Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины «Основы экономики» для специальности 13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование»
учебно-методический материал
Контрольно-оценочные средства по дисциплине "Основы экономики" раскрывают уровень подготовки в части освоения основного вида профессиональной (ВПД): проблемы макро- и микроэкономики, блага и потребности, типы экономических систем т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kos.docx | 665.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ , НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«НОВОРОССИЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКОНОМИКИ»
(ГАПОУ КК «НКСЭ»)
Комплект
контрольно-оценочных средств
учебной дисциплины «Основы экономики»
для специальности 13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование»
Новороссийск 2021
УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УР _______ М.А.Кондратюк «___»________2021г. CОГЛАСОВАНО Научно-методический совет протокол №___ от «__»_________2021г. _________Э.М.Ребрина | ОДОБРЕНО на заседании ЦМК «Социально-экономических дисциплин» протокол № ____ от «___» _______2021г. Председатель ЦМК _________А.И.Лондаренко | КОС составлен в соответствии ФГОС СПО для укрупненной группы специальностей 13.00.00. «Электро-и теплоэнергетика», специальности 13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование», приказ Министерства образования и науки РФ № 823 от 28.07.2014, Зарегистрирован в Минюсте приказ № 33824 от 25.08.2014 г. |
Разработчик:
___________ Е.А. Гузий
преподаватель
экономических дисциплин
ГАПОУ КК «НКСЭ»
Рецензент:
__________ Н.В. Делиховская
преподаватель
ГАПОУ КК «НКСЭ»
___________________
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств 4
2. Комплект контрольно-оценочных средств 9
3. Организация контроля и оценки уровня освоения программы 25
4. Пакет экзаменатора 27
I. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств.
1. Общие данные
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Основы экономики».
КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.
КОС разработан на основании:
- рабочей программы общепрофессиональной учебной дисциплины «Основы экономики» специальности 13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование» СПО базовой подготовки.
2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
2.1. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих и профессиональных компетенций (Таблица 1):
Результаты обучения: умения, знания и общие компетенции | Показатели оценки результата | Критерии | Тип задания № | ОК+ПК | Формы и методы контроля и оценки (в соответствии с РП УД и РУП) | |
Текущий контроль | Промежуточная аттестация | |||||
Уметь | ||||||
У-1. Уметь находить и использовать необходимую экономическую информацию. | Демонстрация умений находить и использовать необходимую экономическую информацию. | Правильность и полнота демонстрации умений поиска и использования необходимой экономической информации. | ТЗ ПЗ-1-6 |
ОК 1-9 ПК1.1 ПК-1.2 ПК-3-2 ПК-4.1 | Устный и письменный опрос Контроль по результатам выполнения практической работы. | Дифференцированный зачет |
У-2.Уметь определять организационно-правовые формы организаций | Демонстрация умений определять организационно-правовые формы организаций | Правильность и полнота демонстрации умения определять организационно-правовые формы организаций | ТЗ ПР-2 ПР-3 ПР-4 | ОК 1-9 ПК-3-2 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 | Устный и письменный опрос Контроль по результатам выполнения практической работы. Контроль по результатам тестирования. | Дифференцированный зачет |
У-3.Уметь определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации | Демонстрация умений определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации | Правильность и полнота демонстрации умения определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации | ТЗ ПР-3 ПР-4 | ОК 1-9 ПК-3-2 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 | Устный и письменный опрос Контроль по результатам выполнения практической работы. Контроль по результатам тестирования. | Дифференцированный зачет |
У-4.Уметь оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев | Демонстрация умений оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев | Правильность и полнота демонстрации умения оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев | ТЗ ПР-3 ПР-4 | ОК 1-9 ПК-3-2 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 | Устный и письменный опрос Контроль по результатам выполнения практической работы. Контроль по результатам тестирования. | Дифференцированный зачет |
У-5.Уметь рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации). | Демонстрация умений рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации. | Правильность и полнота демонстрации умений рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации. | ТЗ ПР-3 ПР-4 ПР-6 | ОК 1-9 ПК 3-2 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 | Устный и письменный опрос Контроль по результатам выполнения практической работы. Контроль по результатам тестирования. | Дифференцированный зачет |
Знать: | ||||||
З-1.Знать действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность.
| Воспроизведение действующих законодательных и нормативных актов, регулирующих производственно-хозяйственную деятельность. | Правильно и в полном объеме воспроизведены общие положения экономической теории. | ТЗ ПР-3 Итоговый тест | ОК 1-9 ПК1.1 ПК-1.2 | Устный и письменный опрос Контроль по результатам тестирования. | Дифференцированный зачет |
З-2.Знать основные технико-экономические показатели деятельности организации. | Перечисление основных технико-экономических показателей организации. | Правильно и в полном объеме описана организация производственного и технологического процессов. | ТЗ Итоговый тест | ОК 1-9 ПК 1.1 ПК-1.2 | Устный и письменный опрос Контроль по результатам тестирования. | Дифференцированный зачет |
З-3.Знать методики расчета основных технико-экономических показателей организации | Описание методики расчета основных технико-экономических показателей | Правильно и в полном объеме перечислены формы оплаты труда, механизм ценообразования на продукцию (услуги). | ТЗ Итоговый тест | ОК 1-9 ПК-4.3 | Устный и письменный опрос Контроль по результатам тестирования. Контроль по результатам выполнения практических заданий | Дифференцированный зачет |
З-4.Знать методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования | Описание методов управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования | Правильно и в полном объеме описаны методы управления основными и оборотными средствами, дана оценка эффективности их использования | ТЗ ПР-1 Итоговый тест | ОК 1-9 ПК-1.1 ПК-1.2 | Устный и письменный опрос Контроль по результатам тестирования. Контроль по результатам выполнения практических заданий | Дифференцированный зачет |
З-5. Знать механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях. | Описание механизма ценообразования на продукцию (услуги), перечисление форм оплаты труда. | Правильно и в полном объеме описан механизм ценообразования на продукцию (услуги), перечислены форм оплаты труда. | ТЗ ПЗ Итоговый тест | ОК 1-9 ПК-1.1. ПК-1.2 | Устный и письменный опрос Контроль по результатам тестирования. Контроль по результатам выполнения практических заданий. | Дифференцированный зачет |
З.6. Знать основные принципы построения экономической системы организации | Понимание принципов построения экономической системы организации | Правильно и в полном объеме описаны принципы построения экономической системы организации | ТЗ ПЗ Итоговый тест | ОК 1-9 ПК-1.1. ПК-1.2 | Устный и письменный опрос Контроль по результатам тестирования. Контроль по результатам выполнения практических заданий. | Дифференцированный зачет |
З-7. Знать основы маркетинговой деятельности, менеджмента и принципы делового общения, особенности менеджмента в области профессиональной деятельности | Понимание основ маркетинговой деятельности, менеджмента и делового общения, особенностей менеджмента в области профессиональной деятельности | Правильно и в полном объеме раскрыты основы маркетинговой деятельности, менеджмента и делового общения, особенности менеджмента в области профессиональной деятельности | ТЗ ПЗ Итоговый тест | ОК1-9 ПК1.1. ПК-1.2 | Устный и письменный опрос Контроль по результатам тестирования. Контроль по результатам выполнения практических заданий. | Дифференцированный зачет |
З-8. Знать основы организации работы коллектива исполнителей | Понимание основ организации работы коллектива исполнителей | Правильно и в полном объеме раскрыты основы организации работы коллектива исполнителей | ТЗ ПЗ Итоговый тест | ОК 1-9 | Устный и письменный опрос Контроль по результатам тестирования. Контроль по результатам выполнения практических заданий. | Дифференцированный зачет |
З-9. Знать основы планирования, финансирования и кредитования организации | Понимание основ планирования, финансирования и кредитования организации | Правильно и в полном объеме раскрыты основы планирования, принципы финансирования и кредитования организации | ТЗ ПЗ Итоговый тест | ОК 1-9 ПК1.1. ПК-1.2 | Устный и письменный опрос Контроль по результатам тестирования. Контроль по результатам выполнения практических заданий. | Дифференцированный зачет |
3.10. Знать общую производственную и организационную структуру организации | Описание производственной и организационной структуры организации | Правильно и в полном объеме описана производственная и организационная структура организации | ТЗ ПЗ Итоговый тест | ОК 1-9 ПК1.1. ПК-1.2 | Устный и письменный опрос Контроль по результатам тестирования. Контроль по результатам выполнения практических заданий. | Дифференцированный зачет |
3.11. Знать современное состояние и перспективы развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике | Понимание современного состояния и перспектив развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике | Правильное описание современного состояния и перспектив развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике | ТЗ ПЗ Итоговый тест | ОК 1-9 ПК1.1. ПК-1.2 | Устный и письменный опрос Контроль по результатам тестирования. Контроль по результатам выполнения практических заданий. | Дифференцированный зачет |
3.12. Знать состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования
| Перечисление состава материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования | Правильно и в полном объеме перечислен состава материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования | ТЗ ПЗ Итоговый тест | ОК 1-9 ПК1.1. ПК-1.2 | Устный и письменный опрос Контроль по результатам тестирования. Контроль по результатам выполнения практических заданий. | Дифференцированный зачет |
З.13. Знать - способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии
| Воспроизведение способов экономии ресурсов, энерго- и материалосберегающих технологий. | Правильное и в полном объеме воспроизведение способов экономии ресурсов, энерго- и материалосберегающих технологий. | ТЗ ПЗ Итоговый тест | ОК 1-9 ПК1.1. ПК-1.2 | Устный и письменный опрос Контроль по результатам тестирования. Контроль по результатам выполнения практических заданий. | Дифференцированный зачет |
З.14. Знать формы организации и оплаты труда | Описание форм организации и оплаты труда | Правильное и в полном объеме описание форм организации и оплаты труда | ТЗ ПЗ Итоговый тест | ОК 1-9 ПК1.1. ПК-1.2 | Устный и письменный опрос Контроль по результатам тестирования. Контроль по результатам выполнения практических заданий. | Дифференцированный зачет |
2. Комплект оценочных средств.
