Рабочая программа учебной программы ОП 08. Основы экономики основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование
рабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 08. Основы экономики основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 08. Основы экономики
основной профессиональной образовательной программы –
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности
13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование
г. Курск
РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО цикловой комиссией Протокол №___ «____» __________ 201__ г. Председатель ЦК ______________ О.В. Кузнецова | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-методической работе _____________________ О.Б. Грунева «___» _____________ 2018 г. |
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 08. Основы экономики, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 28.07.2014 №823.
Разработчик:
Хвостова О.А., преподаватель ОБПОУ «КМТ».
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 7 |
| 12 |
| 13 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 08. Основы экономики
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (базовой подготовки) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование, входящей в состав укрупненной группы специальностей 13.00.00 Электро- и теплоэнергетика.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области технического обслуживания и эксплуатации теплотехнического оборудования систем тепловодогазоснабжения и средств учета и контроля тепловой энергии при наличии среднего общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в профессиональный цикл, относится к общепрофессиональным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
– находить и использовать необходимую экономическую информацию;
- определять организационно-правовые формы организаций;
- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
- оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев;
- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации);
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- действующие законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность;
- основные технико-экономические показатели деятельности организации;
- методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации;
- методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования;
- механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;
- основные принципы построения экономической системы организации;
- основы маркетинговой деятельности, менеджмента и принципы делового общения;
- основы организации работы коллектива исполнителей;
- основы планирования, финансирования и кредитования организации;
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
- общую производственную и организационную структуру организации;
- современное состояние и перспективы развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
- состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
- способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;
- формы организации и оплаты труда.
В результате освоения учебной дисциплины формируются общие и профессиональные компетенции:
Код ОК | Наименование общих компетенций |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6. | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
Код ПК | Наименование ПК |
ПК 1.1. | Осуществлять пуск и остановку теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения. |
ПК 1.2. | Управлять режимами работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения. |
ПК 1.3. | Осуществлять мероприятия по предупреждению, локализации и ликвидации аварий теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения. |
ПК 2.1. | Выполнять дефектацию теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения. |
ПК 2.2. | Производить ремонт теплотехнического оборудования и систем тепло-и топливоснабжения. |
ПК 3.1. | Участвовать в наладке и испытаниях теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения. |
ПК 3.2. | Составлять отчётную документацию по результатам наладки и испытаний теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения. |
ПК 4.1. | Планировать и организовывать работу трудового коллектива. |
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 32 часов, в том числе вариативной части – 2 часа;
самостоятельной работы обучающегося - 16 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
практические занятия | 4 |
контрольная работа | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
в том числе: | |
подготовка к практическим занятиям | 2 |
проработка конспектов занятий | 11 |
оформление и подготовка к защите практической работы | 2 |
выполнение индивидуальных заданий | 1 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП 08. Основы экономики
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа | Объем часов | |||||
1 | 2 | 3 | |||||
Раздел 1. Место строительной отрасли в экономике страны |
| 3 | |||||
Тема 1.1. Современное состояние и перспективы развития отрасли | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Роль и значение отрасли в системе экономики страны. Ресурсы отрасли, специфические особенности отрасли, влияющие на формирование ее экономического потенциала. Этапы развития, современное состояние и перспективы развития. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение индивидуальных заданий | 1 | ||||||
Раздел 2. Организационно-правовые формы организаций | 3 | ||||||
Тема 2.1. Организация - основное звено экономики. | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Организационно-правовые формы предприятий и их особенности. Цель создания организаций. Типы производства и их производственная и организационная структура. Основные принципы построения экономической системы организации. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка конспекта занятий | 1 | ||||||
Раздел 3. Экономические ресурсы | 9 | ||||||
