МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ НА ТЕМУ: «БЛИЖЕ К ЗВЁЗДАМ !» (для детей 10-14 лет)
методическая разработка
Из собственного опыта, проводя параллельно с современным танцем занятия по классическому танцу, ритмике и гимнастике с дошкольниками и школьниками, мы поняли, что и в современном танце должна быть структура, несмотря на то, что дисциплина сравнительно молодая и что многие специалисты говорят о том, что необходимо пробовать, экспериментировать – считаем, что в детском танцевальном коллективе должна быть чёткая структура, адаптированная под цели и задачи уроков и возможности коллектива. Структурированные занятия вырабатывают дисциплину, стабильную систему проучивания материала, равномерную физическую нагрузку, а также дают чёткое представление педагога о том, что успешно освоено воспитанниками, а что ещё нужно проучить, с каким темпом и в каком объёме.
Для своего открытого занятия мы взяли показательный урок по современному танцу для детей 10-14 лет, в заключительной части которого исполняется хореографический номер «БЛИЖЕ К ЗВЁЗДАМ!». Это занятие интересно своей формой проведения и подачей материала. На всех годах обучения в коллективе диагностируется и отслеживается совершенствование координации движений, развитие чувства ритма, подвижности суставов и растяжении мышц. Большое внимание обращено на ориентацию в пространстве класса, реакцию воспитанника на педагога, скорость запоминания материала, как итог – знание материала и качество его воспроизведения.
Апробация и внедрение методических рекомендаций, применение чётких алгоритмов при построении занятия способствует творческому подходу в решении задач дисциплины «Современный танец»: ритмичность, координация, сила, пластика и т.д.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ НА ТЕМУ:
«БЛИЖЕ К ЗВЁЗДАМ !»
(для детей 10-14 лет)
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
Домникова Ольга Александровна
Раменское
2020
Современный танец – самая молодая танцевальная система. В настоящее время она находится в стадии формирования. Особенность развития современной хореографии – в эклектическом использовании танцевального материала различного свойства: этнический танец, джаз, степ, модерн, классический танец, а также популярные уличные направления. Современный танец стирает границы между ними, соединяя воедино все стили, формы, направления.
Анализируя любую систему танца (классический танец, народный танец и др.), можно чётко выделить определённый набор движений, которые свойственны только данной системе. Особенно чётко это прослеживается в системе классического танца, в которой веками сложился совершенный, не единожды зафиксированный в разных источниках «язык» движений.
В современном танце также есть свой «язык», техника движения, система обучения, которые в настоящее время развиваются, отшлифовываются, приобретают новые формы.
Основными направлениями дисциплины «Современный танец» являются джазовый танец и танец-модерн. Первоначально они развивались отдельно, как самостоятельные направления, вырабатывая свою технику и методику, позднее стали сливаться, соединяя и заимствуя различные приёмы, технические особенности своих стилей.
Из собственного опыта, проводя параллельно с современным танцем занятия по классическому танцу, ритмике и гимнастике с дошкольниками и школьниками, мы поняли, что и в современном танце должна быть структура, несмотря на то, что дисциплина сравнительно молодая и что многие специалисты говорят о том, что необходимо пробовать, экспериментировать – считаем, что в детском танцевальном коллективе должна быть чёткая структура, адаптированная под цели и задачи уроков и возможности коллектива. Структурированные занятия вырабатывают дисциплину, стабильную систему проучивания материала, равномерную физическую нагрузку, а также дают чёткое представление педагога о том, что успешно освоено воспитанниками, а что ещё нужно проучить, с каким темпом и в каком объёме.
Для своего открытого занятия мы взяли показательный урок по современному танцу для детей 10-14 лет, в заключительной части которого исполняется хореографический номер «БЛИЖЕ К ЗВЁЗДАМ!». Это занятие интересно своей формой проведения и подачей материала. На всех годах обучения в коллективе диагностируется и отслеживается совершенствование координации движений, развитие чувства ритма, подвижности суставов и растяжении мышц. Большое внимание обращено на ориентацию в пространстве класса, реакцию воспитанника на педагога, скорость запоминания материала, как итог – знание материала и качество его воспроизведения.
Апробация и внедрение методических рекомендаций, применение чётких алгоритмов при построении занятия способствует творческому подходу в решении задач дисциплины «Современный танец»: ритмичность, координация, сила, пластика и т.д.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Преподаватели: Домникова Ольга Александровна, педагог дополнительного образования, первой квалификационной категории.
Тема: Закрепление и показ пройденного учебного материала по современному танцу, полученного за второе учебное полугодие, исполнение хореографического номера «БЛИЖЕ К ЗВЁЗДАМ!»