2.1. Теоретические задания – ТЗ (для устного или письменного контроля)
Раздел 1.Экономика и ее роль в жизни общества.
Тема 1.1. Предмет, метод и функции экономической теории
Тема1.2. Экономика и производство.
Тема 1.3. Основные экономические проблемы общества.
Тема 1.4.Экономическая система общества
Раздел 2. Микроэкономика
Тема 2.1.Условия формирования рыночного обмена.
Тема 2.2. Рынок как развитая система товарно-денежных отношений.
Тема 2.3.Теория спроса и предложения.
Тема 2.4.Рыночные структуры и роль конкуренции в экономическом механизме.
Тема2.5.Экономические основы бизнеса.
Тема 2.6.Теория поведения фирмы в условиях рынка.
Раздел 3.Макроэкономика
Тема 3.1 Основные макроэкономические показатели
Тема 3.2.Макроэкономическое равновесие и макроэкономическая динамика.
Тема 3.3 Цикличность развития рыночной экономики
Раздел 4.Государственное регулирование макроэкономики.
Тема 4.1 Денежно – кредитная политика государства
Тема 4.2.Налогово - бюджетная политика государства.
Тема 4.3.Социальная политика государства
2.2. Тестовый контроль.
Вариант- 1.
Найти правильный ответ.
1.Экономические отношения – это:
а. отношения между людьми, связанные с их повседневной жизнью
б. международные отношения, которые складываются между отдельными странами
в. отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг
г. отношения, складывающиеся в политической, социальной и духовной жизни общества
2.Материальные и интеллектуальные элементы, необходимые для организации процесса производства называются:
а. бесплатными благами
б. трудом
в. деньгами
г. ресурсами
3.Наивысшей потребностью в пирамиде потребностей по Маслоу является:
а. потребность в уважении
б. потребность в безопасности
в. физиологические потребности
г. потребность в саморазвитии
4.Что означает категория редкость
а. высокое качество
б. ограниченность
в. неповторимость
г. трудоемкость
5.Количество одного товара, которым необходимо пожертвовать для увеличения другого товара на одну единицу, называют:
а. предельными издержками
б. постоянными издержками
в.альтернативными издержками
г.средними издержками
6. Экономические блага характеризуются:
а. способностью удовлетворять потребность
б. редкостью
в. ценностью
г. верны все ответы
7.Чем отличаются экономические ресурсы от факторов производства
а. экономические ресурсы то же, что и факторы производства;
б. к факторам производства не относятся трудовые ресурсы;
в. факторы производства -это вовлечённые в процесс производства экономические ресурсы.
г. факторы производства – это финансовые ресурсы.
8. Что имеют ввиду экономисты, утверждая, что каждая экономическая система сталкивается с фактом ограниченности ресурсов
а. в любой экономике бывают периоды спада, когда существует ограниченность ресурсов;
б. производственные ресурсы никогда не бывают достаточными, чтобы удовлетворить все человеческие потребности;
в. с ограниченностью ресурсов сталкиваются только бедные государства,
г. ограниченность ресурсов присуща только командно-административной экономической системе.
9. Какая из названных характеристик не относится к административно-командной экономике
а. свобода частного предпринимательства
б. экономика носит планомерный характер
г. установление государством цен на товары и услуги
10. Проблемы: что, как и для кого производить могут иметь отношение:
а. только к командно-административной системе;
б. к любой экономической системе;
в. только к рыночной системе
г.все варианты верны.
11. Какой из перечисленных ниже элементов является наиболее важным для рыночной экономики:
а. активная конкуренция на рынке;
б.эффективные профсоюзы;
в.продуманное государственное регулирование
г.централизованное планирование экономики.
12. Административно-командная система может обойтись без:
а. государственной(общенародной) формы собственности
б. свободной конкуренции на внутреннем рынке
в. централизованного планировании
г.государственного ценообразования
13.Какие черты рыночной экономики существовали в период расцвета
административно-командной системы:
а. конкуренция
б. частная собственность на землю
в. свобода ценообразования на негосударственном рынке товаров и услуг
г. свобода предпринимательского выбора
Вариант - 2.
1. Что входит в понятие «факторы производства»
а. наследство, недвижимость
б. производительность труда и рентабельность производства
в. основной и оборотный капитал
г.земля, труд и капитал
2. Собственность – это:
а. отношение человека к вещи;
б. сама вещь;
в. отношение людей друг к другу
г. отношения субъектов по поводу присвоения объектов собственности
3. Если производство осуществляется в интересах отдельного индивидуума, то это –
а. коллективная собственность и коллективное присвоение;
б.частная собственность и частное присвоение;
в. общественная собственность и общественное присвоение;
г. все ответы неверны.
4. Общей чертой рыночной и командной экономики является:
а. принятие государственных планов, обязательных для товаропроизводителей
б. распределение государством ресурсов для производителей тех или иных товаров
в. существование правовых норм, регулирующих экономическую деятельность
г.преобладание частной собственности.
5. Как называется собственность, заключающаяся в том, что объекты собственности принадлежат отдельным лицам или семьям.
а. государственная
б.корпоративная
в. кооперативная
г. частная
6.Какая из названных характеристик не относится к административно-командной
экономике
а. свобода частного предпринимательства
б.централизованное планирование
в. установление государством цен на товары и услуги
г. общенародная форма собственности
- Какой из перечисленных ниже элементов является наиболее важным для
рыночной экономики:
а. активная конкуренция на рынке
б. эффективные профсоюзы
в. продуманное государственное регулирование
г.централизованное планирование
8. В административно-командной экономике вопрос о том, какие товары и услуги производить решают:
а. потребители
б. государство
в. зарубежные инвесторы
г.частные производители.
9. Проблемы: что производить, как производить и для кого производить имеют отношение:
а. только к командно-административной системе
б. к любой экономической системе
в. только к рыночной системе
г. все варианты верны.
10.Система организации производства, основанная на частной собственности – это
а. рыночная экономика
б. смешанная экономика
в. традиционна экономика
г.командно-административная.
11.Определите объективные условия возникновения и функционирования рыночного хозяйства
а. самостоятельность предпринимателей
б. общественное разделение труда
в. экономическая обособленность субъектов экономики
г. все варианты верны.