Тема 3.1. Основные фонды | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Понятие, классификация, структура основных фондов. Оценка основных фондов в натуральной и денежной формах. Первоначальная, восстановительная, остаточная и ликвидационная стоимость. Методика определения стоимости основных фондов. Моральный и физический износ. Методика определения показателей износа. Понятие «амортизация». Норма амортизации. Методы амортизационных начислений объектов основных производственных фондов. Методика расчета амортизационных отчислений. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка конспекта занятий | 1 | ||||||
Содержание учебного материала | 2 | ||||||
2 | Показатели эффективности использования основных фонд. Основные направления улучшения использования основных фондов. Коэффициенты обновления, выбытия, роста, сменности, фондоотдачи, фондоемкости, фондовооруженности, механовооруженности, показатель рентабельности. Нематериальные активы. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка конспекта занятий | 1 | ||||||
Тема 3.2. Оборотные средства организации. Показатели использования оборотных средств | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Сущность, структура оборотных средств организации. Кругооборот оборотных средств. Состав и классификация оборотных средств. Коэффициент оборачиваемости, продолжительность одного оборота в днях, коэффициент загрузки. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка конспекта занятий | 1 | ||||||
Раздел 4. Основы нормирования и оплаты труда | 9 | ||||||
Тема 4.1. Трудовые ресурсы. | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Состав трудовых ресурсов. Промышленно-производственный персонал: рабочие и служащие. Непромышленный персонал. Методика расчета численности работников организации. Показатель выработки в натуральном и стоимостном выражении. Трудоемкость. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка конспекта занятий | 1 | ||||||
Тема 4.2. Производительность и оплата труда | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Резервы роста производительности труда. Расчет показателей производительности труда. Общие положения Трудового кодекса Российской Федерации об оплате труда. Государственные гарантии по оплате труда работников. Тарифная система оплаты труда. Формы и системы оплаты труда. Методики расчета заработной платы. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка к практическим занятиям | 1 | ||||||
Практическое занятие №1: Расчет численности работников | 2 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Оформление и подготовка к защите практической работы | 1 | ||||||
Раздел 5. Финансы организации | 9 | ||||||
Тема 5.1. Финансы организации. | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Источники формирования финансовых ресурсов предприятия. Структура финансовых ресурсов предприятия. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка конспекта занятий | 1 | ||||||
Тема 5.2. Основные показатели эффективности деятельности организации | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Сущность и показатели эффективности деятельности организации. Понятие экономической эффективности. Общая (абсолютная) и сравнительная экономическая эффективность. Показатели использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Технико-экономические показатели использования основных средств. Показатели экономической эффективности капитальных вложений в новую технику: коэффициент эффективности и срок окупаемости. Прибыль и рентабельность - основные показатели, характеризующие эффективность производственно-хозяйственной деятельности строительной организации. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка к практическим занятиям | 1 | ||||||
Практическое занятие №2: Расчет прибыли и рентабельности организации | 2 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Оформление и подготовка к защите практической работы | 1 | ||||||
Раздел 6. Основы маркетинга | 3 | ||||||
Тема 6.1. Теплоэнергетика как продукция в системе маркетинга. Особенности сбыта. | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Особенности теплоэнергетики как товара. Маркетинговые исследования рынка. Маркетинговая стратегия и сегментация рынка. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка конспекта занятий | 1 | ||||||
Раздел 7. Основы менеджмента | 12 | ||||||
Тема 7.1. Сущность и характерные черты современного менеджмента | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Сущность и основные понятия, используемые менеджменте. Цели и задачи управления организациями. Роль менеджмента в современных условиях становления рыночных отношений. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка конспекта занятий | 1 | ||||||
Тема 7.2. Основы планирования | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Понятие планирования в организации, принципы планирования. Виды планирования. Оперативно-календарное планирование. Назначение бизнес-плана. Разделы бизнес - плана. Оформление бизнес – плана. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка конспекта занятий | 1 | ||||||
Тема 7.3. Деловое общение | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Значение делового общения. Организация общения. Технология проведения делового совещания. Модель проведения деловых переговоров. Техника телефонных переговоров. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка конспекта занятий | 1 | ||||||
Тема 7.4. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности | Содержание учебного материала | 1 1 | |||||
1 | Планирование рабочего и свободного времени менеджера. Ранжирование задач. Рабочее место руководителя. Основные направления улучшения использования времени. Контрольная работа. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка конспекта занятий | 1 | ||||||
Всего: | 48 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по экономике.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;
- комплект учебно-наглядных пособий по основам экономики.
- сканер;
- принтер.