Дата проведения: 23.04.2020
Место проведения: МОУ Ново-харитоновская СОШ № 10 с УИОП
Продолжительность занятия: 1.20 часа
Характеристика группы учащихся: возраст учащихся – 10 - 14 лет.
Состав присутствующих: педагоги и администрация школы, родители учащихся.
Цель занятия: формирование и демонстрация знаний, умений и навыков, приобретенных учениками в ходе исполнения хореографического номера «БЛИЖЕ К ЗВЁЗДАМ!».
Задачи:
Образовательные:
- формирование танцевальных знаний, умений и навыков на основе овладения и освоения данного программного материала;
- обучение выразительности и пластичности движений;
- обучение необходимым двигательным умениям и навыкам в области современного танца;
- формирование и развитие физических качеств и специальных навыков: координации, ловкости, силы, выносливости, гибкости, свободы тела, ориентации в сценическом пространстве;
- развитие фантазии и умения самостоятельно разрабатывать новые танцевальные движения.
Воспитательные:
- формирование навыков здорового образа жизни и культуры поведения;
- стимулирование интереса к творческим видам деятельности;
- воспитание внимательности, инициативности, стремления к саморазвитию;
- воспитание музыкального вкуса и любви к искусству танца;
- воспитать культуру личности ученика средствами хореографического искусства;
- сформировать танцевальную культуру подрастающего поколения; социально ориентировать учащихся, помочь их становлению в обществе;
- эстетическое воспитание посредством хореографии;
- формирование творческой личности;
- воспитать гражданскую позицию и чувство патриотизма;
- воспитать ответственность и добросовестное отношение к начатому делу.
Метапредметные:
- формирование эмоционально-ценностное отношения к искусству;
-воспитание художественного вкуса учащихся, культуры общения, дисциплинированности, самостоятельности;
- развитие творческого мышления;
- развитие навыков работы в коллективе;
- развитие артистических навыков;
-развитие приемов сценической выразительности и актёрского мастерства.
Методы обучения:
- словесный,
- наглядный практический,
- репродуктивный,
- метод контроля, самоконтроля и коррекции,
- эвристический метод,
- метод эмоционального стимулирования и мотивация обучения.
Технологии, используемые на занятии:
- здоровьесберегающие технологии,
- информационные технологии,
- личностно-ориентированные технологии с индивидуальным подходом,
- система взаимодействия между педагогом и учащимся,
- беседа в форме диалога,
- самооценка и оценка педагогом.
Материально-техническое обеспечение:
- сцена или хореографический зал с деревянным ровным полом;
- индивидуальные гимнастические коврики;
- танцевальная форма и обувь;
- сценические костюмы и реквизит;
- музыкальный центр;
- флеш-накопитель;
- наглядный и дидактический материалы;
- места для гостей.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент. Вступительная беседа педагогов. Поклон-приветствие (5 мин.)
2. Разогревающий комплекс на все группы мышц (10 мин.)
3. Экзерсис на середине зала в технике современного танца (20 мин.)
- Plié-relieve
- Grand Plié
- Battement tendu
- Battement tendu jeté
- Rond de'jamb par terre
- Battement fondu
- Battement frappe
- Adajio
- Grand battement
- Port de bras
4. Кроссы - передвижения в пространстве (15 мин.)
5. Импровизация (10 мин.)
6. Хореографический номер «БЛИЖЕ К ЗВЁЗДАМ!» – совокупность танцевальных компонентов (15 мин.)
7. Подведение итогов занятия (5 мин.)
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент. Вступительная беседа педагогов. Поклон-приветствие (5 мин.)
Нужно помнить, что правильная организация занятия-залог успеха!
Успешное проведение занятия и достижение поставленных целей во многом определяются согласованной деятельностью педагога и учащихся, которая в свою очередь зависит от их подготовки к занятию. Каждое занятие должно нести смысловую нагрузку. Педагогу необходимо учитывать и своеобразие семейного влияния, и индивидуальных особенностей, различные природные задатки и склонности, способность и умение, темперамент и характер, воспитанность учащихся.
Увлечённое отношение педагога к занятиям, чёткость, организованность в работе, такт в отношениях с исполнителем, оказание помощи в усвоении материала, объективность в оценивании успехов и выдержка в сложных ситуациях – все это сильно влияет на процесс усвоения материала, способствует выработке у исполнителей стремления подражать примеру педагога. В результате, умелое общение значительно повышает воспитательный и исполнительский уровень обучения.
2. Разогревающий комплекс на все группы мышц (10 мин.)