12. Что из перечисленного изучает микроэкономика
а. производство в масштабе всей экономики;
б. численность занятых в хозяйстве
в. производство товаров и услуг
г. экономические отношения в масштабах одной хозяйствующей структуры.
Раздел 2. Микроэкономика.
ТЗ-2.1 Понятийный диктант.
1.Товар
2.Деньги
3.Наличные деньги
4.Безналичные деньги
5.Инфляция
6.Масштаб цен
7.Девальвация
8.Ревальвация
9.Ценная бумага
10.Акция
11.Рынок
12.Конкуренция
13.Монополия
14.Олигополия
2.3 Эталоны ответов на тест 3:
№ вопроса | ответы | баллы | № вопроса | ответы | баллы | № вопроса | ответы | баллы | № вопроса | ответы | баллы |
1 | Г | 1 | 6 | А Г Д | 1 | 11 | А | 1 | 16 | В | 1 |
2 | А Г Д | 1 | 7 | 1.Б В Е 2.А Г Д | 1 | 12 | А | 1 | 17 | А В Д | 1 |
3 | Б Г | 1 | 8 | А В | 1 | 13 | В | 1 | 18 | В | 1 |
4 | А В Г | 1 | 9 | АБГДЖЗ | 1 | 14 | В | 1 | 19 | Наблюдение | 1 |
5 | А Г Д | 1 | 10 | АБГДЕЗ | 1 | 15 | А | 1 | 20 | Б | 1 |
Критерии оценки.
За правильный ответ на каждое задание ставится 1 балл.
Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует, ставится 0 баллов.
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59%.
Условия выполнения задания:
- Время выполнения задания: 2 академических часа.
- Требования охраны труда: инструктаж по технике безопасности
- Оборудование: бумага, ручка
2.4. Практические работы
Практическая работа № 1. Построение КПВ
Цель: научиться по данным строить кривую производственных возможностей
Теоретическая часть.
Основная проблема экономики состоит в разрешении противоречия между желанием людей удовлетворить свои потребности и ограниченностью ресурсов, находящихся в их распоряжении. Это проблема выбора.
Так как экономические ресурсы по своей сути ограничены, то всегда существует проблема альтернативности их использования.
Отражением проблемы выбора является постановка трех основных вопросов экономики: «Что производить?», «Как производить?». «Для кого производить?»
Смысл выбора – эффективность, т.е. такое использование экономических ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей общества при минимальных затратах.
Алгоритм выполнения заданий.
Кривая производственных возможностей раскрывает графическую взаимосвязь производства двух товаров, например ,товара А и товара Б.
Для построения КПВ на осях координат отмечаем различные варианты сочетания производства товара А и товара Б
Соединяем точки на кривой и получаем КПВ.
При построении КПВ необходимо учесть, что сделаны следующие допущения:
-Экономика работает в условиях полной занятости.
-Производится только два продукта.
-Технология производства не изменена.
Вариант-1
Задание 1 .Допустим, что общая ограниченность ресурсов позволяет за год производить (станки и запчасти) в следующих альтернативах соотношениях:
Вид продукта | Производственные альтернативы | ||||
А | Б | В | Г | Д | |
Запчасти (млн.шт.) | 10 | 9 | 7 | 4 | 0 |
Станки (тыс.шт.) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
На основании данных таблицы ,построить кривую производственных возможностей (КПВ) и дать ответы на следующие вопросы:
- Что показывают точки на « кривой»?
- О чем свидетельствуют точки, допустим N и M, находящиеся за границей производственных возможностей данного производства.
- Что произойдет с КПВ, если изменится технология и произойдет техническое обновление производства.
Задание 2. В условиях экономического роста происходит обновление основного капитала, совершенствуются технологии производства, количественно и качественно меняются факторы производства. Допустим, что производство запчастей увеличилось на 30%, а станков – в два раза.
Вид продукта | Производственные альтернативы | ||||
А1 | Б1 | В1 | Г1 | Д1 | |
Запчасти (млн.шт.) | 13 | 12 | 9 | 6 | 0 |
Станки (тыс.шт.) | 0 | 2 | 4 | 6 | 8 |
Построить кривую производственных возможностей с учетом заданных параметров.
Что характеризует данная КПВ?
Вариант - 2
Задание 1.Исходя из данных таблицы ,построить кривую производственных возможностей выпуска военной продукции и гражданских товаров:
Вид Продукта | Производственные альтернативы | ||||
А | Б | В | Г | Д | |
Автомобили(млн.шт.) | 0 | 12 | 14 | 16 | 18 |
Управляемые ракеты (тыс.шт.) | 10 | 8 | 6 | 4 | 0 |
Изобразите графически производственные возможности предприятия.
Что показывают точки на кривой?
Обозначьте точку М внутри кривой и точку N вне кривой. Что показывают эти точки?
Что должно произойти ,прежде чем экономика сможет достичь уровня производства, который показан точкой N ?
Задание 2.
Начертите кривую производственных возможностей для случая ,когда технология производства управляемых ракет усовершенствовалась , а технология производства
автомобилей осталась неизменной.
Вариант - 3
Задание 1. Исходя из данных таблицы, построить кривую производственных возможностей.
Производственные возможности | Потребительские товары | Инвестиционные товары |
А | 0 | 15 |
В | 1 | 14 |
С | 2 | 12 |
Д | 3 | 9 |
Е | 4 | 5 |
F | 5 | 0 |
1.Чем продиктована проблема выбора ?
2.Что показывают точки на КПВ?
3.Что характеризуют точки N и М, находящиеся за границей производственных возможностей.
4.Что означает эффективность производства?
Задание 2.Представьте графически изменения кривой производственных возможностей, если произойдет изменение технологии производства потребительских и инвестиционных товаров.
1.Что произойдет с КПВ?
2.О чем свидетельствует данная ситуация?
3.Почему перед юридическими и физическими лицами стоит проблема выбора?
4.В чем сущность проблемы выбора?
Дополнительные задачи:
Задача 1. Фабрика производит подушки и матрасы. Если все ресурсы пустить на производство подушек, то получиться 100 тыс. шт. Если все ресурсы пустить на матрасы, то получиться 70 тыс. шт. Постройте КПВ фабрики и определите какое количество подушек получится, если планируется произвести 30 тыс. матрасов.
Задача 2. Максимальный объем производства стульев за месяц – 100 шт. Максимальный объем производства комодов за тот же период – 25 шт. Сколько комодов произведут за месяц, если производство стульев упало на 35%.
Задача 3. Бумажная фабрика производит блокноты и тетради. Если все ресурсы пустить на производство блокноты, то получиться 300 тыс. шт. Если все ресурсы пустить на тетради, то получиться 210 тыс. шт.. Постройте КПВ бумажной фабрики и определите какое количество тетрадей получится, если планируется произвести 250 тыс. шт. блокнотов.
Задача 4. Максимальный объем производства тарелок – 500 шт. в месяц. Максимальный объем производства чашей за тот же период – 700 шт. Сколько тарелок произведут за месяц, если производство чашек упало на 15%
Задача 5. Выполняя задания Центра, майор Пронин узнал, что точка А (90т. пушек, 80 т.масла), В (70т. пушек и 100т.масла) и С (30т. пушек и 120т. масла). Кроме того, он выведал, что генеральный штаб врага планирует произвести 50 т пушек. Постройте КПВ и определите, сколько в итоге тонн масла выпустит враг.
Задача 6. Дедушка, отец и сын организовали семейный бизнес по изготовлению столов и стульев. За год отец может изготовить 50 столов или 100 стульев, дедушка – 40 столов или 100 стульев, а сын – 100 столов или 150 стульев. Постройте КПВ семьи
Задача 7. Два фермера могут выращивать свеклу и картофель, засеивая им свои угодья в любой пропорции. Петр все свои поля отведет под свеклу, то он соберет урожай – 3000 т., а если под картофель – 2000т. У Павла другая ситуация. Он может получить 4800т.свеклы или 2400 т.картофеля.
Постройте общую КПВ
Задача 8. Постройте КПВ, исходя из следующих данных.
На одном поле фермер может вырастить либо 200 т.картофеля, либо 120т.пшеницы. Сколько вырастит пшеницы, если планируется посадить130 т. картофеля?
Практическая работа №. Построение кривых спроса и предложения. Равновесная цена.
