение взаимосвязи умственной деятельности с практическим, постепенным усилением интеллектуального и практического содержания творческих задач;
  • выполнение посильных предлагаемых творческих задач и заданий;
  • ощущение результативности их творческой деятельности и непрерывности творческого процесса;
  • оснащение современным оборудованием, создание материально-технической базы.

Необходимыми условиями для развития творческой активности студентов являются:

  • совершенствование содержания учебного процесса;
  • повышение уровня его организации;
  • внедрение эффективных форм и методов обучения;
  • широкое применение в учебном процессе современных средств обучения

Результаты образовательного процесса свидетельствует о положительном влиянии использования метода проектов на формирование и  развитие творческих способностей: обучающиеся принимают активное участие в научно-практических конференциях, различных конкурсах, проектно-исследовательских работах. Поэтому организация проектно-исследовательской деятельности, как на уроках, так и во внеурочное время, является одним из приоритетов современного образования.

Таким образом, развивая творческую активность на уроках английского языка, обучающиеся стремятся узнать больше дополнительной информации путём самостоятельной работы, учатся умело организовывать свою деятельность, даже не прибегая к помощи педагога. Студенты становятся более открытыми для общения и обучения. Они стремятся выразить себя, показать свои таланты, добиваются успеха в учёбе. Многие определяются со своими интересами, идут к намеченной цели. Наблюдается колоссальное развитие в интеллектуальном плане. Обучающиеся справляются с заданиями, требующими логического осмысления, нестандартности решения, они осознают не только собственный рост в обучении, психологическом развитии, но и замечают изменения друг в друге. Выполняя проектные работы по английскому языку, обучающиеся определяются со своими интересами, каждый студент выполняет определённую роль и стремиться выделиться из группы. Таким образом, творческая активность рассматривается как непременное условие успешного обучения иностранному языку.

Литература

  1. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: учеб.пособие для учреждений СПО / М.Н. Гуслова. – 4-е изд., исп. – М.: Академия, 2013. – 208 с.
  2. Мутовкина О.М.  Развитие творческой активности студентов на занятиях по иностранному языку. Известия Волгоградского Государственного  Технического Университета, 2013.  №5 – с.121
  3. Устинина ГФ.Развитие творческих способностей студентов в рамках внеаудиторной деятельности на иностранном языке//Гуманитарные научные исследования. 2014. № 2
  4. Устинина Г.Ф. Роль внеаудиторной работы в формировании иноязычной компетенции студентов // Современная педагогика. 2014. № 3
  5. Устинина Г.Ф. Создание образовательной творческой среды как необходимое условие формирования конкурентоспособной личности будущего специалиста // Современная педагогика. 2014. № 12
  6. Фролова Н.В. Роль научно-исследовательской деятельности студентов колледжа в системе профессиональной подготовки / Н.В. Фролова // Молодой ученый. – 2013. – № 8. – С. 445–447.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная компетентность преподавателя в формировании мотивации к изучению иностранного языка

данная научно-иследовательская работа направлена на повышение мотивации к изучению иностранного языка, используя профессиональную компетентность педагога....

Обобщение опыта по теме «Формирование профессиональных компетенций обучающихся на уроках иностранного языка в СПО»

Основной целью образовательного процесса в системе профессионального образования  является:формирование профессиональной компетенции будущего специалиста,развитие творческого познавательного инте...

Презентация к выступлению "Повышение мотивации обучающихся к изучению иностранного языка посредством творческих заданий"

В презентации представлены примеры творческих заданий, которые могут быть использованы преподавателями иностранного языка с целью повышения мотивации обучающихся на учебном занятии....

Активные методы изучения иностранного языка

Данная работа посвящена проблеме активных методов изучения иностранного (английского) языка. Программа по иностранному языку для общеобразовательных школ ставит перед преподавателями задачу сформирова...

Формирование мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей

в статье рассматривается возможность повышения  мотивации для  студентов неязыковых специальностей,.  каковыми являются студенты колледжей с технической направенностью....

Доклад "Формирование информационной и коммуникативной компетенции у студентов медицинского колледжа в процессе изучения иностранного языка"

Доклад на заседании ЦМК общепрофессиональных дисциплин о формировании информационной и коммуникативной компетенции у студентов медицинского колледжа в процессе изучения иностранного языка...

ПРИМЕНЕНИЕ ВИДЕОМЕТОДА КАК ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА У ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО

  Проблема мотивации в изучении иностранных языков в колледже остается одной их актуальных на сегодняшний день. Обучающиеся зачастую не видят особого смысла в изучении иностранного языка....