- спирали и изгибы торса, наклоны;
- упражнения на напряжение и расслабление;
- упражнения для разогрева позвоночника;
- упражнения, заимствованные из классического танца;
- упражнения стрейч - характера,;
- упражнения для разогрева стопы и голеностопа.
Разминка, основная часть подготовки к ежедневным занятиям и выступлениям на сцене, служит защитой от травм. Под разминкой подразумевается комплекс мер, при помощи которых танцор физически и умственно готовится к движению, такая подготовка уменьшает риск получения травмы. Общие разминочные упражнения повышают готовность всего тела к исполнению танца. В специфических упражнениях повторяются особые движения, которые разогревают мышцы, важные для танцора. Активная разминка сопровождается мышечной работой, во время которой усиливается циркуляция крови, температура мышц повышается, и система кровообращения готовится к предстоящему занятию. Важно разогреть все мышечные группы и отдельные мышцы, которые будут задействованы во время занятия.
Педагог имеет возможность выбирать тот разогрев, который наиболее полно готовит тело исполнителя для дальнейших нагрузок, необходимых для выполнения задач урока. Темп разогрева также может быть различным: упражнения в медленном темпе, построенные на статическом напряжении, или, выполняемые в быстром темпе.
3. Экзерсис на середине зала в технике современного танца (20 мин.):
- Plié-relieve
- Grand Plié
- Battement tendu
- Battement tendu jeté
- Rond de'jamb par terre
- Battement fondu
- Battement frappe
- Adajio
- Grand battement
- Port de bras
Необходимо помнить, что различные упражнения в зависимости от их координационной сложности, выразительного аспекта представляют разную психологическую трудность для занимающихся. Поэтому координационно и выразительно сложные движения, требующие внимания и сосредоточенности, должны сменяться более простыми. Рекомендуется сначала применять движения несложные по своей структуре, не вызывающие особого напряжения внимания и памяти, постепенно повышая, однако, физическую трудность выполнения. Затем можно переходить к более сложным движениям, которые требуют большей степени внимания и затраты физических сил, и, наконец, применять упражнения наиболее сложные в координационном отношении, но позволяющие уменьшить физическую нагрузку. Важное место в построении занятия занимает методика составления учебных комбинаций (комбинированных заданий), т.е. различных соединений из движений классического и современного танцев, прыжков, равновесии, поворотов, акробатических элементов и т. п. Здесь не может быть единого рецепта, многое зависит от хореографа.
4. Кроссы. Передвижения в пространстве (15 мин.).
Вращения и прыжки:
- Со сменой направления (три вращения вправо, один влево)
- Полтора оборота
- Тур en de horse на одной ноге вправо и влево
- Фронтально комбинация вращений с Pas de burre
- Фронтально прыжки с Hinge
- Джазовые прыжки в диагональ
- тройной шаг - «триплет» вперед
- триплет с подъемом ноги на устойчивость
Для музыкального оформления занятий современного танца используется музыка современных направлений. В музыкальном сопровождении не используется «живого» аккомпанемента, как в занятиях классическим или народным танцем, но есть исключения, это использование барабанов или иных инструментов, создающих ритм. Но все-таки специфика современного танца требует современного звучания, воспроизведения современных ритмов, которые доступны только инструментальным группам. Поэтому занятия в основном проводятся под звучание фонограмм.
Музыкальное сопровождение должно быть выразительным, характерным для каждого вида упражнения, где ясно прослушивается музыкальная фраза, укладывающееся количество тактов, соответствующее продолжительности упражнения. Давая определенный темп, метр и ритмический рисунок, музыка выявляет и подчеркивает характерные особенности движения, помогает его выполнению и одновременно приучает обучающихся понимать соответствие между характером музыки и характер движения. Определенный метр, темп, рисунок выявляют и подчеркивают технический характер движения: мелодия, разнообразно гармонизированная, создает эмоциональную окраску движений, подчиняет движения музыке и обеспечивает музыкальную насыщенность уроку. Если в хореографическом номере мы подчиняемся музыке, передаем ее содержание и форму, то в уроке происходит обратное явление: музыка должна по своей форме подчиняться движению. Все комбинации урока должны строиться с учетом музыкальной фразы (тактовой квадратности), начинаться и заканчиваться вместе с нею. Музыкальные фразы могут быть малые и большие: четыре такта, восемь, шестнадцать, тридцать два и т.д.
Все музыкальное сопровождение для открытого урока полностью подобрано педагогом. Для каждой комбинации движений есть своя определенная музыка. Большая сложность состояла в компоновки музыки, поскольку нужно было четко подогнать комбинацию так, чтобы в ней было ровное количество тактов с учетом переходов из комбинации в комбинацию.