Цель работы: научиться построению кривых спроса и предложения; уметь определять равновесную цену и равновесный объем
Оборудование: проектор, экран, методические указания
Теоретическая часть.
Основные проблемы рыночной организации производства: что производить, как производить, для кого производить – решаются через механизм спроса и предложения.
В экономике спрос рассматривают непросто как потребность в определенных благах, а как платежеспособную потребность, т.е. потребность в товарах, обеспеченную денежными средствами.
Спрос – это количество товаров и услуг, которое потребитель может приобрести в данный момент по данной цене. Математически зависимость между ценой и количеством приобретаемого товара была сформулирована А. Курно и называется законом спроса. Между ценой и количеством покупок существует обратная зависимость.
Между ценой и количеством предлагаемого товара существует прямая зависимость.
Равновесная цена на практике показывает соответствие спроса и предложения.
Равновесная цена –это цена, по которой покупатель согласен купить, а продавец готов продать товар.
Алгоритм выполнения задания.
1.Построить кривую спроса.
1.1..Исходя из данных таблицы, на вертикальной оси откладываем размер цены (P), а на горизонтальной оси количество товаров и услуг (Qd).
1.2.Соединяем точки и строим кривую спроса.
1.3.Затем строим кривую предложения.
1.4.На осях координат откладываем размер цены и объем предложения (Qs), соединяем точки и получаем кривую предложения.
1.5.Путем наложения кривой спроса на кривую предложения, находим точку пересечения двух кривых. Точка пересечения и есть равновесная цена.
Вариант- 1
Задание 1. Определите рыночную цену товара, исходя из данных таблицы:
Цена товара (P) в руб. | Количество продукции (Q) | |
Спрос (Qd) | Предложение(Qs) | |
10 | 600 | 100 |
16 | 400 | 200 |
20 | 300 | 300 |
25 | 250 | 400 |
30 | 200 | 500 |
Вопросы к практической работе:
1.Чему равна равновесная цена на данном рынке?
2.Что произойдет на рынке данного товара, если цена окажется выше или ниже равновесной?
3.Назовите неценовые факторы, влияющие на величину предложения.
Вариант 2
Задание 1.Предположим, что на рынке кофе спрос и предложение характеризуются следующими данными: ( смотри таблицу). Представьте графически закон спроса и закон предложения. Что произойдет с кривой спроса под воздействием неценовых факторов.
Цена (P) за 1 кг. (долл.) | Объем спроса (Qd) кг | Объем предложения (Qs) кг |
2 4 8 10 14 16 | 80 70 60 50 40 20 | 20 30 40 50 70 80 |
Вопросы к практической работе:
1.Назовите неценовые факторы, влияющие на величину спроса
2.Что показывает закон предложения?
3.Что показывают точки на кривой предложения?
Вариант -3
Задание 1. Предположим, что на рынке действует 500 покупателей и 500 продавцов. В таблице приведен спрос и предложение товара (яблоки).
Построить график кривой спроса и предложения
Цена (Р) за 1кг, руб. | Спрос(Qd), кг | Предложение(Qs), кг | ||
30 | 250 | 700 | ||
25 | 300 | 600 | ||
20 | 500 | 500 | ||
15 | 700 | 400 | ||
10 | 800 | 200 |
Вопросы к практической работе:
1.Чему равна равновесная цена на данный товар.
2.Назовите исключения закона спроса
3.О чем свидетельствует ситуация, при которой цена на условный товар окажется выше или ниже равновесной.
Вариант -4
Задание 1. Допустим, на рынке компьютерной техники, возникла следующая ситуация (смотри таблицу). Исходя из данных, предоставленных в таблице построить кривую спроса и предложения.
Цена товара (P) в тыс. руб. | Объем(Q) | |
Спрос (Qd) в шт. | Предложение(Qs) | |
15 | 70 | 10 |
20 | 60 | 30 |
30 | 50 | 50 |
40 | 40 | 70 |
50 | 30 | 90 |
Вопросы к практической работе:
1.Чему равна равновесная цена на этом рынке?
2.Представьте графически изменение кривой предложения под воздействием неценовых факторов.
3.В чем состоят парадоксы закона спроса.
Задача – образец № 1.
Спрос на товар А описывается уравнением:
Qd = 50 – 6 · Р.
Предложение товара А:
Qs = 4 · Р – 10.
Определите равновесную цену и количество товара
Использовать аналитический метод.
При равновесии:
Qd = Qs
50 – 6 · Р= 4· Р -1
10 · Р = 60
Р0 = 6
Q0 = 4 · 6 – 10 = 14
Ответ: Р0 = 6, Q0 = 14
Самостоятельное решение
Задача 1.
Спрос населения на товар описывается уравнением:
Qd = 7 – Р.
Функция предложения :
Qs = - 5 + 2 · Р.
Определите равновесную цену (Р) 1 штуки (руб.)
и объем (Q) (тыс. шт. )
Решите задачу аналитически.
Задача 2.
Используя данные, представьте графическое изображение
спроса и предложения лесоматериалов и обозначьте на
графике равновесную цену и равновесный объем продукции
Спрос, тыс. куб. м | Цена за 1 куб. м, руб. | Предложение, тыс. куб. м |
100 | 5 | 5 |
80 | 10 | 20 |
60 | 15 | 30 |
40 | 25 | 40 |
30 | 30 | 50 |
7 | 50 | 70 |
Задача 3
Используя приведенные данные, представьте графическое изображение спроса и предложения металлочерепицы. Обозначьте на графике равновесную цену и равновесный объем продукции
Вывод:
Задача 1.
Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P, где Q – кол-во обедов в день, Р – цена обеда (ден. ед.). Вычислите равновесную цену и кол-во проданных обедов по такой цене. Заботясь о студентах, администрация установила цену в 3 ден. ед. за обед. Охарактеризуйте последствия такого решения.
Дано:
QD=2400-100P
QS=1000+250P
P1=3 ден. ед.
Найти: Pe-? Qe-?
Решение:
В состоянии равновесия объем спроса равен объему предложения
2400-100P=1000+250P
1400=350P
P=4 ден. ед. (равновесная цена)
Qe=2400-100P=2000 обедов (равновесный объем)
Р1=3 ден. ед., тогда QD=2400-100*3=2100 обедов
QS=1000+250*3=1750 обедов
Таким образом, при цене обеда 3 ден. ед. наблюдается дефицит, составляющий 350 обедов.
Тест Проверь себя
7 правильных ответов –«5» баллов
5-6 правильных ответов –«4» балла
3-4 правильных ответов – «3» балла
2 и менее правильных ответов «2» балла
1.Ценовые факторы спроса зависят от
а) вкусов покупателей;
б) цены на данный товар;
в) от времени года.
2. Закон предложения гласит - чем выше цена, тем
а) меньше продавцов на рынке;
б) меньше величина спроса;
в) больше продавцов на рынке
3. Закон предложения выражает:
а.) обратную связь между ценой и количеством продаваемого товара
б. )связь между эластичными и неэластичными товарами
в.) прямую связь между ценой и количеством продаваемого товара
г.) меру эластичности каждого товара
4. Что случится с кривой предложения йогуртов, если цена йогурта снизится в 2 раза при прочих равных условиях?
а.) кривая предложения сместится вправо
б.) кривая предложения сместится влево
в.)кривая предложения не изменит своего положения
г.) ничто из вышеперечисленного не подходит
5. Величина предложения показывает:
а.)количество продавцов на рынке
б)количество предлагаемого товара на рынке при данной цене
в.) зависимость между ценой и количеством предлагаемого товара
г) верно 1 и 2
6. Ценовые факторы предложения зависят от
а) вкусов покупателей;
б) цены на данный товар;
в) от времени года.
7. Причиной увеличения предложения видеотехники стало:
а.) снижение цены на товар
б.) снижение таможенных пошлин на ввозимую видеотехнику
в.) снижение цен на комплектующие изделия
Практическая работа № 3
Расчет себестоимости продукции, издержек и прибыли предприятия.
Оборудование: Документация и методические рекомендации.
Цели урока: научиться рассчитывать себестоимость продукции, затраты и прибыль
Теоретическая часть.
Издержки производства – это затраты производственных факторов
на производство и реализацию продукции.