Технические средства обучения:
- мультимедиапроектор и мультимедийная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Основы экономики [Текст]: учеб. пособие/ под ред. Н. Н. Кожевникова. - 10-е изд., стер. - М.: Академия, 2014. - 288 с. - (Профессиональное образование) А. С. Паламарчук. Экономика предприятия. -М.: ИНФРА-М,2016.
Дополнительные источники:
- Власова М.С. Налоги и налогообложение [Текст]: учеб. пособие/ М. С. Власова, О. В. Суханов. - М.: КНОРУС, 2016. - 222 с. - (Бакалавриат)
- Качур О. В. Налоги и налогообложение [Текст]: учеб. пособие/ О. В. Качур. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2016. - 432 с. -(Бакалавриат)
- Перекрестова Л. В. Финансы, денежное обращение и кредит [Текст]: учебник. Рекомендован ФГАУ "ФИРО"/ Л.В. Перекрестова, Н. М. Романенко, С. П. Сазонов. - 13-е изд., испр. - М.: Академия, 2017. -368 с. - (Профессиональное образование)
- Скворцов О.В. Налоги и налогообложение [Текст]: учебник. Рекомендован ФГАУ «ФИРО»/ О. В. Скворцов. - 14-е изд., испр . - М.: Академия, 2017. - 272 с. - (Профессиональное образование)
- Скворцов, О. В. Налоги и налогообложение. Практикум [Текст]: учеб. пособие. Рекомендовано ФГАУ «ФИРО»/ О. В. Скворцов. - 11-е изд., испр. - М.: Академия, 2015. - 208 с. - (Профессиональное образование)
Интернет-ресурсы:
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и контрольной работы.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: | |
- находить и использовать необходимую экономическую информацию; | Оценка выполнения и защиты практических работ. |
- определять организационно-правовые формы организаций; | Оценка выполнения и защиты практических работ. |
- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации; | Оценка выполнения самостоятельной работы |
- оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев; | Оценка выполнения самостоятельной работы |
- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации); | Оценка выполнения и защиты практических работ. Контрольная работа |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: | |
- действующие законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность; | Оценка индивидуального и фронтального опроса в устной форме. |
- основные технико-экономические показатели деятельности организации; | Оценка выполнения тестовых заданий |
- методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации; | Оценка выполнения тестовых заданий |
- методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования; | Оценка индивидуального и фронтального опроса в устной форме. |
- механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях; | Оценка выполнения тестовых заданий |
- основные принципы построения экономической системы организации; | Оценка индивидуального и фронтального опроса в устной форме. |
- основы маркетинговой деятельности, менеджмента и принципы делового общения; | Оценка выполнения тестовых заданий |
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности; | Оценка выполнения тестовых заданий. |
- общую производственную и организационную структуру организации; | Оценка выполнения индивидуальных заданий. |
1 | 2 |
- современное состояние и перспективы развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике; | Оценка индивидуального и фронтального опроса в устной форме. |
- состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования; | Оценка выполнения тестовых заданий |
- способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии; | Оценка выполнения тестовых заданий |
- формы организации и оплаты труда; | Оценка индивидуального и фронтального опроса в устной форме. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/15/picture-667792-1442328580.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.05. Земельно–имущественные отношения
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫБухгалтерский учёт и налогообложение 1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основной професси...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/15/picture-667792-1442328580.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.05. Земельно–имущественные отношения
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫБухгалтерский учёт и налогообложение 1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основной професси...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/19/picture-770255-1458409686.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет.
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/23/picture-960455-1656000311.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД 02 Психология «Профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.01. Лечебное дело углубленная подготовка
Разработчик: Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Походяева Т.Н., методист ГБОУ СПО НО «НМБК» Ветлужский филиалСодержательная экспертиза: Слюзина...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/04/picture-800877-1467616398.jpg)
ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.07 МЭВСУКВиВ
Программа производственной практики (преддипломной) разработана в соответствии с:- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/06/picture-677454-1601969107.jpg)
ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование
Программа производственной практики (преддипломной) является частью ОПОП ППССЗ по специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование. Производственная (преддипломная) практика...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/06/picture-677454-1601969107.jpg)
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА АТТЕСТАЦИИ производственной практики (преддипломной) основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое обору
Предметом оценки производственной практики (преддипломной) являются углубление ранее полученного практического опыта. Готовность к самостоятельной трудовой деятельности в обл...