5. Импровизация (10 мин.)
Это завершающий раздел занятия. Импровизация – это различные сочетания движений, т.е. танцевальные комбинации. Нет никаких «рецептов» построения комбинаций. Это может быть комбинирование шагов, изолированных центров, вращений, упражнений в партере, а также комбинации с нетрадиционными передвижениями на полу типа перекатов, кувырков или на основе движений, заимствованных из модных стилей бытовой хореографии и т. д. Здесь всё зависит от фантазии педагога.
В настоящее время современный танец всё более прогрессирует и завоёвывает популярность. В нем наблюдается удивительная особенность сочетаться с другими видами хореографии, что даёт возможность создания оригинальных хореографических произведений.
6. Хореографический номер «БЛИЖЕ К ЗВЁЗДАМ!» – совокупность танцевальных компонентов (15 мин.)
Завершающий раздел урока, главное требование которого – танцевальность, умение свободно двигаться и выражать себя.
7. Подведение итогов (5 мин.)
Общая продолжительность открытого урока была 80 минут, как и положено для стандартного открытого урока по хореографии. Такая сложная работа помогла сплотить коллектив и открыть новые горизонты для дальнейшего творчества.
В конце занятия педагог оценивает работу каждого учащегося, проводит краткий анализ работы с выявлением ошибок и благодарит воспитанников за трудолюбие и добросовестное отношение к занятиям. После танцевального поклона происходит организованный выход учеников из класса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Семинар по современному танцу К. Килина. 2003г.
2. Обучение современному танцу детей в возрасте 6-7 лет, 8-10 лет, 11-12 лет, Руководитель детского коллектива «Апельсин», Андрей Гришаев, Новосибирск – Новокузнецк, ноябрь, 2004
3. «Джазовый танец для детей» 8-10 лет, «Экспрессивная пластика», Татьяна Брызгалова (эксцентрик Балет Сергея Смирнова), семинар в Новосибирске
4. Джазовый танец, Эльвира Смирнова 2004г
5. Фанки-джаз, модерн, джаз–модерн, джаз, детский танец, г.Новосибирск 2003
6. Никитин В.Ю Джаз-модерн танец – начало обучения, М.: ВЦХТ, 1998. -128с., ил.
7. С.С. Полятков «Основы современного танца»
8. Всё о балете // Сост. Е. Я. Суриц. — М., 1966. Балет: Энциклопедия.— М., 1981.
9. Гринберг М., Тараканов М. Современный мюзикл // Советский музыкальный театр. — М.: Советский композитор, 1982.
10. Дункан А. Моя исповедь. — Рига: Книга для всех, 1928.
11. Никитин В. Ю. Модерн-джаз танец: этапы развития, метод, техника.
— М.: ГИТИС, 2000.
12. Шереметьевская Н. Танец на эстраде. — М.: Искусство, 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка открытого занятия по английскому языку "Ткани" в 402 группе
Данная учебно-методическая разработка открытого занятия "Ткани" предназначена для преподавателей английского языка для студентов 4го курса специальности "Технология швейного производства" в СПО...
Методическая разработка открытого занятия по дисциплине" Немецкий язык" по теме: «Das Auto. Konstruktionsteile»
Средствами иностранного языка мы не только приобщаем студентов к мировой культуре, к общечеловеческим ценностям и культуре своего народа, но и погружаем в будущую специальность, обучаем п...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ «Тригонометрическая и показательная формы комплексного числа. Переход от алгебраической формы комплексного числа к тригонометрической форме, показательной форме и обратно»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯпо предмету: Элементы высшей математики (ЕН 01) по теме:«Тригонометрическая и показательная формы комплексного числа. Переход от алгебраической формы...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА" - ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 "КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА"Приложения к МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯпо предмету: Элементы высшей математики (ЕН 01) по теме:«Тригонометрическая и показательная формы компле...
Методические рекомендации для преподавателей по составлению методической разработки открытого занятия
В предложенном материале приводится примернst рекомкендации по структурированию и написанию методических разработок учебных занятий. Материал можент быть полезен преопдавателям СПО и...
Методическая разработка открытого занятия на тему "Испытание любовью" (По роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")
Настоящая методическая разработка представляет собой учебно-методический комплект урока на тему: «Испытание любовью» (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»).В процессе ...
Методическая разработка открытого занятия . План-конспект открытого занятия по теме «Пермогорская роспись. Элемент пермогорской росписи «Древо Жизни»
открытое занятие по теме "Пермогорская роспись.Элемент пермогорской росписи"Древо жизни"...