Предпринимателю, прежде всего, необходимо знать общие затраты для производства определенного количества продукции. Такие издержки называются валовыми( ТС). Валовые издержки подразделяются на постоянные и переменные.
Валовые (общие) издержки (ТС) – это совокупность постоянных и переменных издержек.
Постоянные (FC) – это часть валовых издержек фирмы, которые не зависят от объемов производства и имеют место даже при остановке производства.
Переменные (VC) –это часть валовых издержек, которые зависят от объемов производства.
Выбор наилучшего объема производства требует экономического анализа. Критерием такого анализа является динамика средних издержек (АС).
Средние издержки фирмы определяются путем деления общих (валовых) издержек на количество произведенной продукции: АС=ТС/Q.
Средние переменные издержки (АVC) определяются путем деления суммарных переменных издержек (TVC) на количество произведенной продукции(Q): AVC=TVC/Q.
Средние постоянные издержки (АFC) определяются путем деления суммарных постоянных издержек (TFC) на количество произведенной продукции: AFC=TFC/Q.
Вариант-1
Задание 1. Исходя из данных таблицы, рассчитайте: общие постоянные (ТFC), общие переменные (ТVC),), средние общие (ATC), средние постоянные (AFC) и средние переменные (AVC) издержки.
Выпуск шт. | Общие издержки ТС | TFC | TVC | ATC | AFC | AVC |
0 | 30 | |||||
1 | 50 | |||||
2 | 60 | |||||
3 | 75 | |||||
4 | 120 |
Задание 2.Определить рентабельность производства, если:
Цена(P) продукции = 100 pуб., себестоимость (С)-80 руб., объем продукции(Q) -4500ед., авансированный капитал (Кав) составил 1500000 руб.
Ход работы.
Задание 1.Общие издержки: ТС=ТFC+TVC,так как переменные издержки зависят от объема выпускаемой продукции TVC равны 0, постоянные будут равны общим затратам.
По мере увеличения объемов производства, постоянные издержки остаются неизменными, а переменные изменяются. Далее определяем по формулам.
2.Средние общие издержки: АТС=ТС/Q
3.Средние постоянные издержки: АFC=ТFC/Q
4.Средние переменные издержки: AVC=TVC/Q
Выпуск шт. | Общие издержки ТС | ТFC | ТVC | ATC | AFC | AVC |
0 | 30 | 30 | - | - | - | - |
1 | 50 | 30 | 20 | 50 | 30 | 20 |
2 | 60 | 30 | 30 | 30 | 15 | 15 |
3 | 75 | 30 | 45 | 25 | 10 | 15 |
4 | 120 | 30 | 90 | 30 | 7,5 | 22,5 |
Задание 2. Решение: R= (Р- С) Q/ K.ав.*100%
R= (100-80) *4500/1500000*100 =6%.
Вариант-2
Задание 1. На предприятии «Водоприбор» в течении месяца выпускается 10000 насосов. Определить средние общие издержки (АТС), если суммарные постоянные издержки (TFC ) составляют 15000000 у.е., а переменные издержки (TVC ) – 300000000 у.е.
Задание 2. Определить рентабельность (R) производства, если:
Цена единицы продукции (Р) = 100 руб., себестоимость продукции (С) = 80 руб., объём продукции (Q )= 2000 ед., авансированный капитал (К ав.) = 800.000 руб.
Ход работы.
Задание 1. Для определения средних общих издержек, находим:
1.Средние постоянные издержки (АFC). АFC=TFC/Q = 15000000/10000 =1500 у.е.
2.Средние переменные издержки (AVC). AVC=TVC/Q= 300000000/10000 =300000 уе.
3.Отсюда средние общие издержки (ATC). ATC=AFC+AVC=1500+300000=4=301500 у.е..
Задание 2.
R = (P – C) ∙ Q / Кав. ∙ 100%
R = (100 – 80) ∙ 2000/800.000 ∙ 100% = 5%
Вариант-3
Задание 1.
Фирма, постоянные издержки которой оцениваются в 100 тыс. условных денежных единиц в месяц, запланировала следующие соотношения между ежемесячным производством продукции и показателями переменных издержек:
Кол-во (Q) | Постоянные ТFC | Переменные ТVC | Общие(валовые) ТС | Средние общие (AТC) |
0 | 100 | 0 | ||
6 | 100 | 420 | ||
7 | 100 | 510 |
| |
8 | 100 | 620 | ||
9 | 100 | 750 |
Рассчитайте значения валовых и средних валовых издержек при различных объемах производимой продукции.
Задание2. Предприятие «Красный Октябрь» в течение месяца выпускает 15 тонн конфет. Постоянные издержки (FC) производства равны 50000 долл., переменные издержки (VC) равны 10000 долл. Определите средние общие издержки (ATC).
Ход работы.
Задание 1.
1.Определяем общие издержки (ТС).
ТС=ТFC+TVC =100+420=520 и так далее.
Затем определяем средние валовые издержки (ATC).
ATC=ТС/ Q. АТС= 520/6= 86 и так далее.
Кол-во (Q) | Постоянные ТFC | Переменные ТVC | Общие(валовые) ТС | Средние общие (AТC) |
0 | 100 | 0 | 100 | 0 |
6 | 100 | 420 | 520 | 86 |
7 | 100 | 510 | 610 | 87 |
8 | 100 | 620 | 720 | 90 |
9 | 100 | 750 | 850 | 94 |
Задание 2.
Общие издержки (TC) =FC+VC=50000+10000=60000долл.
Средние общие издержки (ATC) = TC/Q=60000/15000=4 долл.
Вариант-4
Задание 1. На основании данных таблицы, рассчитайте величину валовых и средних валовых издержек.
Объем выпуска(Q) | Постоянные издержки(FC) | Переменные издержки (VC) | Валовые издержки(TC) | Средние валовые(ATC |
0 | 100 | 0 | ||
10 | 100 | 50 | ||
20 | 100 | 100 | ||
30 | 100 | 150 | ||
40 | 100 | 200 |
Задание 2. Определить рентабельность производства, если: P = 200 p., C = 160 p. Q = 600 Кав. = 1.200.000 р.
Ход работы
Задание 2.
Определяем рентабельность производства по формуле
R = (P – C) ∙ Q / К. ∙ 100% ,где R-рентабельность, Р- цена, С-себестоимость,Q-количество произведенной продукции, К –авансированный капитал.
R = (200 – 160) ∙ 6000/1200.000 ∙ 100% = 20%
Задача 1. Швейный цех при годовом объеме выпуска 2 тыс.единиц изделий несет издержки за аренду помещений в размере 25 тыс. д.е. и в виде выплаты процентов 11 тыс.д.е. в год. Кроме того, затраты на оплату труда при выпуске единицы изделия составляют 20 тыс д.е., а затраты на сырье и материалы – 12 тыс д.е. Рассчитайте постоянные и переменные издержки производства, а также совокупные переменные издержки, совокупные общие издержки, величину средних издержек, приходящихся на единицу продукции.
Задача 2. Моторный завод при годовом объеме выпуска 3 тыс.единиц изделий несет издержки за аренду помещений в размере 38 тыс.д.е. и в виде процентов 18 тыс. д.е. в год. Кроме того затраты на оплату труда при выпуске единицы изделия составляют 45 д.е., а затраты на сырье и материалы – 37 д.е. Рассчитайте постоянные и переменные издержки производства, а также совокупные переменные издержки, совокупные общие издержки, величину средних издержек, приходящихся на единицу продукции.
Задача 3. Организация за год произвела и реализовала 100 тыс. штук продукции по цене 100 у.е. за штуку. Затраты на производство этого количества продукции составили:
- на сырье и материалы – 1,5 млн. у.е.,
- на электроэнергию – 200 тыс. у.е.,
- на аренду помещений и транспорта–1 млн.
- З.П. админист. работников - 600 тыс. у.е.,
- З.П. основных рабочих – 800 тыс. у.е.,
- платит 300 тыс. у.е. процентов за заемные средства.
Определите:
- постоянные и переменные издержки;
- общие издержки;
- средние постоянные и переменные издержки;
себестоимость единицы продукции.
Задача 5. Производственное предприятие за год произвело и реализовало 700 000 штук продукции по цене 80 у.е. за штуку. Затраты на производство этого количества продукции составили:
- на сырье и материалы – 1,2 млн. у.е.
- на электроэнергию – 130 тыс. у.е.
- на аренду помещений и трансп. - 900тыс.
- З.П. админист.работников – 400 тыс. у.е.
- основных работников – 500 тыс. у.е.
- платит 150 тыс. у.е. процентов за заемные средства.
Определите:
- постоянные и переменные издержки;
- общие издержки;
- средние постоянные и переменные издержки;
- себестоимость единицы продукции.
Задача 6. Хлебопекарня при готовом объеме выпуска 1.5 тыс. выпуска изделий несет издержки за аренду помещений в размере 21 тыс. д.е. и в виде процентов 11 тыс. д.е. в год. Кроме того, затраты на оплату труда при выпуске единицы изделия составляют 38 д.е., а затраты на сырье и материалы – 23 д.е. Рассчитайте постоянные и переменные издержки производства, а также совокупные переменные издержки, совокупные общие издержки, величину средних издержек, приходящихся на единицу продукции.
Задача 7.. Организация за год произвела и реализовала 600 тыс. штук продукции по цене 90 у.е. за штуку. Затраты на производство этого количества продукции составили: на сырье и материалы – 850 тыс. у.е., на электроэнергию – 120 тыс. у.е., на аренду помещений и транспорта – 460 тыс. у.е., заработная плата административных работников составила 370 тыс. у.е., основных рабочих – 590 тыс. у.е., платит 210 тыс. у.е. процентов за заемные средства. Определите: постоянные и переменные издержки; общие издержки; средние постоянные и переменные издержки; себестоимость единицы продукции.
Практическая работа №3. Определение уровня инфляции.
Цель: научиться рассчитывать темп инфляции, индекс цен и уровень инфляции
Теоретическая часть.
Длительный опыт использования денег научил экономистов жесткой истине: денег в стране должно быть столько, сколько необходимо для нормального производства и торговли – ни больше, ни меньше.
Карл Маркс вывел закон денежного обращения, согласно которому, количество денег, необходимое для обращения, равно сумме цен товаров, деленное на количество оборотов, совершаемое одноименными денежными единицами.
Марксистская формула закона КД=CЦ/ О,
где КД- количество денег,
СЦ – сумма цен товаров, подлежащих реализации,
О - скорость оборота одноименных денежных единиц.
Американский профессор Ирвинг Фишер в своей работе «Покупательная сила денег» вывел знаменитое уравнение обмена : MV=PQ, где M- масса денег, V – скорость обращения денежной массы, P –средний уровень цены, Q- общий объем товаров и услуг.
И.Фишер сделал вывод: масса денег прямо зависит от уровня цен и объема товарной массы и обратно зависит от скорости оборота денег.
Нарушение закона денежного обращения ведет к инфляции. Инфляция- это превышение денежной массы над товарной. Основным проявлением инфляции является рост цен. Для определения темпов роста цен и соответственно типа инфляции, в экономике применяется понятие индекс цен. Индекс цен рассчитывается путем деления стоимости потребительской корзины текущего периода на стоимость потребительской корзины базисного периода в %.
Алгоритм выполнения задания.
Для определения вида инфляции:
-рассчитываем стоимость потребительской корзины текущего и базисного периодов;
-определяем темпы роста цен;
-определяем тип инфляции
Вариант-1
Задание 1 . Рассчитайте индекс цен в сентябре 2012 года по сравнению с сентябрем 2011 г. для некоторого набора товаров, при условии, что количество купленных товаров не изменилось.
Продукт | Цена 2011 г. руб./кг | Кол-во продуктов, кг | Цена 2012 г. руб./кг |
P0 | q0 | P1 | |
Мясо | 280 | 1.5 | 300 |
Колбаса | 230 | 1.0 | 280 |
Сыр | 260 | 1.0 | 280 |
Рыба | 190 | 1.0 | 200 |
Сахар | 25 | 2.0 | 31 |
Крупа | 17 | 1.0 | 22 |
Масло | 125 | 1.0 | 150 |
Определите вид инфляции по темпам роста цен.
Что показывает индекс цен.
Задание 2.
Подсчитайте количество денег, необходимое для обращения, если:
- количество товаров, подлежащих реализации, равно (условно)- 400ед.
- цена единицы товара- 2 тыс.руб.
- в течении года один и тот же денежный знак трижды возвращается в банк и выходит из него.
Вопросы к заданию:
1. От чего зависит количество денег, необходимое для обращения.
2. В какой зависимости находятся денежная масса, скорость обращения денег и объем реализуемой продукции?
Ход работы
Задание 1. Индекс цен показывает изменение цен. Индекс цен рассчитывается как отношения текущих потребительских расходов к расходам такого же ассортимента набора товаров и услуг в ценах базисного периода.
i.Ц. = Ц.тек. периода / Ц.базисного периода* 100 % , где
i. Ц. - индекс цен
Ц т.п.- цена набора товаров и услуг текущего периода
Ц б.п. -цена наборов товаров и услуг базисного периода
Рассчитываем индекс цен:
1.Определяем стоимость набора товаров и услуг текущего периода:
(280*1.5) +(230*1.0)+(260*1.0)+(190*1.0)+(25*2.0)+(17*1.0)+(125*1.0)=1292 руб.
2.Определяем стоимость набора товаров и услуг базисного периода:
(300*1.5) +(280*1.0)+(280*1.0)+(200*1.0)+(31*2.0)+(22*1.0)+(150*1.0)=994 руб.
Отсюда: i.Ц.=1292 / 994* 100%=130%. Цены выросли на 30%, следовательно имеет место галопирующая инфляция.
Задание 2. . Количество денег, необходимое для обращения зависит т суммы цен товаров и скорости обращения денежной массы.
, где
Кд- количество денег
PQ- стоимость товаров и услуг
V-скорость обращения денег.
К. д. = (400*2000) / 3=266,6.
Вариант-2
Задание 1. Рассчитайте индекс цен в сентябре 2012 г. по сравнению с августом месяцем на 200 кг кондитерской продукции, на которую требуется:
Сырье | Кол-во, кг | Цена, руб./кг(август) | Цена руб./кг |
Q | P0 | P1 | |
Сахар | 4 | 24 | 30 |
Мед | 1 | 180 | 300 |
Патока | 2 | 18 | 28 |
Орехи | 10 | 150 | 250 |
Какао | 1 | 100 | 150 |
- О чем свидетельствует данная ситуация?
- Что показывает и как определяется индекс цен?
Задание 2.
Пользуясь «уравнением обмена» И.Фишера сделайте следующий подсчет. В России в 2005 году розничный товарооборот (с учетом нереализованного «челночного экспорта») составил 553 трлн. руб. и объем платных услуг населению-115 трлн. руб. Денежная масса обернулась 7 раз. Сколько потребовалось дополнительно эмитировать денег, если в начале указанного года, в обращении находилось 33,2 трлн. руб.?
Вопросы к заданию:
1.В чем сущность «уравнения обмена» И.Фишера?
2.От чего зависит количество денег необходимое для обращения?
3.Определить, сколько необходимо дополнительно эмитировать денег.
Ход работы
Задание 1. Индекс цен показывает изменение цен. Индекс цен рассчитывается как отношения текущих потребительских расходов к расходам такого же ассортимента набора товаров и услуг в ценах базисного периода.
i.Ц. = Ц.т.п. / Ц.б. п.* 100% , где
i.Ц. - индекс цен
Ц т.п.- цена набора товаров и услуг текущего периода
Ц б.п. -цена наборов товаров и услуг базисного периода
Рассчитываем индекс цен:
1.Определяем стоимость набора товаров базисного периода:
(4*24) +(1*180)+(2*18)+(10*150)+(1*100)=1912
2. Определяем стоимость набора товаров и услуг текущего периода:
(4*30) +(1*300)+(2*28)+(10*250)+(1*150) = 2226
Отсюда: i.Ц.= стоимость п.к. текущего периода / стоимость п.к. базисного периода * 100%=
Задание 2. . Количество денег, необходимое для обращения зависит т суммы цен товаров и скорости обращения денежной массы.
, где
Кд- количество денег
PQ- стоимость товаров и услуг
V-скорость обращения денег.
К. д. = (553+115) / 7=95,4млн.руб.
Дополнительная эмиссия составит: 95,4-33,2=62,2млн.руб.
Вариант-3
Задание 1. Определите тип инфляции по темпам роста цен, исходя из данных, приведенных в таблице.
Продукты | Январь-2013 | Октябрь-2013 | ||||
Цена(P) кг/руб. | Кол-во, кг | ∑p0q0 | Цена(P) кг/руб. | Кол-во, кг | ∑p1q1 | |
p | q | p | q | |||
Мясо | 250 | 1,5 | 300 | 1,5 | ||
Колбаса | 250 | 1,0 | 300 | 1,0 | ||
Сыр | 200 | 1,0 | 260 | 1,0 | ||
Сахар | 30 | 4,0 | 32 | 4,0 | ||
Крупа | 20 | 1,0 | 22 | 1,0 | ||
Масло | 125 | 1,0 | 150 | 1,0 |
Рассчитайте индекс цен в октябре 2013г. по сравнению с январем 2013 года для некоторого набора товаров.
Что показывает потребительская корзина?
Задание 2. Подсчитайте количество денег, необходимое для обращения, если:
1.Товарный оборот составляет (условно) – 240000 ед.
2.Цена единицы товара- 2 тыс.руб.
3.Скорость обращения денег- 8 оборотов в год.
Вопросы к заданию:
1. От чего зависит количество денег, необходимое для обращения.
2.В какой зависимости находятся денежная масса, скорость обращения денег и оббьем реализуемой продукции?
3. Сколько необходимо дополнительно эмитировать денег, если объем реализуемой продукции увеличится на 100000 единиц?
Ход работы
Задание 1. Индекс цен показывает изменение цен. Индекс цен рассчитывается как отношения текущих потребительских расходов к расходам такого же ассортимента набора товаров и услуг в ценах базисного периода.
i.Ц. = Ц.тек. периода / Ц.базисного периода* 100 % , где
i.Ц. - индекс цен
Ц т.п.- цена набора товаров и услуг текущего периода
Ц б.п. -цена наборов товаров и услуг базисного периода
Рассчитываем индекс цен:
1.Определяем стоимость набора товаров и услуг текущего периода:
(300*1.5) +(300*1.0)+(260*1.0)+(32*4,0)+(22*1.0)+(150*1.0)=1310 руб.
2.Определяем стоимость набора товаров и услуг базисного периода:
(250*1.5) +(250*1.0)+(200*1.0)+( 30*4.0)+(20*1.0)+(125*1.0)=1090 руб.
Отсюда: i.Ц.=1499 / 1325* 100%=130%.
Задание 2. . Количество денег, необходимое для обращения зависит т суммы цен товаров и скорости обращения денежной массы.
, где
Кд - количество денег
PQ - стоимость товаров и услуг
V - скорость обращения денег.
К. д. = (240000* 2000) / 8 =60млн.руб.
При увеличении объема реализуемой продукции на 100000 единиц ,необходимо дополнительно эмитировать – 25 млн.руб.
К.д.=(340000* 2000) / 8=85млн.руб.
85- 60= 25 млн. руб.
Вариант-4
Задание 1.Подсчитайте стоимость потребительской корзины на 1января 2012года.
Как изменится стоимость потребительской корзины на 1июля 2012 г., если цены на товары возрастут на 10%?
Продукт | Цена января, руб./кг | Кол-во продуктов, кг | Совокупная стоимость | Цена июля руб./кг | Совокупная стоимость |
P0 | q0 | P1 | |||
Мясо | 180 | 1.5 | |||
Колбаса | 280 | 1.0 | |||
Сыр | 160 | 1.0 | |||
Рыба | 190 | 1.0 | |||
Сахар | 25 | 2.0 | |||
Крупа | 17 | 4.0 | |||
Масло | 125 | 1.0 | |||
Хлеб | 20 | 15 |
- О чем свидетельствует данная ситуация?
- Определите тип инфляции. на 1 января 2012года :
Задание 2. В России в N году розничный товарооборот составил 500млн.руб. и объем платных услуг населению – 150 млн. руб. Денежная масса обернулась 5 раз. Сколько потребовалось дополнительно эмитировать денег, если в начале года в обращении находилось 30 млн.руб.
-Определить количество денег, необходимое для обращения. От чего зависит количество денег?
Ход работы
Задание 1. Определяем стоимость набора товаров и услуг на 1 января 2012года :
(180*1.5) +(280*1.0) +(160*1.0)+ (190*1.0) +(25*2.0) +(17*4.0) +(125*1.0)+(20*15)=1443руб.
На 1июля цены возрастут на 10%. Рассчитываем стоимость товаров и услуг с учетом повышения цен на 10%. Таким образом совокупная стоимость потребительской корзины на 1 июля 2012 года составит 1587 рублей.
Отсюда: i.Ц.=1587 / 1443* 100%=110%.
Задание 2. Количество денег, необходимое для обращения зависит от суммы цен товаров и скорости обращения денежной массы.
, где
Кд - количество денег
PQ - стоимость товаров и услуг
V - скорость обращения денег.
К. д. = (500+150) / 5=130 млн.руб.
Дополнительная эмиссия составит: 130-30 =100 млн.руб.
Задача 1. Каким должен быть уровень инфляции для текущего года, если ожидаемый индекс цен равен 112,4, а в предыдущем году он был 117,5.
Задача 2. Потребительская корзина средней российской семьи в 2001 г. составляла 2725 руб. в мес., а такая же корзина в 2005 г. стоила уже 4100 руб. в мес. Рассчитайте индекс потребительских цен для 2005 г., принимая за базисный 2001 г.
Задача 3. Если индекс цен в прошлом году был 110, а в этом году – 121, то каким будет уровень инфляции в этом году?
Задача 4. Потребительская корзина товаров и услуг, приобретаемых в 2005 г. стоила 3989 руб. в мес., тогда как такая же корзина в ценах 2001 г. стоила 2492 руб. в мес. Рассчитайте индекс потребительских цен для 2005 г., принимая за базисный 2001 г.
Задача 4. Определить уровень инфляции для текущего года на потребительском рынке страны, если индекс цен в декабре текущего года составил 118,3%, а в предыдущем был 113,6%.
Практические работы студента оцениваются по пятибалльной шкале:
Оценка «отлично» ставится в том случае, если студент:
- свободно применяет полученные знания при выполнении практических заданий;
- выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;
- в письменном отчете по работе правильно и аккуратно выполнены все записи;
- при ответах на контрольные вопросы правильно понимает их сущность, дает точное определение и истолкование основных понятий, использует специальную терминологию дисциплины, не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы, сопровождает ответ примерами.
Оценка «хорошо» ставится, если:
- выполнены требования к оценке «отлично», но допущены 2 – 3 недочета при выполнении практических заданий и студент может их исправить самостоятельно или при небольшой помощи преподавателя;
- в письменном отчете по работе делает незначительные ошибки;
- при ответах на контрольные вопросы не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности, но затрудняется в применении знаний в новой ситуации, приведении примеров.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если:
- практическая работа выполнена не полностью, но объем выполненной части позволяет получить правильные результаты и выводы;
- в ходе выполнения работы студент продемонстрировал слабые практические навыки, были допущены ошибки;
- студент умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;
- в письменном отчете по работе допущены ошибки;
- при ответах на контрольные вопросы правильно понимает их сущность, но в ответе имеются отдельные пробелы и при самостоятельном воспроизведении материала требует дополнительных и уточняющих вопросов преподавателя.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если:
- практическая работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов, у студента имеются лишь отдельные представления об изученном материале, большая часть материала не усвоена;
- в письменном отчете по работе допущены грубые ошибки, либо он вообще отсутствует;
- на контрольные вопросы студент не может дать ответов, так как не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.
Условия выполнения задания:
- Время выполнения задания: 2 академических часа.
- Требования охраны труда: инструктаж по технике безопасности
3. Оборудование: бумага, ручка
III. ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Пакет экзаменатора
3.1 Теоретические вопросы для Дифференцированного зачета
1.Экономика и ее роль в жизни общества
2.Основные экономические проблемы общества.
3. Проблема производственных возможностей и эффективности экономики.
4. Построение кривых производственных возможностей и анализ точек кривой внутри и вне ее.
5. Экономическая система общества
6. Административно-командная экономика. Условия функционирования командной экономики. Смешанная экономика.
7. Собственность как основа социально-экономических отношений
8. Условия формирования рыночного обмена
9. Возникновение и сущность денег
11. Рынок как развитая система отношений товарно-денежного обмена
12. Теория спроса и предложения.
13. Построение кривых спроса и предложения.
14. Определение равновесной цены.
15. Анализ смещения кривых спроса и предложения под воздействием неценовых факторов
16. Теория потребительского поведения на рынке.
17. Анализ ситуации на рынке.
18. Понятие конкуренции. Роль конкуренции в экономическом механизме.
19. Основные виды, формы и методы конкурентной борьбы.
20. Олигополия. Монополистическая конкуренция.
21. Монополия и конкуренция. Сущность монополии, причины возникновения и формы.
22.Открытая, закрытая, естественная и искусственная формы монополий.
23. Положительные и отрицательные стороны деятельности монополий. Антимонопольная политика государства.
24. Монополия и конкуренция.
25. Сущность рынка факторов производства. Рынок труда и его субъекты. Особенности рынка труда.
26. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов. Личный и располагаемый доход
27.Рынок капитала. Субъекты рынка капиталов. Понятие процентного дохода.
28. Рынок земли. Дифференциальная и абсолютная рента.
29. Расчет семейного бюджета.
30. Предприятие (фирма) как основной хозяйствующий субъект микроэкономики.
31.Порядок создания и регистрации предприятия.
32. Проблемы организация предпринимательской деятельности на современном этапе развития.
33. Общая производственная структура предприятия. Инфраструктура предприятия. 34. Типы производственной структуры хозяйствующих субъектов.
35. Производственный и технологический процесс. Производственный цикл.
36 .Основные формы организации производства.
37. Производственные фонды предприятия, их структура.
38. Основной и оборотный капитал.
39. Оборотные средства. Физический и моральный износ основного капитала.
Производственная функция предприятия.
40. Нормирование труда. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда Методы измерения производительности труда.
41 .Издержки, доход и прибыль предприятия.
42.Расчет себестоимости продукции. прибыли и издержек предприятия.
43.Макроэкономика как составная часть экономической науки. Основные макроэкономические проблемы.
44. Международная система национальных счетов (СНС).
45. Основные макроэкономические показатели: ВВП, ВНП, НД общества. Денежное измерение ВНП. Индекс цен.
46. Номинальный и реальный ВНП. Корректировка ВНП. Дефлятор ВНП. Методы расчета ВВП
47. Экономический рост и его типы. Цикличность развития рыночной экономики. Причины макроэкономических колебаний.
48. Понятие экономического цикла и его фазы
50. Социально-экономические последствия кризисов перепроизводства.
51. Безработица, ее сущность, причины, формы проявления
52. Фрикционная безработица. Структурная безработица. Циклическая безработица. Закон Оукена.
53. Государственное регулирование занятости населения.
54. Политика государства в области занятости населения
55. Роль государства в экономике. Общественные блага.
56. Роль и значение денег в экономике. Финансовый рынок и его структура.
57. Денежная система. Денежное обращение и его проблемы
58. Закон денежного обращения. Уравнение обмена И.Фишера.
59. Инфляция и антиинфляционная политика государства.
60. Понятие кредитно-денежной политики. Цели и задачи кредитно-денежной политики. Инструменты и методы проведения кредитно-денежной политики.
61. Операции на открытом рынке. Политика изменения учетной ставки.
62. Нормы обязательных резервов. Политика «дорогих» и «дешевых» денег. Эффективность и границы денежно-кредитного регулирования.
63. Понятие кредитной системы, Принципы кредитования. Виды и формы кредита.
64. Банковская система государства
65. Бюджетно-налоговая политика государства.
66. Фискальная (налоговая) политика и ее роль в стабилизации экономики.
67. Государственная политика в области международной торговли.
68.Понятие валюты. Валютный курс и его характеристики. Спот-курс. Форвардный курс. Конвертируемость валюты. Динамика валютного курса.
69. Глобальные экономические проблемы
70. Особенности современной экономики России.
Критерии оценки устного ответа на теоретический вопрос.
Оценка «отлично» - полное изложение полученных знаний в устной или письменной форме, в соответствии с требованиями учебной программы; правильное определение специальных понятий; владение терминологией; полное понимание материала; умение обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры; последовательное и полное с точки зрения технологии выполнения работ изложение материала.
Оценка «хорошо» - изложение полученных знаний в устной или письменной форме, удовлетворяющее тем же требованиям, что и для оценки «5»; наличие несущественных терминологических ошибок, не меняющих суть раскрываемого вопроса, самостоятельное их исправление; выполнение заданий с небольшой помощью преподавателя.
Оценка «удовлетворительно» - изложение полученных знаний неполное; неточности в определении понятий или формулировке технологии или структуры; недостаточно глубокое и доказательное обоснование своих суждений и приведение своих примеров; непоследовательное изложение материала.
Отметка «неудовлетворительно» выставляется в том случае, когда студенты не подготовлены к ответу на теоретический вопрос. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны преподавателя и хорошо подготовленных студентов неэффективны по причине плохой подготовки.
Условия выполнения задания:
- Время проведения дифференцированного зачета: 2 академических часа
- Требования охраны труда: инструктаж по технике безопасности
3. Оборудование: бумага, ручка
Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых в аттестации
Основная литература
- Конституция Российской Федерации (с поправками) // СЗ РФ.
- Братухина О.А.Основы экономики. С практикумом : Учебное пособие. - М. : КНОРУС, 2018. - 322 с. - (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-406-04522-0 Рекомендовано УМО СПО.
- Гомола А.И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник, М.: Издательский центр «Академия», 2018 г.
- Грибов В.Д.Экономика организации(предприятия) : Учебник / 11-е изд., перераб. - М. : КНОРУС, 2019. - 408 с. - (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-406-06893
- Липсиц И.В. Экономика : Учебник. - М. : КНОРУС, 2019. - 278 с. - (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-406-06978-3 Рекомендовано Экспертным советом УМО в системе СПО.
Дополнительная литература
- Акимов В.В. Экономика отрасли (строительство). – М.: ИНФРА-М, 2005 г.
- Бардовский В.П. Экономическая теория: учебник. М.: ИД «Форум» ИНФРА-М, 2014 г.
- Гомола А.И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник, М.: Издательский центр «Академия», 2014 г.
- Новицкий Н.И. Организация производства: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2009 год
Интернет-ресурсы
- www. aup. ru (Административно-управленческий портал).
- www. economicus. ru (Проект института «Экономическая школа»).
- www. informika. ru (Государственное научное предприятие для продвижения новых информационных технологий в сферах образования и науки России).
- www. economictheory. narod. ru (Экономическая теория On-Line, книги, статьи).
- www. ecsocman. edu. ru (Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа учебной дисциплины "Основы экономики" по специальности среднего профессионального образования 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование
Программа учебной дисциплины «Основы экономики» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальн...
Практикум по дисциплине "Основы экономики" по специальности среднего профессионального образования 13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование»
Настоящий сборник предназначен в качестве методического пособия при проведении практических работ по программе дисциплины «Основы эко-номики» для специальности 13.02.02 «Теплоснабжение и теплоте...
Методические указания к выполнению курсовой работы по учебной дисциплине "Основы экономики" для специальности 13.02.02 "Теплоснабжение и теплотехническое оборудование"
Целью курсовой работы по курсу «Основы экономики» для специальности 13.02.02 "Теплоснабжение и теплотехническое оборудование" является закрепление теоретических знаний студентов, обучение самост...
Рабочая программа учебной программы ОП 08. Основы экономики основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 08. Основы экономики основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальност...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 Наладка и испытания теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения Специальность 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование Базовая подготовка на 2023-2024 учебный год
Программа профессионального модуля (далее программа) – является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.02 Теп...
Рабочая программа по учебной дисциплине Основы экономики по специальности 13.02.03 Электрические станции, сети и системы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 13.02.03 Электрические станции, сети и системы.Учебн...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы экономики» для специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Изучение программного материала по дисциплине «Основы экономики» позволит студентам ознакомиться с национальной стратегией развития экономики субъектов хозяйствования как территориал...